Верховенство закона

Верховенство закона в Российской правовой системе

В отечественной правовой системе признается безусловное верховенство Конституции РФ. Приоритет закона указывает на его ведущие роль и место применительно к массиву многочисленных и противоречивых подзаконных актов.

Принципиальное значение имеет характеристика России в качестве демократического и правового государства (ст. 1 Конституции РФ). Главное в идее правового государства — связанность государства правом. Верховенство права — это в первую очередь верховенство закона.

Необходим более осмотрительный и продуманный подход к актуальной проблеме конкретизации законоположений. Нередко многочисленные подзаконные акты, которыми «обрастает» закон, дезавуируют его смысл, это свидетельствует о том, что совсем недавний период «указного права» не прошел бесследно.

Законы нередко принимаются в спешке и с большим количеством ошибок (грамматических, логических и др.), что требует в последующем внесения изменений и дополнений в закон. Так, например, в Уголовно-процессуальный кодекс РФ за 4 года (2002-2006 гг.) было внесено 25 изменений, в Кодекс РФ об административных правонарушениях — 59, в Налоговый кодекс РФ (ч. 2) — 94.

Кроме того, принимаются законы, которые не могут быть исполнены из-за финансовой необеспеченности. В связи с этим все чаще поднимается вопрос об эффективности закона.

Реальному утверждению принципа верховенства препятствует внутренняя несогласованность самого законодательства. До сих пор окончательно не определено место таких нормативных актов, как кодекс и основы законодательства. Зачастую один федеральный закон устанавливает свой приоритет перед другими.

Усугубляет положение низкое качество законов, слабая координация правотворческой деятельности, отсутствие должной правовой культуры у граждан, правовой нигилизм.

В последнее время все больше исследователей и практиков признают судебный прецедент (прежде всего решения Конституционного Суда РФ) источником права. В свете этого актуализировался вопрос о соотношении его с другими источниками права, о его месте в правовой системе России.

Негативно сказывается отсутствие закона о нормативно-правовых актах на федеральном уровне. Еще в 1996 г. Государственной Думой в первом чтении был принят проект соответствующего федерального закона, однако в 2004 г. данный проект был отклонен СЗ РФ. 1996. № 47. Ст. 5307; 2004. № 21. Ст. 1982. Тем не менее актуальность данного закона очевидна. В ряде субъектов (Кабардино-Балкарская Республика, Самарская область, город федерального значения Москва и др.) подобные законы уже приняты и успешно действуют.

Проблема устранения коллизий между конституционно-правовым законодательством Федерации и ее субъектов все еще не теряет своей актуальности, хотя в этом направлении ведется большая и в целом плодотворная работа. Примеры тому — деятельность Конституционного Суда РФ, полномочных представителей Президента России в федеральных округах, прокуратуры.

Решение этих и некоторых других задач — важное условие формирования Российской Федерации как демократического и правового государства.

Федеральный закон — это политически значимый нормативно-правовой акт, принимаемый Федеральным Собранием РФ в особом установленном порядке или посредством референдума Российской Федерации, обладающий верховенством, высшей юридической силой и прямым действием на всей государственной территории России, выражающий волю и интересы большинства граждан и регулирующий важные общественные отношения.

Верховенство федерального закона — это конституционный принцип демократического федеративного правового социального государства, означающий его приоритет в регулировании общественных отношений, направленный на охрану государственного суверенитета, организацию публичной власти, обеспечение законности и правопорядка, защиту прав и свобод человека и гражданина.

Реальному утверждению принципа верховенства федерального закона препятствует несовершенство действующего законодательства (дефекты, коллизии, пробелы и т.д.) и правоприменительной практики.

Последовательное соблюдение правил законодательной техники является необходимым условием повышения качества законов, исключения (или уменьшения) дефектов и коллизий в законодательстве.

Реализация данного базового принципа верховенства федерального закона требует принятия общегосударственных программ развития законотворческой деятельности среднесрочного и долгосрочного характера и постоянного мониторинга федерального и регионального законодательства.

Закон получает статус основного источника права в начале XX в. В то же время в дореволюционный период указ императора и закон не имели каких-либо нормативно-правовых отличий друг от друга, что негативно сказывалось на законности и правопорядке.

В советский период господствовала неоправданно широкая трактовка закона, когда реальный приоритет был за актами подзаконного нормотворчества. Различия между законом и указами президиумов верховных советов носили условный характер. Пережитки советского периода не изжиты и в наше время. К их числу относится и «указное право», в особенности это проявилось в 90-е гг.

Как отмечал Президент РФ, чиновник привык действовать сообразно инструкции, которая после вступления в силу того или иного закона часто начинает противоречить самому закону, однако при этом годами не отменяется Российская газета. 2001. 4 апреля. Все это негативно сказывается на престиже закона.

В Российской Федерации и во многих зарубежных странах утвердилось традиционное понимание законов как специальных актов парламента, превосходящих по юридической силе большинство других источников права.

В научной и учебной литературе чаще всего используется понятие закона в узком, собственном его смысле, среди ученых-правоведов, как правило, нет принципиальных разногласий в определении понятия «закон». В то же время автор отмечает отсутствие нормативного определения федерального закона.

Для приоритета закона большое значение имеет его прямое, непосредственное действие. Необходим более осмотрительный и продуманный подход к актуальной проблеме конкретизации законоположений. Законы должны приниматься социально востребованные, значимые и выражать не частные и групповые, а общие интересы. Приоритет федерального закона должен опираться на его высокий престиж и роль эффективного регулятора общественных отношений. Реальному утверждению принципа верховенства препятствует внутренняя несогласованность самого законодательства.

Конституционное развитие России в течение длительного периода не сопровождалось фиксацией в базовых нормах принципа верховенства Конституции. закон президент верховенство демократический

Верховенство Конституции характеризует не только ее положение в иерархии правовых актов. Выступая в качестве юридической базы для развития всех отраслей российского права, Конституция регулирует и закрепляет процесс создания правовых законодательных актов.

Юридическое измерение верховенства Конституции имеет несколько аспектов. Первый — поведенческий — заключается в том, что деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, общественных объединений, граждан и иных лиц должна согласовываться с основными принципами и нормами, отражающими «дух и букву» конституционного документа. Второй аспект связан с характером объекта конституционного регулирования. Основные нормы регулируют наиболее значимые общественные отношения, причем не всегда в полном объеме. Многие конституционно-правовые институты конкретизируются и детализируются в федеральном законодательстве, в законодательстве субъектов Федерации. Третий аспект раскрывает, что смысл принципа верховенства Конституции РФ и федерального закона заключается не только в том, чтобы провозгласить верховенство федеральных принципов и норм, но и в том, чтобы установить принцип верховенства федерального права над правом российских субъектов. (И.А. Кравец).

Принцип верховенства федерального права согласно действующей Конституции РФ применяется с ограничениями. В частях 5 и 6 ст. 76 федеральной Конституции устанавливаются нормы, на основе которых должны разрешаться коллизии между федеральными законами и нормативными правовыми актами российских субъектов.

Проблема обеспечения верховенства российской Конституции связана с федеративным устройством государства, с тем существенным обстоятельством, что правом на законотворчество обладают не только республики, но и другие субъекты РФ.

Соблюдение федеральной Конституции связано с необходимостью ее единообразного понимания на всей территории государства. Для этого легализован и закреплен в конституционных нормах (ч. 5 ст. 125 Конституции РФ) институт толкования Конституции.

Высшая юридическая сила Конституции выражает ее место в иерархии правовых актов, действующих в Российской Федерации, а также определяет приоритет действия и применения основных норм. Это качество может рассматриваться в двух аспектах: в формальном и материальном. Формальный аспект высшей юридической силы означает, что предусмотренные Конституцией правовые акты должны приниматься с соблюдением конституционной процедуры и в первоочередном порядке.

Материальный аспект высшей юридической силы предполагает, что правовые акты в границах, предусмотренных конституционными нормами, должны соответствовать ей по содержанию. Данное соответствие выражается в непротиворечивости законов и иных правовых актов конституционным положениям.

В доктрине и практике конституционализма категория «конституционность» имеет ключевое значение. Конституционность правовых актов определяется в результате проверки на соответствие базовому (первичному) акту различных законов и подзаконных нормативно-правовых актов. При этом в Российской Федерации существует два уровня конституционности. На федеральном уровне конституционность предполагает соответствие федеральной Конституции законов и иных нормативно-правовых актов, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов. На регионально-субъектном уровне конституционность означает соответствие Конституции или Уставу субъекта Федерации законов и иных нормативно-правовых актов органов государственной власти этого региона и органов местного самоуправления.

Вопросы конституционности правовых актов в целом решаются органами конституционного контроля: на федеральном уровне— Конституционным Судом РФ, на региональном уровне — конституционными или уставными судами субъектов Федерации (если они созданы).

Оценивать конституционность правовых актов необходимо с учетом системных связей между основными нормами. Конституционность предполагает единообразное понимания всех положений Основного Закона в контексте их общего смысла, буквы и духа Основного Закона. Только системное толкование Конституции может дать объективный анализ конституционности правового акта.

Критерии конституционности правовых актов установлены на законодательном уровне в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации», а также выводятся из положений федеральной Конституции в результате ее интерпретации органом конституционного контроля.

В литературе также выделяются общие критерии соответствия законов и иных правовых актов Конституции. К ним относят: отражение конституционных идей и принципов; правильное использование конституционных понятий и терминов; принятие акта соответствующим органом (должностным лицом); учет места акта в правовой системе; правильный выбор формы акта; соблюдение процедуры принятия и вступления акта в силу; соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права; корреляцию объема и содержания нормы Конституции и нормы соответствующего закона (Ю.А. Тихомиров).

Признание закона неконституционным означает утрату им юридической силы, как это предусмотрено ч. 6 ст. 125 Конституции РФ. Такое решение возможно в порядке конституционного судопроизводства. Закон считается отмененным, то есть недействующим, с момента оглашения постановления Конституционного Суда РФ. Признать закон недействующим могут суды общей юрисдикции. При этом решение по делу касается только сторон, оно не создает общего правила, а закон, признанный недействующим, подлежит отмене или изменению органом, его принявшим.

На современном этапе актуальной является проблема обеспечения высшей юридической силы Конституции РФ. Не всегда выполняются решения Конституционного Суда РФ, во многих субъектах Федерации пока не созданы региональные органы конституционного (уставного) контроля.

Отсутствует законодательно установленная процедура признания недействующими законов российских субъектов судами общей юрисдикции.

Законность правовых актов предполагает проверку на соответствие закону правоприменительных актов, изданных государственными органами вследствие реализации собственных полномочий.

Основой законности выступают правовые предписания, содержащиеся в законах и иных нормативно-правовых актах. Чем совершеннее такие акты, чем полнее проводятся в жизнь их требования, тем выше уровень законности. Важной предпосылкой законности в современной России является ее Конституция.

Помимо Конституции понятие «законность» содержится во многих действующих нормативных актах Российской Федерации, в различных словоформах и словосочетаниях. В этих нормативных актах упоминается о соблюдении законности, об органах государства, на которые возложена эта задача.

Так, например, в ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что одной из целей деятельности прокуратуры является обеспечение единства и укрепление законности.

Отмечается, что определение «законность» нормативно не закреплено. Подчеркивается необходимость принятия федерального закона, закрепляющего и регулирующего понятие законности, ее признаков и гарантий.

Выделяются отрицательные моменты, влияющие на состояние законности, такие как принятие законов, которые заведомо невыполнимы, не обеспечены механизмом реализации, разработаны без учета достижений юридической техники или отражают отраслевые либо корпоративные интересы.

Режим законности неразрывно связан с демократией, в условиях которой признаются и реализуются принципы народовластия, равенства граждан, созданы условия для их участия в решении вопросов государственной и общественной жизни.

В условиях режима законности становятся реальными демократические права граждан, общественных движений и организаций, осуществляется принцип разделения властей, принцип всеобщего избирательного права, соблюдаются необходимые, основанные на законе процедуры как в правотворческой, так и в правоприменительной практике. Так, автор соглашается с выводом о том, что «законность — не только формальный принцип права, но и содержательная категория, отражающая демократическое существо общественного строя» Станкин А.Н. К вопросу о правовой природе решений Конституционного Суда России // Новая правовая мысль: научно-аналитический журнал (Волгоград). 2013. № 3. Антиподом законности являются произвол и анархия. Социальная ценность законности несомненна.

В работе различаются общие (экономические, политические и духовно-культурные) и специальные (правовые, психологические и управленческие) гарантии законности.

Конституционный контроль обеспечивает функционирование конституции государства как высшего нормативного акта, имеющего непосредственное действие и максимальную юридическую силу. Эффективность подобного контроля обеспечивается наличием специального независимого судебного органа — Конституционного Суда, а также особой, тщательно регламентированной процедуры судопроизводства.

В России с 1991 г. органом конституционного контроля является Конституционный Суд РФ. Большинство современных ученых признало, что судебная власть России, главным образом в лице Конституционного Суда РФ, фактически уже осуществляет некоторые правотворческие функции. Подчеркивается, что решения Конституционного Суда России сочетают в себе характерные черты и нормативного акта, и прецедента.

Отмечается большое общеправовое и политическое значение актов Конституционного Суда о толковании Конституции РФ. Итог подобной интерпретационной, политически важной деятельности Суда — 12 официальных толкований Основного Закона. Вместе с тем имеют место решения Суда, получившие неоднозначную оценку в обществе. В связи с этим заслуживает внимания выдвинутое рядом правоведов предложение о введении института пересмотра решений Конституционного Суда и внесении изменений в соответствующий Федеральный конституционный закон 1994 г. (М.И. Байтин, Е.В. Колесников, В.М. Сырых и др.).

Юридическим последствием решения Конституционного Суда о признании неконституционными акта или его отдельных положений с учетом смысла, который им придан сложившейся правоприменительной практикой, является утрата ими силы на будущее время. Это означает, что с момента вступления в силу решения Конституционного Суда РФ такие акты не могут применяться и реализовываться каким-либо иным способом.

Многие нормативные положения решений Конституционного Суда РФ легли в основу развития правовых норм, регулирующих вопросы организации государственной власти Российской Федерации и ее субъектов; правового положения личности; федеративного устройства; системы судебной власти; природы и институтов местного самоуправления и других вопросов конституционного права.

Роль Конституционного Суда России в сфере совершенствования законодательства обращено внимание на проблему неисполнения решений Конституционного Суда. Так, на сегодняшний день остаются неисполненными 10 постановлений и одно определение Конституционного Суда, принятых в период с 1997 по 2005 г. В результате остаются не изданными ряд важнейших нормативных актов, в том числе и федеральные конституционные законы Российская газета. 2005. 27 июля; 9 августа.

Как известно, неисполнение, ненадлежащее исполнение или воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ влечет ответственность, установленную федеральным законом. Однако на сегодняшний день данный акт не принят, хотя предусмотренные в нем конкретные формы ответственности повысили бы эффективность выполнения решений органа конституционного контроля.

Построение правовой государственности невозможно без полного и повсеместного осуществления принципа верховенства Конституции и федерального закона. В обеспечении данного принципа задействованы практически все органы государственной власти и местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, общественные организации, граждане.

Особую роль в этом направлении играет прокуратура — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российского государства надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на всей российской территории.

Место прокуратуры в системе государственно-правовых институтов имеет ключевое значение для определения сущности прокурорской системы, функций прокуратуры, ее правового статуса, организационного построения, форм и методов деятельности. Вопрос о «природе» прокуратуры, ее отнесении к конкретным «ветвям» власти остается открытым. Нуждается в уточнении статус прокуратуры.

В работе проводится сравнение компетенции суда и прокуратуры при осуществлении контроля (надзора) за законностью правовых актов, анализируются акты прокурорского реагирования на незаконные решения.

Отмечено, что проверки законности актов федеральных министерств и ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации, органов местного самоуправления проводятся и при отсутствии сведений о нарушении законов.

В правовом государстве судебный контроль за законностью должен обязательно дополняться внесудебными альтернативными механизмами обеспечения исполнения законов, соблюдения прав и свобод граждан. Тем самым гражданам и организациям предоставляется право выбора на обращение за защитой своих прав и законных интересов в суд либо шые органы государства, что полностью соответствует общепризнанным демократическим стандартам.

Конституционный Суд оставил Генеральному прокурору РФ лишь право обращения с запросом в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции России конституций и уставов субъектов Федерации.

Снижение количества нарушений федерального законодательства достигается путем активного взаимодействия органов прокуратуры с органами юстиции. На практике это позволило путем проведения юридических и иных экспертиз нормативно-правовых актов субъектов Федерации, направления отрицательных заключений и принесения протестов в органы государственной власти, принявшие такие акты, ведения федерального регистра добиваться создания единого правового пространства, обеспечения соответствия нормативных актов конституционным и законодательным нормам.

Органами прокуратуры и территориальными управлениями Минюста России, реализующими функцию контроля за законностью правовых актов в регионах, проделана значительная работа по проверке всего законодательства субъектов Федерации на их соответствие Конституции РФ и федеральному законодательству.

Современная прокуратура является важным инструментом проведения в жизнь принципа верховенства Конституции РФ и федерального закона, реализации прав и свобод граждан, социально-экономических преобразований.

Юридические коллизии отрицательно сказываются на эффективности правового регулирования, состоянии законности и правопорядка, правосознании и правовой культуре общества. Причины юридических коллизий носят как объективный, так и субъективный характер.

Принятые Федеральным Собранием РФ законы нередко характеризуются низким качеством. Одной из причин этого является слабая взаимосвязь науки и законопроектной деятельности, непрофессионализм депутатов, результатом чего выступает — «заплаточно-поправочное» законодательство. Недопустимым является форсированное издание большого числа законов о внесении изменений в уже принятые законодательные акты, отсутствие в законах собственного предмета регулирования.

Жизнеспособность правовой нормы, ее качество проверяются повседневной правоприменительной практикой, прежде всего судебной. Поэтому особенно важно обеспечивать взаимосвязь правовой политики, законотворчества и судебной практики.

Успешное решение проблемы качества законов во многом зависит от развития и эффективного использования законодательной техники. Недооценка и упрощение ее приводят к многочисленным законодательным и правоприменительным ошибкам.

Поддерживаются предложения о создании общегосударственной программы законотворчества на среднесрочный и долгосрочный период. Ее наличие позволило бы исключить неоправданное отсутствие одних законов и наличие других и обеспечить согласованное и непротиворечивое развитие всего нормативного массива.

К технико-юридическим приемам устранения коллизий относятся также:

  • 1) отмена противоречащей нормы или норм;
  • 2) устранение коллизий посредством уточнения предмета регулирования противоречивых норм. Эта задача может быть решена только субъектом нормотворчества.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 85) предусматривает право российского Президента приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент РФ может использовать согласительные процедуры для решения разногласий между федеральными органами власти и органами власти субъектов, между органами власти самих субъектов. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Важное значение в обеспечении верховенства федерального закона принадлежит Министерству юстиции РФ, которое проводит официальную юридическую экспертизу региональных актов на предмет их соответствия федеральному законодательству.

Поддерживаются предложения о необходимости закрепления в законе обязательности экспертного заключения (в настоящее время оно носит рекомендательный характер), а также установления обязанности органов государственной власти субъектов РФ в определённый срок рассматривать экспертные заключения территориальных органов юстиции и информировать их о результатах этого рассмотрения. Автором подчеркивается целесообразность предоставления органам юстиции права обращения в суды общей юрисдикции с заявлениями о признании недействительными региональных нормативных правовых актов, противоречащих актам более высокой юридической силы, кроме Конституции РФ.

Отмечается, что Министерство юстиции РФ проводит работу в тесном взаимодействии с аппаратами полномочных представителей Президента в федеральных округах, органами прокуратуры, судами. Такая совместная работа приводит к положительным результатам Чайка Ю.Я. Минюст решает новые задачи: интервью // Журнал российского права. 2004. № 3. С. 4.

В свете исследуемой проблемы автор отмечает как перспективное — предложение активно использовать Основы законодательства в ряде предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов, что позволит последним более полно, адекватно, учитывая свою специфику, регулировать соответствующие общественные отношения.

Предлагается добиваться того, чтобы в каждом субъекте Федерации был принят закон о нормативно-правовых актах на основе модельного рекомендательного закона «О нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации». Это позволит субъектам определить ориентиры при осуществлении своих законотворческих прерогатив и будет способствовать упорядочению видов региональных нормативных правовых актов и их иерархии в правовой системе. Широкое принятие этого (и иных законов) субъектами Федерации способно укрепить законность в процессе принятия правотворческих решений на региональном уровне, повысить качество законотворческой деятельности. Основные усилия должны быть направлены на предотвращение принятия нормативных правовых актов, не соответствующих федеральному законодательству, нарушающих права и охраняемые законом интересы личности, общества, государства.

Отмечается активная роль полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах по обеспечению единства правового пространства России.

ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА

Смотреть что такое «ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА» в других словарях:

  • Верховенство закона — основополагающий принцип законности, предполагающий исключительность закона, т.е. признание его высшей юридической силы по отношению ко всем иным нормативным правовым актам. Все иные нормативные и ненормативные акты должны издаваться в… … Элементарные начала общей теории права

  • Верховенство Закона — главенство закона в деятельности государственной власти при разработке и утверждении нормативных подзаконных актов. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

  • ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА — главенство конституции, законов в деятельности исполнительной государственной власти над ею же издаваемыми подзаконными нормативными актами … Юридический словарь

  • ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА — главенство конституции, законов в деятельности исполнительной государственной власти над выпускаемыми ей нормативными актами и инструкциями … Юридическая энциклопедия

  • Верховенство закона — Либерализм Идеи Свобода Капитализм · Рынок … Википедия

  • ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА — (priority of law) главенство, безусловный приоритет закона. Важнейший принцип организации общественной и государственной жизни, использования власти … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

  • ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА — главенство конституции, законов в деятельности исполнительной государственной власти над выпускаемыми ей нормативными актами и инструкциями … Энциклопедический словарь экономики и права

  • верховенство закона — главенство конституции, законов в деятельности исполнительной государственной власти над ею же издаваемыми подзаконными нормативными актами … Большой юридический словарь

  • ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА — главенство конституции, законов в деятельности исполнительной государственной власти над ею же выпускаемыми нормативными актами и инструкциями … Большой экономический словарь

  • ЗАКОННОСТЬ (верховенство закона) — неукоснительное исполнение законов и соответствующих им правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами. 3. один из элементов демократии и правового государства … Большой юридический словарь

Верховенство права

Английская Великая хартия вольностей (1215 год) обязала короля соблюдать ряд надлежащих правовых процедур.

Верхове́нство пра́ва (верхове́нство зако́на, англ. rule of law) — правовая доктрина, согласно которой никто не выше закона, все равны перед законом, и никто не может быть наказан государством иначе как за нарушение закона и в установленном законом порядке.

Основные положения

В современной философии права, верховенство права противостоит идее, что отдельные должностные лица или органы власти могут быть выше закона либо обладать чрезмерно широкими полномочиями и таким образом осуществлять произвол. Доктрина верховенства права требует, чтобы нормы были опубликованными, стабильными и предсказуемыми в своём применении. Она требует доступности системы правосудия и её независимости от исполнительной и законодательной ветвей власти с тем, чтобы судьи выносили решения только на основании фактов и законов. В современных вариантах доктрины также утверждается, что члены общества должны иметь возможность участвовать в создании и изменении законов, которые регулируют их поведение.

Можно выделить две основные концепции верховенства закона: формальную и содержательную («тонкую» и «толстую» в английской традиции; связанные с теориями правового позитивизма и естественного права, соответственно). Формальная трактовка верховенства закона не делает суждения о справедливости самих норм, а определяет процедурные атрибуты, которые должна иметь правовая система. Данный подход стремится изолировать эффективность и предсказуемость работы системы от этических вопросов об её ответственности за результат. Содержательные трактовки верховенства права выдвигают требования к содержанию законов и явным образом включают фундаментальные права человека, которые, как утверждают эти концепции, вытекают из высших неписаных принципов законности, морали и справедливости. Такие интерпретации значительно усилили своё влияние после Нюрнбергского процесса, который признал руководство нацистской Германии преступниками вопреки их формальному соблюдению законов, а также после правозащитной деятельности Махатмы Ганди и Мартина Лютера Кинга. Чтобы не путать формальную трактовку с содержательной, Парламентская ассамблея Совета Европы рекомендует для первой использовать термин «верховенство закона», а для последней «верховенство права».

История

Термин используется с начала XVII века (петиция Якову I со стороны Палаты общин в 1610 году; несколько раньше эта идея прозвучала в решении Суда общих тяжб под председательством Эдварда Кока, хотя сам король считал подобный взгляд на свою власть «изменой»). Следует отметить, что сама концепция значительно старше и далеко не всегда связана с представлениями о демократии в современном смысле. Например, Аристотель настаивал, что «закон должен править». Схожих взглядов придерживался Цицерон, который говорил: «Все мы — рабы законов». Закон абсолютизировали древнекитайские «легисты» — приверженцы школы фацзя, в период нахождения у власти устанавливавшие в государстве, как правило, очень суровые наказания за многочисленные проступки. Однако, с точки зрения легистов, закон должен был быть не средством народа обуздывать властителей, а скорее средством для властителей управлять народом. Напротив, в XIII веке Фома Аквинский утверждал, что именно верховенство закона представляет собой установленный Богом «естественный порядок».

Идея, что свобода действий обладающих властью лиц должна иметь правовые ограничения, характерна прежде всего для англосаксонской правовой традиции (в XVIII в. — Джон Локк, Сэмюэл Джонсон, Томас Пейн, Джон Адамс). Во многом, несмотря на некоторые различия в акцентах, верховенство права близко к развивавшемуся в романо-германской правовой философии понятию «правовое государство» (нем. Rechtsstaat, фр. État de droit). Использование той или иной терминологии связано главным образом с различиями в правовых обычаях и их истории.

Измерение уровня верховенства права

Проект World Justice Project публикует ежегодный индекс по странам мира, который включает 8 показателей: ограничение власти государства, отсутствие коррупции, порядок и безопасность, фундаментальные права, открытость правительства, правоприменение, гражданское правосудие и уголовное правосудие. В 2012 году страны Скандинавии, Финляндия, Нидерланды и Новая Зеландия заняли верхние позиции в рейтинге почти по всем показателям (по сумме баллов Швеция набрала 7,12 из 8 возможных). Позиция России зависит от показателя и варьируется между 65-м и 92-м местом в общем списке из 97 стран, между 15-м и последним местом среди 21 страны Восточной Европы и Центральной Азии, и между 21-м и 29-м местом из 30 стран в своей группе по доходам.

Примечания

  1. Естественно-правовые теории делают различие между верховенством закона и верховенством права, причём последнее понимается более широко и связано с содержательной трактовкой доктрины.

Сноски

Литература

См. также

  • Законность
  • Правовое государство

Ссылки

  • Протасов В. Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: вопросы и ответы. М.: Новый Юрист, 1999. Гл. 52. Верховенство права и закона.
  • Организация Объединённых Наций и верховенство права
  • WJP Rule of Law Index | The World Justice Project (англ.)
Право
Доктрина права Теория государства и права · История государства и права · История политических и правовых учений · Философия права · Социология права · Антропология права · Энциклопедия права
Основные отрасли права Конституционное право · Административное право · Административно-процессуальное право · Гражданское право · Гражданское процессуальное право · Арбитражное процессуальное право · Уголовное право · Уголовно-процессуальное право · Уголовно-исполнительное право · Семейное право · Трудовое право · Финансовое право · Земельное право · Жилищное право
Комплексные отрасли права Предпринимательское право (Хозяйственное право) · Таможенное право · Муниципальное право · Военное право · Право социального обеспечения · Экологическое право · Конкурсное право
Подотрасли и институты права Коммерческое право · Налоговое право · Бюджетное право · Банковское право · Информационное право · Корпоративное право · Транспортное право · Антимонопольное право · Лесное право · Авторское право · Патентное право · Смежное право · Изобретательское право
Юридические дисциплины Криминология · Криминалистика · Судебная медицина · Судебная психиатрия · Юридическая этика · Юридическая психология · Судебная бухгалтерия · Судебная экспертиза · Оперативно-розыскная деятельность
Международное право Международное публичное право · Международное частное право · Европейское право
Юриспруденция Правосудие · Прокурорский надзор · Правоохранительные органы · Адвокатура · Нотариат · Правозащитная деятельность · Законодательство · Сравнительное правоведение · Юридическая профессия · Известные юристы
Категория · Портал · Проект

Английская Великая хартия вольностей (1215 год) обязала короля соблюдать ряд надлежащих правовых процедур.

Верхове́нство пра́ва (верхове́нство зако́на, англ. rule of law) — правовая доктрина, согласно которой никто не может быть выше закона, все равны перед законом, никто не может быть наказан иначе как в установленном законом порядке и только за его нарушение. Верховенство закона подразумевает, что все подзаконные акты и акты правоприменения подчиняются и не противоречат закону. Согласно естественно-правовой теории верховенство права требует, чтобы все нормативные правовые акты (в том числе, конституция и законодательство) и вся деятельность государственной власти были подчинены защите достоинства, свободы и прав человека. Государство, в котором реализовано верховенство права, называют правовым.

Концепция верховенства права известна ещё с давних времён, когда древнегреческий философ Аристотель писал: «Править должен закон».

Энциклопедичный YouTube

  • 1/1 Просмотров:739
  • ✪ Верховенство права, глобализация и проблемы модернизации философии и теории права | Лекториум

Субтитры

Понятие верховенства права

Определение 1

Верховенство права (верховенство закона, англ. «ruleoflaw») – правовая доктрина, согласно которой никто не может становится превыше закона, все являются равными перед законом, никто не может наказываться иначе, как в учрежденном законом порядке и лишь за его нарушение.

Верховенство закона также подразумевает, что все подзаконные акты и акты правоприменительного типа подчинены основному закону и не входят в противоречие с ним.

В соответствии с естественно-правовой теорией для верховенства права является необходимым, чтобы все нормативно-правовые акты, в их числе, законодательство и конституция, и вся деятельность власти государства были подчинены цели защиты достоинства, прав и свобод каждого человека.

Определение 2

Государство, всецело реализовавшее принцип верховенства права, именуют правовым государством.

Концепт верховенства права известен ещё с давнейших времён, недаром философ древнегреческого происхождения Аристотель писал: «Управлять должен закон».

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Верховенство права 460 руб.
  • Реферат Верховенство права 240 руб.
  • Контрольная работа Верховенство права 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Основные положения принципа

Замечание 1

В философии права настоящего времени, верховенство права противопоставляется идее, что конкретные должностные лица или властные органы могут стоять выше закона или иметь чрезмерно широкие полномочия и таким образом творить произвол.

Доктрина верховенства права требует, чтобы его нормы публиковались, являлись стабильными и предсказуемыми в собственном применении.

Она так же требует доступности системы правосудия и её независимости от законодательной и исполнительной властных ветвей с тем, чтобы судьи вершили приговоры лишь на основании законодательства и непреложных фактов.

В современных вариациях доктрины также утверждено, что члены общества должны обладать возможностью участия в образовании и внесении изменений в законы, регулирующие их поведение.

Традиционно выделяют следующие основные концепты верховенства закона:

  1. Формальный;
  2. Содержательный.

Формальное понимание верховенства закона не производит суждений о справедливости норм, а выделяет процедурные атрибуты, которыми должна обладать система права. Этот подход призван изолировать предсказуемость и эффективность работы системы от вопросов этики об её ответственности за результаты.

Содержательные трактовки верховенства права выдвигают требования к содержанию законов и главными объявляют фундаментальные человеческие права, которые, по утверждению этих концептов, проистекают из верховных неписаных принципов морали, законности и справедливости.

Такие интерпретации верховенства права значительным образом усилили свое влияние после Нюрнбергского процесса, признавшего руководителей нацистской Германии преступниками без соблюдения некоторых формальностей, а также после правозащитной деятельности Махатмы Ганди и Мартина Лютера Кинга.

Замечание 2

Чтобы не смешивать формальную трактовку означенного принципа с содержательной, Парламентская ассамблея Совета Европы советует для первой применять терминологию «верховенство закона», а для последней использовать понятие «верховенство права».

Согласно определению, озвученному в 2004 году в докладе Генерального секретаря ООН «Господство права и правосудие переходного периода в конфликтных и постконфликтных обществах», господство права представляется понятием, которое составляет саму сущность миссии ООН.

Речь в данном случае идет о таком принципе управления, согласно которому все лица, структуры, учреждения государственные и частные, в том числе и само государство, осуществляют жизнедеятельность под воздействием законов, публично принятых, которые в равной степени выполняются и независимым образом реализуются судебными органами, и которые являются совместимыми с международными нормативами и стандартами в сфере человеческих прав».

Ученый-юрист украинского происхождения А.Н.Костенко, отталкиваясь оттеории социального натурализма, выдвинул предложение интерпретировать принцип верховенства права как «принцип верховенства законов естественного права».

История верховенства права

Данный термин применяется с начала 17 века (петиция Якову Первому со стороны Палаты общин в 1610 г. Несколько ранее данная идея была озвучена в решении Суда общих тяжб под председательством Эдварда Кока, хоть сам король оценивал подобный взгляд на собственную власть в форме «измены»).

Важно заметить, что концепт значительно старше и далеко не всегда связан с представлениями о демократии в современном ее понимании. К примеру, Аристотель настаивал, что «управлять должен закон». Похожих взглядов придерживался Цицерон, говоривший: «Все мы являемся рабами законов».

Закон абсолютизировали древнекитайские «легисты», которые представлялись приверженцами школы «фацзя», в период нахождения у власти учреждающие в государстве, как правило, слишком суровые наказания за множественные проступки. Но, с точки зрения легистов, закон должен являться не средством народа по обузданию властителей, а больше средством для властителей по управлению народом. Противоположно, в 13 веке Фома Аквинский утверждал, что конкретно верховенство закона представляет собой учрежденный Богом «естественный порядок».

Идеология, утверждающая, что свобода действий обладающих властью лиц должна находить правовые ограничения, является характерной прежде всего для англосаксонской традиции права. В 18 веке ее представляли:

  • Дж. Локк;
  • С. Джонсон;
  • Т. Пейн;
  • Дж. Адамс.

Во множестве, невзирая на некие разногласия в акцентировании, верховенство права приближается к развивавшемуся в романо-германской философии правового типа термину «правовое государство» (нем. Rechtsstaat, фр. Étatdedroit). Применение какой-либо терминологии связывается основным образом с различиями в обычаях правового характера и их исторических аспектов.

Наиболее древний источник, в котором учреждается идеология подчиненности власти закону, — из Торы (часть Святого Писания) Моисея.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *