Введение внешнего управления

Глава VI. ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О несостоятельности (банкротстве)»

  • Статья 93. Порядок введения внешнего управления
  • Статья 94. Последствия введения внешнего управления
  • Статья 95. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов
  • Статья 96. Внешний управляющий
  • Статья 97. Освобождение внешнего управляющего
  • Статья 98. Отстранение внешнего управляющего
  • Статья 99. Права и обязанности внешнего управляющего
  • Статья 100. Установление размера требований кредиторов
  • Статья 101. Распоряжение имуществом должника
  • Статья 102. Отказ от исполнения сделок должника
  • Статья 103. Утратила силу
  • Статья 104. Денежные обязательства должника в ходе внешнего управления
  • Статья 105. Регулирование фондов потребления должника
  • Статья 106. План внешнего управления
  • Статья 107. Рассмотрение плана внешнего управления
  • Статья 108. Продление срока внешнего управления
  • Статья 109. Меры по восстановлению платежеспособности должника
  • Статья 110. Продажа предприятия должника
  • Статья 111. Продажа части имущества должника
  • Статья 111.1. Саморегулируемая организация операторов электронных площадок
  • Статья 111.2. Членство в саморегулируемой организации операторов электронных площадок
  • Статья 111.3. Органы управления и специализированные органы саморегулируемой организации операторов электронных площадок
  • Статья 111.4. Права и обязанности саморегулируемой организации операторов электронных площадок
  • Статья 111.5. Федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций операторов электронных площадок
  • Статья 111.6. Ответственность оператора электронной площадки
  • Статья 111.7. Договор обязательного страхования ответственности оператора электронной площадки
  • Статья 111.8. Компенсационный фонд саморегулируемой организации операторов электронных площадок
  • Статья 112. Уступка прав требования должника
  • Статья 112.1. Погашение учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия и (или) третьим лицом задолженности по обязательным платежам в ходе внешнего управления
  • Статья 113. Исполнение обязательств должника учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия либо третьим лицом или третьими лицами
  • Статья 114. Размещение дополнительных обыкновенных акций должника
  • Статья 115. Замещение активов должника
  • Статья 116. Особенности завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и прекращения производства по делу о банкротстве при исполнении обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами
  • Статья 117. Отчет внешнего управляющего
  • Статья 118. Рассмотрение собранием кредиторов отчета внешнего управляющего
  • Статья 119. Утверждение арбитражным судом отчета внешнего управляющего
  • Статья 120. Последствия вынесения определения о переходе к расчетам с кредиторами
  • Статья 121. Расчеты с кредиторами
  • Статья 122. Утратила силу
  • Статья 122.1. Прекращение внешнего управления по заявлению лица, участвующего в деле о банкротстве
  • Статья 123. Порядок прекращения полномочий внешнего управляющего

Открыть полный текст документа

С какой целью вводится внешнее управление при банкротстве юрлица, и каковы права и обязанности внешнего управляющего?

Внешнее управление при банкротстве вводится с целью восстановления финансовой стабильности и платежеспособности компании должника по итогам наблюдения или в случае, если финансовое оздоровление не принесло необходимого результата.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Правовое регулирование

Порядок и особенности процедуры регулируются главой 6 закона 127-ФЗ. На практике внешнее управление представляет собой передачу компании под полный контроль внешнего управляющего, который получает право принимать любые важные решения:

  • о реорганизации производства;
  • о продаже части активов должника;
  • о закрытии неприбыльных производств;
  • о взыскании долгов в пользу фирмы;
  • о перепрофилировании компании;
  • об участии в венчурных проектах;
  • о сокращении штатов.

Порядок введения и последствия

Внешнее управление вводится судом по решению собрания кредиторов на срок до 1,5 лет и может продлеваться один раз на полгода по решению суда. Важно учесть, что суммарный срок оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет, а введение внешнего управления после финансового оздоровления допустимо только в случае, если с момента ввода финансового оздоровления прошло не больше 18 месяцев.

Внешнее управление вводится в следующем порядке:

  1. Управляющий предоставляет отчет по итогам наблюдения или в ходе оздоровления предприятия.
  2. Собрание кредиторов анализирует отчет управляющего, принимает решение о вводе внешнего управления и направляет протокол собрания в арбитражный суд.
  3. Суд проверяет законность решения собрания кредиторов и выносит определение о переходе к внешнему управлению.
  4. Утверждается внешний управляющий.
  5. Управляющий разрабатывает план по восстановлению платежеспособности должника в течение месяца после своего назначения.
  6. Собрание кредиторов утверждает план.

План управления предприятием должен содержать перечень мер по восстановлению финансовой стабильности предприятия, смету сопутствующих расходов, а также сроки восстановления платежеспособности и обоснование таких сроков.

Собрание кредиторов может утвердить план, потребовать устранить недочеты или принять решение о переходе к конкурсному производству. С момента введения внешнего управления наступают следующие правовые последствия:

  • руководство компании должника утрачивает свои полномочия;
  • отменяются все меры, принятые ранее в целях обеспечения требований кредиторов;
  • арест активов допускается только в рамках закона о банкротстве;
  • действие исполнительных листов приостанавливается;
  • замораживается начисление штрафов и пеней за просрочки.

В отношении отстраненных руководителей должника вновь утвержденный управляющий вправе принять одно из следующих решений:

  • уволить;
  • предложить работу в компании, не связанную с управлением;
  • предложить продолжить исполнять свои обязанности в статусе помощника управляющего.

Важно учесть, что руководитель подразделения, оставленный внешним управляющим в должности, не может принимать управленческие решения без подписи управляющего. При увольнении руководители всех уровней должны передать всю документацию, печати и материальные ценности управляющему в течение трех дней.

Органы управления должника при этом сохраняют право принимать следующие действия:

  • размещать дополнительные акции и определять их стоимость;
  • ходатайствовать перед собранием кредиторов о дополнительной эмиссии акций и о продаже фирмы должника;
  • определять регламент процедуры собрания акционеров;
  • принимать решение о замещении активов;
  • заключать соглашение с третьими лицами о получении финансовой помощи.

Поданные собранию ходатайства рассматриваются собранием и утверждаются арбитражным судом.

Исполнительные производства по ранее поданным требованиям прекращаются, и выплаты кредиторам начинаются только после восстановления платежеспособности компании или открытия конкурсного производства, если платежеспособность восстановить не удалось. Важно учитывать, что прекращают свое действие только те исполнительные листы, которые были выданы до введения процедуры – если в ходе внешнего управления компания задерживает обязательные платежи поставщикам ресурсов, то они вправе взыскивать средства через суд.

Итогом внешнего управления могут быть восстановление платежеспособности компании и закрытие дела о банкротстве или – при безуспешности принятых управляющим мер – переход к завершающей стадии банкротства – конкурсному производству.

Внешний управляющий

Внешний управляющий – это состоящее в саморегулируемой некоммерческой структуре арбитражных управляющих лицо, кандидатура которого была утверждена судом для осуществления руководства процедурой внешнего управления.

Суд может утвердить кандидатуру, предложенную собранием кредиторов, или выбрать управляющего из обозначенной кредиторами саморегулируемой структуры.

Предложенный собранием управляющий не должен иметь действующую дисквалификацию.

Права

Внешний управляющий имеет следующие права:

  • управлять собственностью фирмы должника в соответствии с утвержденным планом;
  • подписывать мировое соглашение от имени фирмы должника;
  • отказываться от исполнения сделок должника;
  • подавать иски от имени должника с требованием признания заключенных ранее договоров недействительными;
  • осуществлять иные полномочия по руководству банкротящейся компании.

Отказ от сделок по договорам, заключенным ранее, допускается в течение трех месяцев после введения внешнего управления в случаях, когда такие сделки не закрыты полностью, и выполнение их условий в полной мере будет препятствовать восстановлению платежеспособности компании должника.

Важно учитывать, что Пленум ВАС РФ №58 определил, что отказ от залоговых сделок недопустим.

Обязанности

К обязанностям внешнего управляющего относятся:

  • провести инвентаризацию активов должника и в течение 3 дней опубликовать результаты инвентаризации в Едином реестре;
  • сформировать план управления и представить его собранию кредиторов;
  • вести финансовую и бухгалтерскую документацию, составлять отчеты;
  • возражать на требования кредиторов при необходимости;
  • взыскивать долги в пользу компании должника;
  • вести реестр требований кредиторов;
  • осуществлять утвержденный план внешнего управления;
  • составлять отчет об исполнении плана и представлять его собранию кредиторов.

Также управляющий обязан информировать по запросу о ходе внешнего управления кредиторов и других участников дела о банкротстве.

В каких случаях управляющий может быть отстранен от должности

Управляющий может быть отстранен от должности по решению суда, если поступит заявление о неисполнении управляющим своих обязанностей от кредиторов или иных лиц, права которых были нарушены действиями управляющего.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-31-84. Это бесплатно.

Евгений Бобро Юрист. Автор статей. Практика договорной работы в сфере недвижимости и закупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Арбитражный суд Вологодской области

Дата: 20.05.2008

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА В ПРОЦЕДУРАХ БАНКРОТСТВА

Продолжение статьи, посвященной вопросам компетенции органов управления акционерным обществом на разных стадиях банкротства.
Как отмечалось в предыдущей статье*, при рассмотрении дела о несостоятельности акционерного общества применяются следующие процедуры банкротства, каждая из которых имеет свои особенности в регламентации прав и обязанностей органов управления акционерного общества:
— наблюдение;
— финансовое оздоровление;
— внешнее управление;
— конкурсное производство;
— мировое соглашение.
При этом как наблюдение, рассмотренное ранее, так и другие реабилитационные процедуры — финансовое оздоровление и внешнее управление — законодатель определяет как более приоритетные по сравнению с процедурами, направленными на прекращение деятельности должника. Пункт 1 статьи 53 закона о банкротстве указывает, что решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается в случаях установления признаков банкротства должника при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления или внешнего управления.
Финансовое оздоровление
Следующей из процедур банкротства является финансовое оздоровление, применяемое к должнику в целях восстановления его платежеспособности путем погашения задолженности. Финансовое оздоровление на практике вводится в тех случаях, когда акционеры должника либо третьи лица предоставляют обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.
Решение об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления принимается на общем собрании акционеров большинством голосов акционеров, принявших участие в указанном собрании.
Финансовое оздоровление вводится после окончания процедуры наблюдения определением арбитражного суда. Максимальный срок финансового оздоровления составляет два года.
С момента введения процедуры финансового оздоровления судом назначается административный управляющий.
Административный управляющий не ведет хозяйственную деятельность акционерного общества, его цель — контролировать соблюдение акционерным обществом взятых на себя обязательств. Административный управляющий наделен правом требовать от руководителя акционерного общества информацию о текущей деятельности, согласовывать сделки и решения акционерного общества, обращаться в суд с ходатайствами о применении обеспечительных мер в отношении имущества акционерного общества.
Управление хозяйственной деятельностью должника осуществляется органами управления акционерного общества с учетом установленных законом ограничений.
Данные ограничения в полномочиях органов управления общества состоят в обязанности должника получать согласие на определенные действия (решения) административного управляющего, собрания (комитета) кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение исполнения графика погашения задолженности.
1. Согласие административного управляющего требуется на сделки:
— совершение которых повлечет увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% от суммы реестровых требований на дату введения финансового оздоровления;
— связанные с приобретением, отчуждением либо возможностью отчуждения прямо или косвенно любого имущества должника, за исключением готовой продукции, производимой в процессе обычной хозяйственной деятельности;
— основанные на уступке прав требования, переводе долга;
— влекущие получение займов, кредитов.
2. Согласие собрания или комитета кредиторов требуется на сделки:
— в совершении которых имеется заинтересованность;
— связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества должника балансовой стоимостью более 5% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую заключению сделки;
— влекущие выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, учреждение доверительного управления имуществом должника;
— порождающие новые обязательства должника в ситуации, когда после введения финансового оздоровления у должника возникли денежные обязательства размером более 20% реестровой суммы требований.
3. Согласие собрания (комитета) кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение, необходимо для принятия решений о реорганизации акционерного общества.
Финансовое оздоровление характеризуется не только ограничениями в сфере полномочий органов управления общества, но и следующими возможностями:
— во-первых, решением общего собрания акционеров можно досрочно прекратить полномочия действующего руководителя акционерного общества и избрать (назначить) нового;
— во-вторых, можно отстранить руководителя акционерного общества от должности.
Вопрос об отстранении руководителя разрешается судом. Обязательным условием отстранения является неисполнение руководителем плана финансового оздоровления, нарушение прав и интересов кредиторов либо лиц, предоставивших обеспечение. Ходатайствовать об отстранении руководителя может как собрание кредиторов, так и сам административный управляющий. На практике обращение административного управляющего в суд с ходатайством об отстранении руководителя связано, в первую очередь, с непредставлением руководителем требуемых документов, что является препятствием для выполнения административным управляющим возложенных на него функций.
Процедура назначения на должность руководителя — такая же, как и на стадии наблюдения:
— кандидатура нового руководителя представляется органом управления должника, который в законе не конкретизирован;
— кандидатурой на должность может быть заместитель руководителя, а при отсутствии такового — один из работников общества.
При полном исполнении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности общество признается восстановившим свою платежеспособность.
При невыполнении должником возложенных на себя обязательств в срок, определенный для финансового оздоровления, суд принимает одно из следующих решений:
— о введении внешнего управления, если есть экономические предпосылки для восстановления платежеспособности;
— о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, если реабилитация должника невозможна.
Внешнее управление
Внешнее управление вводится после окончания стадии наблюдения или финансового оздоровления арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок до восемнадцати месяцев, который может быть продлен, но не более чем на шесть месяцев.
Данная процедура банкротства отличается от выше рассмотренных следующими чертами:
— радикальное изменение прав и обязанностей органов управления акционерного общества и арбитражного управляющего;
— прекращение права органов управления акционерного общества распоряжаться имуществом общества, устранение от управления им;
— существенное усиление «прокредиторской» позиции законодателя.
С момента введения внешнего управления основные полномочия по управлению акционерным обществом переходят к внешнему управляющему. Органы управления акционерного общества в течение 3-х дней с момента утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника. Неисполнение данного предписания является основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Если до введения в отношении акционерного общества внешнего управления руководитель акционерного общества обладал правом представлять интересы акционерного общества и действовать от его имени в деле о банкротстве, то на данной стадии эти полномочия руководителя акционерного общества прекращаются.
Внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя акционерного общества или предложить руководителю перейти на другую работу. Увольнение руководителя производится по пункту 14 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Однако если внешний управляющий признает невозможным дальнейшее продолжение работы руководителя акционерного общества в новой должности, то трудовой договор с ним расторгается согласно пункту 1 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с отстранением от должности руководителя организации-должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве)).
Прекращение трудовых отношений с членами коллегиального исполнительного органа управления акционерного общества, работающих по трудового договору, происходит так же, как и в случае с единоличным исполнительным органом.
Общее собрание акционеров общества в пределах компетенции, установленной законом о банкротстве, вправе принимать решения:
— о внесении изменений и дополнений в устав общества в части увеличения уставного капитала;
— об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций;
— об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций;
— об обращении с ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии акций;
— об определении порядка ведения общего собрания акционеров;
— об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника;
— о замещении активов должника;
— об избрании представителя учредителей (участников) должника;
— о заключении соглашения между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок;
— об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника.
Эти решения могут быть приняты только с соблюдением процедур, предусмотренных Федеральным законом РФ «Об акционерных обществах». Из данного условия следует, что в рамках процедуры внешнего управления сохраняет свои полномочия и совет директоров акционерного общества, поскольку именно он осуществляет созыв и подготовку общего собрания акционеров.
Однако формирование совета директоров должника не входит в перечень полномочий общего собрания акционеров. Эти полномочия переходят к внешнему управляющему.
Крупные сделки, а также сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, заключаются внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов). Согласно закону о банкротстве крупной считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения такой сделки.
Внешнее управление прекращается в следующих случаях:
— арбитражным судом принято решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
— арбитражным судом вынесено определение о прекращении производства по делу о признании должника банкротом в связи с восстановлением его платежеспособности, погашением требований кредиторов или заключением мирового соглашения.
Конкурсное производство
Принятие арбитражным судом решения о признании акционерного общества банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства. Конкурсное производство — это ликвидационная процедура банкротства, направленная на освобождение должника от долгов и соразмерное погашение обязательств перед кредиторами.
Главным отличительным обстоятельством данной процедуры является прекращение полномочий руководителя общества в полном объеме: полномочия руководителя акционерного общества осуществляет конкурсный управляющий.
При этом за общим собранием акционеров и советом директоров закон оставляет полномочия по принятию решений о заключении крупных сделок, о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом.
Руководитель акционерного общества в течение 3-х дней с момента утверждения конкурсного управляющего обязан передать бухгалтерскую и иную документацию. На практике нередко встречаются случаи уклонения руководителей от передачи документации. В таких случаях арбитражный управляющий вправе обратиться в суд с заявлением об истребовании необходимых документов. Кроме того, законом предусмотрено, что в случае уклонения руководителя должника от передачи документов он может быть привлечен к ответственности, в том числе уголовной.
Законом о банкротстве предусмотрена возможность прекращения конкурсного производства и перехода к внешнему управлению. Данный переход возможен, если в отношении должника ранее не вводилось финансовое оздоровление и внешнее управление, и у конкурсного управляющего появились достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена. В случае вынесения арбитражным судом определения о переходе к внешнему управлению прекращаются ограничения органов управления акционерного общества, предусмотренные при процедуре конкурсного производства.
Конкурсное производство завершается после продажи имущества акционерного общества, окончания расчетов с кредиторами и составления отчета конкурсным управляющим. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации. Ликвидация общества влечет за собой прекращение его деятельности.
Мировое соглашение
Мировое соглашение как форма разрешения вопросов признания акционерного общества несостоятельным характеризуется такой особенностью, как универсальность применения: оно может быть заключено на любой стадии производства по делу о банкротстве (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства).
Юридическая сила мирового соглашения по делу о банкротстве основывается как на добровольном намерении его участников, так и на императивных нормах закона, предписывающих обязательность выполнения условий соглашения.
Отметим следующие особенности процедуры заключения мирового соглашения, определяющие соответствующие границы полномочий органов управления акционерного общества.
1. Решение о заключении мирового соглашения со стороны акционерного общества принимается в зависимости от стадии дела:
— руководителем;
— исполняющим обязанности руководителя;
— внешним управляющим;
— конкурсным управляющим.

2. Если мировое соглашение является для акционерного общества сделкой, которая в соответствии с учредительными документами может быть совершена лишь на основании решения органов управления или должна быть согласована с органами управления, такое решение о заключении мирового соглашения принимается только после принятия соответствующего решения органами управления акционерного общества. Если требуемого согласия со стороны органов управления акционерного общества не будет, то это является основанием для отказа арбитражным судом в утверждении мирового соглашения.
Решение о заключении мирового соглашения со стороны акционерного общества в ходе наблюдения, финансового оздоровления не требует согласования с арбитражным управляющим. Однако если на данных стадиях руководитель акционерного общества был отстранен, а его полномочия возложены на управляющего, тогда решение о заключении мирового соглашения принимает временный или административный управляющий. Решение о заключении мирового соглашения в ходе внешнего управления и конкурсного производства принимается соответственно внешним и конкурсным управляющими.
Утверждение мирового соглашения в ходе процедур банкротства является основанием для прекращения производства по делу, полномочия арбитражного управляющего прекращаются. Внешний и конкурсный управляющий исполняют обязанности руководителя акционерного общества до даты назначения нового руководителя должника.
? Общество получило прибыль по итогам года. Имеем ли мы право принять решение о невыплате дивидендов, или мы должны это сделать, поскольку отсутствуют веские основания, препятствующие этому? Можно ли оставить прибыль нераспределенной и на какие цели в последующем мы можем использовать эту нераспределенную прибыль?
Выплата дивидендов является правом, а не обязанностью акционерного общества. Можно и не выплачивать. Все решает общее собрание по предложению совета директоров.
Нераспределенная прибыль используется по усмотрению общества на любые не запрещенные законом цели. Но не забудьте, что вопрос распределения прибыли относится к компетенции общего собрания акционеров. В этой связи в решении годового собрания во избежание недоразумений рекомендуется указать: «Дивиденды за 2007 год не выплачивать. Нераспределенную прибыль оставить в распоряжении общества. Предоставить право принятия решения о дальнейшем использовании этой прибыли совету директоров (генеральному директору) общества».
? В соответствии с уставом к компетенции совета директоров относится вопрос создания филиалов. Акционерное общество намеревается изменить фирменное наименование своего филиала. Какой орган правомочен решить этот вопрос: совет директоров или общее собрание?
Статья 65 (пункт 1, подпункт 14) ФЗ «Об АО» относит принятие решения о создании филиала к компетенции совета директоров. Пункт 6 статьи 5 требует отражения в уставе сведений о филиале, а также отражения их изменений. Пункт 2 статьи 12 позволяет вносить эти изменения решением совета директоров. А все та же статья 6 говорит о том, что соответствующие изменения предоставляются регистрирующему органу в заявительном порядке. Так что решение может быть принято советом директоров. Более того, для третьих лиц оно вступит в силу «с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц» (ФЗ «Об АО», статья 5, пункт 4). Наконец, пункт 5 статьи 12 все того же закона гласит: «Внесение в устав общества изменений, связанных с созданием филиалов, открытием представительств общества и их ликвидацией, осуществляется на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) общества».
* Продолжение статьи. Начало опубликовано в журнале «Акционерное общество: вопросы корпоративного управления» № 2 (45), февраль, 2008 г.

Внешнее управление при банкротстве

Внешнее управление как процедура банкротства – это один из существующих способов избежать признания организации несостоятельной и восстановить платежеспособность. Исходя из закона о внешнем управлении, статей 93-123 закона №127 ФЗ, при успешном проведении процедуры существует возможность вытащить организацию из долгов и вернуть ее к прежнему состоянию. Главное, чтобы введением внешнего управления занималось уполномоченное лицо, имеющее стратегию и план дальнейшего изменения компании. К плану внешнего управления в банкротстве прибегают лишь в тех случаях, когда ситуацию можно изменить.

Что такое внешнее управление

Внешнее управление при банкротстве – это совокупность определенных мероприятий, предназначенных для исправления финансовой ситуации, сложившейся на производстве. Начало проведения подобных действий возможно лишь после выдачи постановления арбитражным судом. Согласно ФЗ, такое постановление может быть выдано лишь тем организациям, которые имеет арбитражного управляющего и реальные шансы на изменение положения. Чтобы осуществить намеченный план по возвращении из несостоятельного производства в платежеспособное требуется конкурсный управляющий, имеющий большой опыт в подобных делах.

Согласно законодательству право на реанимацию получают немногие предприятия. Процесс начинается исключительно после решения суда и проведения финансового оздоровления. Существуют дополнительные условия для старта процесса:

  • внешнее управление как процедура банкротства имеет реальный шанс вернуть юридическому лицу состоятельность за определенный срок;
  • на основе требований кредиторов было направлено ходатайство в уполномоченный орган для старта процедуры;
  • после просмотра ходатайства было вынесено решение, на основе закона о банкротстве, что внешнее управление действительно поможет вернуть предприятие к платежеспособному состоянию.

Главный нюанс такого мероприятия – это снятие, согласно закону, всех должностных лиц с занимаемых ими постов и назначение руководителем внешнего управляющего на необходимый для решения вопроса срок. Назначенный управляющий имеет полномочия, на основе статей о внешнем управлении в ФЗ о банкротстве, увольнять с должностей директоров, заместителей, бухгалтеров, изменять политику компании в нужном направлении.

Финансовое оздоровление и внешнее управление: в чем разница

Обе представленные процедуры служат для оздоровления предприятия, помощи юридическому лицу рассчитаться с накопившимися задолженностями и начать новый этап в развитии компании. Важно сходство двух мероприятий – это сохранение рыночной стоимости компании. К еще одному общему критерию можно добавить назначение проведения только по решению суда.

Важные отличия начинаются с методов, которыми управляющий будет достигать финансовой независимости, оплаты долгов и выведения корпорации из кризиса. В случае финансового оздоровления управляющий оказывает ограниченное влияние, выступая в качестве антикризисного менеджера. При старте процедуры ВУ все функции ложатся на выбранного арбитражного управляющего.

Финансовое оздоровление выступает как некая рассрочка на определенный срок с гарантиями, а управление – полноценное сочетание мероприятий с изменением стратегии ведения бизнеса, политики предприятия.

Особенность процедуры

Согласно ФЗ о несостоятельности и банкротстве, частью которого выступает внешнее управление, оно направлено не на подтверждение статуса банкрота, а на исправление ситуации. Задача конкурсного производства и назначенного управляющего состоит в составлении плана, разработке цели, выполнения всех обязательств и в завершение дела.

К особенностям внешнего управления ФЗ о банкротстве можно отнести:

  1. Согласно закону о банкротстве, внешнее управление начинается после постановления суда и не длиться более 1 года (ст.92 №127 ФЗ). Срок распространяется также на оздоровление.
  2. Назначенный управляющий становится главой компании – он решает, кого уволить, как изменить производство.
  3. План для изменения ситуации должен быть составлен за 1 месяц после назначения управляющего.
  4. Необходимо провести собрание кредиторов, подытожить все финансовые претензии к компании.
  5. По плану внешнего управления в банкротстве все претензии замораживаются до окончания выделенного срока.
  6. Любые ранее подписанные договоренности могут быть оспорены по решению управляющего.
  7. По достижении поставленной цели открывается новое дело – за 6 месяцев необходимо погасить задолженности.

Главный нюанс такого мероприятия – это его необязательность, ведь подобный период после признания несостоятельности, начинается в определенных условиях и только после решения суда.

Какой срок отводится на проведение процедуры

Федеральный закон Российской Федерации предусматривает ограничение на проведение оздоровительных мероприятий и процедуры банкротства предприятия. Общий этап банкротства может занимать до 2 лет, срок внешнего управления при банкротстве не может превышать 18 месяцев.

Продлить внешнее управление в деле о банкротстве возможно в случае изменения запланированных действий, внесения важных корректировок, которые повлияют на конечный результат дела. Максимально суд может увеличить период на 6 месяцев. Помимо увеличения, по ходатайству кредиторов или управляющего, срок может быть уменьшен.

Период банкротства фермерских, градообразующих или предприятий, пострадавших от природных бедствий, изначально увеличивается до 2,5 лет.

Стадии банкротства внешнего управления

Конкурсный управляющий отвечает за составление подробного плана, который будет последовательно выполняться на всех стадиях получения статуса несостоятельности. Внешнее управление при банкротстве состоит из следующих стадий:

  • поиск, согласование и наём управляющего;
  • разработка этапов, постановление цели для дальнейшей работы;
  • стадия создания плана для финансового оздоровления;
  • провести собрание кредиторов, согласовать цель внешнего управления при банкротстве и обсудить намеченные мероприятия для восстановления компании, по необходимости внести коррективы;
  • старт запланированных мероприятий;
  • завершающая стадия в виде исполнения данных кредиторам обязательств.

Для того чтобы управлять процессом необходимо иметь тщательно разработанный пошаговый план, следуя которому, можно добиться положительного результата. Чтобы приостановить процесс признания несостоятельности в разработанном плане действий должны быть прописаны следующие этапы:

  • пошаговые действия, влияющие на восстановление платежеспособности;
  • все данные обязательства кредиторам, оговоренные сроки приведения их в действие;
  • набросок сметы на реализацию;
  • четко оговоренный срок, за который проблема с неплатежеспособностью будет ликвидирована;
  • факты, аргументы, которые подтверждают, что вернуть финансовую стабильность предприятию реально;
  • описание функций всех взыскателей и комитета, одобряющего действия несостоятельного предприятия.

Назначенный управляющий должен постоянно составлять отчеты и рассказывать о совершенных действиях кредитором, если они изъявляют желание их просмотреть. По завершении всех стадий банкротства, внешнее управление можно считать успешным, если предприятие вернуло статус платежеспособной организации и расплатилось по всем накопленным ранее долгам.

Пошаговый алгоритм действий для выведения предприятия из состояния финансового кризиса

Внешнее конкурсное управление при банкротстве – это совокупность этапов и стратегического планирования, которое может поспособствовать восстановлению финансового положения предприятия. Для выведения предприятия из кризисного положения требуется следовать такому алгоритму действий:

  • в первый день введения ВУ требуется поставить в известность руководителей предприятия;
  • за 10-дневный срок направляется заявление о присвоение статуса несостоятельности;
  • права на руководство и принятие решений передаются управляющему;
  • в течение 1 месяца проводится собрание кредиторов для обсуждения дальнейших действий;
  • все организации, которые выдавали кредиты предприятию, получают извещение о начале оздоровительного процесса;
  • проводится собрание всех сотрудников;
  • бухгалтер и аудитор организации привлекается к разработке и обсуждению дальнейшего плана действий;
  • проведение инвентаризации и последующий анализ финансовой ситуации;
  • принятие от кредиторов претензий, проведение еще одного собрания для обсуждения;
  • составление отчетности, передача ее кредиторам и в суд;
  • проведение оздоровительных мероприятий;
  • подготовка итогового отчета за все время ВУ и предоставление информации суду, кредиторам.

Подобное пошаговое проведение внешнего управления касается всех предприятий, которым была дана попытка привести финансовое положение в порядок.

Какие могут быть последствия

В ситуациях, когда суд вводит внешнее управление и назначается новый управляющий, который должен решить проблему, все руководство переходит в его руки. Одними из важных последствий для компании является смена власти, получение новым управляющим полномочий переставлять персонал с должности на должность, увольнять сотрудников.

Помимо этого, существуют дополнительные последствия:

  1. Все руководители, собственники имущества теряют свои права и складывают полномочия по велению управляющего.
  2. Любые подписанные ранее соглашения с кредиторами отменяются.
  3. Все выдвигаемые требования по оплате задолженностей, регулярных платежей и другим долговым обязательствам попадают под запрет. Исключением могут быть законодательно установленные случаи.

Начинать процедуру банкротства необходимо только в крайнем случае, когда других вариантов не остается, а мировое соглашение не подписывается. Согласно ФЗ о несостоятельности и банкротстве, внешнее управление вводится для проведения реабилитационных мероприятий и возвращения предприятия к финансовой стабильности. В случае успеха ВУ компания начинает рассчитываться с задолженностями. А в ситуациях, когда примененная стратегия не дала результатов судом устанавливаются дополнительные меры для удовлетворения кредиторов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *