Закон о реабилитации и банкротстве

ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНЕ О РЕАБИЛИТАЦИИ И БАНКРОТСТВЕ В 2020 ГОДУ.

10 января 2020 года вступили в силу изменения, внесенные в Закон РК «О реабилитации и банкротстве». Здесь представлена подборка наиболее существенных.

  1. Вводится понятие устойчивой неплатежеспособности, которая является основанием для обращения должника с заявлением в суд о признании его банкротом. Неплатежеспособность является устойчивой, если обязательства должника превышают стоимость его имущества на дату подачи заявления в суд и на начало года, в котором подано заявление, а также на начало года, предшествующего году подачи заявления, в случае, если заявление подано должником в первом квартале календарного года.

  2. Исключена ускоренная реабилитационная процедура. Процедура урегулирования неплатежеспособности сменяется процедурой реструктуризации задолженности.

  3. Старой редакцией было предусмотрено, что должник обязан обратиться в суд о банкротстве в течение 6 месяцев с момента наступления своей неплатежеспособности. Нарушение данной обязанности являлось основанием для привлечения к субсидиарной ответственности. В новой редакции такая обязанность исключена.

  4. Введено новое основание субсидиарной ответственности: непередача временному управляющему в течение трех рабочих дней с даты вынесения решения суда о признании должника банкротом учредительных документов, печатей (при их наличии), штампов, в течение десяти рабочих дней — учетной документации, правоустанавливающих документов на имущество банкрота, в течение двадцати рабочих дней — материальных и иных ценностей, принадлежащих банкроту.

  5. Изменен порядок распределения денег, поступивших в связи с привлечением к субсидиарной ответственности. Согласно внесенным правкам деньги, поступившие в результате привлечения лица к субсидиарной ответственности, должны быть направлены кредиторам, а покрытие административных (текущих) расходов за счет данной суммы не допускается.

  6. Реформировано положение администратора в процедурах реабилитации и банкротства. Если ранее деятельность администратора могло выполнять только лицо, сдавшее квалификационный экзамен и соответствующее определенным требованиям, то теперь в реестр администраторов может быть включено лицо, обладающее сертификатом профессионального бухгалтера.

  7. Частично изменены условия работы администратора. Перед подачей заявления о реабилитации или банкротстве, теперь заявитель должен предварительно заключить соглашение с администратором. Исключение составляет налоговый орган, для которого администраторы работают по принципу не гарантированной оплаты. Функция по назначению временного управляющего и временного администратора от суда передана в уполномоченный орган. Изменен функционал временного администратора, который будет обязан составлять заключение аналитического характера.

  8. Существенно изменены принципы составления заключения временного управляющего и временного администратора: законодатель вводит иные характеристики для оценки финансового положения должника, и предусматривает иные выводы, к которым может прийти администратор в результате анализа.

  9. Срок для рассмотрения в суде дел о реабилитации и банкротстве установлен в 2 календарных месяца вне зависимости от статуса заявителя.

  10. Изменен механизм применения процедуры реабилитации: в период рассмотрения в суде дела о применении процедуры реабилитации временный администратор проводит сбор сведений о финансовом состоянии должника на основании документов бухгалтерского учета и финансовой отчетности с целью составления заключения о финансовой устойчивости, который представляет суду. В период рассмотрения судом гражданского дела, временным управляющим должно быть проведено первое собрание кредиторов, на котором кредиторы должны принять решение о согласии/несогласии на применение процедуры реабилитации, а также решение о выборе реабилитационного управляющего, либо об оставлении функций по управлению должником за самим должником. Если судом принято решение о применении процедуры реабилитации, полномочия временного администратора прекращаются и управление должником переходит к лицу, выбранному первым собранием кредиторов.

  11. Процедура реабилитации теперь будет доступна для индивидуальных предпринимателей. Если судом принято решение об отказе в применении реабилитационной процедуры, либо определение о прекращении процедуры реабилитации, то должник не сможет обратиться повторно с заявлением о реабилитации в течение следующих 2-х лет.

  12. Введено новое основание прекращения процедуры реабилитации: если общая сумма денежных обязательств должника, возникших после применения реабилитационной процедуры, превысила двадцать процентов от общей суммы кредиторской задолженности на дату принятия судом решения о применении реабилитационной процедуры.

Банкротный, реабилитационный управляющий – представитель конкурентного бизнеса

Банкротный, реабилитационный управляющий — представитель конкурентного бизнеса

Важнейшей особенностью дел о банкротстве является участие в нем особого управляющего процессом банкротства лица, которое именуется — администратором.

Именно на администратора в соответствии с Законом РК «О реабилитации и банкротстве» возлагается ответственность за исполнение решения суда либо собрания кредиторов о проведении в отношении должника процедур банкротства:

— берет на себя управление должником — банкротом;

— проводит анализ финансового состояния должника;

— осуществляет сбор и реализацию активов должника;

— распределяет вырученные денежные средства между кредиторами.

Администратор при осуществлении процедур банкротства согласно подпункту 3) статьи 1 Закона РК «О реабилитации и банкротстве» может действовать в качестве:

— банкротного/реабилитационного управляющего;

— временного администратора;

— временного управляющего.

Банкротный/реабилитационный управляющие назначается приказом Департамента государственных доходов в соответствии с предложенной кандидатурой собрания кредиторов.

С момента его назначения к администратору переходят все нити управления банкротом и вся полнота власти в отношении имущества должника. Одновременно происходит прекращение деятельности органов управления предприятием, в том числе директора, правления, Совета директоров, Общего собрания акционеров или участников.

Данное положение соответствует общепринятой в мире практике. Согласно «Принципам и рекомендациям по эффективным системам несостоятельности и защиты прав кредиторов» руководство должника должно быть заменено на квалифицированного управляющего, то есть кризис-менеджера, имеющего широкие полномочия по управлению имуществом в интересах кредиторов.

При оздоровлении же предприятия Принципы предлагают применение двух методов: полное отстранение руководства должника и передача управления специально назначенному кризис-менеджера, либо контроль данного кризис-менеджераза деятельностью руководства оздоровляемого предприятия.

Временный администратор согласно подпункту 2) статьи 67 и статьи 70 Закона РК «О реабилитации и банкротстве» назначается судом и осуществляет меры, предусмотренные в случае применения в отношении должника процедуры реабилитации.

Важно отметить то обстоятельство, что назначение временного администратора не означает автоматического отстранения от своих функций органов управления должника. Они продолжают действовать под контролем временного администратора.

Временный управляющий в соответствии с подпунктом 4) статьи 86 и статьи 88 Закона РК «О реабилитации и банкротстве» назначается судом в целях обеспечения сохранности активов должника и проведения анализа его финансового положения на период принятия судом решения по делу о банкротстве.

Возникает вопрос — кто и как оплачивает деятельность администраторов? Администраторы (временные, банкротные и реабилитационные управляющие, временный администратор) за свою деятельность получают вознаграждение в порядке, предусмотренном статьей 13 Закона РК «О реабилитации и банкротстве» и Приказа МФ РК от 21 апреля 2017 года № 265. Выплата денежных средств администраторам осуществляется за счет имущества должника и относится на затраты процесса банкротства. Данное вознаграждение складывается:

o из текущих (ежемесячных) выплат временному управляющему и администратору не более 30 месячных расчетных показателей (75 750 тенге = 30 × 2 525 тенге МРП), банкротному и реабилитационному управляющему не более 50 месячных расчетных показателей (126 250 тенге = 50 × 2 525 тенге МРП).

o дополнительных выплат, размер которых определяется собранием кредиторов и не может превышать трех процентов от средств, направленных на удовлетворение требований кредиторов.

Кто может быть администратором?

В законе РК «О реабилитации и банкротстве» требований к лицам, желающим администратором всего шесть (статья 12):

Во-первых, администратором может быть только физическое лицо гражданин Республики Казахстан;

Во-вторых, наличие высшего юридического или экономического образования;

В-третьих, наличие опыта работы не менее трех лет в экономической, финансовой или юридической сферах деятельности;

В-четвертых, отсутствие сведений о состоянии на учете в наркологическом или психиатрическом диспансере;

В-пятых, отсутствие непогашенной или не снятой судимости;

В-шестых, администратор должен быть дееспособным и правоспособным лицом.

Лицо, претендующее на осуществление деятельности в качестве временного администратора, реабилитационного, временного и банкротного управляющих направляет письменное заявление о сдаче квалификационного экзамена в произвольной форме, с обязательным указанием языка (государственного или русского) сдачи квалификационного экзамена в комиссию по проведению квалификационного экзамена через Центры обслуживания населения по месту жительства и/или Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (010000, г. Нур-Султан, пр. Женис 11, тел. канцелярии 8/7172/ 71-84-63, 70-98-83) с приложением следующих документов:

1) копии документа, удостоверяющего личность гражданина Республики Казахстан;

2) копии диплома о высшем юридическом или экономическом образовании (нотариально засвидетельствованной в случае непредставления оригинала для сверки);

3) копии документов, подтверждающих наличие опыта работы не менее 3 лет в экономической, финансовой или юридической сферах деятельности (нотариально засвидетельствованной в случае непредставления оригинала для сверки).

С перечнем тестовых вопросов квалификационного экзамена можно ознакомиться на официальном сайте Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан www.kgd.gov.kz в разделе «Реабилитация и банкротство».

По возникшим вопросам по сдаче квалификационного экзамена можно обратится в Департамент государственных доходов по Кызылординской области по адресу г. Кызылорда, пр. Абая 64 «Г», кабинет 215, контактный тел. /87242/ 30-45-90, 23-81-14.

В завершении хотелось бы сказать, что деятельность временного администратора, реабилитационного, временного и банкротного управляющего находится в конкурентной среде и по сути, является бизнесом. А как всем известно, бизнес — это деятельность, направленная на систематическое получение прибыли и самоорганизуясь обеспечивает занятость людей.

По Кызылординской области на сегодня зарегистрировано всего 7 администраторов. Если учесть складывающиеся рыночные отношения в сфере банкротства и реабилитации, то этого количества практически не хватает. То есть данная ниша бизнеса свободна.

Резюмируя, хотелось бы пригласить инициативных людей нашей области попробовать себя в этом виде бизнеса.

Орынов Г.К.,

Руководитель Департамента государственных доходов по Кызылординской области

ПРОЦЕДУРА РЕАБИЛИТАЦИИ В КАЗАХСТАНЕ, ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ.

В свете негативных последствий экономического кризиса возрастает количество банкротств, но для большинства предпринимателей перспектива банкротства видится пугающей. Наряду с банкротством законом предусмотрена возможность восстановления платежеспособности должника через оздоровительные процедуры, т.е. через реализацию комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на улучшение финансового положения должника, которые осуществляются по взаимному согласию между должником и кредиторами или группой однородных кредиторов.

Центральное место среди восстановительных мер занимает процедура реабилитации. Данная процедура реализуется в судебном порядке и только в отношении коммерческих организаций, то есть в отношении юридических лиц, преследующих в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.

В каких случаях возможна реабилитационная процедура

В случае неплатежеспособности должника или угрозы наступления неплатежеспособности, т.е. в состоянии, когда должник в ближайшее время не сможет в полном объеме исполнить денежные обязательства, срок исполнения которых наступает в ближайшие 12 месяцев, ври наличии возможности восстановления платежеспособности, должник вправе обратиться с заявлением в суд о применении к нему реабилитационной процедуры. Таким же правом обладает кредитор при условии неплатежеспособности должника.

Заявление о применении реабилитационной процедуры к должнику может быть подано в суд: (1) в качестве самостоятельного требования должника, а также (2) в ходе уже возбужденного дела о банкротстве должника. Суд выносит решение о применении процедуры реабилитации к должнику при одновременном наличии двух признаков: (1) неплатежеспособности должника или угрозы наступления его неплатежеспособности, (2) наличия реальной возможности восстановления платежеспособности должника.

Последствия возбуждения процедуры реабилитации

  • Приостанавливается исполнение всех ранее принятых решений судов, третейских судов, органов государственных доходов, а также собственников (учредителей, участников) или органов должника в отношении имущества должника. Продолжаются только выплаты гражданам, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью. Требования о возмещении морального вреда в таких случаях не учитываются, приостанавливаются и заявляются в общем порядке;
  • Все требования кредиторы могут предъявить должнику только в пределах процедуры реабилитации. Исключение составляют требования по исполнению гарантий и поручительств третьими лицами, а также обращения взыскания на предмет залога в случаях, когда залогодателем выступают третьи лица;
  • Не допускается взыскание денег с банковских счетов должника по требованиям кредиторов, органа государственных доходов и иных уполномоченных государственных органов. Прекращается также взыскание по требованиям, подлежащим удовлетворению в бесспорном (безакцептном) порядке и обращение взыскания на имущество должника;
  • Собственнику имущества должника (уполномоченному им органу), участникам, всем органам юридического лица запрещается использование и реализация имущества вне рамок обычных коммерческих операций без согласования таких сделок с временным управляющим. Также запрещается отчуждение акций, долей в уставном капитале должника;
  • После вынесения судом решения о применении процедуры реабилитации, прекращается начисление неустойки (пени, штрафов) по всем видам задолженности должника, а также вознаграждения по полученным кредитам.

План реабилитации

(1) Разрабатывается должником совместно с кредиторами; (2) Представляется для согласования собранию кредиторов, временному администратору и направляется для утверждения в суд; (3) Составляется на срок не более пяти лет; (4). Должен содержать конкретные мероприятия по восстановлению платежеспособности должника (реабилитационные меры) и график погашения задолженности перед кредиторами.

Реабилитационные меры, предусмотренные планом, могут включать любые организационно-хозяйственные, технические, финансово-экономические, правовые и иные мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности должника, включая санацию, продажу имущества (активов) путем проведения электронного аукциона, уступку прав требований должника, прощение части долга, списание пени и штрафов, обмен долгов на акции, заключение мирового соглашения и другое.

В случае если собрание кредиторов отказало в утверждении разработанного плана реабилитации, реабилитационная процедура невозможна и подлежит прекращению по заявлению временного администратора.

Управление имуществом и делами должника

После утверждения плана реабилитации право управления имуществом и делами должника переходят к реабилитационному управляющему, который определяется собранием кредиторов и назначается уполномоченным органом по поручению суда.

По заявлению собственников имущества или участников должника с предварительного согласия кредиторов, суд может сохранить право управления имуществом и делами должника за собственником имущества, учредителями (участниками), либо уполномоченным им органом. Заявление подается одновременно с планом реабилитации и с приложением протокола собрания кредиторов. В таком случае уполномоченное лицо будет обладать всеми полномочиями реабилитационного управляющего.

Сроки реабилитационной процедуры

Срок реабилитационной процедуры определяется планом реабилитации и составляет не более 5 лет. Суд вправе по ходатайству реабилитационного управляющего с согласия кредиторов продлить этот срок, но не более чем на 6 месяцев. Стоит отметить, что количество таких продлений законом не ограничено.

Для предприятий, являющихся субъектами естественных монополий или субъектами рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на товарном рынке либо имеющих важное стратегическое значение для экономики республики, способных оказать влияние на жизнь, здоровье граждан, национальную безопасность или окружающую среду, суд вправе продлить реабилитационную процедуры на срок до 2 лет.

Прекращение реабилитационной процедуры

Реабилитационный управляющий по решению собрания кредиторов обращается в суд с заявлением о прекращении реабилитационной процедуры в следующих случаях: (1) цель реабилитационной процедуры в отношении должника достигнута; (2) реабилитационный управляющий убедился, что достижение этой цели невозможно.

Также с заявлением о прекращении реабилитационной процедуры могут обратиться:

  • Собственник имущества должника (уполномоченный им орган), считающий, что реализация плана реабилитации, либо действия (бездействие) реабилитационного управляющего наносят ущерб его интересам;
  • Кредитор, сумма требований которого составляет не менее 10 процентов от общей суммы требований, включенной в реестр требований кредиторов, в случае ненадлежащего уведомления о проведении собрания кредиторов, а также при наличии оснований: (1) подтверждающих, что действия (бездействие) должника по составлению плана реабилитации наносят ущерб его имущественным интересам, (2) неисполнения должником графика погашения кредиторской задолженности более трех месяцев, (3) выявления фактов представления недостоверных сведений, содержащихся в документах, приложенных к заявлению о применении реабилитационной процедуры, (4) подтверждающих, что реализация плана реабилитации должника либо действия (бездействие) реабилитационного управляющего наносят ущерб его имущественным интересам.

Если на момент подачи заявления о прекращении реабилитационной процедуры ее цель не была достигнута, возбуждается (возобновляется) дело о банкротстве.

Нормативное постановление Верховного суда РК от 02.10.15 г. №5 «О практике применения законодательства о реабилитации и банкротстве»

Краткий обзор Закона Республики Казахстан от 7 марта 2014 года № 176-V «О реабилитации и банкротстве».

7 марта 2014 года в Астане Президентом Республики Казахстан был принят Закон «О реабилитации и банкротстве». Данный закон пришел на смену утратившему силу Закону Республики Казахстан от 21 января 1997 года «О банкротстве».

Закон был введен в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования. Закон был опубликован в газете «Казахстанская правда» от 15 марта 2014 г. № 51 (27672).

Рассматриваемый Закон регулирует общественные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов, устанавливает основания для применения ускоренной реабилитационной процедуры, реабилитационной процедуры и признания должника банкротом, а также определяет порядок и условия проведения процедур реабилитации и банкротства.

В законе даны четкие определению «Банкротства» и «Реабилитационной процедуре». Так согласно п.7 ст.1 Закона под процедурой банкротства понимается — процедура, осуществляемая с целью удовлетворения требований кредиторов за счет имущественной массы банкрота в порядке, установленном законами Республики Казахстан. А в п.27 ст.1 Закона дается определение реабилитационной процедуры. Реабилитационная процедура – «процедура, вводимая в судебном порядке, в рамках которой к неплатежеспособному должнику применяются реорганизационные, организационно-хозяйственные, управленческие, инвестиционные, технические, финансово-экономические, правовые и иные не противоречащие законодательству Республики Казахстан меры, направленные на восстановление платежеспособности должника с целью предотвращения его ликвидации».

В статье 5 Закона указаны основания обращения в суд для применения процедуры реабилитации или банкротства.

Так, основанием для обращения кредитора с заявлением в суд о признании должника банкротом является неплатежеспособность должника.

Должник является неплатежеспособным при наступлении одного и более условий:

1) обязательства перед кредиторами по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, взысканию алиментов, оплате труда, компенсациям по трудовым договорам, социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования, обязательным пенсионным взносам и обязательным профессиональным пенсионным взносам, а также по вознаграждениям по авторским договорам не исполнены в течение трех месяцев с момента наступления срока их исполнения и составляют сумму не менее ста месячных расчетных показателей, установленных на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;

2) обязательства перед кредитором по налогам и другим обязательным платежам в бюджет по налоговой задолженности, включая задолженность филиалов и представительств должника, не исполнены в течение четырех месяцев с момента наступления срока их исполнения и составляют сумму не менее ста пятидесяти месячных расчетных показателей, установленных на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;

3) обязательства перед иными кредиторами не исполнены в течение трех месяцев с момента наступления срока их исполнения и в совокупности составляют сумму не менее трехсот месячных расчетных показателей, установленных на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, для индивидуальных предпринимателей, не менее одной тысячи месячных расчетных показателей, установленных на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, — для юридических лиц.

На 2014г. размер МРП (месячного расчетного показателя) равен 1852 тенге.

Ранее интересы кредиторов в делах по банкротству и реабилитации представлял комитет кредиторов (в комитет входили кредиторы, имеющие наибольшие суммы требований к должнику), в настоящий момент (в соответствии с рассматриваемым Законом) интересы кредиторов представляет собрание кредиторов, в которое входят: 1) при ускоренной реабилитационной процедуре все кредиторы, включенные в план реабилитации, 2) при реабилитационной процедуре и процедуре банкротства кредиторы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. В собрании кредиторов вправе принимать участие собственник имущества должника (уполномоченный им орган), учредители (участники) и представители уполномоченного органа.

Также собрание кредиторов имеет право формировать и утверждать состав комитета кредиторов. Согласно статье 27 Закона в состав комитета кредиторов входят представители от каждой группы однородных кредиторов. Минимальное число членов в комитете кредиторов не может быть менее трех человек, за исключением случаев проведения процедуры банкротства в отношении должника, имеющего единственного кредитора по налогам и другим обязательным платежам в бюджет.

В главе «ускоренная реабилитационная процедура» указано при каких условиях применяется ускоренная реабилитационная процедура: 1) в отношении должника не возбуждено дело о реабилитации или о банкротстве; 2) должник является коммерческой организацией; 3) должник является неплатежеспособным либо будет не способен исполнить денежные обязательства при наступлении срока их исполнения в ближайшие двенадцать месяцев.

Субъектами в деле об ускоренной реабилитационной процедуре, являются: 1) должник; 2) кредиторы, входящие в группу (группы) однородных кредиторов, включенные в план реабилитации.

Срок рассмотрения ускоренной реабилитационной процедуры не должен превышать двух лет. Данный срок может быть продлен, но не более чем на шесть месяцев.

В следующей главе Закона, раскрыта вся информация касательно рассмотрения дел о реабилитации или банкротстве в судебном порядке: кто может быть участником процесса, кто подает заявления о рассмотрении дел, какие документы необходимы для рассмотрения дел, порядок судебного разбирательства, порядок принятия решения по делу о реабилитации и банкротстве и т.д..

Так, производство по делу о реабилитации возбуждается в суде на основании заявления должника при наличии оснований, предусмотренных статьей 5 Закона, а производство по делу о банкротстве может быть возбуждено в суде на основании заявления должника, кредитора (кредиторов) при наличии оснований, предусмотренных статьей 5 Закона, прокурора в случаях, предусмотренных статьей 47 Закона, реабилитационного управляющего в случае, предусмотренном статьей 82 Закона.

Прокурор может подать заявление о признании банкротства, в следующих случаях:

1) когда им обнаружены признаки преднамеренного банкротства;

2) в интересах кредитора — Республики Казахстан, государственных органов.

Также в Законе есть отдельная глава посвященная процедуре реабилитации.

Реабилитационная процедура применяется лишь в отношении коммерческих организаций в судебном порядке.

Срок проведения реабилитационной процедуры устанавливается судом в соответствии с планом реабилитации. Суд вправе по ходатайству реабилитационного управляющего с согласия собрания кредиторов продлить этот срок, но не более чем на шесть месяцев.

Заявление о приостановлении реабилитационной процедуры должно быть рассмотрено судом в срок не позднее десяти рабочих дней со дня его поступления. Основаниями для приостановления реабилитационной процедуры являются получение должником статуса участника мер государственной поддержки и решение комитета кредиторов.

С момента вынесения судом решения о применении реабилитационной процедуры наступают следующие последствия:

1) запрещается совершать сделки с имуществом вне рамок обычных коммерческих операций без их согласования с временным администратором;

2) прекращается начисление неустойки (пени, штрафов) по всем видам задолженности должника, а также вознаграждения по полученным кредитам;

3) приостанавливается исполнение принятых решений судов, третейских судов, налоговых органов, а также собственников имущества должника (уполномоченных им органов), учредителей (участников) в отношении его имущества, за исключением выплат гражданам, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью без учета требований о возмещении морального вреда, срок уплаты которых наступил после применения реабилитационной процедуры;

4) уплачиваются налоги и другие обязательные платежи в бюджет, исчисленные налогоплательщиком согласно налоговой отчетности, начисленные органом налоговой службы по результатам налоговых проверок за налоговые периоды, следующие за налоговым периодом, в котором применена реабилитационная процедура.

План реабилитации должен содержать конкретные мероприятия по восстановлению платежеспособности должника (реабилитационные меры) и график погашения задолженности перед кредиторами. Срок реализации плана реабилитации не должен превышать пять лет.

При осуществлении реабилитационной процедуре первое собрание кредиторов проводится должником в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда о применении реабилитационной процедуры в законную силу.

Кроме того в Законе имеется глава посвященная процедуре банкротства.

Срок проведения процедуры банкротства определяется решением суда и не может превышать девять месяцев. Этот срок может быть продлен судом по ходатайству банкротного управляющего с согласия собрания кредиторов не более чем на три месяца (срок проведения процедуры банкротства исчисляется со дня вступления решения суда о признании должника банкротом в законную силу).

Срок процедуры проведения банкротства, может быть продлен на следующих основаниях:

1) наличие в производстве суда дела, затрагивающего имущественные интересы должника и его кредиторов;

2) наличие нереализованного имущества;

3) обращение банкротного управляющего в органы уголовного преследования по признакам преднамеренного или ложного банкротства, иных правонарушений или преступлений против интересов должника и его кредиторов;

4) необходимость устранения нарушений законодательства Республики Казахстан, указанных в определении суда об отказе в утверждении заключительного отчета;

5) необходимость устранения нарушений законодательства Республики Казахстан, выявленных уполномоченным органом.

Со дня вынесения судом решения о признании должника банкротом и возбуждении процедуры банкротства:

1) собственнику имущества должника (уполномоченному им органу), учредителям (участникам), всем органам юридического лица запрещаются использование и реализация имущества вне рамок обычных коммерческих операций и погашение обязательств;

2) сроки всех долговых обязательств банкрота считаются истекшими;

3) прекращается начисление неустойки и вознаграждения (интереса) по всем видам задолженности банкрота;

4) прекращаются споры имущественного характера с участием банкрота, рассматриваемые в суде, если принятые по ним решения не вступили в законную силу;

5) требования могут быть предъявлены банкроту только в рамках процедуры банкротства, за исключением требований по исполнению гарантий и поручительств третьих лиц, а также обращения взыскания на предмет залога в случаях, когда залогодателем выступают третьи лица;

6) на основании заявления администратора и представленной копии решения суда о признании должника банкротом снимаются все ограничения и обременения на имущество банкрота (инкассовые распоряжения финансовых и государственных органов на счета должника, аресты на имущество, наложенные судебными исполнителями, и другие) без принятия соответствующих решений органов, их наложивших;

7) наложение новых арестов на имущество банкрота и иных ограничений в распоряжении имуществом банкрота допускается только по искам о признании сделки недействительной и истребовании имущества из чужого незаконного владения, предъявленным к банкроту.

Ликвидация банкрота считается завершенной, а банкрот — прекратившим существование после внесения об этом записи в государственные регистры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Наряду с процедурой банкротства в Законе имеется отдельные главы посвященные:

— упрощенной процедуре банкротства,

— особенностям банкротства градообразующих юридических лиц

— особенностям реабилитации и банкротства сельскохозяйственных производителей.

Подводя итоги, очевидно что данный закон также направлен на поддержку развития бизнеса в Казахстане, так он помогает предпринимательству упорядочить свою деятельность и в случае наличия непосильных долговых обязательств осуществить процедуру банкротства и закрытия Предприятия в более удобной процедурной форме. Также скорее всего настоящий нормативно-правовой акт даст возможность оказать юридические услуги в части проведения процедуры банкротства и закрытия предприятия в более удобные сроки и формы для предпринимателя.

Закон о банкротстве

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим процедуру банкротства, является Закон РК «О реабилитации и банкротстве».
Данный закон направлен на осуществление процедуры банкротства и реабилитации неплатежеспособного должника. В нем закреплены основания и условия для признания должника банкротом, а в случае наличия предпосылок для восстановления платежеспособности, применение процедуры реабилитации.
Новый Закон Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве» действует с 07 марта 2014 года. Ранее действовал Закон Республики Казахстан «О банкротстве».
Ежегодно в законодательство в сфере реабилитации и банкротстве вносятся поправки, изменения и дополнения, направленные на совершенствования законодательства.
27 декабря 2019 года в законодательство в сфере реабилитации и банкротстве были внесены новые поправки с целью совершенствования процедуры банкротства и реабилитации. Данный законодательный акт о банкротстве введен в действие с 10 января 2020 года.
Основными изменениями в процедуре банкротства явилось определение финансовой устойчивости. Были установлены классы финансовой устойчивости предприятия в соответствии с которыми определяется имеются ли основания для признания должника банкротом, либо применения процедуры реабилитации, или он платежеспособен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *