ВШЭ мчп

Кто выбирает аспирантуру?

В аспирантуру идут те, кто не хочет расставаться с динамичной и творческой университетской средой. С теми, кто хочет общаться с людьми интересными, талантливыми. Аспирантура по сути — следующая стадия развития, поиск возможностей с прицелом на дальнейшее трудоустройство. И совсем не обязательно в академической сфере.

Другая группа поступающих – абитуриенты, выстраивающие карьеру в академической сфере, либо аналитики из бизнеса, чья работа содержательно близка тому, что делают их коллеги-исследователи. Кстати, именно эти люди нередко выбирают между аспирантурой и вторым высшим образованием, МВА-программами. Таких молодых людей привлекает скорее сам процесс обучения, возможность реализации самостоятельного исследовательского проекта.

Но при этом выбор аспирантуры совершенно не означает, что, получив ученую степень, ее обладатель намеревается сменить, например, бизнес на науку. В кандидатских диссертациях развиваются прикладные аспекты исследования той или иной проблемы. В этом смысле наработки могут быть крайне полезны бизнес-сообществу.

Аспирантура позволяет изучать другую специальность

Аспирантура дает возможность сменить научное направление. Экономист может переориентироваться на политологию, а юрист — готовить диссертацию по экономике. Хотя, безусловно, есть большой плюс и в том случае, когда при переходе в аспирантуру сфера научных интересов не меняется кардинально.

Накопленный за время студенчества багаж — знание теории, владение современными методами исследования, знание предметной области той или иной сферы деятельности — это неплохой стартовый капитал для аспиранта. Нередки ситуации, когда в аспирантуре продолжается работа над проблемой, которой аспирант занимался еще в магистратуре. Магистерский диплом в этом случае служит подходящей базой для кандидатской диссертации.

Особенности аспирантуры Высшей школы экономики

Прежде всего — научное руководство. Вышка обладает серьезным потенциалом. К научному руководству аспирантами допускаются преподаватели и научные сотрудники, имеющие внушительный «послужной список»: участие в исследовательских проектах, публикации в ведущих российских и западных изданиях. У аспирантов этого вуза есть возможность готовить диссертации под руководством исследователей, являющихся лидерами в разных областях науки: экономике, социологии, юриспруденции, психологии, политологии.

По академической активности с Вышкой могут сравниться немногие вузы. Научные конференции и семинары (на разных площадках Вышки проходит до 30 событий в день) собирают ведущих российских и зарубежных ученых. Есть и другие формы участия в научной жизни Вышки.

Нередко научные руководители и кафедры привлекают аспирантов к работе в различных исследовательских проектах. Кроме того, в Вышке действует множество научных институтов, исследовательских центров, научно-учебных лабораторий, проводящих исследования как фундаментальные, так и прикладные.

Постепенно развиваются программы двойных дипломов, в рамках которых аспирант одновременно учится в российской и зарубежной аспирантурах, на выходе получая и кандидатскую степень, и PhD. Таких программ пока немного не только в России, но и в Европе. С осени текущего года в ГУ-ВШЭ стартует программа подготовки аспирантов, содержательно аналогичная PhD, ее здесь назвали «аспирантура полного дня».

Аспиранты будут слушать курсы, аналогичные тем, что предлагаются их коллегам на западе, участвовать в творческих мастерских, устраиваемых европейскими университетами, работать над исследовательскими проектами в командах западных вузов.

В вузе планируют выплачивать аспирантам, участникам программы, внушительную стипендию с тем, чтобы человек смог сосредоточиться и провести качественное исследование. Фактически аспирантура становится для них полноценной оплачиваемой работой.

Для лучших предусмотрены также отдельные стипендии. Например, в этом году была учреждена стипендия имени Егора Гайдара, которую будут получать не только лучшие аспиранты второго и третьего годов обучения, но и вновь зачисленные: каждый год на эту стипендию будет приглашаться наиболее активные в плане проведения исследований и написания научных работ выпускники магистратуры факультета экономики ГУ–ВШЭ. Размер стипендии составит 25 тысяч рублей в месяц.

Если есть желание, можно попробовать себя в преподавании. Для молодых преподавателей также предусмотрена поддержка в виде грантов.

Значение аспирантуры для работодателя

Мало кто из работодателей автоматически повысит зарплату за факт наличия «корочки» с ученой степенью. Но тот капитал, который наработан в процессе написания диссертации, — умение организовывать и реализовывать проект, сложившиеся контакты в профессиональном сообществе (в этом смысле публикации, участие в конференциях, стажировках, семинарах, летних школах — хороший способ заявить о себе) — все это «весит» ничуть не меньше, чем финал всех аспирантских трудов — степень кандидата наук.

Аспирантура позволяет встраиваться в широкий профессиональный контекст. Вдобавок, в процессе написания кандидатской диссертации человек «подрастает» профессионально, и нередко получение степени сопровождается переходом на следующую ступень карьерной лестницы.

Наличие степени – это своеобразный «фильтр» для профессиональных сообществ, образовательный сигнал, свидетельствующий о том, что человек, закончивший аспирантуру — в среднем — более продуктивный работник, чем его коллега с «просто» высшим образованием. Но опять же, как и в случае с высшим образованием, критичным является не просто наличие степени, но и вуз, в котором человек защищался — как дополнительная гарантия качества.

Интеграция аспирантов Высшей школы экономики в мировое научное сообщество

Постепенно развиваются программы двойных дипломов, в рамках которых аспирант одновременно учится в российской и зарубежной аспирантурах, на выходе получая и кандидатскую степень, и PhD. Аспиранты будут слушать курсы, аналогичные тем, что предлагаются их коллегам на западе, участвовать в творческих мастерских, устраиваемых европейскими университетами, работать над исследовательскими проектами в командах западных вузов.

Кроме этого, важным аспектом подготовки аспирантов являются курсы «по развитию академических навыков», на которых аспирантов обучают навыкам планирования и проведения исследовательских проектов, их презентации; написания и продвижения текстов в зарубежные академические издания.

Аспирантура ГУ-ВШЭ ориентирована на мобильных студентов

В Выше специально планируют количество мест в аспирантуре таким образом, чтобы была возможность у выпускников других вузов приходить сюда учиться, рассчитывая на то, что в вуз придут перспективные и мобильные ребята со стороны. Более 40 % поступивших составляют люди, закончившие другие вузы, часто из других городов.

Опыт показывает – для ребят настойчивых, пытливых, заинтересованных в научной работе поступить в аспирантуру ГУ-ВШЭ вполне реально.

Аспирантура ГУ-ВШЭ – цифры и факты

В 2010 году общая цифра приема составляет 300 мест. Все места бюджетные, платной аспирантуры нет. Есть очная и заочная формы обучения.

26 научных специальностей

11 диссертационных советов, вскоре будет открыт двенадцатый диссовет по философским наукам.

В Вышке издается несколько журналов, входящих в список ВАК: «Экономический журнал ГУ-ВШЭ», «Психология. Журнал Высшей школы экономики», «Мир России», «Вопросы образования», «Вопросы государственного и муниципального управления», «Российская экономика: прогнозы и тенденции».

Все иногородние аспиранты-очники обеспечиваются общежитиями.

Приемная кампания в аспирантуру начинается с 1 июля. Прием документов до 15 сентября. В октябре проводятся вступительные экзамены (по специальности, иностранному языку, философии).

С требованиями к документам можно ознакомиться на портале ГУ-ВШЭ. За дополнительными консультациями следует обращаться в Управление аспирантуры и докторантуры.

ПЛАН

Введение

1. Характеристики современных военно-политических тенденций

2. Роль и место России в мировом сообществе

3. Система национальных интересов России

Заключение

Национальная безопасность определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

С точки зрения права, национальную безопасность России на современном этапе обеспечивают более 200 нормативно правовых актов:

— Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.;

— Федеральные законы (ФЗ № 61 от 31.05.1996 г. «Об обороне»; ФЗ № 53 от 28.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе»; ФЗ № 31 от 26.02.1997 г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»);

— Кодексы Российской Федерации;

— Указы Президента РФ (Указ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», Указ от 05 февраля 2010 г. № 146 «О Военной доктринеРоссийской Федерации»);

— Постановления Правительства Российской Федерации;

— Федеральные целевые программы, концепции, доктрины, стратегии и др.;

— Ведомственные нормативные акты.

В стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года даются основные понятия, определяющие содержание и направление по обеспечению национальной безопасности РФ.

Национальные интересы РФ – совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства.

Угроза национальной безопасности – прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию РФ, обороне и безопасности государства.

Стратегические национальные приоритеты – важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан РФ, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности.

Система обеспечения национальной безопасности – силы и средства обеспечения национальной безопасности.

Силы обеспечения национальной безопасности – ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства РФ.

Средства обеспечения национальной безопасности – технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

1. Характеристики современных военно-политических тенденций

Современный этап мирового развития характеризуется острейшими социально-экономическими конфликтами и политическими противоречиями.

Конец биполярной блоковой системы привел к существенному изменению принципов стратегической стабильности в мире. Глобальная и региональная безопасность смещаются от вопросов войны и мира к политическим, финансово-экономическим, демографическим и другим проблемам.

В начале XXI века обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира.

Сегодняшняя глобальная военно-политическая обстановка характеризуется сочетанием двух основных тенденций:

1. Стремлением сформировать новую, более справедливую и демократическую систему международных экономических и политических отношений;

2. Расширением практики применения вооруженной силы на основе национальных решений и вне мандата ООН.

Наряду с этими тенденциями продолжают существовать и стереотипы периода «холодной войны», существенно осложняющие международную обстановку.

Существенное значение для понимания специфики Российских внешнеполитических интересов, а значит, роли и места ВС РФ, приобретают новые глобальные тенденции:

1. В современной системе военно-политических отношений на первый план выходит противодействие новым вызовам, стимулированным процессами глобализации. Резко повышается значимость международного сотрудничества силовых структур, включая спецслужбы и ВС РФ.

2. Становится реальностью осуществление международных операций по применению силы вне традиционных военно-политических организаций.

3. Происходит дальнейшее увеличение роли экономики во внешнеполитических приоритетах государств.

4. Сращивание внутреннего и международного терроризма.

5. Существенно повысилось значение негосударственных участников системы международных отношений для определения характера внешнеполитических приоритетов различных государств мира.

2. РОЛЬ И МЕСТО РОССИИ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ

Распад СССР привел к существенным изменениям в геополитике. По сравнению с Советским Союзом геополитические возможности РФ сократились. В значительной мере утрачены выходы к Балтике и Черному морю; в ресурсном отношении потеряны шельфы Черного, Каспийского, Балтийского морей; при сокращении территории протяженность границ увеличилась (появились новые, не обустроенные границы). Численность населения и занимаемая площадь по сравнению с СССР уменьшилась приблизительно в два раза. Потеряны прямые сухопутные выходы к Центральной и Западной Европе, вследствие чего Россия оказалась отрезанной от Европы, не имея теперь непосредственных границ ни с Польшей, ни со Словакией, ни с Румынией. В результате распада СССР Россия оказалась как бы отодвинутой на северо-восток, то есть в определенной степени утратила возможности непосредственного влияния на положение дел не только в Европе, но и в Азии, которые имел Советский Союз. Говоря об экономическом потенциале, следует констатировать, что роль российской экономики в мировой экономике не велика. Она несравнима не только с ролью США, Западной Европы, Японии и Китая, но уступает (или приблизительно равна) роли таких стран, как Бразилия, Индия, Индонезия и ряда других. Так, падение курса рубля (как и его рост) почти не влияет на курсы ведущих мировых валют.

К основным факторам, определяющим геополитическое место России в мире, относятся:

Ø ВВП на душу населения в России составляет 15 900долларов США (данные 2010 г.), для сравнения, в других странах: Катар – 145 300; Люксембург – 81 800; США – 47 400; Канада – 39 600; Германия – 35 900; Япония – 34 200; Украина – 6700.

Ø Сложилась неблагоприятная демографическая ситуация. Плотность населения в целом по РФ составляет 8,7 чел/кв. км (Якутия – 1, Магаданская обл. – 0,5 чел/кв. км). Для сравнения: Украина – 85 чел/кв. км, Китай – 125, Япония – 332. Соотношение рождаемости и смертности в 1960 г. составляло 2,7/0,8 млн. человек. В 1990 г. оно было 2,0 / 1,6, а в 2002 г. соотношение уже составило 1,4 / 2,3 млн. чел., то есть смертность превысила рождаемость. К основным причинам смертности относится ишемическая болезнь сердца, сосудистые заболевания головного мозга, атеросклероз, отравления, самоубийства, нападения, ДТП и т.д.

Ø Отмечается неоптимальная структура Российского общества. Пенсионеры в России составляют 31,2% ко всему населению страны, тогда как инженеры и квалифицированные рабочие всего 18,9%, интеллигенция, служащие – 14,6%, управленцы – 7,2%, учащиеся – 3,6%. Велика доля низко квалифицированных рабочих – 14,8% и неработающих (домохозяйки, безработные) – 9,7%.

Ø Миграционные процессы последнего времени характеризуются двумя неблагоприятными для страны тенденциями:

— большой приток иммигрантов преимущественно из республик, бывшего СССР. В 2008 г. в Россию въехали 20 млн. иммигрантов (большинство низко квалифицированные работники), из них 10 млн. нелегально. Из-за неуплаченных нелегалами налогов федеральный бюджет потерял 200 млрд. рублей. Российское гражданство по упрощенной схеме получили 507 тыс. человек;

— отток ученых за рубеж (за последние годы в США уехало более 5 тыс. ученых, ежегодно 25% выпускников элитных вузов эмигрирует).

В Указе Президента РФ вВоенной доктринеот 05.02.2010 г. № 146 «О военной доктрине Российской Федерации» учитываются основные положения Военной доктрины 2000 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, а также положения Концепции внешней политики РФ 2008 года и Морской доктрины РФ на период до 2020 года.

Мировое развитие на современном этапе характеризуется ослаблением идеологической конфронтации, снижением уровня экономического, политического и военного влияния одних государств (групп государств) и союзов и ростом влияния других государств, претендующих на всеобъемлющее доминирование.

Неурегулированными остаются многие региональные конфликты. Сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в регионах, граничащих с РФ. Существующая система международной безопасности, включая ее международно-правовые механизмы, не обеспечивает равной безопасности всех государств.

При этом, несмотря на снижение вероятности развязывания против РФ крупномасштабной войны с применением обычных средств поражения и ядерного оружия, на ряде направлений военные опасности Российской Федерации усиливаются.

В Военной доктрине подробно рассматриваются основные внешние и внутренние военные опасности и военные угрозы, военная политика, военно-экономическое обеспечение обороны.

Основные внешние опасности:

а) стремление наделить силовой потенциал НАТО глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран – членов НАТО к границам РФ, в том числе путем расширения блока;

б) попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность;

в) развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях сопредельных с РФ и ее союзниками государств, а также в прилегающих акваториях;

г) создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, а также милитаризация космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия;

д) территориальные претензии к РФ и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела;

е) распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием;

ж) нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений;

з) применение военной силы на территориях сопредельных с РФ государств в нарушение Устава ООН и других норм международного права;

и) наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с РФ и ее союзниками государств;

к) распространение международного терроризма;

л) возникновение очагов межнациональной (межконфессиональной) напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных группировок в районах, прилегающих к государственной границе РФ и границам ее союзников, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и насильственного (религиозного) экстремизма в отдельных регионах мира.

Основные внутренние военные опасности:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя РФ;

б) подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности РФ;

в) дезорганизация функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры РФ.

Основные военные угрозы:

а) резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы;

б) воспрепятствование работе систем государственного и военного управления РФ, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально опасных объектов;

в) создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории РФ или на территориях ее союзников;

г) демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях сопредельных с РФ или ее союзниками государств с провокационными целями;

д) активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.

В качестве примеров некоторых опасностей и угроз национальной безопасности РФ можно отметить:

ü Расширение НАТО: в 1999 г. в альянс были приняты бывшие члены Варшавского договора – Польша, Венгрия, Чехия. Это событие произошло, несмотря на заверения политиков Запада руководителям бывшего СССР, что альянс ни на шаг не продвинется на Восток. Последнее шестое по счету расширение НАТО произошло 1 апреля 2008 г. на саммите НАТО в Бухаресте, когда в альянс влились Албания и Хорватия.

ü В последнее время отмечается увеличение неурегулированных территориальных претензий. У Китая есть претензии к Приморскому краю, Сибири, включая озеро Байкал, а также к Киргизии, Казахстану, Монголии (вся страна), Корее, Вьетнаму. Имеются территориальные притязания к России со стороны Норвегии, Финляндии, Эстонии, Латвии, Японии.

ü Происходит усиление конкуренции в борьбе за природные ресурсы. Ряд стран проявляет повышенный интерес к разделу арктических территорий. За обладанием права на арктические территории борются Россия, США, Канада, Дания, Норвегия, Исландия, Китай.

ü Расширяются районы потенциальных военных конфликтов: Чечня, Палестин, Ирак, Афганистан; Грузия и Абхазия, Грузия и Осетия, Приднестровье, Крым, Нагорный Карабах, Таджикистан и т.д.

Помимо перечисленных опасностей и угроз на национальную безопасность негативное влияние оказывают такие стратегические риски, как:

ü снижение конкурентоспособности экономики; сохранение экспортно-сырьевой модели развития; ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики; неравномерное развитие регионов; недостаток трудовых ресурсов; низкая устойчивость финансовой системы; сохранение условий для коррупции и криминализации общества;

ü отставание страны в разработке и внедрении передовых технологий; зависимость от импортных поставок научного оборудования, приборов и электронной компонентной базы, стратегических материалов; несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособных отечественных технологий; необоснованные односторонние санкции в отношении научных и образовательных организаций России; снижение качества образования;

ü низкая эффективность системы медицинского страхования и качества подготовки и переподготовки специалистов здравоохранения; недостаточный уровень социальных гарантий и оплаты труда медицинским работникам; низкие темпы развития и финансирования высокотехнологичной медицинской помощи; незавершенность формирования нормативной правовой базы здравоохранения;

ü вытеснение России с внешнего и внутреннего информационного рынка, девальвация духовных ценностей, разработка рядом государств концепций «информационных войн»;

ü возрастание экстремистской и террористической деятельности: террористические акты в городах, на транспорте, общественных местах; возможность применения зарядов большой мощности, попытки завладеть радиоактивными веществами, ядерным, химическим, биологическим и другими видами оружия массового уничтожения или их компонентами;

ü неблагоприятная криминогенная обстановка в стране: к уголовной ответственности привлекается более 1,5 млн. человек в год (203 тысячи преступлений совершается несовершеннолетними гражданами); за умышленные убийства привлечено более 29 тыс. человек; в местах лишения свободы находится порядка 1 млн. человек; 15 млн. молодых людей нигде не учатся и не работают; зарегистрировано 5 млн. хронических алкоголиков.

Исходя из геополитической ситуации, РФ проводит сбалансированную внутреннюю и внешнюю политику:

— ООН и Совет Безопасности ООН рассматривается РФ в качестве центрального элемента, обеспечивающего глобальную стабильность. Снижение роли Совета Безопасности ООН и переход к применению вооруженных сил на основании национальных решений оценивается как опасная тенденция;

— отношения РФ с Содружеством Независимых Государств являются важнейшим направлением внешней политики;

— РФ последовательно выступает за превращение Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в эффективную межгосударственную организацию, оказывающую стабилизирующее влияние на общую военно-политическую обстановку в СНГ и регионах, граничащих с СНГ;

— отношения РФ с НАТО определяются Римской декларацией 2001 года. РФ внимательно следит за процессом трансформации НАТО и рассчитывает на полное изъятие прямых и косвенных компонентов антироссийской направленности;

— Шанхайская организация по сотрудничеству (ШОС) играет важнейшую роль в обеспечении региональной стабильности в Центральной Азии и в Дальневосточном регионе;

— в отношениях с США РФ руководствуется необходимостью строгого соблюдения норм международного права и приматом собственных национальных интересов и рассчитывает на расширение сотрудничества в политической, военно-политической и экономической сферах;

— Россия наращивает усилия по борьбе с международным терроризмом в рамках антитеррористической коалиции, являющейся элементом глобальной стабильности.

3. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ

Термин «национальные интересы страны» в РФ появился в начале 90-х гг. XX в., когда Россия вновь утвердила себя как суверенное государство. В 1996 г. термин «национальные интересы России» получил нормативное закрепление в Послании по национальной безопасности Президента РФ Федеральному Собранию. В 2009 г. система национальных интересов была изложена в Указе Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». В ней сказано, что национальные интересы РФ на долгосрочную перспективу заключаются:

— в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;

— в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;

— в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Система национальных интересов России определяется совокупностью базисных интересов личности, общества и государства в важнейших сферах общественной жизни: в экономике; социальной и духовной жизни; во внутренней и международной политике, в обороне, экологии, медицине, информатике и т.д.

Базисные интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод граждан, в поддержании такого уровня их жизни, который предоставляет необходимо-минимальные возможности для физического, духовного и интеллектуального развития.

Базисные интересы общества заключаются в упрочении институтов гражданского общества, внутренней социально-политической стабильности и целостности, в повышении созидательной активности трудоспособного населения, а также в духовном возрождении России.

Базисные интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в наращивании национальной мощи, в ослаблении угроз национальной безопасности, в создании пояса добрососедства и развитии межгосударственного сотрудничества на основе партнерства.

Если кратко охарактеризовать национальные интересы России в важнейших сферах общественной жизни, то первоочередного внимания требуют экономические проблемы. Экономика призвана обеспечить устойчивый рост ВВП до уровня передовых стран. Во внешнеэкономической сфере национальные интересы России заключаются в расширении выгодного товарооборота со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Во внутриполитической области национальные интересы России состоят в консолидации всех слоев общества на созидание, создании эффективной государственной власти, завершении процесса становления демократии, проведении ответственной и взвешенной государственной национальной политики, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих подрыву федеративного устройства, возникновению социальных и межнациональных конфликтов, национального и регионального сепаратизма.

Национальные интересы РФ в международной сфере требуют проведения активного внешнеполитического курса, направленного на упрочение авторитета и позиций России как великой державы, без участия которой невозможно решение глобальных и региональных проблем, упрочение международной безопасности.

Национальные интересы в области духовной жизни, культуры, медицины и науки во многом связаны с сохранением и развитием образовательного и интеллектуального потенциала, утверждением в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, развитием многовековых духовных традиций.

Национальные интересы России в оборонной сфере, прежде всего, заключаются в обеспечении военной безопасности и недопущении агрессии со стороны других государств, создании адекватной потенциальным и реальным угрозам военной организации, учитывающей изменение баланса сил на мировой арене и экономические возможности государства.

Национальные интересы в области экологии заключаются в рациональном природопользовании, сбалансированности потребления, развитии прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала.

В интересах России – перекрыть каналы незаконного вывоза капиталов за рубеж, направив их на нужды общества и граждан.

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Высшая школа экономики — исследовательский университет, осуществляющий свою миссию через научно-образовательную, проектную, экспертно-аналитическую и социокультурную деятельности на основе международных научных и организационных стандартов. Мы осознаем себя частью мирового академического сообщества, считаем международное партнерство, вовлеченность в глобальное университетское взаимодействие ключевыми элементами нашего движения вперед. Будучи российским университетом, мы работаем на благо России и ее граждан.

Основа нашей деятельности — теоретические и эмпирические исследования и распространение знаний. Не поступаясь качеством исследований и не ограничиваясь преподаванием фундаментальных научных знаний, мы стремимся обеспечивать практический вклад в строительство новой России.

Наш университет — это коллектив ученых, сотрудников, аспирантов и студентов, которых отличает внутренняя приверженность к поддержанию высоких академических стандартов своей деятельности. Мы стремимся обеспечить наиболее благоприятные условия для развития каждого члена нашего коллектива.

Нас, занимающих порой различные позиции по разным проблемам современности и прошлого, объединяют общие ценности:

  • стремление к истине;
  • сотрудничество и заинтересованность друг в друге;
  • честность и открытость;
  • академическая свобода и политический нейтралитет;
  • профессионализм, требовательность к себе и ответственность;
  • активная общественная позиция.

Обзор магистерских программ по международному частному праву в России

Июнь 17, 2019

Университет: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.

Город: Москва.

Магистерская программа: магистр частного права.

Цели программы: подготовка лиц с высшим профессиональным образованием по специальности «юриспруденция» с присвоением квалификации (степени) «магистр» в сфере частного права; подготовка научных кадров в данной сфере, в том числе путем качественной подготовки к поступлению в аспирантуру соответствующего профиля.

Преимущества программы:

· магистерская программа нацелена на изучение магистрантами всего спектра частноправовых наук (учебных дисциплин): гражданского и международного частного права;

· обучение в рамках магистерской программы включает лекционные и аудиторные занятия, самостоятельную работу под руководством научного руководителя, интерактивные занятия;

· предполагается отвести необходимое время на самостоятельную работу магистрантов по изучению специальной юридической литературы, рекомендованной преподавателями по соответствующим спецкурсам, в том числе иностранной (на языке оригинала), а также правоприменительной практики и законодательства, включая иностранное. При этом магистрант должен работать над подготовкой магистерской диссертации (дипломной работы) по указаниям и под руководством своего научного руководителя, избранного им из числа преподавателей кафедры;

· набор осуществляется как на бюджетные места, так и на места с оплатой стоимости обучения на договорной основе.

Срок обучения: 2 года.

Форма обучения: очная.

Подробная информация на сайте http://www.law.msu.ru/teaching/magistracy/program.

Университет: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).

Город: Москва.

Магистерская программа: международное частное право.

Цель программы: формирование фундаментальных и прикладных профессиональных компетенций в сфере международного частного права; подготовка юристов в сфере международного корпоративного права, международного банковского права, международного гражданского процесса, международного коммерческого арбитража и других отраслях международного частного права.

Преимущества программы:

· структурированное содержание программы, включающее обязательные и элективные учебные дисциплины. Это позволяет сочетать фундаментальные (теоретические) и прикладные (практико-ориентированные) предметы;

· обучение ведут как профессиональные преподаватели кафедры международного публичного и частного права со значительным стажем научно-педагогической работы, так и молодые ученые, которые сочетают работу в университете с карьерой в сфере юриспруденции;

· изучение юридического английского языка, что позволит наладить профессиональную коммуникацию, необходимую юристу в области международного частного права;

· научно-исследовательская работа магистрантов;

· возможность трудоустройства выпускников программы.

Срок обучения: 2 года.

Форма обучения: очная.

Подробная информация на сайте https://www.hse.ru/ma/privlaw/profession.

Университет: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России (МГИМО).

Город: Москва.

Магистерская программа: международное частное и гражданское право.

Цель программы: подготовка специалистов широкого профиля в области частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом. Выпускники могут работать в любой сфере, предполагающей участие субъектов частного права и возможность наличия связи с юрисдикцией более чем одного государства. При этом магистры равно компетентны как в материально-правовых, так и в процессуальных аспектах, включая международный коммерческий арбитраж.

Преимущества программы:

· обучение позволяет будущим юристам получить и развить навыки проведения компаративистских исследований. Особенность специализации обусловлена тем, что международное частное право является комплексной правовой наукой, находящейся на стыке теории права, отечественного и иностранного частного права, процесса, права международной торговли, валютного права, международного публичного права, включая регулирование в рамках ВТО;

· большой объем теоретических знаний, основная часть которых приобретается магистрантами самостоятельно. На семинарах усвоенный теоретический материал обсуждается и применяется на практике для разрешения казусов разного уровня сложности. Кроме того, магистранты могут научиться представлять судебные и арбитражные дела. Такой навык особенно полезен при всестороннем изучении судебной практики, а также в том случае, если магистрант собирается работать в суде или арбитраже;

· профессорско-преподавательский состав кафедры международного частного и гражданского права и магистранты ежегодно готовят команду для участия в Международном конкурсе по коммерческому арбитражу им. Виллема К. Виса (Willem C. Vis Moot Competition). Команда МГИМО в рамках конкурса традиционно демонстрирует значительные результаты.

Срок обучения: 2 года.

Форма обучения: очная.

Подробная информация на сайте https://mgimo.ru/study/master/ipclaw/.

Университет: Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина (МГЮА).

Город: Москва.

Магистерская программа: магистр международного частного права.

Цель программы: полное юридическое сопровождение трансграничных частноправовых отношений; полное правовое сопровождение международного бизнеса: международные коммерческие и корпоративные сделки – контракт под ключ и досудебное, несудебное (ADR, медиация, арбитраж) и судебное разрешение международных коммерческих споров.

Преимущества программы:

· магистерская программа стабильно существует с момента открытия магистратуры в МГЮА и занимает лидирующие позиции по количеству обучающихся;

· первая и самая большая кафедра международного частного права в России;

· с магистрантами работает как профессорско-преподавательский состав, так и практикующие юристы, арбитры;

· обучение ориентировано на практику: занятия проводятся в форме мастер-классов, кейс-стади, работы в малых группах, экспертизы юридических документов.

Срок обучения: 2 года.

Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная.

Университет: Санкт-Петербургский государственный университет.

Город: Санкт-Петербург.

Магистерская программа: международное частное право.

Цель программы: программа позволяет овладеть профессиональными компетенциями для работы в государственных органах, международных структурах, отечественных и иностранных фирмах, общественных организациях, банках, консалтинговых компаниях и т.д.; навыками работы по юридическому сопровождению международных сделок, а также по защите интересов физических и юридических лиц в условиях международного гражданского и хозяйственного оборота, включая судебное и арбитражное представительство.

Преимущества программы:

· в процессе обучения студенты получают углубленные знания в области международного публичного и частного права, европейского права, сравнительного правоведения, международного гражданского процесса;

· программа предполагает подготовку специалистов, квалификация которых позволяет осуществлять различные виды деятельности в области международного частного права: планирование, составление и заключение международных контрактов, обеспечение торговых и иных коммерческих сделок, проведение международных расчетов, защиту авторских прав в глобальном информационном обществе, юридическое консультирование по вопросам международного арбитража, экспертно-консультационную деятельность по вопросам международного и европейского права и т.д.;

· образовательная программа разработана с учетом профессиональных стандартов и мнения работодателей о соотносимости компетенций выпускников и трудовых функций в области профессиональной деятельности.

Срок обучения: 2 года.

Форма обучения: очная.

Университет: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации.

Город: Москва.

Магистерская программа: гражданское, семейное и международное частное право.

Цель программы: подготовка высокопрофессиональных кадров, обладающих фундаментальными знаниями в области гражданского, семейного, международного частного права путем развития у обучающихся личностных качеств и формирования общекультурных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций.

Преимущества программы:

· реализация права магистранта на качественное профессиональное образование, в том числе с учетом его научно-образовательных интересов и потребностей карьерного роста;

· формирование профессиональных компетенций, обеспечивающих эффективную деятельность юриста в системе общественных отношений частноправового характера;

· формирование социокультурной среды и создание условий для социализации магистранта как профессионального юриста и исследователя;

· обеспечение практико-ориентированного характера подготовки магистрантов путем привлечения их в рамках магистерских исследований к выполнению конкретных проектов кафедры, органов власти и других работодателей.

Срок обучения: 2/2,5/2,5 года.

Форма обучения: очная, заочная, очно-заочная.

Подробная информация на сайте http://igsu.ranepa.ru/program/p380/.

Университет: Всероссийская академия внешней торговли (ВАВТ).

Город: Москва.

Магистерская программа: правовое регулирование внешнеэкономической деятельности.

Цель программы: подготовить юристов, способных заниматься не только практической, но и научно-исследовательской, а также педагогической деятельностью.

Преимущества программы:

· магистратура МПФ ВАВТ предоставляет уникальную возможность расширить свои знания в сфере правового регулирования внешнеэкономической деятельности. Индивидуальный подход в обучении определяется, в частности, выбранным направлением научного исследования, а также областью практической деятельности юриста. Специалисты, обладающие степенью магистра в области правового регулирования внешнеэкономической деятельности, способны не только составить контракт или оказать правовую поддержку во время переговоров на иностранном языке, но и проанализировать значительные объемы научно-исследовательской литературы, содержащие различные точки зрения по правовым вопросам, самостоятельно изучить и прокомментировать нормативно-правовую базу зарубежных стран, лежащую в основе правового регулирования внешнеэкономических отношений;

· программа рассчитана на тех, кто обладает юридическими знаниями и кому требуется международно-правовая специализация и углубленная подготовка в области правового регулирования внешнеэкономической деятельности.

Срок обучения: 2,5 года.

Форма обучения: очно-заочная (вечерняя).

Подробная информация на сайте .

Подготовили Ирина Стрелковская, Валерия Теслина, Виктория Гладышева, РАА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *