Зубов МВД

Зубов Игорь Николаевич

Зубов Игорь Николаевич

Зубов Игорь Николаевич — статс-секретарь — заместитель министра внутренних дел Российской Федерации.

Биография

Родился 22 июля 1956 г. в Москве, Россия.

Образование

1977 г. — окончил с отличием Омскую высшую школу милиции МВД СССР по специальности «Правоведение».

1980 г. — окончил Академию МВД СССР.

Научная степень

Доктор юридических наук. Кандидат технических наук.

Тема диссертации: «Государственно-правовые и организационные проблемы функционирования и развития МВД России».

Карьера

1973 — 2001 гг. — непрерывно служил в органах внутренних на разных должностях.

1997 — 1998 гг. — заместитель начальника Главного штаба МВД России.

1998 — 1999 гг. — начальник Главного организационно-инспекторского управления МВД России.

1999 — 2001 гг. — заместитель Министра внутренних дел РФ.

2001 г. — президент ОАО «Регион».

2002 — 2003 гг. — вице-президент акционерной финансовой корпорации АФК «Система» (одна из крупнейших групп в России, владеет пакетами акций МТС, МГТС, «Интурист» и многих других структур).

С 2003 г. — председатель правления Межрегионального фонда президентских программ.

2007 — 2011 гг. — депутат Законодательного Собрания Тверской области 4-го созыва.

С 2011 г. — преподавал в Московском университете МВД России, профессор кафедры конституционного и муниципального права.

16 июня 2012 г. назначен статс-секретарем — заместителем Министра внутренних дел РФ.

Игорь Зубов: главное — люди

Общественно-политическая деятельность

24 сентября 2012 г. — принял участие в совещании, на котором обсуждалась криминогенная обстановка в регионе, поставлены конкретные задачи для повышения качества работы полиции.

Ноябрь 2012 г. — в интернете появилась видеозапись, на которой представительская иномарка с номером А099МР 97 RUS, закрепленная за Игорем Зубовым, пытается вклиниться перед полицейским ВАЗ-2114. Как сообщили в МВД, во время инцидента шофер BMW ехал один: его шеф находился в командировке. В результате шофер, который устроил «дуэль за полосу» с автомобилем ДПС, уволен с работы.

25 октября 2012 г. — впервые прибыл в Екатеринбург с официальным визитом. Принял участие в открытии музейного комплекса истории милиции/полиции Среднего Урала в здании на улице Маршала Жукова, 4″а».

20 октября 2012 г. — представил в нижней палате парламента закон о порядке пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел.

Участник боевых действий на Северном Кавказе.

Член Союза журналистов России.

Член Координационного совета Российского союза юристов.

Председатель правления Межрегионального фонда президентских программ.

Профессор Московского университета МВД России.

Член Общественного объединения «Антикриминальное содружество «Родина».

Вице-президент Международной ассоциации полицейских.

Вице-президент Союза юристов России.

Действительный член-корреспондент Академии обороны, безопасности и правопорядка; Международной Академии бизнеса; Международной Академии космонавтики.

Депутат по единому избирательному округу Тверской области («Народная воля»).

Член постоянного комитета по социальной политике.

Председатель правления Общественного объединения «Региональный фонд содействия развитию правоохранительных органов».

Научная деятельность

Автор свыше ста научных трудов по вопросам оперативно-розыскной и административной деятельности органов внутренних дел, управления в социальных и экономических системах, конституционного и муниципального права.

Награды и звания

Удостоен многих наград, в числе которых Орден мужества, и 15 медалей.

Почетный сотрудник МВД России.

Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса.

Генерал-полковник милиции в отставке.

Интересные факты

Июнь 2012 г. — в Твери прогремел скандал — неизвестными из пистолета ТТ была обстреляна квартира Игоря Зубова. Никто не пострадал, виновных не нашли, одни поговаривали о фальсификации и «предвыборном шоу», другие давили на то, что все это происки врагов генерал-полковника.

Статс-секретарь — заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации. Родился в 1956 г. Москве. В 1977 г. окончил «с отличием» Омскую высшую школу милиции МВД СССР по специальности «Правоведение». Непрерывно служил в органах внутренних дел с 1973 по 2001 г. на разных должностях. В частности, с 1997 по 1998 г. — заместитель начальника Главного штаба МВД России; с 1998 по 1999 г. — начальник Главного организационно-инспекторского управления МВД России; с 1999 по 2001 г. — заместитель Министра внутренних дел РФ. Участник боевых действий на Северном Кавказе. С 2007 по 2011 г. — депутат Законодательного Собрания Тверской области 4-го созыва. С 2011 г. преподавал в Московском университете МВД России, профессор кафедры конституционного и муниципального права. 16 июня 2012 года Указом Президента России назначен статс-секретарем — заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации. Доктор юридических наук. Тема диссертации «Государственно-правовые и организационные проблемы функционирования и развития МВД России». Удостоен многих наград, в числе которых Орден мужества, 15 медалей. Почетный сотрудник МВД России. Член Союза журналистов России. Автор свыше ста научных трудов по вопросам оперативно-розыскной и административной деятельности органов внутренних дел, управления в социальных и экономических системах, конституционного и муниципального права.

По материалам СМИ и иных открытых источников информации.

В министерстве внутренних дел готовится проект закона, направленного на усиление борьбы с пьянством и незаконным оборотом алкогольной продукции.

О проблеме, ставшей угрозой для национальной безопасности страны, и предлагаемых поправках в уголовный закон, член президиума Ассоциации юристов России Михаил Барщевский побеседовал со статс-секретарем — заместителем министра внутренних дел Игорем Зубовым.

Доходы под градусом

Михаил Барщевский: Игорь Николаевич, как вы думаете, почему именно ваше ведомство занимается разработкой закона об усилении ответственности за нарушения при производстве алкогольной продукции?

Игорь Зубов: Мы всегда, что называется, по должности находились на передовой борьбы с этим злом. Кроме того, у нас есть прямое поручение правительства, подписанное тогда еще первым вице-премьером Зубковым.

Барщевский: Вы в своей непосредственной работе ощущаете вред алкоголя для безопасности, демографии, противодействия преступности?

Зубов: Конечно. В науке управления социальными системами, в том числе органами внутренних дел, существует понятие триады — ты, противник и среда, которая тебя окружает. И все, что связано с алкоголем, является характеристикой среды, причем, как правило, крайне неблагоприятной. Ситуация с употреблением алкогольных напитков, пива и одурманивающих веществ приобретает в стране катастрофический характер и создает реальную угрозу национальной безопасности. И с точки зрения утраты генофонда, потому что растет заболеваемость, смертность, размываются моральные устои, падает уровень нравственности. И с точки зрения влияния на криминальную среду, потому что так называемая пьяная преступность растет. Одновременно сфера оборота алкогольных напитков и упомянутых в проекте закона одурманивающих веществ и пива превращается сегодня в очень доходную сферу преступного бизнеса. Это нас не может не настораживать.

Барщевский: Какой процент преступлений совершается в пьяном состоянии?

Зубов: Каждое четвертое преступление.

Барщевский: А количество убийств и изнасилований в пьяном виде?

Зубов: В 2011 году в состоянии опьянения было совершено 7139 убийств и 2028 лиц совершили изнасилования, что составляет 63% от общего числа лиц, их совершивших.

Барщевский: Скажите, а криминал в незаконном производстве алкоголя и пива — это миллионы или миллиарды рублей?

Зубов: Миллиарды.

Барщевский: Правильно ли я вас понимаю: для нашей страны алкогольная мафия как минимум не менее опасна, чем наркомафия?

Зубов: Давать точные оценки дело экспертов. Но, судя по отдельным операциям, мы имеем дело с разветвленной сетью организованных преступных группировок, которые специализируются исключительно на производстве и реализации незаконной алкогольной продукции. Она маркируется поддельными марками и марками, которые не были использованы, но не уничтожены. На промышленную основу поставлен и выпуск фальсификата, в том числе известных брендов, иногда продаваемых вообще без марок. Уже существует и абсолютно не учитываемый оборот пива, занимающий большой сегмент этого криминального рынка. Мы также считаем, сегодня у нас есть проблемы в области оборота спирта.

Барщевский: Микрочип стоит сегодня уже копейки. Подделать его намного сложнее, чем акцизную марочку. Почему не установить в обязательном порядке для начала на крепкие алкогольные напитки микрочипы? Может быть, не только репрессивными, но и технологическими мерами бороться с контрафактным алкоголем?

Зубов: Мы готовы предложить специализированному бизнесу подумать над техническими способами борьбы с контрафактом. Надо использовать все меры. Но что делать, когда значительная часть алкоголя реализуется без всяких марок, минуя контрольно-надзорные, а в ряде случаев и наши органы? Простой пример — счетчики на заводах, фиксирующие количество произведенных бутылок. Если это подпольное производство, там нет ни счетчика, ни марок.

Барщевский: Но торговые точки проверить можно. Будем честны, многие торговые точки, реализующие алкоголь без марок, с поддельными марками, просто откупаются от ваших сотрудников.

Зубов: Организованная преступность и коррупция носят системный характер, и в них вовлечены самые различные ведомства и категории населения. Мы не скрываем, что имеют место и такие факты, когда этот нелегальный бизнес крышуется, в том числе и сотрудниками полиции. Речь идет об очень больших деньгах, и чтобы все проверить, требуются большие усилия всей правоохранительной системы.

Протокол к пиву

Барщевский: А вообще только репрессивными мерами мы можем победить пьянство?

Зубов: Репрессивными мерами нельзя победить никакое негативное социальное явление. Должен быть комплекс мер воздействия: и экономических, и социально-культурных, и репрессивных. Мы уже имели известный опыт борьбы с пьянством, который дал отрицательный результат. Поэтому нужны усилия всего общества. Но так у нас устроено: если кнута нет, то пряник не помогает. Например, административный запрет на употребление пива в общественных местах так и не сработал.

Барщевский: Вам рассказать почему? На Новом Арбате много раз наблюдал сцену. Около кинотеатра «Художественный» сидит молодежь с пивом на парапете перехода, проходит наряд полицейских, и никакой реакции на распитие спиртных напитков молодежью до 14 лет. Вводить законы, которые вы сами как силовики не пытаетесь соблюдать, по крайней мере контрпродуктивно.

Зубов: Мы пытаемся соблюдать. И если наряд не замечает нарушение — это плохо. Но надо сказать, принятый закон направлен на ограничение массовидного явления. То есть когда противоправное поведение для значительной части населения приобрело характер обыденного. И для того, чтобы такое поведение направить в цивилизованное, правовое русло, необходима в первую очередь пропаганда этого закона, чтобы на каждом углу висело, чтобы по телевидению разъяснялось, а потом уже репрессии в виде задержаний и штрафов. Если сегодня десятки тысяч людей совершают подобные административные правонарушения, нам их даже поместить некуда.

Барщевский: Достаточно начать просто задерживать и составлять протокол на месте.

Зубов: При массовом характере таких задержаний это может вызвать неоднозначную реакцию. Надо социальную лодку не раскачивать, а вести ее в нужное русло.

Барщевский: Введен запрет на разговор по мобильному телефону за рулем автомобиля. В Москве в машине разговаривает каждый второй. Либо отмените закон, либо добейтесь его исполнения. То же самое с распитием пива на улице. В столице США запрещено распитие пива и спиртных напитков на улице, и вы никогда не увидите там человека, пьющего пиво или какой-нибудь алкоголь, он возьмет его в бумажный пакетик.

Зубов: Вы совершенно верно говорите насчет бумажных пакетиков. Я полагаю, что подобные законы, которые ограничивают права огромного количества граждан, в том числе на распитие того же пива в общественных местах, видимо, с точки зрения демократической процедуры должны проходить некое одобрение в самом обществе. Не каждый законопроект у нас эту процедуру, к сожалению, проходил, но этот закон сегодня уже есть, и мы обязаны его исполнять. Насчет телефона, да, разговаривают, но побаиваются. Когда видят полицейского, сразу же телефон опускают. Точное количество дорожно-транспортных происшествий, которые происходят из-за разговоров по телефону, учету не поддается. Однако в 2011 году за нарушение правил пользования телефоном водителями было возбуждено 172 614 дел.

Пристегнитесь, вас снимают

Барщевский: Может, проанализировать действующие запреты и выйти с инициативой отмены тех, которые не могут быть обеспечены? В противном случае понятия запрета и ответственности за его несоблюдение размываются. Необходима грань, за которой нарушение неизбежно приводит к ответственности.

Зубов: Разумно. В любом случае надо в этой сфере определенную работу провести. При этом, что касается разговоров по мобильным телефонам в автомобилях, то здесь как с тонированными стеклами, все-таки сдвиг позитивный есть. По ремням безопасности в целом приучили. Приучим и к мобильным телефонам.

Барщевский: Но как приучили к ремням? Ездили машины и останавливали тех, кто без ремней. Почему до сих пор не пустили машины скрытого патрулирования?

Зубов: Мы их используем. Но не надо забывать, нас сократили на 25 процентов и мы пока физически не в состоянии выполнять ряд функций на прежнем уровне. Недавно я выступал на коллегии в Татарстане, где МВД по РТ традиционно было одним из самых передовых подразделений. И вдруг показатели стали проваливаться. Стали изучать и пришли к двум выводам. Во-первых, просто «замордовали» полицию, по любому поводу проверки, публикации, привлечение к ответственности. А во-вторых, чисто физически стало меньше полицейских. Но у них очень хорошая материально-техническая база, наверное, даже лучшая в России. И я предложил действовать не числом, а умением. Если говорить о разговорах по мобильному, непристегнутых ремнях, наверное, многие уже стали получать так называемые письма счастья. В Казани технические возможности позволяют не только номер фотографировать, но и человека, разговаривающего по мобильному телефону или у которого не пристегнут ремень. Вот так надо работать, поэтому мы обязательно будем вкладываться и приобретать новейшую технику.

Хочу вернуться к распитию алкоголя. Еще до работы в МВД думал примерно, как вы — зачем нужны запреты, если мы не можем их исполнять. Сейчас, уже решая, нужно или не нужно, я все-таки считаю, что надо потребовать для начала исполнить. Для этого необходимо провести соответствующую всероссийскую операцию, опыт такой у нас есть, и попробовать людям объяснить, что пиво пить на улице нельзя. Для начала не штрафуя, не арестовывая, просто объяснять.

Барщевский: Я не против, но если вы хотите, чтобы ваше ведомство начали уважать и перестали мордовать, то для начала нужно перестать быть смешными. А смешными вы выглядите тогда, когда, отвечая за соблюдение чего-то, на самом деле ничего сделать не можете. Добивайтесь тогда от законодателей отмены этих запретов, увеличения штатной численности, финансирования, если вам не отменяют запреты.

Зубов: Сегодня называть полицию смешной уже нельзя. Все-таки это самое сильное и многочисленное правоохранительное ведомство, которое выполняет очень тяжелую, ответственную и зачастую реально опасную работу. Снова вспоминается Татарстан, в ближайшее время нас ждет раскрытие нескольких очень серьезных, резонансных преступлений, которые вызовут позитивный эффект. Люди работали долго и самоотверженно. Я бы хотел сказать о том, что сейчас полиция нуждается не только в доверии гражданского общества, но еще в его помощи и поддержке.

Выпил с подростком — плати 3 тысячи

Барщевский: Абсолютно согласен с тем, что вы говорите, но при этом все-таки мне кажется, что правовое государство, о котором мы мечтаем, начинается с земли. На земле власть представляете вы. И, мне кажется, задача ваша сегодня для начала хотя бы честно сказать и руководству, и обществу о том уровне преступности, который есть. Потому что никто не понимает, каким количеством дел вам приходится заниматься и, главное, каким бы вам надо было заниматься, если бы все регистрировалось.

Зубов: Мы этим занимаемся. Все, о чем вы сейчас говорите, прописано и вошло в концепцию доработки реформы.

Барщевский: Перечислите просто через запятую, какие основные новеллы этого законопроекта.

Зубов: Мы вносим два вида новелл. Одну — в Уголовный кодекс. Во-первых, предлагаем усилить ответственность за систематическое вовлечение несовершеннолетних в употребление алкогольной спиртосодержащей продукции, установив нижний порог наказания в 2 года, а верхний в 6 лет. Предлагается установить нижний порог вопреки складывающейся сегодня практике его отмены, потому что в действующем УК статьи, касающиеся несовершеннолетних, все с нижним порогом. Нужно все привести в соответствие. Во-вторых, мы хотим в законе четко разъяснить понятия «спиртные напитки», «алкогольная продукция», «спиртосодержащая продукция». В-третьих, 171-я статья УК РФ дополняется специальными составами преступления, предусматривающими ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или продажи немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке специальными либо акцизными марками, в том случае если преступления совершены в крупном или особо крупном размере. Это положение направлено на противодействие алкогольной мафии. Прежде всего потому, что статья вступает в действие уже только при фиксации факта перевозки. Потом уже с этой статьи можно раскручивать всю цепочку — искать производителей, потребителей, организаторов. Масштаб происходящих преступлений такой, что только в одной операции, проведенной недавно в Московском регионе, при перевозке было обнаружено 1,3 миллиона бутылок стоимостью 65 миллионов рублей.

Кроме того, мы уточняем подследственность и корректируем огромный перечень административных составов. Перечень был подготовлен давно, и за эти, по существу, тяжелые нарушения штрафы остались маленькие и не действуют, не несут превентивного значения. Мы предлагаем установить за административное правонарушение в рассматриваемой сфере повышенную в 2-3 раза ответственность. В частности, за вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготовляемых на его основе, спиртных напитков и одурманивающих веществ штраф с 1000 до 3000 рублей. За нарушение правил продажи алкогольных или других напитков, пива для должностных лиц с 5000 до 15 000, для юридических — от 50 000 рублей.

Барщевский: Вы упоминаете в законе об одурманивающих веществах. Я как юрист не могу не заметить, что до тех пор, пока нет списка «одурманивающих веществ», упоминание этого термина как минимум коррупциогенно. Не следует ли разработать список этих веществ?

Зубов: Вопрос уже обсуждался на правительственной комиссии. Список такой существует, подготовленный, кстати, при участии Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Его в свое время разработала соответствующая комиссия, и на тот момент он носил исчерпывающий характер. Потом комиссию ликвидировали, и список сегодня вроде бы как уже не признают. Но никто не отменял решение той комиссии, никто не сказал, что оно, это решение, не действует, а поэтому список существует. Сложность в том, что количество одурманивающих веществ постоянно растет. Сегодня одурманивающим является клей БФ, завтра — тормозная жидкость, послезавтра — еще что-то. Эту проблему, как представляется, необходимо оставить на потом. Сегодня, раз норма существует, ее надо применять как есть, потому что надо действовать, важно не останавливаться. Некоторые одурманивающие вещества очень опасны, они быстро разрушают мозг ребенка. Надо реагировать немедленно.

«Российская газета» Михаил Барщевский (2 августа 2012)

Полиция и дружина

Игорь Николаевич, как вы считаете, сегодня: так ли уж было необходимо переименовать милицию в полицию? Страсти ведь до сих пор не утихли — сторонники и противники переименования продолжают спорить.

Игорь Зубов: Давайте сразу расставим акценты: реформа системы МВД — это не смена вывески и новая форма для сотрудников.

В теории управления существует такое понятие, как ребрендинг — комплекс активных мероприятий, направленных на изменение бренда организации — ее названия, логотипа, имиджа, визуального оформления,чтобы улучшить ее позиционирования. Такие изменения, я хочу акцентировать на этом внимание, проводятся в русле концептуального улучшения идеологии бренда. И подразумевают, что в качестве производимого организацией продукта произошли — или произойдут — существенные позитивные изменения.

Так вот, ребрендинг милиции был просто необходим.

И прежде всего потому, что значительная часть гражданского общества на тот период времени реально негативно оценивало положение дел в системе МВД. Причем, к сожалению, не безосновательно.

Реформа априори была востребована. Переименование в полицию, на мой взгляд, имело цель продемонстрировать серьезность намерений государства кардинально изменить органы внутренних дел. Сделать их соответствующими мировым стандартам, сохранив при этом накопленный годами отечественный опыт.

Кстати, в военной науке термин «милиция» обозначает нерегулярные отряды вооруженных граждан — ополчения. Они формируются в военное время в помощь регулярной армии. У термина «полиция» принципиально иное значение. Он используется для наименования органов исполнительной власти, профессионально обеспечивающих охрану общественного порядка и борьбу с преступностью. Реформа привела в соответствие содержание и форму полицейской функции в нашей стране. В этом смысле переименование было верным и с научной точки зрения.

А какой продукт производит полиция?

Игорь Зубов: Услуги в сфере охраны правопорядка. И в такой формулировке нет ничего необычного. Полиция во всем мире рассматривается как одна из подсистем оказания массовых услуг населению, так же как скорая медицинская помощь, например. Конечно, услуг специфических, связанных в том числе с применением методов принуждения, ограничением прав и свобод граждан, с применением оружия, наконец. Но все же это услуги. Полиция не должна рассматриваться как карательный орган. Эта организация — социальный партнер и защитник населения. Только так. В этом смысл и одно из главных направлений реформирования.

Кстати, а полиция отныне занимается только своим прямым делом — скажем, ловит преступников и охраняет общественный порядок?

Игорь Зубов: Несмотря на усилия освободить полицию от несвойственных ей функций, в регионах продолжают попытки возложить на полицейских обязанности, не совместимые с их статусом. Поэтому министерство предложило исключить из законов субъектов РФ полномочия, не предусмотренные федеральным законом — те, которые возлагаются на полицию по пресечению 837 составов административных правонарушений.

И что, по вашему мнению, полиция не должна делать?

Игорь Зубов: Например, контролировать нарушения правил содержания колодцев и ливневых канализаций, графиков движения городского маршрутного транспорта и т.п. Пока положительный результат достигнут лишь в отношении 339 составов. По различным причинам, в том числе объективным, не удалось передать по принадлежности часть несвойственных функций. В частности, обязанности по содержанию в специально отведенных помещениях подразделений полиции иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению с территории России.

Любая реформа невозможна без создания соответствующей правовой базы. В МВД в качестве таковой выступил Федеральный закон «О полиции». Что он внес принципиально нового?

Игорь Зубов: К моменту реформирования деятельность милиции больше регулировалась подзаконными правовыми актами, чем основным законом. Полномочия милиции оказались рассредоточенными по различным документам. А это привело к возложению на нее несвойственных функций, параллелизму и дублированию. Устарели многие положения, связанные с отбором кадров, прохождением службы и обеспечением внутренней безопасности системы. Не соответствовали требованиям времени общественный контроль за работой милиции, гарантии социальной защиты сотрудников, ветеранов и членов их семей.

При подготовке нового базового закона все эти вопросы были проработаны в специально созданном в МВД России Организационном комитете при участии широкого круга экспертов, в том числе — гражданских, и в соответствии с международными стандартами организации полицейской деятельности.

При подготовке закона учитывались мнения рядовых граждан, не экспертов и не членов различных комитетов и комиссий?

Игорь Зубов: Что особенно важно — проект закона «О полиции» впервые в законотворческой практике прошел процедуру всенародного обсуждения. Для этого был создан специальный сайт в Интернете, на который поступило свыше 30 тысяч отзывов, предложений и рекомендаций. Не остались в стороне телевидение и пресса. Это позволило создать не просто новую, а реально инновационную правовую основу деятельности органов внутренних дел. Кстати, совсем недавно, в конце февраля, члены подкомитета Европарламента по правам человека при рассмотрении критических докладов российских правозащитников по реформе МВД и судебной системы в России признавали в своих выступлениях, что «процессы в России полностью укладываются в мировые каноны демократии».

На что нацелены перемены в полицейской службе?

Игорь Зубов: В числе главных целей — возвращение органам внутренних дел доверия населения. А чтобы добиться требуется качественно улучшить реагирование на угрозы и вызовы в обеспечении общественной безопасности и борьбе с преступностью.

Закон «О полиции» и принятые в его развитие другие нормативные акты создали основу для того, чтобы переформатировать взаимоотношения полицейской системы с институтами гражданского общества в принципиально новую партнерскую модель с социальной направленностью. Основные черты этой модели — четкое ограничение полицейских функций обеспечением правопорядка и общественной безопасности. А также закрепление правил применения мер принуждения как крайнего средства решения возложенных на полицию задач. Кроме того, общественное мнение признано одним из критериев оценки ее работы. Полиция ориентирована на тесное сотрудничество с населением.

Процесс полноценного формирования такой модели требует времени. Но ведь речь идет о закреплении в массовом сознании устойчивых установок на приоритет общечеловеческих ценностей, гуманизм, безусловное исполнение требований закона и взаимного уважения. Игра, как говорится, стоит свеч.

На ваш взгляд, закон работает? Есть ощутимые результаты, перемены?

Игорь Зубов: Безусловно. При министерстве и при всех территориальных органах созданы и работают общественные советы. Руководители территориальных органов и участковые регулярно отчитываются о своей работе перед населением, депутатами, главами регионов и местной администрации. Определен порядок проведения общественной антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов, разрабатываемых МВД России.

Результаты опросов общественного мнения стали одной из главных оценок деятельности органов внутренних дел.

Все чаще на улицах можно встретить дружинников. Будет ли закреплен их правовой статус?

Игорь Зубов: С участием наших специалистов готовятся и в ближайшей перспективе будут приняты законопроекты, регулирующие участие граждан в охране общественного порядка и профилактике правонарушений. Сегодня в России зарегистрировано несколько тысяч общественных формирований правоохранительной направленности, насчитывающих в своих рядах свыше полумиллиона человек. Они могут оказывать и уже оказывают МВД серьезную поддержку, особенно в обеспечении охраны порядка на улицах и в других общественных местах. Это особенно важно в связи с недостаточностью у нас штатной численности патрульно-постовой службы и участковых инспекторов для полноценного прикрытия всех малых населенных пунктов. В прошлом году при участии внештатных сотрудников полиции было раскрыто 23 817 преступлений, выявлено 325 123 административных правонарушений, задержано 265 708 правонарушителей. Уверен, что это не предел.

Наверное, уже проявились проблемы, требующие дополнительного правового урегулирования?

Игорь Зубов: Конечно, вы правы. С принятием этого закона был запущен механизм совершенствования всей нормативной базы, которая регулирует деятельность полиции. При участии специалистов МВД России подготовлены и приняты 98 федеральных законов, 40 указов президента РФ, 158 актов правительства РФ. Внутри системы издано более 1580 приказов, затрагивающие практически все аспекты оперативно-служебной деятельности полиции. Все эти документы потребовались, чтобы создать надежную основу для очищения органов внутренних дел от коррупционеров и злостных нарушителей служебной дисциплины. Для привлечения на службу квалифицированных кандидатов и формирования профессионального кадрового ядра. Мы обязаны обеспечить высокий уровень социальной защиты сотрудников, ветеранов и членов их семей, внедрить новые организационные формы и методы эффективной борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности.

Не могу не спросить о пресловутом правовом нигилизме наших граждан. Не секрет, что встречается он и у полицейских. Как вы с этим боретесь?

Игорь Зубов: По закону, участие в пропаганде правовых знаний является одной из обязанностей полиции. Полагаю, что эта работа должна быть ориентирована не только на саму систему, но и во вне ее. Хотя, к сожалению, наши сотрудники не всегда демонстрируют на практике необходимый для их статуса уровень правовых знаний и правовой культуры. В этой связи в системе МВД России разработан и реализуется комплекс мер по разъяснению личному составу постоянно обновляющихся правовых норм и практики их применения. Я уже не говорю о том, что знание необходимых правовых актов является условием успешного прохождения аттестаций и переаттестаций.

30 тысяч отзывов пришло на Закон «О полиции»

Каждый сотрудник органов внутренних дел должен знать, уважать и неукоснительно соблюдать в своей деятельности права и свободы человека и гражданина. А их нарушение рассматривается как чрезвычайное происшествие, влекущее для виновных правовые последствия, вплоть до увольнения и привлечения к уголовной ответственности.

С первых дней вступления в действие Закона «О полиции» мы приступили к изучению правоприменительной практики и разъяснению гражданам его положений. Для этого была создана специальная ведомственная «горячая линия», которая сразу же привлекла значительный интерес как у граждан, так и у сотрудников, особенно в первые месяцы реформирования системы МВД. Звонки на линию носили массовый характер и поступали из всех регионов России. Абонентов интересовала практика применения закона, порядок трудоустройства в органы внутренних дел и увольнения из системы МВД, вопросы проведения аттестации, порядка обжалования действий полиции в случае отказа в приеме и регистрации заявлений, обращений, жалоб, оснований и пределов применения сотрудниками полиции физической силы и специальных средств. Многие граждане высказывались за ужесточение контроля за соблюдением сотрудниками органов внутренних дел требований законодательства.

А как сегодня? Ажиотаж прошел, или люди продолжают звонить? Чем интересуются?

Игорь Зубов: Сегодня ситуация несколько стихла. Реформа в целом позитивно воспринята населением, и вопросы, поступающие в органы МВД от граждан, перешли в плоскость текущей деятельности полиции.

Что важно: министерством оказывается бесплатная юридическая помощь — правовые консультации в устной и письменной форме с использованием официального сайта МВД России в Интернете, ведомственных средств массовой информации и интернет-сайтов территориальных подразделений. На сайте МВД России создан банк данных «Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел», где размещено свыше двух с половиной тысяч нормативных правовых актов, регламентирующих полицейскую службу.

Какие наиболее значительные законодательные предложения могут появиться в ближайшее время от вашего ведомства?

Игорь Зубов: В частности, рассматривается возможность отказаться от традиционного института возбуждения уголовного дела в российском понимании, трансформировав его в институт уголовного производства. Одновременно ведется работа в сфере так называемой упрощенной формы уголовного производства, оптимального распределения юрисдикции различных правоохранительных ведомств, совершенствования процедур сделок с правосудием. Много внимания уделяется мерам ответственности за совершение различных преступлений, причем как в сторону усиления, так и декриминализации.

Предстоит работа над законопроектами, направленными на предупреждение торговли детьми, противодействие их сексуальной эксплуатации, обеспечение транспортной безопасности, установление порядка регистрации автомототранспортных средств, а также их допуска к участию в дорожном движении. Требует определенных изменений законодательство об административных правонарушениях.

Практика выдвинула задачу придать статус органа дознания пунктам полиции.

Появилось ли у наших оперативников и сыщиков больше возможностей для сотрудничества с зарубежными коллегами?

Игорь Зубов: В принципе, да. И хотя бы даже потому, что российская полиция органично вписалась в международные полицейские структуры.

Замечу, что наша реформа с пониманием встречена иностранными партнерами. За прошедшие два года международная деятельность МВД России заметно укрепилась, качественно изменились формы международного полицейского сотрудничества. Усилилось не только оперативное взаимодействие, но и защита интересов граждан Российской Федерации за рубежом. Укрепляются российские позиции в Интерполе и Европоле.

Досье «РГ»

Игорь Николаевич Зубов родился в 1956 году в Москве. В 1977-м окончил с отличием Омскую высшую школу милиции МВД СССР

Непрерывно служил в органах внутренних дел с 1973 по 2001 год на разных должностях. В частности, с 1997-го по 1998-й — заместитель начальника Главного штаба МВД России, с 1998-го по 1999-й — начальник Главного организационно-инспекторского управления МВД России, с 1999 по 2001 год — заместитель министра внутренних дел РФ.

Участник боевых действий на Северном Кавказе.

С 2007 по 2011 год — депутат Заксобрания Тверской области. С 2011 года преподавал в Московском университете МВД России, профессор кафедры конституционного и муниципального права. В 2012 году назначен статс-секретарем — заместителем министра внутренних дел РФ.

Действительный государственный советник РФ 2 класса. Доктор юридических наук. Автор свыше ста научных трудов.

Удостоен многих наград, в числе которых орден Мужества, 15 медалей.

Куратором внутренней политики 33 региона может стать брат замминистра МВД

Телеграм-канал «Золотые ворота» сообщает, что губернатор Владимирской области Владимир Сипягин якобы наконец-то определился с кандидатурой своего заместителя по внутренней политике. По информации анонимного телеграм-канала, куратором политического блока Владимирской области может стать москвич, выходец из системы МВД, ныне работающий в сфере охранного бизнеса Павел Николаевич Зубов.

Хорошо информированный источник в администрации Владимирской области подтвердил Зебра ТВ, что информация о кандидатуре Павла Зубова соответствует действительности, и эта перспектива очень настораживает обитателей владимирского Белого дома.

Вместе с тем, председатель комитета общественных связей и СМИ администрации Владимирской области Григорий Белов традиционно напомнил, что кадровые решения губернатора не анонсируются и до официального назначения новых чиновников не комментируются. При этом Григорий Белов подчеркнул, что даже на неофициальном уровне ничего не слышал о вероятности назначения Павла Зубова на должность госсекретаря, вице-губернатора по внутренней политике.

Под описание профиля Павла Николаевича Зубова, вероятность назначения которого куратором внутренней политики в администрации Владимирской области не исключают наблюдатели, подходит родной брат заместителя министра МВД России, генерал-полковника полиции Игоря Николаевича Зубова Павел Николаевич Зубов.

Информация о 48-летнем бывшем офицере Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД России Павле Зубове содержится в материале 2015 года федерального издания , который посвящен тому, как зарабатывают родственники высокопоставленных государственных служащих:

«Брат Зубова, Павел, владеет восемью частными охранными организациями, несколькими экипировочными центрами и компаниями, которые специализируются на технической охране. Выручка шести из этих организаций – всех, финансовые данные которых нашлись в СПАРК, – в 2013 г. составила 111,4 млн руб., чистая прибыль – 6,32 млн руб. Некоторые из организаций заключали небольшие контракты со структурами МВД. Так, в 2014 г. «Проекттехносервис» Павла Зубова монтировал пожарную сигнализацию и системы оповещения в ИВС отдела МВД России по Чеховскому району за 116694 руб., а у его ЧОП «Агентство комплексной безопасности» в 2011 г. был договор на услуги по централизованной охране и эксплуатационному обслуживанию технических средств с ФГУП «Охрана» МВД. Еще компании Зубова побеждали в конкурсах на обеспечение охраны земельных участков ОАО «СО ЕЭС» (5 млн и 3 млн руб.), на сопровождение грузов для нужд УФМС по Московской области (менее 1 млн руб.) и обеспечение безопасности головного отделения Сбербанка по Московской области (19,365 млн руб.)».

По сведениям Зебра ТВ, губернатор Владимир Сипягин представлял на согласование в администрацию президента Путина чуть ли не дюжину кандидатов на пост вице-губернатора Владимирской области по внутренней политике, но ни один из кандидатов не был согласован. И даже если сведения о кандидатуре брата замминистра МВД Зубова окажутся верными, его могут опять не согласовать в Кремле. С другой стороны, наблюдатели считают, что при существующей кадровой политике в команде губернатора Сипягина, которая характеризуется как «разброд и шатание», появление силовика может быть как раз инспирировано самой администрацией президента, а не являться креатурой главы региона.

Ну а скепсис анонимного телеграм-канала «Золотые ворота» по поводу того, что вероятный кандидат в вице-губернаторы «ни дня не работал в органах госвласти и ничего не понимает во внутренней политике», может быть парирован примерами того, как в современной России силовики с такими же характеристиками становятся не только вице-губернаторами, но и встают во главе регионов.

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *