Вопросы референдума

Содержание

Какие вопросы могут выноситься на референдум?

Российское законодательство содержит значительное число требований и ограничений в отношении вопросов, которые можно выносить на референдум. Эти требования и ограничения можно разделить на три группы.

Первая группа ограничений связана с компетенцией соответствующего уровня. На общероссийский референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. На референдум субъекта РФ могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта РФ или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ или федеральным законом. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

К этой же группе ограничений можно отнести и требование, согласно которому вопросы референдума не должны ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Кроме того, вопрос, выносимый на общероссийский референдум, не должен противоречить Конституции РФ, вопрос, выносимый на референдум субъекта РФ, не должен противоречить федеральному законодательству, а вопрос, выносимый на местный референдум, не должен противоречить ни федеральному законодательству, ни законодательству соответствующего субъекта РФ.

Вторая группа требований относится к формулировке вопроса. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Третья группа ограничений — это перечень конкретных вопросов, которые не могут выноситься на референдум.

Для регионального и местного референдумов это следующие вопросы:

  1. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
  2. о персональном составе органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления;
  3. об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
  4. о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования;
  5. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Для общероссийского референдума действуют аналогичные запреты (в отношении федеральных органов власти, федерального бюджета и финансовых обязательств Российской Федерации), но добавляются еще несколько дополнительных.

Не могут быть вынесены на референдум вопросы:

  1. об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;
  2. об избрании, досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  3. о введении, изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;
  4. об амнистии и помиловании.

Большинство этих ограничений оправданны. Как отмечалось в разделе 2.1.2, референдум не должен подменять выборы и с его помощью не должен торпедироваться принцип обязательности и периодичности проведения выборов. Очевидна также недопустимость использования референдума для ущемления прав меньшинств, а также вмешательства с его помощью в компетенцию другого уровня, как более высокого, так и более низкого.

Что касается требования об однозначности ответа на вопрос референдума и определенности правовых последствий принятого решения, то в этом должны быть заинтересованы и инициаторы референдума — если они действительно заинтересованы в решении определенного вопроса, а не пытаются использовать кампанию референдума в целях саморекламы.

Однако из перечня требований становится понятно, что решить, удовлетворяет ли вопрос референдума этим требованиям, не всегда просто и во многих случаях такое решение не будет очевидным. Поэтому важнейшее значение имеет процедура проверки вопроса на его соответствие предусмотренным законом требованиям.

Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» предусматривает двойную проверку вопроса, выносимого на общероссийский референдум. Сразу же после того, как первая региональная подгруппа инициативной группы обращается в избирательную комиссию субъекта РФ с ходатайством о своей регистрации, последняя уведомляет об этом Центральную избирательную комиссию РФ, которая в течение 10 дней должна решить, соответствует вопрос требованиям закона или нет. Признание того, что вопрос требованиям закона не соответствует, означает запрет на регистрацию всех региональных подгрупп данной инициативной группы. Это решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ.

Однако если вопрос будет признан соответствующим требованиям закона, ему предстоит еще одна проверка — уже после того, как инициативная группа соберет подписи и количество этих подписей будет признано достаточным. Теперь проверку будет осуществлять Конституционный Суд РФ. Он должен решить (в какой срок, в законе не установлено), соответствует ли инициатива проведения референдума по предложенному вопросу Конституции РФ.

По всей видимости, Конституционный Суд должен проверить, относится ли вопрос к ведению Российской Федерации или к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, не противоречит ли он Конституции РФ, не ограничивает ли он, отменяет или умаляет общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод, — т. е. частично то же самое, что проверяла ранее Центральная избирательная комиссия РФ. Решение Конституционного Суда, как известно, окончательное и обжалованию не подлежит.

Иной порядок проверки вопросов предусмотрен Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для регионального и местного референдумов. Проверка проводится один раз — после обращения инициативной группы в соответствующую избирательную комиссию с ходатайством о своей регистрации.

Однако проверку в данном случае проводит не избирательная комиссия, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ (для регионального референдума) или представительный орган муниципального образования (для местного референдума). Если соответствующий представительный орган решит, что вопрос, выносимый на референдум, не соответствует требованиям закона, избирательная комиссия отказывает в регистрации инициативной группы. Отказ в регистрации может быть обжалован в соответствующий суд.

В некоторых региональных законах установлена более детальная процедура проверки вопроса, выносимого на референдум. Так, «Кодекс о референдумах в Костромской области» предусматривает проведение лингвистической экспертизы формулировки вопроса, которую должна провести группа специалистов, формируемая соответствующей комиссией референдума. В случае если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой, не отвечает установленным законом требованиям, комиссия или представительный орган муниципального образования может согласовать с инициативной группой новую формулировку, не изменяющую основного содержания вопроса. При этом право изменения формулировки вопроса, выносимого на референдум, принадлежит исключительно инициативной группе.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о вынесении на референдум проекта закона или иного нормативного правового акта. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» этот вопрос замалчивает, не отвечая на него ни да, ни нет. Правоприменительная практика также пока не дала на него ответа. Поэтому возможны две точки зрения. Согласно одной, порядок принятия федеральных законов и федеральных конституционных законов исчерпывающим образом определен статьей 105 Конституции РФ, поэтому они не могут приниматься иным способом, в том числе путем референдума.

Согласно иной точке зрения, статья 3 Конституции РФ (которая имеет приоритет перед статьей 105), определяющая референдум как высшее непосредственное выражение власти народа, подразумевает, что народ может непосредственно принимать и законы. Тем более что федеральный конституционный закон не содержит прямого запрета, а Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» такую возможность предусматривает.

Что касается вынесения проекта нормативного акта на региональный или местный референдум, то такая возможность в законе закреплена. Однако федеральный закон не регулирует исчерпывающим образом связанные с этим проблемы, поэтому им должно быть уделено дополнительное внимание в законах субъектов Федерации.

Так, в пункте 9 статьи 63 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» говорится: «Если на референдум вынесен проект нормативного акта, то в бюллетене воспроизводится его текст либо указывается наименование этого нормативного акта».

Очевидно, что в бюллетене невозможно воспроизвести текст большого нормативного акта, однако необходимо определить, в каких случаях должен воспроизводиться текст, а в каких — указываться наименование. Если этот вопрос не будет урегулирован в законе субъекта РФ, его придется решать соответствующей избирательной комиссии.

Михаил ЛЕОНТЬЕВ, главный редактор журнала «Профиль»:

— Базовые принципы политического устройства, которые не могут быть введены без всенародного мандата. Нельзя обсуждать на референдуме, что лучше — быть богатым и здоровым или бедным и больным, как хотят наши «левые». Или: вы за высокие зарплаты? Это развращает общественное сознание. А вот когда встанет вопрос о новом политическом устройстве, а он встанет, потому что негоже нам копировать западные тупиковые образцы (как списывающие из чужих тетрадей лоботрясы в школе, чтобы не получить двойку), тогда надо выходить на референдум.

Анна ШАТИЛОВА, диктор Центрального телевидения, народная артистка России:

— «Вы за то, чтобы запретить употреблять слово «секс» в эфире?» Я буду голосовать «запретить!». Это же до чего дошло, что в передачах называют сексуальным …шкафчик! Пиджак, шарфик. Стыдобища! Да еще в Год русского языка!

Виктор ИЛЮХИН, депутат Госдумы, фракция КПРФ:

— После этих поправок, запретов на вопросы, относящиеся к компетенции законодательной, исполнительной власти и президента… Теряюсь в догадках. Может, спросить о поддержке национального лидера? Хотя на муниципальном уровне можно было бы вынести вопрос: как избирать мэра — из депутатов или прямым голосованием? Сохранить ли парк, вести ли точечную застройку?

Владимир ГРУЗДЕВ, зампред Комитета Госдумы по законодательству, один из авторов поправок в Закон «О референдуме в РФ»:

— Нужно ли ликвидировать смертную казнь? Нужна ли эвтаназия? Патронатные семьи? У нас в России за последние три года был десяток региональных референдумов, касающихся укрупнения регионов. Кстати, в Англии референдум проводился всего один раз за все время ее существования — о вступлении в Евросоюз. В Америке много референдумов в штатах, региональных: решают, разрешить ли однополые браки или легальное выращивание конопли? Но, кстати, на общенациональном уровне референдумов в США нет. Наши поправки в закон не ограничивают круг вопросов, их могут быть десятки тысяч.

Анатолий ПАХОМОВ, мэр Анапы:

— Закон о местном самоуправлении позволяет решать немало вопросов на референдумах. Народ должен разделять с властью ответственность за принятие решений. Чтобы потом не было упреков. Участвуя в местном референдуме, каждый может почувствовать себя немного мэром.

Зинаида КИРИЕНКО, народная артистка России:

— Нужна ли нам культура? Пусть дальше льются с экранов телевизоров насилие и разврат, или надо уступить место духовности, человечности?

Татьяна, читательница сайта KP.RU, Псков:

— Да не надо никаких референдумов! Лучше потратить эти деньги на строительство больниц, домов для ветеранов и детских садов.

Решение, принятое на референдуме РФ может быть отменено, изменено не иначе как путем

1) Учреждение нового конституционного строя РФ

2) Постановлением Конституционного Суда РФ в случае его противоречия Конституции РФ

3) Указом Президента РФ в случае введения военного или чрезвычайного положения

4) Принятие решения на новом референдуме РФ

7. В первые документальное закрепление естественно-правового понимания свобод и её соотношении с государством получило в:

1) В Декларации прав человека и гражданина

2) Конституциях развитых государств

3) Всеобщей декларации прав и свобод человека

4) Европейская конвенция прав и свобод человека

8. Современно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в основных постулатах:

1) Все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуждать их естественные права

2) Свобода человека в демократических государствах абсолютна

3) Естественные свободы не могут быть ограничены законом

4) Естественные свободы могут передаваться поколениям

9. В конституционном праве термин «свобода» употребляется как:

1) Возможность народа или отдельного человека действовать по своему усмотрению

2) Возможность народа или отдельного человека действовать по предписанию установленных государством и мировым сообществом

3) Свобода одно из основных личных прав человека, означает свободу индивидуума

4) Соблюдение закона и дисциплины

10. Конституционные права и свободы человека:

1) Основные фундаментальные, наиболее важные права и свободы человека и гражданина

2) Права и свободы человека закреплёны всеми отраслями национальной системы права

3) Закреплённые в Конституции РФ и международных актах

4) Закреплённые во Всеобщей Декларации прав и свобод человека

Вариант 7

1. Неприкосновенность личности как личная свобода заключается в том что:

1) Никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями и поступками

2) Государство не вправе вмешиваться в личную жизнь каждого человека

3) Личная свобода заключается в неприкосновенности личности

4) Закон является основой неприкосновенности личности

2. Конституция России при определении национальной принадлежности устанавливает:

1) Каждый вправе определять и указывать свою национальность, и никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности

2) Каждый вправе определять и указывать свою национальность самостоятельно, соблюдая правила заполнения в официальных анкетах вопроса о национальности

3) Важность правового признака национальности для каждого конкретного человека

4) Принадлежность к определенной национальности открывает возможность использования языков народов РФ в официальных контактах

3. Политические права и свободы могут быть реализованы:

1) Гражданином РФ как индивидуально, так и через объединение с другими людьми

2) Только индивидуально гражданином РФ при участии в управлении делами государства

3) Гражданином РФ только через политические партии

4) Каждым человеком как непосредственно, так и через своих представителей

4. Право участвовать в отправлении правосудия предполагает каждому гражданину:

1) Без всякой дискриминации занять должность судьи

2) Возможность занять должность прокурора

3) Не зависит от религиозной принадлежности

4) Возможность занять должность мирового судьи

5. Конституционная норма констатирует, что защита прав и свобод:

1) Обязанность государства

2) Обязанность государства и мирового сообщества

3) Обязанность гражданского общества

4) Обязанность мирового сообщества

6. Основные способы самозащиты прав и свобод:

1) Обжалование действий должностных лиц

2) Применения оружия при защите своих прав и свобод, вплоть до вооружённого восстания

3) Защита прав и свобод любыми доступными средствами

4) Самозащита

7.Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод когда:

1) Исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты

2) Должностные лица не принимают соответствующих мер по заявлению

3) Судебные инстанции не рассматривают жалобу заявителя в виду перегруженности суда

4) Заявитель считает, что должностные лица и органы государственной власти неспособны решить его вопрос

8. Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности:

1) с 18 лет

2) с 16 лет

3) с 14 лет

4) с 19 лет

9. Конституционной обязанностью человека является:

1) Забота о детях и нетрудоспособных родителях

2) Уплата финансовых средств в федеральный бюджет

3) Получение на конкурсной основе высшего образования

4) Соблюдение нормативных актов общественных объединений

10. В государственных, муниципальных и других жилищных фондах бесплатно или за денежную плату жилище предоставляется:

1) Малоимущим, иным указанным в законе гражданам

2) Гражданам нуждающимся в улучшении жилья

3) Молодым специалистам

4) Военнослужащим и сотрудникам МВД РФ

Вариант 8

1. Виновность обвиняемого в совершении преступления должна быть доказана:

1) В предусмотренном федеральным законом порядке

2) Вынесением обвинительного заключения

3) Прокурором РФ

4) Судом

2. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровью людей:

1) Влечёт за собой ответственность в соответствии с федеральным законом

2) Влечёт за собой ответственность установленную органами государственной власти субъектов РФ

3) Влечёт за собой ответственность установленную Министерством юстиции РФ

4) Влечёт за собой ответственность установленную Генеральной прокуратурой РФ

3. Гражданство РФ является единым:

1) Граждане РФ постоянно проживающие на территории республики в составе РФ, являются одновременно гражданами этой республики

2) Граждане РФ постоянно проживающие на территории республики в составе РФ не могут иметь двойное гражданство

3) Граждане РФ проживающие за приделами территории государства не могут изменить своё гражданство

4) Граждане РФ не могут иметь гражданство другого государства

4. Гражданство РФ является равным:

1) Законодательство не устанавливает никаких отличий и особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами РФ по различным основаниям

2) Законодательство устанавливает равенство правового статуса граждан РФ и граждан субъектов РФ

3) Только для граждан РФ ставших гражданами по рождению

4) Только для граждан РФ ставшими гражданами РФ по рождению или приобретении гражданства до 1992 года

5. Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер:

1) Законодательством установлено что каждый человек имеет право на гражданство; и право изменить гражданство

2) Лица без гражданства в соответствии с федеральным законом имеют право автоматического приобретения гражданства РФ

3) Законом установлено что иностранные граждане, находящиеся на территории РФ приняв гражданство РФ не вправе его изменить

4) Законодательством установлено, что каждый гражданин РФ изменяет гражданство только единожды

6. Гражданин РФ может быть лишён гражданства:

1) Не может быть лишён своего гражданства

2) За действия, порочащие высокое звание гражданина РФ может быть лишён гражданства

3) За действия наносящие ущерб престижу или государственной безопасности

4) С момента выезда из России в случае его переселения

7. Гражданин РФ может иметь двойное гражданство:

1) В соответствии с федеральным законом или международным договором РФ

2) При заключении брака между гражданином иностранного государства и гражданкой РФ

3) Только гражданин РФ имеющий гражданство республики в составе РФ

4) При заключении брака между гражданкой РФ и гражданином иностранного государства

8. Почетное гражданство предоставляется:

1) Президентом РФ

2) Министерством Иностранных Дел

3) Правительством РФ

4) Советом Федерации РФ

9. Почетное гражданство предоставляется:

1) Иностранному гражданину или лицу без гражданства

2) Гражданину РФ

3) Лицу без гражданства, гражданину РФ

4) Иностранному гражданину, гражданину РФ

10. Иностранные граждане, совершившие правонарушение в РФ:

1) Подлежат ответственности на общих основаниях с российскими гражданами

2) Обладают иммунитетом и привилегиями, установленными международным правом

3) Подчиняются юрисдикции в определенных пределах

4) Подлежит выдворению из РФ

Вариант 9

1. Обязанности иностранных граждан находящихся в РФ:

1) Несут военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ

2) Платят законно установленные налоги и сборы

3) Соблюдают законы своей страны

4) Соблюдают законы РФ

2. Документы, подтверждающие гражданство РФ:

1) Свидетельство о рождении

2) Вид на жительство в РФ

3) Свидетельство о заключении брака на территории РФ

4) Паспорт РФ

3. Решение о приеме в гражданство РФ отменяется:

1) Лицо приобрело гражданство РФ на основании заведомо ложных сведений, фальшивых документов

2) Если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности

3) Если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения

4) В случае нарушения валютного законодательства

4. Государственные органы, ведающие делами гражданства РФ:

1) Президент РФ, Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел

2) Комиссия по правам человека при Президенте РФ

3) Министерство иностранных дел

4) Министерство внутренних дел

5. Выход из гражданства РФ не допускается в случае если:

1) Гражданин привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу

2) Выступает в качестве свидетеля по гражданскому делу

3) Имеет материальные обязательства перед семьей

4) Имеет административное правонарушение

6. Беженцами в РФ признаются лица:

1) Не имеющие российского гражданства

2) Имеющие гражданство РФ

3) Все лица находящиеся на территории, где происходят военные конфликты

4) Лица без гражданства

7. Отклоняются ходатайства о приеме в гражданство РФ лиц, которые:

1) Выступают за насильственное изменение конституционного строя РФ

2) Признанные судом недееспособными

3) Ранее судимы за различные преступления

4) Находятся под следствием

8. Вынужденными переселенцами признаются в РФ:

1) Иностранные граждане и лица без гражданства

2) При определенных условиях лица, не имеющие гражданства России, а также граждане бывшего СССР

3) Физические лица, преследуемые за убеждения на территории другого государства по политическим и иным мотивам

4) Лица, имеющие гражданство РФ

9. Предоставление политического убежища в РФ относится к компетенции:

1) Президента РФ

2) Комиссии по вопросам предоставления политического убежища при Президенте РФ

3) Правительству РФ

4) Министерству Иностранных Дел РФ

10. Восстановление гражданства лиц, у которых гражданство РФ прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки или попечительства, а также если гражданство прекращено в связи с изменением гражданства родителей, могут восстановить гражданство Р.Ф. в порядке регистрации:

1) В течении 5 лет по достижении 18-летнего возраста

2) В течении 3 лет по достижении 19-летнего возраста

3) В течении 2 лет по достижении 21 года

4) В течении 4 лет по достижении 18-летнего возраста

6.2. Организация самостоятельной работы студента

№ темы дисциплины Виды работ Контроль выполнения самостоятельной работы студента Оценка результата выполнения самостоятельной работы
Освоение теоретического материала
Изучение тем в соответствии с указанной литературы Устный, письменный, тестовый Оценка в журнале преподавателя
Закрепление знаний теоретического материала
Ответы на вопросы и тесты для самоконтроля Устный, письменный, тестовый Оценка в журнале преподавателя
Применение полученных знаний и практических навыков для анализа ситуации и выработки правильного решения
Подготовка к групповой дискуссии, подготовленная работа в рамках деловой игры, письменный анализ конкретной ситуации и т.д. Проверка мини-реферата. Участие в дискуссии. Защита выводов. Участие в групповой дискуссии Оценка в журнале преподавателя
Применение полученных знаний и умений для формирования собственной позиции, теории, модели
Подготовка презентации, подготовка к групповой дискуссии, подготовленная работа в рамках деловой игры, письменный анализ конкретной ситуации. Проверка мини-реферата. Участие в дискуссии. Защита выводов. Участие в групповой дискуссии Оценка в журнале преподавателя

6.3. Формы промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Путем референдума нельзя решать: 1. Вопрос об амнистии для заключенных 2. Вопрос об объявлении войны 3. Вопрос о принятии конституции 4. Вопрос о пересмотреть действующего закона

ависимость; 2) реализация судебной власти законодательными органами; 3) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; 4) к осуществлению правосудия привлекаются следователи и дознаватели; 5) к осуществлению правосудия привлекаются представители народа; 6) осуществляется посредством (в форме) конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства; 7) всестороннее и объективное предварительное расследование; 8) национальный язык судопроизводства; 9) реализуется специальным государственным органом судом; 10) специальное назначение судебной власти; 11) исключительной прерогативой судебной власти является осуществление ею правосудия; 12) здесь правильных вариантов ответов нет. 2. В судебной системе Российской Федерации действуют такие группы судов, как (может быть несколько правильных ответов): 1) федеральные суды; 2) чрезвычайные суды; 3) общественные суды; 4)суды субъектов Российской Федерации; 5)ювенальные суды; 6)досудебные суды; 7)товари щеские суды; 8)здесь правильных вариантов ответов нет. 3.Виды федеральных судов судебной системы Российской Федерации: 1) Международный Суд Организации Объединенных Наций; 2) Европейском Суде по правам человека; 3) Конституционный Суд РФ; 4) конституционные суды субъектов Российской Федерации; 5) уставные суды субъектов Российской Федерации; 6) федеральные суды общей юрисдикции; 7) арбитражные суды; 8) Международный коммерческий арбитражный суд; 9) Дисциплинарное судебное присутствие; 10) мировые судьи; 11) третейские суды; 12) здесь правильных вариантов ответов нет. 4. Виды судов субъектов Российской Федерации: 1) Международный Суд Организации Объединенных Наций; 2) Европейском Суде по правам человека; 3) Конституционный Суд РФ; 4) конституционные суды субъектов Российской Федерации; 5) уставные суды субъектов Российской Федерации; 6) федеральные суды общей юрисдикции; 7) арбитражные суды 8) Международный коммерческий арбитражный суд 9) Дисциплинарное судебное присутствие 10) мировые судьи; 11) третейские суды; 12) здесь правильных вариантов ответов нет. 5. Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается: 1) Президентом РФ; 2) Председателем Верховного Суда РФ; 3) путем установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации»; 4) соблюдением всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; 5) применением всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации; 6) единой для всех судей присягой; 7) коррупционностью судебной системы; 8) признанием обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; 9) законодательным закреплением единства статуса судей; 10) финансированием федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета. 11) запретом привлечения судей к ответственности; 12) здесь правильных вариантов ответов нет.

Референдум

Рефере́ндум (лат. referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.

Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран.

Плебисцит

См. также: Плебисцитарная демократия

Плебисци́т — (лат. plebiscitum, от лат. plebs — плебс (простой народ) и лат. scitum — решение, постановление) — опрос граждан, как правило, с целью определения судьбы соответствующей территории или других вопросов локального характера.

В конституционном праве термин «плебисцит» сильно различен с наименованием «референдум»: по вопросам регионального и местного значения тоже могут проводиться референдумы (например, при объединении регионов).

По мнению некоторых авторов, разница между референдумом и плебисцитом, состоит в том, что референдум принимается по вопросам принятия конституции или законов или по вопросам их отмены, тогда как плебисцит принимается по всем остальным вопросам. Французские авторы придерживаются мнения, что плебисцит принимается по вопросам наделения какого-либо лица верховной властью. Так, мероприятие по предоставлению Наполеону Бонапарту императорского титула, во французской литературе XIX века, именовалось плебисцитом.

В некоторых странах (например, во Франции) считается синонимом референдума.

Виды референдумов

В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума — проект закона), обязательный референдум или факультативный.

При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса.

Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).

Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами.

От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.

Древний Рим

В Древнем Риме референдум (плебисцит) — постановление, принимаемое собраниями плебеев (до 417 года до н. э. по куриям, потом по трибам).

Возник в начале V века до н. э. в период сословной борьбы патрициев и плебеев. Плебисцит не утверждался сенатом, и сначала его соблюдение было обязательным только для плебеев.

Превращение плебисцита в постановление, обязательное для всего народа, связывают с законом Валерия и Горация (449 год до н. э.), с законом Публия (339 год до н. э.) или с законом Гортензия (287 год до н. э.).

С III века до н. э. понятие «плебисцит» постепенно выходит из употребления и заменяется понятием «закон».

Некоторые примеры референдумов, проводившихся в различных государствах мира

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Акты волеизъявления населения стран по результатам референдумов могут игнорироваться их властями, например, результаты Всеукраинского референдума 2000 года, когда проголосовали около 30 млн украинцев.

Референдумы в России

Впервые понятие всенародного опроса появилось в Конституции СССР 1936 года — в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».

Единственный в СССР всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года. На него был вынесен вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». В референдуме приняло участие 75,44 % граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4 % участников опроса. Это, однако, не помешало распаду СССР уже в декабре того же года.

В тот же день — 17 марта 1991 года прошёл первый всероссийский референдум о введении поста президента Российской Федерации. В нём приняло участие 75,09 % граждан РСФСР, из них 69,85 % поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом Российской Федерации был избран Борис Ельцин.

25 апреля 1993 года, во время противостояния президента и Верховного Совета Российской Федерации, прошёл референдум, на который были вынесены четыре вопроса. В референдуме приняли участие 64,51 % избирателей. На вопрос «Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину?» ответило «да» 58,66 % голосовавших, на вопрос «Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?» — 53,04 %. За досрочные выборы президента высказалось 49,49 %, за досрочные выборы народных депутатов — 67,16 % от числа проголосовавших, но менее половины от общего числа избирателей. В итоге внеочередных выборов не проводилось, а Верховный Совет РФ был распущен в соответствии с указом президента Бориса Ельцина № 1400 от 21 сентября 1993 года, что привело к развитию кровопролитных столкновений между сторонниками Верховного совета и сотрудниками правоохранительных органов, гибели людей на улицах Москвы, как военных, так и случайных жертв и последующему штурму Дома Советов России 4 октября 1993 года с применением бронетехники.

12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Госдуму первого созыва, прошло всенародное голосование по проекту Конституции России. В голосовании участвовало 54,79 % избирателей, из них 58,42 % поддержало новый Основной закон, который действует по настоящее время.

Конституция Российской Федерации

Действующая Конституция РФ говорит о референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа наряду со свободными выборами (статья 3, часть 3).

Конституция не ограничивает применение референдума определённым кругом вопросов. Наряду с общефедеральным Конституция предусматривает и местный референдум как важный институт местного самоуправления. Проведение референдума на уровне субъектов федерации может быть предусмотрено их конституциями и уставами. В главе о конституционных поправках и пересмотре Конституции предусмотрена возможность референдума для принятия новой Конституции (статья 135, часть 3).

Закон России о референдуме

В октябре 1995 года в России был принят Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», в котором установлено, что инициатива по проведению референдума принадлежит не менее чем 2 млн граждан с охватом многих субъектов федерации; на основании этой инициативы Президент с согласия Конституционного Суда РФ назначает дату референдума.

Референдум нельзя проводить одновременно с выборами, а также при чрезвычайном или военном положении. Референдум не проводится в последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа. Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), голосование по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины избирательного корпуса. Результаты определяются по большинству голосов участников референдума.

На данный момент на референдум не могут быть вынесены вопросы:

  1. об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;
  2. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
  3. об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
  4. о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  5. об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  6. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
  7. отнесённые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Практика проведения референдумов в современной России на федеральном и региональном уровнях

На федеральном уровне после принятия Конституции Российской Федерации референдумов не проводилось. Различные политические силы — коммунисты, правые, экологи — выдвигали инициативы проведения референдумов по различным вопросам, но все эти инициативы были остановлены на стадии выдвижения.

Согласно федеральному конституционному закону от 18 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации» вопрос об образовании нового субъекта Российской Федерации подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации. Так, в 2003—2007 в ряде регионов прошли референдумы об объединении регионов.

Попытка граждан РФ, живущих в Хабаровском крае, провести референдум для оценки изменений границы края (передачи КНР островов Тарабаров и Большой Уссурийский); и о доверии губернатору края, давшему письменное согласие на передачу островов; и о доверии президенту, подписавшему соглашение, была организована в строгом соответствии с законом (май 2005 г.). Законодательная Дума края отказалась рассматривать документы; а при их повторном направлении отказала в разрешении проводить его.

Попытка организации референдума с целью принятия закона, повышающего ответственность выборных должностных лиц перед избирателями (обязательная оценка их деятельности по завершении срока работы — при проведении выборов нового должностного лица) не удалась. Сначала действия группы активистов были квалифицированы как экстремизм на основании одной из листовок. Затем организацию распустили. Так как потребность в таком законе была велика, параллельную работу выполняла группа других граждан — и после запрета деятельности Армии воли народа активные участники перешли в ИГПР «ЗОВ» (созданную задолго до запрета АВН). Однако судья Тверского суда г. Москвы счёл, что переход в другую организацию является прикрытием продолжения экстремистской деятельности, выявленной ранее (хотя единственная листовка, признанная экстремистской, не переиздавалась) — и приговорил трёх активистов к разным срокам лишения свободы.

Референдумы на местном (муниципальном) уровнях

В 2010-е годы референдумы на муниципальном уровне в России проводились часто. Этому способствовало Постановление Правительства Российской Федерация № 1578 «О внесении изменений в правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ», которое установило следующее:

  • Каждый муниципалитет с населением свыше 20 тыс. человек для получения федерального финансирования своего проекта благоустройства парка (сквера) должен вынести его на референдум.

Порядок организации и проведения местного референдума утверждается муниципальными правовыми актами (почти везде был просто принят без существенных изменений проект порядка, разработанного Минстроем России). В Единый день голосования 18 марта 2018 года голосование прошло в большинстве регионов России. Обычно голосование проходило на избирательных участках, но в отдельных помещениях, в некоторых регионах с предварительной регистрацией избирателей на рабочем месте.

Референдумы в Швейцарии

Референдум в Швейцарии является инструментом прямой демократии. Используя этот инструмент, швейцарцы могут влиять на политические процессы в своей стране. При помощи голосования швейцарские граждане могут высказать свое мнение по законам, уже принятым парламентом. Собрав 50 тысяч заверенных подписей в течение 100 дней со дня публикации закона, их необходимо передать в руки Федеральной канцелярии в Берне. Для успеха референдума необходимо простое численное большинство граждан страны.

Как работает народная инициатива

Идею новой народной инициативы вначале предлагают на рассмотрение властям, которые должны убедиться, что она не нарушает другие законы. После стартует агитационная кампания. Собрав в течение 18 месяцев сто тысяч подписей под законопроектом, инициаторы имеют право вынести его на референдум. Законодательная инициатива может касаться вопросов на уровне Конфедерации, кантона, общины. Граждане Швейцарии могут потребовать внести поправки в конституцию страны или даже полностью пересмотреть основной закон государства. Однако прежде, чем вступить в силу, народная законодательная инициатива должна преодолеть целый ряд непростых барьеров.

В случае, если народная законодательная инициатива признается действительной, то есть если делается вывод, что она в своей субстанции в целом не противоречит национальному и международному законодательству, Федеральный совет обсуждает суть законодательной инициативы, а затем передает ее на рассмотрение палат парламента. Как правило, палаты парламента, рассмотрев суть законодательной инициативы, вырабатывают свое контрпредложение, которое потом выносится на референдум вместе с изначальным вариантом предложенной инициативы. Избиратели получают, таким образом возможность выбрать для реализации один из предложенных вариантов инициативы. Для своего успеха народные инициативы должны получить на референдуме «двойное большинство»: большинство голосов избирателей в целом по стране, а также большинство голосов избирателей в каждом из кантонов.

Обязательный референдум

Обязательному вынесению на общенациональный референдум подлежат важные акты международной политики и дипломатии, например, решение правительства и парламента о вступлении в те или иные наднациональные организации и институты многосторонней международной политики.

Факультативный референдум

Факультативный (необязательный, но возможный) референдум можно организовать против любого закона, принятого парламентом. Этот инструмент можно использовать и для внесения изменений в действующие законодательные акты.

История

Методы прямой демократии применяются в Швейцарии на федеральном уровне с конца 19 века. Начиная с 1891 года до стадии референдума дошли 196 законопроектов. В период с 1983 года на референдум было вынесено более 100 инициатив, но только 14 были приняты избирателем.

Важные референдумы в истории Швейцарии

Референдум 28 февраля 2016 года

63% граждан Швейцарии приняли участиве в голосовании. В среднем по стране эта цифра обычно на 20% ниже. Причиной высокого интереса избирателей к референдуму стали вынесенные на него вопросы: порядок высылки из страны иностранных граждан, нарушивших закон, перспективы строительства второго автомобильного туннеля под перевалом Сен-Готард. Референдум 28 февраля 2016 года.

Референдум 25 сентября 2016 года

Швейцарский народ отказался от увеличения пенсионных выплат. «Швейцарцы не хотят повышать себе пенсию».

Референдум 27 ноября 2016 года

Народ Швейцарии примет решение по народной законодательной инициативе «О поэтапном отказе от ядерной энергии» Atomausstiegs-Initiative, требующей отказаться от строительства новых АЭС, ограничив срок деятельности уже существующих реакторов 45 годами. «О поэтапном отказе от ядерной энергии» (нем. Atomausstiegs-Initiative).

Референдум 12 февраля 2017 года

На этом национальном референдуме граждане решали три вопроса: формат натурализации внуков мигрантов, создание «Фонда развития национальной дорожной сети и транспортной мобильности в границах городских агломераций» и реформа налогообложения холдингов. «ДОСЬЕ: Референдум 12 февраля 2017 года».

Как часто проходят референдумы

В среднем швейцарцы голосуют на референдумах три-четыре раза в год. Причиной такой ситуации является особенность политической системы страны. Во-первых, любое изменение, вносимое в основной закон, федеральную конституцию, должно получить одобрение как большинства народа, так и численного большинства кантонов (принцип так называемого «двойного большинства»).

См. также

  • Референдумы о независимости
  • Агитация по вопросам референдума

Примечания

  1. Плебисцит — статья из юридической энциклопедии.
  2. Федеральный конституционный закон о референдуме Российской Федерации
  3. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации»
  4. Шетилов А.А. Выступление на семинаре-совещании / Беляков О.Б. Материалы семинара-совещания председателей избирательных комиссий субъектов РФ, 30 июня — 1 июля, 2005 г.. — Совершенствование правоприменительной практики при подготовке и проведении выборов и референдумов. Повышение эффективности использования ГАС «Выборы». — Москва: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, 2005. — С. 123—124. — 149 с. — 5000 экз.
  5. Анастасия Курилова. Для журналиста запросили четыре года колонии (рус.) = Александр Соколов обвиняется в экстремизме по делу о референдуме // Издательский дом «Коммерсантъ» «Коммерсантъ».. — Москва, 2017. — 17 июля. — ISSN 1563-6380.
  6. 1 2 3 4 В регионах пройдут референдумы по бордюрам, клумбам и разметке футбольных полей. Власти придумали новый способ контроля явки

В Викисловаре есть статья «референдум»В Викисловаре есть статья «плебисцит»

Литература

Ссылки

Референдум на Викискладе

Референдум в Викиновостях

  • Референдум о независимости Токелау в 2007 г.
  • Актуальные референдумы в Швейцарии. Официальный сайт на 4 национальных языках.
  • Законодательная инициатива и референдум.
  • Сайт министерства EDA. Политическое устройство Швейцарии (на рус. яз.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *