Закон о конфискации имущества

В соответствии с частью 4 статьи 81 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, изъятые в ходе досудебного производства, но не признанные вещественными доказательствами предметы, включая электронные носители информации и документы, подлежат возврату лицам, у которых они были изъяты.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии со статьей 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом, оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность на основании решения суда о признании вещи бесхозяйной.

Положениями статьи 236 ГК РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом, либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Согласно части 1 статьи 293 ГК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

По смыслу названных норм требование о признании движимой вещи бесхозяйной подлежит удовлетворению, если будет установлено, что собственник движимой вещи отказался от права собственности на нее, а лицо, заявляющее свои права на нее, вступило во владение указанной вещью.

При этом, согласно статье 234 ГК РФ для возникновения права собственности на бесхозяйную движимую вещь в силу приобретательной давности необходимо истечение пятилетнего срока давностного владения, в то время как в случае приобретения права собственности на брошенные вещи в соответствии со статьей 226 ГК РФ достаточным является решение суда, а продолжительность владения значения не имеет.

Следовательно, обстоятельством, подлежащим установлению в суде при разрешении требований о признании права собственности, в зависимости от которого подлежит применению соответствующая норма, является наличие или отсутствие собственника движимой вещи, а также факта отказа собственника при его установлении от своего права.

Учитывая изложенное, исковое заявление о признании имущества бесхозяйным и передаче в собственность Российской Федерации может быть предъявлено в суд при наличии доказательств об отсутствии собственника (законного владельца) имущества, по истечении пяти лет с момента владения территориальным органом МВД России, имуществом, изъятым в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Исковое заявление о приобретении права собственности Российской Федерации на изъятое имущество в порядке статьи 226 ГК РФ (брошенные вещи) может быть предъявлено при наличии доказательств, что собственник устранился от владения, либо отказался от права собственности на изъятое имущество, продолжительность владения территориальным органом МВД России изъятым имуществом значения не имеет.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом возложены полномочия по обращению в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным (пункт 6.10).

Таким образом, в соответствии со статьями 290, 291 ГПК РФ для организации работы по предъявлению исковых заявлений о признании движимого имущества бесхозяйным, необходимо обратиться в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области с приложением процессуальных документов, связанных с изъятием имущества, также должны быть описаны основные признаки изъятого имущества, и приведены доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение этой вещью.

Далее – «ГК РФ»

Конфискация имущества в уголовном праве РФ на 2020

Конфискация имущества в РФ на законодательном уровне не является мерой уголовного наказания. Она в большей степени носит вспомогательный характер при восстановлении справедливости, стремлении защитить социум от пагубных противозаконных действий и их последствий.
Имущество, подлежащее конфискации
Статьей 104.1 УК РФ подразумевается 4 группы имущества, подлежащего конфискации в интересах потерпевшего либо в интересах государства:
1. Инструмент, посредством которого было совершено правонарушение.
2. Собственность, используемая либо рассчитанная для противоправных намерений.
3. Реформированные материальные ценности, доходы.
4. Собственность, полученная в итоге осуществления противозаконных деяний.
Противоправные действия, влекущие конфискацию имущества
Конфискация собственности как мера пресечения осуществляется касательно определенного перечня правонарушений. Согласно ст. 104.1 УК РФ различают такие виды правонарушений:
1. Нанесение вреда гражданам, а также их здоровью:
• лишение жизни;
• нанесение тяжкого вреда здоровью;
• киднеппинг;
• торговля людьми;
• применение рабского труда.
2. Дискриминация прав избирателя:
• препятствование работе избирательных комиссий;
• подделка избирательной документации;
• финансовые махинации во время проведения избирательных кампаний.
3. Посягательство на интеллектуальную собственность:
• дискриминация патентных прав;
• дискриминация прав автора.
4. Нарушение прав ребенка.
5. Нарушение регламента процесса деятельности:
• разработка, изготовление, приобретение, транспортировка, сокрытие, реализация продукции без маркирования, либо не содержащей данных, установленных на законодательном уровне;
• противозаконное содержание игорных домов;
• уклонение от уплаты налогов;
• противоправные добыча и обнародование данных, входящих в состав коммерческой, налоговой либо банковской тайны;
• незаконное воздействие на результаты легальных спортивных соревнований, конкурсов.
6. Экономические махинации:
• оборот поддельного капитала;
• противозаконные действия касаемо вооружения;
• нелегальная заготовка деловой древесины;
• коммерческий подкуп.
7. Экстремистские правонарушения:
• террористический акт;
• пособничество экстремистской деятельности;
• официальные воззвания к совершению экстремистских правонарушений, либо публичное признание экстремизма;
• захват заложников.
8. Формирование преступных группировок:
• формирование противозаконных вооруженных организаций либо деятельность в них;
• бандитизм;
• организация массовых беспорядков;
• противозаконный оборот либо ношение оружия;
• пиратство.
9. Статьи, касающиеся наркотиков:
• противозаконное распространение наркотических средств;
• кража наркотических средств;
• культивирование наркотических растений;
• содержание притонов;
• нелегальное изготовление лекарственных препаратов;
• другие статьи, касающиеся наркотических средств.
10. Завлечение к промышлению проституцией, распространение материалов, носящих порнографический характер.
11. Противозаконный промысел, в том числе торговля объектами, занесенными в Красную книгу.
12. Государственная измена, иные противогосударственные злодеяния.
13. Получение взятки.
Факты, свидетельствующие о наличии правонарушения, ведущего к конфискации имущества
Во исполнение меры пресечения в виде изъятия собственности недостаточно одно лишь существование законодательной базы. Требуется, кроме того, подтвердить наличие минимум одного факта, свидетельствующего о совершении правонарушения. К таким можно отнести:
• факт получения имущества путем совершения преступных действий;
• факт, свидетельствующий о том, что имущество являлось орудием преступления, а также способом осуществления противозаконных действий;
• факт приобретения данного имущества посредством средств, полученных в ходе преступной деятельности.
Конфискация имущества: юридическое содержание
Конфискация имущества, юридическое содержание и принципы применения уже длительное время одобрены на законодательном уровне;
1. При отсутствии возможности изъять имущество, добытое посредством противозаконных деяний, разрешается конфискация соответствующей суммы денег.
2. Приговор о конфискации имущества как мере пресечения принимает орган судебной власти.
3. В судебном постановлении отчетливо указывается перечень конфискуемых вещей.
4. Предметы противозаконных действий подлежат уничтожению либо передаче в государственные органы, согласно судебного решения.
5. Полученное незаконным путем имущество возвращается владельцу.
Имущество, не предусматривающее конфискации
Как такового закона об отчуждении имущества не существует. В Уголовном кодексе также отсутствует список предметов, не предусматривающих конфискацию. Ссылаясь на статью 446 ГПК, предоставляется возможным определить, вид имущества, не предусматривающего конфискацию, а именно:

• одна-единственная доступная для дальнейшего проживания жилплощадь;
• участки земли, на которых расположена эта жилплощадь;
• имущество личного использования: одежда, обувь (за исключением ювелирных украшений);
• объекты домашнего обихода;
• вещи, необходимые для квалифицированных занятий;
• домашних животных, не используемые в коммерческих целях;
• продукты питания, предназначенные для злоумышленника и для членов его семьи;
• посадочный материал для запланированных посевов;
• горючие материалы и запасы, используемые в процессе приготовления еды;
• вещи и автотранспортные средства, используемые в связи с потерей трудоспособности.
• вознаграждения, кубки и грамоты.
Если вышеперечисленные предметы являются неукоснительным доказательством совершения противоправной деятельности, в таком случае данная собственность подлежит изъятию.
Принцип конфискации собственности судебными приставами
После вынесения постановления органа судебной власти следует составление исполнительного листа, который впоследствии передается судебным приставам. Все имущество злоумышленника подлежит аресту. Затем при освидетельствовании понятых составляются акты приема и инвентаризации собственности. Эти акты в пятидневный срок предоставляются правонарушителю для уточнения вещей, не подразумевающих конфискацию. Конфискованные вещи отходят в собственности органов государственной власти.
Принцип изъятия собственности злоумышленника судебными приставами изложен сжато. В действительности весь процесс упорядочивается четко обозначенными законом сроками, процедура может занять от 2 до 5 недель.
Подводя итоги стоит отметить, что процедура конфискации имущества на законодательном уровне в РФ не применяется как наказание, а считается мерой уголовно-правового характера. В Уголовном кодексе 2020 года содержится перечень, состоящий из 74 правонарушений, за совершение которых предполагается конфискация имущества. Необходимо учитывать, что заключительное решение принимается судебным органом, который в последствии определяет правовое положение вещей.

В нижней палате парламента заключили, что поправки, в частности, нарушают право граждан на неприкосновенность частной жизни

МОСКВА, 20 апреля. /ТАСС/. Госдума отклонила при рассмотрении в первом чтении законопроект, которым предлагалось ввести конфискацию имущества у родственников и близких коррупционера, в случае если «не будет доказана законность его получения». Автором этой инициативы выступил в 2015 году депутат от фракции «Справедливая Россия» Олег Нилов.

Поправки, в частности, «нарушают право граждан, гарантированное статьей 23 (неприкосновенность частной жизни) и статьей 24 (сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается) Конституции РФ», говорится в заключении профильного думского комитета по безопасности и противодействию коррупции.

Депутаты комитета сослались на решение Конституционного суда РФ о том, что цели ограничения прав и свобод «должны быть не только юридически, но и социально оправданы, а сами ограничения — адекватными этим целям и отвечающими требованиям справедливости».

«При допустимости ограничения федеральным законом того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры», — отмечается в заключении на законопроект.

Суть законопроекта

Внесенным законопроектом предлагалось создать «механизм проверки законности происхождения имущества у близких родственников лица (родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры), совершившего коррупционное преступление, лиц, состоящих с ним в родстве (свойстве), и иных лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги ему в силу сложившихся личных отношений, при наличии достаточных оснований полагать, что данное имущество получено в результате совершения такого преступления и является доходом от его совершения».

При этом, по замыслу автора, в случае «если уполномоченный орган исполнительной власти, ответственный за такую проверку, обнаружит деньги, ценности, иное имущество либо иные доходы, законность приобретения которых не может быть подтверждена, такое имущество должно быть изъято» в пользу государства.

«Для России проблема коррупции и борьбы с ней является особо актуальной. Системный кризис по целому ряду показателей, отбросивший страну назад, не мог не сказаться на масштабах коррупции. Многочисленные исследования показывают, что в той или иной степени коррупцией поражены все системы управления в публичной сфере», — писал Нилов в сопроводительных документах. Он ссылался также на международный опыт.

В частности, по словам парламентария, в Италии уже с 1980-х годов действуют положения, которые «позволяют государству изымать имущество, принадлежащее мафии и коррумпированным чиновникам, добытое преступным путем на огромные суммы». В Норвегии существует и действует институт так называемой расширенной конфискации, когда изымается имущество как преступника, который не доказал законность его происхождения, так и имущество его супруги, сообщил депутат. Наконец, в США «конфискация имущества предусмотрена более чем по 60 составам преступлений, в случае если имущество получено в период совершения преступления и не доказано его законное происхождение», говорится в пояснительной записке.

Автор документа, справедливоросс Олег Нилов отметил, что, по мнению экспертов, в законодательстве недостаточно возможностей по конфискации имущества коррупционеров и членов их семей.

«Обеспечьте возврат средств, украденных, увезённых миллиардами, тоннами, КАМАЗами, обратно, чтобы они поступили в казну. Но возвращённых средств нет, значит, законодательство не работает», — сказал Нилов. Депутат считает, что коррупционеры должны полностью возместить ущерб, нанесённый государству.

Однако профильный Комитет рекомендовал законопроект к отклонению. Первый зампредседателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев сказал, что если говорить о конфискации в порядке уголовного судопроизводства, там предполагается конфискация ценностей, имущества добытого преступным путем в порядке уголовного наказания.

«Вы предлагаете порядок отобрания имущества в доход государства в рамках гражданского судопроизводства. Но эти вопросы там полностью урегулированы, и изменять ничего не надо. А возмещение ущерба это отдельная область права», — обратился он к автору законопроекта.

Госдума отклонила законопроект о конфискации имущества у родственников коррупционеров

Поправки, в частности, «нарушают право граждан, гарантированное статьей 23 (неприкосновенность частной жизни) и статьей 24 (сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается) Конституции РФ», говорится в заключении профильного думского комитета по безопасности и противодействию коррупции.

Депутаты комитета сослались на решение Конституционного суда РФ о том, что цели ограничения прав и свобод «должны быть не только юридически, но и социально оправданы, а сами ограничения — адекватными этим целям и отвечающими требованиям справедливости».

«При допустимости ограничения федеральным законом того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры», — отмечается в заключении на законопроект.

Суть законопроекта

Внесенным законопроектом предлагалось создать «механизм проверки законности происхождения имущества у близких родственников лица (родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры), совершившего коррупционное преступление, лиц, состоящих с ним в родстве (свойстве), и иных лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги ему в силу сложившихся личных отношений, при наличии достаточных оснований полагать, что данное имущество получено в результате совершения такого преступления и является доходом от его совершения».

При этом, по замыслу автора, в случае «если уполномоченный орган исполнительной власти, ответственный за такую проверку, обнаружит деньги, ценности, иное имущество либо иные доходы, законность приобретения которых не может быть подтверждена, такое имущество должно быть изъято» в пользу государства.

«Для России проблема коррупции и борьбы с ней является особо актуальной. Системный кризис по целому ряду показателей, отбросивший страну назад, не мог не сказаться на масштабах коррупции. Многочисленные исследования показывают, что в той или иной степени коррупцией поражены все системы управления в публичной сфере», — писал Нилов в сопроводительных документах. Он ссылался также на международный опыт.

В частности, по словам парламентария, в Италии уже с 1980-х годов действуют положения, которые «позволяют государству изымать имущество, принадлежащее мафии и коррумпированным чиновникам, добытое преступным путем на огромные суммы». В Норвегии существует и действует институт так называемой расширенной конфискации, когда изымается имущество как преступника, который не доказал законность его происхождения, так и имущество его супруги, сообщил депутат. Наконец, в США «конфискация имущества предусмотрена более чем по 60 составам преступлений, в случае если имущество получено в период совершения преступления и не доказано его законное происхождение», говорится в пояснительной записке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *