Виктимологический аспект

§ 5. Виктимологический аспект механизма конкретного преступления

Личность и поведение потерпевшего могут играть достаточно существенную роль в мотивации преступного поведения. По выборочным данным, механизм конкретного преступления связан с личностью и поведением жертвы в каждом втором-третьем случае бытового насильственного преступления, в каждом третьем случае изнасилования, в двух случаях из пяти, когда совершается автотранспортное преступление, в восьми случаях из десяти – при совершении мошенничества.

Проблема жертвы – одна из основных в криминологии. Интерес к ней возник одновременно с проблемой преступления и преступника, но систематические научные исследования начались только в 40-е годы ХХ века и связываются в литературе с именем Ганса фон Гентинга, с его книгой «Преступник и жертва» (1948 г.). Этим было положено начало новой области в криминологической науке – виктимологии. В самом общем смысле виктимология – это учение о жертве. Она изучает значение и роль жертвы в совершении преступления.

Виктимология изучает жертву в плане социальных и психологических характеристик, влияющих на ее уязвимость, и ситуаций, которые предшествуют преступлению, а также ситуаций непосредственно преступления, с тем чтобы ответить на вопрос – как в этих ситуациях, во взаимодействии с поведением преступника, криминологически значимо проявляется поведение (действие или бездействие) жертвы.

Вероятность стать жертвой преступления зависит от особого феномена – виктимности, то есть совокупности свойств и качеств личности, которая в условиях конкретной ситуации повышает риск определенного лица стать жертвой преступления.

Факторы риска могут быть отнесены к определенному лицу или к группе лиц. Отсюда различают виктимность индивидуальную или групповую. В последнем случае имеется в виду общее в биологических и социально-психологических свойствах определенной группы людей (или в выполняемых ими одинаковых социальных ролях), которые при известных условиях могут стать жертвами одинаковых или подобных по своему характеру преступлений (например, лица женского пола – жертвы изнасилований, члены преступных формирований – жертвы криминальных разборок). В некоторых из этих случаев можно говорить и о профессиональной виктимности (таксисты, инкассаторы, работники милиции и др.). Своеобразие указанных свойств людей создает предпосылку для различных форм их поведения в каждой конкретной ситуации.

Ситуация может рассматриваться как виктимогенная, когда она объективно раскрывает реальный вклад жертвы в возникновение и развитие конфликта. Виктимогенная ситуация не тождественна криминальной, хотя они совпадают в большей своей части – это особенно важно учитывать при изучении взаимодействия жертвы и преступника.

Круг лиц, которые наиболее часто становятся жертвами преступлений, определяется путем выявления виктимности среди людей. Она различна в преступлениях разных видов. Например, при транспортных преступлениях объективно стать жертвой может любой человек, и для этого не имеют особого значения взаимоотношения между преступником и жертвой; при убийствах, наоборот, очень остро стоит вопрос о так называемой «бытовой» преступности. Есть преступления, при которых жертвами обычно являются знакомые преступники. Их доля очень высока, например, при умышленных убийствах, при изнасилованиях. Наличие «бытового» элемента вызывается обычно повышенной конфликтностью в ближайшем окружении, затрагиванием личных интересов, а увеличение виктимности находится в непосредственной зависимости от деформации нормальных взаимоотношений в семье, производственном коллективе при приятельской среде.

Роль жертвы в совершении преступления – существенный фактор. Ее поведение может так повлиять на развитие конфликта, что превратит ее из объекта, находящегося под угрозой, в субъект преступления или создаст благоприятные условия для совершения преступления в отсутствии жертвы (например, при кражах). Поведение жертвы, как и поведение преступника, сложным образом детерминировано социально и психически. В сознании жертвы и преступника отражаются одни и те же условия природной и социальной среды. Так что в пределах криминальной ситуации поведение жертвы может быть по-разному классифицировано в зависимости от нормативно-правовой оценки ситуации. Ее поведение может быть:

1) правомерным, когда жертва реагировала допускаемым законом способом на общественно опасное и виновное поведение преступника (например, необходимая оборона при нападении), выполняла свой гражданский долг (например, свидетель дает изобличающие опасного преступника показания);

2) неправомерным, когда ее поведение содержит объективные и субъективные признаки преступления или другого правонарушения;

3) нейтральным, когда между поведением жертвы и поведением преступника отсутствует прямая связь.

Особое виктимологическое значение имеет неправомерное («виновное») поведение жертвы ввиду содержащегося в нем высокого виктимного потенциала. Часто такое поведение является провокацией и источником конфликта. Его формы различны: от физического психического насилия, примененного к преступнику или его близким , до оскорбительного к ним отношения. существует даже типичный сценарий развития контакта насильственного преступника с жертвой. Американский исследователь Д.Лакенбилл, изучавший конфликты, заключившиеся убийством, рисует следующую характерную последовательность событий:

1) будущая жертва оскорбляет будущего преступника;

2) тот расценивает эти действия как враждебные и отвечает вызовом на нападением;

3) будущая жертва не подчиняется вызову и наносит ответный удар;

4) преступник расправляется с жертвой.

Описанная Д. Лакенбиллом последовательность действий преступника и жертвы представляет собой типичную эскалацию конфликта, характерную для многих случаев подобного взаимодействия.

Исследования криминологов также подтверждают частое наличие провокационных действий со стороны будущих потерпевших. Так, совершению 70 % и 62 % тяжких телесных повреждений предшествовали оскорбления, насилия, угрозы и издевательства со стороны лиц, ставших впоследствии жертвами; при этом 76 % преступников были в нетрезвом состоянии или в состоянии наркотического опьянения; 39 % жертв изнасилования находились в момент посягательств в нетрезвом состоянии, причем 92, 8 % из них употребляли спиртные напитки вместе с будущим насильником. В ряде случаев поведение самой потерпевшей давало толчок к совершению изнасилования (раскованная, а то и развязная манера поведения, подчеркнуто открытые женские формы, назойливое приставание, доверие к приглашениям случайных знакомых принять участие в вечеринке, послушать музыку на квартире и т. д.).

Негативное виктимное подведение характерно для 74 % жертв мошенничества, совершенных традиционными способами. Наряду с ними появились и сотни тысяч легковерных жертв всякого рода «пирамид», фондов, банков и т. д. Но это жертвы не только мошенников, но и условий жизни, отучивших людей критически оценивать ситуацию.

Криминологическая значимость виктимного поведения, достаточно характерная для многих жертв преступлений, позволяет дать им определенную типологию по степени виктимности.

1) Случайная жертва. При отсутствии виктимогенных признаков или когда они незначительны и не связаны с преступлением, лицо становится жертвой в результате стечения обстоятельств (случайное попадание на виктимное место и в виктимное время, где сконцентрированы потенциальные жертвы, или попадание на место и во время, где случайно возник конфликт, к которому жертва не имеет никакого отношения). В большинстве случаев взаимоотношения между будущей жертвой и преступником возникают ситуативно, непосредственно перед совершением преступления. Возникшее взаимоотношение не зависит ни от воли и желания жертвы, ни от воли и желания преступника.

2) Жертва с незначительными качествами риска и живущая при нормальных для всех людей факторах риска, виктимность которой возросла непредвиденно, под влиянием конкретной неблагоприятной ситуации. К этой группе могут быть отнесены так называемые обременительные или неудобные лица, в частности, младенец или неизлечимо больной супруг или супруга, являющиеся препятствием для нового брака. Обременительные (неудобные) лица ставшие жертвами убийства, не имеют, как правило, возможностей противодействовать грозящей им опасности. Они никоим образом не провоцируют преступление. генезис преступления связан с самим фактом существования этих лиц, мешающих реализации чаще всего безнравственных жизненных планов.

3) Жертва с повышенными качествами риска, в отношении которой действует комплекс факторов риска. К этой группе относятся два основных типа жертв: а) жертвы неосторожных преступлений – когда характер выполняемой ими работы или их поведение как участников движения по улицам и дорогам таит более высокую, чем обычная, виктимность; б) жертвы умышленных преступлений профессиональный статус которых содержит повышенный риск виктимности (работники милиции, инкассаторы, таксисты, банкиры, бизнесмены, работники охраны и др.).

4) Жертва с очень большими качествами риска, нравственно-правовая деформация которой не отличает ее от некоторых ярко выраженных правонарушителей. Такие лица характеризуются прочной асоциальностью или антисоциальностью: алкоголики, бомжи, наркоманы, проститутки, члены организованных преступных формирований и др. Многие из них обычно ранее были судимы за различные преступления.

Данная типология жертв, равно как и другие, нужна не столько для их изучения, сколько для организации специального направления предупредительной работы – виктимологической профилактики. Мероприятия виктимологической профилактики, по мнению А.И. Алексеева, могут быть различными и сведены в две основные группы. К первой группе относятся меры, направленные на устранение ситуаций, чреватых возможностью причинения вреда (распространение специальных памяток – предостережение о том, как уберечься от преступника, не стать жертвой преступления, извещение граждан о типичных действиях преступников, о необходимых мерах личной безопасности, помощь в защите жилища и имущества, проведение разъяснительных бесед, обеспечение порядка в общественных местах и т. д.). Вторую группу составляют меры воздействия на потенциальную жертву с тем, чтобы восстановить или активизировать в ней внутренние защитные возможности (беседы, обучение приемам самообороны, оповещение о предстоящих ситуациях, контроль за поведением потенциальной жертвы, ориентирование на поддержание постоянной связи с правоохранительными органами и др.).

Вопрос 5. Виктимологические аспекты совершения преступления

Виктимология в буквальном переводе означает «учение о жертве» (от лат. victima –жертва и греческого logos – учение).

Предметом виктимологии являются не только жертвы преступлений, но и:

– отношения, связывающие преступника и жертву;

– ситуации, предшествующие преступлению независимо от их отдаленности от завершенного преступления (например, длительный семейный конфликт).

Личность и поведение потерпевшего (жертвы) могут играть достаточно существенную роль в механизме преступного поведения.

Так, по выборочным данным, конкретное преступление связано с личностью и поведением потерпевших: в каждом 2-3 случае бытового насильственного преступления, в каждом 3-м случае изнасилования, в 2-х случаях из 5 при совершении автотранспортных происшествий, в 8-ми случаях из 10 – при совершении мошеннических посягательств.

Виктимность отдельного лица (индивидуальная виктимность) – это объективно присущая человеку, но отнюдь не фатальная способность, предрасположенность стать при определенных обстоятельствах жертвой преступления.

Роль потерпевшего в МИПП может быть связана со следующих факторами:

а) особенностей состояния жертвы (усталость, опьянение);

б) физического состояния (дефекты органов чувств, зрения и др.) и психического здоровья жертвы (наличие душевной болезни);

в) действий, носящих антиобщественный, легкомысленный или противоправный характер (реже положительный характер – например, работник ОВД).

В ряде случаев жертва вообще не является элементом ситуации или фактически отсутствует (кража из квартиры, угон автомобиля).

Виктимное поведение достаточно характерно для многих жертв посягательств и бывает неосторожным, рискованным, объективно опасным для самого потерпевшего и в силу этого может способствовать созданию криминогенной ситуации, а в некоторых случаях – совершению преступления.

Виктимность может быть виновной и невиновной. Так, алчный человек и азартный человек, предрасположены стать жертвой мошенника, равно как и кассир в сберкассе жертвой ограбления, но только в связи с выполняемой работой.

В связи со сказанным можно выделить следующие виды поведения жертвы:

1) негативное, т.е. так или иначе провоцирующее преступление или создающее для него объективно способствующую ситуацию;

2) положительное поведение, выражающееся в противодействии преступнику, выполнении общественного долга и др.;

3) нейтральное, которое никак не способствовало совершению деяния.


Сказанное позволяет сгруппировать потерпевших на различные группы по определенным основаниям:

По признаку отношения к преступнику всех жертв можно разделить:

а) родственники и члены семьи (юридические и фактические супруги);

б) соседи, проживающие на одной лестничной площадке, в одном доме, лица, которые живут рядом в деревнях, поблизости в городе, т.е. знают друг друга;

в) лица, которые работали вместе с преступником или были как-то связаны совместной общественной, политической или иной деятельностью;

г) лица, проводившие вместе с посягателем досуг;

д) потерпевшие, которые находились с преступником в товарищеских или любовных отношениях;

е) люди, которые были лишь знакомы с преступником (в т.ч. совсем недавно), но их не связывали товарищеские, деловые, любовные или иные отношения;

ж) жертвы, которых преступник (иногда с соучастниками) выслеживает для последующего нападения, иногда с целью ограбления или изнасилования, связанных с убийством (например, «заказное» – убийство по найму);

з) совершенно случайные люди, в их числе могут быть жертвы разбоев, когда, например, нападают ночью на первого встречного.

В зависимости от образа жизни и поведения жертвы делятся на:

1. Агрессивные потерпевшие сами провоцируют драки и другие конфликты своими действиями и высказываниями, в которых явно выражен вызов.

2. Рискующие жертвы сами стараются попасть в опасные для себя ситуации, от которых они либо испытывают острые ощущения или, таким образом, стараются покончить жизнь самоубийством.

3. Потенциальные жертвы – это лица, которые в силу профессии и социальных ролей, могут пострадать от противоправных действий (инкассаторы).

4. Беспомощные (пассивные) жертвы – это те жертвы, которые в силу своего возраста или состояния здоровья не могут оказать адекватного сопротивления преступнику: дети, пожилые люди; лица с психическими аномалиями.


5. Инициативные жертвы, поведение которых носит положительный характер, но приводит к причинению им вреда (например, сотрудники ОВД).

6. Некритичные жертвы, для которых характерны неосмотрительность, неумение правильно оценить жизненные ситуации.

7. Нейтральные жертвы – это лица, которые пострадали в результате стечения обстоятельств (например, ДТП).

В зависимости от направленности преступного посягательства:

а) жертвы от корыстных преступлений (карманных, квартирных);

б) жертвы от корыстно-насильственных преступлений;

в) жертвы от насильственных посягательств;

г) жертвы от преступлений экономической направленности;

д) жертвы от преступлений на национальной и религиозной почве; и т.д.

Не исключена классификация потерпевших и по таким основаниям:

– по виду нанесенного вреда: моральный, физический, материальный вред;

– в зависимости от тяжести преступления: потерпевшие от тяжких преступлений, от менее тяжких или малозначительных преступлений.

Возможна классификация потерпевших по кратности нанесенного им вреда:

– эпизодические потерпевшие;

– рецидивисты, пострадавшие неоднократно;

– жертвы от однородных или разнородных преступлений.

Механизм конкретного преступления

Содержание основных элементов механизма

Как отдельное преступление представляет собой малую часть, единичный элемент преступности, так и факторы, порождающие каждое конкретное преступление, — это индивидуальное проявление общего. Социальные процессы и явления, порождающие преступность, конкретизируются, приобретают индивидуальное выражение, переходят в психологическую форму, объясняя цели и мотивы поведения отдельного человека — преступника. Важно подчеркнуть, что это все те же обстоятельства, противоречия социальной жизни, которые предстают перед нами в данном случае в их индивидуальном выражении. То есть основой для понимания того, что порождает индивидуальный преступный акт, является изучение жизнедеятельности общества в целом. Особенности личности, ее опыта, потребностей и интересов, ситуации, в которой совершается конкретное преступление, обусловлены социально, формируются состоянием общества, его проблемами, уровнем развития.

В уголовном праве преступление рассматривается как сознательный волевой поведенческий акт. Для решения вопроса об ответственности необходимо и достаточно установления внутреннего психического отношения лица к деянию. При криминологическом изучении, исходя из его задач, необходимо установить, как именно, в силу каких обстоятельств лицо совершает преступление. Именно такой подход позволяет выйти на профилактические предложения.

Для анализа механизма индивидуального преступного поведения необходимо обращение к внутренним и внешним факторам: особенностям внутренней сферы личности, обусловившим их формирование социальным явлениям и процессам, характеру взаимодействия субъекта с окружающей средой, к ситуации совершения преступления.

Структурно в преступном поведении могут быть выделены три этапа:

1) мотивация преступления;

2) планирование преступного деяния;

3) исполнение преступления и наступление последствий.

Чрезвычайно значимым компонентом внутренней сферы личности является мотив. Мотив может быть определен как внутреннее побуждение, субъективный смысл, который движет лицом. Мотивация — явление более широкое, чем мотив; она включает процесс возникновения, развития, динамики мотивов, принятие решения. Понятно, что при криминологическом изучении ограничиться установлением мотива недостаточно, необходимо уяснить, в силу каких обстоятельство он возник, почему возник именно такой мотив.

В основе формирования мотивов лежат потребности, интересы, ценностные ориентации личности. Существенно, что даже те из них, которые изначально являются природными, «элементарными», исторически приобрели выраженную социальную форму. Например, современные стандарты удовлетворения потребности в пище уже далеки от примитивного насыщения.

Планирование преступления — это конкретизация внутренних побуждений личности в принимаемое ею решение: составление плана действий, выбор объекта посягательства, способа, места совершения преступления и т. д. На данном этапе лицо намечает, как именно оно реализует сформировавшееся побуждение

Третий этап — это внешний акт преступного поведения, конкретное деяние (действие или бездействие) и его результат. Совершение преступления представляет собой взаимодействие личности с конкретными ситуативными обстоятельствами, которые могут приниматься в расчет заранее либо быть неожиданными, не учтенными субъектом преступления.

Наиболее полно этапы преступного поведения выступают в совершении предумышленных преступлений, когда преступному акту предшествует осознанное намерение совершить его, планирование действий. При совершении непредумышленных преступлений, преступных деяний в аффективном состоянии отдельные элементы могут выглядеть чрезвычайно сжатыми во времени, хотя и они неизменно сохраняются. Эти элементы можно проследить и в ситуации совершения неосторожного преступления, но в этом случае планировалось иное, непреступное деяние, а совершение преступления выступает как побочный, незапланированный результат волевого поведения субъекта.

Для понимания сути механизма совершения преступления чрезвычайно важно, что ни на одном из этапов его развития личность не выступает изолированно, оторванно от социальной среды: и мотивация, и планирование, и исполнение преступления — это результат взаимодействия среды и личности, а не автономная реализация «злой воли» или «преступного инстинкта».

Поэтому для ответа на вопрос о происхождении преступного поведения, для уяснения, почему, в силу каких особенностей в сходных обстоятельствах одни идут по пути правомерного, а другие — преступного поведения, необходимо обратиться к двум уровням взаимодействия личности и среды: к обстоятельствам формирования личности и к конкретной ситуации, в которой совершается преступление.

Именно факторы, под воздействием которых формируется личность, создают предпосылки нравственной и правовой деформации ее внутренней сферы.

Компоненты механизма преступного поведения могут рассматриваться в качестве причин или условий совершения преступления. При этом под причинами понимают явления или процессы, порождающие преступление, а под условиями — те, которые способствуют реализации причин. Необходимо отметить, что взаимодействие детерминирующих преступление факторов носит неоднозначный характер. В конкретных, индивидуальных случаях они могут выступать как в роли важнейших, порождающих преступное поведение (причина), так и в качестве способствующих его совершению (условие). Поэтому, выделяя причины и условия применительно к совершению конкретного преступления, в сущности лишь обозначают общую, наиболее типичную закономерность взаимодействия личностных и ситуативных факторов.

Роль микросреды в формировании преступного поведения

Криминогенные свойства личности (антиобщественные взгляды, установки, потребности и интересы) социальны по своему происхождению. Они усвоены личностью в процессе ее развития и контактов и обусловлены спецификой связей с окружающим миром. Среда, общество не только регулируют удовлетворение тех или иных потребностей, интересов личности, но и формируют их.

К явлениям макроуровня относят те, которые выражают состояние общественных отношений, характерное для данного этапа развития общества, социально-экономическую систему в целом; они образуют макросреду. Это особенности экономического развития, управленческой деятельности, правовой системы, культура как на общегосударственном уровне, так и в их специфических проявлениях, например применительно к отдельным регионам.

Под микросредой понимается та часть широкой социальной среды, с которой индивид поддерживает прямые и непосредственные контакты. Это семья, трудовой коллектив, дружеское окружение.

В формировании личности микросреде принадлежит особая роль: ею опосредуется влияние широкой социальной среды на личность. Уяснение особенностей этого механизма является чрезвычайно важным для организации предупреждения преступности, так как системы мер профилактики должны строиться с его учетом.

Существенно, что и контакты с макросредой, которые поддерживает каждый, в значительной степени опосредуются воздействием микросреды. Например, на избрание форм проведения досуга влияет их соответствие интересам и привычкам друзей; стереотипы поведения, усвоенные в семье, воспроизводятся и в поведении, демонстрируемом вне семейной среды. Исключить микросредовые контакты и влияния, поддерживая связь с обществом, невозможно.

Именно микросреда способна сохранять и воспроизводить традиции, нравы и обычаи, формировать представления о ценностях, отличающиеся от общепринятых, причем как в позитивном, так и в негативном направлениях. Ближайшее окружение, культивируя антисоциальные взгляды, демонстрируя образцы антиобщественного поведения, перерастает в криминогенную среду, оказывающую на личность чрезвычайно существенное влияние. Поэтому, отвечая на вопрос «Почему личности присущи те или иные взгляды, установки, система ценностей?» прежде всего следует обратиться к анализу специфики микросредовых влияний. В качестве важнейших элементов микросреды могут быть рассмотрены семья, окружение сферы неформального общения (друзья, товарищеские компании), учебные, трудовые коллективы.

В формировании личности воздействие семьи на индивида происходит буквально с первых дней жизни, присутствует, как правило, в юношеские годы — период особой важности в процессе социального развития личности, сохраняется в течение всей жизни. Господствующие в семье система ценностей, стереотипы поведения прочно усваиваются ее членами в силу постоянных взаимных контактов, особого эмоционального характера внутрисемейных отношений.

Связь недостатков семейного воспитания и правонарушающего поведения несовершеннолетних прослеживается многочисленными исследованиями. В качестве обстоятельств жизнедеятельности семьи, способствующих деформации личности в детском и юношеском возрасте, выделяют распространенность социально-негативных форм поведения в семейной среде, отсутствие эмоционального контакта между родителями и детьми, невыполнение семьей функций контроля за поведением детей, структурную неполноту семьи и др. Исследованиями отмечено, например, что в 30–40% семей подростковправонарушителей имеют место скандалы, алкоголизм и пьянство, драки, аморальное поведение. Принятые в семье образцы поведения переносятся и во внешнюю среду. Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывавшихся в конфликтной атмосфере, расценивается криминологами в 4–5 раз выше, чем у тех, кто растет в условиях семейного благополучия.

Роль семьи, ее воздействие на личность и поведение весьма существенны в любом возрасте. Исследования показывают, что и в собственной семье факторами, способствующими негативному формированию личности, остаются, как правило, злоупотребление членов семьи спиртными напитками, конфликты, аморальное и противоправное поведение отдельных членов семьи и т. п. Нередко негативное нравственное воздействие могут оказывать и внешне благополучные семьи, например ориентированные на обогащение вне зависимости от путей его достижения, оправдывающие существование «двойной» морали.

Неблагополучие в семье способно оказывать формирующее воздействие на личность, способствуя выработке негативных потребностей, интересов, стереотипов поведения, а также выступать в качестве ситуативного обстоятельства, провоцируя правонарушающее поведение одних членов семьи в отношении других.

Негативное воздействие семейного окружения может быть весьма глубоким, однако исключение субъекта из сферы семейных контактов является крайне нежелательным. Отсутствие семьи (как родительской — у детей, так и собственной — у взрослых лиц) является фактором, повышающим восприимчивость личности к негативным воздействиям. Поэтому в профилактическом плане неизбежно встает задача не только выявления неблагополучных семей, но и коррекции внутрисемейных отношений.

Чем неблагоприятнее складываются внутрисемейные отношения, чем в меньшей степени лицо самореализуется в трудовой деятельности, тем большее формирующее воздействие на личность оказывает ближайшее бытовое окружение. Внесемейное окружение составляют друзья, знакомые, соседи, группы и компании, с которыми поддерживаются постоянные и непосредственные контакты.

Для лиц правонарушающего поведения характерны связи с криминогенной средой. Так, данные одного из исследований показали, что каждая пятая группа расхитителей формировалась из лиц, знакомых по месту жительства; во многих случаях в такие группы входили лица, состоящие в родственных или дружеских связях. Особенно интенсивно включаются в криминогенную микросреду лица, ранее судимые за совершение преступлений. Исследовательские данные позволяют проследить и другую зависимость: чем в более раннем возрасте впервые было совершено преступление, тем интенсивнее оказывается в дальнейшем общение с судимыми и правонарушителями.

Деформация личностных качеств и поведения может осуществляться как под воздействием отдельных лиц, так и в процессе группового общения. Для лиц, совершивших впоследствии преступление, типичной является включенность в криминогенные группы.

В формировании личности и поведения несовершеннолетних правонарушителей криминогенным группам принадлежит особая роль. Отсутствие комфорта и понимания в семье, учебном (трудовом) коллективе приводит к тому, что во имя сохранения контактов с группой подростки и юноши нередко готовы принять даже те диктуемые ею нормы и моральные принципы, которые расходятся с их собственными. Поэтому совместно с членами криминогенных групп правонарушения и преступления нередко допускают лица, которые в одиночку их бы не совершили.

Общественное воспитание — это целенаправленное формирующее педагогическое воздействие на личность, осуществляемое в отношении лиц детского и юношеского возраста (в дошкольных учреждениях, школах, детских домах, интернатах, профессиональных училищах и т. д.). Криминологическое значение недостатков их деятельности состоит в том, что, будучи специально предназначенными для выполнения функций обучения и воспитания несовершеннолетних и молодежи, они неполно реализуют ее, не оказывают достаточного воздействия, которое могло бы компенсировать недостатки семейного воспитания и противодействовать негативным влияниям в микросреде.

К криминологически значимым недостаткам общественных воспитательных институтов исследователи относят: недостаточное знание индивидуальных особенностей личности и неполный их учет в процессе педагогического воздействия; неблагоприятные отношения педагогически трудных детей и подростков со сверстниками и недостатки оказания помощи в их нормализации; незнание источников отрицательного влияния на воспитуемых; недостатки работы с семьей; отсутствие полной информации о правонарушающем поведении воспитуемых. Данные исследований показывают, например, что свыше 2/3 несовершеннолетних, совершивших впоследствии преступления, не участвовали в общественной жизни коллектива в период обучения в школе. Располагая сведениями о семейном неблагополучии почти 80% правонарушителей, педагогические коллективы ограничивались лишь применением к ним воспитательных мер и информированием родителей о характере правонарушений и содержании мер воздействия.

Важным звеном, опосредующим связь личности с обществом, является трудовой коллектив. Он не только играет существенную роль в формировании отношения членов коллектива к труду, в нем личность удовлетворяет потребность в общении, признании, уважении, самореализуется в процессе трудовой деятельности. Именно в труде наиболее полно реализуются способности, инициативность, энергия. Неблагоприятное воздействие на личность в процессе трудовой деятельности может оказываться не только членами коллектива, оно также может быть связано и с самим характером труда.

К недостаткам в коллективе, отрицательно влияющим на личность, относится все тот же комплекс факторов, что и в других сферах жизнедеятельности (в семье, в процессе неформального общения): пьянство, нарушения общественного порядка и трудовой дисциплины, иное правонарушающее и аморальное поведение. Отрицательное влияние на формирование личности оказывают и факты совершения преступлений в процессе трудовой деятельности совместно работающими: должностные злоупотребления, приписки, хищения и т. д. Исследования показывают, что на формирование личности будущего расхитителя воздействует, в частности, то, что другие члены коллектива безнаказанно совершают хищения.

Отрицательное воздействие на личность со стороны совместно работающих становится более интенсивным, если общение с ними в процессе трудовой деятельности дополняется неформальными контактами в свободное время. Согласно исследовательским данным, более половины лиц, совершивших впоследствии преступления, поддерживали в нерабочее время контакты со знакомыми по работе правонарушителями. При этом чем неблагоприятнее складывалась обстановка в семье, тем интенсивнее становились такие контакты, тем в большей степени они определяли дальнейшее поведение личности.

В качестве неблагоприятного для формирования личности фактора может выступать и сам характер труда, его содержание. Неквалифицированный, тяжелый, монотонный физический труд не только не приносит удовлетворения, он не требует профессиональных познаний, подготовки, не является стимулом к повышению уровня образования и культуры. Именно лица без профессии и квалификации, с низким образованием часто меняют место работы или оставляют ее без последующего трудоустройства. Как известно, именно социально незанятыми лицами совершается большая часть преступных посягательств. В криминологическом плане названные обстоятельства играют существенную отрицательную роль, поскольку в целом трудовой коллектив является тем элементом среды, который в наибольшей степени способствует включению личности в позитивное взаимодействие с широкой социальной средой.

Криминогенная ситуация

В отличие от условий формирования личности, оказывавших влияние на субъекта длительно и в прошлом, ситуация взаимодействует с личностью непосредственно в момент, предшествующий совершению преступления.

Можно сказать, что всякое преступление представляет собой результат взаимодействия личности и ситуации. При этом конкретная жизненная ситуация является частью, элементом социальной среды.

Роль ситуации в совершении противоправного поступка определяется прежде всего тем, какое субъективное содержание вкладывает в оценку ситуации лицо, совершающее преступление. Например, в ситуации стихийного бедствия одно лицо, намеревавшееся ранее совершить хищение, использует экстремальные условия как облегчающие реализацию замысла, а другое, имевшее аналогичные намерения, отказывается от совершения преступления.

Конкретные жизненные ситуации в рамках криминологического анализа могут быть дифференцированы по различным признакам. Особого внимания заслуживают криминогенные ситуации. К ним относят те, которые, взаимодействуя с личностью, в силу своего объективного содержания способны вызвать или укрепить ее намерение совершить преступление. Такие ситуации как бы провоцируют субъекта к совершению противоправного поступка. Однако реализация такой возможности, как уже указывалось, определяется прежде всего не внешними обстоятельствами, а особенностями личности субъекта, реагирующего на сложившуюся ситуацию. Выделяют проблемные и конфликтные ситуации.

Проблемные ситуации возникают тогда, когда субъект сталкивается с трудностями, препятствиями в реализации принятого им решения или при достижении намеченной цели. В целях достижения намеченного субъект должен найти способ выхода из сложившихся обстоятельств и адекватные ему средства. Так, обнаружив, что складское помещение охраняется, лицо, намеревавшееся совершить хищение, может отказаться от реализации замысла, использовать более изощренный способ совершения преступления, решиться на совершение более тяжкого посягательства (разбой вместо кражи).

Конфликтная ситуация — та, при которой происходит столкновение интересов, стремлений, желаний сторон, участвующих в конфликте. В принципе, конфликт по своей природе далеко не всегда является разрушительным, не может рассматриваться как безусловно криминогенное обстоятельство. Проблема в криминологическом плане состоит в выборе варианта выхода из конфликта, способов и средств его разрешения.

При совершении преступления криминогенная ситуация выступает обычно как повод к совершению преступления. Поводом можно считать обстоятельства, которые, воздействуя на сознание, волю, чувства субъекта, непосредственно побуждают его к совершению преступления. Например, оставление ценного имущества без охраны, создающее ситуацию соблазна совершить преступление. Повод сам по себе не способен породить совершение преступления: далеко не каждый, оказавшись даже в чрезвычайно благоприятной ситуации, совершит противоправный поступок. Внешние обстоятельства, играющие роль повода, опосредуются особенностями личности преступника, определяющими их субъективную оценку и укрепляющими решимость совершить преступление.

Исследованиями выделены обстоятельства конкретных жизненных ситуаций, которые наиболее часто играют роль поводов в механизме совершения преступления. К ним относятся: поведение потерпевших, третьих лиц, особо неблагоприятное стечение жизненных обстоятельств. В целом роль ситуации в механизме совершения преступления криминологи оценивают различно. Тот факт, что в конкретной жизненной ситуации взаимодействуют и внешние, объективные обстоятельства, и особенности мотивационной сферы личности, никем из специалистов не оспаривается. Дискуссионным остается вопрос о возможности решающей роли ситуативных обстоятельств в совершении преступления. Одни склоняются к тому, что ситуация может иметь решающее значение, влиять на наступление преступного результата и без каких-либо существенных деформаций личности. Другие полагают возможным рассматривать ее лишь в качестве обстоятельства, которое может способствовать совершению преступления только при наличии личностных деформаций.

Виктимологический аспект конкретного преступления

Развитие механизма преступления зависит не только от преступника, но и от другой стороны — от жертвы преступления. Личность и поведение потерпевшего изучает виктимология. Ключевыми в виктимологии являются понятия жертвы и виктимности.

Жертва — это человек, понесший физический, моральный или имущественный ущерб от преступления независимо от того, признан ли он потерпевшим в установленном законом порядке и оценивает ли себя таковым субъективно.

Виктимность — повышенная степень предрасположенности лица к тому, чтобы оказаться жертвой преступления в силу присущих ему качеств, свойств либо выполняемых функций.

Индивидуальная виктимность зависит от субъективных и объективных факторов. Соответственно различают виктимность личностную и ситуативную. Карманные кражи, например, совершаются обычно в общественном транспорте, в местах большого скопления людей. Потерпевшим от посягательства карманника, независимо от личностных качеств, с большей степенью вероятности может стать человек, часто оказывающийся в такой обстановке.

Личностные компоненты виктимности обусловлены индивидуальными особенностями субъекта, а именно особенностями социально-психологическими, моральными, ролевыми и т. д. Например, стать потерпевшим от противоправных действий нарушителей общественного порядка с большей степенью вероятности может работник полиции, чем домашняя хозяйка, что вытекает из различий их ролевых функций.

Личностные и ситуационные моменты виктимности взаимосвязаны. Например, как показывают исследования, наиболее предрасположены к тому, чтобы стать жертвой ограбления в общественном месте, лица, находящиеся в степени алкогольного опьянения, исключающей контроль за внешними событиями. Однако попадание ими в соответствующую ситуацию связано с особенностями их собственного поведения до момента посягательства и непосредственно в период его совершения.

Роль жертвы в индивидуальном преступном поведении различна, она колеблется от прямого противодействия преступлению до провокации преступных действий.

Поведение потерпевших, особенно негативное в моральном или правовом плане, может вносить существенный «вклад» в развитие преступного посягательства. Так, негативное поведение потерпевших констатировалось в 70% случаев убийств, 61,8% умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, в 74% мошенничества.

Однако данные о виктимности не должны трактоваться в том смысле, что жертва также в той или иной степени является виновной в совершении преступления, что она должна в какой-то мере разделить ответственность за него. Ответственность за преступление всегда несет именно совершивший его субъект. Это не исключает учета оценки поведения потерпевшего при определении меры, вида ответственности и наказания преступника.

Применительно к преступному поведению в целом можно выделить следующие виды поведения жертвы:

  1. нейтральное, когда поведение жертвы никак не способствовало, но и не препятствовало совершению преступления (например, поведение пешехода при совершении водителем выезда на тротуар и причинении прохожему вреда здоровью);
  2. социально одобряемое поведение выражается в активном противо действии преступному посягательству (например, задержание преступника гражданином);
  3. негативное поведение жертвы (например, инициирование кон фликта, вступление в противоправную сделку).

Исследовательские данные показывают, что виктимологически значимыми являются возраст, пол, образование и специальность жертв, совершение ими преступлений и правонарушений в прошлом, характер взаимоотношений между преступником и потерпевшим и др.

Выполнение лицом определенных ролевых, профессиональных функций, нравственные и правовые характеристики поведения потерпевшего также являются значимыми в виктимологическом плане. Они могут осознанно приниматься в расчет преступником: вероятность обращения потерпевшего в правоохранительные органы, раскрытия преступления снижается, если жертвой корыстного посягательства становится лицо, скупающее краденое имущество. Нравственные качества субъекта могут способствовать или препятствовать совершению преступления и в случаях, когда преступником они не учитывались или вовсе не были ему известны. Таковы, например, смелость, решительность, чувство ответственности, трусость, грубость и т. д. При этом однозначная связь между выраженностью тех или иных качеств и свойств и виктимностью отсутствует. Лица, характеризующиеся социально положительно, могут оказаться виктимными именно в силу выраженности соответствующих качеств в отличие от эгоистов или трусов, например, в ситуации пресечения преступления, защиты прав и интересов третьих лиц.

Характер взаимоотношений преступника и жертвы, предшествовавших совершению преступления, также имеет существенное виктимологическое значение. Исследовательские данные показывают, что убийства, причинение вреда здоровью различной степени тяжести совершаются чаще не в отношении незнакомых лиц, а в микросреде общения: в отношении членов семьи, супругов, сожителей, соседей, знакомых. Так, около 80% жертв убийств и 63,2% потерпевших от тяжких телесных повреждений не только были знакомы с будущим преступником, но и находились в родственных, товарищеских или иных стабильных отношениях с ним.

Виктимологические исследования существенно расширяют круг криминологической информации и потенциал профилактической, точнее виктимологической, деятельности. Например, исследовательские данные показывают, что острота проблемы автотранспортных преступлений в значительной мере может быть снята посредством оптимального расположения дорожных знаков, установления ограждений, изменения маршрутов городского транспорта.

В случаях, когда виктимность связана с негативными нравственными характеристиками, антиобщественными качествами личности, первостепенное значение приобретает воспитание, ориентированное на ее коррекцию. Перспективной является и разработка мер профилактики, основанных на учете типичных психологических особенностей потерпевших. Существенным здесь является, например, социальное поощрение смелости, инициативности наряду с самокритичностью, разумной осмотрительностью, овладение навыками разрешения конфликтов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *