Закон о защите детей

Виды информации, причиняющие вред здоровью и развитию детей

В современном постиндустриальном обществе, когда глобальные информационные системы полностью поглотили огромный поток данных, начиная от фундаментальных научных и новостных публикаций до банальных переписок, остро встал вопрос защиты несовершеннолетних от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, особенно на популярных среди молодежи сайтах социальных сетей. В условиях интенсивного развития новых информационных технологий (Интернета, мобильной и иных видов электронной связи, цифрового вещания) дети в наибольшей степени подвержены негативному информационному воздействию.

В нашей стране был принят Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», основная цель которого заключается в обеспечении информационной безопасности несовершеннолетних путем введения законодательных гарантий и организационно-правовых механизмов защиты детей от такой информации. Особое внимание учащимся стоит обратить на информацию, которая является запрещенной для распространения:

  1. побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству. К ней относится информация, способная побудить детей к действиям, подвергающим опасности их жизнь, физическое и психическое здоровье, включая самоубийство, членовредительство, манипуляции с взрывчатыми, ядовитыми, сильнодействующими, радиоактивными веществами, оружием или боеприпасами, занятие азартными играми, либо провоцирующая детей на потребление веществ, товаров и услуг, опасных для жизни и здоровья;
  2. способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься антиобщественными действиями: бродяжничеством или попрошайничеством;
  3. обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям, а также к животным;
  4. отрицающая семейные ценности, формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
  5. оправдывающая противоправное поведение;
  6. содержащая нецензурную брань, которая имеет негативный общественный статус непристойных слов и выражений, в том числе кодифицированный характер;
  7. о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

Размещение подобного рода информации в сети Интернет строго преследуется по закону. Стоит отметить, что распечатки страниц из социальной сети могут быть приняты в качестве доказательств по делу, рассматриваемому судом, который также может в ходе судебного разбирательства непосредственно изучить их содержание, однако такие доказательства должны отвечать требованиям относимости, допустимости и достоверности.

Материал подготовлен методистом ГМЦ ДОгМ Рязанцевым М.В.

Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 N 436-ФЗ

0+ К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

6+ К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

12+ К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 179-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

В присутствии родителей или иных законных представителей детей, достигших возраста шести лет, допускается оборот информационной продукции, предусмотренной статьей 9 настоящего Федерального закона.

16+ К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Просмотр фильмов с ограничением 16+, возможен только лицами, достигшими возраста 16 лет. При покупке билетов и при входе в кинозал у Вас спросят паспорт.

Вас не пустят в кинозал, если вам нет 16, даже в присутствии родителей.

18+ К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

3.1) содержащая изображение или описание сексуального насилия;

4) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

7) содержащая информацию порнографического характера

Просмотр фильмов с ограничением 18+, возможен только лицами, достигшими возраста 18 лет. При покупке билетов и при входе в кинозал у Вас спросят паспорт.

Вас не пустят в кинозал, если вам нет 18, даже в присутствии родителей.

Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

Принят Государственной Думой 21 декабря 2010 года

Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения в сфере:

1) оборота информационной продукции, содержащей научную, научно-техническую, статистическую информацию;

2) распространения информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и другими федеральными законами;

3) оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества;

4) рекламы.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) доступ детей к информации — возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации;

2) знак информационной продукции — графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона;

3) зрелищное мероприятие — демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий;

4) информационная безопасность детей — состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию;

5) информационная продукция — предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи; (В редакции Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)

6) информационная продукция для детей — информационная продукция, соответствующая по тематике, содержанию и художественному оформлению физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей;

7) информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, — информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с настоящим Федеральным законом;

8) информация порнографического характера — информация, представляемая в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного;

9) классификация информационной продукции — распределение информационной продукции в зависимости от ее тематики, жанра, содержания и художественного оформления по возрастным категориям детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

10) места, доступные для детей, — общественные места, доступ ребенка в которые и (или) нахождение ребенка в которых не запрещены, в том числе общественные места, в которых ребенок имеет доступ к продукции средств массовой информации и (или) размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях информационной продукции;

11) натуралистические изображение или описание — изображение или описание в любой форме и с использованием любых средств человека, животного, отдельных частей тела человека и (или) животного, действия (бездействия), события, явления, их последствий с фиксированием внимания на деталях, анатомических подробностях и (или) физиологических процессах;

12) оборот информационной продукции — предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая ее продажу (в том числе распространение по подписке), аренду, прокат, раздачу, выдачу из фондов общедоступных библиотек, публичный показ, публичное исполнение (в том числе посредством зрелищных мероприятий), распространение посредством эфирного или кабельного вещания, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи; (В редакции Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)

13) эксперт — лицо, отвечающее требованиям настоящего Федерального закона и привлекаемое для проведения экспертизы информационной продукции и дачи экспертного заключения или осуществления классификации информационной продукции и проведения ее экспертизы.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

Законодательство Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов.

Статья 4. Полномочия федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

1. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, относятся:

1) разработка и реализация единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;

2) разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции;

3) установление порядка проведения экспертизы информационной продукции, предусмотренной настоящим Федеральным законом;

4) государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. (В редакции федеральных законов от 28.07.2012 № 139-ФЗ; от 14.10.2014 № 307-ФЗ)

2. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, относятся разработка и реализация региональных программ обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции, а также иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 93-ФЗ)

Статья 5. Виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей

1. К информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится:

1) информация, предусмотренная частью 2 настоящей статьи и запрещенная для распространения среди детей;

2) информация, которая предусмотрена частью 3 настоящей статьи с учетом положений статей 7 — 10 настоящего Федерального закона и распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.

2. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий; (В редакции Федерального закона от 18.12.2018 № 472-ФЗ)

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 179-ФЗ)

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

31) содержащая изображение или описание сексуального насилия; (Пункт введен — Федеральный закон от 01.05.2019 № 93-ФЗ)

4) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; (В редакции Федерального закона от 29.06.2013 № 135-ФЗ)

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

7) содержащая информацию порнографического характера;

8) о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего. (Пункт введен — Федеральный закон от 05.04.2013 № 50-ФЗ)

3. К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация:

1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия), преступления или иного антиобщественного действия; (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 93-ФЗ)

2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции: (В редакции Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии. (В редакции Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 179-ФЗ)

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Глава 3. Требования к обороту информационной продукции

Статья 11. Общие требования к обороту информационной продукции

1. Оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации.

3. Требования к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4. Оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную статьей 5 настоящего Федерального закона, без знака инфо

Родительское собрание «Как защитить детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Родительское собрание № 2 в 3 классе (2 четверть)

Тема: «Как защитить детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Цель: просвещение родителей по проблеме безопасного использования ресурсов сети Интернет.

Задачи:

1. Повысить уровень осведомленности родителей о негативном влиянии агрессивного контента СМИ и иных средств массовой коммуникации на детскую психику и способах его предупреждения.

2. Повысить уровень осведомленности родителей о нормах Федерального Закона № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и других нормативных правовых актах, регулирующих вопросы информационной безопасности детей.

3. Познакомить родителей с материалами «Методических рекомендаций о порядке использования личных устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях» от 19.08.2019, разработанных Роспотребнадзором, Минпросвещения, Рособрнадзор и Российской академией образования, целью которых является профилактика возможного вреда здоровью школьников и повышения эффективности образовательного процесса.

4. Проанализировать с родителями способы безопасности ребенка от негативного влияния интернета.

Методы и приемы: лекция, дискуссия, видеометод, работа с анкетой, мозговой штурм.

Форма проведения: тематической дискуссии родителей, с приглашением специалистов, лекции, где в роли лектора выступает педагог, психолог, врач. Наиболее распространенная форма проведения родительского собрания — это доклад с последующими вопросами и обсуждениями.

Оборудование: компьютер с выходом в сеть Интернет, проектор, видеоролик «Безопасность детей», тест на наличие игровой интернет зависимости ребенка, памятка родителям по управлению безопасности детей в Интернете (буклет).

Ход собрания

  1. Вступительное слово классного руководителя.

Добрый день, уважаемые родители! Тема нашего собрания «Как защитить детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Проведение собрания актуальна для всей России, поскольку современные механизмы информационной безопасности несовершеннолетних важны для каждого города, для каждой отдельно взятой семьи. Почти 1,8 млрд. людей в мире подключены к интернету. Ежегодно растет число пользователей, среди которых все больше – детей и подростков. В России восемьдесят пять процентов российских детей в возрасте от 10 до 17 лет активно пользуются Интернетом. По статистическим данным в Сети они проводят до 25 часов в неделю и, как правило, пользуются Интернетом бесконтрольно. В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом», и «помощником», и даже «воспитателем», «учителем».

  1. Просмотр видеоролика «Безопасность детей».

Родителям предлагается просмотреть образовательный ролик от компании Билайн в рамках социально-просветительской кампании «Безопасный интернет». В качестве первого шага в этом направлении «Билайн» предоставил в распоряжение Лиги безопасного интернета видео-ролик. (https://www.youtube.com/watch?v=2ypef1RRawY)

  1. Обсуждение полученной информации о негативном влиянии агрессивного контента СМИ и иных средств массовой коммуникации на детскую психику и способах его предупреждения, после просмотра видеролика.

Существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу. Мощное воздействие на детей, их нравственные установки оказывает широко распространяемая кино- и видеопродукция, напичканная сценами убийств, грабежей, разбоев, хулиганства, изнасилований, самоубийств и других преступных и антиобщественных проявлений. В связи с этим необходимо направить все усилия на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Просвещение подрастающего поколения, знание ребенком элементарных правил отбора информации, а также умение ею пользоваться способствует развитию системы защиты прав детей. Зачастую дети принимают всё, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Поэтому проблема защиты физического и духовно-нравственного здоровья детей в современной медиа-среде становится все более актуальной в связи с тем, что возраст, в котором человек начинает работать с Интернет, становится все моложе, а численность несовершеннолетних пользователей увеличивается.

Угрозами информационно-психологической безопасности детей является:

1. Получение детьми непристойных (то есть не соответствующих принятым стандартам нравственности) материалов различного характера (например, порнографии, материалов, содержащих жестокость и ненормативную лексику, вульгарные или шокирующие выражения);

2. Получение детьми материалов, в содержании которых отражается национальная или другая (например, религиозная, социальная) нетерпимость и пропаганда расового, национального и религиозного неравенства или антиобщественного поведения;

3. Получение детьми материалов, содержащих рекламу и пропаганду опасной и вредной для здоровья человека продукции (например, алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ).

Современные дети и подростки, которых называют «цифровыми гражданами» легко осваивают компьютер, мобильные устройства и умело пользуются ими. При этом навыки детей в области безопасности в Интернете отстают от их способности осваивать новые приложения и устройства.

Основные опасности в Интернете для детей и подростков следующие:

1. Кибербуллинг (интернет-травля).

2. Использование Интернета для манипуляции сознанием детей и подростков (пропаганда экстремистского, антисоциального поведения, суицидов, вовлечение в опасные игры).

3. «Незнакомый друг» в социальных сетях.

4. Кибермошенничество.

5. Безопасность доступа в Сеть и кража личных данных техническими средствами.

6. Незаконный сбор персональных данных несовершеннолетних и (или) распространение их в открытом доступе.

7. Просмотр сайтов для взрослых.

  1. Доведение до сведения родителей о нормах Федерального Закона
    № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и других нормативных правовых актах, регулирующих вопросы информационной безопасности детей.

По Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это положение Конституции РФ, в соответствии со ст. 17 Конвенции о правах ребенка, обеспечивает каждому ребенку возможность доступа к информации и материалам, которые направлены на содействие его социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. Поэтому в образовательных учреждениях по программе «Образование», были созданы компьютерные классы с подключением их к Интернету, что расширило возможности оперативного обращения школьников к современной информации. В соответствии с этой программой был принят Федеральный Закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.

Информационная безопасность детей — состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию;

информационная продукция — предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи (ФЗ №436)

  1. Знакомство родителей с материалами «Методических рекомендаций о порядке использования личных устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях» от 19.08.2019, разработанных Роспотребнадзором, Минпросвещения, Рособрнадзор и Российской академией образования.

Роспотребнадзор, Минпросвещения, Рособрнадзор и Российская академия образования, подготовили методические рекомендации о порядке использования личных устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях. В представленном документе, органам управления образованием субъектов РФ, местного самоуправления в сфере образования и общеобразовательным организациям, с целью профилактики возможного вреда здоровью школьников и повышения эффективности образовательного процесса, рекомендуется рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных устройств связи в образовательных организациях.

Методические рекомендации подготовлены на основе анализа международного опыта использования устройств мобильной связи школьниками, а также по итогам опроса общественного мнения, проведенного Минпросвещения, Рособрнадзором и Роспотребнадзором.

В ходе опроса 61% обучающихся, 89% родителей и 90% педагогов поддержали ограничение использования мобильных телефонов школьниками во время уроков. Более половины школьников согласны с тем, что неупорядоченное использование мобильных телефонов может нанести вред их здоровью и отвлекает от учебного процесса. Анализ международного опыта использования мобильных телефонов школьниками выявил, что длительное время их использования, а также использование во время пребывания в школе могут привести к нарушениям психики, гиперактивности, раздражительности, нарушениям сна, а также снижению умственной работоспособности, ослаблению памяти и внимания.

В подготовленном документе органам управления образованием регионов и муниципалитетов, а также школам рекомендуется рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных устройств связи в образовательной организации обучающимися, за исключением детей, нуждающихся в пользовании такими устройствами по состоянию здоровья (например, для мониторинга сахара крови при сахарном диабете), а также педагогическими работниками и родителями. В частности рекомендуется предусмотреть для всех участников образовательного процесса целесообразность перевода устройств мобильной связи в режим «без звука» при входе в образовательную организацию. При необходимости и возможности, школам рекомендуется предусмотреть места хранения мобильных телефонов учеников во время образовательного процесса, согласовать способы коммуникации родителей с обучающимися в случае возникновения необходимости или внештатной ситуации, проводить разъяснительную работу по вопросам профилактики неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи и воспитания культуры пользования такими устройствами.

В течение года Роспотребнадзором будет проведен мониторинг функционального состояния здоровья школьников при ограничении использования мобильных устройств связи, а Рособрнадзором совместно с Российской академией образования — выборочный мониторинг повышения эффективности образовательного процесса.

  1. Проигрывание ситуаций, анализ, обсуждение проблемы

Обсуждение с родителями результатов тестирования их детей на знание правил поведения в Интернете (Приложение 1).

Родителям предлагается разыграть определенные ситуации, затем обсудить проблему.

Вопросы для обсуждения:

— Знакомы ли Вам такие ситуации?

— Компьютерные игры – бесполезное, вредное занятие или совсем наоборот?

— Как сделать общение ребёнка с компьютером безопасным и полезным?

— Какие Вы можете дать советы?

  1. Мозговой штурм «Безопасность детей в сети Интернет».

Родителям предлагается ответить на несколько вопросов. (Все вопросы не являются обязательными для ответа). (Приложение 2).

Обсуждение с родителями, какими способами можно обезопасить ребенка от негативного влияния интернета (Буклет).

  1. Вывод.

Действительно, информационные и коммуникационные технологии открывают уникальные возможности для системы образования, вместе с тем все большую актуальность приобретает проблема безопасности ребенка в информационном обществе отличающегося информационной насыщенностью и интенсивностью, многоканальностью влияний, многообразием транслируемых ценностей. Вы, уважаемые родители должны помнить о чрезвычайной опасности, которая кроется не столько в самом компьютере, сколько в доступной для всех желающих информации, размещенной в сетях.

Приложение1.

Тестирование детей на знание правил поведения в Интернете

1) Новый друг, в чьих данных указан тот же возраст, что и у

тебя, предлагает тебе обменяться фотографиями.

A Попрошу его фото, и потом отправлю своё.

B Посоветуюсь с родителями.

2) В чате тебя обозвали очень грубыми словами.

A Скажу в ответ: «Сам такой».

B Прекращу разговор с этим человеком.

3) Знакомый предложил разослать телефон и адрес «плохой

девочки», чтобы все знали о ней.

A Потребую доказательств, что она плохая.

B Сразу откажусь.

4) Пришло сообщение с заголовком «От провайдера» –

запрашивают твой логин и пароль для входа в Интернет.

A Вышлю только пароль:

они сами должны знать логин.

B Отмечу письмо как Спам.

Посчитай, сколько получилось

ответов «А» и сколько «B».

4 «А»

Тебе ещё многому надо научиться.

3 «А» и 1 «В»

Внимательно прочитай эту памятку.

2 «А» и 2 «В»

Неплохо, но ты защищён лишь наполовину.

1 «А» и 3 «В»

Ты почти справился,

но есть слабые места.

4 «В»

Молодец! К Интернету готов!

Приложение 2.

Анкета для родителей.

Просим Вас ответить на несколько вопросов. (Все вопросы не являются обязательными для ответа).

1.Есть ли у Вас дома компьютер?

да (один)

да (несколько)

нет

2.Кто пользуется компьютером у Вас дома?

-только родители

-только ребенок

-все члены семьи (родители и дети)

3.Используете ли Вы средства блокировки?

-на компьютере

-на телевизоре

4.Имеется ли адрес электронной почты Вашего ребенка?

-да

нет

5.Имееются ли домашние правила посещения детьми Интернет?

-да

-нет

6.Пользуетись ли Вы поисковыми браузерами для детей?

-да

-нет

7.Контролируете ли Вы информацию, которую скачивает Ваш ребенок?

-да

-нет

8.Контролируете ли в какие игры играет Ваш ребенок?

-да

-нет

9.Контролируете ли Вы с кем общается Ваш ребенок в сети Интернет?

-да

-нет

10.С какими законодательными актами Российской Федерации по информационной безопасности несовершеннолетних Вы познакомились? (перечислить)

Знаки 0+, 6+, 12+, 16+, 18+ (Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ)

«Знаки 0+, 6+, 12+, 16+, 18+» — это знаки информационной продукции.

— Возрастная классификация информационной продукции в России (http://ru.wikipedia.org)

Знак информационной продукции — графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона

(Глава 1. Общие положения, Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ)

Классификация информационной продукции

(Глава 2. Классификация информационной продукции, Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции, Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ)

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях, реализующих соответственно основные общеобразовательные программы, основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования, среднего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации в области образования.

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Глава 3. Требования к обороту информационной продукции

Статья 12. Знак информационной продукции

1. Обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:

1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, — в виде цифры «0» и знака «плюс»;

2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, — в виде цифры «6» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше шести лет»;

3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, — в виде цифры «12» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 12 лет»;

4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, — в виде цифры «16» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет»;

5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, — в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей».

2. Производитель, распространитель информационной продукции размещают знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения среди детей перед началом демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Размер знака информационной продукции должен составлять не менее чем пять процентов площади экрана.

3. Размер знака информационной продукции должен составлять не менее чем пять процентов площади афиши или иного объявления о проведении соответствующего зрелищного мероприятия, объявления о кино- или видеопоказе, а также входного билета, приглашения либо иного документа, предоставляющих право посещения такого мероприятия.

4. Знак информационной продукции размещается в публикуемых программах теле- и радиопередач, перечнях и каталогах информационной продукции, а равно и в такой информационной продукции, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях.

5. Текстовое предупреждение об ограничении распространения информационной продукции среди детей выполняется на русском языке, а в случаях, установленных Федеральным законом от 1 июня 2005 года N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранных языках.

(Источник: http://base.garant.ru)

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

АННОТАЦИЯ:

Запрещается распространять среди детей информацию, побуждающую к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; способную развить порочные наклонности (алкоголизм, наркоманию, занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством). Распространяемые среди детей сведения не должны оправдывать насилие и жестокость, противоправное поведение; отрицать семейные ценности; содержать нецензурную брань и порнографию. Названная информация не может транслироваться по телевидению и радио с 4.00 до 23.00 (кроме платных каналов).

Предусмотрены возрастные ограничения в отношении изображения (описания) насилия, преступлений, смерти, заболеваний, самоубийств, несчастных случаев, аварий, катастроф, их последствий, а также половых отношений. Вся информационная продукция подразделяется на 5 категорий. Так, детям до 6 лет могут демонстрироваться ненатуралистические изображения или описания насилия (за исключением сексуального) при условии торжества добра над злом, выражения сострадания к жертве и осуждения насилия.

Изображение половых отношений между мужчиной и женщиной (эпизодического характера в ненатуралистической форме) допустимо лишь в продукции, предназначенной для детей 12 лет и старше. Указанная информация не должна эксплуатировать интерес к сексу, носить возбуждающий или оскорбительный характер. Отдельные бранные слова (кроме нецензурных) могут содержаться в информационной продукции для детей 16 лет и старше. Ограниченные к распространению среди детей материалы могут транслироваться по телевидению и радио с 21.00 до 7.00 (исключение — платные каналы).

Производители и распространители классифицируют информационную продукцию самостоятельно. Регламентирован порядок ее экспертизы. Знак информационной продукции (текстовое предупреждение) размещается перед началом трансляции телепрограммы, телепередачи, демонстрации фильма, а также в углу кадра (кроме показа фильмов в кинозале). Он также печатается на афишах, входных билетах, в программах передач.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2012 г.

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Классификация информационной продукции

Глава 3. Требования к обороту информационной продукции

Глава 4. Экспертиза информационной продукции

Глава 5. Контроль (надзор) в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

Глава 6. Ответственность за правонарушения в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

Глава 7. Заключительные положения

(Источник: http://base.garant.ru/)

с 1 сентября 2012 г. вступил в силу федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Согласно закону, запрещенной для распространения среди детей является информация, побуждающая подрастающее поколение к самоубийству, пропагандирующая использование алкоголя, табакокурения, наркотиков и других веществ, негативно воздействующих на здоровье подростков, содержащая нецензурную брань, порнографию, влияющая на нравственное воспитание детей, на психику молодого поколения.

Одним из средств массового распространения вышеперечисленных явлений являются радио, телевидение, Интернет, печатные средства массовой информации. Поэтому выше названным законом СМИ предписывается обозначать вредность для детей своей продукции знаками 12+, 16+ и т.д. Это значит, что та или иная информация рекомендуется для просмотра или чтения только детям в возрасте старше 12, 14, 16 лет.

(Источник: http://www.shatki.ru/)

РЕКОМЕНДАЦИИ РОСКОМНАДЗОРА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2010 Г. N 436-ФЗ «О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ»

ОБЗОР ДОКУМЕНТА

Роскомнадзор разъяснил, как осуществлять возрастную маркировку телерадиопрограмм, печатных и сетевых изданий

Даны рекомендации по возрастной маркировке информационной продукции при телерадиовещании, в печатных и сетевых изданиях.

В частности, знак 6+, 12+, 16+ или 18+ указывается в программах теле- и радиопередач для каждой программы (передачи). При телетрансляции его помещают в углу кадра в начале каждой новой телепрограммы (телепередачи) и при каждом ее возобновлении после перерыва на рекламу. Размер знака — не менее логотипа телеканала. Продолжительность его демонстрации — минимум 8 сек. При этом он не должен накладываться на логотип, субтитры и иные надписи.

При радиовещании перед каждым выходом в эфир программы делается соответствующее звуковое предупреждение. При непрерывном вещании оно производится не реже 4 раз в сутки.

Разрешено транслировать без знака программы и передачи, идущие в прямом эфире.

Также не маркируется продукция, имеющая значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества.

Запрещенные для детей программы (например, способные вызвать желание употребить наркотики, алкоголь, табак; отрицающие семейные ценности; оправдывающие противоправное поведение) можно показывать только после 23.00 до 4.00 либо днем с применением декодирующих устройств.

С 7.00 до 21.00 нельзя транслировать по телевидению отдельную информационную продукцию для детей, достигших 16 лет. Исключение — платные каналы.

Требования по маркировке распространяются и на анонсы.

В печатных и сетевых изданиях знак о возрастном ограничении помещают на 1-й полосе (главной странице). При этом он должен соответствовать самой старшей возрастной категории напечатанного в данном выпуске материала. Приведены требования к размеру знака. Разрешено не маркировать печатные издания общественно-политического или производственно-практического характера, новостные ленты, оставляемые на сайте комментарии и сообщения читателей.

При распространении периодических изданий на электронных носителях знак ставят на обложке (футляре) и самом носителе.

На продукцию информагентств, размещаемую в Интернете в открытом доступе, распространяются правила маркировки сетевых изданий. Та, что рассылается по подписке, классифицируется производителем и (или) распространителем самостоятельно.

Подробно — на www.rsoc.ru.

Кинотеатры лишились права пускать молодых зрителей на многие фильмы

С 1 сентября Министерство культуры выдает прокатные удостоверения фильмам в соответствии с законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию». По словам прокатчиков и управляющих кинотеатрами, все больше фильмов получают маркировку «только для взрослых» или «для детей старше 16 лет». Среди картин, вышедших в российский прокат на этой неделе, более 70% оценены как кино для зрителей старше 16 или 18 лет, рассказал гендиректор «Синема парка» Сергей Китин. Вчера в этой крупнейшей российской сети кинотеатров можно было посмотреть 22 фильма, из них половина промаркирована 16+, еще восемь — как 18+, убедились «Ведомости». Такие «взрослые» маркировки уже получили вполне стандартные голливудские боевики, любимое зрелище подростков, например, «Обитель зла: Возмездие», «Судья Дредд», «Медальон», рассказал директор по кинопрокату «Централ партнершип» Вадим Верещагин: сами студии-производители оценили их мягче — как PG-13 (по американским правилам допускаются дети старше 13 лет) или R (допускаются только в сопровождении родителей).

Кинотеатры не имеют права продавать билеты и пускать на сеансы детей не соответствующего маркировке возраста, говорит директор департамента кинематографии Минкульта Вячеслав Тельнов.

Прежде министерство при выдаче прокатных удостоверений руководствовалось собственным приказом. По нему в фильмах для детей, к примеру, старше 16 лет допускались «частое количество сцен насилия и жестокости» и «сцены употребления наркотиков», но без оправдания таких действий. По новому закону после 16 лет детям можно показывать жестокость и насилие только при отсутствии натуралистических деталей, которые могут вызвать страх и панику, и при обязательном осуждении таких действий и выражении «сочувствия к жертве». Демонстрировать, как употребляются наркотики, вообще запрещено.

Если следовать закону и не пускать подростков более младшего возраста на фильмы 16+ и 18+ даже в сопровождении взрослых, то кинотеатры лишатся большого числа зрителей, предупреждает Китин. По его словам, около 20% посетителей «Синема парка» моложе 16 лет. А есть фильмы, аудитория которых практически исключительно подростки, добавляет директор по маркетингу сети «Киномакс» Лариса Матрусенко. К примеру, сага «Сумерки» (продолжение выходит в прокат в ноябре) — прежде всего для девочек 13-15 лет. Если картина получит оценку 16+, то резко потеряет в сборах. Так закон может подхлестнуть пиратство, расстраивается она.

«Как мы понимаем закон, ответственность за посещение детей кинотеатров несут родители, — говорит Матрусенко, — а сети должны максимально широко информировать о возрастных ограничениях фильмов». С этим согласен президент профильной ассоциации «Киноальянс» Олег Березин.

Новые правила уже привели к тому, что фильмы начали недобирать кассу, говорит гендиректор «Каро проката» Алексей Рязанцев: «Происходит это прежде всего потому, что “взрослой” маркировки пугаются сами родители, сомневаясь, стоит ли вести на “нехороший” фильм ребенка. С таким количеством фильмов 16+ и 18+ кинотеатры воспринимаются уже чуть ли не как порнографические залы».

Закон написан очень нечетко, говорят руководители кинотеатров и прокатчики. Нет прямой нормы, запрещающей доступ детей несоответствующего возраста на сеанс, не указано, как и кто должен проверять возраст подростков, особенно тех, кому пока не положен паспорт, кто будет следить за соблюдением этих правил кинотеатрами. Формально кинотеатры и прежде не могли пускать детей на взрослые сеансы, но делали это исключительно добровольно, никто за этим не следил, говорят Китин и Рязанцев. Теперь за этим будут следить гораздо более строго, уверены они. По Кодексу об административных правонарушениях кинотеатр, который нарушит требования закона, может быть оштрафован на 20 000-50 000 руб. или и вовсе закрыт на срок до 90 суток.

Надзорным органом по соблюдению нового закона определен Роскомнадзор. Его представитель не смог ответить на вопрос, будет ли служба теперь следить и за прокатом фильмов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *