Закон о криптовалюте

Содержание

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»

Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года

Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и постоянно проживающих в Российской Федерации лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

В соответствии с международными договорами Российской Федерации действие настоящего Федерального закона распространяется на физических и юридических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом вне пределов Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

доходы, полученные преступным путем, — денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;

легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, ответственность по которым установлена указанными статьями;

операции с денежными средствами или иным имуществом — действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;

уполномоченный орган — федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в соответствии с настоящим Федеральным законом;

обязательный контроль — совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемому на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

внутренний контроль — деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

Глава II. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

Статья 4. Меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, относятся:

обязательные процедуры внутреннего контроля;

обязательный контроль;

запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

Статья 5. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом

В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся:

кредитные организации;

профессиональные участники рынка ценных бумаг;

страховые и лизинговые компании;

организации почтовой, телеграфной связи и иные некредитные организации, осуществляющие перевод денежных средств;

ломбарды.

Статья 6. Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю

1. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей, а по своему характеру данная операция относится к одному из видов операций, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

2. К операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, относятся:

1) операции с денежными средствами в наличной форме:

снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, когда это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;

покупка или продажа наличной иностранной валюты;

приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в отношении которого (которой) имеются сведения о незаконном производстве наркотических средств, либо одной из сторон является лицо, являющееся владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется Правительством Российской Федерации и подлежит опубликованию;

3) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в котором (на которой) не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций, либо одной из сторон является лицо, являющееся владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и подлежит опубликованию;

4) операции по банковским счетам (вкладам):

размещение денежных средств во вклад (на депозите) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;

открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

перевод денежных средств за границу на счет (во вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (с вклада), открытого на анонимного владельца;

зачисление на свой счет или списание со своего счета денежных средств юридическим лицом, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо юридическим лицом, операции по счетам которого не производились с момента их открытия;

5) иные сделки с движимым имуществом:

помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ценностей в ломбард;

выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни и иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;

получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента.

3. Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.

Статья 7. Обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом

1. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:

1) идентифицировать личность, которая совершает операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю, либо открывает счет (депозитный вклад), по предъявляемым документам;

2) документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю:

вид операции и основания ее совершения;

дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена;

сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), адрес его места жительства или места пребывания;

наименование, идентификационный номер налогоплательщика, регистрационный номер, место регистрации и адрес места нахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;

сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или места нахождения физического или юридического лица;

сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, адрес места жительства представителя физического или юридического лица;

сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и его представителя, в том числе идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или места нахождения получателя и его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции;

3) представлять в уполномоченный орган по его письменному запросу информацию, указанную в подпункте 2 настоящего пункта, как в отношении операций, подлежащих обязательному контролю, так и в отношении операций, указанных в пункте 3 настоящей статьи.

Порядок направления уполномоченным органом указанных запросов определяется Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Уполномоченный орган не вправе запрашивать документы и информацию по операциям, совершенным до вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением документов и информации, которые представляются на основании соответствующего международного договора Российской Федерации.

2. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил, и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Основаниями документального фиксирования информации являются:

запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.

Разработка правил внутреннего контроля осуществляется с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций — Центральным банком Российской Федерации.

3. В случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 настоящей статьи программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, эта организация обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального закона.

4. Документы, подтверждающие сведения, указанные в настоящей статье, а также копии документов, необходимых для идентификации личности, подлежат хранению не менее пяти лет.

5. Кредитным организациям запрещается открывать счета (вклады) на анонимных владельцев, то есть без представления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации.

6. Работники организаций, представляющих соответствующую информацию в уполномоченный орган, не вправе информировать об этом клиентов этих организаций или иных лиц.

7. Порядок представления информации в уполномоченный орган устанавливается Правительством Российской Федерации, а в отношении кредитных организаций — Центральным банком Российской Федерации.

8. Представление в уполномоченный орган сведений и документов работниками организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, не является нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайны.

9. Контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

Статья 8. Уполномоченный орган

Уполномоченный орган, определяемый Президентом Российской Федерации, является федеральным органом исполнительной власти, задачи, функции и полномочия которого в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, устанавливаются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, уполномоченный орган направляет соответствующие информацию и материалы в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.

Работники уполномоченного органа при исполнении настоящего Федерального закона обеспечивают сохранность ставших им известными сведений, связанных с деятельностью уполномоченного органа, составляющих служебную, банковскую, налоговую или коммерческую тайну, и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение этих сведений.

Вред, причиненный физическим и юридическим лицам незаконными действиями уполномоченного органа или его работниками в связи с выполнением уполномоченным органом своих функций, подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Представление информации и документов

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предоставляют уполномоченному органу информацию и документы, необходимые для осуществления его функций (за исключением информации о частной жизни граждан), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации предоставляет уполномоченному органу информацию и документы, необходимые для осуществления его функций, в порядке, согласованном Центральным банком Российской Федерации с уполномоченным органом.

Предоставление по запросу уполномоченного органа информации и документов органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и Центральным банком Российской Федерации в целях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, не является нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайны.

Положения настоящей статьи не распространяются на информацию и документы, полученные указанными в настоящей статье органами при исполнении установленных законодательством Российской Федерации надзорных функций.

Глава IV. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ (ОТМЫВАНИЕМ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

Статья 10. Обмен информацией и правовая помощь

Органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничают с компетентными органами иностранных государств на стадиях сбора информации, предварительного расследования, судебного разбирательства и исполнения судебных решений.

Уполномоченный орган и иные органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, предоставляют соответствующую информацию компетентным органам иностранных государств по их запросам или по собственной инициативе в порядке и на основаниях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

Передача компетентным органам иностранного государства информации, связанной с выявлением, изъятием и конфискацией доходов, полученных преступным путем, осуществляется в том случае, если она не наносит ущерба интересам национальной безопасности Российской Федерации и может позволить компетентным органам этого государства начать расследование или сформулировать запрос.

Информация, связанная с выявлением, изъятием и конфискацией доходов, полученных преступным путем, предоставляется по запросу компетентного органа иностранного государства при условии, что она не будет использована без предварительного согласия соответствующих органов государственной власти Российской Федерации, предоставивших ее, в целях, не указанных в запросе.

Органы государственной власти Российской Федерации направляют в компетентные органы иностранных государств запросы о предоставлении необходимой информации и дают ответы на запросы, сделанные указанными компетентными органами, в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации.

Органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, направившие запрос, обеспечивают конфиденциальность предоставленной информации и используют ее только в целях, указанных в запросе.

Органы государственной власти Российской Федерации. осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исполняют в пределах своей компетенции запросы компетентных органов иностранных государств о конфискации доходов, полученных преступным путем, а также о производстве отдельных процессуальных действий по делам о выявлении доходов, полученных преступным путем, наложении ареста на имущество, об изъятии имущества, в том числе проводят экспертизы, допросы подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших и других лиц, обыски, выемки, передают вещественные доказательства, налагают арест на имущество, осуществляют вручение и пересылку документов.

Расходы, связанные с исполнением указанных запросов, возмещаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 11. Признание приговора (решения), вынесенного судом иностранного государства

В Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами признаются вынесенные судами иностранных государств и вступившие в законную силу приговоры (решения) в отношении лиц, имеющих доходы, полученные преступным путем.

В Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации признаются и исполняются вынесенные судами иностранных государств и вступившие в законную силу приговоры (решения) о конфискации находящихся на территории Российской Федерации доходов, полученных преступным путем, или эквивалентного им имущества.

Конфискованные доходы, полученные преступным путем, или эквивалентное им имущество могут быть переданы полностью или частично иностранному государству, судом которого вынесено решение о конфискации, на основании соответствующего международного договора Российской Федерации.

Статья 12. Выдача и транзитная перевозка

Решение о выдаче иностранному государству лиц, совершивших преступления, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, принимается на основании обязательств Российской Федерации, вытекающих из международного договора Российской Федерации. В том же порядке принимается решение о транзитной перевозке указанных лиц по территории Российской Федерации.

В случае, если у Российской Федерации нет соответствующего договора с иностранным государством, которое запрашивает выдачу, указанные лица могут быть выданы за преступления, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, при условии соблюдения принципа взаимности.

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Нарушение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и действующими на основании лицензии, требований, предусмотренных статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона, может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Прокурорский надзор

Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Статья 15. Обжалование действий уполномоченного органа и его должностных лиц

Заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в установленном законом порядке.

Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2002 года.

Статья 17. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом до вступления его в силу.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Блокчейн в законе: в России разрешат передавать биткоины по наследству

Рядовые российские граждане, включая индивидуальных предпринимателей, смогут стать владельцами криптовалюты, только если она досталась им по наследству или в результате процедуры взыскания. Об этом говорится в пакете законопроектов, переданном на рассмотрение в Центробанк и профильные ведомства. «Известия» с ним ознакомились. Кроме того, чтобы владеть цифровыми монетами легально, их придется задекларировать в налоговой. Если закон будет принят, получать виртуальную валюту в оплату за товары, работы и услуги не получится, отметили опрошенные «Известиями» юристы. Это фактически обернется прекращением оборота любой криптовалюты в России.

Заплатите налоги

В представленных на рассмотрение законопроектах разделены понятия цифровой валюты и цифровых финансовых активов (ЦФА). Под первое определение попадает практически любая криптовалюта, объяснил преподаватель Moscow Digital School Дмитрий Кириллов. Легально ее можно будет получить только по наследству, а также в рамках процедур банкротства или взыскания.

Законопроект признает цифровую валюту имуществом, и его будет нужно декларировать в налоговой. Это значит, что придется раскрывать и информацию об источниках ее приобретения. Право на судебную защиту также возникнет только после подачи декларации. Как быть с криптой, которая была получена или намайнена до введения ограничений, неясно, отметили юристы. Соответствующих разъяснений в документах нет.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

— Если законы будут приняты в существующей редакции, оборот любой криптовалюты в России фактически будет прекращен, как имущество она утратит ценность, поскольку ее нельзя будет продать. Кроме того, согласно законопроекту, майнинг или обмен 3,5 биткоинов влечет уголовную ответственность, — подчеркнул Дмитрий Кириллов.

Торговать криптой на иностранных биржах законопроект напрямую не запрещает. У российских компаний и физлиц сохраняется возможность приобретать виртуальные валюты на зарубежных площадках. Если они не станут использовать отечественную инфраструктуру, то не будут нарушены и предлагаемые нормы законодательства, сказала руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС при президенте РФ Антонина Левашенко.

Цифровые финансовые активы (в отличие от валют) представляют собой права, выпущенные в информационной системе, подчиняющейся российскому праву и контролируемой Банком России. Граждане могут владеть ЦФА и совершать с ними сделки без ограничений, но регулятор оставляет за собой право сделать некоторые из таких активов доступными только квалифицированным инвесторам.

Дурову бы и тут не повезло

Законопроекты также содержат изменения в Административный и Уголовный кодексы, регламентирующие ответственность за нарушения, связанные с оборотом и использованием ЦФА, обратил внимание партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. Граждане могут получить штраф до 500 тыс. рублей за незаконный оборот таких активов и выпуск цифровых прав с использованием технических средств, размещенных на территории России. Раскошелиться на крупную сумму также придется за попытку оплатить товары цифровыми валютами, отметил он, а при особо крупном ущербе можно лишиться свободы на срок до семи лет.

Тот пакет документов, который есть сейчас, практически ставит вне закона проведение в России ICO и вводит в отношении размещений монет санкции в рамках Административного и Уголовного кодексов, сказал учредитель АНО «ПравоРоботов» Никита Куликов.

Если бы Павел Дуров запускал свой блокчейн TON и валюту Gram в России, его проект ожидали бы не меньшие проблемы, чем в США, поделился член комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Юрий Брисов. По его словам, регистрации Gram в качестве ценных бумаг не потребовалось бы, но в России есть только один акт, предусматривающий предложение токенов широкой публике — закон «О краудфандинге». Документ только недавно вступил в силу и еще не успел пройти «проверку на прочность» в наших судах.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

С принятием нового законодательства цифровая валюта ложится на ее владельца мертвым грузом — на ней никак не получится заработать, сказал Дмитрий Кириллов из Moscow Digital School. По его прогнозу, чтобы окупить вложения, люди будут вынуждены продать крипту и всё оборудование для майнинга, которое технически невозможно перепрофилировать под другие задачи.

Предложенные санкции фактически ограничивают легальный оборот ЦФА, но законопроект не учитывает механизмы контроля при обмене одних виртуальных активов на другие или при поступлении денег на зарубежный счет, отметил учредитель «ПравоРоботов» Никита Куликов. По его словам, санкции могут быть несоразмерны правонарушению как в одну, так и в другую сторону. В качестве примера он привел нереализованные ICO, в ходе которых были безвозвратно и безрезультатно потрачены деньги инвесторов, в размере в сотни и тысячи раз превышающих возможные санкции.

Банк России не смог оперативно ответить на вопрос «Известий», доволен ли он предложениями, представленными в законопроектах, и планирует ли вносить поправки.

Законность криптовалюты: правовое регулирование в России и в мире

Аркадий Самохвалов Обновлено: 2019.09.03 1719 Шрифт A A Нет времени читать?

Криптовалюта — это инструмент для инвестирования средств и сохранения собственного капитала, также она может использоваться для проведения платежей. Однако, государственные органы имеют исключительное право на выпуск фиатных денег и судя по всему не собираются отказываться от своей монополии. Поэтому правительства разными путями пытаются внедрить правовое регулирование криптовалюты и поставить её под контроль. Кроме того, законодательство позволит разрешить спорные моменты, которые могут возникнуть между субъектами финансовых отношений.

Предпосылки правового регулирования крипторынка

Виртуальные активы могут рассматриваться в качестве:

  • виртуального имущества;
  • электронной валюты;
  • ценной бумаги;
  • товара.

То есть криптовалюта пытается взять на себя функцию инструмента для накопления капитала, а также выступить в роли платёжного средства. Такое сочетание характеристик требует внедрения методов правового контроля на законодательном уровне.

Одной из основных причин возникновения необходимости государственного регулирования криптовалютного рынка являются мошеннические схемы для отмывания денег. Отсутствие должного внимания со стороны контролирующих органов к цифровой валюте позволяет мошенникам незаконно обогащаться.

Анализ ситуации на рынке цифровых валют в 2018 году позволил выявить несколько основных методов незаконного обогащения.

ICO

Одним из самых известных видов мошенничества на криптовалютом рынке считаются различные аферы, связанные с привлечением инвестиционных капиталов.

По инициативе недобросовестных создателей стартапов в убытках оказалось множестов инвесторов. Согласно исследованию, проведённому в конце 2018 года Satis Group LLC, 81 % ICO, которые они проанализировали, были признаны мошенническими, 6 % фактически потерпели неудачу и только 8 % торгуются на бирже. При этом законодательной базы для регулирования этого направления до сих пор нет во многих странах.

Ситуация усугубляется тем, что добросовестные команды создателей тоже не всегда могут качественно разработать и запустить собственный проект. В результате чего инвесторы опять-таки оказываются с убытками, а возврат средств гарантировать невозможно.

Финансовые пирамиды

Ярким примером таких мошеннических схем можно считать компанию Bitconnect, которая, казалось бы, вела успешную деятельность, а запущенная ею цифровая валюта BCC некоторое время находилась в двадцатке крупнейших по капитализации криптовалютных активов.

Стоимость проекта во время его успешного функционирования оценивалась в более чем миллиард долларов США. Но в какой-то момент владельцы закрыли доступ к большинству сервисов, которые использовались для взаимодействия с сообществом. После чего в течение следующих нескольких дней произошло резкое обесценивание токена, который больше не восстановился.

Криптоджекинг

Суть данной схемы незаконного обогащения заключается в распространении вирусов для мобильных устройств и персональных компьютеров. Вредоносная программа использует ресурсы гаджета для майнинга криптовалют. Владелец о происходящем чаще всего не догадывается.

Основные симптомы появления вируса скрытого майнинга:

  • устройство начинает медленнее работать;
  • происходит быстрая разрядка батареи;
  • случаются поломки, связанные с перегрузкой системы.

Предпринимаются попытки предупредить распространение подобных вирусов, но скрытый майнинг продолжает развиваться. Вредоносное программное обеспечение совершенствуется, поэтому обнаружить угрозу становится сложнее.

Кража конфиденциальных данных с помощью мобильных приложений и ПО

Отсутствие правового регулирования позволяет авторам стартапов обманывать своих вкладчиков путём распространения приложений, которые предназначены для кражи персональной информации пользователей. Такие программы могут появляться на официальных ресурсах, в том числе в Google Play.

Повышенную опасность несёт появление в магазинах приложений неофициальных версий программного обеспечения известных криптовалютных бирж. Например, в прошлом году было зафиксировано распространение четырёх разных вариантов программного обеспечения от торговой платформы Poloniex. Хотя в реальности биржа не выпускала приложений.

Недобросовестные обменные площадки

Серьёзный общественный резонанс вызвала афера, связанная с южнокорейской биржей HTS Coin. Использование мошеннических схем позволило сотрудникам компании обворовать своих инвесторов. Прямая кража денег происходила благодаря возможности изъятия средств с клиентских банковских счетов, при этом у финансового регулятора отсутствовали законные причины для блокировок.

После этого случая во многих странах начали активно обсуждать вопрос правового регулирования рынка криптовалют. Некоторые финансовые компании тут же получили запрет на использование цифровой валюты для платежей.

Появление вредоносных приложений для доступа к кошелькам с криптовалютой

Для хранения цифровой валюты используются специальные кошельки. В сети распространены различные виды программного обеспечение для кражи виртуальных монет с программных счетов. Поддержка со стороны банков и государственных органов могла бы обеспечить дополнительную защиту для владельцев электронных сбережений.

Мошеннические сайты, которые копируют дизайн криптовалютных кошельков

Использование фишингового программного обеспечения или мошеннических сайтов приводит к краже данных для доступа к кошелькам. Подобные случаи не редкость среди держателей виртуальной валюты. Пользователю достаточно ввести свой приватный ключ или пароль на сайте-двойнике и данные тут же будут использованы для кражи средств.

Таким образом, законодательное регулирование криптопространства — назревшая необходимость, способная уберечь многих инвесторов от потери капитала.

Обратите внимание! В эпоху коронавируса все ищут дополнительные возможности заработка. Удивительно, что альтернативными способами зарабатывать можно гораздо больше, вплоть до миллионов рублей в месяц. Один из наших лучших авторов написал отличную статью про заработок на играх с отзывами людей.

Мировой опыт правового регулирования криптовалюты

Использование правовых рычагов позволяет защитить от обмана инвесторов в цифровые активы. В различных странах мира подход к регулированию криптовалюты отличается, но особое внимание уделяется контролю работы бирж.

Особенности законодательного регулирования оборота виртуальных валют в США

США — одна из первых стран, где законодатели всерьёз отнеслись к рынку цифровых технологий.

В Соединенных Штатах существуют следующие методы влияния на оборот цифровых активов:

  • законодательство, утверждающее порядок лицензирования криптовалютных бирж;
  • закон об обороте ценных бумаг, который распространяется на виртуальную валюту;
  • другие правила в рамках компетенции SEC;
  • налог на операции с криптовалютой.

Легализация биржи на территории США происходит по специальной процедуре. Компания должна предварительно зарегистрироваться в качестве оператора по управлению транзакциями в FinCEN. Помимо этой регистрации, придётся получить лицензию на использование цифровых активов. Также организации нужно успешно пройти проверку в Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC).

Избежать уплаты налогов владельцам криптовалютных бирж не удастся. Информация о проведении операций с цифровыми монетами передаётся в государственные органы США. Доходы в этой валюте обязательно декларируются. Закон о налогообложении действует в том числе на заработную плату в криптовалюте и проведение различных транзакций по договорам.

Из-за жестких регуляций многие обвиняют правительство США в торможении развития инновационной технологии. Но в действительности Соединенные Штаты — это одна из первых стран в мире, которая поддержала развитие криптовалютного рынка и предоставила возможность использовать цифровые активы законно. Жёсткий контроль со стороны государственных органов позволяет обеспечить безопасность инвесторов, избежать использования мошеннических схем обогащения, пополнять государственную казну.

Японский подход к регулированию криптовалюты

В Японии жестко контролируется оборот виртуальных активов и для урегулирования отношений субъектов рынка была проведена работа в нескольких направлениях:

  1. Власти дали юридическое определение понятию «Биткоин» и «Виртуальная валюта». Предприниматели получили возможность проводить расчёты с помощью цифровых монет. Криптовалюта стала официальным платёжным средством.
  2. Обязательное лицензирования бирж и других организаций, которые проводят обменные операции в виртуальной валюте. Получившие лицензию учреждения работают по стандартам KYC/AML. Каждая биржа проходит регистрацию в Агентстве по финансовым услугам Японии.
  3. Внедрение налогообложения для операций с криптомонетами. Инвестор должен заплатить налог на доход от бизнеса.

Толчком к законодательному регулированию оборота криптовалют в Японии стало банкротство биржи MtGox еще в 2014 году.

Либеральная политика Южной Кореи, Сингапура, Швейцарии, Австралии

Резиденты Южной Кореи, Сингапура, Швейцарии и Австралии могут беспрепятственно использовать криптовалюту для различных транзакций. В странах действует государственное регулирование оборота цифровых активов, которое в том числе предполагает специальную процедуру регистрации бирж.

Посильную поддержку рынку виртуальной валюты оказывает Сингапур. Правительство страны не видит опасности в использовании цифровых монет для расчётов и платежей. Жесткий контроль происходит только в сфере обмена криптовалюты на фиатные деньги и наоборот, поскольку именно в данном сегменте чаще всего происходит мошенничество.

Противостояние Китая, Венесуэлы и Индии обороту цифровых активов

С 2013 по 2017 год в Китае официально было запрещено использование криптовалюты для проведения платежей, все биржи были закрыты либо переехали за рубеж. С появлением законодательства, регулирующего оборот виртуальных валют, стала доступна регистрация утилитарных токенов, но без права их продажи. При этом ситуация с лицензированием бирж по-прежнему остается сложной.

В Индии деятельность криптовалютных бирж и распространение цифровых активов пока находится в подвешенном состоянии. Центральный банк страны запретил торговлю цифровыми монетами. Также власти страны неоднократно обсуждали вопросы запрета приватных криптовалют, но чёткой законодательной базы так и не создано. Учитывая, что прямых запретов пока нет, биржи продолжают работать.

Несколько лет назад в Венесуэле инвестирование в цифровые активы также было под запретом. Но сегодня ситуация кардинально изменилась — в стране активно ведется торговля Биткоином, а также была выпущена собственная государственная криптовалюта Petro.

Регулирование рынка цифровых активов в России и странах СНГ

В России в 2017 году был принят ряд актов для развития цифровой сферы, но до сегодняшнего дня криптовалюта не получила официального статуса. Работа бирж пока также не контролируется государственными регуляторами.

Однако разрабатываются законопроекты для контроля операций, связанных с криптовалютой. По предварительным данным:

  • регламентировать частные сделки с использованием виртуальных активов пока не планируется;
  • на майнеров распространится Налоговый кодекс Российской Федерации;
  • смарт-контракты будут иметь юридическую силу;
  • совершать покупку/продажу биткоинов и другой криптовалюты смогут лишь квалифицированные инвесторы;
  • токены будут считаться инвестиционным инструментом;
  • Росфинмониторинг станет отлеживать все криптовалютные сделки с целью пресечения отмывания денег;
  • будут установлены правила проведения ICO;
  • появятся определения «цифрового права» и «цифровых денег»;
  • физическим лицам придется платить налог на прибыль за торговлю цифровыми активами.

Все эти законопроекты пока существуют только на бумаге, но в конце февраля, президент России Владимир Путин приказал принять правила регулирования критовалют до 1 июля 2019 года.

Однако инициативы Министерства финансов не поддерживаются многими экспертами. Например, Андрей Варнавский, директор блокчечейн лаборатории БИ Финансового Университета, считает предложенные законопроекты «утопией». По его словам результатом принятия подобных правил станет ситуация, когда приобрести криптовалюту в тени (нарушив закон), будет проще, дешевле и даже безопаснее, чем сделать это легально.

Однако Варнавский отмечает, что использование опыта других стран — поставить под надзор юридические лица, которые в свою очередь будут законно сотрудничать с физическими лицами — может стать отличным вариантом регулирования. Государственная криптовалютная биржа послужила бы отличным инструментом в руках регуляторов. Но вариант, предложенный Минфином, приведёт к тому, что юридические компании просто начнут массово переезжать за рубеж.

Минэкономразвития предложило запустить «песочницу» — площадку с особым правовым режимом, который будет позволять использовать различные инновационные технологии (не только криптовалюту) с целью их тестирования и внедрения.

В данный момент развитие цифровой экономики замедляется из-за отсутствия регулирующих правил. Поэтому Министерство предлагает создать специальные координационные группы, задачей которых будет позволить юридическим и физическим лицам тестировать прогрессивные технологии, «не обращая внимания на регуляторов». А в дальнейшем — отбрасывать недееспособные проекты и создавать благоприятное регулирование для рабочих инноваций.

В апреле 2018 года, Центробанк России запустил собственную песочницу, а сентябре было проведено тестовое ICO на её основе.

Беларусь

РБ считается одной из наиболее продвинутых стран СНГ в плане регулирования криптовалютного рынка. Здесь был принят декрет №8 «О развитии цифровой экономики» — инициатива Александра Лукашенко, направленная на либерализацию предпринимательской деятельности в области IT-технологий.

Идея была предложена бизнесменом Виктором Прокопеней и реализована Парком высоких технологий в сотрудничестве с другими представителями белорусского IT-рынка.

Благодаря этой инициативе физические и юридические лица имеют возможность:

  • легально добывать криптовалюту;
  • проводить платежи с использованием цифровых активов.

Для работы с криптомонетами не нужно получать лицензию или платить налоги.

Но самое яркое нововведение заключается в том, что Беларусь стала первой страной в мире, в которой смарт-контракты получили законную правовую силу. При этом функционирование всех сфер рынка находится под надзором государственных органов.

Украина

Правительство только планирует легализовать криптовалюту и рассматривает её как инструмент учёта и приумножения капитала. Признание цифровой валюты средством платежа пока не планируется.

Также в данный момент отсутствуют нормативные акты для регулирования оборота виртуальных денег, но случаются попытки «подогнать» эту сферу под существующие правила ведения предпринимательской деятельности, Налогового кодекса или финансового регулирования, в том числе:

  • признание некоторых видов криптовалют и токенов финансовыми инструментами;
  • лицензирование различных криптовалютных сервисов НКЦПФР (Национальной комиссий по ценным бумагам и фондовому рынку);
  • взыскание НДФЛ за майнинг;
  • некоторые госчиновники, подавая декларации, указывают имеющуюся у них криптовалюту как имущество.

Никаких постановлений пока не принято, но ВР предложено на рассмотрение два законопроекта: «Об обращении криптовалют в Украине» и «О стимулировании рынка криптовалют и их производных в Украине».

Тем не менее, Украина входит в ТОП-десятку стран по активности криптотрейдинга, а майнинговый сегмент в стране превышает $100 млн в год.

Прочие страны

На других территориях СНГ отношение к использованию виртуальной валюты тоже различно:

  • Власти Казахстана планируют запретить цифровые деньги по той причине, что криптовалюта получила распространение среди мошенников и в основном используется для незаконного обогащения.
  • Активное развитие рынка виртуальных валют происходит в Азербайджане. Планируется введение специальной системы налогообложения для физических лиц и предприятий. Уже действует закон по регулированию оборота криптовалюты.
  • В Кыргызстане правительство не препятствует обороту виртуальной валюты, но относится к рынку с опасениями, неоднократно озвученными госчиновниками.
  • Молдова активно поддерживает развитие цифровых валют, в стране работает собственная биржа Drachmae Market.

Пока криптовалютный рынок слабо развивается на постсоветских территориях. Отсутствие должного контроля со стороны компетентных органов делает инвесторов более уязвимыми перед мошенниками.

Последние новости регуляторов

В 2019 году деятельность регуляторов по отношению к криптовалютному рынку направлена на расширение возможностей потенциальных инвесторов и обеспечение их безопасности. Прилагаются усилия для лицензированных бирж. Регуляторы начинают работу по контролю токенизации ценных бумаг, а также расчётов предприятий в цифровых активах.

FATF — международная группа по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма, обнародовала документ, содержащий 8 предложений по контролю криптовалютного рынка. Хотя представленный акт носит рекомендательный характер, его с большой долей вероятности будут использовать 36 стран (участников FATF) и он получит статус международного закона.

После утверждения нового постановления, на территории 36 государств будут приняты следующие меры:

  • лицензирование юридических лиц, работающих с криптвоалютой: бирж, обменников, онлайн-кошельков и т.д.;
  • внесены изменения в уголовном и гражданском кодексах;
  • обязательная верификации всех пользователей, которые зарегистрированы на любых площадках, предоставляющих услуги, связанные с цифровыми активами;
  • обязательное хранение данных обо всех транзакциях пользователей;
  • по первому требованию регуляторов (в том числе международных), организациям придется предоставлять информацию о своих клиентах;
  • по указанию правоохранительных органов компании должны будут заморозить криптовалютные счета.

Также в течение следующего года будет происходить активное регулирование процессов ICO. Предполагается создание нормативной базы для контроля на основе уже имеющихся правовых актов об инвестиционных мероприятиях.

Отечественные эксперты о будущем крипторынка

Мнения специалистов о последствиях регулирования рынка виртуальных валют в 2019 году очень схожи.

Генеральный директор Crypto-A Алена Нариньяни уверена в подорожании виртуальных активов за счёт внедрения новых правил для регулирования цифровой сферы. Признание криптовалюты в качестве финансового инструмента приведет к её популяризации.

Данил Яковлев — менеджер по торговому развитию компании Zichain — высказал мнение о том, что за 3 месяца 2019 года на рынке криптовалют ничего особого не произошло, но появился ряд негативных факторов:

  • тревожная ситуация с USDT (финансовый отчёт не подтвердил наличие обеспечения в полном объеме);
  • отложенный запуск платформы Bakkt;
  • SEC в очередной раз переносит решение по запуску ETF.

Поэтому аналитик выражает сомнение в том, что в ближайшее время может случиться серьеёзный прорыв. Однако он считает, что не стоит руководствоваться краткосрочными прогнозами: если в 2018 году не было сформировано чётких законодательных норм, то 2019 год может все кардинально изменить и новые законы привлекут на цифровой рынок крупных игроков.

Регулирование оборота криптовалют на законодательном уровне позволит увеличить спрос на крипто-активы, снизить волатильность рынка и сделать инвесторов более защищёнными от потерь и мошеннических действий. Пока рынок цифровых валют более развит за рубежом, страны СНГ только начинают знакомиться с особенностями работы с виртуальными монетами, а также с тем, как их можно поставить под надзор или легализовать.

Ранее многие государства принимали различные законы, позволяющие контролировать криптовалюту в отдельных регионах. Со временем таких стран становится всё больше. Но теперь ожидается, что в ближайшие месяцы будут приняты единые международные правила, направленные на глобальное регулирование. Эксперты ожидают, что улучшение юридической защиты криптовалютных активов привлечёт крупных инвесторов и ускорит развитие индустрии.

Обратите внимание!Реально ли выигрывать деньги в интернете регулярно? Один из наших авторов разобрался в этом вопросе. (Читайте статью с отзывами о суммах схемах выигрышей в лучших заведениях — анкор). Читайте материал с отзывами людей о лучших играх для выигрыша денег.

Мнения экспертов о предложении Госдумы ввести уголовную ответственность за операции с криптовалютой в России

В Госдуме предложили ряд законопроектов, касающихся оборота и выпуска криптовалюты. За нарушения в ее использовании предусматривается административная и уголовная ответственность.

Документы были опубликованы в Telegram-канале «ОрдерКом», их подлинность подтверждена, сейчас они направлены в Минэкономразвития. Анатолий Аксаков, глава думского комитета по финрынку, уточнил, что это версия закона еще не согласована, пишет РБК Крипто.

Административная ответственность

Административная ответственность предусматривает штраф за организацию незаконного оборота криптовалюты, совершения с ней сделок. Наказание также последует в случае оказания услуг по выпуску цифровых активов с использованием сайтов, зарегистрированных в России, или технических средств, размещенных в России. Сумма санкций составит:

  • Для физических лиц — от 50 тыс. до 500 тыс. руб.;
  • Для юридических лиц — от 200 тыс. до 2 млн руб.;
  • Для должностных лиц — от 100 тыс. до 1 млн руб. или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года;

Штрафы также подлежат взысканию за нарушение правил совершения сделок с криптовалютами, если они используются как плата за товар или услуги. В таком предусматривается конфискация активов, размер штрафа составит:

  • Для физических лиц — от 20 тыс. до 200 тыс. руб.;
  • Для юридических лиц — от 100 тыс. до 1 млн руб.;
  • Для должностных лиц — от от 50 тыс. до 400 тыс. руб.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность будет грозить за нарушения, предусмотренные административной частью, но если был нанесен крупный или особо крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо если данные действия привели к обогащению в крупном или особо крупном размере.

Наказание также последует в случае покупки криптовалюты на территории России за наличные или переводом на счета, открытые в российских банках. За нарушение полагается:

  • штраф от 500 тыс. до 1 млн руб. или в размере дохода нарушителя от года до двух лет;
  • либо лишение свободы до четырех лет со штрафом до 500 тыс. руб. или в размере дохода до одного года.

За нарушение законодательства, которое привело к особо крупному ущербу или обогащению, предусматриваются следующие санкции:

  • принудительные работы до пяти лет;
  • либо лишение свободы до семи лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере дохода осужденного за период до пяти лет.

Против всех

Старший юрист налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner, преподаватель Moscow Digital School Дмитрий Кириллов пояснил, что принятие закона в этой редакции будет означать прекращение оборота любой криптовалюты в России. Как имущество она утратит ценность, поскольку ее нельзя будет продать. Майнинг или обмен 3,5 биткоинов повлечет уголовную ответственность.

Эксперт добавил, что обладание криптовалютами, а также их получение и передача допускается при условии декларирования. Физические лица, в том числе ИП, и юридические лица будут не вправе совершать операции с цифровой валютой, наприме, принимать ее в качестве встречного предоставления за передаваемые товары, оказываемые услуги.

Исключение составят:

  • Получение цифровой валюты в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица);
  • Получение цифровой валюты в качестве удовлетворения своих требований в рамках процедур несостоятельности (банкротства) обладателя цифровой валюты;
  • Получение цифровой валюты при обращении взыскания на имущество обладателя цифровой валюты в рамках исполнительного производства.

«Люди, владеющие сейчас криптовалютой, будут вынуждены избавиться от нее до вступления в силу закона или рискнут «уйти в подполье», а это потери или риски. Будут достигнуты цели, прямо противоположные декларируемым. В целом, заложенная в законопроекты идея опустить криптовалютный «железный занавес», на мой взгляд, не способствует ни развитию бизнеса, ни взаимодействию России с мировой экономикой на цифровом уровне. Ничто не мешало урегулировать налогообложение операций с криптовалютой, позволить легально зарабатывать на ней и пополнять бюджет», — объяснил Кириллов.

Он назвал назвал новый пакет законопроектов очередным витком борьбы властей с криптовалютами, на этот раз «вполне оформленным и доведенным до наших законодателей». Эксперт уверен, что в нынешней редакции такие законы уничтожат российскую криптоиндустрию.

«Заколачивание гвоздей в гроб финансовых инноваций»

Впервые о возможном запрете на выпуск и организацию обращения криптовалюты на территории РФ в марте текущего года заявил директор юридического департамента Банка России Алексей Гузнов. Он пояснил, что эмиссия цифровых денег связана с неоправданным риском, и отметил, что однозначных планов ограничения владения криптовалютой нет, так как это «до некоторой степени абсурдно».

В конце марта глава думского комитета по финрынку Анатолий Аксаков заявил, что работа над законом «О ЦФА» закончена. По его словам, принятие документа будет отложено до конца весны из-за пандемии коронавируса. Распространение болезни замедлило все процессы в законодательной сфере, поскольку центр внимания переключился на первоочередные меры по борьбе с пандемией.

Руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев рассказал, что крипторынок в России уже сложился, а диапазон его активных участников, то есть тех, кто совершает хотя бы одну сделку в месяц, на данный момент может колебаться от 20 тыс. до 150 тыс. человек. При этом, за последние шесть лет активного развития рынка не было системной оценки его работе в лице федеральной власти.

«С высокой вероятностью это связано с тем, что многие законодатели так и не смогли досконально разобраться не только в тонкостях, но и в фундаментальной основе индустрии. Последнее время всех активно зовут на биржу, причем исключительно фондовую, а любые другие находятся вне повестки дня финансовых регуляторов. Еще два-три года назад, в момент массового расцвета крипторынка, государство могло бы взять самое лучшее из новой индустрии — блокчейн — и активно поддерживать интеграцию этой технологии в повседневную жизнь. Но и здесь инициатива шла только от частных финтех предпринимателей», — отметил Разуваев.

Основатель платформы стабильных криптовалют Statis.net Григорий Клумов назвал новые поправки «заколачиванием гвоздей в гроб финансовых инноваций и технологического прогресса». Клумов уверен, что вероятность принятия законопроекта высока, так как «в Думе нет конкуренции, поэтому все что пишется, принимается».

«Стоит отметить, что в мировой отрасли цифровых активов сейчас работает много специалистов из РФ, поскольку средний уровень инженерного образования всегда был высоким в Советском союзе. Очевидно, что в случае принятия законопроекта большинству этих специалистов придется либо уехать из страны, либо искать работу в другой отрасли, чтобы не нарушать законодательство», — считает Клумов.

Белоруссия — легализация, Россия — запреты

В соседней Белоруссии криптовалюты, майнинг, блокчейн и деятельность криптоплощадок легализованы с декабря 2017 г. В стране действует «декрет номер восемь», а отрасль освобождена от налогов до 2049 года. Граждане страны имеют право самостоятельно владеть криптовалютами, добывать их, менять, покупать и продавать за белорусские рубли и валюту, дарить и завещать. Эти действия не считаются предпринимательством, а значит их не нужно декларировать.

Юридическим лицам для операций с криптовалютами нужно будет прибегнуть к помощи белорусского Парка высоких технологий (ПВТ). Его резиденты за операции с криптовалютами не облагаются НДС и налогом на прибыль, физические лица — подоходным налогом, в том числе и на майнинг. Помимо этого операции с цифровыми деньгами не предполагают получение специальной лицензии. В следующий год после вступления в силу документа экспорт IT увеличился почти на 40%.

Российский запрет позволит развиваться юрисдикциям, которые более мягко регулируют оборот криптовалют, например, Белоруссии, заявил глава iExchange Игорь Снижко. По его словам, принятие документа в новом формате выглядит вполне реальным, закон находится уже на стадии голосования и будет принят.

«Однако, если будет принято законодательство, которое позволяет создавать экспериментальные правовые режимы (ЭПР), то все будет гораздо логичнее с точки зрения особенных правовых режимов, которые позволят пилотировать проекты связанные с кпритовалютной активностью», — добавил Снижко.

24 марта Минэкономразвития внесло в Госдуму законопроект о создании «регуляторных песочниц», в рамках которых будут легализованы блокчейн и криптовалюты. Документ закрепил восемь отраслей: медицину, транспорт, дистанционное образование, торговлю, финансовый рынок, строительство, промышленность, госуслуги. Конкретный перечень норм, от которых будут освобождены резиденты ЭПР, будет перечислен в законопроекте-«спутнике».

Участников эксперимента, которые будут работать с блокчейном и криптовалютами, освободят от обязательных требований к финансовым организациям в части минимального размера установленного капитала, резервирования средств и предоставления отчетности в ЦБ. Регулировать «песочницы» будет Банк России.

Старший партнер «Алейников и Партнеры», разработчик белорусского законодательства об обороте токенов и криптовалют Денис Алейников отметил, что российское правительство расчищает поле для операторов, которые будут работать в рамках закона «О ЦФА». Эксперт объяснил, что власти пытаются убрать «махновщину» на рынке криптовалют, зачистить всех «самоправозглашенных» российских операторов, а заодно и белорусские криптобиржи через запрет на работу с иностранными ЦФА.

Отток капитала из-за «архаичных» законопроектов

Управляющий партнер Exante Алексей Кириенко подчеркнул, что законопроекты, предложенные депутатами в отношении цифровых активов, «архаичные и крайне вредные». По мнению эксперта, документы способны поставить крест на зачатках роста любой легальной криптоактивности в стране.

«Ни в одной другой стране подобных законов не существует. Печально, что наши законодатели продолжают действовать по логике «все запретить, всех наказать». При этом, теневой бизнес насчитывает, по самым низким оценкам, оборот в десятки миллионов долларов, и законодательство никак не сможет этому помешать. Остается лишь надеяться, что здравый смысл восторжествует, и правки не будут приняты», — заявил Кириенко.

Руководитель дата-центра Six Nines Сергей Трошин добавил, что на фоне легализации криптовалют во многих западных странах подобные запреты грозят России «оттоком капиталов и мозгов», а не остановкой блокчейнов. В то же время санкции в отношении активов, которые легко скрыть, почти никогда не бывают эффективными.

Законопроект «О цифровых финансовых активах» разрабатывается с 2017 г. Весной 2018 г. он был утвержден в первом чтении, после чего правительство неоднократно переносило сроки принятия из-за разногласий по поводу легализации нового вида активов.

В апреле Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) направил письмо премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой содействовать принятию законопроекта «О цифровых финансовых активах» в весеннюю сессию Госдумы. Обращение подписали глава РСПП Александр Шохин и президент «Норникеля», сопредседатель координационного совета РСПП по вопросам цифровизации Владимир Потанин.

Авторы письма подчеркнули, что принятие закона поможет восстановлению экономики, пострадавшей из-за пандемии коронавируса. В РСПП считают, что возможность выпускать цифровые токены упростит процесс привлечения капитала для бизнеса.

«Все уедут. Это насильственное вытеснение специалистов из страны»

Новые правила крайне негативно скажутся на развитии крипторынка в России, уверен руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Он объяснил, что власти должны ввести прозрачные механизмы регуляции рынка, понятные его участникам, тогда и отдача в виде пополнения бюджета будет заметной. Деев считает, что в ближайшее время штрафы введены не будут.

«На данный момент у государства множество других задач, связанных с регулированием экономики и выходом из кризиса, но в будущем штрафы, действительно, могут быть введены. Уголовная ответственность и крупные денежные взыскания вынудят игроков уйти из России и нацелиться на развитие криптовалют в других странах», — предположил аналитик.

Исполнительный директор РАКИБ Александр Бражников заявил, что принятие поправок вполне возможно, если сообщество не встанет «одним фронтом и не начнет защищать свои интересы и экономические интересы государства».

Цифровые активы дадут новые возможности развития отраслей экономики в России, рабочие места, форматы развития экономики в стране, привлечение инвестиций в страну, решение вопроса с переизбытком электроэнергии и продажей ее. По словам Бражникова, это минимальные потери, к которым приведет принятие новых законов.

«Все просто уедут. Насильственное вытеснение специалистов из страны и отбрасывание ее в третьесортные страны. Лишение ее конкурентоспособности Равносильно посадке экономистов, философов и профессоров большевиками на пароход и высылке из страны в 20-годы. И эти люди называют себя либералами», — предупредил глава РАКИБ Юрий Припачкин.

«Стоит воздержаться от паники»

Ведущий аналитик 8848 Invest Виктор Першиков заявил о высокой вероятности принятия поправок и законопроекта. По словам Першикова, какие-то детали или уточнения от законодателей еще последуют, но в нынешней редакции закон о цифровых активов вполне жизнеспособен, так как формирует вполне конкретное правовое поле.

«Другой момент, это полная оторванность законопроекта от реалий криптобизнеса в России, и явное отсутствие перспектив для его ведения после принятия законопроекта. И дело даже не в том, что он уголовно и административно преследует незаконный оборот цифровых активов, сколько в чересчур значительной роли государства и его механизмов в данной бизнес-отрасли. В России в данном случае государство пытается сразу навязать отрасли некие стандарты, которые, очевидно, по умолчанию клеймят криптобизнес как мошенников и преступников. Такое отношение неизбежно породит теневой сектор экономики, связанный с криптовалютой и сведет на нет попытки многих честных бизнесов и майнинг-ферм пользоваться преимуществами климата и стоимости электричества в стране», — отметил Першиков.

Также в феврале 2020 г. ФСБ и ЦБ предложили запретить платить криптовалютой. Письмо с соответствующим решением Владимиру Путину направлял заместитель премьер-министра Дмитрий Чернышенко. Ведомство рассчитывает сделать возможным обмен криптовалюты на другие цифровые монеты и фиатные деньги только через «специализированных операторов».

Основатель биржи криптовалют Garantex Сергей Менделеев посоветовал не паниковать и подождать принятия закона в окончательном виде. Эксперт подчеркнул, что в текущем виде документа наблюдается некоторая путаница.

«Сейчас есть явная путаница между такими понятиями как «цифровые права», «цифровая валюта» и «цифровые активы», при том что за торговлю одними предлагают сажать на 7 лет, а другими активно пользоваться, я бы воздержался сейчас от паники. Как пример, текущая версия законопроекта прямо и полностью запрещает торговать и даже владеть биткоином, при этом совершено спокойно можно будет оборачивать тезер USDT, который и является основным каналом вывода средств за рубеж по серым схемам, так же анонимен как биткоин, но формально имеет лицо, «обязанное» по выпущенным токенам — Tether Limited. Нам еще предстоит привыкнуть к российским аналогам security и utility токенов, причем в противоход мировой практике как раз первые у нас предлагается регулировать, а вторые запретить. Я не знаю кто выступает экспертами при написании проекта (в тексте явно чувствуется рука мастера), но надеюсь они приведут в итоге ситуацию к некому разумному знаменателю», — отметил Менделеев.

Сообщество против новой редакции «О ЦФА»

В конце прошлого года в МВД сообщили о разработке правового механизма по аресту цифровых денег с целью конфискации, который будет представлен до конца 2021 года. Законопроект будет разработан совместно с Росфинмониторингом, Генеральной прокуратурой, Следственным комитетом, Минюстом, ФСБ, ФТС и ФССП при участии Верховного суда.

CEO LAZM Филипп Моднов заявил, что новая редакция закона «О ЦФА» на первый взгляд пытается ввести административное и уголовное преследование не только за мошеннические схемы, но и за взаимодействие с легитимными зарубежными компаниями. Это может привести к появлению очередных коррупционных схем (при проверках компаний) и противоречит национальному проекту развития несырьевого экспорта.

Практически все специалисты из сферы криптовалют заявили, что новый документ направлен на уничтожение блокчейн-индустрии в России. Принятие законопроекта в текущем виде с высокой долей вероятности приведет к оттоку капитала из страны, а отрасль цифровых денег не исчезнет, а уйдет в подполье. Впрочем, вероятным остается вариант, что чиновники услышат предложения по изменению закона «О ЦФА» и внесут необходимые правки.

Дата публикации 22.05.2020
Подписывайтесь на новости криптовалютного рынка в Яндекс Мессенджер.
Поделитесь этим материалом в социальных сетях и оставьте свое мнение в комментариях ниже.

4.7 / 5 ( 3 голоса ) The following two tabs change content below.

  • Автор материала
  • Последние новости мира криптовалют

Mining-Cryptocurrency.ru Материал подготовлен редакцией сайта «Майнинг Криптовалюты», в составе: Главный редактор — Антон Сизов, Журналисты — Игорь Лосев, Виталий Воронов, Дмитрий Марков, Елена Карпина. Мы предоставляем самую актуальную информацию о рынке криптовалют, майнинге и технологии блокчейн. Новости Mining-Cryptocurrency.ru ()

  • Госдума РФ опровергла информацию о запрете криптовалюты и ответственности за ее покупку — 29.05.2020
  • Отчет Grayscale: почему цифровые валюты центробанков не смогут заменить биткоин? — 29.05.2020
  • Криптоэкономика — преимущества во время мирового кризиса и перспективы развития — 29.05.2020
  • Виталик Бутерин заявил, что миру необходимы децентрализованные социальные сети — 29.05.2020
  • Благодаря институциональным инвесторам биткоин становится макро-активом — 28.05.2020

Председатель думского комитета по финрынку рассказал, как новый законопроект «О ЦФА» коснется держателей биткоина и других монет. Но принимать документ в текущей версии все равно недопустимо, это нанесет невосполнимый ущерб России, считают в РАКИБ

Анатолий Аксаков, председатель комитета Госдумы РФ по финансовому рынку, опроверг информацию о том, что в Государственной Думе предложили запретить криптовалюту в России. Об этом он сообщил во время прямой трансляции на YouTube канале «Прекрасная Россия бу-бу-бу».

21 мая в Минэкономразвития были отправлены несколько законопроектов, касающихся оборота и выпуска цифровых активов. За нарушения в их использовании документ предусматривает административную и уголовную ответственность. На тот момент Аксаков уточнил, что эта версия закона еще не согласована.

Теперь депутат пояснил, что текущая версия документа, направленная на согласование, не предусматривает ответственность за приобретение криптовалют. Она касается только организации оборота цифровых активов. При этом, если их не декларировать, как указывается в законопроекте, «ничего не изменится», подчеркнул Аксаков. По его словам, в таком случае пользователь только потеряет право на судебную защиту.

«То, что сейчас направлено на согласование, не предусматривает ответственность за покупку криптовалюты. Ответственность предусматривается за организацию оборота криптовалют. Соответственно, если вы приобрели криптовалюту, вы должны ее задекларировать, и это вам дает судебную защиту…В принципе, даже если вы не задекларируете ее, ничего не изменится, только вы не будете иметь судебную защиту», — сказал Аксаков.

Он уточнил, что владельцам криптовалюты будет предложено задекларировать ее. Тогда эти активы буду признаны имуществом, и можно будет рассчитывать на судебную защиту и возможность наследования. Аксаков добавил, что для обмена криптовалюты можно воспользоваться любым иностранным правом, где такие операции разрешены.

Основные вопросы и обеспокоенность вызывает формулировка п. 2 ст. 2 законопроекта о цифровой валюте, объяснил старший юрист налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) и преподаватель Moscow Digital School Дмитрий Кириллов. По его словам, согласно этой норме физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели и юридические лица не вправе совершать операции с цифровой валютой, кроме оговоренных далее случаев (наследство, банкротство, исполнительные процедуры).

Далее, согласно пункту 3 той же статьи, обладание цифровой валютой, а также ее получение и передача в соответствии с пунктом 2 допускается при условии декларирования цифровой валюты. Эти две нормы говорят о том, что с цифровой валютой можно совершить только эти три операции — передача или получение в наследство, в банкротстве или в исполнительных процедурах

«Можно сколько угодно пытаться найти в этих формулировках позитивный смысл, но правоохранительные органы в случае продажи криптовалюты за фиат или другой цифровой финансовый актив с легкостью прочитают закон против участника такой транзакции. При этом трансграничная продажа криптовалюты также окажется под большим вопросом в силу неопределенности места такой сделки, если продавец будет физически находиться в России.», — отметил Кириллов.

В комментарии РАКИБ к пакету законопроектов о регулировании цифровых финансовых активов и о цифровой валюте (имеется в распоряжении «РБК-Крипто») говорится, что они предусматривают единственное возможное по закону правомочие для собственника криптовалюты — это владение. К использованию предлагаются «достаточно размытые формулировки», допускающие возможность расширительного толкования и, как следствие, открывающие возможность для привлечения к ответственности крайне широкого круга лиц, отметили в Ассоциации.

«Существенным пробелом предлагаемых законопроектов является отсутствие стройного понятийного аппарата, что недопустимо при введении мер ответственности. Полагаем, что запрет на выпуск и оборот цифровой̆ валюты в текущей ситуации контрпродуктивен, так как в конечном итоге не позволит в достаточной мере обеспечить развитие цифровой̆ экономики и приведет к невозможности полноценной реализации заложенного в ГК инструмента смарт-контракта», — говорится в документе.

В РАКИБ считают, что в целях создания возможности максимального использования потенциала инновационных технологий, создания полноценного правового регулирования отношений в связи с их использованием, законодательного обеспечения требуют следующие положения:

1. Порядок и случаи использования цифровой валюты в сделках между участниками рынка.

2. Возможность легального использования в целях выпуска и оборота цифровых активов не только централизованных, но и любых иных информационных систем, возможно, при указании случаев ограничения такого использования.

3. Возможность совершения сделок по обмену любых цифровых прав (цифровых финансовых активов, цифровых утилитарных прав), иных токенов и сделок с цифровыми валютами, включая их обмен между собой, возможность осуществления российскими физическими и юридическими лицами сделок с цифровыми активами в иностранных юрисдикциях, возможность перевода цифровой̆ валюты в иностранную или национальную валюту.

«Регулирование этих вопросов необходимо для создания легального рынка и обеспечения защиты прав по сделкам. Представляется недопустимым введение жесткого регулирования и карательных мер в отношении субъектов деятельности с учетом существующего рынка и его трансграничного характера. Наиболее целесообразным на данном этапе было бы использование законодателем механизма точечного регулирования, защищающего отдельные наиболее важные интересы всех участников деятельности, включая интересы и бизнеса, и государства», — считают эксперты Ассоциации.

Вчера, 27 мая, состоялось заседание Правления РАКИБ, объединяющей основных негосударственных разработчиков, майнеров, предпринимателей и инвесторов цифрового рынка по вопросу пакета криптовалютных законопроектов, сообщил «РБК-Крипто» представитель Ассоциации. Ее эксперты предупредили о глубоких негативных последствиях для страны в случае принятия предложенных поправок и их представленной редакции.

«Принятие этих изменений будет означать, что авторы предлагают отказаться от $1,5 млрд ежедневного оборота цифровых русскоязычных проектов и исключить возможность получения бюджетами разных уровней налоговых поступлений с этих сумм», — заявили в РАКИБ.

В организации объяснили, что фактически речь идет об отказе от целой индустрии и абсолютном запрете на деятельность в смежных областях, связанных с использованием публичного блокчейна. РАКИБ подготовила и направила в Правительство РФ и Государственную Думу свои предложения по изменению текущих проектов, которое позволило бы, на взгляд участников индустрии, обеспечить необходимое регулирование, позволяющее активно развивать бизнес, платить законные налоги и создавать рабочие места.

В другом комментарии к этим законопроектам (также имеется в распоряжении «РБК-Крипто») РАКИБ отметили важность легализации цифровой валюты и ее оборота на территории страны. По этим причинам в Ассоциации считают нужным исключить ряд пунктов из документов, представленных в Госдуме.

Фото: РАКИБ

Например, в РАКИБ предложили убрать п. 2. ст. 2 проекта ФЗ «О цифровой валюте». Он предусматривает, что физические лица, ИП и юрлица не вправе совершать операции с цифровой валютой за исключением случаев наследства, банкротства, исполнительных процедур. Вместо этого пункта в РАКИБ считают нужным прописать в законопроекте возможность совершения сделок с цифровой валютой через операторов обмена ЦФА.

Также в целях легализации цифровой валюты в РАКИБ предложили исключить из законопроекта п. 5 ст. 2. Согласно ему в Российской Федерации запрещается распространение информации об организации и (или) осуществлении выпуска, а также организации обращения цифровой валюты.

В РАКИБ предложили освободить сделки с цифровыми правами и цифровой валютой от НДС. Для этого необходимо внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ.

— «Bitcoin невозможно запретить». Закон и кризис против криптовалют

— ЦБИндии: запрета на обслуживание криптовалютных компаний нет

— Госдума предложила новый закон о криптовалюте. Что об этом думают биржи

Больше новостей о криптовалютах вы найдете в нашем телеграм-канале РБК-Крипто.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *