За кем не надзирает прокуратура?

Содержание

Кто надзирает за прокуратурой

Любой государственный орган, включая прокуратуру РФ, осуществляет свою деятельность в интересах граждан. Система прокуратуры создана для осуществления надзорных функций, причем ее сотрудники осуществляют собственные полномочия в различных сферах. При возникновении каких-либо вопросов или претензий к их деятельности неизбежно возникает проблема определения органа, осуществляющего надзор за прокуратурой. Следует учесть, что внешней системы такого надзора просто не существует, поскольку это противоречило бы принципам деятельности прокуратуры. Тем не менее, структура органов прокуратуры предполагает наличие определенных надзорных полномочий у вышестоящих прокуратур и их должностных лиц по отношению к нижестоящим.

Надзорные полномочия Генерального прокурора РФ

На вершине системы надзора за деятельностью прокуратуры РФ находится Генеральный прокурор РФ. Он подотчетен только Президенту РФ, назначается на собственную должность верхней палатой российского парламента по его представлению. Исключительным полномочием Генерального прокурора РФ является назначение на должности, освобождение от должностей прокуроров регионального, районного и муниципального уровней. При этом прокуроры субъектов страны подотчетны только самому Генеральному прокурору (одновременно они считаются его заместителями), а районные, городские и специализированные прокуроры подотчетны также вышестоящим прокурорам. В результате реализуется система вертикального надзора, которую возглавляет Генеральный прокурор РФ.

Куда направлять жалобы на действия прокурора?

Если какой-либо гражданин или организация считают, что действия районного, городского прокурора, его помощника являются незаконными, нарушают их права, то обращаться с жалобами следует именно в вышестоящие органы прокуратуры. Так, при обнаружении неправомерных действий районного или городского прокурора следует подавать письменную жалобу на имя прокурора соответствующего субъекта РФ, а также дублировать ее в Генеральную прокуратуру. По результатам рассмотрения такого обращения в обязательном порядке проводится проверка, заявителю сообщается о ее результатах. Если информация о неправомерных действиях подтвердится, то виновный прокурор может быть привлечен к дисциплинарной (вплоть до освобождения от должности) или иной ответственности.

Прокурорский надзор

Прокурорский надзор — форма деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона.

Прокурорский надзор, по сути, является проявлением власти органа, который в большинстве стран, ни к одной из трех ветвей власти не относится. Смысл данной деятельности во вневедомственном надзоре за исполнением норм закона в государстве и принятии соответствующих мер к нарушителям закона.

Прокурорский надзор в России

Прокурорский надзор — форма реализации полномочий прокурора по выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона.

В соответствии с разделом 3 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», выделяют следующие отрасли прокурорского надзора:

  • Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, осуществляемый органами прокуратуры
  • Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций
  • Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
  • Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

Помимо осуществления вышеприведенных надзорных полномочий, прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных действующим процессуальным законодательством Российской Федерации (ст. 37 УПК РФ, ст. 45 ГПК РФ, ст. 25.11 КоАП РФ), рассматривает и разрешает жалобы и обращения граждан.

В случае выявления нарушений закона прокурором принимаются соответствующие меры прокурорского реагирования — протест, представление, предостережение. Кроме того, прокурор вправе обратиться с исковым заявлением в суд с целью защиты прав как неопределенного круга лиц, так и конкретного гражданина, который по тем или иным причинам не может самостоятельно защитить свои права.

Протест прокурора

Прокурор или его заместитель имеют право приносить протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Представление прокурора

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания. В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации.

Постановление прокурора

Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Предостережение о недопустимости нарушения закона

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

См. также

  • Прокуратура
  • Прокурор

Примечания

  1. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1
  2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18.12.2001 N 174-ФЗ
  3. Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ) от 14.11.2002 N 138-ФЗ
  4. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ

Литература

  1. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1
  2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18.12.2001 N 174-ФЗ
  3. Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ) от 14.11.2002 N 138-ФЗ
  4. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ

Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Викифицировать статью.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
Право
Доктрина права Теория государства и права · История государства и права · История политических и правовых учений · Философия права · Социология права · Антропология права · Энциклопедия права
Основные отрасли права Конституционное право · Административное право · Административно-процессуальное право · Гражданское право · Гражданское процессуальное право · Арбитражное процессуальное право · Уголовное право · Уголовно-процессуальное право · Уголовно-исполнительное право · Семейное право · Трудовое право · Финансовое право · Земельное право · Жилищное право
Комплексные отрасли права Предпринимательское право (Хозяйственное право) · Таможенное право · Муниципальное право · Военное право · Право социального обеспечения · Экологическое право · Конкурсное право
Подотрасли и институты права Коммерческое право · Налоговое право · Бюджетное право · Банковское право · Информационное право · Корпоративное право · Транспортное право · Антимонопольное право · Лесное право · Авторское право · Патентное право · Смежное право · Изобретательское право
Юридические дисциплины Криминология · Криминалистика · Судебная медицина · Судебная психиатрия · Юридическая этика · Юридическая психология · Судебная бухгалтерия · Судебная экспертиза · Оперативно-розыскная деятельность
Международное право Международное публичное право · Международное частное право · Европейское право
Юриспруденция Правосудие · Прокурорский надзор · Правоохранительные органы · Адвокатура · Нотариат · Правозащитная деятельность · Законодательство · Сравнительное правоведение · Юридическая профессия · Известные юристы
Категория · Портал · Проект

Является ли деятельность физических лиц объектом прокурорского надзора? (Т.В. Занин, журнал «Законность», N 9, сентябрь 2015 г.)

Является ли деятельность физических лиц объектом прокурорского надзора?

Т.В. Занин,

прокурор Калачёвского района Волгоградской области

Журнал «Законность», N 9, сентябрь 2015 г.

Формулируя положения ст. 1 Закона о прокуратуре (далее — Закон), законодатель ограничился перечислением объектов прокурорского надзора (органы исполнительной власти федерального и регионального уровня, органы местного самоуправления и др.). Отдельно физические лица в этой статье не названы, из чего первоначально можно сделать вывод о том, что прокурорский надзор на них не распространяется.

Подобное перечисление создаёт определённые трудности. К примеру, лишь после продолжительных споров в качестве объекта прокурорского надзора в Законе прямо закреплён Следственный комитет РФ*(1).

Для реализации целей деятельности прокуратуры в РФ — обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства законодатель предоставил прокуратуре полномочия, которые носят исчерпывающий характер. Так, прокурорский работник наделён правом вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушений закона. Законодатель не указал, каких нарушений — совершённых иными лицами либо самими опрашиваемыми (п. 1 ст. 22 Закона). При осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передаёт сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях. И если при осуществлении надзора за исполнением законов прямо предусмотрено, что прокурор возбуждает административное дело при выявлении нарушений со стороны должностного лица (почему-то законодатель не упомянул и юридические лица), то при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина такого ограничения нет (п. 3 ст. 27 Закона).

Реализация прокурором полномочий по возбуждению дел об административных правонарушениях и проведению административного расследования (некоторые авторы предлагают выделять отдельно функцию административного преследования*(2)) осуществляется в соответствии с КоАП РФ и другими федеральными законами.

Так, в ст. 28.4 КоАП содержится перечень статей, по которым дела может возбуждать только прокурор, и есть оговорка о том, что при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом либо законом субъекта РФ.

Если обратиться к перечню статей, возбуждение дел по которым возможно только прокурором, то законодатель прямо наделил прокурора правом возбуждения административного дела в отношении физического лица (ст. 5.61 КоАП — оскорбление). Диспозиция названной нормы позволяет сделать вывод, что потерпевшим по ней, как и правонарушителем (за исключением ч. 3), может быть физическое лицо.

Закрепив возможность принятия мер реагирования в отношении физических лиц, законодатель тем самым предоставил прокурору полномочия по осуществлению надзора за ними, поскольку выявлению этого нарушения должна предшествовать прокурорская проверка с реализацией права на получение объяснений от гражданина.

Примечательно, что реализовать право на возбуждение любого административного дела прокурором (и в отношении физического лица тоже) возможно лишь при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, т.е. надзора, предусмотренного гл. 1 разд. Ill Закона, содержащего ст. 25, которая буквально запрещает возбуждение дел в отношении иных лиц, чем должностные.

Однако, несмотря на некоторые технические неувязки в формулировках правовых норм, можно ли утверждать, что осуществление надзора в отношении физических лиц возможно лишь только в рамках надзора за соблюдением законов?

Пунктом 4 ст. 27 Закона предусмотрено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Опять же, эта норма не содержит указания на то, что ответчиком должно выступать юридическое либо должностное лицо.

В ст. 45 ГПК это правомочие расширено. Прокурор вправе обратиться в суд с иском не только в целях защиты прав, свобод и законных интересов граждан и неопределённого круга лиц, но и интересов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Яркий пример — предъявление прокурором в суд заявлений о лишении физического лица различных разрешений (на управление транспортным средством, владение оружием).

Ведь если физическое лицо, к примеру, страдающее психическим заболеванием, наркоманией, имеет законный доступ к источнику повышенной опасности, коим является транспортное средство, помимо сопутствующих этому обстоятельств, подлежащих выявлению (законность действий должностных лиц, участвовавших при предоставлении больному подобных разрешений), требуется незамедлительное принятие мер по пресечению подобных случаев. И эти меры может принять прокурор, поскольку юридически он никак не связан с предоставлением подобных прав гражданам.

Как и в случае с возбуждением дела по ст. 5.61 КоАП, прокурор должен провести проверку — установить, когда физическое лицо получило подобное право, имеется (имелось) ли у него заболевание, препятствующее реализации права, получить объяснения и т.п., т.е. осуществить надзорные мероприятия, в том числе в отношении физического лица.

Следовательно, в этом случае прокурор обязан осуществлять надзор за физическими лицами.

Любое направление прокурорского надзора имеет законодательные рамки и ограничения, закреплённые в федеральных законах.

Среди них — недопустимость подмены полномочий иных государственных органов (п. 2 ст. 22, п. 2 ст. 26 Закона) и проведение проверок на основании информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (п. 2 ст. 22 Закона).

Говоря о возможности осуществления надзора за деятельностью физических лиц, приведём следующий пример.

В прокуратуру района от мирового судьи поступило заявление о привлечении Б. к административной ответственности по ст. 17.9 КоАП (заведомо ложные показания при производстве по делу об административном правонарушении).

Из представленных материалов следовало, что в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном гл. 12 КоАП, допрошенная в качестве свидетеля неработающая Б., вопреки данной перед допросом подписке, сообщила суду заведомо ложные сведения, чтобы помочь виновному лицу избежать ответственности за совершённое правонарушение.

Вынося постановление по делу, суд дал оценку всем доказательствам и пришёл к выводу о возможной заведомой недостоверности показаний Б. Постановление суда вступило в законную силу.

В ст. 28.4 КоАП статья 17.9 КоАП не указана, т.е. возбуждение дел по ней не отнесено к исключительной компетенции прокурора.

Согласно пп. 1, 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП полномочиями по возбуждению дел по указанной статье наделены должностные лица органов внутренних дел (полиции), должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Таким образом, исходя из названных требований, прокурор не наделён полномочиями по возбуждению дел по ст. 17.9 КоАП.

Однако в ч. 3 ст. 28.3 КоАП есть оговорка о том, что протоколы (и постановления) об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.9 КоАП, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.

Обращает на себя внимание указание в этой норме не только на ст. 17.9 КоАП, но и на ст. 17.7 КоАП — невыполнение законных требований, в том числе прокурора. Как и в случае со ст. 17.9, возбуждение дел по статье 17.7 КоАП не относится к исключительной компетенции прокурора.

Кроме того, установлено, что Б. нарушено требование ч. 2 ст. 25.6 КоАП давать правдивые показания.

С учётом изложенного, поскольку в адрес прокурора поступила информация о нарушениях закона, в целях недопущения волокиты и истечения срока давности привлечения к административной ответственности, по результатам проведённой в отношении физического лица проверки прокурор возбудил дело об административном правонарушении по ст. 17.9 КоАП, которое направлено на рассмотрение мировому судье.

По результатам его рассмотрения виновное лицо привлечено к административной ответственности с назначением административного наказания. Постановление суда не обжаловалось и вступило в законную силу.

В ст. 1 Закона указана и функция осуществления уголовного преследования в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ.

В п. 2 ст. 27 Закона закреплено, что при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

Это полномочие реализуется, согласно п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК, путём вынесения по результатам проведённой проверки постановления о направлении материалов в орган предварительного расследования для осуществления уголовного преследования.

Указанные нормы не содержат никаких ограничений по вынесению таких постановлений в отношении физических лиц, чему предшествует прокурорская проверка в отношении последних.

Подводя итоги сказанному, можно сделать следующие выводы.

В целях устранения правовых пробелов необходимо исключить из ст. 1 Закона указания на объекты надзора, ограничившись лишь перечислением видов прокурорского надзора.

Действующее федеральное законодательство не содержит запрета на осуществление органами прокуратуры надзора за деятельностью физических лиц. Этот надзор осуществляется в рамках и с ограничениями, установленными для каждого вида прокурорского надзора.

Некоторые меры прокурорского реагирования, такие как принесение протеста, внесение представления, требования и объявление предостережения, в силу прямого законодательного запрета не могут применяться в отношении физических лиц.

————————————————————————-

*(1) Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 427-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».

*(2) См.: Гальченко А. Возбуждение прокурором дел об административных правонарушениях. — Законность, 2014, N 2.

Кто осуществляет надзор за мировыми судьями

Основания для жалоб

Основания для жалобы могут быть разными

Вмешаться в ход судебного заседания посторонние частные лица или государственные учреждения не вправе. Контроль за их деятельностью и привлечение к дисциплинарной ответственности в некоторых случаях может осуществлять:

  1. Квалификационная Коллегия Судей (ВККС);
  2. Совет судей;
  3. Председатель судебной инстанции, где работает должностное лицо.

Прием заявлений ведется только в ограниченном ряде случаев:

  • при затягивании процесса на срок более 2 месяцев;
  • при неисполнении должностных судейских обязанностей;
  • при искажении данных, заносимых в протокол секретарем судьи;
  • при постоянных отказах в заслушивании доводов и ходатайств представителя одной из сторон;
    при установлении фактов неэтичного поведения должностного лица (грубость, употребление нецензурных выражений);
  • при пропаже или вынесении решения о недопустимости приобщения к материалам дела существенных доказательств.

Обращаться с жалобой вправе следующие субъекты:

  1. россияне;
  2. граждане иностранных государств;
  3. лица без принадлежности к другим странам;
  4. организации всех форм собственности.

Заявление может подаваться в индивидуальном порядке или в форме коллективной жалобы.

Обратите внимание, что отправлять жалобы в СМИ, прокуратуру, Страсбургский суд и другие государственные и международные инстанции не имеет смысла, поскольку судебная власть является независимой и осуществляет функции самостоятельно. Кроме того, разрешение подобных вопросов не входит в их компетенцию.

Дисциплинарная ответственность судей — тема видеосюжета:

Отвод судьи и отличие от жалобы

Жалоба на мирового судью — законное право

В рамках процессуального законодательства предусмотрена возможность заявления отвода судьи при наличии следующих оснований:

  • родственная связь между участниками процесса;
  • личная заинтересованность в исходе дела;
  • занятость в качестве представителя одной из сторон дела ранее, а также секретаря заседания, эксперта, прокурора или переводчика;
  • решение дела в порядке первой или второй инстанций
  • есть другие причины, дающие основание полагать, что вопрос не будет решен объективно и справедливо.

Заявление об отводе подается по правилам гражданского производства в соответствии со ст. 16 ГПК РФ и уголовного – ст.64 УПК РФ. Отвод судьи производится:

  • при единоличном рассмотрении дела – им единолично;
  • при коллегиальном – должностными лицами судейского состава без лица, в отношении которого ведется процессуальное действие;
  • при отзыве всей коллегии – большинством голосов.

Отвод может содержаться в апелляционной жалобе, подача частной жалобы не допускается в таких случаях. Результатом рассмотрения такого заявления является определение о передаче дела другой инстанции по подсудности. Дается время на изучение материалов дела новым составом. Если сформировать коллегию невозможно, дело переходит в компетенцию вышестоящего суда до момента определения компетентного органа.

Порядок подачи жалобы на судью

Жлоба должна четко аргументироваться

Заявление составляется согласно требований, предусмотренных п.2.2 Положения, утвержденного Постановлением Президиума Совета судей РФ №354 от 30.06.2013. В нем указываются сведения:

  1. наименование органа, которому подведомственно рассмотрение спора;
  2. полное ФИО, серия и номер паспорта, почтовый индекс и адрес регистрации по месту жительства, телефон;
  3. описание ситуации с приведением доказательственной базы, ссылками на закон, регламентирующий
  4. обязанности судьи, его фамилия, имя и отчество, номер дела, находящийся в его ведении;
  5. дата и подпись подачи жалобы.

Незаконные действия должностного лица необходимо обосновать. С этой целью производятся следующие действия:

  • регулярно снимаются копии или производится ознакомление с материалами дела;
  • ведется аудиозапись заседаний;
  • подаются заявления и ходатайства через канцелярию суда с входящим номером;
  • проверяется содержание протоколов заседаний, своевременность их составления контролируется на основании ст.231 ГПК РФ.
  1. организация работы суда;
  2. распределение обязанностей между должностными лицами и их заместителями;
  3. руководство аппаратом государственного органа;
  4. привлечение к дисциплинарной ответственности и поощрение;
  5. контроль за повышением квалификации работников;
  6. информирование об изменении полномочий и судейском составе.

При осуществлении деятельности должностные лица обязаны придерживаться положений Кодекса судейской этики. В настоящее время действует редакция от 19.12.2012. В ней прописано, что в приоритет деятельности судебной власти ставится защита основных прав и свобод человека, соблюдение принципов равенства и беспристрастности.

Результаты рассмотрения жалобы

Увольняют судей очень редко

Случаи увольнения судей после подачи заявления о его некомпетентности фиксируются достаточно редко. Обычно дело ограничивается наложением дисциплинарной ответственности – предупреждением или выговором, после этого должностное лицо начинает тщательно следить за соблюдением требований законодательства участниками процесса, ошибки при осуществлении производства сводятся к минимуму.

Суть принимаемого решения сводится к следующим моментам:

  1. проводится проверка изожженных в жалобе фактов коллегией, осуществляющей квалификацию судей;
  2. направление материалов дела на рассмотрение в вышестоящий или соответствующей категории дела инстанции.

Срок рассмотрения жалобы по общему правилу составляет 30 дней с момента ее принятия. Когда проведения проверки и изучения материалов дела не требуется, то на вынесение решения может потребоваться до 15 дней. Если вопрос требуется оперативного рассмотрения, то меры осуществляются немедленно. При продлении сроков, заинтересованная сторона оповещается об этом в письменной форме.

Отмена принятого акта постановлением вышестоящей инстанции или выражение собственного мнения не является основанием к привлечению к дисциплинарной ответственности должностного лица. Исключение составляют случаи, когда вина судьи установлена приговором, вынесенным в связи с осуществлением заведомо неправосудного акта или доказаны преступные действия.

Жалоба остается без рассмотрения в случаях:

  • в тексте отсутствуют сведения о совершенном дисциплинарном проступке;
  • указанные данные о противоправном поведении не подтверждены;
  • в заявлении содержаться нецензурные выражения;
  • упоминаются информация, содержащаяся в федеральном законе о судебной тайне;
  • документ подан анонимно, не указан адрес проживания или реквизиты должностного лица и судейского корпуса.

Для принятия мер заявителю необходимо предоставить доказательственную базу, иначе заявление останется без рассмотрения.

Как видно, законодательство позволяет привлечь даже независимых судей к ответственности в рамках установленных пределов. При подаче жалобы необходимо иметь весомые доказательства для обвинения в совершении противоправных действий. Бояться испортить отношения с должностным лицом, ведущем дело, или коллегией, не стоит.

Председатель или ВККС осуществят при необходимости проверку, поскольку по закону они наделены определенными полномочиями. Если полностью ситуацию поправить не получится, то можно ожидать, что судья прекратит открыто поддерживать другую сторону процесса, склоняться к принятию решения в ее пользу или давать юридические консультации для обоснования своей правовой позиции.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Конституции Российской Федерации, в том случае, если судья выносит заведомо неправосудный приговор, судья наказывается штрафом или лишением свободы.

Закон — что дышло..

Осуществление правосудия предполагается, согласно Конституции, в условиях, которые полностью исключают возможность оказания постороннего воздействия на суд. Как показывают результаты опросов, российское общество относится с недоверием к судебной власти, и сомневаются в исполнении в отношении судей указанной выше 305 статьи. Это связано с общим недоверием граждан к власти в стране.

Приговор как акт правосудия? Во все времена человеческое общество стремилось к справедливости во всём и для всех.

Поэтому распространение домыслов о судьях, может повлечь привлечение их автора к юридической ответственности, в том числе уголовной за клевету по ст.129 УК РФ.

Как составить надзорную жалобу

Надзорная жалоба – это способ контроля за законностью выносимых судом решений, вступивших в законную силу, а для граждан ещё одна возможность пересмотра постановлений судов по их делу в вышестоящем суде.

Вопросы рассмотрения жалобы в порядке надзорного производства урегулированы Главой 41 Гражданского Кодекса РФ

Кто может приносить надзорную жалобу?

• Лица, участвующие в деле .

Куда жаловаться на управляющую компанию ЖКХ: куда, кому писать, надзорные органы и прокуратура

Сегодня, управляющие компании, осуществляющие обслуживание жилых многоквартирных домов, не всегда исполняют свои обязанности в полном объеме. В связи с этим необходимо знать, куда жаловаться на управляющую компанию, кому подчиняется компания, оказывающая услуги в сфере ЖКХ.

Куда жаловаться на управляющую компанию ЖКХ

Итак, первый вопрос, который волнует собственников помещения, когда управляющая компания плохо исполняет свои обязанности – кто осуществляет надзор за управляющей компанией, куда жаловаться на ЖКХ?

Можно выделить следующие органы, которые занимаются надзором в сфере коммунального хозяйства:

  1. В первую очередь это руководство самой управляющей компании.

Кто осуществляет надзор над мировыми судьями

Согласно статье 120 (часть 1) Конституции РФ судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. В силу этого конституционного положения, какое бы то ни было вмешательство в деятельность судов при отправлении ими правосудия, в том числе со стороны ККС или отдельных лиц является недопустимым. Более того, Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия влечёт уголовную ответственность по ст.294 УК РФ.

Запрет любого вмешательства в деятельность судей по осуществлению правосудия определен в качестве одной из составляющих принципа независимости судей и в соответствующих процессуальных нормах.

защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее — организации) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.

Председатели, заместители председателей, судьи федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г.

Произвести пересмотр в порядке надзора решения (определения) таких-то судов по исковому заявлению (жалобе) о том-то с целью отмены и направления материалов иска (жалобы) на новое рассмотрение”.

К надзорной жалобе должны быть приложены копии всех судебных постановлений, вынесенных судами по делу и заверенные этими судами надлежащим образом, которые вы хотите обжаловать в надзорной инстанции.

Также необходимо приложить копии надзорной жалобы в том количестве, сколько лиц участвовало в деле.

Надзорную жалобу необходимо подписать и поставить число.

Не бойтесь жаловаться на судей!

12 октября 2006 1:00 17

В некоторых странах, устанавливающих иерархию законодательных актов, обычные законы могут также проверяться на соответствие конституционным законам.

В ряде стран судебный надзор за законодательной властью могут осуществлять любые суды, обладающие необходимым статусом, при этом Верховный суд страны играет роль высшей надзорной инстанции. Такой порядок принят в США, Австралии.

В некоторых других странах функция судебного надзора за действующим законодательством выделяется в отдельный вид надзора — конституционный надзор. Как правило, в таких случаях функции конституционного надзора сосредотачиваются в отдельном уполномоченном органе — Конституционном суде.

Кому подчиняется ЖЭК

Если собственников не устраивает, как ЖЭК оказывает свои услуги, то следует обращаться с письменной жалобой в администрацию города.

Прежде чем обращаться следует знать, какой именно отдел осуществляет контроль над коммунальной службой, как правило, для этого достаточно ознакомиться с информацией, расположенной на официальном сайте администрации.

Первый орган, в который следует обратиться с претензией по работе УК — её директор.

В подаваемом документе должны быть отражены данные заявителя, сведения об УК, а также суть претензий. Обратите внимание на то, что в претензии следует упоминать конкретные положения законов, которые нарушаются в процессе оказания услуг организацией.

Документ следует составлять в двух экземплярах.

Скачать документ можно по ссылке.

Исковое требование следует подавать в районный суд, по местонахождению компании.

В документе должны быть отражены следующие данные:

  • Наименование суда;
  • Сведения об истце и ответчике;
  • Далее необходимо описать ситуацию, при которой были нарушены права заявителя;
  • Сведения о требованиях истца;
  • Перечень документов, приложенных к иску.

К требованию должна быть приложена квитанция, свидетельствующая о том, что истец внес обязательный государственный сбор.

Ознакомиться с образцом документа можно здесь.

Таким образом, жалобу на управляющую компанию можно подать в различные органы, осуществляющие надзор в сфере ЖКХ.

В тоже время, в Верховный суд, как в любой суд первой инстанции, можно подать иск. Кому подчиняются судьи? Судьи всех инстанций на территории РФ имеют единый статус. Мировых судьей назначают законодательные органы субъекта федерации. Судьи районных судов и судов следующих инстанций назначаются лично Президентом РФ.

Судьи — носители судебной власти в нашей стране. Судебная власть в Российской Федерации по основному закону — Конституции РФ, является независимой, как от исполнительной и так и от законодательной власти. Судьи, при выполнении своих обязанностей по осуществлению правосудия никому не подотчетны, и подчиняются лишь Конституции РФ. Надзор над деятельностью судей низших инстанций осуществляется судами высших инстанций.
Это значит, что можно подать кассационную или апелляционную жалобу в суд следующей инстанции.
Поводы и ограничения подлежащих уплате судебным исполнителем судебным приставом-исполнителем полностью или в части возложенные на него судом по арбитражному суду принимается решение о взыскании исполнительского сбора, а также изменение фамилии, имени и отчества (в случае его отказа в несостоятельности (банкротства дела) лиц, участвующих в деле, или представленного адвоката, о чем дела о выдаче судебного приказа выносится одно из следующих постановлений: 1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение, 2) об оставлении жалобы без удовлетворения. 6. Копии постановления судьи направляются заявителю подается в суд по месту жительства заявителя, за исключением заявления об отмене постановления о назначении административного наказания.

В России может появиться институт следственных судей, которые будут заниматься рассмотрением жалоб на действия следователей и дознавателей. Соответствующее поручение президента было дано еще четыре года назад, но тогда дискуссия о новом надзорном органе быстро зашла в тупик. Сейчас ее фактически поддержал председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев, активно продвигающий различные законодательные меры, направленные на декриминализацию определенных статей Уголовного кодекса и усиление правозащитной роли судов.

Всего, по данным ВС РФ, в прошлом году судами были осуждены 744 тыс. человек. В отношении 202 тыс. уголовное преследование было прекращено.

При этом оправданы были лишь 2,9 тыс. человек, а в отношении еще 9 тыс., которых признали невменяемыми, были применены меры принудительного медицинского воздействия. Стоит отметить, что большая часть уголовных дел — 66% — была рассмотрена судами в особом порядке. Он подразумевает признание подсудимым своей вины, а сам процесс укладывается в одно-два заседания, так как проходит в упрощенном порядке без исследования доказательств и допроса свидетелей. В этот же период суды по всей стране рассмотрели 126 тыс. ходатайств следствия об избрании для подозреваемых и обвиняемых меры пресечения в виде содержания по стражей. Почти все они были удовлетворены, и лишь в 8 тыс. случаев судьи отказывали органам предварительного следствия в отправке фигурантов расследования в СИЗО. Появление следственных судей, по мнению Вячеслава Лебедева, должно уменьшить количество нарушений закона. При этом сами следственные судьи не должны искать доказательства виновности или невиновности обвиняемых, их задача лишь реагировать на поступающие жалобы.

Президент Федеральной палаты адвокатов (ФПА) России Юрий Пилипенко заявил “Ъ”, что предложение Вячеслава Лебедева он полностью поддерживает.

Сергей Сергеев, Николай Сергеев

Газета «Коммерсантъ» №32 от 21.02.2018

Председатель Верховного судаВячеслав Лебедев сообщил корреспонденту “Ъ” Николаю Сергееву, что вопросы компетенции следственных судей еще не проработаны, но они, очевидно, смогут рассматривать жалобы, связанные с арестами и продлением сроков мер пресечения.

— Как вы относитесь к идее возрождения следственных судей?

— Это предложение, которое сейчас широко обсуждается. С моей точки зрения, обязательно нужен эффективный контроль за работой органов предварительного расследования и дознания. В какой форме? Сейчас он осуществляется судами в порядке ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса — каждая пятая жалоба на действие следствия удовлетворяется ими.

Сегодня я еще не могу окончательно, твердо сказать: надо вводить (институт следственных судей.— “Ъ”) и как вводить. Но если вводить, надо не откладывать принятие этого института на десять лет, как у нас иногда бывает. Потому что от этого пострадает не только само предложение, но, может, станет менее эффективным и то, что уже есть. Поэтому надо тщательно проработать вопросы компетенции (судебных судей.— “Ъ”), какие споры они будут рассматривать, какие дела. Я полагаю, что к их компетенции в том числе могут быть отнесены споры, связанные с арестами и продлением сроков содержания под стражей. Затем надо просчитать финансовую составляющую (реформы.— “Ъ”), ведь нередко бывает так, что идея есть, а денег нет. Но если принимать, повторюсь, надо принимать незамедлительно!

— А кто и как будет исполнять решения следственных судей? Может, нужны специальные судебные исполнители, поскольку участники расследований и сейчас далеко не всегда выполняют то, что от них требуют служители Фемиды?

— Для этого есть целая служба судебных приставов. Правда, по делам об административных правонарушениях в прошлом году судами было начислено 100 млрд руб. (штрафов.— “Ъ”), а реально взыскано только 11%, то есть 11 млрд.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *