Возбуждение дела

Приложение 7

Список изменяющих документов

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) ПОСТАНОВЛЕНИЕ о возбуждении уголовного дела ________________________________ «__» ______________ г. (место составления) Прокурор _____________________________________________________ (наименование органа прокуратуры, классный чин, _________________________________________________________________, фамилия, инициалы прокурора) рассмотрев сообщение о преступлен__ _____________________________, поступившее _____________________________________________________, (от кого, когда) УСТАНОВИЛ: __________________________________________________________________ (излагаются поводы и основания для возбуждения уголовного дела) Принимая во внимание, что имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступлен__, предусмотренн__ _______________ УК РФ, и руководствуясь ст. 37, 140, 145 и 146 (147) УПК РФ, ПОСТАНОВИЛ: 1. Возбудить уголовное дело по признакам преступлен__, предусмотренн___ _______________________________________ УК РФ. Возбудить уголовное дело в отношении _________________________ _________________________________________________________________, (фамилия, имя, отчество подозреваемого) в деяниях которого усматриваются признаки преступлен__, предусмотренн___ ______________________________________ УК РФ <1>. 2. Производство ______________________________________________ (предварительного следствия или дознания) поручить _________________________________________________________ (наименование органа предварительного следствия __________________________________________________________________ или дознания) Прокурор ____________________ (подпись) О принятом решении сообщено заявителю ________________________ (фамилия, инициалы) и лицу, в отношении которого возбуждено уголовное дело ___________ __________________________________________________________________ (фамилия, инициалы) Следователь (дознаватель) ____________________________________ (наименование органа предварительного __________________________________________________________________ следствия или дознания, классный чин или звание, __________________________________________________________________ фамилия, инициалы) ____________________ (подпись) ——————————— <1> Данная графа заполняется, если установлено лицо, подозреваемое в совершении преступления.

Особенности привлечения лица в качестве обвиняемого при производстве дознания

  • ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИЦА В КАЧЕСТВЕ ОБВИНЯЕМОГО

    Понятие, формы и значение привлечения лица в качестве обвиняемого Привлечение лица в качестве обвиняемого связано с выдвижением в отношении лица официального обвинения в порядке, предусмотренном УПК. Пункт 22 ст. 5 УПК закрепляет, что обвинение — это утверждение о совершении определенным лицом…
    (Уголовный процесс)

  • Понятие, формы и значение привлечения лица в качестве обвиняемого

    Привлечение лица в качестве обвиняемого связано с выдвижением в отношении лица официального обвинения в порядке, предусмотренном УПК. Пункт 22 ст. 5 УПК закрепляет, что обвинение — это утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном…
    (Уголовный процесс)

  • Процессуальный порядок привлечения лица в качестве обвиняемого

    Процессуальный порядок привлечения в качестве обвиняемого включает в себя следующие этапы: 1) вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого; 2) ознакомление обвиняемого с постановлением о привлечении в качестве обвиняемого (предъявление обвинения); 3) допрос обвиняемого. Общий порядок…
    (Уголовный процесс)

  • ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИЦА В КАЧЕСТВЕ ОБВИНЯЕМОГО. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ОБВИНЕНИЯ

    Сущность привлечения в качестве обвиняемого В гл. 23 УПК «Привлечение в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения» регламентируются специфические отношения, связанные с уведомлением преследуемых лиц о том, что в отношении них осуществляется обвинительная деятельность, а также ознакомлением…
    (Уголовный процесс)

  • Значение и основания привлечения лица в качестве обвиняемого

    Получение в ходе предварительного расследования доказательств, достаточных для того, чтобы предъявить конкретному лицу обвинение в совершении преступления, порождает у следователя обязанность вынести постановление о привлечении этого лица в качестве обвиняемого. На практике и в литературе имеет место…
    (Уголовный процесс)

  • Порядок привлечения лица в качестве обвиняемого и предъявления обвинения

    Постановление о привлечении в качестве обвиняемого, как и другие постановления, состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной. Вводная часть постановления содержит сведения о времени и месте его составления, составителе, а также указание на уголовное дело, по которому оно составлено….
    (Уголовный процесс)

  • Основания и порядок привлечения лица в качестве обвиняемого

    В ходе расследования преступления наступает такой момент, когда собранных по уголовному делу доказательств достаточно, чтобы лицо, совершившее преступление, было привлечено в качестве обвиняемого. Привлечению в качестве обвиняемого и предъявлению обвинения посвящена гл. 23 УПК. Как уже отмечалось, если…
    (Уголовный процесс)

  • В ходе расследования преступления наступает такой момент, когда собранных по уголовному делу доказательств достаточно, чтобы лицо, совершившее преступление, было привлечено в качестве обвиняемого. Привлечению в качестве обвиняемого и предъявлению обвинения посвящена гл. 23 УПК. Как уже отмечалось, если…
    (УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС. МЕТОДИКА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ)
  • Получение в ходе предварительного расследования доказательств, достаточных для того, чтобы предъявить конкретному лицу обвинение в совершении преступления, порождает у следователя, дознавателя (в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 224 УГ1К) обязанность вынести постановление о привлечении этого лица в…
    (УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС)

Порядок и сроки возбуждения уголовного дела

При наличии повода и основания для возбуждения уголовного дела орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа в пределах компетенции, установленной уголовно-процессуальным законом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление (ч. 1 ст. 146 УПК). В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:

  • • дата, время и место его вынесения;
  • • кем оно вынесено;
  • • повод и основание для возбуждения уголовного дела;
  • • пункт, часть, статья УК, на основании которых возбуждается уголовное дело.

Структурно постановление состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. Во вводной части постановления указываются время и место его составления, кем оно вынесено (фамилия, инициалы, должность, звание или классный чин). В описательной и резолютивной частях приводится повод и кратко описывается фабула совершенного или подготавливаемого преступления, статья уголовного закона, но признакам которой возбуждается уголовное дело, дальнейшее его направление.

Если производство предварительного следствия по уголовному делу поручено следственной группе, то об этом указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела. Данное решение может быть также отражено в отдельном постановлении (ч. 1 ст. 163 УПК).

Дознаватель, орган дознания, следователь и руководитель следственного органа обязаны проверить сообщение о совершенном или готовящемся преступлении и принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня его поступления. Данный срок может быть продлен до 10 суток руководителем следственного органа или начальником органа дознания по ходатайству соответственно следователя или дознавателя. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-разыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

По сообщению о преступлении, распространенному в СМИ, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания или по поручению руководителя следственного органа следователь.

Должностным лицам и уполномоченным государственным органам, осуществляющим проверочные действия на стадии возбуждения уголовного дела, Федеральным законом от 04.03.2013 № 23-Ф3 предоставлены значительно более широкие полномочия, чем ранее. В частности, при проверке сообщения о преступлении они вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-разыскных мероприятий (ч. 1 ст. 144 УПК).

В связи с тем, что проведение перечисленных выше процессуальных действий, включающих в том числе и некоторые следственные действия, в частности экспертизу, теперь допускаются до возбуждения уголовного дела, что может существенно затрагивать права и интересы участников уголовного процесса, законодатель дополнил ст. 144 УПК нормой, предусматривающей защитные механизмы и усиливающей их гарантии. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, обеспечивается возможность осуществления этих прав, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК, пользоваться услугами адвоката, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа. Одновременно участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном ст. 161 УПК. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном ч. 9 ст. 166 УПК, в том числе при приеме сообщения о преступлении (ч. 11 ст. 144 УПК).

Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору.

При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений РФ прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В этих случаях постановление о возбуждении уголовного дела и соответствующие материалы при появлении реальной возможности незамедлительно передаются прокурору.

Уголовное дело возбуждается как по факту совершения преступления, так и в отношении конкретного лица. В последнем случае уголовное дело возбуждается, когда фактические данные преступления органически связаны с конкретным лицом (неуплата алиментов, взятка, злоупотребление служебным положением и т.д.). Лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, с момента его возбуждения приобретает статус подозреваемого и должно быть допрошено не позднее 24 часов с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, за исключением случаев, когда место его нахождения не установлено.

В случае если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление. О принятом решении следователь и дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

В отношении депутатов, членов Совета Федерации, судей и других категорий лиц, предусмотренных ст. 447 УПК, уголовное дело возбуждается руководителем Следственного комитета РФ или следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ.

После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела:

  • • руководитель следственного органа вправе изъять уголовное дело у следователя своего следственного органа и принять данное дело к своему производству; создать следственную группу, поручить производство следствия следователю или нескольким следователям, передать другому следователю;
  • • следователь принимает уголовное дело к своему производству или передает его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
  • • орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело прокурору, а по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК, производит дознание (ст. 149 УПК);
  • • дознаватель принимает уголовное дело по делам, предусмотренным ч. 3 ст. 150 УПК, к своему производству или передает его по подследственности;
  • • начальник подразделения дознания вправе принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

Порядок возбуждения уголовного дела частного обвинения регулируется также ст. 318 УПК.

Признаки преступления как элемент основания для возбуждения уголовного дела

Поскольку без наличия признаков преступления не может возникать и основание для возбуждения уголовного дела, рассмотрим их в первую очередь. По мнению ряда авторов, «признаки преступления — это определенные факты реальной действительности, представляющие собой следы преступления, указывающие на возможность совершения конкретного преступления». В этом смысле признаки преступления иногда именуются криминалистическими. Но нас больше интересует не криминалистический, а уголовно-правовой подход к признакам преступления, поскольку признаки не стоит воспринимать в буквальном смысле слова.

Понятие «признаки преступления» используется в правовой науке в нескольких значениях и не имеет однозначного значения и толкования. Следует признать, что в целом термин «признаки преступления» — в большей части уголовно-правовой. В теории уголовного процесса он исследуется в связи с анализом основания для возбуждения уголовного дела и только потому, что законодатель его использует в тексте закона (ст. 140 УПК). Содержание термина «признаки преступления» воспринимается правоприменителями недостаточно четко и зачастую отождествляется с понятием «состав преступления», что ведет к искажению замысла законодателя по поводу того, что на момент возбуждения уголовного дела нет необходимости устанавливать все элементы состава преступления. Это ведет к тому, что на первом этапе уголовного судопроизводства деятельность правоприменителя фактически направлена на установление не признаков преступления, а на установлении времени, места, способа и других обстоятельств совершения преступления, то есть события преступления. В этой связи следует согласиться с мнением Ю.В. Овсянникова, который предлагает использовать в законе вместо термина «признаки преступления» — «наличие достаточных данных, указывающих на событие преступления».186 Уголовно-правовой подход к признакам преступления, в свою очередь, заключается в определении качественных характеристик события, по которым оно распознается как общественно опасное и противоправное.

Эти черты в своей совокупности характеризуют сущность преступления данного вида, свидетельствуют о характере и степени его общественной опасности и потому «возведены в ранг» признака состава преступления.

Вообще уголовно-правовая сторона «признаков преступления» достаточно детально описана в юридической литературе. Приведем мнение некоторых ученых-процессуалистов, толкующих основание как:

— наличие достаточных данных о совершении общественно опасного, уголовно-наказуемого деяния, предусмотренного определенной нормой закона;

— минимум фактических данных, содержащих признаки преступления, относящихся к объективной стороне;

— выяснение признаков, относящихся к объекту посягательства и объективной стороне деяния;

— данные о наличии (или отсутствии) каждого из признаков, характеризующих определенное общественно-опасное деяние как преступление;

— объективные признаки (объект и объективная сторона) и в некоторых случаях признаки, характерные для специального субъекта преступления.

Признаки преступления в деянии выявляются путем сопоставления его обстоятельств, ставших известными к моменту решения вопроса о возбуждении уголовного дела, с признаками, указанными в диспозиции одной или нескольких статей уголовного закона (Особенной части УК), предусматривающими ответственность за действия, сходные с теми, информация о которых содержится в первичном материале. Научно-практический комментарий к УПК РСФСР. М. 2000. С.231. Конечно, элементы признаков преступления находятся в тесной связи с признаками состава преступления, характеризующими объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.

Вместе с тем, как я уже отмечал, в момент принятии решения о возбуждении уголовного дела не обязательно иметь исчерпывающие сведения о всех элементах состава преступления. Полное и всестороннее установление конкретных лиц, формы вины, мотива, способа и других обстоятельств совершения преступления составляет задачу стадии предварительного расследования, а в дальнейшем — судебного разбирательства. Поэтому, если заявитель о преступлении не может указать лицо, совершившее преступление, то данное обстоятельство не может расцениваться как основание для отказа в возбуждении уголовного дела.

При анализе понятия признаков преступления как необходимого элемента основания для возбуждения уголовного дела особенно наглядно проявляется неразрывная связь уголовного и уголовно-процессуального права. Установление признаков преступления предполагает наличие достаточных данных о совершении общественно опасного, уголовно наказуемого деяния, предусмотренного определенной нормой уголовного закона. Уголовное дело может быть возбуждено только относительно преступления. Таковым, на основании уголовного закона может считаться такое деяние, которое обладает признаками общественной опасности, противоправности, виновности и наказуемости. Поэтому на момент возбуждения уголовного дела у соответствующих органов должны быть данные, которые указывали бы на совершение общественно-опасного, уголовно-наказуемого деяния, предусмотренного определенной статьей уголовного закона. Если в сообщении о деянии нет указаний о наличии уголовно-наказуемого деяния, а есть данные о совершении административного или дисциплинарного проступка, то нет и основания для возбуждения уголовного дела. В этой связи, при разрешении вопроса о возбуждении уголовного дела необходимо обращать внимание на те признаки, которые отграничивают уголовно- наказуемое деяние от действий, порождающих лишь административные, гражданско-правовые и иные отношения, то есть признаки, характеризующие общественную опасность, противоправность, виновность и наказуемость деяния. Что касается такого признака деяния как виновность, то при решении вопроса о возбуждении уголовного дела по факту совершения преступления этот признак преступного деяния может и не устанавливаться.

Решающее значение имеет степень общественной опасности деяния. Общественная опасность присуща любым правонарушениям, а преступление — лишь наиболее опасное из них. В ст. 14 УК РФ раскрывается общественная опасность, как свойство преступления в целом, и в то же время указывается, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо преступного деяния, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, установление фактических данных, указывающих на малозначительность деяния, по существу означает отсутствие признаков преступления и свидетельствует об отсутствии основания для возбуждения уголовного дела, хотя соответствующее деяние и может повлечь за собой применение административных, гражданско- правовых и иных мер.

Малозначительность деяния обусловливается не только свойствами объекта и характером действия или бездействия, но также характером и размерами наступивших последствий. Роль наступивших последствий как фактора, оказывающего существенное влияние на степень общественной опасности деяния, а следовательно, и на установление грани между преступлением и проступком, который не влечет применения уголовно-правовых мер, определяется, в частности, тем, что согласно закону за ряд преступлений уголовная ответственность наступает лишь при наличии значительных последствий: «значительный ущерб», «существенный вред», «тяжкие последствия» (ст. 167, 168, 224, 285, 286, 330 и другие статьи УК РФ).

Способ действий в ряде случаев используется законодательством в качестве основного критерия для установления уголовной ответственности за деяния, которые, будучи выполненными иными способами, влекут лишь административную, гражданско-правовую или иную ответственность. Так, для установления основания для возбуждения уголовного дела по признакам ст. 110 УК РФ требуется наличие достаточных данных, указывающих на жестокое обращение с потерпевшим и систематическое унижение его человеческого достоинства. Однако установление отягчающих обстоятельств преступления не может рассматриваться в качестве обязательного условия для решения вопроса о наличии признаков преступления как основания для возбуждения уголовного дела.

Общественная опасность определяется всеми признаками состава преступления, характеризующими объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону, но определяется она этими признаками не в равной мере как по преступлениям в целом, так и по отдельным составам. Ведущее значение при установлении на стадии возбуждения уголовного дела степени общественной опасности имеют объективные признаки, в частности, объект, последствия преступления, способ его совершения. Причинная связь между действием (бездействием) и наступившим последствием также является предметом рассмотрения при разрешении вопроса о возбуждении уголовного дела. Хотя следует отметить, что установление наличия или отсутствия причинной связи без производства предварительного расследования не всегда представляется возможным.

По ряду составов субъектом преступления может быть не любое вменяемое физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, а лишь лицо, обладающее определенными качествами. Это обстоятельство нельзя не учитывать при разрешении вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам деяния, уголовная ответственность за которое наступает лишь при наличии специального субъекта (например, по должностным или воинским преступлениям).

Рассматривая вопрос о наличии основания для возбуждения уголовного дела, следует иметь в виду, что признаки субъективной стороны преступления тесно связаны с признаками объективной стороны. В литературе справедливо указывалось на то, что объективное и субъективное в поведении людей тесно связано между собой. О признаках субъекта и субъективной стороны состава преступления можно судить по их внешним проявлениям — характеру деяния и его последствиям, т. е. субъективное в преступлении всегда находит свое выражение в объективном. Вместе с тем для принятия законного и обоснованного решения о возбуждении уголовного дела не требуется установления всех субъективных признаков преступления. Поэтому, в частности, неправильным будет отказ в возбуждении уголовного дела в связи с тем, что заявитель не может указать на конкретное лицо, совершившее преступление. Полные данные о лице, форме его вины и других моментах субъективной стороны преступления, как правило, устанавливают не на стадии возбуждения уголовного дела, а в ходе предварительного расследования. Бобров В.К. Стадия возбуждения уголовного дела. Учебное пособие. М. 1997. С. 20-21.

Обязательным признаком преступления, тесно связанным с общественной опасностью, является уголовная противоправность, которая состоит в запрещенности деяния соответствующей уголовно-правовой нормой под угрозой применения к виновному наказания. Уголовная противоправность — юридическое выражение общественной опасности преступления. Характер уголовной противоправности, как необходимого признака каждого преступления, выражается, прежде всего, в составе преступления, указанного в диспозиции статьи Особенной части Уголовного кодекса. Правильный анализ диспозиции соответствующей статьи УК при разрешении заявлений и сообщений позволяет определить наличие или отсутствие признака противоправности в рассматриваемом деянии, установить, запрещено ли оно данной нормой. Неправильное расширительное толкование уголовного закона может привести к необоснованному возбуждению уголовного дела. Напротив, ограничительное (вопреки смыслу закона) толкование нередко служит причиной необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела.

При установлении основания для возбуждения уголовного дела, орган ознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь должны выяснить, признаки какого конкретного состава преступления имеют место в данном случае. Квалификация деяния по определенной статье Уголовного кодекса — один из существенных вопросов, возникающих на стадии возбуждения уголовного дела. Хотя при этом нельзя не подчеркнуть, что квалификация преступления в момент возбуждения уголовного дела может быть не окончательной, потому что в этой стадии, как правило, нет полных данных о признаках, характеризующих все элементы состава преступления.

Любому расследованию – будь то дело о хищении миллиарда долларов или о простой карманной краже – предшествует этап, называемый стадией возбуждения уголовного дела. На первый взгляд, здесь нет ничего сложного: чтобы возбудили уголовное дело, достаточно сообщить «куда следует», а уж «компетентные органы» сами разберутся.

Голубев В.В.

Но глубоко заблуждается тот, кто так считает – действительность далека от идеала. Причем реального представления о ней не получишь, сколько бы ни прочитал детективов или даже специальной литературы.

Визит к Минотавру

Не знаю, как вам, уважаемые читатели, а автору с большим трудом удается представить себе человека, радостно спешащего на прием к прокурору или на допрос к следователю. Да и профессиональные сутяжники – это явление, пока не характерное для нашей страны.

📌 Реклама Отключить

Остальные всеми правдами и неправдами стараются по возможности избегать общения с отечественной правоохранительной системой. Но, с одной стороны, это иногда просто невозможно, о чем прекрасно знают предприниматели, которых постоянно посещают незваные гости из ОБЭП и ему подобных подразделений. А при осуществлении, например, охранно-детективной деятельности или внешнеторговых сделок постоянный контакт с правоохранительными органами подразумевается изначально. С другой стороны, сплошь и рядом возникают ситуации, когда человеку самому приходится обращаться в правоохранительные органы за помощью и защитой.

Но гражданин, выстрадавший заявление и принесший его в ближайшее отделение милиции, не застрахован от неожиданностей. Прежде всего будет удивлен тот, кто наивно полагает, что в милиции его с распростертыми объятиями встретят идеальные сотрудники образца советского телесериала «Следствие ведут знатоки». Не в меньшей мере заблуждаются и те, кто надеется увидеть там «Робокопа» или, например, слегка нетрезвых суперменов из бесконечных сериалов про «Ментов».

📌 Реклама Отключить

Нет, уважаемые, в «дежурке» вы увидите обычных людей, для которых вы сами, как и принесенное вами заявление, – это дополнительная работа, от выполнения или невыполнения которой размер зарплаты не зависит. А потому бурной радости приход очередного заявителя обычно не вызывает. Дальнейшие же события развиваются по сценарию, зависящему от порядочности и исполнительности сотрудника, к которому вы обращаетесь, а также от организации работы в данном конкретном подразделении.

«Это неправильно, – возможно, подумает читатель, которого Бог миловал от общения с нашими правоохранителями. – Не должно быть так, чтобы в каждом отделении к гражданам относились одинаково неприветливо. Ведь правоохранительные органы не частная лавочка, а существующая на средства налогоплательщиков государственная структура». И хотя такое мнение вполне обоснованно, проблема приема обращений от граждан сотрудниками правоохранительных органов все же имеет место. Причем ситуация настолько серьезна, что, несмотря на регулярно проводимые проверки и наказания нарушителей, факты «отфутболивания» заявителей или непринятия должных мер по обращениям граждан и организаций остаются обычным и широко распространенным явлением.

📌 Реклама Отключить

Общение с людьми, обращения которых в компетентные органы были проигнорированы адресатом, показывает, что многие из них убеждены в несовершенстве закона, регламентирующего процедуру разбирательства по обращениям граждан. Но они заблуждаются – процедура прохождения обращения гражданина в любой правоохранительный орган и принятия по нему решения регламентированы законом довольно четко (имеется в виду заявление о преступлении и ином правонарушении). Однако так уж повелось, что для любого чиновника, к числу которых относятся и сотрудники правоохранительных органов, на первом месте не закон, а инструкция, приказ. Понимая эту российскую (и не только) специфику, руководители ряда правоохранительных органов в последнее время провели важную работу – издали соответствующие инструкции, регламентирующие каждый шаг чиновника, к которому с соответствующим заявлением обратился гражданин.

📌 Реклама Отключить

Ниже мы проанализируем некоторые из положений упомянутых инст­рукций и, поскольку читателям на практике может понадобиться более подробная информация, перечислим документы такого рода. Это:

  • приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29.12.2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений»;
  • приказ Минюста РФ от 11.07.2006 г. № 250 «Об утверждении Инст­рукции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях»;
  • приказ ФСБ РФ от 16.05.2006 г. № 205 «Об утверждении Инструкции по организации в органах федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности»;
  • приказ МЧС РФ от 02.05.2006 г. № 270 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;
  • приказ Минюста РФ от 02.05.2006 г. № 139 «Об утверждении Инструкции о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях»;
  • приказ Генеральной прокуратуры РФ от 16.03.2006 г. № 12 «О совершенствовании системы приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры Российской Федерации»;
  • приказ МВД РФ от 01.12.2005 г. № 985 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной ­информации о происшествиях»;
  • приказ МВД РФ от 22.09.2006 г. № 750 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России».

Там, где служба и опасна, и трудна

Обычно первыми, к кому россияне обращаются по фактам правонарушений, являются сотрудники милиции. Поэтому рассмотрим процедуру возбуждения уголовного дела и работу с соответствующими обращениями граждан на примере МВД. По ряду причин здесь частенько приходится сталкиваться с ситуациями, когда человека, обратившегося с требованием возбудить дело и провести расследование, под разными предлогами ­выставляют за дверь, так и не начав расследования.

📌 Реклама Отключить

Кому-то пообещают разобраться в кратчайшее время, кого-то убедят, что его случай на общем криминальном фоне слишком малозначителен и лишь отвлечет доблестные органы от более важных дел. А у некоторых заявление принимается «как положено», но потом по надуманным основаниям в возбуждении уголовного дела отказывают1 . Не подумайте, что в милиции совсем не осталось порядочных сотрудников. Нет, их пока большинство, но и «паршивых овец», портящих «стадо», меньше не становится. А главная причина, побуждающая некоторых сотрудников любой ценой избегать официальной регистрации обращений, – это необходимость отчитаться перед начальством, необходимость показать высокую раскрываемость и т.п.

Итак, человек, – возможно, представитель фирмы – собирается в отдел милиции с просьбой найти или привлечь к ответственности неизвестного либо известного ему злодея. Тут надо руководствоваться простым правилом – если задержание правонарушителя возможно «по горячим следам», то, не теряя ни минуты, надо спешить за помощью. В милиции вам покажут образец, по которому надо написать заявление, или даже примут устное заявление, составив соответствующий протокол.

📌 Реклама Отключить

Но, когда подобная оперативность уже бессмысленна или, допустим, имеется обоснованное сомнение в адекватной реакции правоохранителей на ваше обращение, либо существует опасность преждевременно вспугнуть правонарушителя – спешка пагубна для интересов дела. Тут уж надо готовиться обстоятельно и, по меньшей мере, необходимо загодя написать заявление.

Схематично эту бумагу составляют следующим образом:

Например, заявление гражданина, подвергшегося нападению неизвестных, будет выглядеть так.

Пример 1

📌 Реклама Отключить

Когда с заявлением обращается представитель юридического лица, то в обращении должны быть указаны реквизиты фирмы; подписывается бумага руководителем или уполномоченным им лицом.

К заявлению иногда целесообразно приложить документы, ­подтверждающие изложенные в заявлении факты.

Пример 2

Руководство акционерного общества, заявляя о факте мошенничества, может приложить к заявлению копии накладных, телеграмм, писем, ­объяснения и т.п.

Пример 3

Можно пойти и по другому пути. Представляя интересы гражданки, потерпевшей от насильственных действий супруга, мы при подготовке заявления в милицию собрали объяснения очевидцев происшествия. Эти объяснения в виде приложения к заявлению поступили вместе с ним в отдел внутренних дел, тем самым была нейтрализована попытка коррумпированных чиновников «замять» дело.

Обычно первым на пути заявителя оказывается дежурный по отделу или его помощник. Приняв от посетителя заявление, он выдаст взамен номерной талон-уведомление. Но чаще с заявителем предварительно побеседует сотрудник, например, оперуполномоченный или один из руководителей отдела. Вне зависимости от содержания этих бесед помните, что покидать отдел можно, только имея на руках документальное подтверждение факта своего обращения. Кроме упомянутого выше талона-уведомления, таким документом может быть, например, завизированная копия заявления.

📌 Реклама Отключить

Но далеко не каждый заявитель получает на руки заветный документ. Кому-то приходится уходить с пустыми руками, уповая на то, что «уболтавший» его милиционер выполнит обещание и сделает все возможное для розыска преступника.

Пример 4

Как-то, анализируя со своими студентами показатели преступности, мы спросили у нескольких групп студентов юридического вуза, известно ли им о фактах уклонения от принятия у граждан заявлений о преступлении. В среднем каждый третий опрошенный сказал, что ему известно о таких случаях от ближайших родственников или из личного опыта.

В свою очередь, изученная нами правоприменительная практика показывает, что большинство столкнувшихся с нежеланием принять заявление граждан сдается уже после первой неудачной попытки передать информацию о преступлении в ближайшее отделение милиции. Думается, что это неправильно, ведь таким образом мы сами поощряем бездеятельность сотрудников правоохранительных структур, создаем у них уверенность в безнаказанности такого бездействия. Между тем в министерских верхах отношение к «отфутболиванию» сограждан негативное. Во всяком случае, с ним боролись почти все министры внутренних дел, но, к сожалению, особых успехов не достигли…

📌 Реклама Отключить

Однако руководство МВД не унывает. Более года назад из недр МВД вышел очередной документ – приказ от 01.12.2005 г. № 985. Продолжая традицию предшественников, милицейский министр Нургалиев попытался покончить с нарушениями законности в органах внутренних дел при рассмотрении сообщений о правонарушениях и для этого утвердил специальную инструкцию. Называется она, как отмечалось выше, – «Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях» (далее – Инструкция).

Так вот, все наши обращения в милицию Инструкция относит к определенным категориям в зависимости от содержания и формы поступления к адресату. Рассмотрим порядок прохождения таких обращений, как «заявление о преступлении» и «сообщения и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения».

📌 Реклама Отключить

Иную информацию о происшествиях в милиции тоже обязаны принимать, порядок приема аналогичен, а потому мы не будем на это отвлекаться.

Во-первых, обращаем внимание на пункт 5 Инструкции. Если дежурный в отделении милиции начнет «пудрить мозги» тем, что приходите, мол, завтра или в соседнее отделение, напомните ему содержание именно этого пункта. Там, в частности, сказано, что «поступившее в орган внутренних дел сообщение о происшествии должно быть незамедлительно внесено в Книгу учета сообщений о происшествиях и ему присвоен соответствующий регист­рационный номер». А пункт 7 Инструкции предписывает круглосуточно принимать заявления в любом органе внутренних дел вне зависимости от места и времени совершения происшествий, а также вне зависимости от полноты содержащихся в них сведений и формы представления.

📌 Реклама Отключить

Это еще раз подчеркивает и пункт 15 Инструкции, обязывая осуществлять регистрацию сообщений о происшествиях круглосуточно в дежурных частях органов внутренних дел независимо от территории оперативного обслуживания.

Во-вторых, человек, лично явившийся с заявлением в милицию, может указать дежурному и на пункт 22 Инструкции, согласно которому, а также в соответствии с частью 4 статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса, одновременно с регистрацией сообщения о происшествии в дежурной части органов внутренних дел «оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его заявителю». В свою очередь заявитель подписывается в получении талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.

Но при личной явке в отдел надо учитывать, что сотрудникам секретариата запрещается принимать и учитывать сообщение о происшествии, которое доставлено в орган внутренних дел непосредственно заявителем (абз. 2 п. 8 Инструкции). Проще говоря, если вы принесете жалобу на ­плохую работу участкового, то ее примут в секретариате, а если вы принесете сообщение о преступлении, то заниматься с таким посетителем должен только дежурный или его помощники.

📌 Реклама Отключить

И, наконец, в-третьих. Инструкция, перечисляя формы, в которых в милицию поступает информация о преступлениях, указывает, что протокол принятия устного заявления о преступлении, письменное заявление о преступлении, протокол явки с повинной, рапорт сотрудника органа внутренних дел об обнаружении признаков преступления должны быть оформлены в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации2 .

Всему на свете приходят сроки

Теперь несколько слов о сроках рассмотрения заявления о преступлении. Здесь, так же как при оформлении заявлений, на первом месте не инструкция, а закон, а именно – Уголовно-процессуальный кодекс. В соответствии со статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения. Правда, часть 3 указанной статьи позволяет продлить срок проверки до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе по ­ходатайству следователя или дознавателя продлить этот срок аж до 30 суток.

📌 Реклама Отключить

Если все приведенные выше сроки прошли, а из милиции – ни слуха ни духа, есть повод поинтересоваться результатами разбирательства. Вообще-то пункт 34 Инструкции, дублируя часть 2 статьи 145 Уголовно-процессуального кодекса, возлагает на органы милиции обязанность информировать заявителя о принятом решении по сообщению о происшествии. Заявителю даже должно разъясняться его право обжаловать принятое решение и ­порядок обжалования.

Однако бывает и так, что в проверочном материале имеется бумага о том, что заявитель якобы уведомлен о принятом решении, а тот об этом и знать ничего не знает. В таком случае на свои вопросы относительно судьбы заявления заявитель обычно получает уклончивые ответы, что работа, мол, ведется, что ответ будет выслан или уже отправлен и когда-нибудь вы его получите. Такое поведение работников милиции должно насторожить заявителя, его надо расценивать как сигнал к началу активных действий.

📌 Реклама Отключить

Не ждите наступления странной даты «когда-нибудь». Если истекли установленные законом для проверки сроки, а вам в ответ несут подобный бред – пишите жалобу прокурору с требованием обязать такой-то отдел или его начальника уведомить вас о принятых мерах и решении.

Не помогло такое обращение – смело идите в суд. Как и отказ в приеме сообщения о преступлении (ч. 5 ст. 144 УПК РФ), так и бездействие можно обжаловать в суд. Текст жалобы, разумеется, может быть любым, но главное, чтобы из него было ясно:

  • кто, когда, к кому и с каким заявлением обратился;
  • чем подтверждается факт обращения;
  • в чем конкретно выражается обжалуемое действие или бездействие чиновника;
  • чьи права и свободы нарушены, и какие именно;
  • о чем просит лицо, подающее жалобу.

Иногда для достижения искомого результата достаточно одной жалобы. Но если и вышестоящая структура решила закрыть глаза на лень или нерадивость подчиненных, то заявитель вправе добиваться своего, обращаясь во все инстанции, включая Верховный Суд РФ.

📌 Реклама Отключить

Несколько слов о возбуждении уголовного дела

Все описанные выше шаги преследуют, по сути, единственную цель – принятие заявления правоохранительным органом, его регистрацию и возбуждение уголовного дела. Соответственно, начинается уголовное дело с поступления к уполномоченному на его возбуждение лицу ­соответствующей информации.

Многие читают Уголовный кодекс, указывают на статью и говорят, что надо, мол, посадить злодея за такое-то преступление. Однако не все так просто, как может показаться. Государство не сразу реализует свое право наказания преступника. Этому моменту предшествует многоступенчатая процедура, начало которой мы рассматриваем. В целом же она включает в себя такие элементы, как возбуждение уголовного дела, проведение расследования, судебное разбирательство и некоторые другие. Такая процедура детально регламентирована уголовно-процессуальным правом, ­подзаконными актами, которые упоминались выше.

📌 Реклама Отключить

Соответственно, возбуждение уголовного дела – это первая и обязательная стадия уголовного процесса. Можно сравнить эту стадию судопроизводства с фундаментом многоэтажного дома. Малейшая неточность при закладке фундамента приводит к тому, что огромная конструкция складывается как карточный домик.

Также и здесь: небольшая оплошность – и уголовное дело «развалится». И останется заявитель ни с чем. Правда, от заявителя здесь, собственно, и зависит-то не много. Он, пожалуй, может лишь проявить определенную настойчивость, требуя от сотрудника правоохранительного органа или надзирающего за ним прокурора скорейшего принятия решения по поданному заявлению. Требования свои можно предъявлять в любой форме: писать письма, жалобы, запросы, ходить на личный прием к руководителям правоохранительного органа.

📌 Реклама Отключить

Повторюсь еще раз – мы сегодня рассматриваем ситуацию, когда пришлось столкнуться с неквалифицированной работой сотрудников правоохранительных органов. Если же по заявлению гражданина или обращению от имени юридического лица работа правоохранителями ведется качественно, то честь им и хвала, а заявителю в подобном случае остается лишь по мере возможности помогать сотрудникам правоохранительных органов: являться по вызовам, приносить документы и т.п.

Так вот, когда вместо работы по вашему обращению вы видите бездействие должностных лиц, то предлагаемый сегодня материал может быть полезен. Ведь эффективное оспаривание столь специфического бездействия возможно только тогда, когда подающий жалобу человек понимает, в чем же суть стадии возбуждения уголовного дела.

А происходит на этом этапе работы правоохранительных органов следующее. Здесь компетентные органы и должностные лица должны проанализировать поступившую информацию – поводы для возбуждения уголовного дела, к которым, кроме рассмотренного выше заявления о ­преступлении, относятся:

📌 Реклама Отключить

  • явка с повинной,
  • сообщение о совершенном или готовящемся преступлении из иных источников (например, публикация в газете, рапорт сотрудника).

Если в таком источнике информации имеются сведения о признаках преступления, то есть о соответствии случившегося события описанию конкретного преступления в Уголовном кодексе, то должно быть вынесено постановление о возбуждении дела. Если таких признаков нет, то выносится другое постановление – об отказе в возбуждении уголовного дела. Возможна также передача сообщения по подследственности (то есть органу или ­должностному лицу, уполномоченному на разбирательство такого обращения).

Пример 5

В заявлении, поступившем участковому, говорится о шпионской деятельности некой подпольной организации. Разумеется, в отделении милиции таким заявлением заниматься не будут, а переправят его либо в ФСБ, либо, с учетом личности заявителя, его лечащему врачу – психиатру.

Довольно часто бывает так: гражданин получает в ответ на свое заявление послание, где говорится, что в возбуждении дела отказано, поскольку, мол, не удалось обнаружить всех признаков преступления. Человек, далекий от уголовного судопроизводства, прочитав такой ответ, может растеряться, опустить руки. Но при получении подобного ответа можно смело писать жалобу прокурору или в суд, где указать, что Уголовно-процессуальный кодекс, регламентируя возбуждение дела, и не требует обнаружения всех до единого признаков преступления. В качестве обязательного условия для возбуждения уголовного дела необходим лишь тот минимум, который позволяет дать предварительную уголовно-правовую квалификацию содеянному.

📌 Реклама Отключить

Пример 6

При осмотре места происшествия было обнаружено, что взломан замок на дверях магазина и пропал сейф, или, скажем, обнаружен труп человека со следами насильственной смерти. При таких условиях уголовное дело в первом случае возбуждается по признакам кражи с проникновением, а во втором – по признакам убийства без отягчающих обстоятельств. В ходе расследования по мере получения доказательств квалификация может быть изменена. Не исключена возможность, что содеянное в магазине будет расценено как разбой, а случай с трупом квалифицируют как причинение смерти по неосторожности.

Бывает и так, что заявителю из милиции или от прокурора приходит петиция, где говорится о невозможности начать судопроизводство, поскольку не установлен виновник. Это опять же отписка. В Уголовном кодексе имеется крайне мало составов, по признакам которых уголовное дело может быть возбуждено лишь при наличии данных о личности человека, совершившего противоправное деяние. Это, например, дела о получении взятки.

📌 Реклама Отключить

Для принятия решения о возбуждении уголовного дела обычно не требуется установления лица, совершившего преступление. Необходимы лишь такие данные, которые свидетельствуют о наличии самого события преступления. Ведь уголовное дело возбуждается по факту обнаружения объективных признаков преступления.

Между тем при определенных законом условиях (отсутствие события преступления; отсутствие в деянии состава преступления; истечение сроков давности уголовного преследования; смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего; отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению и некоторые другие) компетентные лица выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

📌 Реклама Отключить

В этом случае заявитель получает соответствующее уведомление, где в числе прочего ему обязаны разъяснить право на обжалование ­постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

В следующем номере мы расскажем о том, как обратиться в ФСБ.

Автор — кандидат юридических наук, доцент, Адвокат Межрегиональной коллегии адвокатов «Закон и человек»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *