Вопросы для допроса в налоговой

Список вопросов для свидетеля в налоговую

05.11.2019 А. Гордон

Используя Базовый список вопросов для свидетеля в налоговой составьте свой и подготовьтесь к допросу

Рекомендации по составлению вопросов по конкретному допросу

По состоянию на 05 ноября 2019.
Адвокат А.Э. Гордон

Организации в РФ уплачивают ограниченный перечень налогов и сборов, но обстоятельства возникновения налоговой базы у каждой организации свои особенные. По этому список вопросов для свидетелей в налоговой всегда индивидуален, и зависит от тех обстоятельств, которые налоговый инспектор желает установить (подтвердить) или опровергнуть в ходе конкретной налоговой проверки в отношении конкретного лица. Сами по себе группы вопросов (направленность) могут быть одинаковыми, на пример, вопросы общего характера — образование, дата вступления в должность, должностные обязанности, предыдущее место работы и должность и т.л При этом полное совпадение вопросов возможно только при проведении допросов свидетелей в ходе одной налоговой проверки одного и того же лица. Так же, список вопросов для свидетелей в налоговой зависит от должности свидетеля, например, будут отличаться вопросы топ менеджерам и руководителям среднего звена, и тем более вопросы свидетелям — работникам организаций, обслуживающему персоналу.
Если в отношении топ менеджеров цель вопросов — выявить и закрепить действительный смысл сделок, выявить фактическую зависимость контрагентов, их подконтрольность и т.п., то список вопросов для свидетеля-работника, направлен на установление фактических обстоятельств исполнения контрактов, наличие необходимых квалификаций, наличие и использование оборудования, выявить фактическое движение товаров, фактического оказания услуг, выполнения работ и т.д.
С лета 2017г. существенным направлением допроса в налоговой и вопросы для свидетеля призваны установить «процессуальные места» участников налоговых нарушений: заказчик — организатор – исполнитель.

Учитывая цели налоговой проверки — установление нарушений законодательства о налогах и сборах, налоговые инспекторы не ограничивают список вопросов для свидетеля. С лета 2017 допрос в налоговой достаточно четко отработан.

Если вызвали на допрос в налоговой, рекомендуется к нему подготовиться. Свидетель вправе отказаться отвечать на вопросы, но не на все.

Рекомендуем:

  • 1) Если свидетель — работник проверяемой компании: Ознакомьтесь с должностной инструкцией и трудовым договором;
  • 2) Вспомните регламенты, регулирующие ваши трудовые функции;
  • 3) Напишите конкретные вопросы по исполнению своих функциональных обязанностей в проверяемый период, например:
  • 4) Какие контракты исполнялись с участием свидетеля в проверяемый период, где и как свидетель участвовал в исполнении контракта;
  • 5) Кто давал свидетелю указания по выполнению его трудовых функций, в чем они состояли в проверяемый период;
  • 6) Кто приезжал за товарами (кому оказывались услуги, для кого выполнялись работы), кто оформлял и какие документы при реализации товаров, работ, услуг;
  • 7) Какие в проверяемый период использовались помещения для хранения товара, оказания услуг, выполнения работ, назовите адреса;
  • 8) Каким транспортом отгружался товар, чей был транспорт;

Стандартный список вопросов для свидетеля в налоговой, вы можете прочитать ниже. Для конкретного свидетеля список так же необходимо скорректировать в зависимости от должностных обязанностей допрашиваемого.

Примерный список вопросов для свидетеля в налоговой, которые задают во время налоговых проверок с лета 2017.

Список вопросов для свидетеля в налоговой с 2017 (примерный)

1. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в Вашей должности?

2. Ваше образование, специальность?

3. Что входит в Ваши должностные обязанности?

4. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее?

5. Где и кем Вы работали до ООО «_______»?

6. Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для ООО «_____»?

7. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации Вы пользуетесь при выборе контрагентов?

8. Кто выступает инициатором заключения договора с Поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

9. Одобрение того или иного контрагента это Ваше единоличное решение или коллегиальное?

10. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

11. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?

12. Знаком ли Вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда Вы познакомились?

13. Какие взаимоотношения (дружеские, деловые) Вас объединяют?

14. Какие работы (услуги) выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?

15. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?

16. Какие действия Вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

17. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?

18. Кто в вашей организации отвечает за подготовку проекта договора, или вы используете типовые договоры?

19. Вы лично общаетесь с предполагаемыми партнерами, на чьей территории?

20. Какие вопросы задаете при встрече, с какими документами знакомитесь?

21. В случае, если контрагент находится не в г. Москве или Московской области, как вы взаимодействуете?

22. В случае необходимости у кого спрашиваете контактные данные партнера?

23. Кто согласовывает проекты договоров для последующего подписания Вами?

24. В организации существуют какие-либо регламентирующие документы по документообороту?

25. Кто несет ответственность за качество поставляемых ТМЦ (ГСМ, запчасти и др.), услуг (транспортных и др.), работ (субподряд)?

26. Назовите программу, которая используется для учета ТМЦ.

27. Как у Вас в Компании организован документооборот с момента поступления документа от поставщика до момента принятия товаров (работ, услуг) к бухгалтерскому учету и отражения в бухгалтерской программе?

28. Кто имеет доступ к базам 1С-Бухгалтерия, 1С Торговля, 1С-Склад?

29. У вас попадались недобросовестные поставщики товаров (работ, услуг), какие действия Вы предпринимали в подобных случаях?

30. Кто в ООО «____» отвечает за сохранность ТМЦ, кто ведет учет, какими внутренними документами происходит списание ТМЦ для своих подразделений для производства работ?

31. Есть ли склад и где он находится?

32. Кто контролирует качество и количество поставляемых товаров (работ, услуг)?

33. В случае выполнения работ субподрядчиками кто занимается бытовыми вопросами рабочих и ИТР на месте проведения работ?

34. Вы лично присутствуете при принятии работ от субподрядчика, какие документы подписываете?

35. В случае брака или нарушения технологии строительства по работам, выполненным субподрядчиком, кто несет ответственность за допущенные нарушения перед Заказчиком, перед ООО «___»?

36. Есть ли в ООО «___» служба безопасности или сотрудник, который занимается экономической безопасностью организации? Укажите ФИО, его обязанности и ответственность.

37. Укажите должностное лицо, визирующее документы, которые Вы оформляете.

38. Перечислите наименование документов, которые Вы оформляете.

Какие вопросы задают в налоговой

Какие вопросы задают в налоговой, или могут задать, для конкретного допроса значения не имеет. Имеет значение сам факт вызова на допрос. По этому к каждому допросу нужно готовиться. Экспромты на допросах не уместны. Нужно уметь отвечать на вопросы и нужно уметь отказаться отвечать на вопрос.

Не надейтесь, что других вопросов не будет. Отличия в вопросах есть всегда. Вопросы на допросе в налоговой, у конкретного инспектора определяются целями конкретной налоговой проверки, теми сведениями, которыми инспектор уже располагает до допроса.

Например, по одной из проверок, у работников структурных подразделений спрашивали:

  • Где непосредственно вы выполняли свои трудовые обязанности? В каких цехах?
  • Как вы добирались до непосредственного места работы?
  • Где и когда вы проходили обучение? По каким специальностям? Когда вы сдавали экзамены и где?
  • Каким оборудованием вы пользовались для выполнения работ?
  • Где вы брали оборудование перед началом работ?
  • Какие нормативные документы вы использовали в своей работе? Где они находились?

В ходе допроса в налоговой индивидуальные вопросы присутствуют всегда, и целесообразно к ним подготовиться.

По состоянию на 05.11.2019
г.Москва
Адвокат А.Э. Гордон

1. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

2. Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

3. Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

4. Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях.

5. Перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

6. Копия протокола после его составления должна быть вручена свидетелю лично под расписку. В случае отказа свидетеля от получения копии протокола этот факт отражается в протоколе.

Комментарий к Ст. 90 НК РФ

Статья 90 НК РФ закрепляет за налоговыми органами право вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля.

В качестве свидетеля согласно п. 1 ст. 90 НК РФ для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

В качестве свидетелей могут выступать лица, не заинтересованные в исходе дела. Если в качестве свидетелей были опрошены лица, заведомо заинтересованные в исходе дела, например проверяемый налогоплательщик — физическое лицо, представитель налогоплательщика — юридического лица (в частности, директор, главный бухгалтер), протокол допроса такого лица может быть квалифицирован как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Для дачи показаний могут быть вызваны физические лица в связи с уплатой (удержанием и перечислением) налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами), а также иными обязанными лицами (банками, экспертами, переводчиками и иными лицами) законодательства о налогах и сборах.

Лица, которые не могут допрашиваться в качестве свидетеля, указаны в п. 2 ст. 90 НК РФ. Так, не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

При этом правила п. 2 комментируемой статьи имеют ряд особенностей:

а) они императивны. При этом требования НК РФ, на наш взгляд, более жесткие, чем нормы процессуального законодательства, допускающие в ряде случаев и допрос в качестве свидетелей лиц, указанных в п. 2 ст. 90 НК РФ (например, малолетних). Учитывая нормы правил ст. ст. 2, 11, 108 НК РФ, можно сделать вывод о том, что приоритет имеют нормы ст. 90 НК РФ;

б) малолетними признаются лица, не достигшие 14 лет (п. 1 ст. 28 Гражданского кодекса РФ);

в) нельзя вызывать в качестве свидетеля также лиц, страдающих:

— физическими недостатками (например, слепых, глухих, глухонемых);

— психическими недостатками. При этом не играет роли, признаны они недееспособными или соответствующее решение суда еще не было принято;

г) все упомянутые в п. 2 комментируемой статьи 90 Налогового кодекса РФ лица не могут быть вызваны в качестве свидетелей лишь постольку, поскольку они не способны были (на момент, когда принималось решение о вызове их в качестве свидетелей) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля.

С другой стороны, если ни возраст лица, ни недостатки, указанные в п. 2 ст. 90 НК РФ, не мешают ему правильно понять и воспроизвести упомянутые обстоятельства, такое лицо может выступать в качестве свидетеля;

д) не могут допрашиваться в качестве свидетелей:

— адвокаты (т.е. граждане, состоящие членами коллегии адвокатов). Однако сотрудников коммерческих организаций, равно как и индивидуальных предпринимателей, оказывающих юридические услуги плательщикам налогов, налоговым агентам, допрашивать можно;

— нотариусы;

— аудиторы;

— любые иные лица, которые получили информацию, необходимую для осуществления налогового контроля, если эта информация относится к их профессиональной тайне (врачи, эксперты и т.д.).

Свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения (в помещение) налогового органа повесткой.

Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях.

В повестку о вызове на допрос свидетеля рекомендуется включать сведения:

1) о мотивах (причине, основаниях) направления повестки о допросе свидетеля: необходимости выяснения обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля, путем допроса лица, которому они могут быть известны, в качестве свидетеля, с указанием основания для проведения допроса по месту пребывания свидетеля;

2) о времени (дате, часе, минутах) начала проведения допроса;

3) о месте проведения допроса.

Показания свидетеля заносятся в протокол. Форма протокола допроса свидетеля приведена в Приложении N 3 к Приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@.

Перед дачей показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влекут налоговую ответственность свидетеля, предусмотренную ч. 1 ст. 128 НК РФ.

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влечет налоговую ответственность свидетеля, предусмотренную ч. 2 ст. 128 НК РФ.

Необходимо учитывать, что административная ответственность (по КоАП) и уголовная ответственность (по Уголовному кодексу Российской Федерации) свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены. В указанной связи об административной или уголовной ответственности свидетель не предупреждается.

Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. В частности, никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки) (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ).

Получение показаний свидетеля по месту его жительства рекомендуется осуществлять с участием не менее двух должностных лиц налогового органа, предварительно получив согласие свидетеля и проживающих с ним совместно лиц о допуске в жилое помещение, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписями свидетеля, проживающих с ним совместно лиц, а также должностных лиц налогового органа.

В случае необходимости допроса свидетеля по месту жительства (месту пребывания), не относящемуся к юрисдикции налогового органа, проводящего налоговую проверку, когда командирование в указанных целях должностного лица налогового органа, проводящего проверку, является нецелесообразным, налоговый орган, проводящий налоговую проверку, направляет письменное поручение о допросе свидетеля в адрес налогового органа по месту жительства (месту пребывания) свидетеля.

В поручении о допросе свидетеля приводятся вопросы, которые должны быть заданы свидетелю.

Вместе с указанными вопросами в необходимых случаях целесообразно, по мнению ФНС России, привести в достаточном объеме инструкции для должностных лиц налогового органа по проведению допроса, включающие как общую ориентирующую допрашивающих лиц информацию, так и информацию о дополнительных вопросах свидетелю в случае подтверждения (опровержения) им определенных сведений и (или) общем направлении ведения и тактики допроса. При выполнении этих инструкций должностные лица налоговых органов вправе самостоятельно оперативно формулировать и задавать дополнительные и иные вопросы исходя из полученной информации, показаний свидетеля, тактики проведения данного мероприятия налогового контроля.

Поручение о допросе свидетеля направляется в порядке, установленном для обмена документами в электронном виде между налоговыми органами.

При получении поручения о допросе свидетеля налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) свидетеля организует допрос свидетеля.

Допрос свидетеля должен быть организован не позднее 10 рабочих дней со дня получения поручения о допросе свидетеля. В целях исчисления указанного срока организация допроса является завершенной по состоянию на дату его проведения, отраженную в протоколе допроса свидетеля.

Информацию о содержании поручения о допросе свидетеля до проведения допроса перед свидетелем целесообразно не раскрывать, так как раскрытие такой информации не позволит реализовать большую часть тактических приемов допроса, выработанных криминалистической наукой и апробированных на практике.

Не позднее 3 рабочих дней после проведения допроса протокол допроса свидетеля направляется одновременно в электронном виде и на бумажном носителе в адрес налогового органа, направившего поручение о допросе свидетеля.

В случае невозможности проведения допроса свидетеля налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) свидетеля в срок, предусмотренный настоящим пунктом для организации допроса свидетеля, направляет письмо, в котором указывает причины неисполнения поручения о допросе свидетеля.

Вышеуказанный порядок проведения допроса свидетелей указан в п. п. 5.1, 5.2 Письма ФНС России от 17 июля 2013 г. N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками».

Эксклюзивно для наших читателей: правда о сопровождении директора на допрос в ФНС, которую никто не расскажет

Допросы — важная составляющая налогового контроля. Допросить свидетеля (директора, топ-менеджера, главного бухгалтера, кладовщика, водителя) могут:

  • во время камеральной проверки;
  • во время встречной проверки, то есть когда налоговая проверяет вашего контрагента и хочет выяснить подробности того, как вы с ним работали;
  • конечно, никакая выездная проверка не проходит без допросов.

В последние пару лет налоговая завела новую опасную практику. Компания подаёт налоговую декларацию. ФНС её не принимает (или даже обнуляет), причём причину такого решения не поясняет. «Пусть придёт директор, с ним и поговорим» — заявляют сотрудники налоговой по телефону. Это выливается в блокировку счёта компании, но речь сейчас не об этом.

Директор вынужден идти в налоговую, где он попадает на комиссию по непринятым или обнулённым декларациям. Там ему, по сути, устраивают допрос, хотя юридически это не допрос. При этом на комиссии могут присутствовать замначальника инспекции и начальники отделов инспекции. Цель этого мероприятия — выявить номинальных директоров.

Если ответы директора покажутся инспекторам нечёткими, неуверенными, то декларацию не примут, а директора вызовут уже на «настоящий» допрос.

Зачем вам это знать? По двум причинам:

  • вы можете оказаться на допросе неожиданно для себя. В том смысле, что любой поход в инспекцию грозит превратиться в допрос;
  • и самое главное: как показывает наша практика, даже реальный директор на допросе может показаться инспекторам номинальным. Есть случаи, когда реальный директор на комиссии по непринятым декларациям создаёт впечатление номинала, а это означает вызов на «полноценный» допрос. Счёт компании к тому времени, как правило, уже заблокирован.

Почему так происходит? Потому, что директор пошёл в инспекцию неподготовленным. А что понимать под подготовкой и как она должна проходить, читайте ниже.

Что представляют из себя услуги адвокатов по сопровождению на допрос в налоговую?

По сопровождению на допрос в Москве сложилась практика, которую мы считаем порочной. Почему?

Во-первых, налоговое законодательство и практика по нему сложны и запутанны. По-настоящему эффективно защищать директоров в сфере налогов могут те адвокаты, которые на налогах специализируются. Это тот случай, когда специализация адвоката действительно важна. Адвокату, который не имеет налоговой специализации и занимается правовой помощью по разным категориям уголовных дел, будет крайне трудно защитить директора на допросе в ФНС.

Во-вторых, услуга сопровождения зачастую заключается просто в… присутствии адвоката. Как это выглядит?

Адвокат встречается с руководителем, которого вызвали на допрос, за 15 или за 30 минут до допроса. Проводит краткий инструктаж: напоминает, что Конституция разрешает не свидетельствовать против себя, призывает вести себя уверенно и не бояться. За полчаса сделать большее просто невозможно.

Далее руководитель и адвокат идут на допрос. Адвокат сидит рядом с директором, который пытается ответить на вопросы инспектора. Сам же адвокат не принимает участия в происходящем: он не имеет права отвечать за директора.

Получается, что участие адвоката заключается просто в физическом присутствии, в сидении рядом. По сути он не оказывает директору никакой поддержки. Оказать реальную поддержку можно только вникнув в ситуацию, в которой оказался директор или компания, затем спланировать тактику действий на разрешение возникшей проблемы, после этого надо снабдить директора нужной информацией и поддержать его морально. Но, встречаясь первый раз за полчаса до допроса, сделать это невозможно.

Поэтому даже реальный директор в такой ситуации может показаться номиналом.

Важно: участие адвоката в допросе налоговым инспектором свидетеля (директора, учредителя, топ-менеджера) не должно заключаться просто в присутствии, потому это бессмысленно и никак не помогает директору.

Что же должен делать адвокат, чтобы помочь руководителю компании доказать свою реальность и, как следствие, решить проблемы с налоговой?

Эффективная подготовка директора к допросу — это комплекс мероприятий, состоящий из трёх этапов

К любому контакту директора компании с налоговой нужно готовиться. Тем более, к такому важному контакту, как допрос.

Что такое эффективная подготовка к допросу? Это такая подготовка, после которой директор готов ответить на 95% вопросов инспекторов. Именно так директоров готовят в адвокатском бюро «Налоговые адвокаты». Именно такой она и должна быть.

Методика подготовки к допросу состоит из трёх элементов:

  • понимание проблемы и подготовка необходимого списка вопросов и ответов;
  • проверка готовности на знание информации;
  • психологический настрой, обсуждение различных вариантов поведения и собственно сопровождение на допрос.

Понимание проблемы и подготовка по списку вопросов. На практике это выглядит так: вызванный на допрос директор звонит в «Налоговые адвокаты» и рассказывает ситуацию. Мы проводим экспресс-оценку ситуации: как можно выйти из ситуации и что для этого нужно. Экспресс-оценка может проходить во время личной встречи в офисе или по телефону.

У нас есть список вопросов, которые инспекторы задают в такой ситуации директорам, главбухам, топ-менеджерам, бригадирам и т.д. С учетом возникшей проблемы, мы оперативно корректируем список и передаём его директору, чтобы он (вероятно, при участии других топ-менеджеров, например, главного бухгалтера) освежил в памяти факты о своей компании. Например:

  • какова штатная численность сотрудников;
  • кто контрагенты компании;
  • как заключались договоры;
  • с какими должностными лицами директор встречался лично;
  • и т.д.

Результат этапа: директор владеет всей нужной информацией о работе компании и готов ответить на 95% вопросов инспекторов.

Проверка готовности свидетеля к допросу. Свидетель знает, как отвечать на вопросы инспектора. Но сможет ли он применить это знание на самом допросе? Чтобы максимально повысить шансы директора, адвокат проводит «тестовый допрос».

Иными словами, он «допрашивает» директора так, как это будет делать налоговый инспектор. При этом присутствует элемент неожиданности: адвокат может (как и инспектор) задать вопрос, которого нет в перечне вопросов инспектора. Так проверяется, насколько директор погружён в деятельность компании и насколько он готов к стрессовым моментам на допросе.

Результат этапа: директор психологически и эмоционально готов к допросу. В совокупности с тем, что он знает, как и что отвечать, это почти гарантирует, что допрос пройдёт благополучно.

Сопровождение на допрос + психологическая подготовка. В день допроса руководитель компании и адвокат встречаются за некоторое время до самого допроса. Адвокат предупреждает директора, что перед допросом к нему может подойти начальник отдела или его зам и начать пугать доначислениями, уголовным делом и реальным сроком. Это происходит, разумеется, до допроса, чтобы «выбить почву» у директора из-под ног и создать для него дополнительный стресс. Но благодаря подготовке, которую директор к этому времени уже прошёл, он знает, как относиться к таким заявлениям.

Во время самого допроса, где 95% вопросов директору уже знакомы благодаря подготовке, адвокат и директор пользуются заранее оговоренной системой тайной коммуникации.

Если директор начинает излишне подробно отвечать на какой-то вопрос, адвокат подаёт сигнал, что нужно «закругляться» с ответом. Также адвокат может попросить инспектора уточнить какой-либо двусмысленный вопрос и т.д.

Важно: результатом такой подготовки к допросу становится: во-первых, глубокая информированность руководителя о работе его компании, во-вторых, готовность ответить на 95% вопросов, а в-третьих, готовность к стрессовым ситуациям. Например, к неожиданным вопросам инспектора или «прессингу» со стороны начальника отдела.

Поддержка во время допроса: адвокат корректирует ответы директора по ходу допроса и в протоколе

Директор работающей компании постоянно занят решением множества вопросов. Поэтому нет ничего удивительного, если какой-то факт о компании, поставщиках, контрагентах, зарплатах, численности сотрудников и операторах связи вдруг вылетит из головы на допросе. Только вот налоговый инспектор обратит внимание, что директор не смог ответить на простой вопрос о его компании.

В этом случае, адвокат может по ходу допроса помочь директору с ответом или скорректировать неправильный (неполный) ответ.

Но наиболее важной частью допроса является изучение уже составленного протокола перед его подписанием. Именно этот документ будут пристально изучать проверяющие перед тем, как сделать свои выводы о компании. Поэтому при изучении всего протокола адвокат обращает внимание на общий смысл документа, а также на конкретные обстоятельства деятельности компании. Если инспектор написал что-то не так, то адвокат заявляет инспектору о необходимости внести изменения в протокол.

Таким образом, директору обеспечена «многоуровневая» поддержка: подготовка по списку вопросов, психологическая подготовка и сопровождение на допрос, в ходе которого адвокат в разумных пределах может напомнить директору факты, которые тот из-за загруженности и стресса подзабыл.

Почему качественная подготовка руководителя компании к допросу так важна?

Ни один, даже самый реальный директор, не может без подготовки ответить на вопросы инспекции. Вопросы такие, что директор, если по-честному, и не обязан помнить ответы на них. Например, спрашивают, каким оператором связи для сдачи отчётности пользуется компания? Как вы получали ключи для работы с этим оператором? Какова сумма реализации за такой-то период?

Реальный директор постоянно погружён в бизнес-процессы, а они быстро меняются. Ненужная информация забывается. Какой реальный директор через, например, три года вспомнит, как он получал ключи для работы с оператором связи и привозили ли ему эти ключи в офис?

Поэтому даже самого реального директора могут принять за номинального.

Также, по результатам допроса инспекция зачастую просит скорректировать налоговые обязательства, доплатив суммы налогов в бюджет.

В противном случае это может повлечь серьезные последствия как для компании, так и лично для директора:

  • непринятие или обнуление деклараций;
  • проблемы у ваших заказчиков, которых будут вызывать в связи с несданной вами декларацией;
  • блокировку счетов компании;
  • попадание компании в чёрный список банков;
  • проведение камеральной проверки с доначислениями;
  • назначение комплексной выездной или тематической выездной налоговой проверки, которая может повлечь десятки миллионов рублей налоговых доначислений (более 40 млн по результатам одной выездной проверки по Москве на сегодня);
  • появляется перспектива возбуждения уголовных дел против руководителей компании.

В отношении компании, директора которой допрашивали, могут внести в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений об учредителе/директоре. Это влечёт огромные проблемы и для компании, и для её контрагентов.

И конечно, у инспекторов возникают вопросы к заказчикам компании, директор которой не смог ответить на все вопросы. Ведь по мнению инспекции контрагенты работали с технической компанией. Ваших заказчиков попросят восстановить вычеты по НДС в связи с приобретением у вашей компании товаров, работ, услуг.

Важно: мы хотим, чтобы вы прониклись идеей того, что допрос — это очень ответственное мероприятие. После допроса инспектор делает далеко идущие выводы и о компании, и о её директоре. Поэтому директорам не нужна формальная услуга сопровождения и присутствия на допросе. Директору, который хочет доказать свою реальность, нужна комплексная услуга подготовки к допросу.

Выводы

Допросы проводятся при разных мероприятиях налогового контроля: камеральных, выездных, встречных проверках. Также инспекция может «заманить» директора на допрос с помощью непринятия или обнуления налоговой декларации.

На допросе даже реальный директор может создать впечатление номинала и «засыпаться», если он идёт на допрос без соответствующей подготовки.

Формальное присутствие адвоката на допросе никак не помогает директору. Отсиживание адвокатом времени — это не помощь.

Эффективная помощь директору на допросе — это комплекс мероприятий. Он включает подготовку к допросу, проверку готовности и собственно само сопровождение на допрос.

Если вам предстоит визит в налоговую инспекцию, обращайтесь в «Налоговые адвокаты». Мы оценим степень риска, возможные последствия для вас и вашей компании и найдём безопасный для вас способ решения проблемы.

, чтобы получать новости о налогах. Без спама! Одно или, максимум, два письма в неделю по теме налоговой безопасности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *