Вопросы уполномоченному по правам предпринимателей

Содержание

Общественные приемные

Положение об Общественных приемных

ПОЛОЖЕНИЕ

об Общественных Приемных Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве

1. Общие положения

1.1. В соответствии со статьями 3 и 17 Закона города Москвы от 30.10.2013 № 56 «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве» в целях оказания содействия Уполномоченному по защите прав предпринимателей в городе Москве (далее — Уполномоченный) в осуществлении его деятельности, на территории города Москвы создаются Общественные Приемные.

1.2. Настоящее Положение определяет цели, задачи, права, обязанности и организацию деятельности Общественных Приемных Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве (далее – Общественные Приемные).

1.3. Общественные Приемные являются экспертно-аналитическими и консультационными центрами, работающими на общественных началах.

1.4. Общественные Приемные могут быть организованы в префектурах административных округов города Москвы, управах районов города Москвы, иных органах государственной власти и местного самоуправления города Москвы, а также на базе юридических лиц, их структурных подразделений зарегистрированных на территории города Москвы.

1.5. Методическое обеспечение деятельности Общественных Приемных осуществляется Управлением Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве (далее – Управление Уполномоченного).

1.6. Общественные Приемные осуществляют свою деятельность в границах территорий административных округов города Москвы.

2. Цели и задачи Общественных Приемных

2.1. Общественные Приемные действуют с целью защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, устранения нарушений прав предпринимателей, повышения правовой грамотности субъектов предпринимательской деятельности, расширения их информированности о возможностях государственной поддержки.

2.2. В рамках осуществления своей деятельности Общественные Приемные решают следующие задачи:

— организация консультаций субъектов предпринимательской деятельности по вопросам защиты их прав и законных интересов;

— организация первичной правовой экспертизы жалоб и обращений предпринимателей;

— организация краткосрочных программ обучения в рамках вопросов защиты прав субъектов предпринимательской деятельности;

— организация информирования представителей бизнеса о наиболее распространенных случаях нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности и способах их восстановления;

— формирование отчетности по обращениям для дальнейшего анализа и разработки предложений по корректировке в сфере нормативного регулирования деятельности субъектов предпринимательской деятельности;

— сбор и подготовка материалов по обращениям субъектов предпринимательской деятельности (резюме конфликта, экспертного заключения и др.) для последующего направления Уполномоченному.

3. Права и обязанности Общественных Приемных

3.1. Для осуществления своих полномочий Общественные Приемные вправе:

— принимать заявления, жалобы и ходатайства, поступающие в адрес Уполномоченного, другую информацию, материалы и документы для рассмотрения и ответа заявителю;

— разъяснять заявителям способы и порядок защиты нарушенных прав;

— готовить проекты запросов Уполномоченного в случае необходимости получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц необходимых сведений;

— оказывать заявителям иную помощь в соответствии с целями и задачами Общественных Приемных.

3.2. В рамках осуществления своей деятельности Общественные Приемные руководствуются Конституцией Российской Федерации, нормативными правовыми акта­ми Российской Федерации и города Москвы, приказами, распоряжениями Уполномоченного и настоящим Положением.

3.3. Не реже одного раза в три месяца Общественные Приемные подготавливают письменный отчет по установленной форме за подписью руководителя Общественной Приемной и направляют его Уполно­моченному.

4. Организация деятельности Общественных Приемных

4.1. Руководство Общественными Приемными осуществляют руководители Общественных Приемных, назначаемые из числа Общественных представителей Уполномоченного (общественных омбудсменов), или иные лица, назначаемые и освобождаемые Уполномоченным.

4.2. Прием в Общественных Приемных осуществляется руководителем Общественной Приемной.

Прием в Общественных Приемных также может проводиться Уполномоченным лично, его Общественными Советниками, экспертами Pro Bono, а также сотрудниками Управления.

4.3. Общественные Приемные и привлекаемые к их работе эксперты, оказывают консультационные услуги субъектам предпринимательской деятельности на безвозмездной основе.

4.4. Эксперты, привлекаемые к работе Общественной Приемной не вправе использовать результаты своей работы в Общественной Приемной в интересах политических партий, общественных и религиозных объединений, иных заинтересованных лиц, делать публичные заявления от имени Уполномоченного.

4.5. Личный прием заявителей ведется в помещении Общественной Приемной. Адрес, телефон и график работы согласовывается с Уполномоченным. Помещение Общественной Приемной обозначается соответствующей вывеской (информационной табличкой) установленного образца, согласно Приложению 3.

Информация о работе Общественных Приемных публикуются на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://business-ombudsman.mos.ru.

4.6. В Общественной Приемной ведется обязательный учет и регистрация поступивших устных и письменных жалоб и обращений субъектов предпринимательской деятельности.

4.7. Работа Общественных Приемных с жалобами и обращениями предпринимателей строится на основе и с соблюдением «Регламента подачи и рассмотрения обращений (жалоб) субъектов предпринимательской деятельности», утвержденного Приказом Уполномоченного от 09 апреля 2014 года № 2.

4.8. По результатам рассмотрения каждого поступившего обращения (жалобы) заполняется установленная форма, копия которой направляется Уполномоченному в срок, не позднее 3-х дней с даты поступления обращения.

4.9. Руководитель Общественной Приемной несет персональную ответственность за свои решения и действия, в связи с рассмотрением обращений предпринимателей, если такие решения и действия не были согласованы с Уполномоченным.

4.10. Общественная Приемная может прекратить свою деятельность по решению руководителя, с предварительным уведомлением о таком решении Уполномоченного за две недели до даты прекращения деятельности Общественной Приемной.

4.11. Общественная Приемная предоставляет юридические консультации обратившимся в день обращения, а в случае отсутствия необходимых документов и (или) сведений – в течение 30-и дней с момента поступления необходимых документов и (или сведений).

4.12. Общественная Приемная принимает, проверяет на соответствие установленным требованиям и регистрирует обращения (жалобы) в адрес Уполномоченного в день их поступления, передает их Уполномоченному (в Управление Уполномоченного) в течение 3-х рабочих дней с момента поступления.

5. Порядок назначения и прекращения полномочий руководителей Общественных Приемных

5.1. Руководителем Общественной Приемной (не являющимся общественным омбудсменом Уполномоченного) может быть гражданин Российской Федерации, обладающий опытом работы в сфере предпринимательства, либо в юридической или правозащитной сфере не менее пяти лет.

5.2. Руководителем Общественной Приемной не могут быть:

а) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, лица, замещающие должности федеральной государственной службы, судьи, лица, замещающие государственные должности Москвы, должности государственной гражданской службы Москвы;

б) лица, признанные по вступившему в силу решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

в) лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном федеральным законом порядке судимость.

5.3. Кандидат в руководители Общественной Приемной направляет на имя Уполномоченного заявление и документы, в соответствии с перечнем, утвержденным в Приложении 1 к настоящему Положению.

5.4. Уполномоченный назначает и прекращает полномочия руководителя Общественной Приемной своим приказом. Лицо, в отношении которого прекращены полномочия, в течение пяти рабочих дней со дня принятия Уполномоченным соответствующего решения, обязано передать все имеющиеся у него документы и материалы, связанные с осуществлением им полномочий, Уполномоченному.

5.5. Руководителю Общественной Приемной (не являющемуся общественным омбудсменом Уполномоченного) на срок его полномочий выдается удостоверение, являющееся документом, подтверждающим его полномочия.

5.5.1. Удостоверение изготавливается по форме согласно Приложению 2 к настоящему Положению.

5.5.2. Руководители Общественных Приемных обязаны обеспечить сохранность удостоверения.

В случае утраты или порчи удостоверения его владелец обязан незамедлительно в письменной форме сообщить Уполномоченному. В заявлении указывается причина утраты либо порчи ранее выданного удостоверения. На основании решения Уполномоченного, руководителю Общественной Приемной выдается новое удостоверение. Ранее выданное удостоверение считается недействительным.

5.5.3. При прекращении полномочий руководителя Общественной Приемной удостоверение сдается в Управление Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве.

5.5.4. Недействительные удостоверения (бланки внутренних вклеек, обложки удостоверений), а также сданные удостоверения периодически, не реже одного раза в год, подлежат уничтожению с составлением соответствующего акта. Акт об уничтожении удостоверений утверждается Уполномоченным.

5.6. Срок полномочий руководителей Общественных Приемных (не являющихся общественными омбудсменами Уполномоченного) ограничивается сроком полномочий Уполномоченного. Уполномоченный вправе в любое время заменить назначенного им руководителя Общественной Приемной.

5.7. В пределах своей компетенции Уполномоченный вправе поощрять лучших руководителей Общественных Приемных.

5.8. Полномочия руководителя Общественной Приемной прекращаются:

а) по личному заявлению;

в) в случае досрочного прекращения полномочий Уполномоченного;

г) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением руководителем Общественной Приемной своих обязанностей;

д) по решению Уполномоченного;

е) по истечении срока полномочий Уполномоченного;

ж) в иных случаях, предусмотренных законодательством и настоящим Положением.

5.9. Информация о наделении лица полномочиями, а также о прекращении полномочий руководителя Общественной Приемной доводится до сведения субъектов предпринимательской деятельности через официальный сайт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://business-ombudsman.mos.ru/.

6. Обеспечение деятельности Общественных Приемных

6.1. Работа Общественной Приемной может финансироваться за счет следующих источников:

1) внебюджетных, за счет средств Организации;

2) средств бюджета города Москвы, в соответствии с целевыми программами финансирования, предусмотренными бюджетом города Москвы;

3) иных средств, предоставляемых фондами, общественными организациями и частными лицами.

Приложение 1

к Положению об Общественных Приемных Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве

Перечень документов,

представляемых кандидатом для назначения на должность руководителя Общественной приемной Уполномоченного по защите прав предпринимателей городе Москве

1. Заявление о приеме на должность Руководителя Общественной приемной Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве.

2. Копия паспорта гражданина Российской Федерации.

3. Копия трудовой книжки.

4. Фотография 3х4 в формате JPG.

5. Автобиография.

6. Копия документа об образовании.

Предприниматели Москвы через приемную могут обратиться к уполномоченному по защите прав предпринимателей в случае нарушения их прав со стороны государственных органов, превышения полномочий контролирующих институтов, рейдерских захватов и прочей неправомерной деятельности через общественную приемную.

Кроме того, общественная приемная занимается повышением правовой грамотности субъектов предпринимательской деятельности. Она организовывает консультации по вопросам защиты прав и законных интересов предпринимателей, краткосрочные программы обучения, занимается первичной правовой экспертизой жалоб и обращений предпринимателей, сбором и подготовкой материалов по обращениям граждан.

Правом обратиться к уполномоченному с жалобой на любые нарушения своих прав и законных интересов решениями, действиями или бездействием органов государственной власти, местного самоуправления и любых других организаций обладают индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в Москве либо осуществляющие на территории столицы предпринимательскую деятельность.

По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный может передать ее в государственный орган, в компетенции которого находится решение этого вопроса, либо обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов или незаконными решений и действий госорганов. Кроме того, уполномоченный может направить в соответствующий орган обращение о привлечении конкретных должностных лиц к ответственности, вплоть до уголовной, а также рекомендации по восстановлению законных прав пострадавших предпринимателей.

С какими проблемами предприниматели обращаются к бизнес-омбудсмену

Фото: Сергей Ермохин

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ленобласти Елена Рулева рассказала, с какими проблемами обращаются к ней предприниматели, в каких районах региона больше всего жалоб на чиновников со стороны бизнесменов, а также о планах по созданию новых общественных приемных бизнес–омбудсмена.

Как вы пришли на должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ленобласти?

В Петербурге пройдут публичные слушания по проблемам, препятствующим развитию бизнеса Новость

В Петербурге пройдут публичные слушания по проблемам, препятствующим развитию бизнеса

313

— Как и многие коллеги, я пришла из общественной организации, которая представляет интересы бизнеса. Это правильная практика: работая в таких объединениях, мы хорошо знали интересы и проблемы бизнеса своего региона, при этом выполняли функцию защиты прав предпринимателей. Это я делаю и сейчас.

Были ли какие–то сложности в начале вашей работы на этой должности?

— Когда 28 мая прошлого года областной парламент назначил меня на эту должность, мне надо было не только создать новый орган госвласти, но и оперативно найти помещение для работы. Мне кажется, что мы достаточно быстро решили этот вопрос.

Кроме того, у меня маленький штат — всего три человека помимо меня. В то время как по закону штат может состоять из 15 сотрудников.

Какой бизнес к вам чаще всего обращается — средний, малый, крупный?

— Чаще обращаются представители среднего и малого бизнеса, а также индивидуальные предприниматели — самая незащищенная группа. Тем не менее ко мне обращались и представители крупного бизнеса, несмотря на то что в большинстве случаев у них есть возможность отстаивать свои права самостоятельно, нанимая целую команду юристов.

Реклама

Каковы основные проблемы в регионе?

Как санкции повлияли на российскую экономику Экономика

Как санкции повлияли на российскую экономику

— В последнее время остро стоит вопрос взаимодействия с естественными монополиями. Так, в июле произошло резкое повышение цен на электроэнергию, в связи с чем ко мне поступило большое количество обращений от предпринимателей из разных районов Ленобласти. В основном же жалобы относятся к вопросам урегулирования земельных и имущественных отношений, контрольно–надзорной деятельности, также есть жалобы на бездействие правоохранительных органов и нарушения антимонопольного законодательства. Как правило, обращения имеют системный характер.

Всегда ли прав предприниматель, который обращается за помощью к омбудсмену?

— Иногда отказы или проверки со стороны органов государственной власти действительно обоснованны.

Часто бывает и так, что предприниматель не в полной мере осведомлен о требованиях контрольно–надзорных органов, поэтому за их несоблюдение ему приходится платить высокие штрафы. В таких случаях мы стараемся наладить диалог бизнеса и власти, чтобы представители последней проводили с предпринимателями разъяснительную работу и просвещали их по проблемным вопросам.

Можете привести примеры?

— Например, один предприниматель приобрел земельный участок вместе со зданием. Предыдущий собственник платил аренду в размере 70 тыс. рублей в год. Новому собственнику местные власти повысили плату до 1 млн рублей в год. Дело было уже в суде, который встал на сторону администрации, поскольку все расчеты были сделаны правильно. Но иногда в таких случаях не хватает здравого смысла. По нашей инициативе состоялся диалог между всеми сторонами конфликта. Нам удалось убедить чиновников применить при расчете арендной ставки другие коэффициенты, и размер арендной платы значительно снизился. Это устроило и администрацию, и предпринимателя, было подписано мировое соглашение.

Реклама

Еще один пример — это прошлогодний случай, один из первых в моей работе в новой должности. Ко мне поступила жалоба на препятствование осуществлению предпринимательской деятельности. В одном из областных городов бизнесмен занимался вывозом мусора. У него на выезде с территории предприятия установили шлагбаум, и из–за этого транспорт не мог ни въехать, ни выехать с территории организации. Это привело к срыву вывоза бытовых отходов и значительным материальным убыткам. Предприниматель неоднократно обращался в различные инстанции с просьбой устранить препятствие или предоставить возможность оборудовать альтернативный проезд. Однако вопрос так и не решился.

В ходе рассмотрения жалобы выяснилось, что местные власти установили шлагбаум по просьбе жителей, которым мешал шум от проезжающих машин. Затем, после долгой переписки, администрация согласилась, что шлагбаум нужно убрать, однако средств на демонтаж не было. В итоге совместно с прокуратурой мы добились демонтажа шлагбаума, и предприниматель смог продолжить работу.

Можно ли отметить еще какие–то особенности работы в Ленобласти?

— Примечательно, что у нас практически нет жалоб на региональное правительство и на федеральные структуры, в основном — на районные власти. Именно на местах чаще всего предприниматели сталкиваются с административными барьерами и другими многочисленными проблемами.

В каких районах больше всего бывает проблем?

— Всеволожский район — лидер по количеству жалоб, затем идет Сосновый Бор. Практически нет жалоб из Подпорожского и Лодейнопольского районов. Это связано с тем, что в отдаленных районах Ленинградской области небольшое количество субъектов предпринимательской деятельности, поэтому у них выстроено более тесное взаимодействие с представителями власти на местах.

С какими общественными организациями вы взаимодействуете в своей работе?

— Я сотрудничаю с четверкой главных бизнес–объединений, с отраслевыми союзами, представляющими интересы регионального бизнеса, например с Гильдией пекарей. Естественно, сохранился тесный контакт с «Деловой Россией».

Моя работа в принципе предполагает тесное сотрудничество с бизнес–объединениями. Кроме того, в каждом районе есть советы предпринимателей, и со многими из них я также взаимодействую.

Вы уже наладили контакт со всеми советами руководителей предприятий в районах?

— У меня есть график посещения районов Ленинградской области. В рамках визита я всегда провожу личные приемы предпринимателей, чтобы у них была возможность озвучить свои проблемы.

Кроме того, мы совместно с областным прокурором Станиславом Ивановым выезжаем на места для встречи с предпринимателями.

Какие у вас планы по развитию на ближайшее время?

— Как правило, большинство проблем, возникающих у предпринимателей, связано с практикой исполнения федерального и регионального законодательства на местах.

В связи с этим в моих ближайших планах — в каждом районе назначить общественных представителей и открыть общественные приемные. Это позволит мне наладить обратную связь и поставить первичный фильтр для жалоб.

Факты

Итоги работы
> С начала 2014 г. поступило 150 жалоб от предпринимателей, в том числе на уголовное преследование.
> 34% от общего числа обращений — проблемы в сфере земельных отношений, 27% — проверки контрольных органов, 12% — имущественные отношения, 11% — бездействие правоохранительных органов, 7% — нарушения антимонопольного законодательства.

Биография

Елена Рулева
> Родилась в Шанхае в 1960 г.
> В 1982 г. окончила Ленинградский технологический институт им. Ленсовета. С 2007 г. — исполнительный директор Ленинградского областного регионального отделения «Деловой России».
> В 2014 г. назначена на должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ленинградской области.
> Замужем, есть дочь.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *