Закон о валюте


Вопрос прислали на info@vestnik-migranta.ru:
Скажите пожалуйста, мне в банке задали вопрос, являюсь я валютным резидентом или не являюсь? Это считать как 183 дня в году провел в России или это другое понятие? Это другое понятие. Подсчет проведенных в России дней за последние 12 месяцев применяется, если мы хотим понять, является ли человек налоговым резидентом — другими словами, из его зарплаты будут вычитать налог в размере 13% или все-таки 30%? Но под термином «резидент» скрывается не только это.
О статусах «резидент-нерезидент» говорится в разных нормативно-правовых актах.
Если нас интересует, является ли какое-либо лицо налоговым резидентом РФ (см. выше), мы заглянем в Налоговый Кодекс РФ.
А если нам надо узнать, относится ли какое-либо лицо к валютным резидентам РФ, мы посмотрим в Федеральный Закон о «О валютном регулировании и валютном контроле»:
Из разницы нормативных актов и самих понятий можно сделать вывод: валютные и налоговые резиденты — не идентичные категории. Присвоение (или отмена) соответствующего статуса преследует разные цели и налагает на владельца статуса разные обязанности по выполнению законов РФ.
При определении налогового статуса физлица гражданство и наличие РВП-ВНЖ значения не имеют. Физлицо, фактически находящееся в России менее 183 дней в календарном году РФ, не признается налоговым резидентом, даже если имеет российское гражданство.
Но если мы говорим о «валютном резиденте», то наличие российского гражданства либо статуса «ВНЖ» будет определяющим фактором:
173-ФЗ, статья 1:
6) резиденты:
а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации;
б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
Остальное нас не сильно интересует, но все же:
в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;
д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные официальные представительства Российской Федерации и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории Российской Федерации;
е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
Ну и, соответственно,
7) нерезиденты:
а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей части; — иностранцы с РВП, с ВУ, с патентами, без всего перечисленного — все они являются валютными нерезидентами.
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;
ж) иные лица, не указанные в пункте 6 настоящей части;
Вообще, эта тема рядовых иностранцев вряд ли коснется. Трудные для понимания моменты бывают, когда иностранец с РВП (валютный нерезидент) открывает ИП и в качестве ИП становится субъектом предпринимательской деятельности — валютным резидентом, то есть он одновременно и рез, и нерез (с), и потом ломает голову, как для Валютного Контроля будет выглядеть перечисление дохода от предпринимательской деятельности себе на счет (нормально), но…читателям Вестника вряд ли когда-то пригодится эта информация.
Кстати, картинка с разъяснением от известного интернет-издания:

P.S. После получения ВНЖ не забудьте сходить в банк и поменять свой счет на резидентский.
Статья в тему: НАЛОГОВЫЙ резидент и нерезидент

Содержание

Порядок покупки валюты физическими лицами в России в 2020 году

Спрос граждан РФ на иностранную валюту вырос в 2017 году более чем на 17%. С целью упростить процесс и сделать его более прозрачным изменились правила покупки валюты для физических лиц в 2020 году. Все операции с валютой совершаются только в банках, все остальные сделки признаются недействительными, приравниваются к нарушению закона.

Изменения в правилах покупки валюты для физических лиц в 2020 году

В официальном положении ЦБ РФ (499-П) нововведения коснулись части идентификации клиентов. Основательная проверка лиц, совершающих покупку долларов, евро и др. денежных знаков в банках, продиктована стремлением к усилению:

  • контроля за состоянием рынка, его объективной оценки;
  • борьбы с финансовым терроризмом и «отмыванием» денег.

Новый порядок распространяется только на обменные пункты. Условия совершения операций через интернет-банкинг остались прежними.

Правила сводятся к двум простым требованиям:

  1. Если сумма валютной операций не превышает 15 000 руб., клиеинт не обязан предъявлять документы, идентифицирующие его личность.
  2. Если вы намеревайтесь купить валюты более чем на 15 00 руб., банковский работник будет требовать предъявления вашего паспорта и иных документов, удовостоверяющих личность.

Несмотря на заверения ЦБ, что изменения в правилах пройдут незаметно для физических лиц, многие кредитные организации склонны считать обратное. Более тщательная идентификация личности займет больше времени, чем обычно, следовательно, продолжительность обслуживания одного клиента вырастет. Это повлечет за собой:

  • очереди в обменных пунктах;
  • раздражение клиентов из-за скорости обслуживания.

Новые правила могут иметь и положительные последствия:

  • новый порядок покупки валюты сделает операции более прозрачными, в первую очередь для служб экономической безопасности;
  • увеличение операций, совершаемых в безналичной форме, а именно через сервисы интернет-банкингов.

Беспокойства граждан по поводу новых правил

Введение новых правил вызвало ряд опасений у рядовых физических лиц. Чтобы стандартная сделка по покупке валюты не стала ассоциироваться у граждан с попыткой влезть им в кошелек, приведем ответы на наиболее волнующие вопросы:

  1. Будут ли дополнительные финансовые взыскания на основании данных о дополнительных доходах людей? Такого пункта в системе налогового законодательства нет.
  2. Стал ли новый порядок предпоссылкой резкого падения курса рубля? Данные ограничения преследуют совсем иные цели, поэтому создавать искуственно дефицит валюты и скупать доллары не нужно
  3. Информационное мошенничество и спекуляция персональными данными клиентов. Вероятность сведена к минимуму, поскольку анкетные данные клиентов находятся под системой защиты банка и служат лишь для идентификации его личности и пресечения схем по незаконному обращению денег.

Увеличенная нагрузка на предпринимателей, предприятия, банки и простых граждан усиливается введением комиссии на операции с валютой. Сумма её составит от 1,3% до 3%.

Какие документы нужны для покупки валюты

Если до 27 декабря 2017 года сотрудники банка были вправе требовать от вас только паспорт при покупке валюты в России сверх установленного лимита, то сейчас операционисты обязаны заполнить анкету на каждого клиента. Она содержит в себе информацию следующего характера:

  • дата рождения, гражданство;
  • ИНН;
  • адрес проживания;
  • источник возникновения средств и др.

Форму анкеты и общий перечень (17 пунктов) запрашиваемой инфомарции ЦБ направляет в кредитные орагнизации, осуществляющие куплю-продажу валюты. Последние определяют нужные для себя пункты и при обращении клиента запрашивают информацию, ограниченную только этим перечнем. Данные вносятся в электронном виде и хранятся там от сделки к сделке. То есть предоставлять необходимый пакет документов достаточно один раз.

Нововведения усилили нагрзку на банковских сотрудников, но только они и стоят на пути реализации требований ЦБ. В первое время обновленных требований «полная» идентификация клиентов также осуществлялась паспортом.

Некоторые банки в качестве доказательства предъявления паспорта клиентом делают копию документов. У некоторых это вызывает недовольство, однако прямого нарушения закона здесь нет.

Сколько валюты можно купить без паспорта

В 2017 г. сумма покупки валюты в банке без паспорта была снижена с 40 000 до 15 000 руб. Таким образом, отменили принятое решение о повышении уровня ограничения с 15 до 40 тысяч руб. 2016 года.

Данное требование распространяется только на отделения банка. Все псевдообменнники, не имеющие лицензии ЦБ на оказание услуг населения по купле-продаже валюты, считаются вне закона. Разумеется, у них нет лимитов на покупку без документов. Единственным ограниячением может стать наличие денег для выдачи. Настоятельно рекомендуется избегать подобного рода сделки, поскольку только обменник в лицензированном банке даст гарантию подлинности выданных денежных знаков.

Условия покупки валюты в России

Новые требования никак не изменили или ужесточили условия покупки валюты на территории РФ. Они не направлены на изъятие валюты у населения или оказания препятствий при совершении сделок с ней. Изменений коснулась работа операционистов в части заполнения анкетных данных. Заполняется форма один раз и хранится со всей инфорацией отведенное законом время. Таким образом, придя повторно, вы предъявите паспорт, сотрудник банка удостоверится в предоставлении вами ранее всех необходимых документов, и готово.

На граждан Узбекистана, Украины, Казахстана, Республики Беларусь, совершающих операции по покупке валюты на территории России, распространяются те же правила, что прописаны для граждан РФ в постановлении ЦБ РФ 499-П. Загранпаспорт и иные справки с работы по требованию банка будут брать при покупке валюты на суммы свыше 15 000 руб.

Порядок покупки валюты физическими лицами в России

Прежде чем отправляться в банк с намерение купить валюту, необходимо:

  1. Ознакомиться с вопросами анкеты, которую затребует банк для суммы свыше 15 000 руб.
  2. Если некоторые вопросы ставят вас в тупик, лучше сразу разъяснить их у операциониста.

Важно! Легитимными считаются только обменные пункты в коммерческих организациях, имеющих лицензию на проведение подобных сделок купли-продажи. Все остальные обменные пункты вне закона, поэтому государство никак не защитит своих граждан в сделках купли-продажи валюты, совершенных не в банках.

Ограничения по покупке валюты для физических лиц

Банки не устанавливают максимальный лимит, поэтому можно купить валюты за один раз столько, сколько позволят вам средства. Надо учитывать, что при продаже валюты на сумму свыше 100 000 в рублевом эквиваленте кредитная организация обязана идентифицировать личность, начиная с паспорта, заканчивая проверкой знания ИНН наизусть. Проводится так называемая оценка вероятности риска работы с клиентом. Процедура носит субъективный характер, оценивает клиента непосредственно менеджер, его обслуживающий.

К чему приведут изменения?

Как повлияют новые требования на операции по покупке ден. Знаков, неизвестно. Есть опасения, что люди, пугающиеся чрезмерного контроля со стороны государства, пойдут в обменные пункты на улицах. Тем самым главная цель положения – выявить скрытые доходы населения, станет недостижимой. Позитивный результат нововведенений – переход клиентов на совершение операций в интернет-банкинге. Людям, которым нечего скрывать, и бояться нечего. А онлайн-сервисы не только упрощают работу банков, но и не ограничивают население в суммах по покупке валюты.

Создавая дополнительную работу операционистам, менеджерам и другим сотрудникам банков, нововведения повлекут увеличение документооборота. Стоит быть готовым к появлению ошибок в заполнении, потере анкетных данных и т.п. Нельзя исключать возникновения мошеннических схем как среди самих работников банка, так и в нелегальных обменных пунктах. Существует мнение, что ужесточение правил продажи валюты заставит многие кредитные учреждения закрыть свои обменники. Не имея других способов приобрести валюту, обычные граждане пойдут в пункты, не имеющие лицензии ЦБ. Развитие последних может стать благоприятной средой для разрастания схем по отмыванию денег.

Оценить эффект новой модели осуществления операций можно будет только к середине 2020 года.

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ (последняя редакция)

10 декабря 2003 года N 173-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ Принят Государственной Думой 21 ноября 2003 года Одобрен Советом Федерации 26 ноября 2003 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. 26.07.2006), от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 26.07.2006 N 131-ФЗ, от 30.12.2006 N 267-ФЗ, от 17.05.2007 N 83-ФЗ, от 05.07.2007 N 127-ФЗ, от 30.10.2007 N 242-ФЗ, от 22.07.2008 N 150-ФЗ, от 15.11.2010 N 294-ФЗ, от 07.02.2011 N 8-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 18.07.2011 N 236-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 06.12.2011 N 406-ФЗ, от 06.12.2011 N 409-ФЗ, от 14.03.2013 N 29-ФЗ, от 07.05.2013 N 102-ФЗ, от 02.07.2013 N 155-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 12.03.2014 N 33-ФЗ, от 05.05.2014 N 112-ФЗ, от 21.07.2014 N 218-ФЗ, от 04.11.2014 N 344-ФЗ, от 29.06.2015 N 181-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ, от 28.11.2015 N 350-ФЗ, от 30.12.2015 N 430-ФЗ, от 03.07.2016 N 285-ФЗ, от 18.07.2017 N 176-ФЗ, от 14.11.2017 N 325-ФЗ, от 28.12.2017 N 427-ФЗ, от 29.12.2017 N 470-ФЗ, от 07.03.2018 N 44-ФЗ, от 03.04.2018 N 64-ФЗ, от 23.05.2018 N 117-ФЗ, от 29.07.2018 N 246-ФЗ, от 29.07.2018 N 247-ФЗ, от 29.07.2018 N 248-ФЗ, от 03.08.2018 N 293-ФЗ, от 28.11.2018 N 452-ФЗ, от 18.12.2018 N 474-ФЗ, от 25.12.2018 N 485-ФЗ, от 27.12.2018 N 514-ФЗ, от 26.07.2019 N 246-ФЗ, от 02.08.2019 N 265-ФЗ (ред. 02.12.2019), от 16.10.2019 N 341-ФЗ, от 02.12.2019 N 398-ФЗ, от 27.12.2019 N 457-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа) Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона и отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
    • Статья 3. Принципы валютного регулирования и валютного контроля
    • Статья 4. Валютное законодательство Российской Федерации, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля
  • Глава 2. Валютное регулирование
    • Статья 5. Органы валютного регулирования
    • Статья 6. Валютные операции между резидентами и нерезидентами
    • Статья 7. Регулирование Правительством Российской Федерации валютных операций движения капитала. — Не действует
    • Статья 8. Регулирование Центральным банком Российской Федерации валютных операций движения капитала. — Не действует
    • Статья 9. Валютные операции между резидентами
    • Статья 10. Валютные операции между нерезидентами
    • Статья 11. Внутренний валютный рынок Российской Федерации
    • Статья 12. Счета (вклады) резидентов в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации
    • Статья 13. Счета (вклады) нерезидентов, открываемые на территории Российской Федерации
    • Статья 14. Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций
    • Статья 15. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг
    • Статья 16. Резервирование. — Не действует
    • Статья 17. Обеспечение исполнения обязательства. — Не действует
    • Статья 18. Предварительная регистрация. — Не действует
  • Глава 3. Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации
    • Статья 19. Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации
    • Статья 20. Паспорт сделки
    • Статья 21. Обязательная продажа части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. — Не действует
  • Глава 4. Валютный контроль
    • Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля
    • Статья 23. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц
    • Статья 24. Права и обязанности резидентов и нерезидентов
    • Статья 25. Ответственность за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования
  • Глава 5. Заключительные положения
    • Статья 26. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 27. Признание утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации
    • Статья 28. Осуществление валютных операций, открытие счетов в банках за пределами территории Российской Федерации и осуществление операций по этим счетам, незачисление иностранной валюты на счета резидента в уполномоченных банках в соответствии с разрешениями, полученными до вступления в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

ВНИМАНИЕ! Вы используете устаревший браузер Internet Explorer 7

Данный сайт построен на передовых, современных технологиях и не поддерживает Internet Explorer 7-ой версии.

Настоятельно Вам рекомендуем выбрать и установить любой из современных браузеров. Это бесплатно и займет всего несколько минут.

Internet Explorer Opera Browser Mozilla Firefox Google Chrome Apple Safari

Почему нужно поменять браузер IE7 на другой?

Браузер Internet Explorer 7 является не просто браузером старой версии, а устаревшим браузером, браузером старого поколения. Он не может предоставить все возможности, которые могут предоставить современные браузеры, а скорость его работы в несколько раз ниже! Internet Explorer 7 не способен корректно отображать большинство сайтов.

Если по каким либо причинам Вы не имеете доступа к возможности установки программ, то рекомендуем воспользоваться «portable» версиями браузеров. Они не требуют инсталляции на компьютер и работают с любого диска или вашей флешки: Mozilla Firefox или Google Chrome.

Илья Назаров, управляющий партнер

Основные понятия, используемые в настоящей статье, а также детальные ответы на вопросы, связанные с владением зарубежным банковским счетом Вы можете найти в статье ниже.

(СТАТЬЯ) Валютные операции по личному счету физического лица в иностранном банке. Перечень разрешенных и запрещенных валютных операций (с учетом изменений от 1 января 2018 г.)

Изменения валютного законодательства для физических лиц с 01 января 2020 г. Нормативные акты.

С 01 января 2020 года в ФЗ-173 «О валютном регулировании и валютном контроле», который регулирует использование российскими валютными резидентами своих зарубежных счетов, вносятся существенные изменения.

02 августа 2019 г. в ФЗ-173 были внесены изменения ФЗ-265 «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств».

Помимо этого в декабре 2019 года ФЗ-173 и ФЗ-265 были дополнительно изменены законодателем путем принятия ФЗ-398 «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств».

Новые поправки в ФЗ-173 вступают в силу с 01 января 2020 г. (указанный ниже обзор приведен с учетом самых последних изменений).

Необходимо уведомлять о наличии счетов в «иных организациях финансового рынка» (напр., брокерских счетов) и подавать по ним отчеты о движении средств

С 1 января 2020 г. необходимо уведомлять ИФНС об открытии / закрытии / изменении реквизитов не только банковских счетов, но и счетов, открытых в «иных организациях финансового рынка» — п.2 ст.12 ФЗ-173. В первую очередь, это становится актуально для владельцев брокерских счетов и счетов в платежных системах. По указанным счетам с 2020 г. необходимо также ежегодно подавать отчеты о движении средств.

Детальный обзор того, какие именно организации относятся к «иным организациям финансового рынка», а также порядка подачи по таким счетам уведомлений о отчетов о движении средств см в отдельной статье:

(СТАТЬЯ) Счета в «иных организациях финансового рынка» (ИОФР) — как уведомлять о таких счетах, как подавать отчеты о движении средств по таким счетам (с учетом изменений от 29.04.2020), порядок проведения валютных операций по счетам в ИОФР. Новые формы уведомлений об открытии счета и отчета о движении денежных средств

Возможность зачислять средства на зарубежные счета по любым основаниям от нерезидентов при соблюдении определенных условий. Ретроспективность на отношения с 01.01.2018

Напомню, что валютное законодательство физических лиц работает по принципу «все, что прямо не разрешено, то — запрещено». Напомню также, что ДО 01 января 2020 года все операции с использованием зарубежных счетов можно было условно разделить на 4 категории:

  1. Зачисления, разрешенные на ВСЕ зарубежные счета
  2. Зачисления, разрешенные ТОЛЬКО на счета в странах ОЭСР/ФАТФ
  3. Зачисления, разрешенные ТОЛЬКО на счета в странах ОЭСР/ФАТФ + наличие автоматического обмена с РФ
  4. Запрещенные валютные операции

С 01 января 2020 года первая (1) категория валютных операций — расширяется (см. ниже), а во вторую (2) и третью (3) категории вносятся изменения: из текста ФЗ-173 исключаются «страны ОЭСР/ФАТФ» и ВМЕСТО них вводятся 2 новые категории.

На зарубежные счета становится возможным зачислять средства от нерезидентов ПО ЛЮБЫМ ОСНОВАНИЯМ, при соблюдении ЛЮБОГО из двух условий — п. 5.1. и п.5.2. ст.12 ФЗ-173:

  • счет открыт в государстве-члене ЕАЭС (Беларусь, Армения, Казахстан, Киргизия)

ИЛИ

  • счет открыт в государстве, с которым у России имеется двустороннее соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией (см. ниже)

Обращаю внимание, что для определения таких стран необходимо ориентироваться на перечень стран, утвержденный ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО соответствующим приказом ФНС РФ (Приказ ФНС России от 04.12.2018 N ММВ-7-17/784@ — утрачивает силу с 2020 года
Приказ ФНС России от 21.11.2019 г. N ММВ-7-17/582@ — опубликован 25.12.2019, начинает действовать с 05.01.2020
«Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией»), а НЕ на перечень стран, публикуемых на сайте ОЭСР, указанный список может служить ли ориентиром к тому, какие страны, возможно, будут включены в список стран, обменивающихся с РФ.

Страны НЕ обменивающиеся с Россией в автоматическом режиме (из наиболее популярных стран) — в соответствии с Приказом ФНС России от 21.11.2019 г. N ММВ-7-17/582@:

  • Великобритания (Соединенное Королевство), Остров Мэн и Нормандские острова (Гернси, Джерси)
  • США
  • Канада
  • Литва
  • Турция
  • Черногория
  • Сербия
  • Македония
  • Албания
  • Грузия
  • Украина
  • Тайланд

По сравнению с предыдущим списком в актуальный список обмена ДОБАВЛЕНЫ: Израиль, Доминика, Панама; ИСКЛЮЧЕНЫ: Литва, Великобритания (Соединенное Королевство), Остров Мэн и Нормандские острова (Гернси, Джерси)

Таким образом, с 01 января 2020 года на банковские счета в указанных странах НЕЛЬЗЯ зачислять денежные средства, например, в виде кредитов от банков , расположенных в указанных странах, от сдачи в аренду недвижимого имущества или от продажи недвижимого имущества в этой стране, или дивиденды, или доход от операций с ЦБ (актуально для американских банков-брокеров) и др. — это будет считаться незаконной валютной операцией со штрафом 75-100% от суммы операции.

Как Вы видите, в список стран включено большинство стран Европы, списко достаточно обширный и расширяется с каждым годом — в этом и заключается либерализация валютного законодательства для физических лиц. Таким образом, с 2020 года лица, имеющие банковские счета в большинстве стран Европы могут без ограничения зачислять на них средства по любым основаниям от нерезидентов.

ОБРАЩАЮ ВНИМАНИЕ, что указанные новые правила рапространяются на зачисления средств ТОЛЬКО от нерезидентов, запрет на расчеты в валюте между валютными резидентами РФ (за исключением прямо предусмотренных случаев) — сохраняется.

Распространение на правоотношения, возникшие с 01.01.2018 г.

Еще одним очень положительным моментом явялется то, что в соответствии с п.3.1. ФЗ-256 — Действие новых положений ч. 5.2 ст.12 и абз.3 ч. 7 ст. 12 ФЗ-173 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года. Это означает, что в случае, если физическим лицом была соверешена валютная операция, считавшаяся в соответствии со старыми правилами незаконной валютной, НО такая операция была связана с зачислением средств на зарубежный счет, открытый в стране-члене ЕАЭС или в стране, с которой у России имелось соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией за год, в котором была соверешена операция — в описанном случае физическое лицо НЕ подлежит привлечению к административной ответственности за такие совершенные незаконные валютные операции.

Представляется, что ретроспективность нормы крайне выгодна лицам, совершившим незаконные валютные операции, например, по зачислению средств от продажи недвижимости на счет, например, на Кипре или, например, возвратившим займ от своей компании на зарубежный счет и т.д. — привлечение к административной ответственности за указанные незаконные валютные операции с 01 января 2020 года — невозможно.

Дополнен список разрешенных ранее валютных операций

С 1 января 2020 года расширяется список операций, которые также можно совершать с использованием зарубежных банковских счетов:

Между резидентами в виде исключений разрешено совершать следующие валютные операции:

  • переводы физическими лицами — резидентами иностранной валюты со своих российских счетов в виде оплаты за товары, выполненных для них работ, оказанных им услуг, переданных им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них НА ЗАРУБЕЖНЫЕ СЧЕТА физических лиц — резидентов, срок пребывания которых за пределами территории РФ составит более 183 дней и которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства своего пребывания — п.п.31) ч.1 ст.9 ФЗ-173 (прим автора — иными словами, россиянин со своего российского валютного счета может перечислить другому россиянину на его зарубежный счет валюту в счет оплаты за какой-либо товар, выполненную работу и т.д., при условии, что продавец находится за пределами территории РФ более 183 дней. Т.е. появялется возможность оплачивать товар в валюте при заказе его у россиянина из-за границы);
  • операции, совершаемые за пределами территории РФ между физическими лицами — резидентами, находящимися за пределами РФ более 183 дней и российскими государственными образовательными организациями высшего образования и их филиалами, находящимися за пределами территории Российской Федерации, по договорам об образовании — п.п.25) ч.1 ст.9 ФЗ-173;

От нерезидентов разрешено зачисление денежных средств на любые банковские счета:

  • денежные средства в валюте РФ (т.е. в рублях — прим. автора) получаемые резидентами по внешнеторговым контрактам, заключенным с нерезидентами, в отношении которых были отменены требования о репатриации, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 ФЗ-173 — абз 2 ч.5 ст.12 ФЗ-173
  • денежные средства, выплачиваемые в силу требований законодательства иностранного государства, минуя счета в уполномоченных банках, в виде доходов от реализации драгоценных металлов, учитываемых на счетах резидентов, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации — абз 9 ч.5 ст.12 ФЗ-173

Что можно и что нельзя зачислять на зарубежные счета с 01 января 2020 года — сводная таблица

Таким образом с 01 января 2020 года все операции с нерезидентами с использованием зарубежных счетов можно условно разделить на 3 категории:

  1. Зачисления, разрешенные на ЛЮБЫЕ зарубежные банковские счета (ч.5 ст.12 ФЗ-173) от третьих лиц-НЕРЕЗИДЕНТОВ. Указанные ниже операции становятся единственными разрешенными валютными операциями для зачисления на зарубежные счета в странах, с которыми РФ не имеет соглашений об автоматическом обмене.
    • денежные средства, требуемые на открытие счета (вклада) в качестве минимального взноса
    • наличные денежные средства, вносимые в качестве пополнения счета (вклада)
    • суммы процентов по вкладам, суммы процентов на остаток средств
    • суммы налогов, возвращенных налоговыми органами
    • выплачиваемые в виде заработной платы и иных выплат, связанных с выполнением физическими лицами — резидентами за пределами территории РФ своих трудовых обязанностей по заключенным ими с нерезидентами трудовым договорам (контрактам), а также выплачиваемые в виде оплаты и (или) возмещения расходов таких физических лиц — резидентов, связанных с их служебными командировками, осуществляемыми в рамках выполнения физическими лицами — резидентами за пределами территории РФ своих трудовых обязанностей;
    • по решению иностранных судов (за исключением международного коммерческого арбитража)
    • в виде пенсий, стипендий, алиментов и иных выплат социального характера
    • в виде страховых выплат по страховым случаям, когда страховщиками выступают нерезиденты
    • выплачиваемые в порядке возврата ранее уплаченных физическими лицами — резидентами денежных средств, включая возврат ошибочно перечисленных денежных средств, возврат денежных средств за возвращаемый физическим лицом — резидентом нерезиденту ранее купленный им у такого нерезидента товар, оплаченную такому нерезиденту услугу
    • денежные средства в валюте РФ (т.е. в рублях — прим. автора) получаемые резидентами по внешнеторговым контрактам, заключенным с нерезидентами, в отношении которых были отменены требования о репатриации, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 ФЗ-173 — вступает в силу с 01.01.2020
    • денежные средства, выплачиваемые в силу требований законодательства иностранного государства, минуя счета в уполномоченных банках, в виде доходов от реализации драгоценных металлов, учитываемых на счетах резидентов, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации — вступает в силу с 01.01.2020
  2. Зачисления, разрешенные ТОЛЬКО на счета в странах ЕАЭС ИЛИ в странах, с которыми есть автоматический обмен

    • суммы кредитов и займов в иностранной валюте, полученные по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов ЕАЭС или с резидентами иностранных государств, которые имеют автоматический обмен финансовой информацией с РФ, на срок свыше двух лет — ч.5.1. ст.12 ФЗ-173
    • без ограничений денежные средства (Т.Е. ПО ЛЮБЫМ ОСНОВАНИЯМ), получаемые от нерезидентов, при условии, что такие банки расположены на территории государства — члена ЕАЭС или на территории иностранного государства, которое имеет автоматический обмен финансовой информацией с РФ — ч.5.2. ст.12 ФЗ-173. Из новой редакции ФЗ-173 исключены абз. 2-3 и 5-9, т.е. при соблюдении условия о наличии автоматического обмена с РФ становится возможным зачислять средства от нерезидентов по любым основаниям, в том числе:
      • доход от сдачи в аренду недвижимого имущества
      • доход в виде дивидендов
      • купонный (процентный) доход от владения ЦБ
      • денежные средства, полученные физическим лицом — резидентом в результате отчуждения им внешних ценных бумаг — НЕВАЖНО, ЛИСТИНГУЮТСЯ ЛИ БУМАГИ НА ПЕРЕЧНЕ БИРЖ;
      • иной доход по иным ценным бумагам иностранных эмитентов (облигации, векселя и т.д.). Выплаты при уменьшении уставного капитала эмитента ЦБ
      • доход от передачи в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг доверительному управляющему — нерезиденту и денежные средства, выплачиваемые в порядке возврата суммы денежных средств, ранее переданных таким физическим лицом в доверительное управление доверительному управляющему — нерезиденту;
      • денежные средства от продажи транспортного средства;
      • денежные средства от продажи недвижимости
      • переводы денежных средств без оснований между третьими лицами (до 01.01.2020 — считалась незаконной валютной операцией)
      • доход физического лица — резидента по договорам об оказании услуг нерезиденту (от предпринимательской деятельности) (до 01.01.2020 — считалась незаконной валютной операцией)
      • доход физического лица-резидента от продажи любого имущества (например, личного имущества и т.д.) (до 01.01.2020 — считалась незаконной валютной операцией)
      • зачисление средств в виде возврата тела займа и начисленных процентов по договору займа с нерезидентом (до 01.01.2020 — считалась незаконной валютной операцией)
      • доход физического лица — резидента от продажи акций непубличных иностранных компаний (до 01.01.2020 — считалась незаконной валютной операцией)
      • доход резидента (компании) от продажи иностранных акций непубличных компаний (до 01.01.2020 — считалась незаконной валютной операцией)
      • доход от погашения ценных бумаг (до 01.01.2020 — считалась незаконной валютной операцией)
      • средства от ликвидации иностранной организации (до 01.01.2020 — считалась незаконной валютной операцией)
  3. Запрещенные (незаконные) валютные операции
      • операции с нерезидентами, не входящие ни в первую, ни во вторую группы

Сравнение изменений 2020 и 2018 годов. Выводы. Незаконные валютные операции

С одной стороны валютное законодательство действительно упрощается, НО с 2020 года под резкое ограничение операций подпадают счета в странах, НЕ обменивающихся с РФ в автоматическом режиме финансовой информацией (см. выше).

Напоминаю, что до 01.01.2020 большое количество валютных операций было разрешено при условии, что счет открыт в странах ОЭСР/ФАТФ:

Страны, которые НЕ входят в ОЭСР/ФАТФ:

  • Кипр (есть автоматический обмен)
  • Мальта (есть автоматический обмен)
  • Лихтенштейн (есть автоматический обмен)
  • Монако (есть автоматический обмен)
  • Андорра (есть автоматический обмен)
  • Болгария (есть автоматический обмен)
  • Черногория (НЕТ автоматического обмена)
  • Хорватия (есть автоматический обмен)
  • Сербия (НЕТ автоматического обмена)
  • ОАЭ (есть автоматический обмен)
  • Тайланд (НЕТ автоматического обмена)
  • Грузия (НЕТ автоматического обмена)
  • Армения (входит в ЕАЭС)
  • Беларусь (входит в ЕАЭС)
  • Украина (НЕТ автоматического обмена)

Таким образом, до 01 января 2020 по счетам, открытым в указанных странах, НЕЛЬЗЯ было совершать большое количество операций. А с 01.01.2020 совершение всех валютных операций становится законным в странах, с которыми Россия обменивается финансовой информацией.

Особенности валютных операций по зачислению средств от продажи зарубежной недвижимости

В связи с актуальностью вопроса поясню некоторые особенности. С 01 января 2020 исключается требование о законности зачисления средств от продажи зарубежной недвижимости только при условии, что счет находится в стране нахождения самой недвижимости. С 01.01.2020 законно зачисление средств от продажи зарубежной недвижимости на любые зарубежные счета, если они открыты в стране, с которой у Росии есть автоматический обмен финансовой информацией. Если же недвижимость находится в стране, с которой нет автоматического обмена (см.выше) — достаточно зачислить средства от продажи такого объекта на счет, открытый в стране, с которой обмен есть.

Как я писал выше, новая норма распространяется также на сделки, совершенные с 01.01.2018, т.е. привлечение к ответственности за совершение незаконных валютных операций по зачислению на зарубежные счета средств от сделок по продаже недвижимости, находившейся в странах, не входящих в ОЭСР/ФАТФ (см. выше), но с которыми у РФ есть автоматический обмен, с 01.01.2020 — НЕВОЗМОЖНО, т.к. с 01.01.2020 такие операции становятся законными валютными операциями.

Сделки по продаже недвижимости, находившейся в Черногории, Сербии, Грузии, Украине, Тайланде и пр., продолжают считаться незаконными валютными. Предлагается рассмотреть вариант участия в 3-ей амнистии капитала с целью их амнистирования, если они были совершены.

Сделки про продаже недвижимости, находившейся в Великобритании и Литве, совершенные до 05.01.2020, считаются законными валютными операциями, а с 05.01.2020 — считаются незаконными валютными операциями.

Сделки про продаже недвижимости, находящейся в США, Канаде, Турции, Черногории, Сербии, Македонии, Албании, Грузии, Украине, Тайланде и др. — продолжают считаться незаконными валютными операциями.

Сделки про продаже недвижимости, находившейся в Израиле, совершенные до 05.01.2020, считаются НЕзаконными валютными операциями, ОДНАКО, привлечение к ответственности за соверешние таких сделок — НЕВОЗМОЖНО, т.к. с 05.01.2020 Израиль включен в список стран, обменивающихся с РФ в автоматическом режиме, а новый закон — имеет обратную силу и распространяется на сделки, совершенные с 01.01.2018.

Право не представлять в ИФНС отчеты о движении денежных средств при соблюдении определенных условий. Ретроспективность на отношения с 01.01.2018

Напомню, что лица, которые по итогам года находились за пределами РФ более 183 дней, вправе НЕ подавать за такой год отчет о движении средств.

С 01 января 2020 года отчет о движении средств по счету в зарубежном банке или иной финансовой организации можно НЕ подавать при соблюдении ЛЮБОГО из следующих условий — абз. 3 ч.7 ст.12 ФЗ-173:

  • общая сумма денежных средств, зачисленных на указанный счет ИЛИ списанных с указанного счета, за отчетный год, НЕ ПРЕВЫШАЕТ эквивалента 600.000 рублей (т.е. ни отдельно списания, ни отдельно поступления НЕ должны превышать 600 тыс руб.) ИЛИ
  • остаток денежных средств на указанном счете по состоянию на конец отчетного года НЕ ПРЕВЫШАЕТ эквивалента 600.000 рублей, ЕСЛИ в течение отчетного года зачисление денежных средств на счет НЕ осуществлялось (т.е. на счет не должны зачисляться средства и при этом на конец года должна получиться сумма меньше 600 тыс. руб)

(пересчет иностранной валюты в рубли должен производиться по курсу ЦБ РФ по состоянию на 31 декабря отчетного года). Очень странно, что законодательно берется НЕ среднегодовой курс валюты, а курс на 31 декабря.

При этом, должно выполняться также ЛЮБОЕ из указанных ниже уловий:

  • счет открыт в государстве-члене ЕАЭС (Беларусь, Армения, Казахстан, Киргизия)

ИЛИ

  • счет открыт в государстве, с которым у России имеется двустороннее соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией (см.выше)

Действие новых положений абз.3 ч. 7 ст. 12 ФЗ-173 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года. Это означает, что при соблюдении условий, достаточных для НЕпредставления отчета о движении средств по зарубежному счету за 2019 и 2018 годы — физическое лицо вправе НЕ представлять отчет о движении средств за 2019 год (до 1 июня 2020), а также такое лицо НЕ подлежит привлечению ответственности за непредставление отчета о движении средств за 2018 год в случае его непредставления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *