Юридические санкции за нарушения правил потребления электроэнергии

Авторы: Евгений Родин, партнер, руководитель Практики по проектам в энергетике, юридическая фирма VEGAS LEX, Аушева Хава, младший юрист Практики по проектам в энергетике, юридическая фирма VEGAS LEX специально для BigpowerNews
МОСКВА, 15 декабря (BigpowerNews) — Проблема низкой платежной дисциплины потребителей энергоресурсов стоит на сегодняшний день довольно остро, поэтому законодатель старается расширить перечень методов воздействия на различные группы потребителей с целью повышения платежной дисциплины, который включает: административные штрафы, ограничение режима потребления электроэнергии, неустойка, судебное разбирательство по взысканию задолженности, предоставление финансовых гарантий и иные методы. Однако перечисленные механизмы не позволяют полностью решить проблему, между тем сумма дебиторской задолженности за потребленные энергоресурсы с каждым годом только возрастает.
По официальным данным НП «Совет рынка», по состоянию на 1 января 2014 года задолженность потребителей электроэнергии перед гарантирующими поставщиками составила около 135 млрд руб. Еще около 100 млрд руб. составила дебиторская задолженность прочих сбытовых компаний (независимых ЭСК и других). По итоговым данным НП «Совет рынка», по состоянию на 1 января 2014 года задолженность потребителей на розничных рынках электроэнергии выросла на 22,3 млрд руб. по сравнению с предыдущим периодом (с 2012 по 2013 год — на 35 млрд руб.).
Стоит отметить, что проблемы, с которыми сталкиваются организации в сфере теплоснабжения по неплатежам различных групп потребителей, аналогичны тем, что встречаются в сфере электроэнергетики.
Повысить платежную дисциплину потребителей энергоресурсов представляется возможным только посредством создания эффективных законодательных механизмов, стимулирующих к своевременному погашению задолженности потребителей на розничных рынках перед энергосбытовыми и сетевыми организациями. Для создания таких механизмов прежде всего необходимо определиться с причинами отказа потребителей энергоресурсов соблюдать имеющуюся платежную дисциплину. Среди них:
1. Проблема низкой мотивации к оплате «неотключаемых потребителей».
Неотключаемые потребители – это потребители, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, поэтому ограничение подачи электроэнергии указанной категории потребителей запрещено на законодательном уровне. Невозможность ограничения поставок энергоресурсов указанным потребителям, а также наличие неэффективных санкций за нарушение ими платежной дисциплины приводят к тому, что именно «неотключаемые потребители» чаще всего имеют самую большую дебиторскую задолженность.
2. Отсутствие со стороны исполнителей коммунальных услуг (управляющих компаний, ТСЖ) гарантий своевременного и полного исполнения обязательств перед ресурсоснабжающими организациями.
Управляющие компании ЖКХ являются посредниками между жильцами дома и компаниями, предоставляющими населению услуги по энергоснабжению. Задача управляющей компании заключается в том, чтобы аккумулировать денежные средства собственников жилья с целью последующего перечисления платы поставщикам коммунальных услуг. Однако на практике полученные управляющими компаниями денежные средства так и не доходят до ресурсоснабжающих организаций, что является следствием отсутствия гарантий со стороны управляющих компаний по оплате энергоресурсов. Как правило, исполнители коммунальных услуг при наличии крупной дебиторской задолженности перед энергосбытовой организацией инициируют процедуру банкротства, в результате чего все убытки ложатся на ресурсоснабжающую организацию. При этом антимонопольное законодательство запрещает энергосбытовым организациям вводить ограничение потребления граждан в случаях, когда денежные средства поступили на счета исполнителей коммунальных услуг, но не были перечислены энергосбытовым организациям в качестве оплаты за фактически поставленные энергоресурсы. Законодатель предоставляет поставщикам энергоресурсов возможность взыскивать долги с потребителей в судебном порядке и только в рамках исполнительного производства.
3. Нехватка денежных средств для оплаты энергоресурсов у потребителей, финансируемых из бюджета Российской Федерации.
По состоянию на 1 января 2014 года доля неплатежей бюджетных потребителей составляет 6 % (8 млрд руб.) от общей задолженности на рынке электроэнергии. Низкая платежная дисциплина данной категории потребителей прежде всего связана с нехваткой денежных средств, выделяемых государством на оплату электроэнергии, либо ненадлежащим использованием бюджетных средств. Кроме того, бюджетные потребители чаще всего относятся к категории «неотключаемых потребителей».
4. Отсутствие ответственности у потребителей энергоресурсов за невыполнение установленного законодательством порядка введения ограничений поставок энергоресурсов.
Одной из самых главных причин низкой платежной дисциплины потребителей энергоресурсов является отсутствие закрепленной на законодательном уровне ответственности за невыполнение порядка введения ограничения энергоснабжения, невыполнение требований о самостоятельном введении ограничения режима потребления энергоресурсов, а также отсутствие ответственности за нарушение ранее введенного режима потребления и т. д.
В целях устранения перечисленных недостатков действующей системы платежей за приобретенные энергоресурсы Минэнерго России совместно с Ростехнадзором разработало проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов». В рамках настоящей статьи будут рассмотрены изменения, внесенные новым законом в КоАП РФ.
Федеральным законом от 03.11.2015 № 307−ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» (далее – Закон) в КоАП РФ введена новая статья 9.22, направленная на ужесточение ответственности за нарушение режима ограничения потребления энергоресурсов в целях укрепления платёжной дисциплины потребителей.
Следует начать с того, что все девять составов правонарушений, предусмотренных статьей 9.22 КоАП РФ, влекут наступление ответственности в виде административного штрафа:
— в отношении должностных лиц в размере от 10 тысяч до 100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет,
— в отношении юридических лиц в размере от 100 тысяч рублей до 200 тысяч рублей.
Нужно отметить, что ответственность за нарушение порядка введения ограничения в той или иной степени существовала и ранее, однако носила скорее гражданско-правовой характер. В то время как статья 9.22. впервые вводит административную меру ответственности за данный вид нарушений. Гражданско-правовая ответственность за нарушение порядка ограничения режима потребления энергоресурсов предусмотрена пунктом 26 Правил введения ограничения, согласно которому Исполнитель (субисполнитель), не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший уведомление инициатора введения ограничения о необходимости введения ограничения режима потребления, несет ответственность перед инициатором введения ограничения в размере, равном стоимости электрической энергии (мощности), отпущенной потребителю после предполагаемой даты введения ограничения режима потребления, указанной в уведомлении.
Ответственность перед потребителем, инициатором введения ограничения, сетевой организацией, иными лицами, которым вследствие несоблюдения порядка введения ограничения режима потребления причинены убытки, несет исполнитель, который вправе предъявить к субисполнителю регрессные требования (пункт 6 Правил введения ограничения).
Статья 9.22 КоАП РФ предусматривает дополнительную административную ответственность по следующим составам правонарушения:
1. Пункт 1 статьи 9.22 КоАП РФ предусматривает административную ответственность:
— за нарушение потребителем электрической энергии (далее также – э/э) введенного в отношении него полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии,
— за невыполнение потребителем электрической энергии требований о самостоятельном ограничении режима потребления электроэнергии,
— за необеспечение потребителем электрической энергии доступа представителей сетевой организации или иного лица для введения ограничения режима потребления электроэнергии к энергетическим устройствам.
2. Пункт 2 статьи 9.22 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение сетевой организацией или иным лицом требований:
— о введении ограничения режима потребления электроэнергии в отношении потребителей электрической энергии, при отсутствии предусмотренных законодательством об электроэнергетике порядка полного и (или) частично ограничения режима потребления э/э обстоятельств, препятствующих введению ограничения режима потребления э/э,
— о выполнении организационно-технических мероприятий необходимых для возобновления снабжения потребителя электроэнергией, при отсутствии предусмотренных законодательством об электроэнергетике порядка полного и (или) частично ограничения режима потребления э/э обстоятельств, препятствующих возобновлению режима потребления э/э.
3. Пункт 3 статьи 9. 22 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение потребителем э/э, ограничение режима потребления э/э которого может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям, мероприятий, обеспечивающих:
— готовность потребителя э/э к введению в отношении него полного ограничения режима потребления э/э,
— предотвращение наступления экономических, экологических и социальных последствий вследствие введения такого ограничения.
4. Не менее любопытным представляется введение административной ответственности за не составление актов аварийной брони. Ранее, ответственность потребителя была предусмотрена п. 18 18 Правил введения ограничения предусмотрено, предусматривавшего, что в случае отсутствия у потребителя акта согласования аварийной брони величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления. Однако придание подобному нарушению свойства публичного нарушения кардинально меняет всю картину.
Потребители часто уклоняются от составления актов аварийной и (или) технологической брони, поскольку отсутствие такого акта защищает потребителя от введения ограничения режима потребления энергоресурсов. На сегодняшний день в судебной практике сформировался единый подход, согласно которому:
— если потребитель не оформил акт аварийной и (или) технологической брони, допускается полное ограничение электроэнергии (Постановление ФАС Уральского округа от 25.01.2012 № Ф09−9287/11 по делу № А60−17382/2011). Нужно отметить, что проблем с отключением потребителей от энергоснабжения не возникает в случае наличия у потребителя акта согласования аварийной и (или) технологической брони. В частности, согласно пункту 17 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, в случае наличия у потребителя акта согласования аварийной и (или) технологической брони ограничение режима потребления энергоресурсов допускается с соблюдением процедуры, предусмотренной Правилами введения ограничения;
— если у потребителя, относящегося к неотключаемым, отсутствует акт аварийной и (или) технологической брони, ограничение не допускается (Постановление Президиума ВАС от 04.03.2014 по делу № А76−11876/2012). Дело в том, что Правила функционирования розничных рынков электроэнергии предусматривают возможность включить в договор энергоснабжения условие об обязанности потребителя представить акт поставщику электроэнергии в течение 5 дней с момента его составления, однако ответственность за неисполнение такой обязанности законом не предусмотрена.
На практике попытки энергосбытовых организаций самостоятельно предусмотреть в договоре условие о возможности введения полного ограничения режима потребления энергоресурсов в случае не оформления потребителем акта аварийной и технологической брони не приводят к желаемому результату по следующим причинам:
— потребители уклоняются от составления акта аварийной и (или) технологической брони, поскольку отсутствие таких документов является защитой потребителя от ограничения режима потребления энергоресурсов. В то же время гарантирующий поставщик лишен возможности обязать потребителя представить названные акты;
— суды, как правило, признают недействительными подобные условия в договоре энергоснабжения. В качестве примера можно привести Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2011 по делу № А42−3441/2011. В рамках указанного дела суд признал незаконным указание в договоре о полном ограничении подачи энергии в случае неоформления акта аварийной или технологической брони, поскольку акт технологической или аварийной брони представляет собой соглашение сторон о величине возможного ограничения подачи энергии, т.е. не относится к существенным условиям договора, но определяет только порядок его ограничения при установленных законом или договором условиях. Учитывая отсутствие акта технологической или аварийной брони, а также законодательно закрепленного права гарантирующего поставщика обязывать потребителя представить акт аварийной или технологической брони, указание в договоре о полном ограничении подачи энергии в случае неоформления акта признается судами незаконным.
В целях устранения злоупотреблений со стороны недобросовестных потребителей законодатель в пункте 4 статьи 9.22 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение сетевой организацией или иным лицом, к объектам электросетевого хозяйства которых осуществляется (осуществлено) технологическое присоединение, сроков и порядка согласования уровня технологической и аварийной брони, а также за нарушение потребителем электроэнергии или субъектом электроэнергетики установленных законодательством об электроэнергетике требований:
— о составлении актов согласования технологической и аварийной брони,
— о направлении таких актов для подписания сетевой организации или иному лицу, к объектам электросетевого хозяйства которых осуществляется (осуществлено) технологическое присоединение энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики потребителя электрической энергии или субъекта электроэнергетики.
5. Ранее нами указывалось, что проблемы неплатежей недобросовестных групп потребителей электроэнергии аналогичны проблемам неплатежей потребителей в сфере теплоснабжения, поэтому законодатель в рамках рассматриваемого Закона предусмотрел административную ответственность в отношении недобросовестных потребителей тепловой энергии. В частности, пункт 5 статьи 9.22 КоАП РФ предусматривает административную ответственность:
— за нарушение потребителем тепловой энергии введённого в отношении него полного и частичного ограничения режима потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя,
— за невыполнение потребителем требования о самостоятельном ограничении режима потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя,
— за необеспечение потребителем тепловой энергии доступа представителей теплосетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения или прекращения подачи тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, к принадлежащим потребителям теплопотребляющим устройствам.
6. Пункт 6 статьи 9.22 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение теплосетевой организацией или иным лицом требований об осуществлении действий по ограничению, прекращению, возобновлению подачи тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, предъявленных в соответствии с установленным законодательством о теплоснабжении порядком ограничения и прекращения подачи тепловой энергии, при отсутствии обстоятельств, препятствующих осуществлению такой деятельности.
Стоит отметить, что в целом введение административной ответственности за нарушение ранее введенного в установленном законом порядке режима полного или частичного ограничения режима потребления энергоресурсов должно положительно повлиять на укрепление платежной дисциплины потребителей энергоресурсов. Однако уже сейчас можно предположить, что практика применения дисквалификации в качестве меры наказания в рамках перечисленных составов будет затруднена, поскольку законодатель не уточняет критерии, по которым то или иное противоправное деяние должностного лица (владельца электрической сети) должно повлечь за собой меру ответственности в виде дисквалификации. Кроме того, дисквалификация может быть применена исключительно по решению суда, что делает данную меру наказания менее доступной, поскольку подразумевает затрату большого количества времени, а также соблюдение судебной процедуры. Дисквалификация является малоэффективной мерой наказания еще и потому, что используется как альтернатива административному штрафу, взыскание которого занимает меньшее количество времени и усилий, что делает его более предпочтительным по отношению к дисквалификации.
Что же касается процедуры рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных пунктами 1–6 статьи 9.22 КоАП РФ, то тут стоит отметить, что Закон дополнил статью 23.30 КоАП РФ, в соответствии с которой органом, управомоченным на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных пунктами 1–6 статьи 9.22 КоАП РФ, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор.
В соответствии с Приказом Ростехнадзора от 30.01.2015 № 38 государственная функция по осуществлению федерального государственного энергетического надзора исполняется непосредственно Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами, то есть Ростехнадзором.
Нужно отметить, что Ростехнадзор и ранее был правомочен возбуждать административные дела за нарушение требований безопасности в электроэнергетике, что предусмотрено пунктом 5.3.1.6 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».
Поскольку соблюдение уровня аварийной и (или) технологической брони необходимо для поддержания безопасности электроснабжения, органом, уполномоченным на осуществление надзора за выполнением обязанности по оформлению соответствующих актов, является Ростехнадзор.
Закон вступил в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования и начал действовать с 5 декабря 2015 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 01.01.2016.
Резюмируя вышесказанное, хочется отметить, что принятие данного Закона, в части введения административной ответственности за невыполнение мероприятий, связанных с полным или частичным ограничением энергоснабжения, значительно повысит платежную дисциплину потребителей энергоресурсов, а также сократит количество злоупотреблений со стороны недобросовестных категорий потребителей энергоресурсов, в том числе со стороны «неотключаемых потребителей», исполнителей коммунальных услуг (управляющих компаний, ТСЖ) и иных потребителей.

Ограничение подачи тепловой энергии за долги — Порядок процедуры

Принять в штат юриста, уволить руководящих работников Вашей организации, которые данной инициативе противятся; Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О теплоснабжении»

Консультант Плюс: примечание.

Положения ст. 22 применяются с учетом особенностей, установленных главой 5.1 для ценовых зон теплоснабжения (ФЗ от 29.07.2017 N 279-ФЗ).

«»Статья 22. Порядок ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям в случае ненадлежащего исполнения ими договора теплоснабжения, а также при выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии

1. В случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются социально значимые категории потребителей и особенности введения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.

2. До введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю теплоснабжающая организация предупреждает в письменной форме потребителя о возможности введения указанного ограничения в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа. При задержке платежей сверх установленного предупреждением срока теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено договором теплоснабжения, и должна известить об этом потребителя за сутки до введения указанного ограничения. Ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя вводится в установленный предупреждением срок путем сокращения подаваемого объема теплоносителя и (или) снижения его температуры.

3. Теплоснабжающая организация имеет право осуществить в присутствии представителей теплосетевой организации и потребителя необходимые переключения в теплопотребляющих установках, принадлежащих организации-потребителю, если эта теплоснабжающая организация не может реализовать с использованием своих объектов принадлежащее ей право ограничения потребления тепловой энергии, теплоносителя. Возобновление подачи тепловой энергии, теплоносителя осуществляется после принятия мер по погашению задолженности.

4. Ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.

5. В случае нарушения теплоснабжающей организацией порядка приостановления, прекращения исполнения обязательств по договору теплоснабжения такая организация обязана возместить возникшие в результате данного нарушения убытки в соответствии с гражданским законодательством.

6. В случае, если подача тепловой энергии (мощности) потребителю осуществляется по тепловым сетям, принадлежащим теплосетевой организации, действия по ограничению, прекращению данной подачи в порядке, установленном настоящей статьей, осуществляются теплосетевой организацией на основании уведомления, направленного в теплоснабжающую организацию.

7. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления. Лица, потребляющие тепловую энергию, теплоноситель, теплосетевые организации должны обеспечивать в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, беспрепятственный доступ представителей теплоснабжающей или теплосетевой организации к приборам учета и теплопотребляющим установкам в целях проведения проверок с учетом положений жилищного законодательства. Проверка одного лица может осуществляться не чаще чем один раз в квартал.

8. Теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией при выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя. В указанном акте должны содержаться сведения о потребителе или об ином лице, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, о способе и месте осуществления такого бездоговорного потребления, описание приборов учета на момент составления указанного акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, относительно факта выявленного бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их претензии к составленному акту (в случае наличия этих претензий). При составлении указанного акта должны присутствовать потребитель или иное лицо, осуществившие бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представители. Отказ потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представителей от подписания составленного акта, а также их отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин этого отказа в указанном акте или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном ими.

«»9. Расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости осуществляется теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией в течение пяти рабочих дней со дня составления акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя на основании указанного акта, документов, представленных потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Правительством Российской Федерации. Объем бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, но не более чем за три года.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 291-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

«»10. Стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей или ценами, не подлежащими регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации. В случае неоплаты в указанный срок потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления, теплоснабжающая организация вправе прекратить подачу тепловой энергии, теплоносителя и взыскать с потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, убытки в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 279-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

11. Прекращение или ограничение горячего водоснабжения может осуществляться также по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

(часть 11 введена Федеральным «законом» от 07.12.2011 N 417-ФЗ)

» Открыть полный текст документа «

97. Ограничение режима потребления социально значимых категорий потребителей применяется в следующем порядке:

теплоснабжающая организация направляет потребителю уведомление о возможном ограничении режима потребления в случае непогашения (неоплаты) образовавшейся у него задолженности по оплате тепловой энергии в определенный в уведомлении срок. В указанный срок такой потребитель обязан погасить (оплатить) имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса при условии обеспечения им безопасности людей и сохранности оборудования в связи с введением ограничения режима потребления до момента погашения образовавшейся задолженности;

теплоснабжающая организация обязана информировать о предполагаемых действиях одновременно с потребителем орган местного самоуправления, орган прокуратуры, федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям или их территориальные органы;

в случае непогашения (неоплаты) имеющейся задолженности потребителем до истечения установленного в уведомлении срока может быть введено частичное ограничение режима потребления. В случае если потребитель в указанный в уведомлении срок не предпринял меры к безаварийному прекращению технологического процесса, а также не обеспечил безопасность жизни и здоровья людей и сохранность оборудования, о чем он в обязательном порядке должен информировать теплоснабжающую (тепло сетевую) организацию, указанная организация не вправе производить действия по полному ограничению режима потребления, а обязана повторно уведомить потребителя и орган местного самоуправления о дате введения такого ограничения режима потребления. Теплоснабжающая (теплосетевая) организация в указанный в повторном уведомлении срок обязана произвести действия по введению частичного ограничения режима потребления в присутствии представителей потребителя (с обязательным уведомлением указанных потребителей). При этом ответственность перед третьими лицами за убытки, возникшие в связи с введением ограничения режима потребления (кроме случаев, когда введение ограничения режима потребления признано в установленном порядке необоснованным), несет указанный потребитель;

если по истечении 10 дней со дня введения ограничения режима потребления потребителем не будет погашена (оплачена) задолженность либо не будут выполнены иные законные требования, указанные в уведомлении о частичном ограничении режима потребления, может быть введено полное ограничение режима потребления при условии обязательного предварительного уведомления потребителя и органа местного самоуправления о дне и часе введения полного ограничения режима потребления не позднее 1 дня до дня введения такого ограничения режима потребления;

возобновление подачи тепловой энергии осуществляется после полного погашения (оплаты) задолженности потребителем.

1. Незаконные прекращение или ограничение подачи потребителям электрической энергии либо отключение их от других источников жизнеобеспечения, совершенные должностным лицом, а равно лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это повлекло по неосторожности причинение крупного ущерба, тяжкого вреда здоровью или иные тяжкие последствия, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 215.1 УК РФ

1. Основной объект преступления — общественная безопасность в сфере нормального функционирования источников жизнеобеспечения потребителей (электрической, тепловой энергии, газа, воды). Дополнительный объект — здоровье человека, отношения собственности (ч. 1) либо жизнь человека (ч. 2). Факультативный объект — иные последствия, в частности приостановление или прекращение работы предприятия, учреждения, организации, неполучение прибыли и т.д.

2. Объективная сторона преступления выражается в следующих альтернативных действиях: 1) незаконных прекращении или ограничении подачи потребителям электроэнергии; 2) незаконном отключении потребителей от других источников жизнеобеспечения. Обязательным признаком является наступление указанных в законе последствий.

Под прекращением подачи электроэнергии понимается полное отключение потребителя от электрических сетей, независимо от того, временно или постоянно это сделано.

Под ограничением подачи понимается как уменьшение объема подачи электрической энергии, уменьшение уровня, так и ее поставка с ограничением во времени.

Под незаконным отключением потребителей от других источников жизнеобеспечения понимается прекращение водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения и т.д.

3. Диспозиция статьи бланкетная. При решении вопроса о незаконности прекращения или ограничения подачи электрической энергии либо отключении от других источников жизнеобеспечения необходимо руководствоваться соответствующими законами и нормативными правовыми актами.

Так, согласно ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» перерыв, прекращение или ограничение в подаче энергии допускаются только в отношении задолжников по оплате и после предварительного уведомления; запрещается это делать в отношении потребителей, не имеющих такой задолженности, кроме случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов. Потребители электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, установлены в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» . К таким потребителям, в частности, относятся государственные органы, медицинские учреждения, государственные учреждения ветеринарии, а также организации связи; организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов; угольные и горнорудные предприятия, а также метрополитен; воинские части Минобороны России и других министерств; учреждения, исполняющие уголовные наказания, следственные изоляторы, образовательные учреждения, предприятия и органы уголовно-исполнительной системы; федеральные ядерные центры и объекты, работающие с ядерным топливом и материалами; организации, выполняющие государственный оборонный заказ с использованием объектов производства взрывчатых веществ и боеприпасов с непрерывным технологическим процессом; организации железнодорожного, водного и воздушного транспорта, а также субъекты электроэнергетики.
———————————
СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177; 2007. N 45. Ст. 5427.

СЗ РФ. 2012. N 23. Ст. 3008.

Аналогичный порядок прекращения или ограничения подачи тепловой энергии и газа установлен Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 N 1 «О Порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов» (в ред. от 08.08.2012) , а порядок прекращения или ограничения отпуска питьевой воды определен Постановлением Правительства от 12.02.1999 N 167 «Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) .
———————————
СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 262; N 29. Ст. 3573; 2006. N 37. Ст. 3876; 2012. N 34. Ст. 4734.

СЗ РФ. 1999. N 8. Ст. 1028; 2003. N 33. Ст. 3269; 2006. N 8. Ст. 920; N 23. Ст. 2501; 2012. N 27. Ст. 3745.

4. Состав преступления материальный и считается оконченным с момента наступления хотя бы одного из последствий, указанных в законе. Крупным ущербом согласно примеч. к ст. 216 УК считается сумма свыше 500 тыс. руб. О понятии тяжкого вреда здоровью см. коммент. к ст. 111. Понятие «иные тяжкие последствия» является оценочным, должно быть того же порядка, например остановка объектов, в отношении которых отключение энергии запрещено, их дезорганизация, радиоактивное или иное заражение местности, создающее угрозу здоровью граждан, окружающей природной среде, и т.п.

5. Часть 2 комментируемой статьи к квалифицирующему признаку относит то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины.

7. Субъект преступления специальный, им может быть должностное лицо (п. 1 примеч. к ст. 285 УК) или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации (п. 1 примеч. к ст. 201 УК), принявшее в пределах своей компетенции решение о прекращении или ограничении подачи электрической энергии либо отключении от других источников жизнеобеспечения.

Отсутствие электроснабжения доставляет дискомфорт человеку. Если об ограничении в подаче ресурса предупредили, пользователь может подготовиться: отключить сложные электроприборы, поменять планы или уехать к родственникам. Другое дело, когда о выключении не уведомили. В случае аварии остается только ждать ее устранения. Если причины другие, тогда потребитель должен определить правомерность действий ответственной компании. Незаконное отключение электроэнергии признается, когда нарушен утвержденный порядок ограничения.

Законные основания для отключения

Исполнение договорных обязательств между поставщиком электричества и потребителем регламентируется Постановлением Правительства РФ No 442 от 4 мая 2012 года. В документе утверждены правила прекращения электроснабжения, а также законные основания для отключения электроэнергии, которые можно разделить на три группы.

Прекращение действия договора

Договор на электроснабжение по умолчанию заключается на неопределенный срок, если в нем не указано иное. Причины прекращения его действия следующие:

  1. Ввод режима ограничения по заявлению потребителя. Например, собственник не хочет платить за электроэнергию в помещении, которым никто не пользуется. Пользователь отправляет просьбу организации, с которой заключен договор на поставку ресурса. В течение одного дня она передается исполнителю, который отключит электроснабжение.
  2. Окончание срока использования временной схемы электроснабжения или появление повода для досрочного отсоединения от сети. Такая схема применяется преимущественно на стройплощадках и действует в течение 12 месяцев.
  3. Расторжение соглашения на поставку ресурса по согласованию сторон. Ограничение вводится через 3 рабочих дня после получения поставщиком услуги информации о разрыве договора.

Прежде чем расторгнуть договор, потребитель обязан оплатить поставленный ресурс.

Необходимость проведения ремонтных работ или устранения аварии

Системы электроснабжения функционируют круглосуточно и требуют постоянного контроля за их состоянием, так как являются высоким источником опасности. Обеспечение их нормальной работы и соблюдение безопасности иногда требует остановки в подаче ресурса, необходимость возникает в следующих случаях:

  1. Обнаружение представителем поставщика неудовлетворительного технологического состояния электроустановок пользователя, повышающего риск аварии или угрожающего жизни людей. Решение об отключении выносит представитель Ростехнадзора. Перед вводом режима ограничения абонента заранее уведомляют.
  2. Угроза или возникновение аварийной ситуации. Законом не регламентируются сроки устранения последствий. Для минимизации ущерба вследствие аварии, если отсутствие электричества может вызвать серьезные и необратимые проблемы, с энергоснабжающей компанией составляется акт согласования технологической и аварийной брони. В документе определяется минимальная величина нагрузки, обеспечивающая нормальную работу электрооборудования.
  3. Плановый ремонт. Сроки и время проведения работ прописываются в договоре. Утвержденные ПП РФ от 27.12.2004 No 861 «Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» в п.31 (6) устанавливают лимит допустимого времени ограничения электроснабжения: до 24 часов единовременно и не более 3-х суток в год.

Своевременное выявление и ремонт неисправностей способствуют непрерывному электроснабжению.

Нарушение потребителем обязанностей

Недобросовестные потребители могут оказаться без электроснабжения, не выполняя условия договора или преступив закон. Поводами для отключения являются:

  1. Наличие законного требования судебного пристава об ограничении поставки ресурса. Вводится незамедлительно либо в установленный в судебном решении день, о чем инициатор обязан уведомить потребителя.
  2. Выявление факта самовольного подключения к сети (бездоговорное потребление). Отключение производится немедленно или, если требуются дополнительные мероприятия, не позднее 3-х дней с момента обнаружения нарушения.
  3. Безучетное потребление ресурса (воровство). Отключение от сети производят сразу, как поступает информация о нарушении. Предварительное предупреждение нарушителя не требуется.
  4. Наличие задолженности по оплате более трех месяцев. Долг считается на основании нормативов потребления, а не показаний счетчика. Ограничение вводится по требованию поставщика ресурса с обязательным соблюдением законного порядка: уведомление абонента о применяемых санкциях за 30 дней и составление в день отключения акта. Документ составляется в присутствии должника или двух незаинтересованных лиц. Отказ признать задолженность не препятствие для применения санкций.

ВАЖНО! Если потребитель устранил причины отключения до даты, указанной в уведомлении, режим ограничения к нему не применяется.

Предупредить об отключении можно любым доступным способом: сообщить лично (по смс, в квитанции на оплату, письмом с уведомлением), опубликовать сообщение на сайте компании или в СМИ.

При установлении факта нарушения потребителем режима ограничения электроснабжения, уполномоченная компания отключает его от сети незамедлительно.

Согласно п.20 Правил полного и (или) частичного ограничения режима электропотребления, утвержденных ПП РФ 04.05.2012 No 442, мероприятия по ограничению и подключению подачи электроэнергии проводятся на платной основе. Если отключение признано незаконными, исполнитель не вправе требовать компенсацию.

Когда отключение незаконно

Отключение потребителя от сети электропередач на законном основании проводится с соблюдением всех правил. Однако нередки ситуации, когда ограничение подачи электроэнергии носит незаконный характер.

  1. Службы ЖКХ не имеют права отключать свет за неуплату коммунальных услуг при отсутствии задолженности непосредственно за электричество.
  2. Отключение при наличии задолженности невозможно зимой в домах, которые, согласно технической документации, отапливаются электроприборами.
  3. Согласно ст. 38 ФЗ «Об электроэнергетике», запрещено веерное ограничение режима потребления электроэнергии. Это значит, что отключение света неплательщику не должно затрагивать права его добросовестных соседей. Энергосбытовая компания обязана обеспечить возможность индивидуального ввода режима ограничения электроснабжения.
  4. Каждый субъект РФ ежегодно до 1 июля устанавливает список потребителей электричества, отсутствие электроснабжения у которых повлечет экономические, социальные или экологические последствия. Например, собственник может предоставить справку о проживании на территории тяжелобольного человека, жизнедеятельность которого зависит от подключенных к сети аппаратов, или маленького ребенка, требующего особого питания.
  5. Нарушена процедура введения режима ограничения подачи электрической энергии.
  6. Отключение электроэнергии на плановый ремонт происходит часто и превышает допустимое время ограничения.
  7. Электроснабжение не восстановлено в течение 48 часов с момента предоставления справки о погашении долга или его реструктуризации.

Факт отключения подтверждается подписями соседей. По возможности нужно пригласить представителя ответственной за поставку ресурса компании и создать специальную комиссию, которая составит акт о нарушении.

Ответственность за незаконное отключение

Ответственность за незаконное ограничение электроснабжения зависит от степени причиненного ущерба. Абонент вправе потребовать возмещения моральной и материальной компенсации.

Административная ответственность

Наступает в ситуациях, когда отключение без соблюдения законной процедуры привело к сбою в работе электрооборудования и является причиной его поломки.

Незаконные действия должностного лица могут быть расценены по ст. 19.1 КоАП РФ как самоуправство и наказываться наложением административного штрафа.

Если свет отключают часто, то к ответственной за поставку ресурса организации или должностному лицу могут быть применены штрафные санкции по ст. 7.23 КоАП РФ за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.

Так как энергосбытовая компания – естественный монополист на рынке энергоресурса, то неправомерные действия могут наказываться наложением штрафа на ответственных лиц по ст. 14.31 КоАП «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке».

Компенсацию морального ущерба можно требовать, ссылаясь на ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей». Закон действует в ситуациях использования электроэнергии в личных целях.

Уголовная ответственность

Незаконное отключение электроэнергии может быть расценено как самоуправство и привлекаться по ст.330 УК РФ. Лицо, ответственное за прекращение электроснабжения, облагается штрафом либо приговаривается к исправительным работам, аресту или лишению свободы, если применялось насилие или была угроза его применения.

Согласно п. 1 ст. 215.1 УК РФ, если незаконное отключение повлекло за собой крупный ущерб, тяжкий вред здоровью или иные последствия, должностное лицо будет наказываться денежным штрафом, исправительными работами или лишением свободы.

Если неправомерные действия привели к смерти человека, должное лицо привлекут к ответу по п.2 ст. 215.1 УК РФ. Возможными мерами наказания будут: принудительные работы с лишением возможности работать на определенной должности или заниматься определенной деятельностью либо лишение свободы.

Куда жаловаться

Если выяснилось, что отключение света происходит незаконно, необходимо составить 2 образца жалобы в произвольном виде. В ней содержатся сведения о потребителе, договоре поставки, дате и времени незаконного отключения и его последствиях. Претензию направляют в компанию, осуществляющую поставку: УК, ТСЖ или сразу в энергосбыт. Если просьбу проигнорировали, жалобу можно подать:

  • в районную администрацию;
  • в роспотребнадзор;
  • в прокуратуру.

Претензию к нарушению правил предоставления коммунальных услуг отправляют заказным письмом с уведомлением либо относят лично в офис компании и передают под роспись. Ответ должен прийти в течение месяца.

ВАЖНО! При возникновении ущерба вследствие незаконного выключения света можно привлечь к ответственности поставщика, подав иск в районный суд.

В иске указать причины, по которым действия по ограничению подачи света были незаконны, ссылаясь на соответствующие статьи законов, и последствия отсутствия электроснабжения.

Законодательством страны четко определены основания и порядок отключения электрической энергии. Выключение света без предупреждения или явных на то причин вызывает неудобство и возмущение со стороны потребителя. В этих ситуациях закон встает на сторону гражданина и дает возможность отстаивать свои права в суде.

1. Какая ответственность за ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг?

Речь идет об отключении электроэнергии абоненту, добросовестно исполняющему обязанности по договору на энергоснабжение. Готовится отключение НСТ, через которое подключен абонент, имеющий прямой договор с энергосбытом.

2. Каков порядок действий по защите своих прав? Все документы на руках.

Ответы юристов ( 1 )

Ответственность за ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги предусмотрена ст. 7.23 КоАП РФ.

КоАП РФ. Статья 7.23. Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами
Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно п. 122Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»

122. Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к:
а) повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
б) нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
в) нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.

Если Вв считаете, что ваши права нарушены:

1) Обратитесь к исполнителю коммунальных услуг с письменной Претензией;

2) Вы также можете обратиться с заявлением о нарушении ваших потребительских прав в Роспотребнадзор и в прокуратуру.

15
октября

За незаконное отключение электроэнергии надо отвечать

Источник:: Мировая энергетика

Коллектив авторов, VEGAS LEX

Ответственность за незаконное прекращение подачи электроэнергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения предусмотрена в уголовном законодательстве в том случае, если прекращение повлекло за собой причинение крупного ущерба, тяжком вреда здоровью или иные тяжкие последствия, например, смерть человека. При отсут­ствии таких последствий незаконные действия по отключению различных объектов от источников жизнеобеспечения правонарушением на законодательном уровне не признано. Поэтому группа депутатов внесла в Госдуму законопроект, согласно которому предла­гается штрафовать должностных и юридических лиц за незаконное прекращение или ограничение подачи электроэнергии.

Правонарушением не могут быть признаны действия по прекращению или ограничению подачи электроэнергии, преду­смотренные действующим гражданским законодательством. В соответствии с ним перерыв в подаче, прекращение или ог­раничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзо­ра неудовлетворительное состояние энер­гетических установок угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. При этом о перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Одним из оснований для прекращения и ограничения подачи энергии энерго-снабжающей организацией без согласия покупателя является нарушение сроков оплаты. В этом случае энергоснабжающая организация обязана предупреждать або­нента о прекращении или ограничении подачи энергии и соблюдать порядок прекращения ее подачи, установленный Правилами функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период реформирования электроэнер­гетики.

Законодательством также определен льготный порядок, распространяющийся на организации-потребители, прекраще­ние или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям. Эта же норма распространяется на меди­цинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйст­ва, объекты вентиляции, водоотлива и ос­новные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций, метрополитен. Льготный порядок определяет последова­тельность действий энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов (теп­ловой энергии и газа).

Необходимо отметить, что судебная практика не считает отключение потре­бителей из-за неплатежей правонаруше­нием при соблюдении установленного порядка, т.к. такие действия энерго­снабжающей организации основаны на нормах закона.

В Кодексе об административных пра­вонарушениях (далее Кодекс) предусмот­рена гл. 9 «Административные правонару­шения в промышленности, строительстве и энергетике», согласно которой устанав­ливается административная ответствен­ность при повреждении электрически* и тепловых сетей, нарушении правил охраны электрических сетей напряжени­ем свыше 1000 В, ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения соответствующих орга­нов, непроизводительное расходование энергоресурсов и др.

Авторы законодательной инициативы предлагают дополнить указанную главу нормой, согласно которой незаконное прекращение или ограничение подачи потребителям электроэнергии либо от­ключение их от других источников жиз­необеспечения влекло бы наложение на должностных лиц административного штрафа от тысячи до двух тысяч руб.; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

При этом в пояснительной записке к законопроекту отмечается, что лишь за прошлый год только в правоохрани­тельные органы, суды Ростовской обл. поступило свыше трехсот обращений на действия энергоснабжающих организа­ций, направленные на частичное или пол­ное ограничение подами электроэнергии, газа и т.д.

Например, ООО «Ростоврегионгаз» и ОАО «Энергосбыт» попытались ограничить подачу газа и электричества муниципаль­ному предприятию «Теплокоммунэнерго», обеспечивающему теплоснабжением зна­чительное количество многоквартирных жилых домов, учреждений здравоохране­ния, образовательных учреждений, в том числе детских дошкольных учреждений; ООО «Сельмашэнерго» ограничило подачу тепла и т.п. Лишь после вмешательства органов прокуратуры и других государст­венных структур данные действия были пресечены. Подобную ситуацию можно наблюдать в целом ряде субъектов РФ.

По мнению авторов законопроекта, в результате действий энергоснабжающих организаций, в основном являющихся мо­нополистами, могут быть нарушены права граждан, юридических лиц, добросовестно оплачивающих коммунальные услуги, мо­гут создаваться неблагоприятные условия для здоровья и безопасности населения. Полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях дан­ной категории предлагается возложить на органы государственного энергетического надзора.

Стремление перевести в ранг право­нарушений незаконное ограничение или прекращение поставки электроэнергии имеет под собой основания. Осуществ­ляемое без предусмотренных законом оснований, оно не должно оставаться безнаказанным.

При включении указанной нормы в Ко­декс об административных правонаруше­ниях объектом правонарушения выступит установленный порядок энергоснабжения. Объективную сторону правонарушения составят действия, направленные на не­законное: а) прекращение подачи потре­бителям электроэнергии; б) ограничение подачи им электроэнергии; в) отключение их от других источников жизнеобеспече­ния. Перечисленные действия могут быть связаны с незаконным лимитированием снабжения электроэнергией или другими источниками жизнеобеспечения. Возмож­но и преступное бездействие, например, в случае незаконного отказа виновного лица от эксплуатации источника энерго­снабжения (от подачи энергии в долж­ном объеме). Обязательным признаком объективной стороны правонарушения будут являться средства его совершения: а) электроэнергия; б) другие источники жизнеобеспечения.

Субъектом правонарушения выступят организация и должностные лица, занимающие должность или выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, в круг обязанно­стей которых входит решение вопросов о прекращении, ограничении подачи электроэнергии потребителям либо отклю­чении их от других источников жизнеобес­печения. Субъективная сторона деяния будет выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.

Наличие статьи, закрепляющей пра­вонарушение,- должно дисциплинировать должностных лиц организаций при приня­тии решения по ограничению или прекра­щению подачи электроэнергии.

Кроме того, необходимо отметить, что лицо, в отношении которого было применено незаконное ограничение или прекращение подачи электроэнергии, не лишено права обратиться в суд за защитой своих интересов. Если лицу был причинен ущерб либо существует упущенная выгода, то в рамках гражданского или арбитраж­ного судопроизводства его права могут быть защищены. Однако, основываясь на судебной практике, можно сказать, что если реальный ущерб доказать в суде не так затруднительно, то с упущенной выгодой будет гораздо сложнее, поэтому, чтобы фактически возместить убытки такого рода, защищать интересы обратив­шегося в суд должны профессиональные юристы.

Таким образом, трудно прогнозиро­вать, будут ли законодательно приняты указанные изменения в Кодексе. Однако, учитывая тенденцию возрастания роли государства на рынке электроэнергетики и в то же время продолжающуюся его либерализацию, введение администра­тивной ответственности за незаконное прекращение подачи электроэнергии было бы логичным индикатором усиления контроля власти.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *