Замена стояка отопления в квартире обязанность ЖКХ

ЖКХ: Закон о водоснабжении и водоотведении

С 1 января 2013 г. вступает в силу Федеральный закон от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (за исключением отдельных положений), согласно которому водоснабжение — это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Публикуем выдержки из комментариев журнала «Аудит и налогообложение»:
Пункт 10 ст. 1 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ, в котором дано определение водоснабжения, утратил силу, что установлено ст. 18 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 417-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон № 417-ФЗ).
Статьей 43 Водного кодекса определено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства, что установлено п. 1 ст. 19 Федерального закона от 30.03.99 г № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон № 52-ФЗ). Согласно п. 2 этой статьи ндивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим правилам.
Следует обратить внимание, что с 1 января 2013 г. осуществлять горячее и холодное водоснабжение с использованием централизованных систем смогут лишь организации. Они же будут обязаны обеспечивать соответствие качества горячей и питьевой воды санитарно-эпидемиологическим правилам. Соответствующие изменения в ст. 19 Закона № 52-ФЗ внесены Законом № 417-ФЗ.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. СанПиН 2.1.4.1074-01» введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 г. № 24.
Говоря о водоснабжении, нельзя не коснуться Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.99 г. № 167 (далее — Правила № 167). Эти правила регулируют отношения между абонентами и организациями водопроводно-канализационного хозяйства (далее — организации ВКХ) в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов. Правила действуют на территории РФ и обязательны для организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, а также для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.

Применительно к Правилам № 167 абоненты — это юридические лица, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения, непосредственно присоединенные к системам коммунального водоснабжения, заключившие с организацией ВКХ в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды.
К числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества собственников жилья и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.
Отпуск (получение) питьевой воды осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (ст. 426, 539-548 ГК РФ), заключаемого абонентом с организацией ВКХ. перечень документов, которые следует представить в организацию ВКХ для заключения договора, приведен в п. 12 правил № 167.
Учет полученной питьевой воды обеспечивает абонент, количество полученной воды определяется в соответствии с данными учета фактического потребления питьевой воды по показаниям средств измерений, причем использоваться должны средства измерений, внесенные в государственный реестр. Оборудование узла учета и его эксплуатация осуществляются за счет абонента, который несет ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета, своевременную проверку установленных на узлах средств измерений (пп. 35, 44 правил № 167).
абонент может поручить эксплуатацию узла учета по договору специализированной организации, при этом он не освобождается от ответственности за состояние и исправность узлов учета и за своевременную проверку средств измерений (п. 45 правил № 167).
Основанием для расчетов с организацией ВКХ являются показания средств измерений. Снятие показаний счетчиков и представление сведений об объемах полученной воды производится в сроки, установленные договором (п. 46 правил № 167).
Организация ВКХ контролирует правильность снятия показаний и представления сведений, и при установлении расхождений между показаниями средств измерений и представленными сведениями производится перерасчет объемов полученной воды за период от предыдущей проверки до момента обнаружения расхождений в соответствии с показаниями средств измерений (п. 47 правил № 167).
лимиты водопотребления устанавливаются абонентам органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ (п. 58 правил № 167).
Оплата абонентом полученной питьевой воды осуществляется в соответствии с данными учета, если иное не установлено правилами № 167 или договором. расчеты за отпуск (получение) питьевой воды в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления производятся в порядке, установленном правительством РФ (п. 69, 70 правил № 167).
Оплата за питьевую воду, полученную теплоснабжающей организацией для централизованного горячего водоснабжения, производится за весь фактический объем полученной питьевой воды, определяемый по показаниям счетчиков (п. 72 правил № 167).
Форма оплаты услуг определяется соглашением между организацией ВКХ и абонентом. Ошибки, допущенные абонентом при выписке и оплате платежных документов, учитываются организацией ВКХ по мере их выявления. при обнаружении ошибки в учете расхода питьевой воды организация ВКХ производит перерасчет в последний расчетный период с момента совершения ошибки (пп. 79, 80 правил № 167).
Обязанности, права и ответственность сторон договора изложены в разделе VIII правил № 167.
Обратите внимание: правила № 167 не распространяются на отношения между организациями ВКХ и гражданами. Отношения между ними регулируются правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными правительством РФ. В настоящее время следует руководствоваться правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее — Правила № 354).
Коммунальные услуги согласно определению, приведенному в п. 2 Правил № 354, это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Коммунальными ресурсами являются, в частности, холодная и горячая вода.
Исполнителем может быть юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
К коммунальным услугам относится:
• холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки, если многоквартирный или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения (подпункт «а» п. 4 Правил № 354);
• горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования)(подпункт»б» п. 4 Правил № 354).
Предоставление коммунальных услуг осуществляется на основании возмездного договора, условия и порядок заключения которого определены разделом III Правил № 354.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами № 354 (п. 7 Правил). Конклюдентные действия — это действия, свидетельствующие о молчаливом согласии лица, совершающего действия, его намерении совершить сделку, заключить договор.
Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Прежде чем рассчитать размер платы за потребленную холодную и горячую воду, необходимо определить объем потребления.
Напомню, что обязанность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг установлена ст. 153 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ.
Плату за жилье и коммунальные услуги должны вносить наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, собственники жилых помещений, арендаторы, члены жилищных кооперативов, а также лица, принявшие от застройщика помещение в многоквартирном доме после выдачи последнему разрешения на ввод дома в эксплуатацию.
Вносить плату следует своевременно и в полном объеме.
Плата за коммунальные услуги, исходя из п. 4 ст. 154 ЖК РФ, складывается, в том числе, из платы за холодное и горячее водоснабжение.
Размер платы согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ.
правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены постановлением правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 ст. 154 ЖК РФ, в частности за водоснабжение, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, в порядке, определенном Федеральным законом от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее — Закон № 210-ФЗ).
Согласно Закону № 210-ФЗ подлежат регулированию:
• тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения)твердых бытовых отходов;
• надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
• надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Обратите внимание: с 1 января 2013 г. регулирование тарифов в сфере водоснабжения будет осуществляться в соответствии с главой 6 Закона № 416-ФЗ.
Согласно части 3 ст. 19 Закона № 210-ФЗ плата за коммунальные услуги для граждан — нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством РФ с учетом надбавок для потребителей.
правительством РФ 14 июля 2008 г. принято постановление № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса». пунктом 12 данного постановления определено, что тарифы на товары и услуги коммунальщиков и надбавки к тарифам могут дифференцироваться с учетом различий в стоимости производства и реализации товаров и услуг для различных категорий потребителей. В случае установления для отдельных категорий потребителей тарифов и надбавок, не покрывающих расходы на производство и реализацию товаров и услуг, возмещение части недополученных доходов путем установления повышенных тарифов и надбавок для других категорий потребителей не допускается.
Таким образом, размер платежа за холодное и горячее водоснабжение складывается из экономически обоснованного тарифа, утверждаемого для ресурсоснабжающей организации в порядке, определяемом действующим законодательством, и объемов потребления данной услуги, определяемых посредством приборов учета.
постановлением правительства РФ от 28.08.2009 г. утверждены Основы формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а приказом Минрегиона России от 23.08.2010 г. № 378 — Методические указания по расчету предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
В соответствии с п. 2 данных Основ предельные индексы утверждаются не позднее внесения в законодательный орган субъекта РФ проекта закона о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и плановый период.
Размер платы за коммунальные услуги холодного и горячего водоснабжения, предоставленные потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к правилам № 354 исходя из показаний такого прибора за расчетный период.
при отсутствии приборов учета холодной и горячей воды размер платы определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения № 2 к правилам № 354 исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (п. 42 правил № 354).
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении многоквартирного дома, оборудованном прибором учета, также определяется по формуле 1 приложения № 2 к правилам № 354 исходя из показаний прибора учета за расчетный период.
При отсутствии прибора учета размер платы рассчитывается исходя из расчетного объема коммунального ресурса.
Расчетный объем определяется на основании данных, указанных в п. 59 Правил № 354, а при их отсутствии для холодного и горячего водоснабжения — расчетным способом, аналогичным тому, который указан в договоре холодного водоснабжения, горячего водоснабжения между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией в целях расчета объема потребления коммунального ресурса в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, при отсутствии такого условия — расчетным способом, установленным в соответствии с требованиями законодательства РФ о водоснабжении (п. 43 Правил № 354).
Размер платы за водоснабжение, предоставленное на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, рассчитывается по формуле 10 Приложения № 2 к Правилам № 354.
Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды,рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11-14 Приложения № 2 к Правилам № 354 (п. 44 Правил № 354).
Если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за расчетный период потребителям не начисляется (п. 45 Правил № 354).
Если многоквартирный дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы за водоснабжение, предоставленное на общедомовые нужды, определяется по формулам 10 и 15 Приложения № 2 к Правилам № 354 (п. 48 Правил № 354).
В случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс (п. 54 Правил № 354).
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой 20 Приложения № 2 к Правилам № 354 как сумма двух составляющих:
• произведения объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
• стоимости коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенной на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
В плату за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Данные расходы подлежат включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
При отсутствии централизованного горячего водоснабжения и использовании для обеспечения потребности в горячем водоснабжении нагревательного оборудования, установленного в жилом помещении, плата за коммунальную услугу по горячему водоснабжению не взимается.
В этом случае объем холодной воды, а также электрической энергии, газа, тепловой энергии, используемых для подогрева холодной воды, оплачивается потребителем в составе платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению и теплоснабжению.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, используемых для подогрева холодной воды, объем потребления таких коммунальных ресурсов определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных для потребителей, проживающих в жилых помещениях при отсутствии централизованного горячего водоснабжения (п. 55 правил № 354).
правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены постановлением правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306 (далее — Правила № 306).
применительно к водоснабжению норматив потребления коммунальных услуг — это месячный (среднемесячный) объем потребления холодной и горячей воды потребителем в многоквартирном или жилом доме при отсутствии приборов учета, что следует из п. 2 правил № 306.
при определении нормативов в отношении холодного и горячего водоснабжения учитываются такие конструктивные и технические параметры многоквартирного или жилого дома, как этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая) (п. 4 правил № 306).
при выборе единицы нормативов потребления коммунальных услуг на основании п. 7 правил № 306 используются следующие показатели:
1) в отношении холодного водоснабжения:
• в жилых помещениях — 1 куб. метр на одного человека;
• на общедомовые нужды — 1 куб. метр на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
• для полива земельного участка — 1 куб. метр на 1 кв. метр земельного участка;
• для водоснабжения и приготовления пищи для сельскохозяйственных животных — 1 куб. метр на одну голову животного;
2) в отношении горячего водоснабжения:
• в жилых помещениях — 1 куб. метр на одного человека;
• на общедомовые нужды — 1 куб. метр на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета холодной и горячей воды на одного потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно- гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг, что установлено п. 24 правил № 306.
потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги, причем плата вносится исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту (п. 63 правил № 354).
плату следует вносить ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги (п. 66 правил № 354).
Расчеты должны производиться своевременно, поскольку п. 14 ст. 155 ЖК РФ, определяющей порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установлены санкции за несвоевременное внесение платы. Согласно данному пункту лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату, обязаны уплатить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент оплаты, от невыплаченных сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Основанием для внесения платы за услуги холодного и горячего водоснабжения являются платежные документы, которые представляются исполнителем потребителю не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов (п. 67 Правил № 354).
Перечень реквизитов, которые должен содержать платежный документ, содержит п. 69 Правил № 354.
В платежном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг в многоквартирном доме, плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды и плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, подлежат указанию отдельными строками (п. 70 Правил № 354).
Примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг утверждена Приказом Минрегионразвития России от 19.09.2011 г. № 454.
Плата за холодное и горячее водоснабжение может быть внесена несколькими способами, указанными в п. 65 Правил № 354, причем потребители могут выбрать для себя более удобный способ:
• оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов в выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее трех лет со дня оплаты;
• поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства РФ и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг;
• вносить плату за коммунальные услуги за прошедший месяц частями, не нарушая установленный срок окончания ее внесения;
• осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.
Потребители вносят плату за коммунальные услуги, в том числе холодную и горячую воду, в следующем порядке:
• наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 ст. 155 ЖК РФ. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем в порядке, согласованном с управляющей организацией (п. 4 ст. 155 ЖК РФ).
Частью 7.1 ст. 155 ЖК РФ установлено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества;
• члены ТСЖ либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива — в порядке, установленном органами управления ТСЖ либо органами управления названных кооперативов (п. 5 ст. 155 ЖК РФ);
• собственники помещений в доме, где создано ТСЖ либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, не являющиеся членами ТСЖ и названных кооперативов — в соответствии с договорами, заключенными с ТСЖ либо этими кооперативами (п. 6 ст. 155 ЖК РФ);
• собственники помещений в доме, в котором не созданы ТСЖ, либо жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, управление которым осуществляет управляющая организация — этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 ст. 155 ЖК РФ (п. 7 ст. 155 ЖК РФ);
• собственники помещений в доме, осуществляющие непосредственное управление домом — в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. 8 ст. 155 ЖК РФ);
• собственники жилых домов — в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. 9 ст. 155 ЖК РФ).
Источник: Журнал «Аудит и налогообложение» — http://www.auditpress.ruОтредактировано пользователем ру ТСЖ 05.01.2013 20:57:18Отредактировано пользователем ру ТСЖ 05.01.2013 21:00:41

Рубрики: Государство, ЖКХ, Хоз. деятельность

Новый владелец квартиры не всегда задумывается о том, с какими проблемами может столкнуться. Одной из них являются стояки и их замена.

В собственности вместе с жилой площадью теперь находятся и коммуникации, включая общедомовые. Так кто отвечает за стояки в многоквартирном доме, и за чьи средства должна производиться замена, узнаем из статьи.

Замена

Коммуникации, расположенные внутри квартиры и пользоваться которыми может только собственник и жильцы, являются частной собственностью. Действия по отношению к ним могут быть разными. Безусловно, если это не навредит имуществу соседей и не нарушает их права и интересы. Владелец вправе:

  • осуществлять замену старых труб на более современные;
  • менять смесители и счетчики;
  • увеличивать или сокращать количество сантехники;
  • менять батареи и т.д.

Это делается по собственному желанию и за свой счет. Обладая правом собственности, можно осуществлять подобные изменения.

Помимо права, на собственнике жилья лежит и бремя, обязывающее его содержать имущество в исправном состоянии и платить за:

  1. воду;
  2. газ;
  3. канализацию и т.д.

Здесь и возникает вопрос о том, кому принадлежат трубы, соединяющие каждую квартиру с инженерными коммуникациями. Оказывается, это общее имущество всех собственников. Следовательно, расположенные внутри квартиры трубы являются частной собственностью, а стояки – общие.

Ремонт и замена водопроводных труб, канализационных и труб отопления регулируются:

  • правилами и нормами технического использования жилого фонда;
  • правилами по содержанию общего имущества в многоквартирном доме;
  • пособием по ремонту и содержанию МДК 2-04.2004.

Оплата

Действия, направленные на сбор дополнительных средств с жильцов на ремонт стояков, считаются незаконными. Ведь ремонтные работы и так проводятся из средств собственников квартир.

ВНИМАНИЕ! В оплату коммунальных платежей входит графа «содержание и ремонт жилья». На размер суммы влияет метраж помещения и количество жильцов.

По нормам МДК 2-04.2004 в список услуг, включенных в квартплату входят:

  • аварийные работы;
  • содержание общего имущества;
  • текущий ремонт;
  • обслуживание коммуникаций.

Следовательно, замена в квартире стояка осуществляется бесплатно, поскольку оплата уже была произведена. В случае, когда требуется капитальная замена стояков на каждом этаже, средства берутся из платежей на капитальный ремонт.

Однако бывают исключения, когда владелец квартиры по собственному желанию произвел конструктивные изменения, в результате чего требуется ремонт. Все расходы по замене стояка в этом случае лежат на собственнике, работы проводятся им самостоятельно. Если ущерб при этом понесли и соседи, им также необходимо компенсировать ущерб.

Порядок действий

В случае внезапных неполадок, сразу же нужно обращаться в ЖЭК или управляющую компанию. Для этого составляется в свободной форме соответствующее заявление на имя начальника, необходимо приложить хотя бы 2 фотографии коммуникаций. Ставится подпись и дата.

Экземпляров документа должно быть два, один остается в ЖЭК, второй следует забрать с собой, на заявлении ставится отметка о принятии. Чтобы заявление было принято без проблем и вопросов, важно, чтобы собственник квартиры не имел задолженности по коммунальным услугам.

Перед написанием заявления в УК, можно на дом вызвать сантехника, который после осмотра канализационного стояка составляет акт, также фиксирует имеющиеся повреждения и необходимость замены стояка. Событие может развиваться следующим образом:

  1. Бригада, осуществляющая ремонт, в короткие сроки реагирует и производит замену аварийного стояка. Со стороны собственника должен быть обеспечен доступ к санузлу для ремонтных работ.
  2. Управляющая организация не соглашается проводить замену вертикальной магистрали, ссылаясь на то, что трубопровод расположен в квартире собственника и именно хозяин и несет за него ответственность. В этом случае на руки выдается письменный отказ. Этот документ является основанием для обращения в суд, хотя сам процесс может протекать несколько месяцев.

Проведение процедуры

Перед началом работ следует обговорить с соседями о сложившейся ситуации, в противном случае вырезка будет проведена от потолка до пола. Участки поврежденного стояка останутся в перекрытии, что может стать причиной протечки.

Обязательно присутствие представителей управляющей компании, именно они перекрывают стояк и сливают воду. Далее происходит замена трубопровода в такой последовательности:

  • применяя болгарку, убирают из плит перекрытия поврежденные трубы;
  • делают разметку для врезки ответвлений;
  • производят монтаж новых труб и разводки;
  • подключают воду, при этом проверяя все соединения.

Подбор труб для систем горячего водоснабжения и отопления осуществляется с учетом того, что они не подвергаются деформации под воздействием тепла. Предпочтение отдают полипропиленовым трубам, которые обладают определенными достоинствами:

  1. не портятся под воздействием коррозии;
  2. легки в установке;
  3. экономичны;
  4. экологичны;
  5. не имеют внутренние известняковые отложения.

Монтаж центральной магистрали согласно законодательству должен проводиться каждые 25-30 лет. Это относится к домовым сетям, трубам отопления внутри квартир, водоснабжению в неприватизированных квартирах.

ВАЖНО! Со временем любые трубы могут выходить из строя, это часто приводит к расколу трубы, утечке и, как следствие, порче имущества.

Поскольку не все владеют информацией о том, что замена стояка должна осуществляться за счет управляющей компании, собственники порой меняют стояк в своей квартире самостоятельно. Зная обязанности управляющей организации, можно избежать лишних затрат.

» «

Спорный вопрос

И все-таки, возвращаясь к вопросу в начале статьи, давайте выясним, кто должен менять стояки водоснабжения в многоквартирном доме. Чтобы иметь четкое понимание ситуации, надо обратиться к документам. Главный из них – постановление правительства под номером 491, а также одна из статей Жилищного кодекса. Эти документы устанавливают зону ответственности между собственником и выбранной жителями компанией.

Согласно документам, стояки водоснабжения относятся к общему имуществу. Кто должен ремонтировать это имущество? Если жители заключили договор с управляющей компанией, то однозначно делать это должна она. Стояки холодного и горячего водоснабжения и ответвления от них до первого вентиля – это ее зона ответственности.

Владелец квартиры обязан за свой счет менять сантехнику, до недавнего времени устанавливать счетчики (теперь это должны делать бесплатно), ремонтировать трубы после места запорной арматуры. В остальном платить деньги он не должен. А как же общее имущество? – спросит кто-то. Ремонтировать будет УК, а платить?

Платят за эти услуги тоже собственники, только делают они это не в момент замены труб, а, так сказать, авансом. В квитанциях, которые каждый из нас получает каждый месяц, есть строка “содержание и ремонт”. Цена этих услуг довольно-таки высока в разрезе всех платежей за ЖКХ. Вот из этих средств и должна оплачивать управляющая компания ремонт и замену стояков и труб водоснабжения.

Виды материалов для стояка

Существуют требования, которые касаются срока службы трубных изделий, изготовленных из разных материалов. Они указаны в СП 30.13330.2012. В этом документе четко обозначено, что трубы, устанавливаемые в систему горячего водоснабжения, должны прослужить не меньше 25 лет. В водопроводе холодной воды – не менее 50 лет.

Используемые ранее стальные изделия служили намного меньше. В ведомственных строительных нормах представлены данные о каждой разновидности труб в плане их долгосрочной эксплуатации.

Вид трубы Срок службы в системе холодного водоснабжения, лет Срок службы в системе горячего водоснабжения, лет
Стальная газопроводная 15 10
Оцинкованная 30 20

Практика показывает, что в водопроводе холодной воды стальные трубы служат намного меньше заявленного срока. Причина – конденсат, который образуется на внешней поверхности. Он является катализатором процесса коррозии металлов.

Сегодня все чаще стояки возводят из пластиковых труб. Но при выборе последних необходимо учитывать их прочностные характеристики. Для холодного водоснабжения можно использовать полипропиленовые трубы марки PN10, для горячего не менее PN20. Металлопластиковые модели можно использовать без ограничений.

В многоквартирных домах, горячее водоснабжение которых формируется от элеваторного узла, присутствует большая вероятность отклонения параметров воды от нормативных. Рекомендуется использовать здесь стальные изделия.

Правила установки стояков

Соединение полипропиленовых труб

Прежде всего производится отключение подачи воды. Для этого в подвале закрывают запорное устройство. Если последнего нет, придется вызвать жилищно-коммунальную службу, которая перекроет подачу воды на весь дом или подъезд.

Замена стояка водопроводной трубы – это демонтаж старой и установка новой с обязательным подключением ее к лежакам в каждой квартире. В зависимости от типа используемой трубы соединения будут проведены по-разному:

  • стальные и оцинкованные с помощью газо- или электросварки;
  • полипропиленовые с помощью сварки (пайки);
  • металлопластиковые с помощью сварки или пресс-фитингами.

Существуют нормативы расположения труб водопровода:

  • от стены – 5 см;
  • между ГВС и ХВС – 8 см.

Если высота потолков в квартире не превышает 3 м, водопроводные трубы к стенам не крепятся. Цементная заделка в межэтажном перекрытие – отличная фиксация. Если высота превышает 3 м, устанавливается один крепеж посередине длины трубы. Это касается стальных изделий. Если водопровод собирается из пластиковых труб, независимо от ее марки крепление проводят с шагом 80-100 см.

Нельзя стыковать трубную разводку в перекрытиях. Начинать монтаж надо с подвала. В местах соединения пластикового стояка с лежаком монтируется тройник. В стальных водопроводах производится срезка патрубка для лежака с помощью газо- или электросварки. Соединение проводится этими же технологиями.

В квартире на последнем этаже лучше установить отвод, который соединяет лежак и стояк.

По СНиП система горячего водоснабжения всегда должна располагаться справа от водопровода холодной воды.

После сборки трубной разводки необходимо провести ее тестирование на предмет определения течи в стыках. Для этого открывают запорное устройство и проверяют места соединения.

За потоп ответит управдом

А поводом для таких толкований стала коммунальная авария в одной из квартир. Пострадавшая собственница, у которой из-за поломки крана на стояке холодной воды случился потоп, потребовала от управляющей компании компенсации собственных затрат на устранение последствий протечки. Сумма вышла немаленькая, так как гражданка приплюсовала к расходам на ремонт моральный ущерб, штраф за то, что коммунальщики добровольно не стали возмещать сумму, а также расходы на экспертизу.

Уже в суде истица рассказала, что она — собственница квартиры. И в результате аварии на первом запорно-регулирующем кране стояка холодной воды у нее залило квартиру. По мнению пострадавшей, в аварии виновата управляющая компания, которая, «ненадлежаще исполняла обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома». Добровольно коммунальщики вину не признали. Пришлось идти в суд.

Городской суд с требованием истицы согласился и ее иск удовлетворил. А вот следующая инстанция — судебная коллегия по гражданским делам облсуда — с коллегами не согласилась. Она решение отменила и приняла новое — в иске гражданке отказать. Пришлось истице дойти до Верховного суда, где решение облсуда отменили.

Вот аргументы Верховного суда РФ. Суд заявил, что для правильного решения этого спора надо установить «наличие вины сторон в произошедшей аварии». А в материалах апелляционного суда оказались копии вступившего в силу решения другого суда по иску еще одного пострадавшего в этом потопе. Некий мужчина предъявил материальные требования к соседке, у которой стоял этот кран на стояке холодной воды, а также и к управляющей компании. Суд решил спор в пользу пострадавшего соседа, но деньги присудил заплатить ему только управляющей компании, а с соседки, у которой сломался кран, ничего брать не стал. В этом решении сказано, что виновны в аварии, случившейся в квартире соседки, коммунальщики. Эти выводы суда, которые никто не оспорил, апелляция не учла. В законе (ГПК, статья 61) сказано, что обстоятельства, установленные вступившим в силу решением суда, являются обязательными. И они не доказываются вновь и не оспариваются.

В Жилищном кодексе перечислено, за какое оборудование отвечает управляющая компания. А еще есть Правила содержания общедомового имущества в много­квартирном доме. Их утверждало правительство (постановление №491 от 13 августа 2006 года). В правилах записано, что в состав общего имущества, кроме всего прочего, входят «общедомовые инженерные системы горячего и холодного водоснабжения, состоящего из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства». А управляющие многоквартирными домами компании отвечают перед собственниками за нарушение обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества.

Есть еще один закон, полезный для граждан , попавших в подобную ситуацию, — «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (№384 от 30 декабря 2009 года). Верховный суд сказал, что из этого закона, а также существующих стандартов и сводов правил следует, что первые отключающие устройства и запорно-регулирующие краны на отводах внутриквартирной разводки являются элементами внутридомовых инженерных сетей. Эти первые отключающие устройства и запорно-регулировочные краны отвечают основному признаку общего имущества как предназначенного для обслуживания нескольких или всех помещений в доме.

Если оборудование находится в квартире, это не значит, что оно используется только для обслуживания этой квартиры

А факт нахождения этого оборудования в квартире не означает, что оно используется исключительно для обслуживания этой квартиры, и не может быть отнесено к общему имуществу в многоквартирном доме, поскольку по Жилищному кодексу предусматривается его расположение как внутри, так и за пределами помещений.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС подчеркнула: обстоятельства, указывающие на принадлежность аварийного сантехнического оборудования к имуществу истицы или к общему имуществу жильцов дома, являются значимыми для решения спора и подлежат доказыванию. Когда апелляция пересматривала решение по этому спору, она заявила, что истица вместе с заменой внутренних инженерных сетей в квартире, которые являются ее собственностью, заменила и запорный вентиль, из-за которого была авария. Но дама с этим утверждением категорически не согласилась, а суд второй инстанции это не проверил и «достоверно не установил».

Верховный суд к этому утверждению добавил еще одну мысль — замена запорного вентиля не освобождает управляющую компанию от осуществления своих обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

>
Кто отвечает за прорыв трубы в квартире?

Прорвало трубу в квартире, кто виноват?

Здесь стоит знать, что на основании Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, ответственность управляющей организации и ответственность собственника разграничена. Трубы относятся к общедомовому имуществу и управляющая компания отвечает перед собственниками жилых помещений за содержание общедомового имущества в надлежащем состоянии на основании пункта 42 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.

И так о разграничении ответственности говорится в пункте 5 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 и согласно данного пункта в состав общего имущества включены внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, которые состоят из стояков, до первого отключающего устройства располагающегося на ответвлениях стояков.

Получается, что в квартиру заходит труба по которой подается холодная вода и есть кран которым перекрывает подачу холодной воды так же расположенный в квартире, труба до данного крана (первого запирающего устройства) находится в границе ответственности управляющей компании, а труба после данного крана уже находится в зоне ответственности собственника квартиры.

Когда происходит прорыв трубы, то ответственность обычно несет тот, в чьей зоне ответственности находится участок трубы.

Но бывают ситуации когда как раз прорыв произошел на самом запирающем устройстве и в такой ситуации получается, что вина как бы и управляющей компании и в то же время и собственника. Но здесь предстоят как обычно длительные разбирательства, ведь необходимо выяснить, кто устанавливал данный кран, если это была сторонняя организация, то предстоит выяснить, какая организация устанавливала, есть ли документы подтверждающие факт установки крана, чей был кран, данной компании или вы его купили сами в магазине, если купили в магазине должен быть чек подтверждающий факт покупки, далее если кран будет признан некачественным, то к ответственности можно привлечь продавца, так как продавец несет ответственности за ущерб причиненный некачественным товаром. Если выяснится, что кран установила организация и сама же привезла данный кран, то к ответственности будет привлекаться организация установившая свой кран. Если есть документы подтверждающие, что кран установила управляющая организация, то конечно же к ответственности за прорыв крана будет привлечена управляющая организация.

Если вы самостоятельно устанавливали кран или у вас нет доказательств факта установки запорного устройства какой либо организацией, то могу вам сказать, что шансов на благополучный исход дела у вас практически нет, управляющая компания будет все отрицать и доказательств у вас нет и в таком случае за прорыв крана на границе сторон ответственности никто на себя не возьмет.

Но вот с трубой все попроще, как я вам говорил, если прорыв трубы произошел поле запорного устройства в вашей квартире, то ответственность несете вы, а если до запорного устройства, то ответственность несет управляющая организация.

Здесь есть не мало нюансов и я вам скажу, что самое грамотное решение в таком случае подключить юриста занимающегося именно затоплениями, так как опыт в таких делах имеет решающее значение, ведь многие управляющие компании идут на хитрость, что бы уйти от ответственности.

Так же бывает не важно в каком месте прорвало трубу, ведь явление как гидроудар является причиной допуска ошибок в проверке систем подачи воды или тепла, так же такое явление может произойти в результате подачи повышенного давления в систему и здесь ответственность конечно же ложится на плечи управляющей организации, но нужно доказать, что было превышение давления и это можно сделать путем проведения экспертизы.

Но вам нужно получить в таком случае самые главный документы, это акт о затоплении, ведь именно он является самым основным документом подтверждающим факт затопления в квартире.

Для получения акта, вам нужно сообщить о факте затопления в управляющую организацию и сделать в данном случае это нужно обратившись с письменной форме. Подготовьте два экземпляра обращения, напишите кому и от кого направлено обращение, укажите ваш номер телефона. Далее в тексте обращения укажите, что по конкретному адресу произошло затопление квартиры в результате прорыва трубы и пригласите уполномоченных лиц управляющей организации на составление акта о затоплении, так же укажите, что бы с вами согласовали время составления акта по указанному номеру телефона. Придите в вашу управляющую организацию и передайте оба экземпляра обращения, после ознакомления на вашем экземпляре должны поставить отметку о принятии и дату принятия, заберите экземпляр с отметками себе и не теряйте его, это будет доказательством подтверждающим факт обращения в управляющую организацию. Если вам не перезвонили в течении 1-2 дней, то придите в вашу управляющую компанию с заранее составленной жалобой на бездействие сотрудников управляющей организации п потребуйте на вашем экземпляре жалобе поставить отметку о принятии и указать дату и время прибытия сотрудников управляющей организации для составления акта.

Как только прибудут сотрудники управляющей организации с бланками акта, проверьте, что бы на бланках стояла печать управляющей организации и далее в акте должно быть указано по какому адресу произошло затопление, что явилось причиной затопления и обязательное перечисление имущества пострадавшего в результате затопления. По окончании составления акта, ознакомьтесь с ним и не торопитесь ставить подпись, первым делом проверьте верно ли указана причина затопления и проверьте все ли пострадавшее имущество указано в акте и если у вас возникли замечания, то укажите их в акте в поле комментарии или на оборотной стороне и только после этого подпишите акт, при чем ваши замечания должны быть указаны на каждом экземпляре акта. После чего подписи в акте ставят все присутствующие лица, также ставится дата и проверьте наличие печати. Вам должны передать ваш экземпляр акта с подписями, датами и печатями.

После того как у вас есть акт, обратитесь к эксперту который проведет оценку ущерба в результате затопления и по готовности предоставит вам отчет в котором будет указано все поврежденное имущество и стоимость ущерба с учетом износа, которую должен возместить вам виновник затопления, в данном случае это управляющая компания. После заключения договора с экспертом он придут к вам в квартиру для фиксации всех повреждений и на этот же день вам за 3 рабочих дня должна быть приглашена управляющая организация, что бы в ее присутствии эксперт составил акт которые подписывает представитель управляющей организации, вы и эксперт, после чего эксперт подготовит в течении 3-5 дней готовую экспертизу на основании которой вы сможете предъявить управляющей компании претензию и если по претензии вам не возместят ущерб, то подаем на вашу управляющую компанию в суд и в судебном порядке взыскиваем ущерб.

Полезные советы в случае когда у вас прорвало трубу

Обязательно фиксируем все на фото и видео, особенно место где произошел прорыв.

Так же приглашаем свидетелей, которые в случае необходимости смогут подтвердить факт прорыва трубы.

Так же первым делом сообщаем в аварийно-диспетчерскую службу о факте прорыва трубы у вас в квартире.

Если управляющая компания прислала к вам мастера, то все что он заменит не отдавайте ему, неисправный кусок трубы или запорный элемент который лопнул по неизвестным причинам не отдавайте никому, это доказательство того, что затопление произошло именно по причине прорыва трубы или лопнувшего крана, а далее уже эксперт будет устанавливать причину прорыва.

Чем больше у вас будет доказательств на руках, тем проще будет вам и вашему юристу доказать вашу правоту.

Управляющая компания всеми правдами и неправдами будет отрицать свою вину, но как я вам говорил, если правда на вашей стороне, у вас есть куча доказательств, у вас грамотный юрист к которому нужно сразу же обратиться, то ваши шансы на успех очень велики.

Обратитесь за консультацией к нашему юристу, он ответит на самые сложные вопросы, поможет решить вашу проблему, ведь помощь квалифицированного юриста в наше время, это необходимость и при чем вам сразу же подскажут верный план к действию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *