Законы энергетики

О введении раздельного учета затрат по регулируемым видам деятельности в энергетике (с изменениями на 2 апреля 2002 года)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 1998 года N 700
О введении раздельного учета затрат по регулируемым
видам деятельности в энергетике

(с изменениями на 2 апреля 2002 года)

В целях формирования конкурентной среды на рынках электрической и тепловой энергии и повышения экономической эффективности работы энергоснабжающих организаций Правительство Российской Федерации
постановляет:

1. Установить для энергоснабжающих организаций независимо от их организационно-правовой формы с IV квартала 1998 года ведение раздельного учета состава затрат и объема выпускаемой продукции (услуг) в натурально-стоимостном выражении по следующим видам деятельности:
производство электрической энергии (мощности);
производство тепловой энергии;
услуги по передаче электрической энергии (мощности);
услуги по передаче тепловой энергии;
деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению (абзац дополнительно включен с 24 апреля 2002 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 года N 226);
сбыт (реализация) электрической энергии (абзац дополнительно включен с 24 апреля 2002 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 года N 226);
сбыт (реализация) тепловой энергии (абзац дополнительно включен с 24 апреля 2002 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 года N 226).

2. Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации совместно с Министерством экономики Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 3-месячный срок разработать и утвердить методику определения стоимости услуг по передаче электрической и тепловой энергии.

3. Министерству топлива и энергетики Российской Федерации, Российскому акционерному обществу «ЕЭС России» по согласованию с Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и Министерством финансов Российской Федерации обеспечить организацию ведения раздельного первичного учета состава затрат и объема выпускаемой продукции (услуг) по каждому указанному в пункте 1 настоящего постановления виду деятельности.

4. Государственному комитету Российской Федерации по статистике организовать начиная с 1 января 1999 года статистическое наблюдение в отношении состава затрат и объема выпускаемой продукции (услуг) по указанным в пункте 1 настоящего постановления видам деятельности.

5. Установить, что затраты, связанные с видами деятельности, не относящимися непосредственно к перечисленным в пункте 1 настоящего постановления видам деятельности, учитываются энергоснабжающими организациями отдельно и не включаются в состав затрат, учитываемых региональными энергетическими комиссиями при установлении тарифов на производство электрической и тепловой энергии (мощности) и размера платы за услуги по передаче электрической и тепловой энергии.
(Пункт дополнительно включен с 7 октября 1998 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 1998 года N 1127)

6. Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации с участием Российского акционерного общества «ЕЭС России» разработать и утвердить:

7. Федеральным органам исполнительной власти в 3-месячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
С.Кириенко

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим бюро
«КОДЕКС»

Энергетическое право в России: настоящее и будущее

09.04.2020 Пресс-служба

Экономика России остается достаточно зависимой от сырьевого сектора, несмотря на предпринятые в последние годы шаги. Вместе тем альтернативным источникам энергии, по оценкам специалистов, необходимо минимум полвека, чтобы пошатнуть позиции традиционных. Соответственно, спрос на юристов, специализирующихся в этой области, будет продолжать расти и подогреваться со стороны компаний и государства. «Сфера» поговорила с юристами о том, какие фундаментальные проблемы стоят перед энергетическим правом сегодня, как сбалансировать треугольник «компании – государство – потребитель» и на какие направления делать ставку молодому юристу в этой отрасли.

Нормы энергетического права регулируют отношения, возникающие в связи с поиском, добычей, переработкой, поставкой, хранением, транспортировкой энергетических ресурсов, проектированием, строительством энергетических объектов, инновационной деятельностью, обеспечением энергетической и промышленной безопасности, а также антитеррористической защищенности. Все эти отношения возникают как на внутреннем рынке, так и при совершении внешнеэкономических сделок, отмечает доктор юридических наук, заведующая кафедрой энергетического права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Виктория Романова.

Проблемы и ключевые направления энергетического права

Сегодня перед энергетическим правом, по мнению доктора юридических наук Виктории Романовой, прежде всего, стоят фундаментальные проблемы правового обеспечения (регулирования):

  • баланс интересов поставщиков и потребителей энергетических ресурсов;
  • доступ к энергетическим сетям;

  • ценообразование в сфере энергетики;

  • защита прав участников энергетических рынков.

Задачи совершенствования правового регулирования в сфере ТЭК можно решить путем проведения работы по унификации на национальном и международном уровнях. Для этого необходимо провести значительное количество правовых исследований. При этом стоит учитывать потребность в профильных специалистах – как для научной, так и для практической деятельности. Энергетические компании нуждаются в профильных кадрах высшей квалификации и в возможности систематического повышения ее сотрудниками.

Треугольник «компании – государство – общественность»

Энергетическое право регулирует и частноправовые отношения (между энергетическими компаниями и физическими, юридическими лицами, которые приобретают ресурсы и услуги), и публично-правовые (между бизнесом, потребителями и уполномоченными государственными органами). Треугольник отношений «компании – государство – потребители» далек от баланса.

«Перекос при этом присутствует либо в сторону государственного регулирования, либо в сторону компаний, потребители же – на вторых ролях. Наиболее неблагоприятная ситуация сегодня на рынке тепловой энергии. За 2018 и 2019 годы дважды нормы законодательства в сфере теплоснабжения были признаны Конституционным Судом Российской Федерации, противоречащими Основному закону России. Требуется проработка правового регулирования отношений по поставке тепловой энергии, по строительству, эксплуатации объектов тепловой энергии, правового положения субъектов рынка теплоэнергии и так далее», – рассказывает Виктория Романова.

Международная практика: связь и различия

Изучение зарубежного опыта правового регулирования в сфере энергетики и международное сотрудничество остается актуальным – для научных исследований и для образовательных программ. Сравнительно-правовые изыскания вместе с зарубежными коллегами при этом напрямую влияют и на практику, отмечает Виктория Романова.

Новые кадры и их приоритеты

Энергетика для юристов сегодня – одно из наиболее интересных и перспективных направлений деятельности. Ведущие вузы России организуют изучение энергетического права по программам магистратуры, бакалавриата и занимаются развитием этого направления. Например, кафедра энергетического права МГЮА организует для своих студентов практику в профильных компаниях (Минэнерго России, ПАО «Мосэнерго», ПАО «Российские сети», ООО «Газпромнефть энергосервис» и других), от которых успешные кандидаты получают предложения о трудоустройстве. В МГЮА и СПбГЭУ реализуются программы для аспирантов по энергетическому праву.

Энергетические компании, например ПАО «Газпром», самостоятельно определяют набор приоритетных направлений для обучающихся и научных исследований, открывая программы и центры в вузах. Корпоративное управление, правовое обеспечение доступа на зарубежные энергетические рынки, правовое регулирование транспортировки, транзита и хранения энергетических ресурсов – именно в этих направлениях в первую очередь заинтересованы в компании. Интерес бизнеса в повышении квалификации юридических кадров и совершенствовании правового регулирования в ТЭК внушает специалистам оптимизм.

Курсы энергетического права для бакалавров построены таким образом, чтобы будущие юристы могли определиться с направлением карьеры в сфере ТЭК, сделав выбор в зависимости от своих приоритетов, отмечает Виктория Романова. Первая развилка – отрасль энергетики, где выбор можно сделать между газовой, нефтяной, угольной, атомной и электроэнергетикой, теплоснабжением. Второй этап заключается в выборе будущего места работы: энергетические компании, государственные органы, суды, консалтинговые компании. Последнее, с чем определяются студенты, – это направление деятельности работодателя (добыча, поставка, транспортировка) и конкретного департамента (договорный блок, претензионно-исковой, корпоративный и другие).

Заведующая кафедрой энергетического права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Виктория Романова отмечает, что молодые юристы ТЭК – участники конкурса «Молодежная модель энергетического законодательства» среди приоритетных направлений в сфере ТЭК в 2019 году выделили правовое регулирование экспорта газа, обеспечение безопасности объектов ТЭК, правовой режим электроавтомобилей и использования возобновляемой энергии (ВИЭ), а также регулирование биржевой торговли энергетическими ресурсами.

Через корректировку правого регулирования в сфере энергосбережения и энергетической эффективности, по мнению Виктории Романовой, целесообразно развивать и такое направление отрасли, как защита окружающей среды от негативного воздействия.

Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 N 35-ФЗ (последняя редакция)

26 марта 2003 года N 35-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ Принят Государственной Думой 21 февраля 2003 года Одобрен Советом Федерации 12 марта 2003 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.12.2004 N 211-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 04.11.2007 N 250-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 09.03.2010 N 26-ФЗ, от 26.07.2010 N 187-ФЗ, от 26.07.2010 N 188-ФЗ, от 26.07.2010 N 189-ФЗ, от 27.07.2010 N 191-ФЗ, от 28.12.2010 N 401-ФЗ, от 07.02.2011 N 8-ФЗ, от 08.03.2011 N 33-ФЗ, от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 06.12.2011 N 394-ФЗ, от 06.12.2011 N 401-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 29.06.2012 N 96-ФЗ, от 30.12.2012 N 291-ФЗ, от 05.04.2013 N 35-ФЗ, от 06.11.2013 N 308-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 20.04.2014 N 83-ФЗ, от 21.07.2014 N 217-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 29.12.2014 N 466-ФЗ, от 29.06.2015 N 160-ФЗ, от 13.07.2015 N 224-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 03.11.2015 N 307-ФЗ, от 30.12.2015 N 450-ФЗ, от 30.03.2016 N 74-ФЗ, от 01.05.2016 N 132-ФЗ, от 23.06.2016 N 196-ФЗ, от 03.07.2016 N 268-ФЗ, от 28.12.2016 N 508-ФЗ, от 30.06.2017 N 129-ФЗ, от 18.07.2017 N 176-ФЗ, от 29.07.2017 N 216-ФЗ, от 29.07.2017 N 273-ФЗ, от 29.12.2017 N 451-ФЗ, от 29.06.2018 N 172-ФЗ, от 19.07.2018 N 208-ФЗ, от 29.07.2018 N 254-ФЗ, от 29.07.2018 N 271-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ, от 27.12.2018 N 522-ФЗ, от 02.08.2019 N 262-ФЗ, от 02.08.2019 N 300-ФЗ, от 27.12.2019 N 471-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике
    • Статья 3. Определение основных понятий
  • Глава 2. Основы организации электроэнергетики
    • Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере электроэнергетики
    • Статья 5. Технологическая и экономическая основы функционирования электроэнергетики
    • Статья 6. Общие принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики
  • Глава 3. Единая национальная (общероссийская) электрическая сеть
    • Статья 7. Понятие и правовой статус единой национальной (общероссийской) электрической сети
    • Статья 8. Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью
    • Статья 9. Услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети
    • Статья 10. Развитие единой национальной (общероссийской) электрической сети
  • Глава 4. Оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике
    • Статья 11. Система оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике
    • Статья 12. Субъекты оперативно-диспетчерского управления
    • Статья 13. Основные принципы оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике
    • Статья 14. Функции субъектов оперативно-диспетчерского управления
    • Статья 15. Аварийные электроэнергетические режимы
    • Статья 16. Оказание услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике
    • Статья 17. Контроль за системой оперативно-диспетчерского управления
    • Статья 18. Гражданско-правовая ответственность субъектов оперативно-диспетчерского управления
    • Статья 19. Оперативно-диспетчерское управление в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах
  • Глава 5. Система государственного регулирования и контроля в электроэнергетике
    • Статья 20. Принципы и методы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике
    • Статья 21. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике
    • Статья 22. Утратила силу
    • Статья 23. Принципы и методы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике
    • Статья 23.1. Государственное регулирование цен (тарифов) на оптовом и розничных рынках
    • Статья 23.2. Особенности государственного регулирования цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в электроэнергетике и платы за технологическое присоединение к электрическим сетям
    • Статья 23.3. Государственное регулирование в электроэнергетике в условиях ограничения или отсутствия конкуренции
    • Статья 23.4. Соглашение об условиях осуществления регулируемых видов деятельности
    • Статья 24. Полномочия Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов)
    • Статья 25. Антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках
    • Статья 26. Регулирование доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии
    • Статья 27. Утратила силу
    • Статья 27.1. Особенности регулирования отношений в сфере электроэнергетики при присоединении электроэнергетической системы к другой электроэнергетической системе
    • Статья 28. Государственное регулирование надежности и безопасности в сфере электроэнергетики
    • Статья 28.1. Подготовка и аттестация работников по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики
    • Статья 29. Инвестиционная политика государства в электроэнергетике
    • Статья 29.1. Федеральный государственный энергетический надзор
    • Статья 29.2. Государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике
    • Статья 29.3. Лицензирование энергосбытовой деятельности
    • Статья 29.4. Порядок организации и осуществления лицензионного контроля, прекращение действия лицензии на осуществление энергосбытовой деятельности
    • Статья 29.5. Сводный федеральный реестр лицензий на осуществление энергосбытовой деятельности
  • Глава 6. Оптовый рынок
    • Статья 30. Правовые основы функционирования оптового рынка
    • Статья 31. Субъекты оптового рынка и его организация
    • Статья 32. Торговая система оптового рынка и порядок отношений между его субъектами. Ценообразование на оптовом рынке
    • Статья 33. Особенности правового статуса и полномочия организаций коммерческой инфраструктуры
    • Статья 34. Порядок использования технологической инфраструктуры электроэнергетики субъектами оптового рынка
    • Статья 35. Порядок получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии на оптовом рынке
    • Статья 36. Особенности функционирования отдельных субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии
  • Глава 7. Розничные рынки
    • Статья 37. Основы организации розничных рынков
    • Статья 38. Гарантии надежного обеспечения потребителей электрической энергией
    • Статья 39. Регулирование деятельности по снабжению электрической энергией граждан
    • Статья 40. Ценообразование на розничных рынках
    • Статья 41. Функционирование технологической инфраструктуры розничных рынков
  • Глава 8. Особенности осуществления хозяйственной деятельности в электроэнергетике
    • Статья 42. Государственная экспертиза проектной документации объектов электроэнергетики, являющихся объектами капитального строительства, и государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом этих объектов
    • Статья 43. Особенности ведения учета доходов, продукции и затрат по видам деятельности в сфере электроэнергетики
    • Статья 44. Особенности вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации
    • Статья 45. Правовое регулирование теплоснабжения в Российской Федерации
    • Статья 46. Формирование технологического резерва мощностей по производству электрической энергии
    • Статья 46.1. Обеспечение надежного функционирования тепловых электростанций
    • Статья 47. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Государственное регулирование электроэнергетики

Серия реформ отрасли в 1990-х годах и глобальная реструктуризация электроэнергетики в 2003–2006 гг. привели к исчезновению ее прежней монопольной вертикально интегрированной структуры. Основным итогом многолетних преобразований стало появление конкурентного оптового рынка электроэнергии и привлечение инвестиций в строительство генерирующих мощностей . Основная цель этих реформ — выйти за ограничения роста эффективности электроэнергетики, создаваемые традиционной системой государственного регулирования, и достичь большей эффективности через создание конкурентного рынка в сфере производства и сбыта электроэнергии и адекватного регулирования услуг монопольной рыночной инфраструктуры. Следует признать, что современные рынки электроэнергии пока еще очень далеки от классических рынков совершенной конкуренции, что в значительной степени объясняется технологическими особенностями отрасли на данном этапе технического развития, а не конструкцией рыночных механизмов. Рынки не обеспечены в достаточной мере современными средствами измерений и управления, позволяющими обеспечить процесс обмена данными в режиме реального времени, что является одним из необходимых условий обеспечения свободной конкуренции на рынках электроэнергии.

Проблематика развития энергетики, как в России, так и за рубежом имеет во многом схожие корни, что связано с технологическими особенностями отрасли и их существенным влиянием на экономические и организационные основы ее функционирования и развития.

Одним из важнейших факторов, определивших современное состояние отрасли, стало увеличение размеров энергосистемы для получения эффекта масштаба, уменьшение потребности в резерве мощности за счет реализации эффекта аварийной взаимопомощи между отдельными территориями, оптимизация режимов работы электростанций, повышение гибкости использования энергоисточников на разных территориях, в том числе, с учетом прохождения территориальных максимумов нагрузки в различные моменты времени и др. Именно эти факторы и определили необходимость создания ЕЭС СССР (ЕЭС России), укрупнение как отдельных генерирующих источников, так и в целом системы . В течение длительного времени альтернатива централизованной системы рассматривалась как заведомо неэффективное решение. Но на текущем этапе развития можно констатировать, что позитивный эффект от масштаба достигнут и во многом уже исчерпан. Кроме того, сверхцентрализация накладывает существенные ограничения на развитие рынка.

Второй фактор — это неявная экономическая деградация, по сути, ставшая обратной стороной предыдущего явления. Рост масштаба, централизация, безальтернативность вариантов развития, сложность и непрозрачность экономической системы способствовали повышению рыночной власти, устраняя возможность контроля системы извне, демотивировали управление к повышению или поддержанию уровня эффективности.

Третий фактор, который определяет текущую ситуацию в электроэнергетике, а также создает ограничения для дальнейшего развития — это ее «политизация». Когда в результате территориального расширения энергосистема достигла масштабов государства, она стала инструментом политики, причем в самых разных формах: и социальной, и экономической, и развития регионов, и безопасности, и целостности и т.д., — собственно, таковой она является и сейчас. Однако если раньше «политическая» составляющая была инструментом развития отрасли, то в настоящее время она все больше становится сдерживающим фактором.

Четвертым важным фактором, оказавшим существенное влияние на состояние современной электроэнергетики, стало развитие конкуренции, т.е. перенос принципов свободного рынка на процесс электроснабжения, которое началось в 1990-е годы. Формирование модели конкурентного рынка проходило на базе существовавших на тот момент технологий, в основе которых было централизованное энергоснабжение, а возможности технологических изменений еще не обсуждались. Опыт реформирования во многих странах мира показал, что ключевым условием успешной работы такой модели по-прежнему оставалось тщательное регулирование со стороны государства, но уже в иной, адекватной рынку форме: эффективное регулирование естественных монополий, поддержание конкурентной среды среди поставщиков, защита прав конечного потребителя. Также длительный опыт применения конкурентных моделей в электроэнергетике привел к пониманию, что процессы долгосрочного развития отрасли не полностью обеспечиваются рыночными сигналами и требуют специальной поддержки со стороны регуляторов.

Пятый фактор, который начал заметно трансформировать электроэнергетику в последнее десятилетие — развитие новых технологий: распределенной генерации, управляемого потребления и «умных» сетей. Помимо экологического тренда, новые технологии формируют иные качества энергосистем: новые принципы обеспечения надежности функционирования, а также значительно более широкие возможности рыночного взаимодействия субъектов.

Система государственного регулирования электроэнергетики не в полной мере адаптирована к работе в рыночных условиях, а ее решения часто обусловлены краткосрочной конъюнктурной необходимостью, а не объективными экономическими принципами регулирования.

  • антимонопольное регулирование: пока не создана эффективная система мониторинга рынка и антимонопольного регулирования; организационных и аналитических возможностей ФАС России здесь явно недостаточно;
  • ценовое (тарифное) регулирование: система и функции органов тарифного регулирования электроэнергетики мало изменились в процессе перехода к конкурентной модели электроэнергетики .

Отечественная экономика отстает по показателям среднедушевого потребления и электровооруженности промышленности по сравнению со многими развитыми странами, что обеспечивает дополнительный потенциальный спрос для электроэнергетики.

Основные показатели

Потребление э/э млрд. кВт/час

902,9

924,2

940,7

Численность населения, млн чел.

144,2

143,5

Потребление электроэнергии на душу человек, Квтч

6 227

6 409

6 555

Таблица 1.Энергопотребление России 2012г-2014г

Все это создает предпосылки для инвестиционной привлекательности сектора генерации и российской электроэнергетики в целом на длительную перспективу, но отрасль оказывается малопривлекательной для капиталовложений из-за неблагоприятного инвестиционного климата и накопленных проблем в регулировании и стратегическом планировании. Одной из причин такой ситуации является неэффективное регулирование отрасли. Регулирование российской электроэнергетики в значительной степени базируется на государственных институтах, при этом функции распределены между различными структурами исполнительной власти. По закону об электроэнергетике «государственная политика в сфере электроэнергетики направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, установленных настоящим Федеральным законом» .

Важной составляющей в неэффективности регулирования является наличие в отрасли противоречий и помех для развития в условиях любой модели рыночного типа в электроэнергетике, решение или устранение которых напрямую зависит от действий регуляторов. Как одну из ключевых следует выделить перекрестное субсидирование между различными группами потребителей. Прежде всего, это проявляется в практике перекрестного субсидирования, т.е. в поддержке одних отраслей, регионов или потребителей за счет других. Проблема перекрестного субсидирования появилась в энергетике России с того момента, когда было нарушено, действующее в СССР, «классическое» соотношение 4 и 2 копейки за 1 кВт/час, которые платили соответственно население и промышленные, а также приравненные к ним, потребители за потребленную ими электрическую энергию. Такие тарифы отражали средневзвешенные, реальные издержки предприятий отрасли, участвующих в процессе производства, передачи, распределения и поставки электрической энергии до конечных потребителей. В период экономического спада начала 90-х гг. прошлого века, действующее в то время «либеральное» Правительство РФ, не имея в бюджете достаточных средств для дотирования энергетической сферы, пошло по пути отказа от соотношения «четырех к двум» и в результате тарифы для промышленных и приравненных к ним потребителей начали расти более быстрыми темпами, чем тарифы для населения (рис. 1).

Рисунок 1.Структура перекрестного субсидирования между группами потребителей по электрической энергии

Пока все эти вопросы остаются нерешенными, каждый их них негативно влияет на принятие инвестиционных решений в секторе генерации.

В 2011–2013 гг. стало очевидным, что модель рынка и накопившиеся проблемы требуют уточнения и решения, однако подготовка решений идет довольно медленно, что увеличивает неопределенность и заставляет инвесторов откладывать запуск новых проектов в секторе генерации.

Еще один важный момент — реализация государственной программы по энергоэффективности, начавшейся в 2009 г. и рассчитанной до 2020 г., согласно которой энергоемкость ВВП должна снизиться на 40% . От того, насколько успешно будет реализована данная программа, зависит дальнейшая динамика спроса на электроэнергию. Пока достигнутые результаты невелики по сравнению с тем потенциалом энергосбережения, который можно реализовать. Стимулы и механизмы, которые выбирает регулятор, определяют эффективность, но она невысока. У органов регулирования отсутствует единая с Минэнерго РФ система мониторинга перспективных цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию в увязке с перспективами роста энергопотребления, динамикой развития генерирующих мощностей и перспективными условиями функционирования оптового рынка электроэнергии .

Таким образом, следует заключить, что система государственного регулирования электроэнергетики не в полной мере адаптирована к работе в рыночных условиях, а ее решения часто обусловлены краткосрочной конъюнктурной необходимостью, а не объективными экономическими принципами регулирования.

Лекция 4. Основы политико-правового регулирования энергетики

Для того, чтобы определиться с правовой природой отношений в сфере энергетики, необходимо прежде всего очертить круг общественных отношений, составляющих предмет регулирования энергетического права.

Энергетическое право – отрасль российского права, комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе хозяйственной, инвестиционной и регулятивной деятельности субъектов частного и публичного права, связанной с разведкой, добычей, производством, переработкой, хранением, транспортировкой, распределением, торговлей и потреблением энергетических ресурсов.

Рассматривая вопросы энергетического права и энергетического законодательства, специалисты определяют энергетические отношения как отношения по производству, передаче и потреблению энергии, включая электроэнергию и другие ее виды.

Разные по своей правовой природе (частноправовые и публично-правовые) отношения, составляющие предмет энергетического права, обусловливают необходимость применения и соответствующих методов правового регулирования. Методы правового регулирования — это приемы юридического воздействия, их сочетание, характеризующее использование в данной области общественных отношений того или иного комплекса юридического инструментария (С.С. Алексеев).

Для регулирования частноправовых отношений характерно применение метода равенства сторон (метода координации).

Для регулирования публично-правовых отношений применяется метод власти-подчинения (метод субординации), когда один субъект властеотношений подчиняется другому.

Поскольку предмет энергетического права составляют как частноправовые, так и публично правовые отношения, для регулирования данных отношений используется и метод равенства сторон, и метод власти-подчинения.

Таким образом, в энергетическом праве проявляются оба базовых метода регулирования — метод субординации и метод координации, при этом для энергетического права характерно применение также следующих специальных методов правового регулирования:

Метод особого публичного регулирования, реализуемый некоммерческими организациями, наделенными законодателем особыми публичными полномочиями. Такими полномочиями наделена, в частности, некоммерческая организация Совет рынка, которая образована в форме некоммерческого партнерства и объединяет на основе членства субъектов электроэнергетики и крупных потребителей электрической энергии. В соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» Совет рынка осуществляет в том числе следующие функции: принимает решения о присвоении или лишении статуса субъекта оптового рынка, устанавливает систему и порядок применения имущественных и иных санкций в отношении субъектов оптового рынка, включая исключение из их состава. В данном случае властные полномочия реализуются не уполномоченным государственным органом, а некоммерческой организацией;


Метод особой публичной координации, реализуемый Комиссией при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности38. Данная Комиссия образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.06.2012 № 859 в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по развитию топливно-энергетического комплекса, обеспечению промышленной, энергетической и экологической безопасности, рационального использования и эффективного воспроизводства минерально-сырьевой базы. Согласно п. 16 Положения о Комиссии решения Комиссии, принятые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для членов Комиссии, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

Метод специального корпоративного регулирования, реализуемый субъектами энергетического права (энергетическими компаниями), наделенными законодателем соответствующими полномочиями. Так, в сфере использования атомной энергии в качестве соответствующего примера можно привести метод специального корпоративного регулирования, осуществляемый Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», наделенной полномочиями от имени Российской Федерации осуществлять государственное управление использованием атомной энергии, государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, а также нормативно-правовое регулирование в области использования атомной энергии.


Таким образом, правовое регулирование составляющих предмет энергетического отношений, как частноправовых, так и публично-правовых, осуществляется несколькими методами правового регулирования.

Помимо специфики предмета энергетического права, методов правового регулирования необходимо подробно остановиться и на основных принципах энергетического права, ядром которых является энергетическая обеспеченность, энергетическая безопасность, энергетическая эффективность.

Принципы энергетического права — являются основанием системы норм энергетического права, центральным понятием, стержневым началом всей системы энергетических законов.

А.П. Вершинин, выделяя общие принципы организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики, а также основные принципы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, подчеркивает, что принципы государственного регулирования имеют особое системообразующее значение для применения отдельных мер государственного регулирования.

Выделяют целый ряд принципов энергетического права:

1) гарантии обеспечения энергоснабжения;

2) централизованное принятие решений по основным вопросам государственного регулирования отношений в области энергетики;

3) приоритетность энергетики в экономике страны и ее минерально-ресурсное обеспечение;

4) защита и охрана окружающей среды;

5) предсказуемость государственной политики в области энергетики;

6) энергосбережение и рациональное, экономическое и эффективное использование энергии;

7) адекватность цены на энергоносители с затратами на их производство и реализацию;

8) сбережение редких видов горючего и использования угля;

9) обеспечение развития и использования возобновляемых (нетрадиционных) источников энергии;

10) снижение зависимости от иностранных поставщиков (для энергодефицитных стран).

Источники энергетического права –способы закрепления и внешнего выражения правовых норм, регулирующих отношения в энергетике.

Конституция РФ (12 декабря 1993 года) в ст. 71 закрепляет правомочия, находящиеся в ведении РФ:

· федеральные энергетические системы;

· ядерная энергетика и расщепляющиеся материалы;

Статья72 Конституции РФ закрепляет предметную область, находящуюся в совместном ведении РФ и субъектов РФ:

· вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

· вопросы природопользование;

· охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

· регулирование статуса особо охраняемые природные территории.

Нормативно-правовые акты федерального уровня:федеральные законы, нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные нормативные акты (нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и других федеральных органов). В качестве основных Нормативно-правовых актов, закрепляющих основы правового регулирования энергетики можно выделить:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (II часть), регулирует взаимоотношения субъектов права в части договоров энергоснабжения (параграф 6 главы 30);

2. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере и потребителей электрической энергии;

3. Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов;

4. Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций

5. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий;

6. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков;

7. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующий отношения, по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

8. Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», устанавливает основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике;

9. Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» определяет основные принципы и методы определения тарифов на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также условия и порядок принятия решений об отмене и введении регулирования тарифов после их отмены;

10. Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности», которым устанавливаются правовые основы функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности включая регулирование отношений, связанных с оборотом электрической энергии и мощности на оптовом рынке, с 1 января 2011 г.;

11. Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», которым устанавливаются правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии;

12. Приказ ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», предназначен для расчета методом экономически обоснованных расходов уровней регулируемых тарифов и цен на розничном (потребительском) рынке электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности).

Вышеперечисленный список федеральных актов не является исчерпывающим, а скорее является базовым перечнем. Между тем, несмотря на достаточно серьезную нормативную базу, регулирующую отрасль, нельзя сказать о том, что система действующих законов, регулирующих энергетическую отрасль, совершенна и позволяет правоприменителям, в том числе судьям, эффективно использовать Законы и подзаконные акты в своей профессиональной деятельности.

Кроме нормативно-правовых актов Федерального значения к юридическим источникам энергетического права безусловно относят и документы уровня субъекта федерации, к

Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации (на примере Республики Татарстан)

В республике приняты программные правовые акты, направленные на организацию эффективного развития в целом топливно-энергетического комплекса. Приоритетные направления работы в данной области согласуются с нормативными и стратегическими документами РФ:

• В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»;

• Энергетической стратегией России на период до 2030 года; с перспективой утверждения Энергетической стратегии России на период до 2035 год.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *