Выбор главы муниципального образования

Содержание

Требования к кандидату на должность

Главы местной администрации

Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом конкретного муниципального образования.

Условия контракта для главы местной администрации в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения:

— для поселения утверждается представительным органом поселения;

— для внутригородского района – представительным органом внутригородского района;

— для муниципального района – представительным органом муниципального района;

— для городского округа – представительным органом городского округа;

— для городского округа с внутригородским делением – представительным органом этого городского округа соответственно;

— для внутригородского муниципального образования города федерального значения — представительным органом внутригородского муниципального образования города федерального значения.

Условия контракта для главы местной администрации в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и региональными законами, утверждаются соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

В случае если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, внутригородского района, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения – уставами этих муниципальных образований, соответственно, и законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

В этом случае весьма интересен, например, Закон Воронежской области от 04 мая 2006 года № 41-ОЗ (ред. от 25.06.2012) «Об условиях контракта для главы местной администрации муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, и о дополнительных требованиях к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа)». Согласно ст. 1 этого закона, к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) кроме типовых квалификационных требований для муниципальных служащих высшей группы, предъявляются особые требования к стажу работы (службы). А именно:


— наличие стажа работы на государственных должностях РФ, субъекта РФ, муниципальных должностях — не менее трех лет, либо стажа государственной гражданской или муниципальной службы высшей или главной групп должностей — не менее трех лет, либо стажа работы на руководящих должностях в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности — не менее четырех лет.

Соответствие кандидата указанным требованиям устанавливается конкурсной комиссией при проведении конкурса на замещение должности главы местной администрации.

Помимо этого, в отношении кандидатов на должность главы администрации, замещающего должность по контракту уставом конкретного муниципалитета и решением представительного органа местного самоуправления могут быть предусмотрены дополнительные требования. Такие требования обычно включают:

— наличие избирательной правоспособности (права избирать и быть избранным);

— возрастной ценз (например, не моложе 25 лет);

— образовательный ценз (высшее профессиональное образование);


— стаж (например, не менее 3-х лет на выборных муниципальных или государственных должностях, на руководящих должностях муниципальной или государственной службы);

— деловая репутация (положительные отзывы с предыдущих мест работы (службы);

— знание федерального и регионального законодательства;

— положительное заключение государственной экспертной комиссии о возможности исполнения должностных обязанностей главы местной администрации по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления законами субъекта РФ.

Условия конкурса

Право на участие в конкурсе имеют граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие определенным квалификационным требованиям.

Основным квалификационным требованием к уровню профессионального образования является — наличие высшего профессионального образования.

Существенное значение имеют и квалификационные требования к стажу муниципальной (либо государственной) службы или стажу работы по специальности:

1) типовые:

— наличие стажа муниципальной (государственной) службы не менее пяти лет или стажа работы по специальности не менее пяти лет;

2) дополнительные:

— наличие стажа работы на государственных должностях РФ, субъекта РФ, муниципальных должностях – не менее трех лет, либо стажа государственной гражданской или муниципальной службы высшей или главной групп должностей – не менее трех лет, либо стажа работы на руководящих должностях в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности – не менее четырех лет.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей бывают общие и специальные.

1) К общим, как правило, относятся:

— знание Конституции Российской Федерации, федерального и областного законодательства по вопросам местного самоуправления и муниципальной службы, федерального и регионального законодательства, а также иных нормативных правовых актов по профилю деятельности, стратегических программных документов, определяющих политику развития Российской Федерации, конкретного субъекта РФ, конкретного муниципального образования по профилю деятельности;

-знание основ государственного и муниципального управления;

-знание нормативных правовых документов, регламентирующих служебную деятельность;

— наличие навыков: владения современными средствами, методами и технологией работы с информацией; работы с документами (составление, оформление, анализ, ведение и хранение документации и т.п.); саморазвития и организации личного труда; планирования рабочего времени; наличие коммуникативных навыков;

2) К специальным относятся:

— знание законодательства по профилю деятельности, программных документов, определяющих развитие конкретного муниципального образования, личностных и деловых качеств муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы высшей и главной групп в местной администрации, основ информационного, документационного, финансового обеспечения и иных сфер деятельности местной администрации;

-наличие навыков: перспективного планирования и координирования управленческой деятельности, организации разработки программных документов, определяющих развитие городского округа, организации деятельности подчиненных подразделений и должностных лиц по выполнению поставленных задач и исполнению планов; принятия управленческих решений; аналитической работы, нормотворческой деятельности; осуществления контроля; ведения деловых переговоров; разрешения конфликтов; определения мотивации поведения подчиненных; публичных выступлений; взаимодействия со средствами массовой информации; подготовки ответов на обращения и жалобы граждан; организации личного приема граждан и подчиненных; организации профессиональной подготовки подчиненных должностных лиц; проведения занятий и семинаров-совещаний по актуальным проблемам развития местного самоуправления, деятельности муниципальных служащих и иных работников; организации взаимодействия с органами государственной власти соответствующего субъекта РФ, с иными должностными лицами и т.п.

Соответствие кандидата выше изложенным требованиям устанавливается конкурсной комиссией при проведении конкурса.

Для участия в конкурсе кандидат, как правило, должен представить в конкурсную комиссию следующие документы:

— личное заявление;

— собственноручно заполненную и подписанную анкету;

— 2 фотографии размером 4 х 6 без уголка;

— копию паспорта (документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);

— копию трудовой книжки;

— копию документа об образовании;

— копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования;

-копию свидетельства о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;

-копии документов воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

— заключение медицинской организации об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу;

— сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

— иные материалы и документы (или их копии), характеризующие его профессиональную подготовку (представляются по усмотрению гражданина).

Копии указанных документов предоставляются либо нотариально заверенные, либо вместе с одновременным предъявлением подлинника документа. В последнем случае их подлинность проверяется и заверяется секретарем конкурсной комиссии, осуществляющим прием документов. Представленные кандидатами документы регистрируются в журнале учета участников конкурса. Несвоевременное представление необходимых документов является основанием для отказа лицу в приеме документов на участие в конкурсе.

Конкурсная комиссия в пределах действующего законодательства вправе подвергнуть проверке представленные кандидатами сведения.

Кандидат не допускается к участию в конкурсе в случае:

1) достижения им возраста 65 лет – предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы;

2) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

3) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

4) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну;

5) наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации;

6) близкого родства или свойства с главой соответствующего муниципального образования;

7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

8) наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;

9) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;

10) непредставления предусмотренных Федеральным законом от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу.

Просмотров 8424

Эта страница нарушает авторские права

Глава муниципального образования

Статус главы муниципального образования

Глава муниципального образования — это высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования и законодательством собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:

  1. избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;
  2. в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;
  3. в случае формирования представительного органа муниципального района по рассмотренному нами выше второму варианту формирования представительного органа исполняет полномочия его председателя;
  4. в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя;
  5. не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации.

Указанные в двух последних пунктах ограничения не распространяются на органы местного самоуправления муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, в котором предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа.

Полномочия главы муниципального образования

Согласно ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в пределах своих полномочий:

  • представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
  • подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
  • издает в пределах своих полномочий правовые акты;
  • вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа.

В зависимости от своего статуса, закрепленного в уставе муниципального образования, глава муниципального образования может наделяться широким кругом других полномочий. Например, глава муниципального образования:

  • вправе вносить на рассмотрение в представительный орган муниципального образования проекты нормативных правовых актов;
  • от имени муниципального образования приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности;
  • в случае если это предусмотрено уставом муниципального образования, обязан представлять представительному органу ежегодный отчет о своей деятельности, деятельности администрации муниципального района и ее структурных подразделений;
  • вправе предлагать вопросы в повестку дня заседаний представительного органа муниципального образования;
  • разрабатывает и вносит в представительный орган на утверждение проект местного бюджета муниципального образования, планы и программы социально-экономического развития муниципального образования, а также отчеты об их исполнении;
  • в случае если это предусмотрено уставом муниципального образования, разрабатывает и представляет на утверждение представительного органа структуру администрации муниципального образования;
  • утверждает положения о структурных подразделениях администрации;
  • в случае если это предусмотрено уставом муниципального образования, с согласия представительного органа назначает на должность отдельных должностных лиц администрации муниципального образования;
  • назначает на должность и освобождает от должности руководителей структурных подразделений администрации муниципального образования;
  • назначает на должности муниципальной службы и увольняет с должности муниципальных служащих в соответствии с законодательством;
  • назначает в соответствии с уставом муниципального образования публичные слушания, проводимые по его инициативе;
  • назначает в соответствии с уставом муниципального образования собрания граждан, проводимые по его инициативе;
  • назначает в соответствии с уставом муниципального образования конференции граждан, проводимые по его инициативе;
  • ведет прием граждан, организует рассмотрение их предложений, просьб и жалоб, принимает по ним решения;
  • заключает от имени администрации муниципального образования договоры в пределах своей компетенции.

Глава муниципального района осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным и региональным законодательством, а также уставом муниципального образования.

Подотчетность главы муниципального образования

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Подотчетность главы муниципального района, как правило, устанавливается в следующих формах:

  1. информирование населения о текущей работе через средства массовой информации;
  2. проведение встреч с населением;
  3. ответы на запросы отдельных депутатов и представительного органа муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования;
  4. представление главой муниципального образования представительному органу ежегодного отчета о своей деятельности, деятельности администрации муниципального образования и ее структурных подразделений, о выполнении планов и программ социально-экономического развития муниципального образования.

Представительный орган муниципального образования при этом может принять решение об одобрении или признании неудовлетворительными результатов деятельности главы муниципального образования.

Досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования

Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:

  1. смерти;
  2. отставки по собственному желанию;
  3. отрешения от должности в соответствии со ст. 74 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  4. признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  5. признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
  6. вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
  7. выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
  8. прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина России на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин России, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
  9. отзыва избирателями;
  10. установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;
  11. досрочного прекращения полномочий представительного органа, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа;
  12. преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с ч. ч. 3, 4 — 7 ст. 13 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в случае упразднения муниципального образования;
  13. утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;
  14. увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25%, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

В случаях, когда глава муниципального образования временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет должностное лицо, предусмотренное уставом муниципального образования субъекта Федерации. В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования. Чаще всего это заместитель (первый заместитель) главы муниципального образования. В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, избранного на муниципальных выборах, досрочные выборы главы муниципального образования проводятся в сроки, установленные Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Глава I. Общие положения

ОГЛАВЛЕНИЕ | След. «»

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон устанавливает гарантии избирательных прав граждан в Республике Дагестан при выборах глав местных администраций, условия и порядок подготовки, проведения выборов.

Статья 2. Выборы главы местной администрации

Выборы главы местной администрации (далее — глава администрации) в районах, городах, районах в городе, поселках, сельсоветах и других сельских населенных пунктах осуществляются гражданами Республики Дагестан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления, если выборы главы администрации района, города признаны дважды несостоявшимися, а также в целях обеспечения регулирования вопросов, затрагивающих национальные интересы, и в других исключительных случаях. (Особенности проведения выборов глав администраций представительным органом местного самоуправления определяются статьей 34 настоящего Закона).

Конкретный вариант проведения выборов главы администрации определяется Народным Собранием Республики Дагестан по предложению Государственного Совета Республики Дагестан.

Выборы главы администрации в населенных пунктах, где нет представительного органа, проводятся на собраниях (сходах) граждан, тайным голосованием по решению собрания (схода).

Глава администрации избирается сроком на 4 года.

Статья 3. Ограничения на право занятия должности главы администрации

Главой администрации может быть избран гражданин Республики Дагестан, обладающий в соответствии с настоящим Законом избирательным правом. Главой администрации района, города, района в городе, поселка может быть избран гражданин Республики Дагестан, достигший на момент выборов 25 лет, имеющий высшее образование.

Кандидатуры (кандидатура) для выборов на должность главы администрации района, города, района в городе рекомендуются Государственным Советом Республики Дагестан по согласованию с Правительством Республики Дагестан с учетом их деловых профессиональных и моральных качеств. Кандидатуры (кандидатура) на должность главы администрации поселка, сельсовета, другого сельского населенного пункта рекомендуются главой администрации района, города, района в городе по согласованию с соответствующим местным Собранием, а в случаях, предусмотренных законом, — со сходом граждан.

Глава администрации не имеет права:

занимать другую оплачиваемую должность в государственных органах местного самоуправления, общественных объединениях, а также на предприятиях, в учреждениях, организациях;
состоять в руководящих органах зарегистрированных политических партий, движений, клубов или групп;
состоять в правлениях или других органах управления предприятий, учреждений, организаций;
заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующими субъектами независимо от их организационно -правовых форм, кроме случаев, когда в соответствии с законодательством участие в управлении хозяйствующим субъектом входит непосредственно в его должностные обязанности;
состоять на действительной военной службе.

Статья 4. Избирательное право

Право избирать главу администрации принадлежит каждому гражданину Республики Дагестан, проживающему на соответствующей территории и достигшему 18-летнего возраста.

Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Не допускаются какие-либо иные не предусмотренные данным Законом прямые или косвенные ограничения прав граждан в голосовании по выборам главы администрации в зависимости от расовой и национальной принадлежности, пола, языка, происхождения, социального и имущественного положения, образования, политических, религиозных и иных взглядов, продолжительности постоянного проживания в данной местности, рода и характера занятий.

Статья 5. Принципы участия граждан в выборах главы администрации

Граждане участвуют в выборах главы администрации на равных основаниях. Каждый гражданин имеет один голос. Граждане участвуют в выборах непосредственно и лично.

Голосование по выборам главы администрации осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

Участие в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

Статья 6. Организация и проведение выборов главы администрации

Организация и проведение выборов главы администрации возлагается на избирательные комиссии. В решении всех вопросов, связанных с подготовкой и проведением выборов, избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов, общественных и иных организаций.

Статья 7. Гласность при подготовке и проведении выборов главы администрации

Подготовка и проведение выборов главы администрации осуществляется открыто и гласно.

Избирательные комиссии в установленные сроки информируют граждан о своем составе, местонахождении, проводимой работе,образовании избирательных участков, списках избирателей, итогах регистрации кандидатов на должность главы администрации, их биографических данных, результатах голосования по каждому кандидату и итогах голосования.

На всех заседаниях избирательных комиссий, связанных с выборами главы администрации, при регистрации кандидатов на должность главы администрации, на избирательных участках при проведении голосования, при подсчете голосов, определении результатов выборов по участку и в целом по округу вправе присутствовать представители инициативных групп, средств массовой информации, доверенные лица кандидатов на должность главы администрации.

Предварительное уведомление избирательных комиссий о предполагаемом присутствии указанных представителей не требуется.

Избирательная комиссия предоставляет указанным представителям по их требованию информацию о подготовке и проведении выборов. Избирательная комиссия заверяет составленную ими копию итогового протокола о результатах выборов главы администрации.

Неправомерное вмешательство в деятельность избирательных комиссий влечет за собой ответственность, предусмотренную статьей 38 Настоящего Закона.

ОГЛАВЛЕНИЕ | След. «»

Статья 36. Глава муниципального образования. 1. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

2. Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:
1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;
2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию;
3) в случае избрания представительным органом муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования;
4) не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации;
5) в случае формирования представительного органа муниципального района в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона является председателем представительного органа муниципального района.
3. Установленные пунктами 2 — 4 части 2 настоящей статьи ограничения не распространяются на органы местного самоуправления поселений с численностью населения менее 1000 человек, в которых глава муниципального образования независимо от способа его избрания одновременно может быть председателем представительного органа поселения и главой местной администрации. В этом случае представительный орган муниципального образования может не наделяться правами юридического лица.
4. Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи:
1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.
5. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.
6. Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию;
3) отрешения от должности в соответствии со статьей 74 настоящего Федерального закона;
4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
5) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
6) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
7) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
8) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
9) отзыва избирателями;
10) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;
11) досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа.
Комментарий к статье 36
1. В соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 г. в любом муниципальном образовании уставом должна быть предусмотрена должность главы муниципального образования. Закон о местном самоуправлении 1995 г. устанавливал только то, что уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления, что он наделяется собственной компетенцией и может входить в состав представительного органа, председательствовать на его заседаниях (ст. 16). Комментируемый Закон содержит иной подход к определению статуса главы муниципального образования. Он не только запрещает совмещение руководства представительным и исполнительным органами местного самоуправления, но и закрепляет некоторые полномочия главы муниципального образования, устанавливает основания досрочного прекращения его полномочий.
Особенности правового статуса главы муниципального образования как высшего должностного лица муниципального образования рассматривались в теории муниципального права. Так, в частности, И.В. Выдрин и А.Н. Кокотов отмечают, что он символизирует собой местную власть, и выделяют два положения, характеризующие этот его статус: нормативное закрепление полномочий главы муниципального образования и возможность совмещения им должностей руководителя представительного и исполнительного органа местного самоуправления . Однако комментируемый Закон о местном самоуправлении исключает возможность совмещения главой муниципального образования должностей главы представительного органа и местной администрации.
———————————
Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М., 2002. С. 212.
Представляется, что, говоря о главе муниципального образования как высшем должностном лице, следует обратить внимание на следующие особенности его статуса: даже если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, он может влиять на решения представительного органа муниципального образования, обладая правом вето; в соответствии с ч. 4 настоящей статьи он представляет муниципальное образование в отношениях с другими муниципальными образованиями, органами государственной власти, гражданами и организациями; глава муниципального образования несет персональную ответственность перед населением муниципального образования. Полномочия главы муниципального образования по решению вопросов местного значения должны быть закреплены в уставе муниципального образования в соответствии с требованиями комментируемой статьи.
2. В соответствии с комментируемым Законом глава муниципального образования может возглавлять либо представительный орган муниципального образования, либо местную администрацию (за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи). В соответствии с п. 4 ст. 44 комментируемого Закона устав муниципального образования должен определять структуру и порядок формирования органов местного самоуправления. Таким образом, именно в уставе муниципального образования определяется, какой именно орган возглавляет глава муниципального образования в конкретном поселении или ином муниципальном образовании — представительный или местную администрацию. Если в соответствии с уставом муниципального образования его глава является председателем представительного органа, могут быть предусмотрены две процедуры его избрания — населением непосредственно на муниципальных выборах или депутатами представительного органа муниципального образования из своего состава. Глава муниципального образования, являющийся в соответствии с уставом этого образования также главой администрации, может избираться только населением непосредственно на муниципальных выборах. О понятии и порядке проведения муниципальных выборов см. комментарий к ст. 23.
Зачастую выборы главы муниципального образования проводятся одновременно с выборами представительного органа муниципального образования. Представляется, что в этих случаях целесообразно установить запрет выдвижения своей кандидатуры одним лицом одновременно и на должность главы муниципального образования, и в депутаты представительного органа. Если представительный орган муниципального района формируется из глав поселений и депутатов представительных органов поселений, входящих в состав данного района (в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 35 комментируемого Закона), глава муниципального района избирается из состава сформированного представительного органа и является его председателем.
3. В поселениях с численностью менее 1000 человек допускается совмещение полномочий главы представительного органа местного самоуправления и главы местной администрации, если это предусмотрено уставом данного муниципального образования. Очевидно, что в небольшом поселении нецелесообразно содержать крупный аппарат органов местного самоуправления хотя бы из экономии средств местного бюджета. Однако в таких поселениях гораздо проще реализовать процедуру отзыва главы муниципального образования, так как население, как правило, хорошо проинформировано о том, каким образом решаются вопросы местного значения. Глава муниципального образования в таких поселениях реально отвечает за все вопросы, решаемые на местном уровне, поэтому отсутствует также необходимость наделять правами юридического лица представительные органы.
4. Предусмотренные настоящей частью комментируемой статьи полномочия принадлежат главам муниципальных образований независимо от способа их избрания и от того, какой орган они возглавляют — представительный или местную администрацию. Представительские полномочия подразумевают, что с перечисленными субъектами глава муниципального образования вправе подписывать соглашения, высказывать позицию от имени всего муниципального образования, за исключением специально оговоренных в законодательстве или уставе муниципального образования случаях. О подписании и обнародовании нормативных правовых актов, принятых представительным органом, см. комментарий к ст. 35 ч. 13. О правовых актах главы муниципального образования см. комментарий к ст. 43. Право созывать внеочередные заседания представительного органа муниципального образования на практике часто используется главами муниципальных образований для решения неотложных вопросов.
5. Норма о подотчетности главы муниципального образования населению и представительному органу муниципального образования содержится и в действующем Законе о местном самоуправлении. Отчетность можно расценивать в качестве одного из способов контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе и главы муниципального образования. В то же время исследователями уже отмечалось, что в разных муниципальных образованиях по-разному определяется порядок такой отчетности, ее сроки, зачастую такая обязанность просто констатируется . Новый Закон также не закрепил каких-либо конкретных правил порядка осуществления контроля населением за деятельностью главы муниципального образования, оставив решение данного вопроса на усмотрение муниципальных образований. О контроле представительного органа муниципального образования см. также комментарий к ст. ст. 35, 38.
———————————
Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (под ред. Ю.А. Тихомирова) включен в информационный банк согласно публикации — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 1996.
6. Комментируемая часть устанавливает основания досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования. Некоторые из них предусматривают инициативу самого главы муниципального образования, другие могут возникнуть помимо его воли или желания. Список оснований для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования не является исчерпывающим и может быть дополнен в уставе муниципального образования. Из приведенных в настоящей статье оснований определенные сомнения с точки зрения целесообразности вызывает п. 6, предусматривающий досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования в случае вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда.
Можно привести следующие возражения против прекращения полномочий главы муниципального образования по данному основанию.
Во-первых, комментируемый пункт устанавливает, что полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае вступления в отношении него обвинительного приговора суда в законную силу. Однако в соответствии со ст. 402 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ вступивший в законную силу приговор суда может быть обжалован в порядке надзора. В связи с этим нетрудно представить следующую ситуацию: обвинительный приговор в отношении главы муниципального образования вступил в законную силу, в связи с чем его полномочия были прекращены по п. 6 ч. 6 ст. 36 комментируемого Закона, и был избран новый глава муниципального образования, однако в порядке надзора дело было пересмотрено и бывший глава оправдан. Возникает вопрос: должен он занять прежнюю должность или нет?
Во-вторых, в приведенном пункте ничего не сказано о тяжести совершенного преступления. Однако преступления, предусмотренные УК РФ, сильно различаются по степени общественно опасности. Вполне логично, например, что глава муниципального образования, осужденный по ст. 285 УК РФ (злоупотребление служебными полномочиями) или по ст. 159 (мошенничество), не может далее исполнять свои обязанности. Напротив, представляется, что совершение преступления небольшой тяжести, тем более по неосторожности, если за него не назначено наказание в виде лишения или ограничения свободы, не должно препятствовать осуществлению полномочий главы муниципального образования.

В ст. 36 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что глава муниципального образования – это высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом полномочиями решать вопросы местного значения.

Глава муниципального образования, согласно закону, может:

1) непосредственно избираться на муниципальных выборах, косвенно избираться из состава представительного органа представительным органом или представительным органом из числа кандидатов, которые были выбраны конкурсной комиссией после проведения конкурса.

2) если глава города избирается на муниципальных выборах или из состава представительного органа, исполняет полномочия председателя представительного органа, или является главой местной администрации;

3)если глава города избирается из состава представительного органа, то прекращаются его полномочия депутата;

4) глава города не может совмещать полномочия председателя представительного органа и главы местной администрации;

5) если глава избирается представительным органом по представлению конкурсной комиссии, то он возглавляет местную администрацию.

Представительный орган устанавливает порядок проведения конкурса по отбору кандидатов.

Для проведения конкурса проводится опубликование условий, объявление даты, времени и места проведения.

В качестве кандидата на должность главы может выступать лицо, не имеющее ограничений пассивного избирательного права.

Численность конкурсной комиссии определяется представительным органом.

Закон субъекта может устанавливать требования к кандидату в виде профессионального образования и (или) квалификации.

Представительный орган проводит голосование минимум по двум кандидатурам. Если субъект принимает закон, согласно которому глава избирается представительным органом, то выборы не назначаются до вступления такого закона в силу.

Под формами непосредственной демократии понимаются группы отношений, складывающиеся между жителями муниципального образования, с одной стороны, и органами и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти, с другой, при проведении следующих форм участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Формы непосредственной демократии можно разделить на:

  • Формы непосредственного осуществления местного самоуправления населением (формы прямого волеизъявления граждан):
  • местный референдум;
  • муниципальные выборы;
  • голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного лица местного самоуправления;
  • сход граждан.

Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления:

  • голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
  • правотворческая инициатива;
  • территориальное общественное самоуправление;
  • публичные слушания;
  • собрания, конференции граждан;
  • опрос граждан;
  • обращения граждан;
  • массовые акции (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования и др.)

При непосредственном осуществлении местного самоуправления жители муниципального образования самостоятельно принимают властное решение по местным вопросам.

Формы непосредственного принятия решений населением в осуществлении местного самоуправления являются обязательными.

Так, проведение муниципальных выборов всегда будут проводиться в определенный срок для того, чтобы сформировать представительный орган или выбрать должностное лицо.

Проведение референдума также обязательно в установленных Федеральным законом случаях, как и голосование о досрочном отзыве должностного лица.

Как уже упоминалось ранее, понятия власть и управление неразрывно связаны. Властное решение по местным вопросам население может принимать только посредством форм непосредственного осуществления местного самоуправления.

При участии жителей в осуществлении местного самоуправления очевидно, что принимать решения по вопросам местного значения будут муниципальные органы и должностные лица местного самоуправления. Таким образом, посредством форм участия жители могут только высказать свое мнение по тем или иным вопросам местного значения, а их решение будет осуществлено органами местного самоуправления и должностными лицами.

То есть, эти формы участия населения в осуществлении местного самоуправления имеют рекомендательный характер. Такие формы, как собрания, конференции граждан, опросы, обращения в муниципальные органы и правотворческая инициатива, являются возможными формами участия населения в решении местных вопросов.

Итак, главными формами, которые в Конституции РФ закреплены как высшее непосредственное выражение власти народа, — являются референдум и выборы.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (далее – ФЗ №67-ФЗ), существуют следующие принципы проведения муниципальных выборов:

  • участие в них осуществляется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права и прямого волеизъявления при тайном голосовании;
  • участие является свободным и добровольным, никто не вправе принудить гражданина к участию или неучастию в выборах или воспрепятствовать его свободному волеизъявлению и др.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *