Возмещение вреда окружающей среде

Возмещение вреда,причиненного окружающей природной среде

Вред природной среде причиняется согласно ст. 96 Закона «Об охране окружающей природной среды» ее загрязнением, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями. Обратим внимание, что по конструкции ст. 96 потерпевшей стороной выступает природная среда, являющаяся не субъектом, а объектом права. Говоря о возмещении вреда природной среде, имеют в виду, что стороной любого обязательства, в том числе возникающего из причинения вреда, является субъект права, а не его объект. Соответственно вред природной среде возмещается в зависимости от реальной ситуации обладателю права собственности на природные ресурсы или природопользовавателю.

Дела о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, рассматриваются по искам прокурора, органов Госкомэкологии РФ, других государственных органов управления использованием и охраной природных ресурсов, граждан и юридических лиц, во владении и пользовании которых находятся природные ресурсы, администрации государственных заповедников и национальных природных парков.

ГК РФ предусматривает два способа возмещения вреда — в натуре (реальный) и в денежном выражении (ст. 1082). Что касается реального возмещения вреда в натуре, то при различных видах экологических правонарушений встает вопрос о пределах возможностей такого возмещения. К примеру, применительно к охране земель возмещение вреда в натуре может быть реализовано посредством восстановления прежнего состояния земли. Так, при неправомерном нарушении рельефа земельного участка — участок покрыт траншеями, котлованами и т.п. — восстановление может заключаться в устранении этих недостатков. Восстановление лесных массивов может быть осуществлено посредством новых посадок древесных культур.

Решение о восстановлении прежнего состояния земли, других природных ресурсов как способ реального возмещения вреда, причиненного нарушением правил рационального использования и охраны природных богатств, принимается в каждом конкретном случае судом. Очевидно, такое требование может быть предъявлено к правонарушителю, если:

·восстановление объективно возможно и

·правонарушитель в силу своей специальной правосубъектности в состоянии в течение некоего оптимального срока провести необходимые работы. При невозможности возмещения вреда в натуре решается вопрос о денежном возмещении.

Судом могут быть приняты во внимание такие обстоятельства, как отсутствие у потерпевшего материально-технических ресурсов, необходимых для проведения работ по восстановлению природной среды. Возможен смешанный вариант, при котором в пользу потерпевшего часть средств компенсируется в денежной форме, а часть — путем выполнения восстановительных работ за счет сил и средств ответчика. Если ответчик уклоняется от выполнения возложенных судом обязанностей, суд, арбитражный суд по иску потерпевшей стороны принимает решение о взыскании ущерба в денежной форме, включая убытки, вызванные неисполнением решения суда.

Возмещение причиненного природной среде вреда в денежном выражении определяется рядом способов, предусмотренных законодательством об окружающей среде. В соответствии со ст. 87 Закона «Об охране окружающей природной среды» возмещение причиненного окружающей среде вреда в результате экологического правонарушения производится: в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами, а также с методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии, — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Иногда размер причиненного вреда исчисляется в смешанном порядке, т.е. используется комбинация способов.

Таксы представляют собой условные единицы оценки ущерба с учетом затрат, понесенных на содержание хозяйства (лесного, рыбного, охотничьего), а также необходимости наказания виновного. Такса как бы состоит из двух частей: одна имеет целью возмещение затрат, другая — наказание виновного. При невысоких уровнях платы за пользование дикими животными по разрешениям, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 19 июня 1996 г., таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный объектам животного мира, во много раз превосходят размеры платы.

Таксы как инструмент исчисления вреда применяются не по всем видам ресурсов. Они утверждены по лесному хозяйству. По охотничьим животным таксы установлены на отдельные виды животных, определена таксовая стоимость каждого незаконно уничтоженного животного. По рыбным запасам- также по отдельным видам. Таксы устанавливаются уполномоченными государственными органами. Так, в соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды» и по поручению Правительства РФ таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира, утверждены приказом Минприроды России от 4 мая 1994 г.; для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов, утверждены постановлением Правительства РФ от 25 мая 1994 г.; для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства РФ, утверждены постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1992 г.

Величина таксы определяется с учетом экологической ценности вида растений и животных и устанавливается за каждый экземпляр.

Методики подсчета ущерба применяются в случае возмещения вреда, причиненного загрязнением вод, атмосферного воздуха, почв.

По фактическим затратам возмещается ущерб, когда отсутствуют соответствующие таксы или методики подсчета. В частности, в таком порядке определяется ущерб, причиненный невыполнением обязанностей по рекультивации земель и другими правонарушениями.

В смешанном порядке применяются все способы определения размера ущерба. В частности, при возмещении ущерба, причиненного лесу и лесному хозяйству нарушением правил пожарной безопасности, возмещению подлежат затраты, включающие стоимость товарной древесины; расходы на воспроизводство леса; затраты по расчистке территории от пожара; стоимость погибшего имущества; расходы по тушению пожара.

При стоимостной оценке ущерба, причиненного природной среде, могут быть использованы материалы кадастровой оценки природных ресурсов.

Наиболее типичным фактором причинения экологического вреда является авария на техногенном объекте. Для решения проблемы возмещения такого вреда важно собрать и оформить должным образом доказательства, необходимые для подтверждения факта экологического правонарушения, оценки масштабов его экологических последствий и расчетов компенсации за ущерб, причиненный в результате аварии.

В расследовании причин аварии и ее последствий участвуют территориальные органы Госкомэкологии России. По получении информации об аварии они проводят такую работу немедленно и независимо от того, будет ли создаваться специальная комиссия органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления. В случае создания указанной комиссии представители территориальных органов Госкомэкологии подключаются к ее работе. Факт аварии и величины вредного воздействия на окружающую среду оформляется протоколом о нарушении экологических требований законодательства РФ. В протоколе должны содержаться сведения о времени и месте аварии; времени проведения обследования; лицах, составивших протокол; реквизитах юридического или физического лица, виновного в аварии; характере аварии и ее последствий (воздействие на окружающую среду, выбросы, сбросы, размещение отходов, затопление и т.д.); краткая оценка состояния окружающей среды, сведения о виде, размере и продолжительности воздействия на природную среду (загрязнение воздуха, вод, почвы, повреждение или гибель растительного и животного мира, людей), месте нанесения вреда и его проявлениях; о статьях законодательных актов и пунктах нормативных документов, нарушение которых констатируется при обследовании; о сборе доказательств (отбор проб, выполнение измерений и т.п.) в процессе первоначального обследования; обязательства виновной стороны по ликвидации последствий аварии. Результаты обследования, зафиксированные в протоколе, подтверждаются подписями всех участников обследования и представителем виновной стороны, а также свидетелями. В случае несогласия с какими-либо обстоятельствами, указанными в протоколе, каждый из них вправе изложить особое мнение. Итогом работы по расследованию аварии является расчет денежных средств, характеризующий размеры ущерба и убытков.

Решение о подготовке и направлении претензии или искового заявления принимается на основании Протокола о нарушении экологических требований законодательства РФ, доказательств, собранных в процессе расследования, и произведенного расчета ущерба и убытков. К исковому заявлению или претензии прилагаются протокол о нарушении экологических требований законодательства РФ; фотодокументы; картосхемы; акты об отборе и анализах проб; заключение о массе загрязняющего вещества и другая количественная оценка гибели и заражения биоты, повреждения растительного и почвенного покрова; свидетельские показания (имеющиеся); экспертная оценка косвенного ущерба от аварии; расчет ущерба и убытков, причиненных негативным воздействием на окружающую природную среду; доказательства правового положения ответчика; иные документы.

При рассмотрении дела суд может назначить экспертизу для определения подлинного размера ущерба. Однако отсутствие таксы или методик подсчета ущерба не должно служить основанием для отказа в рассмотрении иска в суде или арбитражном суде.

В соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды» (ч. 2 ст. 87) суммы ущерба, взыскиваемые по решению суда или арбитражного суда, возмещаются потерпевшей стороне (гражданину, предприятию, учреждению, организации) для принятия мер по восстановлению потерь в окружающей среде (до принятия Закона эти суммы перечислялись в государственный бюджет) либо перечисляются в государственный экологический фонд, если природный объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании (фонд Байкала, Волги и т.п.).

При наличии нескольких причинителей вреда взыскание производится в соответствии с долей участия каждого в причинении вреда (в том числе изыскательских, проектных, строительных организаций). Данное положение ч. 3 ст. 87 Закона «Об охране окружающей природной среды» соотносится со ст. 1080 ГК РФ об ответственности за совместно причиненный вред.

Понятие экономического и экологического вреда. В соответствии с гражданским законодательством, регулирующим экономические отношения, под вредом понимается определенный ущерб, убыток. Применительно к экологическому праву, регулирующему общественные отношения, возникающие при причинении вреда природной среде, вред может быть выражен в виде реальных и предполагаемых потерь в природной среде, а именно в виде ущерба (уничтожения лесных массивов, видов диких животных, выведения из хозяйственного оборота земли) и прочих убытков (расходов на восстановление нарушенных природных объектов).

Спецификой экологических правонарушений является то, что при их совершении вред причиняется объектам, имеющим как экологическую, так и экономическую ценность. Экологический вред с точки зрения его комплексного проявления может быть обнаружен не сразу, а через довольно длительное время, нередко он бывает трудно восполнимым, что создает сложности при его определении и возмещении убытков.

Не менее опасной разновидностью экологического вреда является антропогенный вред. Это вред, причиняемый здоровью человека, который выражается в ухудшении физиологического и генетического состояния человеческого рода.

Способами устранения экологического вреда являются: восстановление имущества (погубленного, нарушенного) в натуре; возмещение убытков при-родопользователю; воспроизводство отдельных видов природных ресурсов, оздоровление окружающей среды.

Принципы возмещения вреда природной среде. Основные положения по возмещению вреда природной среде сформулированы в законодательстве, регулирующем природоохранные отношения (ст. ст. 75-79 Закона «Об охране окружающего среды», и Г К РФ (ст. 1064, 1082). Отношения по возмещению вреда, причиненного в результате экологического правонарушения, основаны на принципах гражданско-правовой ответственности, хотя эти отношения и не носят чисто имущественного характера.

1.Всеобщая обязанность причинителя возместить причиненный вред (независимо от привлечения к иным видам юридической ответственности). Формы возмещения вреда могут быть разнообразными. Они могут устанавливаться сторонами при заключении договоров либо предусматривать ограниченную, полную, повышенную материальную ответственность (при трудовых отношениях причинителя вреда);

2. Принцип полного возмещения причиненного вреда предполагает взыскание реального ущерба и упущенной выгоды. Экологический вред подсчитывается с учетом реального ущерба и упущенной выгоды в объеме неполученного дохода. Этот неполученный доход должен быть обусловлен именно действием экологического вреда, связанного с конкретным фактом его наступления, продолжающегося во времени и пространстве;

3. Принцип ответственности юридических лиц и граждан за вред, причиненный их работниками (ст. 1068 ГК РФ).

4. Принцип солидарной ответственности при совместном причинении вреда. В тех случаях, когда источниками причинения вреда природной среде являются нарушения, допускаемые различными организациями в результате совместной деятельности по осуществлению народнохозяйственных проектов, в качестве солидарных ответчиков могут привлекаться и другие организации, виновные в нарушениях, повлекших причинение ущерба (вреда). В подобных случаях арбитражный суд, территориальный суд обязаны при определении экологического вреда установить роль и степень участия каждого соответчика в причинении вреда и принять меры к его возмещению в соответствии с принципом солидарной ответственности (Ст. 1080 ГК);

5. Принцип возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности для окружающей природной среды (ст. 1079 ГК, ст. 77 Закона «Об охране окружающей среды»). К источникам повышенной опасности относятся промышленные предприятия. В гражданско-правовом смысле источником повышенной опасности является деятельность (состояние), обладающая двумя признаками: повышенной вероятностью причинения вреда и невозможностью полного контроля за данной деятельностью (состоянием). Под владельцами источников повышенной опасности понимаются юридические (организации) и физические лица (граждане), осуществляющие эксплуатацию источников повышенной опасности на основе права собственности, аренды, владения, пользования. Не признаются владельцами источников повышенной опасности лица, управляющие ими в силу трудовых или иных договорных отношений (машинист электропоезда, водитель автомобиля, тракторист, работающие по найму в соответствующих организациях), заключенных с владельцем данного источника.

Механизм возмещения вреда природной среде. Причиненный природной среде вред возмещается на основании гражданско-правовой, материальной и эколого-экономической ответственности.

Гражданско-правовая ответственность предусматривает следующие способы возмещения вреда: признание совершенной сделки по поводу объектов природы недействительной; взыскание убытков в связи с неисполнением договора; возмещение вреда, возникшего вследствие иных правонарушений.

Применительно к экологическому праву недействительными следует считать сделки, предусматривающие изменение права собственности на природные объекты, где такое изменение запрещено законом (купля-продажа, аренда, мена, залог природных объектов и природных богатств). Сделки по поводу природных объектов, заключенные в нарушение действующего законодательства, не порождают тех последствий, которые определены содержанием сделки, они считаются ничтожными. Закон в таких случаях обязывает стороны возвратить друг другу все, полученное по сделке. Например, при незаконном обмене земельными участками стороны возвращают переданные ранее участки земли. Механизм возмещения вреда при совершении незаконных сделок прост. Он гарантирует своевременный возврат объекта природы в неизменном естественном виде, что является существенным для природоохранных отношений.

При совершении экологических правонарушений вред возмещается как в случае, когда стороны были связаны договорными отношениями, так и в случае, когда между ними договорных отношений не существовало. Возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологического правонарушения, производится добровольно либо по решению суда (арбитражного суда), в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера ущерба. При отсутствии такс и разработанных методик определения материального ущерба последний устанавливается по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе и упущенной выгоды.

Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и имущества от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, авариями, катастрофами, стихийными бедствиями (ст. 11 и 13 Закона «Об охране окружающей среды»).

В соответствии с нормами гражданского и экологического законодательства возмещению подлежит лишь та часть ущерба, которая может быть оценена в деньгах. Это, как правило, экономический вред. Экологический вред, причиняемый человеку (выражается в ухудшении состояния здоровья, смерти, дефектах, передающихся по наследству, и др.), не может быть точно подсчитан и выражен в определенных эквивалентах.

Субъектами эколого-экономической ответственности за причиненный гражданину вред могут быть предприятия, учреждения, организации вне зависимости от ведомственной принадлежности, формы собственности и вида природопользования.

Понятие вреда окружающей среде- негативное изменение окружающей среды в результате её загрязнения, повлекшую деградацию экологических систем и истощение природных ресурсов. Это физические изменение окружающей среды. Определение дано в ст. 1 Закона об ООС. С одной стороны, это понятие узкое, т.к. оно указывает только на загрязнение. Возможно уничтожение, повреждение природных объектов.

С этой точки зрения легальное определение неоправданно узкое. Но не каждые изменения в окружающей среде могут быть признаны как вред окружающей среды, т.к. должны повлечь деградацию экологических систем и истощение природных ресурсов.

Соотношение понятий «вред, ущерб, убытки». Ущерб ГК использует применительно к реальному ущербу, а убытки- как причинение вреда. Конституция в статье 42 употребляет термин ущерб, а не вред. Сейчас есть законопроект о внесении изменений в Закон об ООС, где термин ущерб заменен на вред.

Способы причинения вреда окружающей среде:

1) Загрязнение;

2) Повреждение;

3) Уничтожение природных объектов, которые являются элементами природной среды.

Негативное воздействие на окружающую среду не во всех случаях является вредом. Следуя определению о вреде, вред должен предполагать качественные изменения в окружающей среде, которые не позволяют компонентам окружающей среды осуществлять взаимосвязь между собой, которые повлекли истощение природных ресурсов и деградацию экологических систем.

Например, произошло загрязнение водного объекта- изменился химический состав воды и вода стала непригодна для рыб, и они гибнут. Или, например, водный объект в результате паводка разлился, и часть воды попала на почту и произошло загрязнение почвы. Испарение компонентов с почты ведет к загрязнению всех компонентов окружающей среды. Это первая особенностью.

Вторая особенность вреда окружающей среды- растянутость во времени. Например, рыбы могут начать мутировать в течение нескольких лет. Определить вред бывает в большинстве случаев невозможно. Вред окружающей среде имеет социальное значение, т.к. нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду. Экономическая составляющая заключается в утрате способности компонентов окружающей среды обеспечивать доход.

Вред окружающей среде- это легальный термин.

Вред окружающей среде- это понятие родовое. Он включает в себя вред, причиненный землям, водам, рыбным запасам, объектам водного мира. С точки зрения возмещения вреда, вред возмещается отдельным компонентам природной среды, но не всем сразу: например, вред возмещается водным объектам, рыбным запасам и т.д.

Понятие возмещение вреда окружающей среде

Возмещение вреда можно рассматривать как межотраслевой институт. Общие положения возмещения вреда устанавливаются главой 59 ГК.

Есть также специальное правое регулирование норм о возмещении вреда. Есть нормы Закон об ООС, нормы природо-ресурсного законодательства (земельного, водного, недр, природо-запасного). Есть также ФЗ «Об использовании атомной энергии», который регулирует особенности причинения вреда, причиненного источником ионизирующего воздействия на окружающую среду.

Нормы бюджетного законодательства определяют, куда направляются денежные средства по искам о возмещении вреда.

Есть полномочия ФОИВ и органов исполнительной власти субъектов РФ по предъявлению исков о возмещении вреда окружающей среде.

Сюда так же относятся нормы административного законодательства.

Возмещение вреда- это также правовая мера охраны окружающей среды, которая направлена на восстановление нарушенного состояния окружающей среды. Возмещению вреда придается значение правовой меры по охране окружающей среды.

Возмещение вреда понимается также как способ защиты нарушенного права на окружающую среду. У граждан и общественных объединений есть право на предъявление исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среды- ст. 11, 12 Закон об ООС. Граждане и общественные объединения являются процессуальными истцами.

Возмещение вреда понимается и как мера ответственности. Причинитель вреда возмещает вред именно в размере причиненного вреда. Для правонарушителя причинение вреда является ответственностью. Т.е. для правонарушителя- это вид юридической ответственности.

Правовое основание возмещения вреда- это нарушение законодательства об охране окружающей среды. Не любое негативное воздействие на окружающую среду является основанием возмещения вреда. Здесь не действует принцип генерального деликта. Например, субъектам хозяйственной деятельности устанавливаются нормативы, а потом выдается разрешение. В установленных нормативах деятельность является правомерной. Если при этом возникают основания полагать, что есть негативное воздействие на окружающую среду, то оснований для возмещения вреда нет, т.к. деятельность была правомерной.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду: негативное воздействие на окружающую среду, которое разрешено, осуществляется за плату. Сколько веществ было выброшено в воду или в воздух, то столько субъект и должен заплатить.

Статья 16 Закона об ООС- внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от возмещения вреда.

В данном случае возмещение вреда может возникнуть только в том случае, если есть вред. Если норматив превышен, то есть основания для возмещения вреда. Субъект, превышая норматив, платит по прогрессивной шкале в 5 раз больше. Например, есть субъект хозяйственной деятельности, который производит сбросы в водный объект. У него есть норматив, например, на 1 тысячу тонн. Но в результате аварии он сбросил 1,5 тонн. Вот за тысячу тонн он платит обычную ставку, за 500 тонн- повышенную, а если ещё и водному объекту причинен вред, то будет платить ещё и возмещение вреда.

Международное регулирование возмещения вреда:

1) Гражданская ответственность за ядерный ущерб;

2) Ответственность за разлив нефти

Одному субъекту возместить вред не получится. Обязательно необходимо финансового обеспечения судовладельца или владельца атомной станции- либо страхование, либо депонирование денежных средств.

К атомным остановкам- устанавливается субсидиарная ответственность государства (оператор отвечает сам, а потом уже государство).

Способы возмещения вреда окружающей среды

Вред можно возмещать в натуре либо возмещать убытки. Сегодня серьезного правового регулирования возмещения вреда в натуре нет.

Не представляется возможным определить те расходы, которые должно понести то лицо, которому причинен вред для восстановления окружающей среды. Определения размера убытков с точки зрения статьи 15 ГК процедура очень трудоёмкая и достичь результатов в виде определения полного объема убытков почти невозможно.

Для определения размера убытков в случае причинения вреда окружающей среде применяются таксы и методики. В законодательстве был установлен принцип приоритета применения такс и методик. Если для определения убытков предусмотрены таксы и методики, то вред считается по фактическим затратам с учетом упущенной выгоды (т.е. это статья 15 ГК).

Закон об ООС 2002 года внес некую сумятицу в понимание принципа приоритета такс и методик. Статья 78 говорит о том, что определения размера вреда определяется из фактических затрат в соответствии с восстановительных или реконструкционных работ, а при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками. Получается буквальное толкование этих положений говорит о том, что субъекты возмещают вред в соответствии с таксами и методиками, а граждане в соответствии с проектами восстановительных и реконструкционных работ, а если их нет, то в соответствии с таксами и методиками. Т.е., если гражданин под Новый Год снес елку, а потом нужно представить проект восстановительных и реконструкционных работ?

ВС сказал, что субъект хозяйственной деятельности возмещает вред с точки зрения таск и методик.

Новый законопроект говорит, что будет установлен приоритет расчетного способа определения убытков.

Таксы и методики.

Таксы- это установленная единица исчисления размера убытков. Например, за одного объекта животного мира устанавливается такса- 25 тысяч рублей за лебедя.

Таксы устанавливаются нормативно-правовыми актами, либо Постановлениями Правительства, либо актами Минприроды. Может быть твердая денежная сумма (например, за кубометр древесины), если заготовка соответствующих деревьев не допускается. С одной стороны, считаются затраты, а с другой стороны, эти затраты умножаются.

Есть ли в таксе штрафной элемент или кратный размер связан с тем, что в убытках есть неполученные расходы? Это вопрос сложный, который ответа не имеет.

Что такое методики? Методики- это тоже нормативно-правовые акты ФОИВ, которые устанавливают не просто размер, а определяют, какие дополнительные коэффициенты в эту формулу включаются. Методики- это более сложные расчеты, в основе которых лежит условная величина. Все эти величины по большей степени достаточно условны.

С 2008 года по всем компонентам природной среды приняты новые таксы и методики. Это можно найти через статьи 77 и 78 Закона об ООС.

Если вред незначительный, то затраты на подготовку проекта восстановительных и реконструкционных работ могут быть выше, чем причиненный вред.

Порядок возмещения вреда

Возможно либо добровольно, либо по решению суда.

Но не всегда легко понять, кто причинитель вреда. Например, незаконная вырубка лесов. Или могут быть аварийные выбросы и на момент проверки содержание ПДК будет адекватным.

Если причинителя вреда нашли, тот тут же доказывают это, составляя протокол об административном правонарушении.

Истцами могут быть граждане и общественные объединения.

ФОИВ и органы гос власти субъектов- в положениях, недавно принятых, у Росприроднадзора не полномочий на предъявление таких исков. Арбитражные суды такую позицию поддерживают. Иск о возмещении вреда предъявляется прокурором в защиту неопределенного круга лиц. ВАС также придержал полномочия Росприроднадзора на предъявление исков.

Суды общей юрисдикции слушают такие дела очень тяжело.

Мин экологии и природопользования , а также соответствующие Департаменты Москвы и Московской области могут подавать такие иски.

Срок, в течение которого иск может быть предъявлен- ст. 77 или 78 Закона об ООС- срок установлен в 20 лет. Иски о компенсации вреда могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Не ясно, это срок исковой давности или это срок пресекательный.

Международный акты устанавливают срок исковой давности в 3 года, а пресекательный- 20 лет. Т.е. 3 года с момента когда лицо узнало или должно было узнать, но не позднее, чем через 20 лет после того, как такое событие произошло.

Новый законопроект, который сейчас внесен в ГД, установил срок в 30 лет.

Все суммы по искам о возмещении вреда зачисляются в бюджеты муниципальных районов и городских округов, независимо от того, кто бы этот иск не предъявлял.

С возмещением вреда связаны требования о приостановлении и прекращении деятельности. В соответствии с ГК такого рода требования входят в понятие предупреждение причинения вреда. Закон об охране окружающей среды устанавливает, что такие требования могут быть предъявлены. Но не указаны субъекты предъявления таких требований.

Суды в этом случае достаточно активно применяют статью 1065 ГК, где говорится, что суд может отказать в иске, если приостановление или прекращение деятельности может противоречить общественным интересам. Например, в Москве было дело о вырубке газонов, чтобы расширить проезжую часть. суд сказал, что расширение дороги приведет к снижению пробок, а также к снижению газов. Поэтому, вырубка деревьев- это лучше, чем те газы, которые выбрасывают машины.

1. Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, —

наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.

Комментарий к Ст. 247 УК РФ

1. Основной непосредственный объект преступления — отношения по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности населения. Дополнительный непосредственный объект — отношения по охране жизни и здоровья человека.

2. Предмет преступления — окружающая среда в совокупности составляющих ее компонентов природы: земли, недр, вод, атмосферы и др. (см. коммент. к ст. 246).

3. Объективная сторона преступления выражается в производстве запрещенных видов опасных отходов либо обращении опасных веществ (радиоактивных, бактериологических, химических) и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

Опасные отходы — это отходы, содержащие вредные для здоровья человека и окружающей среды вещества, обладающие токсичностью, пожарной опасностью, высокой радиоактивностью, взрывоопасностью или содержащие возбудителей инфекционных болезней.

Порядок образования и обращения токсичных промышленных отходов осуществляется также на основе различных ГОСТов, правил, классификаторов, методических указаний, инструкций.

Под обращением экологически опасных веществ и отходов понимаются производство, транспортировка, хранение, захоронение, использование, передача, продажа и совершение других сделок, очистка, собирание, выбрасывание, утилизация, разрушение, уничтожение радиоактивных, химических или бактериологических веществ и отходов. Поскольку диспозиция нормы бланкетная, в каждом случае необходимо установить, какие правила были нарушены, и сослаться на них при квалификации преступления.

Под производством запрещенных видов опасных отходов понимается создание отходов, которых не должно оставаться в процессе изготовления химической, радиоактивной или биологической продукции, а также неуничтожение, необезвреживание их, ведущее к накоплению.

Транспортировка — это перемещение указанных веществ и отходов из одного места в другое (на наш взгляд, как любым видом транспорта, так и путем переноски человеком).

Хранение — это их содержание в каком-либо месте (складе, хранилище и т.п.) с целью сбережения и последующего совершения с ними каких-либо действий.

Захоронение — закапывание в землю, помещение в могильник. Статья 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определяет захоронение отходов как изоляцию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Использование радиоактивных, химических и бактериологических веществ и отходов предполагает пользование ими (эксплуатацию их свойств) любыми предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности и подчиненности, а также отдельными гражданами.

Под иным обращением следует понимать любые иные, помимо перечисленных в комментируемой статье, действия в отношении экологически опасных веществ и отходов, о которых говорилось выше (передача, продажа, выбрасывание, уничтожение и т.д.).

Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч. 1 ст. 247 УК) означает возникновение такой ситуации, которая повлекла бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы они не были предотвращены вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли лица, нарушившего правила обращения с экологически опасными веществами и отходами. Такая угроза предполагает наличие конкретной опасности реального причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

В п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21 разъяснено, что применительно к ч. 1 ст. 247 УК существенный вред здоровью человека выражается в тяжком или средней тяжести вреде здоровью хотя бы одного лица, а существенный вред окружающей среде — в ее загрязнении, отравлении или заражении, изменении радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья или жизни человека, и т.п.

Существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных животных, на определенной территории, при которой уровень их смертности превышает среднестатистический уровень в три и более раза; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п. .
———————————
Определение существенного вреда противоречиво: таковым признается и заболевание, и гибель водных животных, и их массовая гибель и т.п. Представляется, что в отношении животных таковым можно считать только последний вариант.

4. Деяния, указанные в ч. 1 комментируемой статьи, совершенные в зонах экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации, имеют формальный состав и считаются оконченными с момента их выполнения в указанных зонах.

5. Преступление считается оконченным с момента производства опасных видов отходов либо с момента их транспортировки, хранения или иного обращения с нарушением правил безопасности, если эти деяния создали реальную угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде. По смыслу закона речь идет как о существенном вреде здоровью людей, так и о существенном вреде окружающей среде.

6. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

7. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом: лицо осознает общественную опасность совершаемых им действий, осознает, что ими создается реальная возможность причинения вреда здоровью человека или окружающей среде, и желает эти действия совершить.

8. Мотивы и цели могут быть различными и на квалификацию преступления влияния не оказывают.

9. Квалифицирующим признаком состава в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи является совершение деяний, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, повлекшее:

— загрязнение окружающей среды, т.е. физическое, химическое, радиационное, ароматическое, биологическое изменение качества вод, воздуха, почвы, превышающее установленные нормативы вредного воздействия на окружающую среду и создающее угрозу здоровью человека, состоянию растительного и животного мира, генофонду животных, растений и человека, озоновому слою;

— отравление окружающей среды — разновидность загрязнения, насыщение компонентов (ресурсов) природной среды ядовитыми веществами и отходами, способными вызвать гибель или расстройство здоровья людей и животных, уничтожение или угнетение роста растительности, мутации;

— заражение окружающей среды — внесение в среду обитания возбудителей болезней животных, растений и человека, а также вредителей растительности, способных к быстрому размножению (как растительного, так и животного происхождения);

— причинение вреда здоровью человека (см. коммент. к ст. 246);

— массовую гибель животных, т.е. гибель зверей, птиц, водных животных, в том числе рыбы, на определенной территории, при которой уровень их смертности превышает среднестатистический уровень в три и более раза.

Порядок объявления и установления зон экологического бедствия и их правовой режим определяются в соответствии со ст. 57 Закона об охране окружающей среды, законодательством об этих зонах.

10. Преступления, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи (за исключением совершенных в зонах экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации), имеют материальный состав и считаются оконченными с момента наступления указанных последствий.

11. С субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи, характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Содержание умышленной вины при этом зависит от конструкции состава. В материальных составах при загрязнении, отравлении или заражении окружающей среды, причинении вреда здоровью человека либо массовой гибели животных лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что они повлекут или могут повлечь предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи последствия, и желает их наступления (прямой умысел) или осознает общественную опасность своих действий, предвидит возможность наступления указанных в законе последствий, не желает, но сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично (косвенный умысел). Совершая деяния в зонах экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации (формальный состав), лицо осознает общественную опасность этих деяний и то, что они совершаются именно в таких зонах, и желает их совершить (прямой умысел).

При неосторожной форме вины лицо, например, храня опасные вещества и отходы, не предвидит последствий, указанных в законе, но при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (небрежность) либо предвидит возможность наступления таких последствий, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие).

12. К особо квалифицирующим признакам ч. 3 комментируемой статьи относит деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2 этой статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей.

Массовым следует считать заболевание многих людей, превышающее обычно регистрируемый уровень, в том числе и возникновение эпидемии (см. коммент. к ст. 248). Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 3 комментируемой статьи, характеризуется неосторожным отношением к смерти человека или массовому заболеванию людей. Однако сами деяния могут быть, как отмечено выше, либо умышленными, либо неосторожными. В случае умышленного их совершения содеянное приобретает признаки преступления с двумя формами вины (ст. 27 УК) и в целом считается совершенным умышленно, а в случае неосторожного — в целом все преступление является неосторожным.

13. Предусмотренное комментируемой статьей нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов конкурирует со ст. ст. 8.2 и 8.3 КоАП.

Статья 247 УК подлежит применению только в том случае, если нарушение правил производства, транспортировки, хранения, применения указанных в ст. ст. 8.2, 8.3 КоАП химических веществ или отходов создало реальную угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч. 1 комментируемой статьи), включая атмосферный воздух и животный мир, или повлекло загрязнение, отравление, заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо хотя и не повлекло указанных последствий, но совершено в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (ч. 2 комментируемой статьи). Таким образом, в основу разграничения преступления и проступка положены такие признаки состава, как деяние, последствия (их характер и тяжесть) и место совершения деяния. Статьи 8.2 и 8.3 КоАП в отличие от комментируемой статьи не предусматривают ответственности за производство опасных веществ и отходов. В ч. 1 комментируемой статьи сказано о создании угрозы причинения окружающей среде существенного вреда, в соответствии с ч. 2 этой статьи такой вред должен быть причинен реально. Если деяние не повлекло никаких последствий либо только создало абстрактную возможность причинения вреда окружающей среде, речь должна идти об административном проступке (соответственно ст. ст. 8.2 либо 8.3 КоАП).

Комментируемая статья в части захоронения радиоактивных, бактериологических или химических веществ и отходов с нарушением установленных правил имеет сходство со ст. 8.19 и ч. 5 ст. 8.13 КоАП в отношении захоронения вредных веществ в водных объектах.

Преступление, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, окончено с момента создания реальной угрозы причинения существенного вреда здоровью людей или окружающей среде. Для квалификации содеянного по ч. 2 этой статьи также требуется наступление преступных последствий или чтобы захоронение осуществлялось в зоне экологического бедствия либо чрезвычайной экологической ситуации, а для квалификации по ч. 3 данной статьи — смерти человека или массового заболевания людей.

Проступки, предусмотренные ст. 8.19 и ч. 5 ст. 8.13 КоАП, окончены с момента совершения предусмотренных в них действий (бездействия). Последствия не являются обязательным признаком состава проступка.

Различие между преступлением и проступком следует проводить также по видам захораниваемых отходов и веществ. Преступление образует захоронение запрещенных к производству опасных отходов, радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов, т.е. веществ, представляющих повышенную опасность.

В ст. 8.19 и ч. 5 ст. 8.13 КоАП имеются в виду иные отходы и материалы. Их захоронение на шельфе в принципе допускается, но с соблюдением установленных правил и в особом порядке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *