Заключение психолога для суда

Пример заключения психолога на лишения прав матери

Когда в ходе беседы контакт с ней прерывается, быстро переключает внимание. Соответственно, можно сделать вывод об избирательности внимания, связанной с объемом личной заинтересованности в объекте внимания.

Для ее возраста способность к концентрации внимания представляется адекватной, при условии одновременной игровой деятельности. Проявления способности Маши удерживать внимание при условии запрета на игру не исследовались, такой задачи перед специалистом не стояло. Маша во время беседы проявляет разные чувства: гнев, радость, грусть, страх и вину, различая их интеллектуально. Внешние эмоциональные проявления отчетливо выражены, разнообразны. Выражение лица также подвижно, как и тело. С эмоциями справляется, речь логически обоснована. В ответах на вопросы Маша в основном осознает свои желания и опасения. При этом она говорит об обеспокоенности только ситуацией развода в семье.
ИнфоОднако порой каждый из указанных вопросов представлен в отдельном заявлении. И если в какой-либо категории получить положительное решение не удалось, проигравшая сторона подает новое заявление по иному виду спора.

Допустим, суд постановил, что ребенок должен проживать с матерью. Проигравший это дело отец подает иск о защите его прав в отношении собственных детей.

Тогда мать может обратиться в суд с прошением установить график, согласно которому ее бывший муж может видеть своих несовершеннолетних отпрысков. Например, отец забирает детей на выходные. Образец соглашения смотрите здесь: Скачать документ (soglashenije-o-prozhivanii-detey-posle-razvoda.doc, 59KB) Судебная практика Бывшие мужья сталкиваются с проблемой, как отсудить ребенка у жены при разводе.
Согласно судебной практике, несовершеннолетнего после развода обычно оставляют с матерью.

ВажноСоглашение об определении дальнейшего места жительства совместного ребенка должно приниматься без давления с чьей-либо стороны. Несовершеннолетний вправе быть прописанным на любой жилплощади матери или отца, если таковая имеется в их собственности.
При этом не имеет значения, с кем остаются дети. Пока чаду не исполнится 14 лет, этот вопрос считается решенным и не требующим согласия родителей. По закону несовершеннолетнему нельзя проживать на жилплощади, не имея при этом никакой регистрации.
При обнаружении данного факта родителю, допустившему это, придется выплатить административный штраф – 2-2,5 тыс. руб. Кроме того, нигде не прописанный малыш не сможет ходить в школу или детский сад. Как написать заявление Если устно достичь договоренности относительно того, с кем останется несовершеннолетний ребенок после развода, не удалось, целесообразно подать иск в суд.
Суд в свою очередь обращается за помощью к психологам и назначает судебную психологическую экспертизу или комплексную психолого-психиатрическую экспертизу в рамках производства по гражданскому делу. Экспертиза может быть назначена как в отношении родителей ребенка, обоих или одного, так и в отношении самого ребенка.
Сегодня мы поговорим о экспертизе назначаемой судом в отношении ребенка. Сразу скажу, что помимо суда за психологической экспертизой детей родители, которых находиться в ситуации развода, могут обращаться не только судебные органы, но и сами родители, или их представители (юристы и адвокаты), в этом случае это будет досудебное психологической исследование, а не судебная психологическая экспертиза.

Рекомендован курс психологического консультирования родителя, с кем проживает ребенок либо обоих родителей – по возможности. Возможной целью может стать прояснение межличностных границ внутри семьи, прояснение чувств друг друга и нахождение новых способов их выражения, одновременно с повышением способности выносить тяжелые чувства, и поддерживать ребенка в таких переживаниях.

7. Рекомендована длительная психокоррекционная работа с девочкой согласно выявленным потребностям психики. Возможной целью может стать развитие психического аппарата до возрастной нормы, снятие соматических симптомов и тревоги, перечисленных ранее, повышение адаптации к школьным нагрузкам и установление дружеских контактов и связей вне дома.
Однако судьи часто ставят такие вопросы перед специалистами, и в этом случае эксперт, вправе не отвечать на него, указывая, что вопрос не в рамках его компетенции. Довольно часто суды привлекают специалистов-психологов для того что бы он помог поставить правильные вопросы и такая тенденция становиться в настоящее время все более явной, что не может не радовать. Итак, вопросы поставлены, и приходит время начать исследование. Ознакомившись с материалами дела, изучив и проанализировав их с психологической точки зрения психолог должен составить план исследования, продумать ход направленной психологический беседы, подобрать адекватные методики диагностики которые будут отвечать требованиям валидности и помогут эксперту ответить на поставленные перед ним вопросы.
Каково действительное отношение и привязанность несовершеннолетнего Авелева Сергея Александровича к матери Авелевой С. С.? Сергей, как любой ребенок этого возраста, привязан к матери, испытывает потребность в общении с ней. Однако говорит, что мама ругается, ее не бывает дома долго….. Каково действительное отношение и привязанность несовершеннолетнего Авелева Сергея Александровича к отцу Авелеву А. П.? У Сергея присутствует достаточно сильная привязанность к отцу. На момент обследования ребенок ищет взглядом, ждет одобрения и похвалы со стороны отца.

Рассказывает о том, как завтракает с папой, в какие игры играет, куда ходят…. 4. Какой стиль воспитания транслирует Авклев А. П., отец несовершеннолетнего Авелева Сергея Александровича Авелев А.

П.
Повышение стресса усматривается в вовлечении Маши в отношения между взрослыми, при лавировании между мнениями отца и матери. Способность к вербализации чувств согласуется с возрастной нормой.

Маша изъясняется короткими предложениями, говорит часто с выражением, темп речи быстро меняется от замедленного до возбужденного и обратно. Специалистом в начале первой беседы были озвучены правила поведения в кабинете: нельзя ломать вещи и игрушки, нельзя ничего выносить, нельзя нападать на психолога (как и психологу нельзя нападать на Машу); и можно брать и использовать все игрушки, карандаши и бумагу, подушки и пр.

вещи. Соблюдая правила поведения в кабинете, Маша, тем не менее, неоднократно просит что-то забрать с собой. Тон просьбы хныкающий, требовательный и снова жалостливый.
Повторюсь, что согласно законам ст. 57 УПК РФ, ст. 85 ГПК РФ, ст. 55 АПК РФ, экспертом может являться любое лицо, имеющее специальные познания. Место работы специалиста никак может быть не связанно с организацией по производству экспертиз, т.е. вы можете работать в детском психологическом центре или психологом в детском саду и дать заключение специалиста или быть привлечены судом в качестве эксперта. В качестве иллюстрации правильно оформленного заключения специалиста ниже приведу образец реального заключения, которое было принято судом как надлежащее доказательство по гражданскому делу. В целях экономии, заключение привожу с сильными сокращениями по содержанию, ибо обычный объем заключения 7-8 стр., но не по оформлению.

пример-психологической-экспертизы-№4-(отношения-с-отцом)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

На основании письменного заявления от ———— г. адвоката ____________________________________________________, специалистом-психологом АНО «ЦМКИ» Лысенко Н.Н., имеющей высшее психологическое образование, стаж работы по специальности – 6 лет, проведен комплексный психологический анализ —————

На разрешение специалиста ставились следующие вопросы:

1. Причинит ли вред физическому и психическому здоровью детей нахождение в течение двух дней включая ночное время по месту жительства отца детей?

2. Можно ли объяснить детям, что таков порядок общения и 6 дней в месяц они будут жить с папой, а после возвращаться к маме?

3. Является ли период с 10ч.00мин. субботы до 20ч.00мин. воскресенья достаточным для адаптации ребенка на новом месте?

4. Будет ли общение с отцом по месту постоянного проживания детей способствовать созданию «позитивного образа отца» у детей?

5. Будет ли общение с детьми по месту их постоянного проживания и в присутствии матери необходимым и достаточным условием для усвоения мужской роли, для осознания детьми присутствия отца в их жизни?

6. Будет ли присутствие матери и нахождение по месту постоянного проживания детей негативно влиять на установление доверительных отношений отца с детьми?

7. Может ли отец помочь детям почувствовать себя комфортнее, спокойнее на своей территории во время определенного судом срока общения, если обеспечит им максимальное внимание и опеку?

8. Может ли быть пересмотрено положение об общении детей с отцом на территории их постоянного местожительства без ущерба для их психического и физического развития?

9. Каким образом, можно объективно обосновать возможность общения отца с несовершеннолетними детьми с пребыванием в течение двух дней непрерывно, включая ночное время, без ущерба для их психического здоровья?

10. Является ли общение отца с детьми необходимым фактором для нормального психического развития детей?

11. Могут ли быть случаи, когда общение с отцом наносит вред психическому здоровью детей по причине поставленного диагноза?

12. Достаточно ли будет сделать психологическое обследование ребенка (детей) после встречи с отцом, чтобы сделать выводы о позитивном/негативном влиянии встречи на физическое и психическое состояние ребенка (детей)?

План анализа ситуации:

1. Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте (возрастной период с 2 до 6 лет).

2. Особенности и последствия поставленного диагноза ——————— «повышенная нервно-рефлекторная возбудимость» (см. приложение).

3. Выводы.

1. Психологические и социальные особенности развития ребенка в раннем возрасте.

И Елена, и Артем находятся в периоде развития – раннее детство, который охватывает возраст с 2 до 6 лет.

Мышление детей, данного периода развития характеризуется следующими особенностями мышления:

а) мышление ребенка конкретно. Ум ребенка занят только тем, и верит только в то, что происходит «здесь и сейчас»;

б) мышление необратимо, развитие событий и образование связей идет лишь в одно направлении;

в) мышление эгоцентрично – ограничено рамками самого ребенка, поэтому он неспособен принять точку зрения другого человека. Дети думают, что все видят мир так же, как они;

г) центрирование на каком-то одном свойстве или измерении объекта или ситуации;

д) дети фокусируют внимание на текущих состояниях, а не на процессах изменения, перспективе.

На основании вышеуказанных особенностей мышления детей раннего возраста, можно утверждать, что отправление Елены и Артема с ночевкой в другой дом будет являться серьезным стресс-фактором, потому что любое перемещение из среды воспринимается как изменение «навсегда», поскольку осознать и оценить перспективы ребенок не умеет. Поэтому перемещение детей из семьи в семью, с одного места жительства на другое, находящихся в психологическом возрастном этапе развития «раннее детство» строго не рекомендуется.

Ребенок может произносить слова, свидетельствующие о том, что он знает о времени и пространстве, но не отдает себе отчет в том, что они означают. Понятия даты, и того, что послезавтра они вернутся «домой к маме» для детей слишком абстрактно, поэтому график посещений в этом возрасте становится враждебным параметром среды, непредсказуемым, непонятным и опасным. А такое восприятие может сказаться на отношениях с отцом, который будет являться источником непонятного и непредсказуемого для ребенка перемещения из знакомой среды.

Чтобы сохранить позитивный образ отца, несмотря на развод родителей, и при этом обеспечить общение детей с отцом, рекомендуется осуществлять общение детей с отцом по месту жительства детей, в знакомой им среде, окружении, не изымая его из привычного распорядка дня, привычных продуктов питания и сенсорного наполнения. Именно в раннем возрасте безопасность, комфорт, предсказуемость жизни является основным фактором психического здоровья ребенка. В таком случае, включение отца в жизнь ребенка станет более влиятельным и окрашенным позитивными эмоциями.

Развод родителей относится к неразрешимым для детей переживаниям, а, следовательно, в данном случае следует говорить о хронической психотравмирующей ситуации как источнике постоянного психического напряжения. На этом фоне дополнительно действующие эмоциональные потрясения усиливают патогенность жизненной ситуации, поскольку ребенок не может справиться с ними, пережить их, а это может привести к возникновению задержек в психическом развитии, возникновении психо-соматической и соматической симптоматики.

Для ребенка расставание родителей — это психологическая травма, связанная в первую очередь с разрушением привычной среды обитания. Чтобы по возможности уменьшить последствия данной травмы, рекомендуется, чтобы Елена и Артем не уезжали

2. Особенности и последствия поставленного диагноза «нервная возбудимость» (см. приложение).

Елене поставлен диагноз – повышенная нервно-рефлекторная возбудимость средней тяжести. Артему – диагноз сильно выраженная повышенная нервно-рефлекторная возбудимость (см. приложение ___).

Рассмотрим возможные последствия и варианты развития детей, имеющих подобные диагнозы. Особенности воспитания таких детей. Повышенная нервная возбудимость в раннем возрасте относится к психопатической форме поведения. Своевременное применение медико-психолого-педагогических мер будут способствовать профилактике психопатий у взрослых. Появление первых признаков заболевания у большинства обследованных детей с подобным отнесено к периоду раннего детства, в котором и был поставлен диагноз Елене и Артему

В психическом состоянии детей с таким диагнозом преобладают черты двигательной расторможенности, повышенной эмоциональной возбудимости, неустойчивости настроения, неспособности к систематизированной деятельности, патологическое усиление инстинктивных проявлений.

Основным запускающим и формирующим механизмом психического здоровья ребенка является окружающая его среда, поскольку система личностной саморегуляции еще не сформирована. Важную роль в коррекции нервно-рефлекторной возбудимости в раннем возрасте играет «эффективность среды», т. е. возможность создания оптимальных условий для комфортного самоощущения ребенка как фактора профилактики отклонений в психическом развитии.

Основные параметры эффективной среды для ребенка раннего возраста: возможность обратиться к матери, постоянное проживание по одному месту жительства, наличие постоянной собственной комнаты или части комнаты, повторяющийся изо дня в день предсказуемый режим дня.

3. Выводы

Вопрос: Причинит ли вред физическому и психическому здоровью детей нахождение в течение двух дней, включая ночное время, по месту жительства отца детей?

Ответ: да, причинит. По причине особенностей мышления в раннем возрасте, дети не способны оценить время, которое они пробудут у отца. В силу конкретности мышления, переезд такого рода будет равен для ребенка переезду на постоянное время. А значит, и субъективное восприятие ситуации как потеря мамы или потеря отца, что приведет к сильному стрессу, возникновение соматической тревоги, психосоматических реакций. Можно с уверенностью говорить также о вреде физическому здоровью, поскольку у детей раннего возраста максимально выражена соматизация страха и тревожности.

Вопрос: Можно ли объяснить детям, что таков порядок общения и 6 дней в месяц они будут жить с папой, а после возвращаться к маме?

Ответ: нет, объяснить нельзя. Объяснить в возрасте 2-4 лет не представляется возможным – реакция будет однозначной: страх, потеря защищенности, невротическая реакция и по отношению к отцу, и по отношению к матери. В раннем дошкольном возрасте, в котором находятся и Елена, и Артем, нет восприятия перспективы времени, каждый отъезд будет являться новым внезапным событием, имеющим сильное влияние на психику ребенка. Возникнет ситуация, что оба родителя перестанут являться защитой для детей и основой постоянства их жизни, что приводит к появлению и закреплению невротических реакций, вплоть до возникновения позднего аутизма (отвержения мира из страха и непонимания).

Максимум, чего можно добиться объяснениями спокойным, мягким голосом – это прекращения крика, плача, истерики. Дети данного возраста реагируют на тембр голоса и эмоции говорящего, но понимание содержания не достижимо.

Вопрос: Является ли период с 10ч.00мин. субботы до 20ч.00мин. воскресенья достаточным для адаптации ребенка на новом месте?

Ответ: нет, не является. Для ребенка в возрасте до 6 лет, необходим период адаптации к новым условиям жизни не менее 10 дней. Адаптация к новому месту нахождения ребенка должна пройти два этапа – легкие невротические реакции в течение 1-2 недель (при наличии неврологических диагнозов, например, повышенная нервно-рефлекторная возбудимость), стабилизация психо-эмоционального состояния в течение 30 – 75 дней.

Краткосрочное пребывание в отличных от постоянного места жительства условиях, является сильным стрессором и может явиться источником для возникновения и закрепления задержек в психическом развитии, вплоть до развития психопатии по основному диагнозу.

Вопрос: Будет ли общение с отцом по месту постоянного проживания детей способствовать созданию «позитивного образа отца» у детей?

Ответ: да, будет. В этом случае, член семьи, проживающий отдельно, становится частью повседневной жизни детей, при этом дети чувствуют себя более спокойными и защищенными в привычной для себя среде. Также для данного возраста детей актуально, что есть возможность в любой момент обратиться к матери, возможность тактильного контакта с матерью (актуально до достижения возраста 6 лет, на протяжении от младенчества до среднего детства).

Вопрос: Будет ли общение с детьми по месту их постоянного проживания и в присутствии матери необходимым и достаточным условием для усвоения мужской роли, для осознания детьми присутствия отца в их жизни?

Ответ: да, будет. В спокойных и привычных для себя условиях ребенок способен эмоционально позитивно воспринимать родителя и без отторжения пройдет процесс освоения поло-ролевого поведения и мужской ролевой модели.

Вопрос: Будет ли присутствие матери и нахождение по месту постоянного проживания детей негативно влиять на установление доверительных отношений отца с детьми?

Ответ: Нет, не будет. Установка взаимных доверительных отношений требует бОльших усилий со стороны ребенка в силу раннего возраста (см. особенности развития ребенка в раннем возрасте), чем усилий со стороны взрослого, социально адаптированного взрослого человека. Поэтому создание привычной, знакомой обстановки, возможность обращения к матери позволит ребенку не тратить психические и физические ресурсы организма на освоение среды и условий действия в ней (выяснение изменений, произошедших за время его отсутствия), а обратить фокус внимания и психические ресурсы на общение с отцом.

Вопрос: Может ли отец помочь детям почувствовать себя комфортнее, спокойнее на своей территории во время определенного судом срока общения, если обеспечит им максимальное внимание и опеку?

Ответ: нет, не может. Дети в раннем возрасте нуждаются в постоянстве окружающей среды. Отец, стараясь помочь детям освоиться, объяснить их положение, угощая лакомствами и даря подарки, будет все сильнее отдалять ребенка от привычной среды, совершать действия, которых ребенок не способен ожидать, предсказать. Следовательно, сила ажитации и эмоционального потрясения будет только расти. От знака эмоции (положительные или отрицательные переживания испытывает ребенок) не зависит наличие эмоционального потрясения. Сильная радость, ажитация также опасна в раннем детстве, как и сильные негативные переживания.

Вопрос: Может ли быть пересмотрено положение об общении детей с отцом на территории их постоянного местожительства без ущерба для их психического и физического развития?

Ответ: да, может. Переход ребенка в психологический возраст – среднее детство (с 6-7 до 12 лет) позволит детям пребывать вне дома в ночное время у отца или иных родственников без ущерба для психического и физического здоровья.

Вопрос: Каким образом, можно объективно обосновать возможность общения отца с несовершеннолетними детьми с пребыванием в течение двух дней непрерывно, включая ночное время, без ущерба для их психического здоровья?

Ответ: Обосновать можно социальными и психологическими факторами. Социальный фактор. В возрасте 6-7 лет ребенок радикально меняет образ жизни, приступая к новой обязательной деятельности. Благодаря возросшим когнитивным способностям, дети начинают планировать свое поведение и предвидеть ходы других людей. На фоне этого этапа физического и когнитивного развития ребенка станет допустимо резко и кратковременно менять окружающую его обстановку без ущерба для его психического здоровья. Объективно это можно обосновать с помощью тестов на готовность к школе, а также заключение педагогов по адаптации младшего школьника.

Психологический фактор. Успешное преодоление ребенком кризиса 7ми лет устанавливается с помощью заключения психолога, либо дефектолога.

Вопрос: Является ли общение отца с детьми необходимым фактором для нормального психического развития детей?

Ответ: Да, является. Направляющее присутствие отца необходимо в следующих областях. Ребенок нуждается в защите от опасностей внешнего мира, от опасностей, связанных с его внутренними страхами, и в защите от избыточной опеки матери.

Крайне важна роль отца в формировании поло-ролевой модели поведения детей. Сыну отец нужен как образец для подражания, дочь нуждается в отцовском одобрении для формирования адекватной самооценки.

Вопрос: Могут ли быть случаи, когда общение с отцом наносит вред психическому здоровью детей по причине поставленного диагноза?

Ответ: Да, могут. Но травмирующими могут являться только отдельные случаи. Для предотвращения обострений и дальнейшего развития психопатии у детей, настоятельно рекомендовано проводить медицинские, врачебные освидетельствования после встреч с отцом детей в период адаптации Елены и Артема к новому режиму взаимодействия с родителями.

После встречи отца с детьми необходимо проводить медицинское освидетельствование – заключение лечащего врача, при необходимости врачебной комиссии. Целью данных обследований будет являться не препятствование общению с детьми, а создание наилучших условий развития детей в сложившейся ситуации и созданию эмоционально-позитивного образа отца у детей. Влияние может быть осуществлено путем варьирования времени комфортного взаимодействия с детьми, совместного выбора форм взаимодействия.

Вопрос: Достаточно ли будет сделать психологическое обследование ребенка (детей) после встречи с отцом, чтобы сделать выводы о позитивном/негативном влиянии встречи?

Ответ: Нет, не достаточно. Поскольку ситуация развода родителей наносит существенный психологический ущерб детям, это повлияет на результаты любого психологического тестирования и даст неточную картину. В данной ситуации для оценки результатов общения необходимо врачебное обследование (если обследование проводит комиссия, в нее должен входить лечащий врач, наблюдающий ребенка в течение длительного периода времени). В раннем возрасте страх, стресс, тревога у детей всегда отражается на их физическом здоровье, что даст объективное понимание ситуации и позволит создать максимально близкие отношения с обоими родителями.

Что необходимо для подготовки заключения психолога в суд:

1. Первичная встреча с родителями ребенка.

2. Психологическая диагностика, психолого-педагогическое обследование ребенка.

3. Составление заключения.

ВАЖНО: Диагностика и выдача заключение производится только по письменному запросу, в котором указано, что именно вы хотите определить.

Как выглядит заключение психолога для предоставление в суд?

Часто наши клиенты не осведомлены, каким образом должно выглядеть правильно оформленное заключение психолога для предоставления его в суде.

Для информации и Вашего понимания, мы приведем основные моменты, которые в обязательном порядке должны быть отражены в корректном официальном заключении психолога-специалиста.

1. Время и дата проведения диагностики

2. Место, где проводится диагностика

3. Основание, на котором базируется диагностика – тот самый письменный запрос, что мы упомянули выше.

4. Специалист, проводящий диагностику и выдающий заключение психолога.

Сведения об образовании специалиста. Его квалификация, стаж работы и место работы.

5. Вопросы, инициированные к исследованию и диагностики. Это будут именно те вопросы, что будут в Вашем запросе или запросе от Вашего адвоката.

6. Методы, которые использовал специалист.

7. Описание процесса диагностики.

8. Ответы на поставленные вопросы в официальном запросе

Важно понимать, что заключение это не справка от психолога. В нем не будет указано – с кем должен проживать ребенок. В заключении пишется строго то, что специалист сможет выявить в результате диагностики.

Так же важно знать, что заключение – это объемный документ, составляющий несколько листов описания от психолога-специалиста.

Порой, пытаясь, получить справку от психолога в суд, многие родители готовы довольствоваться просто кратким описанием состояния ребенка – это неверно.

Будьте бережны к своему ребенку, себе и своим финансовым вложениям.

Стоимость полной диагностики и формирования заключения – 6 500 руб.

Ознакомиться со всеми услугами нашего Центра и их ценами вы можете на этой странице.

Остались вопросы? Напишите нам

  • Оригинальная справка из поликлиники Москвы;
  • любые проверки;
  • гарантия 100%;
  • бесплатная доставка по кольцевой ветке метро;
  • возможна срочная доставка.

Цена: 1 000 руб. Оплата при получении

Ситуаций, когда человеку нужна справка от психотерапевта, масса. Это и прохождение регулярного медосмотра, и трудоустройство, и множество иных случаев. Документ можно попробовать получить своими силами, но этот путь слишком трудоемкий: посещение клиники, ожидание своей очереди, беседа со специалистом, если необходимо – дополнительные обследования. И только после этого заветная справка от психолога для работы, учебы или иной инстанции окажется на руках.

nadezhdaby

18.05.2015 г.Минск

Психологическое заключение по результатам обследования

15 мая 2015 года на прием к психологу (Волович Т.В.) обратилась Дударенко Надежда Ивановна (далее – испытуемая-мать), проживающая по адресу Гомельская область, Светлогорский р-н, д.Кастрычник, ул.Солнечная, 7, за получением заключения о психоэмоциональном отношении между Дударенко Н.И. и ее детьми (далее – испытуемые-дети): Дударенко Андрей Петрович (10 лет) и Дударенко Альберт Петрович (9 лет).

Со слов Дударенко Н.И. выяснилось, что отдел образования спорта и туризма Светлогорского районного исполнительного комитета (органы опеки) подал в суд иск об отмене усыновления Дударенко Андрея Петровича и Дударенко Альберта Петровича в связи с тем, что, по мнению органов опеки, Дударенко Н.И. ненадлежащим образом исполняет свои родительские обязанности, недостаточно заботится об усыновленных ею детях, негативно на них влияет.

Для изучения отношения испытуемой-матери к испытуемым-детям, определения стиля родительского воспитания была проведена психологическая диагностика Дударенко Надежды Ивановны (испытуемой-матери) с помощью методик: Тест родительского отношения (ОРО) и Методика изучения родительских установок (прежде всего, матери) (Методика PARI).

Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин, представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Методика PARI предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы — американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. Результаты опросника анализируются по 23 аспектам-признакам, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений.

Также для получения объективной картины отношений детей к матери в диагностике приняли участие Дударенко Альберт и Дударенко Андрей (тест Кинетический рисунок семьи; опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская).

Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р.Бернса и С.Кауфмана дает информацию о субъективной семейной ситуации ребенка. Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.

Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР), автор И. М. Марковская, предназначен для анализа детско-родительских взаимодействий. Понятие «взаимодействие» трактуется автором достаточно широко и включает в себя эмоциональное отношение родителя к ребенку, особенности воспитательской позиции родителя, согласованность и удовлетворенность участников взаимодействия.

Кроме этого, для оценки психоэмоционального состояния испытуемых-детей, в тестировании были использованы: тест Люшера и Шкала самооценки тревоги Спилбергера-Ханина.

Цветовой тест Люшера основан на экспериментально установленной зависимости между предпочтением человеком определенных цветов (оттенков) и его текущим психологическим состоянием.

Шкала самооценки тревоги Спилбергера-Ханина является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (ситуативная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Разработан Ч.Д. Спилбергером (США) и адаптирован Ю.Л. Ханиным.

Необходимо отметить, что для исключения влияния испытуемой-матери на результаты тестирования диагностика Дударенко Андрея и Дударенко Альберта (испытуемые-дети) проводилась наедине с психологом, что позволяет утверждать о надежности и достоверности полученных результатов исследования. Также использование психологом проективных тестов («Кинетический рисунок семьи») и опросников, содержащих шкалу искренности (опросник ВРР), позволяют сделать вывод о том, что ответы испытуемых-детей были искренними, спонтанными, исключали фактор заученности или подготовленности к тестированию.

Согласно тесту «Тест родительского отношения», испытуемая-мать заинтересована в делах и планах испытуемых-детей, старается во всем им помочь и сочувствует испытуемым-детям. Она высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности испытуемых-детей и гордится ими. Тест показал, что Дударенко Н.И. поощряет инициативу и самостоятельность испытуемых-детей, старается быть с ними на равных.

Полученные результаты подтверждаются тестированием испытуемых-детей с помощью теста «Опросник Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР). Так, тест ВРР выявил, что Дударенко Н.И. является авторитетом для Дударенко Андрея и Дударенко Альберта, что обозначает выраженное положительное отношение испытуемых-детей к испытуемой-матери в целом. Согласно тесту, испытуемые-дети высоко оценивают свою близость к Дударенко Н. И., хотят делиться с ней самым сокровенным и важным. Тест также выявил высокую степень удовлетворенности испытуемых-детей их отношениями с испытуемой-матерью.

На рисунке семьи у Дударенко Андрея и Дударенко Альберта нарисованы все члены семьи, включая и самих авторов рисунка, все дети объединены общей деятельностью, что является признаком благоприятной атмосферы в семье. Дударенко Н.И. испытуемые-дети называют «Мамой», «Мамочкой», а проведенная после рисования беседа показала, что испытуемые-дети действительно положительно относятся к испытуемой-матери, готовы попросить у нее помощи и поддержки.

Согласно результатам методики изучения родительских установок, у испытуемой-матери оптимальный эмоциональный контакт с испытуемыми-детьми. Она всегда выслушивает испытуемых-детей, побуждая их к описанию своих переживаний, чувств, эмоций и мыслей. У Дударенко Надежды Ивановны с испытуемыми-детьми партнерские отношения, построенные на уважении и принятии детей такими, каким они есть. Испытуемая-мать предоставляет детям возможность для социального развития и самостоятельности. В воспитании Дударенко Андрея и Дударенко Альберта у испытуемой-матери отсутствуют такие негативные явления как излишняя эмоциональная дистанция с ребенком и излишняя концентрация на ребенке.

Таким образом, результаты проведенных тестов показали, что отсутствуют объективные психоэмоциональные основания для решения вопроса о прекращении (разрыве) детско-родительских отношений и отмене усыновления между Дударенко Надеждой Ивановной и Дударенко Андреем и Дударенко Альбертом. Используемые Дударенко Надеждой Ивановной методы воспитания испытуемых-детей являются педагогически и психологически правильными. А испытуемые-дети, в свою очередь, чувствуют по отношению к себе любовь испытуемой-матери и позитивно относятся к ней.

Также необходимо отметить, что существующая ситуация в семье, связанная с судебным разбирательством по поводу отмены усыновления является для Дударенко Альберта и Дударенко Андрея психотравмирующей и негативно влияет на их психоэмоциональное состояние. Так, согласно тесту Люшера, психофизическое состояние Дударенко Альберта относится к группе риска, и он испытывает стресс, вызванный разочарованием и настороженной самозащитой от дальнейших неудач. Тест показал, что Дударенко Альберт нуждается в мирной и спокойной обстановке, в которой он мог бы расслабиться и набраться сил.

Тест Люшера выявил, что Дударенко Андрей восприимчив к внешним раздражителям и ему необходимо достичь устойчивого и спокойного состояния, в котором он мог бы освободиться от тревоги, что ему могут помешать достичь всего, чего он хочет.

Подтверждением результатов теста Люшера являются результаты теста «Шкала тревоги Спилбергера-Ханина»: у Дударенко Андрея умеренный уровень ситуативной тревожности (36 баллов, при норме до 30 баллов). Согласно инструкции по обработке теста, тревожность ситуативная (СТ) возникает как реакция на стрессоры, чаще всего социально-психологического плана (ожидание агрессивной реакции, угроза самоуважению и т.д.).

Также тест выявил умеренную личностную тревожность у Дударенко Андрея (35 баллов) и Дударенко Альберта (33 балла). Согласно интерпретации теста, среднеразвитая тревожность свидетельствует о том, что у испытуемых-детей отсутствует предрасположенность к тревоге как личностному качеству, тем не менее, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для его самооценки и самоуважения.

Таким образом, полученные при тестировании результаты подтверждают наличие у испытуемых-детей психофизического стресса, связанного с беспокойством и неопределенностью ситуации с отменой усыновления со стороны испытуемой-матери.

Кроме этого, необходимо отметить, что изъятие испытуемых-детей из привычной семейной среды и возврат их в детский дом приведет к повторной и более тяжелой психологической травматизации. Поскольку 8 лет назад испытуемые-дети уже лишились родителей и были помещены в социальное учреждение, где, несмотря на созданные условия для воспитания и получения образования, воспитанники лишены самого главного – материнской любви и заботы.

При принятии решения, связанного с отменой усыновления, необходимо принять во внимание и тот факт, что согласно возрастной периодизации испытуемые–дети находятся в младшем подростковом возрасте (10-12 лет), который сам по себе уже является кризисным, приводящим при неблагоприятных стечениях обстоятельств к негативным последствиям для психологического здоровья и психоэмоционального развития детей. Поэтому последствиями принудительной отмены усыновления у испытуемых-детей могут быть психосоматические заболевания, нарушения социальной адаптации, выражающиеся в девиантном поведении (бродяжничество, алкоголизация и наркотизация, агрессивное поведение), эмоциональные нарушения (неврозы, депрессии).

Кроме этого, необходимо учесть, что в социальном учреждении детский коллектив представляет собой уже сложившуюся социальную систему, со своими нормами, правилами и межличностными отношениями. А испытуемые-дети, 8 лет прожившие в семье с испытуемой-матерью, могут просто не адаптироваться к новым межличностным взаимоотношениям, стать изолированными (изгоями) в детском коллективе, что может привести испытуемых-детей к девиантному поведению. И наоборот, оставаясь в семье с испытуемой-матерью, где согласно проведенному тестированию благоприятный микроклимат, испытуемые-дети будут иметь возможность социализироваться, приобретать навыки для продуктивной взрослой жизни.

Приложения: материалы тестирования на __ л.

Обследование провела психолог Т.В. Волович

Шаблон-образец написания индивидуального психологического заключения на воспитанника ДОУ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам психологического обследования

Ф.И.О. ребенка_____________________________

Дата рождения ______________ возраст ________

Дата обследования __________________________

Психологическое обследование проводилось по запросу (родителя, воспитателя, специалиста, др.) с целью (выявления уровня актуального развития, представления на ПМПК, определения образовательного маршрута, изучения особенностей познавательной / эмоционально-волевой сферы, др). Психологическая диагностика проводилась (даты) в индивидуальной форме (подгрупповой / посредством наблюдения).

В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально – волевой сферы и поведения ребенка.

В контакт вступает легко и быстро (не сразу, отказывается), но он носит нестабильный (стабильный, формальный, поверхностный, проявляет негативизм) характер.

Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде возбуждения (заинтересованности, настороженности, безразличия, неадекватной веселости, агрессивных проявлений, плача, негативизма).

При поощрении и одобрении демонстрирует дурашливость, неадекватное поведение (положительные эмоции, радость, повышение результативности, равнодушие).

После сделанного замечания старается исправить ошибку (отказ от дальнейших действий, раздражается, замыкается, отсутствуют реакции, негативные, агрессивные реакции).

В случае неудач наблюдается дезорганизация деятельности (обращение за поддержкой к взрослому, потеря интереса, расторможенность в виде быстрых неадекватных манипуляций с предметом, пассивный уход от выполнения задания, неадекватные эмоциональные реакции, уход от выполнения задания в виде агрессивных действий).

Эмоциональный фон на протяжении всего обследования адекватный (уравновешенный, тревожный, безразличный).

Отмечаются яркие эмоциональные реакции (эмоциональная напряженность, серьезность с выраженной нерешительностью, чрезмерная выраженность негативных эмоциональных реакций, слабая выраженность эмоций, повышенная возбудимость).

Эмоционально уравновешен (частая смена настроений, эмоциональная ригидность).

Общение активное (реактивное, пассивность в общении при сниженной психической активности, непродуктивная активность в общении).

Саморегуляция и контроль низкие (выражены недостаточно, отсутствуют).

Критичен к оценке результатов своей работы (понимает свои успехи и неудачи, критичность снижена, некритичен).

Деятельность ребенка активная и целенаправленная (сниженная внешняя активность при рациональном поиске или малопродуктивном, хаотичное бессистемное манипулирование). Не может самостоятельно выполнять задание (самостоятельно начинает и выполняет задание без помощи / нужна стимулирующая помощь / организующая помощь). Деятельность носит нестабильный (стабильный, инертный, бесцельный, хаотичный) характер, темп преимущественно быстрый (умеренный при выполнении всего задания, медлительность, поспешность, расторможенность, заторможенность).

Интерес к выполнению заданий в основном стойкий (выраженный интерес вначале, но пропадающий из-за низкой работоспособности или отвлекаемости или неудач, поверхностный, слабый).

Инструкцию понимает и сохраняет до конца задания (трудности вхождения в работу, инструкцию теряет, не сохраняет до конца, не принимает).

Нормальная работоспособность сохраняется до конца задания (умеренная – пресыщение наблюдается с середины или к концу задания, мерцательный характер работоспособности, низкая).

Речевое сопровождение отсутствует или не относится к выполняемой деятельности (речь играет планирующую функцию, сопровождающую действие, констатирующую).

Результаты изучения психических функций следующие.

Восприятие. Зрительное восприятие формы соответствует возрасту (низкое / Наблюдается трудности в различении основных и оттеночных цветов). Геометрические формы различает (соотносит, но не называет / не соотносит). Уровень пространственного восприятия соответствует возрасту (низкий / сформировано недостаточно).

Память. Преобладает зрительная модальность над слуховой (сформированы одинаково). Уровень развития зрительной кратковременной и долговременной памяти в пределах возраста (ниже среднего / низкий). Слухоречевое запоминание: кратковременная память в пределах возраста (ниже среднего / недостаточно прочное). Скорость запоминания без особенностей (длительная / в виде «плато»). Долговременное слухоречевое запоминание в пределах возраста (недостаточно прочное / низкое).

Мышление. Наглядно-действенные задачи решает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб (методом многочисленных проб и ошибок / не решает, хаотичные неадекватные манипуляции с предметом). Наглядно-образное мышление сформировано по возрасту через зрительное соотнесение и планирование (сформировано недостаточно, используется множественный перебор вариантов / не сформировано). Уровень развития логического мышления соответствует возрасту (развито недостаточно / низкий / наблюдается ярко выраженная избирательность мышления). Уровень понимания смысла причинно-следственных отношений в пределах возрастных норм (ниже среднего / низкий).

Уровень развития как вербального, так и невербального воображения соответствует возрасту, без особенностей (развито недостаточно / низкий / яркое, креативное).

Внимание без особенностей (поверхностное, неустойчивое, избирательно к отдельным видам деятельности, объем снижен. Имеются трудности программирования и контроля, трудности удержания алгоритма).

Моторика развита по возрасту (моторно неловок / неуклюж / дефекты тонкой ручной моторики / другое)

Таким образом, структура выявленных у ребенка нарушений следующая:

Незрелость всех форм мышления;

Несформированность саморегуляции и контроля поведения;

Нарушена ориентировка в понятиях право-лево;

Сохранные функции: относительно сохранна мотивационная сфера, сфера общения, моторика.

Рекомендации:

формирование обобщающих понятий, наглядно-образного и логического мышления.

развитие концентрации, переключаемости внимания.

развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *