Внеочередное предоставление жилья

«Обеспечены жилой площадью» — что это означает?

Красный цветок писал(а)
Очень оригинальный ответ для ЮРИДИЧЕСКОГО форума:-))
А что, за Вас гуглить (Яндексить) надо??
Или курсы открывать по поиску.?
В свободном доступе…
Рано или поздно нам становиться тесно в своих привычных квартирах. Семьи растут, родственники прибавляются и порой кажется, что дома даже воздуха на всех не хватает. Это, конечно, печально, ведь теснота, в которой мы живем, обусловлена нормами жилья (которые устанавливает государство) и граждане в этой ситуации практически бессильны. Хотя, как говорят: «Из каждой безвыходной ситуации есть как минимум два выхода». Не устраивают нормы на жилье, предоставленные по договору социального найма? Да, бога ради, стройте себе коттедж в деревне и живите на здоровье с размахом. Никто не запрещает. Уж, коли по какой-то причине, Вы продолжаете жить в своей скромной городской квартире, знайте, что нормы жилья поддаются изменяющемуся времени, т.е. они меняются.
На нынешний период (по постановлению Городской Думы г.Н.Новгорода от 16.03.2005 г.) на территории нашего города учетная норма площади жилого помещения составляет 13 кв.м. Хотя, подождите, в этой учетной норме есть двойная мораль. Когда Вы получаете жилое помещение (квартиру) по договору социального найма, то норма предоставления жилья будет составлять указанные ранее 13 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Если Вы живете в своих хоромах уже друг у друга на голове и Вам катастрофически не хватает места – нужно вставать на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. Учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях будет составлять – 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Заметьте, 10 кв.м – не жилая площадь, а общая, включающая в себя туалеты, коридоры, балконы и прочее. Вот и считайте. Все нормы предоставления устанавливаются органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого уровня обеспеченности жильем в каждом конкретном городе, ну и других факторов тоже. Для процедуры предоставления жилья по договору социального найма, есть определенный порядок, устанавливаемый Федеральными законами и местным законодательством (то есть, законами субъектов Российской Федерации). Иначе говоря, как бы тяжело Вам не жилось большой оравой на маленькой площади, не переплюнуть Вам условности, правила, своды законов. Планируете встать на учет как нуждающиеся – запасайтесь временем, терпением и добротными башмаками (ибо не одну пару стопчите, ходя по кабинетам). Учетная норма жилья — этот тот минимум, который Вы имеете, исходя из которого и определяется уровень обеспеченности жильем (ч.4 ст.50 ЖК РФ). Так, если в стандартной трехкомнатной квартире (метражом примерно в 54,6 м2 общей площадью и соответственно 36,6 м2 жилой) проживает семья из трех человек, это вполне нормально, так считается в нашем государстве. Если такую же квартиру занимает семья из трех поколений, т.е. бабушка, дедушка, молодые родители и их дети- близнецы, т.е. всего 6 человек, это уже повод задуматься о расширении жизненно важного пространства. При такой ситуации семья может претендовать на постановку на учет, как нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Для этого необходимо прийти в администрацию того района, где Вы имеете удовольствие проживать и выяснить, какие документы необходимо собрать для того, что бы к Вашей фамилии присоединили порядковый номер очередника на получение жилья и занесли в общей список. Если Вам покажется, что конкретно для Вашей семьи (согласно установленным нормам), норма предоставления, т.е. метраж планируемой в дальнейшем для Вас квартиры опять будет маловат и полностью не решит жилищных проблем, то, увы, с этим придется смириться. Так как ч.5 ст.50 ЖК РФ гласит, что учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (читай: городской администрацией). Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Вот как. Если Вам не очень понятны мои объяснения, можете в них не вникать. Поймите одно, как бы Вам не хотелось максимально просторной квартиры для своей семьи, больше чем постановили чиновники, Вам, простите, «не обрыбится». Можно что угодно делать и говорить, итог будет один – согласно установленным нормам. И не думайте переживать по этому поводу, примите это как данность. На данном этапе для Вас важно не обсуждать щедрость властьпредержащих, а иметь достаточно оснований для признания нуждающимися в улучшении жилья. Подобные моменты регулирует ст.51 того же Жилищного кодекса Российской Федерации…
Итак, могут быть признаны нуждающимися:
1) наниматель по договору социального найма или члены его семьи, либо собственник и члены его семьи, имеющие общую жилую площадь менее учетной нормы;
2) лица, проживающие в помещении, которое не пригодно для проживания и не отвечает требованиям жилых помещений. Ветхие дома, без удобств, с дырявой крышей и т.д.;
3) семьи проживающие (и на правах собственности и по договору социального найма) в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи есть больной, страдающий тяжелей формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним не возможно и не имеющим никакого иного места для проживания (уж, позвольте примеров приводить не буду). Скажу лишь, что это не те болезни, которые Вы сами себе придумали. И даже жизнь с вечно сморкающимся и зычно кашляющим дедом не аргумент, в данном случае. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
Случается, что в городских квартирах люди живут в довольно-таки стесненных обстоятельствах, но имеют при этом приличный загородный дом или же сдают принадлежащую им однокомнатную квартиру где-нибудь в 7-м микрорайоне, чтобы чувствовать в финансовом плане большую свободу. В этой ситуации учтите, что при определении уровня обеспеченности жильем, будет учитываться общая суммарная площадь всех указанных жилых помещений. Поэтому нечего строить из себя сироту казанскую, коли имеете в собственности (или по договору социального найма) жилье. Что? У Вас не коттедж олигарха? И сдаваемая бабушкина квартира в жутком аварийном состоянии? Простите, но это тонкости, которые власти уже не интересуют. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих (примерно такой смысл вложен законодателями в ч.2 ст.51 ЖК РФ).
Квартиры, предоставляемые государством своим гражданам, получают только те, кто официально стоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кто имеет право быть очередником, мы уже обговорили. Бывает, что гражданин имеет право на получение жилья по нескольким основаниям сразу, например: если гражданин и его семья относится к категории малоимущих, или же он инвалид, или же заслуженный деятель чего-нибудь, или если он относится к какой-нибудь еще категории (которая определена Федеральным или местным законом). Ст.52 ч.3 ЖК РФ сообщает, что принятие на учет осуществляется органом местного самоуправления, т.е. администрацией, в случаях и порядке предусмотренных законодательством. Также следует иметь в виду, что принятие на вышеуказанный учет недееспособных граждан, осуществляется через подачу заявления законным представителем больного человека. А по сему, не треплите себе нервы и не стучите кулаком в грудь, доказывая в разных инстанциях, что Ваш родственник плохо соображает и уже давно ничего не может делать сам. Потому как, во-первых: там работают достаточно «толстокожие» люди, не склонные к состраданию (т.к. таких как Вы, у них толпы каждый день), а во- вторых: в подобных инстанциях принято верить только документам – «бумажкам», а не на слово всем подряд. На самом деле в этом нет ничего противоестественного, поскольку, не все люди кристально честны, некоторые занимаются махинациями и иными противоправными действиями.
Вы также не должны верить чиновникам на слово, поэтому при сдаче документов для постановки на учет, требуйте, что бы Вам была выдана расписка в получении принесенных Вами документов с указанием их перечня и даты получения органом, ведающим постановкой граждан на учет и подписью того, кто их у Вас принял. Они обязаны это делать, так гласит закон. В противном случае можете никогда больше не увидеть своих документов и остаться «без очереди». А как Вы докажете что приходили и сдавали документы? В общем, так: справки, документы, свидетельства (и все что положено) сдали, расписку получили и все. После этого дуйте домой и сидите спокойно в течение месяца. Именно за этот период будет изучаться Ваша «история», а по истечения срока ждите официальное письмо о постановке или об отказе в постановке Вас на учет (этот документ согласно ч.6 ст.52 ЖК РФ направляется гражданину в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения). Получили ответ по телефону? Ждите письма почтой или еще лучше идите в администрацию и получайте его на руки, а то вдруг почта подведет?! Ни какая тётя Глаша (которой Вы не приглянулись) не сможет отшвырнуть Вас в конец очереди или сделать иную пакость, поскольку порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается Законом. Ну, как? Все в порядке? Стоите на очереди, расписки и копии нужных бумаг у Вас на руках и Вы спокойно, наконец-то, вздохнули? Напрасно. Марафон еще только начинается. Все что Вы делали много месяцев, всего-навсего позволило Вам подойти к линии с надписью «СТАРТ». Здесь Вы можете задержаться на весьма длительное время, скорее всего именно так оно и будет. К сожалению, Ваша семья не единственная в нашем городе желает улучшить свои жилищные условия, а по сему очередь не просто длинная, а очень длинная, желающих много, а вот квартир выделяемых для этого дела, мало. В ожидании чуда может пройти не один десяток лет. Хотя, скажу Вам по секрету, Вы можете слегка подрегулировать этот застойный процесс в нужную Вам сторону, если только кто-нибудь из сильных мира сего, например, Ваш лучший друг, имеющий влияние на определенных людей и определенные структуры имеющие непосредственное отношение к решению квартирных вопросов… Предположим, этого нет, что ж, тогда ждем естественного продвижения очереди, периодически позванивая в отдел учета и распределения жилья районной администрации. Здорово, если нашелся тот, кто возьмет под «свое крыло» Вас и Ваши квартирные хлопоты. В этом случае подходящая квартира для Вашей семьи будет найдена, Вам останется всего ничего – собрать сумасшедшую кучу бумаг и бодаться со всеми подряд, чтобы отвоевать себе то, что принадлежит вам в мыслях и устных договоренностях.
Звонок из администрации района возвестит, что Вам предлагается однокомнатная, предположим, квартира на окраине города. Выслушав эту радостную новость, Вы должны прийти в администрацию и сообщить, что хотите ее посмотреть (при условии, что район застройки и количество комнат Вас устраивают). Через несколько дней Вы получаете на руки смотровой ордер на квартиру (по крайней мере, такую бумажку давали всем и всегда вплоть до 01 марта 2005 г.). Собравшись оживленной гурьбой родственников, взбудораженные приближающимся счастьем, Вы шлепаете на самый край земного диска (кажется, так говорил Хоттабыч) и ищете почти свою жилплощадь. Погуляв несколько часов по стройкам, и вертя головой в разные стороны в поисках нужного дома, какой-нибудь сердобольный рабочий, крикнет Вам, что на бумажке, может быть, указан строительный адрес, а не почтовый. Внимательно изучив ордер, Вы вновь отправляетесь на поиски вожделенного дома. Ну, наконец–то, дом найден, а квартира, увы, закрыта. Чтобы в нее попасть, Вам нужен ключ. Логично? Для этого всем семейством, т.к. все хотят поучаствовать, Вы вновь бродите по стройкам, теперь уже в поисках прораба. Спустя некоторое время, прораб вручает Вам ключи от тоненькой двери, ведущей в счастливое завтра. От чего-то вместо радости, Вы испытываете ужас. А что Вы, собственно говоря, хотели? Ремонта нет, все стены — голые, грязные, вдобавок неровные, полы перекошены, жуткие трубы торчат наружу на самых видных местах…. Караул! Оправившись от первого шока, Вы будете утешать друг друга и подбадривать. Переварив полученные эмоции, необходимо будет явиться в ту же администрацию и «мотнуть гривой», в смысле, дать согласие на просмотренную квартиру. Отказываетесь? Значит, зависаете на стартовой линии еще на неопределенное время. Соглашаетесь? Тогда приготовьтесь к самому марафону.
Собирайте для администрации следующие бумаги:
1.Выписку из лицевого счета
2.Выписку из домовой книги
3.Справку о постановке на учет (где и с какого времени стоите в очереди на квартиру)
4.Справку из БТИ.
5. Выписку из реестра и поземельной книги.
6. Справку из ГУЮНО на каждого члена семьи (кто будет въезжать в новую квартиру), о том, что в Н.Новгороде они не имеют на праве собственности другого жилья.
7. Справку о доходах на каждого члена семьи (кто будет въезжать в новую квартиру), за последние 6 месяцев.
Да, бумаг много, аббревиатуры БТИ и ГУЮ НО (ныне ГУ ФРС) ассоциируются с нечеловеческими очередями. А что делать, ведь Вы сами этого хотели?! Сроки сбора указанных документов не ограничены, однако в Ваших интересах, собрать их все в максимально короткие сроки. После того, как обегаете все нужные организации, собранный пакет документов из администрации плавно перекочует в департамент экономики при Городской администрации, которая будет решать какую стоимость за указанную квартиру Вам выставить. Там, серьезные дяди и тети особо обратят внимание на два фактора – реальное количество лет, которое Вы стоите в очереди и Ваши доходы (совокупные). Исходя из этих параметров, будет определяться размер предоставляемой субсидии на жилье. Иначе говоря, чем меньше зарплата и больше количество лет в очереди на улучшении жилищных условий, тем меньше сумма к оплате, потому, как муниципалитет берет на себя обязательства заплатить некоторую сумму за Вас (это и есть субсидия). Не скидывайте со счетов тот фактор, что справка о зарплате берется за 6 месяцев, а значит, в нее обязательно войдут или отпускные, или новогодние премии (причем не выплаченные, а начисленные суммы, то есть с налогами). После того, как департамент экономики обсчитает стоимость квартиры (делается это по определенным таблицам, утвержденным местным законодательством), Вам дадут расчет, где самым подробным образом будет все расписано. Например: семья из трех человек (работающая пенсионерка, ее взрослая дочь и несовершеннолетний внук) имеет ориентировочно такой доход…
Бабушка 6000 руб. заработная плата + 2500 руб. пенсия
Взрослая дочь 13000 руб. заработная плата
Несовершеннолетний внук 0 руб.
Следует учитывать, что стипендии студентов и учащихся средних специальных заведений, также будут входить в общий доход семьи.
Волнения и ожидания позади, вот он момент истины – Вы узнаете сумму. При реальной «цифре» (для Вас), даете согласие, и тяжелая бюрократическая машина продолжает потихоньку двигаться в сторону финишной прямой. Если, увидя предложенную сумму к оплате, Вы нервно откладываете сотни, десятки, пытаясь сфокусироваться на количестве нулей (понимая, что даже считать до стольки не умеете) – еще не поздно отказаться. В этом случае квартира будет ждать своего следующего возможного хозяина. Но, после стольких лет ожидания, волнений, стояния в очередях и сбора справок, глупо отказываться от квартиры, потому как другой может НИКОГДА не быть. И вот пролежав еще несколько недель, а то и месяцев в администрации города, Ваш пакет документов возвращается обратно в районную администрацию. Сытые неторопливые тети должны составить договор между администрацией и Вашей семьей о передаче квартиры. Вышеуказанные тети будут раздувать щеки и придавать важность каждому своему действию, всего–навсего вписав личные данные в типовой договор. После того, как Вы подписали долгожданный договор, в течение 5 банковских дней необходимо заплатить первый взнос за квартиру. Прошу, храните квиток об оплате, пуще самого редкого бриллианта!
Может быть, предложенная Вам квартира не принадлежит администрации города целиком (районная лишь собирает и готовит бумаги, а жилье Вам выделяет «город»), что тогда? Давайте пофантазируем, что дом строит какая-то организация – Нижегородская ярмарка, ФСБ или иная, а администрация по дополнительному соглашению к договору аренды земли, владеет в этом доме частью квартир. В этом случае, заключаемый с Вами документ будет называться договором переуступки права требования. Это означает, что администрация уступает Вам долю (квартиру) в общем имуществе жилого дома. После заключения договора с администрацией, приготовьтесь оформлять свои отношения со строительной организацией (Нижегородская ярмарка, ФСБ или какой-то другой). Для этого потребуются правоустанавливающие документы на квартиру, вновь справки из БТИ на эту же жилплощадь (что опять займет немало времени), справка из нового ЖЭУ, что квартира свободна и в ней никто не проживает в настоящий момент, справка из департамента экономики, что деньги, Ваш первый взнос, поступили им на счет (изготавливается эта бумажка в течении месяца) и наверняка еще что-нибудь по мелочи. В очередной раз, отпрашиваясь с работы для бега по инстанциям, Вам начинает казаться, что это никогда не кончится… Финал уже виден, но до него еще далеко. Бережно сложив все имеющиеся документы в папочку, еще раз проверьте, что бы все бумаги, припасенные Вами для регистрации права собственности, были обязательно в 2-х экземплярах. Таков порядок! Если квартиру Вы получаете от администрации (при возможном участии третьих лиц), Вы не будете толкаться в ГУ ФРС в общей очереди, т.к. для оформления сделок с юридическими лицами (коим является в данном случае администрация) есть специальное окошко. Просто, прежде чем встать в многочасовую очередь, уточните, там ли Вы стоите. Дай бог, что бы Ваши документы приняли с первого раза, а именно так и должно быть, если Вы все правильно собрали и не забыли половину дома. Сдав бумаги на регистрацию, ровно месяц Вы отдыхаете, поскольку за месячный срок документация проходит проверку, после чего и проводится регистрация права собственности. Удивлены, что долго? А куда Вам торопиться? Федеральная регистрационная служба берет на себя ответственность за все свои действия, посему и будет проверяться, не продана ли предлагаемая квартира дважды, и имеете ли Вы на нее права, надлежащим ли образом оформлены все представленные бумаги. Один месяц ожиданий и треволнений и… вот она заветная зеленая бумажка – Свидетельство о регистрации права собственности. Все, Вы пересекли финишную линию. Примите мои искренние поздравления! Хотя, расслабляться еще рано, ведь впереди новоселье!!!.
«Лиха беда начало»!

Право на получение жилья вне очереди

0 Разместил: Егоров Константин Михайлович Недвижимость, аренда помещений, приватизация, рента Статьи 28.05.2009

В силу своей профессиональной деятельности мне приходилось сталкиваться со случаями, когда на просьбы граждан, имеющих в соответствии с Жилищным кодексом РФ (далее — ЖК РФ) право на получение жилья вне очереди, органы местного самоуправления отвечали отказом, ссылаясь на то, что предоставлением жилья заявителям будут нарушены права иных граждан, которые также обладают аналогичной льготой, поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включены в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма (далее — список внеочередников), ранее заявителей, но до настоящего времени не обеспечены жилыми помещениями.

Поскольку в ЖК РФ отсутствует указание на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено вне очереди, оно будет выделяться с установленной очередностью по списку внеочередников, который формируется и ведется органом местного самоуправления в соответствии с законом субъекта РФ.

В некоторых случаях суды общей юрисдикции при рассмотрении исков граждан о предоставлении жилья вне очереди, несмотря на имеющееся у граждан право на получение жилья вне очереди, отказывали гражданам в удовлетворении их требований. Так, решением Калужского районного суда Калужской области от 17 декабря 2007 г., оставленным без изменения Определением Судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 7 февраля 2008 г., гражданке К., страдающей тяжелой формой хронического заболевания, которая дает право на внеочередное получение жилого помещения, было отказано в удовлетворении иска о предоставлении жилья вне очереди.

В решении суд первой инстанции указал следующее:

«Несмотря на то что истица К. имеет право на получение жилого помещения вне очереди, суд при разрешении данного спора учитывает наличие списка очередников, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий, в котором К. состоит под номером 275. Поскольку правовыми актами не установлен определенный срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено истице К., то суд приходит к выводу о том, что предоставление жилья семье истицы должно производиться с установленной очередностью и без нарушения прав лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий перед ней».

В связи с изложенным возникают интересные вопросы: предполагает ли внеочередное предоставление жилья включение гражданина в какую-либо очередь и должно ли жилье внеочередникам предоставляться в порядке очередности по списку внеочередников (исходя из времени включения их в данный список)?

Постараемся ответить на эти вопросы.

ЖК РФ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЖИЛЬЯ ВНЕ ОЧЕРЕДИ

По общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Как известно, из общего правила есть исключение. И это исключение установлено ч. 2 названной статьи, в соответствии с которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

  1. Гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
  2. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — дети-сироты), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
  3. Гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых не возможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378 (далее — Перечень N 378).

ЖК РФ, закрепив за гражданами, указанными в п. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, право на получение жилья вне очереди, не указал о сроке предоставления жилья данным категориям граждан. Полагаю, что отсутствие в ЖК РФ указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, указанным в п. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, говорит о том, что жилье должно предоставляться данным гражданам после их обращения в орган местного самоуправления с целью реализации принадлежащего им субъективного права на получение жилья вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников), так как не терпит отлагательства обеспечение жильем тех категорий граждан, которым государство обязалось предоставить жилье вне очереди, не упоминая о сроках исполнения принятой на себя обязанности.

В отношении детей-сирот п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» срок предоставления жилья по договору социального найма определен следующими юридическими фактами: окончание пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ или возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Часть 2 ст. 57 ЖК РФ, как и другие нормы ЖК РФ, не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список внеочередников, тем более от времени включения в названный список. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, т.е. в порядке очередности лиц равной категории. Тот факт, что органом местного самоуправления в соответствии с законом субъекта РФ формируется и ведется список внеочередников, не свидетельствует о том, что жилье гражданам, имеющим право на его получение вне очереди, должно предоставляться в порядке очереди по названному списку.

Как следует из ст. ст. 13 и 14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления в области жилищных отношений не относится определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Органы государственной власти субъекта РФ определяют лишь порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ. Названный порядок определен в ст. 57 ЖК РФ, которая наряду с общим правилом о предоставлении жилья в порядке очередности (ч. 1) содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди (ч. 2), а внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без всякой очереди.

Более того, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, оставляя в силе решение Самарского областного суда от 12 октября 2007 г., которым признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона Самарской области от 05.07.2005 N 139-ГД «О жилище», предусматривавший, что граждане, имеющие в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, включаются в отдельный список, указала, что установление законодательным органом субъекта РФ очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства <2>.
———————————
<2> Определение Верховного Суда РФ от 26 декабря 2007 г. N 46-Г07-33.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЖИЛЬЯ ВНЕ ОЧЕРЕДИ

«В ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет» <3>.

Изложенная позиция также отражена в Определении Верховного Суда РФ от 30 сентября 2008 года N 85-В08-3, которым были отменены вышеназванные решение Калужского районного суда Калужской области от 17 декабря 2007 г. и Определение Судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 7 февраля 2008 г.

В отношении детей-сирот Верховный Суд РФ отметил следующее:

«Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Доводы ответчиков при рассмотрении дел о предоставлении жилья вне очереди детям-сиротам о том, что строительство жилья не ведется, свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда отсутствуют, денежных средств на приобретение жилья нет, в связи с чем не имеется возможности предоставить детям жилое помещение, не основаны на законе» <4>.

Итак, с учетом изложенного, считаю, что можно следующим образом ответить на вопросы, поставленные выше: внеочередное предоставление жилья не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь; жилье гражданам, которые в соответствии с ЖК РФ имеют право на его внеочередное получение, должно быть предоставлено после обращения данных граждан в орган местного самоуправления с целью реализации имеющегося у них субъективного права, а не в порядке очереди по списку внеочередников.

Читайте еще по данной теме:

• Сняли с очереди на квартиру. Что делать?

Гурченков С.А.

Обеспечение малоимущих граждан жильем по договорам социального найма: причины отказа

Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону. Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.

ВС РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).

Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.

Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма

Одно из главных условий для получения жилья по договору социального найма – признание гражданина малоимущим. Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Ознакомиться с судебными решениями по спорам, связанным с предоставлением жилья по договорам социального найма, признанием граждан нуждающимися в жилых помещениях либо снятием с соответствующего учета, можно в Энциклопедии судебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ). Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих (п. 3, п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ). А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей (п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ), но, как правило, на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье. В Москве эта норма составляет 10 кв. м на человека, в Санкт-Петербурге – 9 кв. м, в Ярославле – 12 кв. м. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ). При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.

Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ):

  • подача заявления о снятии с учета;
  • утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
  • выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
  • выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.

Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).

Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов. Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л. и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).

Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления. Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения Жилищного кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ. Так, например, соответствующим Законом Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).

Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета

Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание ВС РФ. Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи. Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К. никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем. Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К. неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).

Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания. Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т., причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).

Еще один случай, когда гражданин не может быть снят с учета, – при изменении муниципалитетом учетной нормы площади жилья уже после постановки граждан на учет. К такому выводу пришел суд, рассматривая иск гражданки Ш. Изначально она была поставлена на учет как нуждающаяся в жилье в связи с тем, что обеспеченность членов ее семьи общей площадью жилого помещения была меньше учетной нормы, которая равнялась на тот момент 15 кв. м на человека. А площадь квартиры, в которой Ш. проживала с сыном и матерью, составляла 37,3 кв. м. (то есть на каждого члена семьи приходилось менее 12,4 кв. м) Впоследствии администрация соответствующего городского округа снизила учетную норму до 10 кв. м общей площади на одного человека. Почти через полтора года после этого члены семьи Ш. были сняты с учета в связи с тем, что приходящаяся на каждого площадь жилья превышала учетную норму. Граждане действительно не могут быть приняты на учет, если обеспечены жильем сверх учетной нормы. Но в рассматриваемом случае превышения учетной нормы на момент решения вопроса о признании Ш. и ее семьи нуждающимися в жилом помещении не было. Рассматривая данное дело, суд подчеркнул, что со дня постановки на учет и до принятия решения о снятии с него улучшения жилищных условий семьи Ш. не произошло, а значит основания для получения жилого помещения на условиях договора социального найма не утрачены (по материалам судебной практики Свердловского областного суда).

Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими. ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *