Валютный резидент с 2018

Содержание

Изменения в валютном законодательстве в 2018 — 2019 годах

Что изменилось в валютном законодательстве в 2018-2019 годах?

Новое в законе о валютных операциях в РФ

Изменения в инструкции о предоставлении подтверждающих документов

Новшества в ответственности, предусмотренной КоАП РФ

Итоги

Что изменилось в валютном законодательстве в 2018-2019 годах?

Новое в валютном законодательстве в 2018 году связано с обновлением следующих документов:

  • закона «О валютном регулировании…» от 10.12.2003 № 173-ФЗ — изменения в него внесены законом «О внесении изменений…» от 14.11.2017 № 325-ФЗ, вступающим в силу с 14.05.2018;
  • инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И, посвященной вопросам предоставления в банки документов по валютным операциям, которую с 01.03.2018 (указание Банка России от 29.11.2017 № 4629-У) сменит другая инструкция аналогичного содержания (от 16.08.2017 № 181-И).

Также к валютному законодательству имеют непосредственное отношение поправки, внесенные в КоАП РФ с 14.05.2018 в результате принятия закона от 14.11.2017 № 325-ФЗ. Расскажем о каждом из НПА подробнее.

Подробнее о том, что относится к числу валютных операций, читайте в статье «Валютные операции: понятие, виды, классификации».

Новое в законе о валютных операциях в РФ

За 2018 год закон 173-ФЗ корректировался не один раз. Рассмотрим основные поправки.

Благодаря закону от 14.11.2017 № 325-ФЗ:

  • Уточнен текст п. 1.1 ст. 19 в части информации, подаваемой в банки в отношении сроков исполнения сторонами обязательств по внешнеторговым контрактам. Теперь эти сроки непременно должны указываться в контракте. Добавлено также требование о внесении в контракт сроков возврата неиспользованных авансов в ситуации, когда резиденты осуществляют покупки за счет внесенной предоплаты.
  • Дополнен текст п. 5 ст. 23, что привело к расширению оснований, по которым банк может отказаться проводить валютную операцию. Теперь отказ может последовать не только по причине непредставления банку документов или подачи их с недостоверными сведениями, но и в случаях проведения запрещенных валютным законодательством операций, несообщения ИФНС об открытии счета за рубежом, несоблюдения правил осуществления операций с валютой, т. е. по факту совершения практически любого из нарушений валютного законодательства. Об отказе банк уведомляет нарушителя письменно не позднее ближайшего рабочего дня.

Требование об обязательном внесении сроков исполнения обязательств в текст контракта связано с существенными изменениями в наборе документов, подаваемых в банк для контроля за осуществлением валютных операций.

Законом от 28.12.2017 № 427-ФЗ:

  • Уточнено понятие «резидент» для целей валютного регулирования и контроля. С 01.01.2018 резидентами считаются все граждане РФ, включая лиц, постоянно проживающих либо временно пребывающих в иностранном государстве по работе или учебе не менее 1 года, которые ранее таковыми не признавались.
  • Разрешены валютные операции между резидентами — «физиками», срок пребывания которых за пределами РФ в течение календарного года в совокупности составляет более 183 дней. Таким резидентам разрешено не уведомлять налоговиков об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ.
  • Расширен перечень случаев, когда возможно зачисление денег от нерезидентов на счета физлиц — резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств — членов ОЭСР или ФАТФ.

  • Стала возможной выплата в валюте зарплаты за работу за границей.
  • Разрешены операции по уплате страховой премии, выплате страхового возмещения по договорам страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, операции по выплате вознаграждения и выплате иностранной валюты по сделкам, обеспечивающим исполнение обязательств нерезидента по внешнеторговому договору (контракту).
  • Разрешено зачисление резидентами, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе, денежных средств в валюте на счета, открытые ФК в уполномоченных банках (в валюте таких счетов), либо на счета, открытые в уполномоченных банках госорганам, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Законы от 03.04.2018 № 64-ФЗ, от 29.07.2018 № 246-ФЗ ввели новые требования при репатриации валюты, в т.ч. обязали резидентов во внешнеторговых договорах (контрактах), включая договоры займа, указывать конкретные сроки исполнения сторонами обязательств.

Законом от 29.07.2018 № 248-ФЗ дополнен перечень случаев, когда резидентам разрешено не зачислять на счета в уполномоченных банках рубли или валюту (например, при зачете встречных требований по договорам об оказании услуг международной электросвязи между резидентом и нерезидентом — операторами связи).

На основании изменений закона от 03.08.2018 № 293-ФЗ:

  • К нерезидентам отнесены иностранные юрлица, зарегистрированные в соответствии с законом от 03.08.2018 № 290-ФЗ «О международных компаниях».
  • Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой на территории РФ переводы валюты и рублей без открытия банковских счетов, расчеты в наличной валюте или рублях с учетом предельного размера наличных расчетов, предусмотренного законодательством РФ, а также выводить и получать валюту и рубли без открытия банковских счетов.

Изменения в инструкции о предоставлении подтверждающих документов

Инструкция о порядке предоставления в банк информации в отношении валютных операций оказалась измененной до такой степени, что потребовала не утверждения ее новой редакции, а полной замены документа. Из ключевых нововведений следует отметить:

  • отмену таких документов, как паспорт сделки и справка о валютных операциях, при сохранении обязанности подачи в банк справки о подтверждающих документах и самих подтверждающих документов;
  • введение обязательности постановки на учет в банке внешнеторговых контрактов и установление процедуры этой операции;
  • установление выраженной в рублях величины лимитов обязательств по контракту, при превышении которых постановка его на учет становится обязательной (3 млн руб. — для контрактов на импорт или кредит, 6 млн руб. — для контрактов по экспорту).

Новая инструкция содержит также особую главу, посвященную моментам, отражающим порядок перехода от использования уже оформленных паспортов сделки к постановке на учет контрактов и завершения процедур проверки документов, начатых до вступления новой инструкции в силу.

Об особенностях бухучета валютных операций читайте в материале «Бухгалтерский учет валютных операций (ПБУ, проводки)».

Новшества в ответственности, предусмотренной КоАП РФ

В КоАП РФ все виды ответственности за нарушения валютного законодательства прописаны в ст. 15.25. Изменения в тексте этой статьи связаны:

  • с установлением штрафа определенного размера (от 20 000 до 30 000 руб.) для должностных лиц юрлица:
    • осуществившего незаконную операцию с валютой (п. 1);
    • не обеспечившего поступление в срок средств по контракту от иностранного контрагента (пп. 4, 4.1);
    • не обеспечившего возврат в срок сумм авансов, перечисленных иностранному контрагенту в счет неосуществленной поставки (п. 5);
  • отражением ИП в числе лиц, указанных как облагаемые штрафами по пп. 1, 4, 4.1, 5, наравне с юрлицами и с теми же размерами штрафов;
  • введением нового вида ответственности (дисквалификация на срок от полугода до 3 лет) для должностных лиц за повторные нарушения по пп. 1, 4, 4.1, 5;
  • исключением из текста примечаний положения о том, что штрафы, приведенные в пп. 1, 4, 4.1, 5 для должностных лиц, касаются только ИП.

Таким образом, для ИП и юрлиц размеры штрафов сохранены, но дополнительно введены штрафы, налагаемые на должностных лиц юрлица, и возможность дисквалификации этих лиц при повторном нарушении.

Итоги

К изменениям валютного законодательства, начавшим действовать в 2018 году и остающимся актуальными сейчас, привело обновление текста закона о валютном контроле и замена инструкции о порядке предоставления в банк документов по валютным операциям. Новая инструкция отменила паспорт сделки и справку о валютных операциях, введя необходимость постановки на учет в банке внешнеторгового контракта, а также изменила лимиты обязательств, превышение которых делает обязательной постановку контракта на учет. Одним из наиболее значимых нововведений в законе о валютном контроле является то, что банк вправе отказаться проводить валютную операцию практически при любом из нарушений валютного законодательства. Одновременно введена административная ответственность для должностных лиц организаций, допускающих такие нарушения.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Правила обмена валюты: порядок действий, изменения 2018 года

Валютные операции всегда занимали существенную долю финансового оборота физических лиц. Туристические поездки или желание уберечь свои сбережения от инфляции вынуждали граждан переводить рубли в доллары или евро. Сводки курса валют приобрели новостной статус наравне с ежедневным прогнозом погоды. Не снижается интерес к курсу валют даже у тех, кто не имеет таких сбережений, так как эти показатели характеризуют стабильность рубля и экономическую обстановку в стране.

С 1 января 2018 года на территории РФ были ужесточены правила покупки и продажи иностранной валюты. Кроме того, в ближайшее время Центробанк планирует усилить контроль за совершением таких операций. По словам ЦБ, такие меры принимаются с целью предотвращения незаконного отмывания доходов и направлены на борьбу с финансовым терроризмом.

Для адекватной оценки нововведений рассмотрим, что именно изменилось в правилах проведения таких операций, кого это коснулось и к чему привело.

Обмен валюты по новым правилам: нововведения 2018 года

Нововведения 2018 года в первую очередь коснулись части идентификации клиента. Более тщательная проверка лиц, совершающих валютные операции, преследует следующие цели:

  • борьба с экономическим терроризмом и отмыванием денег
  • объективная оценка финансового рынка

Новые правила сводятся к двум простым правилам:

  1. Проведение операций, не превышающих 15 тыс. рублей, происходит без идентификации личности.
  2. Валютные операции свыше 15 тыс. рублей осуществляются только при наличии паспорта или другого документа, удостоверяющего личность. Кроме того, банк может потребовать от клиента предоставление дополнительных документов, подтверждающих источник дохода средств.

Новый порядок распространяется только на обменные пункты банков. Конвертация валюты через онлайн-банк происходит по прежним правилам.

Перечень дополнительных документов, которые должен предоставить клиент при превышении валютного лимита, устанавливается банком в индивидуальном порядке. Максимальный пакет будет выглядеть так:

  1. Удостоверение личности (паспорт РФ или загранпаспорт);
  2. Контактные данные клиента (телефон, эл. почта);
  3. Информация об источнике происхождения средств (справка с места работы);
  4. Данные о финансовом положении клиента.

Вся полученная информация вносится работником банка в анкету. При повторном обращении процедура обмена валюты значительно упрощается, так как данные о клиенте будут браться из базы кредитного учреждения.

У многих рядовых граждан такие нововведения вызывают недоумение, однако изменение правил ни в коем случае не направлено на усложнение процедуры конвертации. Опасения по поводу того, что это приведет к образованию очередей, также можно считать беспочвенными.

Нововведения были восприняты гражданами как сигнал к резкому увеличению курса, в результате искусственно созданный ажиотаж временно привел к финансовому дефициту. Благодаря вмешательству Центробанка курс был зафиксирован на определённом значении.

По заявлению ЦБ усиление контроля за оборотом валютных средств направлено на противодействие незаконной легализации денежных средств, а также на борьбу с финансовым терроризмом. В новой редакции положения №499-П о проведении обмена по упрощённой системе ничего не сказано, следовательно, порядок применения новых правил является для всех одинаковым.

Как отразится введение новых правил обмена валюты на банках

При ужесточении правил ведения валютных операция было бы логично предполагать, что это приведет к определённым трудностям. Действительно, такие изменения ощутимо увеличили загруженность банковских служащих. Кроме того, не стоит исключать появление ошибочной информации при заполнении базы данных. Процедура оформления стала более длительной.

В связи с тем, что некоторые граждане начали искать нелегальные пути обмена валюты, контроль над банковским сектором был усилен. Многие региональные отделения небольших банков и вовсе отказались от этой услуги в связи с нехваткой ресурсов для выполнения данного предписания. Увеличение документооборота привело к тому, что кредитные учреждения стали переводить такие операции в безналичную форму, таким образом уменьшая количество обменных пунктов.

Необходимость идентификации клиента, по сути, не стала большой неожиданностью. В соответствии с законодательством банки давно занимаются анкетированием клиентов, приобретающих валюту на большие суммы. Поэтому с целью оптимизации трудозатрат многие обменные пункты приняли решение об использовании той же анкеты для граждан, совершающих операцию свыше 15 тыс. рублей.

Если принять во внимание слабую аргументацию по введению новых правил, можно предположить, что Центробанк таким образом пытается манипулировать внутренним валютным рынком. Неустойчивость курса валют служит тому подтверждением. Возможно, с помощью введения таких ограничений ЦБ пытается немного охладить интерес граждан к обменным операциям и таким образом уменьшить оборот валюты внутри страны.

Обмен валюты по новым правилам: анкета

Идентификация физического лица, осуществляющего валютную операцию на сумму 15 тыс. рублей и более, происходит в виде анкетирования. Данный документ не имеет стандартной формы и разрабатывается банками в индивидуальном порядке. Центробанк направляет в кредитную организацию общий перечень запрашиваемой информации, банк определяет для себя ключевые пункты и вносит в опрос.

Минимальный объём информации состоит из паспортных данных физического лица. Если обратившийся является клиентом банка (имеет депозитный вклад или оформлял ранее кредитный договор), сведения о нём в банке уже имеются и повторное предъявление удостоверения личности не требуется. Информация о клиенте хранится в течение 5 лет с момента обращения клиента в банк. Всё досье попадает в общую электронную базу, что позволяет работникам обменного пункта в любой момент получить необходимые сведения о физическом лице.

Кредитное учреждение оставляет за собой право требования дополнительных документов для подтверждения источника дохода. Это может быть справка с работы по форме 2-НДФЛ, декларация о доходах, договор купли-продажи. Также банк может внести в анкету сведения о деловой репутации клиента, потребовать ИНН или пенсионное удостоверение. Запрос такой информации будет носить выборочный характер.

Пункт, требующий внесения сведений о финансовом положении физического лица, вызывает у населения особое недоумение. Кроме того, сотрудники банков сами не всегда понимают, какую информацию нужно вносить в эту графу.

Процедура обмена валюты на практике происходит следующим образом:

  1. Физическое лицо, желающее осуществить обмен иностранных банкнот на сумму, превышающую 15 тыс. рублей, должно предоставить операционисту персональные сведения о себе. Для этого при обмене нужно заранее приготовить копии документов, запрашиваемые банком.
  2. Функция заполнения анкеты возложена на работника банка. Вносить сведения самостоятельно не потребуется. На основании утвержденного образца операционист запрашивает у клиента в первую очередь паспорт. Если физическое лицо ранее обращалось в кредитную организацию, то повторная идентификация не потребуется.
  3. Если при заполнении анкеты у работника банка возникнут подозрения в том, что клиент покупает валюту не для себя, то в этом случае кредитная организация имеет право потребовать документальное доказательство возникновения денежных средств. Если клиент не предусмотрит такой вариант заранее, то совершить обменную операцию за одно посещение не получится.

Для нерезидентов в банках установлен особый порядок идентификации личности. Иностранец сможет осуществить обменную операцию только при предъявлении заграничного паспорта. Также банк может затребовать данные миграционной карты и бумаги, подтверждающие источник получения средств.

Что нужно знать физическим лицам при проведении обмена валюты

Покупка или обмен валюты является серьёзной финансовой операцией. Не разобравшись полностью в ситуации и правилах, физическое лицо рискует совершить убыточную сделку. Поэтому при совершении конвертации нужно учитывать следующие моменты:

  1. Не подвергайте себя напрасному риску. Продажа валюты с рук или через нелегальный обменный пункт всегда отличается более выгодным курсом, однако такая сделка не будет защищена законом. Кроме того, в такой ситуации резко возрастает риск быть обманутым. Нередко «серые» обменники скрывают процент комиссионного сбора, в итоге клиент получает на руки не ту сумму, на которую рассчитывал. В легальном банке о таком сборе сообщают до совершения операции.
  2. Если покупка валюты совершается с целью сохранения денежных средств, то такие сбережения лучше положить на карту банка. В таком виде валюта будет надёжно защищена от кражи, а также принесет дополнительный доход вкладчику.
  3. Планируя покупку валюты, не стоит спешить. Нестабильность курса может привести к тому, что сумма покупки станет выше суммы продажи. В результате операция окажется бессмысленной. В период резких скачков курса от покупки и продажи лучше воздержаться.
  4. При выезде за границу следует заранее подумать о переводе денежных средств в валюту той страны, куда запланирована поездка. В противном случае на месте придется заплатить за двойную конвертацию.

Приобретение валюты в банке является самым безопасным вариантом по следующим причинам:

  • полностью исключается риск мошеннических действий
  • операция оформляется документально
  • при конвертации клиент может воспользоваться более широким спектром услуг

Кроме того, при обращении в кредитное учреждение можно получить квалифицированную консультацию в сфере валютных операций.

Благодаря интенсивному развитию технологий физические лица имеют возможность провести обмен валюты в безналичном порядке. Для этого им придется воспользоваться виртуальным онлайн-банкингом или электронным кошельком. Процесс конвертации в таком случае будет выглядеть следующим образом:

  1. Физическое лицо после ознакомления с курсом в разделе «обмен валют» подаёт в банк заявку на конвертацию определённой денежной суммы.
  2. Кредитное учреждение зачисляет на указанный счёт клиента валютный эквивалент.

Конвертация в пределах одного банка происходит моментально. При перечислении денежных средств на карту стороннего банка процедура может занять три дня. За такие действия банк взимает комиссионный сбор 1-2% от рублёвой суммы конвертации. Этот сервис на сегодняшний день является самым быстрым и выгодным.

При выезде за рубеж покупать наличную валюту совсем необязательно. Достаточно открыть в банке пополняемый счёт в валюте того государства, куда вы направляетесь, а затем беспрепятственно обналичить её в банкомате.

Довольно распространённым способом считается обмен через банкомат, который осуществляет конвертацию средств в автоматизированном режиме. При пользовании такой услугой физическому лицу не придется стоять в очередях и подавать сведения для идентификации личности. Недостатком такого способа считается ограниченное количество валютных терминалов.

Алгоритм конвертации будет следующим:

  • физическое лицо выбирает тип валюты, которую хочет обменять
  • вносит денежные средства через купюроприёмник
  • терминал выдаёт запрашиваемый эквивалент

Данная операция проводится без взимания комиссионного сбора, однако курс валюты в терминале может отличаться от показателей филиала. Кроме того, у банкомата могут быть следующие особенности:

  1. Сумма одной операции не будет превышать 15 тыс. рублей. Такое ограничение обусловлено законодательными нормами.
  2. Терминал может выдавать купюры кратные 100, в такой ситуации приобрести купюры меньшим номиналом не получится.

Прибегая к такому способу обмена, не стоит использовать уличные банкоматы в малолюдных местах. Надёжнее воспользоваться терминалом, расположенным в помещении банка.

К чему приведет ужесточение правил обмена валюты: экспертное мнение

Ужесточение правил обмена валюты влечет за собой определённые последствия. По мнению экспертов, в условиях нестабильного курса рубля применение мер неэкономического регулирования валютного рынка может быть весьма эффективным. Обязательная идентификация клиента со временем может привести к снижению интереса к иностранной валюте.

В рамках усиления валютного контроля Центробанком может быть предпринята попытка введения дополнительного налога на доходы при продаже долларов или евро. В настоящее время такой обязанности у населения нет, однако нормативная база для этого активно обсуждается на законодательном уровне.

С целью снижения спроса на иностранную валюту среди населения возможно дальнейшее ужесточение мер в виде обязательного обоснования данной сделки. Например, граждане должны будут предоставить в банк доказательство выезда за границу. Также могут быть введены ограничения на снятие и размер вывозимой валюты.

По мнению экономистов, такие изменения могут коснуться и юридических лиц. Вполне возможно, что их ждут перемены в части обязательной продажи валютной выручки. Также в рамках регулирования внутреннего валютного курса может быть установлена прогрессивная шкала курса на определённые виды товаров и услуг. Например, предметы первой необходимости будут приобретаться по льготному заниженному курсу, а иные товары по более высокому.

Такое развитие экономического сценария, вопреки запланированным ожиданиям, может привести к появлению мошеннических схем, следовательно, у правоохранительных органов прибавится работы.

К чему приведут новые правила покупки и продажи валюты станет известно по прошествии определённого времени, однако уже сейчас можно отметить некоторое снижение числа валютообменных операций. Произошло это в связи с введением новых правил или нет, пока неясно. Возможно, снижение интереса к иностранной валюте связано с некоторой стабилизацией экономических процессов внутри страны. Кроме того, в новостях стали периодически появляться сообщения о возможном отказе от долларового хождения в РФ. В условиях санкционных ограничений такие слухи могут стать вполне обоснованными в связи с ростом объёма расчётов в рублях.

С 1 января 2018 г. вступили в силу поправки, введенные Федеральным законом от 28.12.2017 № 427-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

Целью закона «О валютном регулировании и валютном контроле» является создание стабильности внутреннего валютного рынка и надежности валюты РФ, а также реализации государственной валютной политики. 17 октября 2017 г. Правительство внесло законопроект в Госдуму по изменению валютного законодательства. Закон был принят Госдумой 15 декабря 2017 г. и разрешен Советом Федерации 26 декабря 2017 г.

Основной поправкой, внесенной в закон «О валютном регулировании и валютном контроле», является изменение понятий резидента и нерезидента РФ для физлиц, а также операций, которые могут совершать эти лица.

Кратко перечислим данные изменения:

📌 Реклама Отключить

  1. Понятие «валютный резидент» для граждан России;
  2. Статусы валютных резидентов и нерезидентов;
  3. Возможности распоряжаться собственными зарубежными средствами и счетами;
  4. Права на въезд на территории РФ;
  5. Возможности купли-продажи автомобилей и недвижимого имущества;
  6. Сделки по ценным бумагам и получению доходов с них, а также вкладов и капитала.

Теперь каждый гражданин РФ является валютным резидентом, без исключения. Таким образом, утрата, приостановление или прекращение статуса валютного резидента для граждан России не предусмотрена. Также появились резиденты, на которых многие ограничения валютного закона не распространяются, в частности, на право по распоряжению зарубежными счетами. В данном случае даже расширились возможности распоряжаться данными счетами и средствами на них: 📌 Реклама Отключить

«Резиденты, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ».

При этом были сняты ограничения на осуществление валютных операций между резидентами и нерезидентами, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. 11 Закона № 173-ФЗ.

Резиденты – это физлица, которые пребывают за пределами территории РФ в пределах календарного года больше 183 дней. Таким образом, закон устанавливает льготные условия для граждан РФ, преимущественно или постоянно проживающих не на территории РФ.

📌 Реклама Отключить Новая редакция закона более конкретно определяет действия тех граждан России, которые могут свободно открывать счета за рубежом, при этом не уведомляя о данном открытии счетов либо о движении денежных средств власти России, а также об изменении реквизитов таких счетов или их закрытии:

«Физлица-резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции с использованием средств, зачисленных в соответствии с настоящим Федеральным законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, за исключением запрещенных валютных операций между резидентами».

Другое изменение: граждане РФ, проживающие за пределами ее территорий, могут въезжать в страну в период всего календарного года неограниченное количество раз, при этом сохраняя «валютный иммунитет» – если находятся за границей не более 183 дней в течение всего календарного года. 📌 Реклама Отключить Другим важным изменением, вступившим в силу с января 2018 г., является то, что снимаются многие валютные ограничения с граждан РФ, проживающих вне территории страны более 183 календарных дней. К примеру, проведение операций, связанных с куплей-продажей недвижимости и автомобилей, расположенных за пределами России, по своим зарубежным счетам. Также «легализованы» сделки с иностранными ценными бумагами, доходы от имущества и капитала за рубежом. Остальные граждане России становятся просто резидентами России, и для них сохраняются существующие ограничения по валютным счетам и валютным операциям.

Ренат Самиев, консультант по бухгалтерскому учету

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», февраль 2018

Подписывая контракт с нерезидентом, например, для поставки товара, для оказания услуг рекламного характера, агентский договор и др., организация автоматически становится участником внешнеэкономической сделки. В таком случае расчеты по контракту с нерезидентом наличными средствами невозможны.

В рамках российского валютного законодательства расчеты по внешнеэкономическим сделкам должны происходить только через уполномоченные банки в безналичной форме. Именно на этом этапе организация обязана пройти валютный контроль для юридических лиц в банке, выполняющем функции агента валютного контроля.

В статье мы с вами разберем: порядок и последовательность проведения валютного контроля банком, какие нужно предоставлять документы в банк для валютного контроля, рассмотрим ответственность за нарушение сроков валютного контроля, а также какие изменения валютного законодательства вступили в силу в 2018 году.

1. Основная законодательная база валютного контроля для юридических лиц

2. Валютный контроль для юридических лиц

3. Органы российского валютного контроля

4. Обязательные фактические сроки и что делать при их срыве

5. Изменения в закон о валютном контроле

6. Документы в банк для валютного контроля

7. Постановка контракта на учет уполномоченным банком

8. Предоставление справок о подтверждающих документах

9. Ответственность за нарушение сроков валютного контроля

Итак, идем по порядку.

1. Основная законодательная база валютного контроля для юридических лиц

Основными нормативными документами, регулирующими осуществление валютного контроля банками, являются:

  1. Федеральный закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Данный закон претерпел изменения 14.05.2018 г.
  2. Инструкция Центрального банка №181-И от 16.08.2017 г., принятая в соответствии с законом №173-ФЗ. Данная инструкция регламентирует процесс предоставления документов и информации в банк при осуществлении валютных операций. И вступила в действие 01.03.2018 г. взамен предыдущей Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И.
  3. Еще один важный документ, имеющий непосредственное отношение к валютному законодательству – статья 15.25 КоАП РФ. В данной статье прописаны все виды ответственности за нарушение нормативных актов валютного законодательства.

Это три основных нормативных документа в области валютного законодательства, которые претерпели существенные изменения в 2018 году. Поскольку незнание закона не освобождает от ответственности, давайте подробнее разберем вышеуказанные нормативные акты и ответственность за их нарушение.

2. Валютный контроль для юридических лиц

Исчерпывающий список операций, на которые распространяется такой контроль, обозначен в ч.9 ст.1 закона № 173-ФЗ. В их числе:

  • покупка или продажа валюты компанией, а также расчеты по контрактам при помощи валюты;
  • ввоз или вывоз валюты;
  • перемещение валюты, принадлежащей компании, на зарубежные счета и возвращение ее обратно с таких счетов.

3. Органы российского валютного контроля

Прежде чем говорить об изменениях и действующих сейчас правилах, обозначим стороны, которые взаимодействуют в ходе валютного контроля.

В целом, логика валютного законодательства для юридических лиц следующая: если в Российскую Федерацию что-то пришло (товары, услуги, денежные средства), а эквивалент, обозначенный в контракте (товары, услуги, денежные средства) из Российской Федерации не ушел, то к резиденту административная ответственность не применяется.

Например, резидент импортировал товар из европейской страны, но товар в установленные контрактом сроки не оплатил. Административная ответственность к резиденту применена не будет. Логика прослеживается – страна ничего не потеряла, не так ли? Кроме деловой репутации конечно…

Если наоборот, из Российской Федерации что-то ушло (товары, услуги, денежные средства), то в ответ обязательно должен прийти эквивалент, обозначенный в контракте (товары, услуги, денежные средства). Если в этом случае эквивалент не приходит, то резидент несет административную ответственность по ст. 15.25 КоАП. Потому что тут прямые потери для страны.

Налагают административный штраф на резидентов-участников внешнеэкономических сделок органы валютного контроля. Органы российского валютного контроля включают:

  1. Центральный банк РФ – контролирует только кредитные учреждения (банки);
  2. Таможенные органы – контролирует соблюдение валютного законодательства, связанного с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
  3. Налоговые органы – контролирует соблюдение валютного законодательства, связанного исключительно с выполнением работ, оказанием услуг по контрактам с нерезидентами;

Информация о нарушении сроков валютного контроля в таможенные и налоговые органы поступает от банков. Соответственно, если организация-резидент нарушила сроки репатриации по импорту товаров, то административный штраф стоит ждать от таможенных органов. Если же организация-резидент нарушила сроки репатриации по «импорту» услуг, то административный штраф стоит ждать от налоговых органов.

4. Обязательные фактические сроки и что делать при их срыве

В федеральный закон №173-ФЗ с 14.05.2018 г. внесено важное изменение:

  • В контракте с нерезидентом обязательно прописываются фактические ожидаемые сроки поступления товара по импорту либо денежных средств по экспорту. Не условный срок, а фактический, т.е. либо конкретное количество дней, либо конкретная дата! Формулировки «в течение двух месяцев» или «по мере готовности» не подойдут.
  • В контракте с нерезидентом обязательно должны быть прописаны сроки возврата аванса, если товары не будут поставлены или не будут оказаны работы, услуги.

Если организация понимает, что сроки подходят, а поставщик-нерезидент не торопится с поставкой товара, по которому организация осуществила предоплату (при импорте) и задерживает оплату (при экспорте), то организации необходимо подписать допсоглашение о переносе сроков поставки (при импорте) или оплаты товара (при экспорте) на более поздний срок. Дата соглашения должна быть до даты поставки товара (при импорте) и оплаты товара (при экспорте).

Когда услуги не оказаны или товары не поставлены и организация понимает, что срок возврата аванса уже подходит, а поставщик-нерезидент не торопится с возвратом денежных средств, то организации необходимо подписать дополнительное соглашение об отсрочке возврата аванса на более поздний срок. Дата этого соглашения должна быть до даты срока возврата аванса, указанного в контракте.

В случае оказания услуг по контракту с нерезидентом может возникнуть ситуация, когда нерезидент задерживает подписание акта выполненных работ или задерживает оплату по оказанным услугам. Тогда при получении акта выполненных работ от нерезидента организация подписывает его текущей датой.

Например, организация получила акт выполненных работ за март 2018 года от организации-нерезидента только лишь 22.05.2018 г.: организация подписывает акт выполненных работ и ставит дату подписания 22.05.2018 г. и предоставляет в банк Справку о подтверждающих документах не позднее 25.06.2018 (не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором оказаны услуги).

При выполнении этих правил организацию не привлекут к административной ответственности по ст. 15.25 КоАП ч. 4,5.

5. Изменения в закон о валютном контроле

Итак, первое изменение вы уже знаете, это обязательное указание фактических ожидаемых сроков в контакте. Давайте поговорим подробнее, какие еще изменения претерпел валютный контроль для юридических лиц согласно Инструкции ЦБ РФ №181-И в порядке взаимодействия с банками при осуществлении валютных операций.

Справка о валютных операциях с 01.03.2018 г. отменена, теперь ее нет «в природе». Но данные изменения не коснулись Справки о подтверждающих документах. Сроки ее предоставления остались те же самые. Обратите внимание, что Справка о подтверждающих документах в «новой» Инструкции №181-И точно также как и в «старой» поименована формой учета и отчетности по валютным операциям.

Справка о подтверждающих документах предоставляется в банк только в том случае, если контракт с нерезидентом подлежит учету в банке и ему присвоен уникальный номер, что аналогично «старой» Инструкции в случае оформления Паспорта сделки до 01.03.2018 г.

Таблица: Изменения в закон о валютном контроле

Инструкция №138-И

до 28.02.2018 года

Инструкция №181-И

с 01.03.2018 года

Влияние суммы контракта на валютный контроль для юридических лиц
Паспорт сделки (если сумма обязательств равна или превышает в эквиваленте 50 000 долларов США на дату ее заключения) На учет ставится контакт, которому присваивается уникальный номер (подробнее об этом читайте ниже)
Процесс передачи контракта банку
Требовалось оформление паспорта сделки, для чего в банк требовалось представить сам контракт Паспорт сделки отменен, а контракты банк ставит на учет. В некоторых случаях контракт может быть предоставлен позднее
Справка о валютных операциях
При совершении сделки на сумму свыше 1000 долл. надо было: отдать в банк документы, подтверждающие ее необходимость; представить справку о валютных операциях; При совершении сделки от 200 тыс. рублей и выше передает в банк: документы, которые объясняют совершившуюся сделку. Справка о валютных операциях отменена.
Справка о подтверждающих документах
Если сделка состоялась, то банк требовал СПД. Если сделка состоялась, резиденты и нерезиденты предоставляют в банк информацию о виде кода операции. СПД обретает вид единой формы учета и отчетности по валютным операциям
Порядок перевода контракта в иной банк
Требовалась ведомость валютного контроля (ВВК) от организации Банк сам занимается ВВК
Причины, по которым банк имеет право не проводить валютную операцию
Неправильная документация или ее отсутствие.

Подозрение на легализацию преступных доходов.

Обязанность организаций отмечать даты исполнения договора в контракте.

Их отсутствие – повод отказать в ведение валютной операции.

6. Документы в банк для валютного контроля

Как уже сказано выше, паспорт сделки сейчас не составляется. Вместо него появилась другая обязанность – поставить контракт на учет, после чего банк присвоит ему уникальный номер. Это делается в следующих случаях:

  • по экспорту – если сумма контракта равна или более 6 млн. рублей в эквиваленте;
  • по импорту товаров, работ, услуг, кредитным договорам – если сумма контракта равна или более 3 млн. рублей в эквиваленте;

Также с 01.03.2018 года, если в рамках одного контракта поступают денежные средства не более 200 000,00 руб. в эквиваленте – в банк ничего предоставлять не нужно, кроме кода валютной операции.

Рублевый эквивалент валютной стоимости контракта рассчитывается по официальному курсу на дату его заключения.

Если в рамках одного контракта поступают денежные средства:

  • по экспорту — более 200 тыс. руб. в эквиваленте, но до 6 000 000,00 руб. в эквиваленте
  • по импорту — более 200 тыс. руб. в эквиваленте — до 3 млн. руб. в эквиваленте

то предоставляются документы по согласованию с банком, которые объясняют совершившуюся сделку.

Для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов на основании сведений об экспортном контракте. В случае, если для постановки экспортного контракта на учет резидент-экспортер представил только сведения, экспортный контракт должен быть представлен в Банк не позднее 15 рабочих дней после даты постановки экспортного контракта на учет Банком.

Чтобы поставить контракт на учет в банке, нужно направить в его адрес контакт или общую информацию по контракту.

При расчете НДС при импорте товара вам в помощь статья.

7. Постановка контракта на учет уполномоченным банком

Резидент обязан поставить контракт на учет в банке в следующие сроки:

при зачислении иностранной валюты или валюты РФ на счет резидента; не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления;
при списании иностранной валюты или валюты РФ; до осуществления валютной операции (перевод денежных средств);
при ввозе/вывозе товаров, относительно которых есть требования о декларировании; не позднее даты подачи таможенной декларации;
при ввозе/вывозе товаров, относительно которых нет требования о декларировании; не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором осуществлен ввоз товара;
при оказании услуги передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности; не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором оказаны услуги;
Внесение изменений в поставленный на учет контракт; заявление о внесении изменений — не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов;
Изменение данных резидента (юридический адрес, наименование) в рамках поставленного на учет контракта; заявление о внесении изменений — не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов;

После предоставления организацией-резидентом документов для постановки контракта на учет уполномоченный банк открывает на данный контракт Ведомость банковского контроля и присваивает контракту уникальный номер.

Срок постановки контракта на учет банком – 1 рабочий день. Срок предоставления уникального номера банком резиденту – 1 рабочий день. Итого: в течение двух рабочих дней после предоставления всех документов контракт ставится на учет в уполномоченном банке и ему присваивается уникальный номер, о чем банк уведомляет организацию способом, согласованным с банком. В большинстве случаев это происходит по средствам обмена сообщениями через банк-клиент.

При переводе контракта на обслуживание в другой банк ведомость контроля резиденты «на руки» не получают. Она теперь ведется в электронном виде. Если, по каким-то причинам в новом уполномоченном банке не будет Ведомости банковского контроля, то контракт не будет поставлен на учет. В этом случае необходимо обращаться в Центральный банк РФ.

8. Предоставление справок о подтверждающих документах

Если контракт с нерезидентом подлежит учету в банке, то также необходимо составить справку о подтверждающих документах. Справка о подтверждающих документах – это вид единой формы учета и отчета валютных расчетов, которую составляет резидент РФ. Ее форма ОКУД 0406010. Утверждена она приложением 6 к Инструкции Банка России от 16.08.2017 №181-И.

Справку не оформляют резиденты, заключившие контракт на сумму, не превышающую по экспорту 6 000 000,00 руб., по импорту 3 000 000 руб. Также предоставление справок о подтверждающих документах не нужно при периодических фиксированных платежах.

Вместе со справкой в банк передаются и сами подтверждающие документы. Перечень документов, которые подтверждают факт исполнения обязательств резидента по сделке, содержится в пунктах 9.1.1–9.1.4 Инструкции и определяется с учетом содержания и особенностей проведения конкретной коммерческой операции.

Так, при ввозе (вывозе) товаров подтверждающими документами являются таможенная декларация (либо заявление на условный выпуск), а также коммерческие, товаросопроводительные, перевозочные или иные аналогичные документы. При выполнении работ или оказании услуг в качестве подтверждением будут акты приема-передачи, счета-фактуры, бухгалтерские и иные бумаги. Если вас интересует раздельный учет НДС при экспорте товаров — читайте статью.

Справка и документы должны быть предоставлены в срок не позднее 15 рабочих дней по истечению месяца, в котором:

  • на документации, использующейся в качестве декларации на товары, уполномоченным лицом таможенного органа поставлен штамп с отметкой о дате их выпуска;
  • были оформлены прочие подтверждающие документы.

Пункт 9.4 Инструкции позволяет организации заключить соглашение, согласно которому обязанность по оформлению СПД будет возложена на обслуживающий банк. Тогда организация подает подтверждающие документы и заявление об оформлении справки.

Обычно справка заполняется и подается через интернет-банк или клиент-банк в электронном виде. Банк проверит ее в течение 3 рабочих дней после ее представления (если справка оформлена на декларацию на товары, то в течение 10 рабочих дней). Принятая справка направляется организации не позднее 2 рабочих дней после даты ее принятия (дата принятия указывается в справке).

Если в подтверждающие документы внесены изменения, то справка заполняется заново и направляется в банк в течение 15 рабочих дней после внесения изменений.

9. Ответственность за нарушение сроков валютного контроля

За нарушение сроков валютного контроля и другое несоблюдение законодательства предусмотрена ответственность по КоАП.

  1. По ст. 15.25 КоАП РФ ч.4,5 в случаях:

  • резидент не обеспечил в контракте условия репатриации
  • денежные средства пришли, но с опозданием
  • денежные средства пришли неполностью

предусмотрен штраф в размере:

  • для ИП и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки и (или) от ¾ до полной суммы невозвращенных денежных средств;
  • для должностных лиц — от 20 000 тысяч до 30 000 тысяч рублей.
  1. По ст. 15.25 КоАП РФ ч.6 при нарушении сроков:
  • постановки контракта на учет;
  • сроков предоставления Справки о подтверждающих документах;
  • внесения изменений в контракт, в том числе и в случае изменения данных резидента (юридический адрес, наименование);

предусмотрен штраф в размере:

В целом, изменения в закон о валютном контроле призваны, по мнению Центрального банка РФ:

— либерализовать действующие требования валютного контроля;

— снизить нагрузка на резидентов в части оформления документов валютного контроля;

— уменьшить основания для привлечения резидентов к административной ответственности;

— упрощение механизма взаимодействия резидентов и банков;

А как считаете вы? Действительно ли «новая» Инструкция ЦБ РФ упростила валютный контроль для юридических лиц?

Валютный контроль для юридических лиц: прохождение и документы

Обзор изменений валютного законодательства 2018

1. Актуальные изменения валютного законодательства РФ и их последствия в практике внешнеэкономической деятельности компаний в 2018 году

1.1.Предоставление информации

С 1 января 2018 г. вступает в силу Инструкция Банка России от 16.08.2017 г. № 181-И, устанавливающая порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, а также единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления (Далее «Инструкция»).

Инструкция № 181-И распространяется на резидентов, являющихся:

— юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и Внешэкономбанк),

— физическими лицами — индивидуальными предпринимателями или лицами, занимающимися частной практикой (в том числе адвокатов и нотариусов), а также на нерезидентов (за исключением физических лиц).

Основные нововведения Инструкции:

1) отменяется требование об оформлении резидентами в уполномоченном банке паспорта сделки, введен порядок постановки контрактов на учет в банках с присвоением им уникальных номеров;

2) отменяется требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях (при этом сохранено требование о представлении ими документов, являющихся основанием для проведения валютных операций);

3) для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов — в течение одного рабочего дня.

Следует отметить, что в настоящее время рассматривается проект Указания ЦБ, предусматривающий перенос срока введения в силу обновленной Инструкции не с 01.01.2018, а с 01.03.2018 (см. Проект Указания Банка России «О внесении изменений в пункт 19.1 Инструкции Банка России от 16 августа 2017 года № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления»).

Федеральным законом от 14.11.2017 г. № 325-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях («Закон № 325-ФЗ»), вступающие в силу с 14 мая 2018 г.

В Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено требование указывать в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности, сроки исполнения сторонами обязательств по соответствующим договорам (контрактам) — в целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты РФ.

Резиденты таким образом, обязаны будут представлять уполномоченным банкам информацию о конкретных сроках:

1) получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов);

2) исполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей, а также сроках возврата указанных авансовых платежей в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов).

Помимо этого, в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» расширен перечень оснований, при наличии которых уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции, включая совершение запрещенных валютных операций между резидентами, а также нарушение любых актов валютного законодательства РФ. Решение об отказе должно быть сообщено лицу в письменной форме не позднее одного рабочего дня со дня его вынесения.

1.2.Расширены случаи отказа банков в проведении валютных операций

В настоящее время банки могут отказать в проведении валютной операции в случаях непредставления лицом запрошенных у него документов либо представления недостоверных документов (ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ). Перечень таких документов установлен ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Отказать в проведении валютной операции банк также вправе при наличии подозрений, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

С 14.05.2018 случаев, когда в проведении валютной операции могут отказать, станет больше. К указанным выше основаниям для отказа добавятся случаи, когда проведение валютной операции нарушит положения ст. 9 «Валютные операции между резидентами», ст. 12 «Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации» или ст. 14 «Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций» Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, положения других актов валютного законодательства РФ.

Сказанное означает, что новые правила позволят банкам обоснованно отказать в проведении валютной операции практически при любом нарушении валютного законодательства. В случае отказа в проведении валютной операции банк выносит соответствующее решение, о чем сообщает лицу не позднее следующего рабочего дня.

1.3.Новое в административной ответственности

В статье 3.5 КоАП корректируются правила исчисления штрафов — в настоящее время штраф может выражаться, в частности, в величине, кратной сумме денежных средств, кратной размеру ставки рефинансирования ЦБ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока. Вместо ставки рефинансирования будет использоваться ключевая.

По­прав­ки в ва­лют­ное за­ко­но­да­тель­ство 2018 за­тро­ну­ли и во­про­сы ад­ми­ни­стра­тив­ной от­вет­ствен­но­сти за на­ру­ше­ния ва­лют­но­го за­ко­но­да­тель­ства. Так, вне­се­ны из­ме­не­ния в ст. 15.25 КоАП РФ «На­ру­ше­ние ва­лют­но­го за­ко­но­да­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и актов ор­га­нов ва­лют­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния».

К при­ме­ру, с 14.05.2018 «ва­лют­ная» ад­ми­ни­стра­тив­ная от­вет­ствен­ность в виде штра­фа для долж­ност­ных лиц во всех слу­ча­ях уста­нав­ли­ва­ет­ся в аб­со­лют­ной сумме. Так, за про­ве­де­ние неза­кон­ных ва­лют­ных опе­ра­ций или невы­пол­не­ние в уста­нов­лен­ный срок обя­зан­но­сти по воз­вра­ту в РФ де­неж­ных средств, упла­чен­ных нере­зи­ден­там за не вве­зен­ные в РФ то­ва­ры, невы­пол­нен­ные ра­бо­ты, неока­зан­ные услу­ги либо за непе­ре­дан­ные ин­фор­ма­цию или ре­зуль­та­ты ин­тел­лек­ту­аль­ной де­я­тель­но­сти – штраф для долж­ност­ных лиц со­ста­вит от 20 000 до 30 000 руб­лей (ч.1, 4 ст. 15.25 КоАП РФ в ред., действ. с 14.05.2018).

С этой же даты за неко­то­рые по­втор­ные на­ру­ше­ния ва­лют­но­го за­ко­но­да­тель­ства РФ и актов ор­га­нов ва­лют­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния преду­смот­ре­на дис­ква­ли­фи­ка­ция долж­ност­но­го лица на срок от 6 ме­ся­цев до 3 лет (ч. 5.1 ст. 15.25 КоАП РФ в ред., действ. с 14.05.2018). Такое будет воз­мож­но, к при­ме­ру, за про­ве­де­ние неза­кон­ных ва­лют­ных опе­ра­ций.

Повысят до указанных пределов и штрафы для должностных лиц по части 4.1 статьи 15.25 КоАП (за неполучение валюты РФ в установленной доле по контрактам, по которым оформляется паспорт сделки); для юридических лиц за это нарушение штрафы останутся прежними.

Утратит силу примечание о том, что штрафы, установленные в отношении должностных лиц частями 1, 4, 4.1 и 5 указанной статьи, применяются только к ИП.

2. Изменения в 2018 году относительно СВО

С 01.01.2018 Инструкцией отменяется требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях, являющихся формами учета, при этом сохранено требование о представлении ими документов — оснований для проведения валютных операций.

Резидент при проведении операции по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет должен представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций, не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет, за исключением некоторых случаев, предусмотренных Инструкцией.

Приводятся формы документов (в том числе справки о подтверждающих документах, ведомости банковского контроля) и порядок их заполнения.

3. Изменения нормативно-правовой базы валютного контроля, а также планируемые изменения указанных нормативных актов

3.1. Расширен круг лиц, которые признаются валютными резидентами.

В Государственной Думе РФ готовится рассмотрение в первом чтении Проекта Федерального закона № 287822-7 «О внесении изменений в Федеральныйзакон «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее «Проект»).

Напомним, что в действующей редакции Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» не все физические лица-граждане России признаются валютными резидентами: исключение составляют физические лица, постоянно проживающие в иностранном государстве, имеющие вид на жительство или временно пребывающие в иностранном государстве не менее 1 года.

Согласно Проекту, все физические лица, являющиеся гражданами РФ, будут по умолчанию признаваться российскими валютными резидентами независимо от места и периода пребывания. При этом, согласно Проекту общий запрет на совершение операций между резидентами в случае пребывания за пределами РФ таких резидентов более 183 дней также снимается.

3.2. Требования к счетам, открытым за пределами РФ

Установленные требования к уведомлению о счетах/вкладах в банках за пределами территории Российской Федерации, проведению по указанным счетам/вкладам валютных операций, а также представлению отчетов о движении средств по ним не будут применяться к физическим лицам, которые хотя бы и являются резидентами, но их срок пребывания за пределами Российской Федерации в сумме составляет более 183 дней (в том числе, в 2017 году) за календарный год. При этом не имеет значения количество въездов на территорию Российской Федерации в течение календарного года.

3.3. Предоставление отчетов налоговым органам

В соответствии с действующим законодательством на физических лиц-валютных резидентов возложена обязанность представлять налоговым органам отчеты о движении денежных средств по счетам/вкладам в банках, которые осуществляют свою деятельность за пределами Российской Федерации. После принятия данного Проекта такая обязанность будет возложена на всех граждан РФ, кроме тех, в отношении которых предусмотрены исключения, описанные выше.

3.4. Незаконные валютные операции

Налоговые органы проверяют правомерность проведения валютных операций по иностранным счетам на предмет их соответствия требованиям валютного законодательства.

В том случае, если будет установлено, что валютные операции были незаконны, валютный резидент может быть привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа, при этом сумма может составить от 75 % до 100% размера суммы операции.

Напомним, что применимые к операциям по зарубежным счетам ограничения и валютные обязанности в соответствии с Проектом будут действовать только в отношении российских валютных резидентов, проживающих на территории РФ более 183 дней в календарном году. Проект устраняет существующую проблему для граждан, совершающих кратковременные визиты в Россию.

Выводы по проекту.

Проект помогает устранить существующие в действующем валютном законодательстве сложности и обременения для фактически не находящихся на территории РФ лиц.

Кроме того, в Проекте предусмотрены и иные изменения, в частности:

  • снимаются ограничения с операций по расходованию резидентом денежных средств на зарубежных счетах, связанные с передачей товаров и оказанием услуг в России;
  • допускается получение резидентом на зарубежные счета средств по договорам купли-продажи транспортных средств и в ряде случае — недвижимого имущества и иные.

4. В случае принятия Проекта в текущей редакции для постоянно проживающих за рубежом российских граждан регулирование, вытекающее из статуса валютного резидента, существенно упрощается, однако полностью не исключает сложностей. Из текста Проекта
пока следует, что определение лиц, к которым валютные требования упрощаются, происходит на текущий календарный год, т.е. заранее достоверно определить, вправе то или иное лицо совершать определенные операции на момент совершения операции, может быть затруднительно, если на Актуальные изменения валютного законодательства РФ и их последствия в практике внешнеэкономической деятельности компаний в 2018 году

4.1.Предоставление информации

С 1 января 2018 г. вступает в силу Инструкция Банка России от 16.08.2017 г. № 181-И, устанавливающая порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, а также единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления (Далее «Инструкция»).

Инструкция № 181-И распространяется на резидентов, являющихся:

— юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и Внешэкономбанк),

— физическими лицами — индивидуальными предпринимателями или лицами, занимающимися частной практикой (в том числе адвокатов и нотариусов), а также на нерезидентов (за исключением физических лиц).

Основные нововведения Инструкции:

1) отменяется требование об оформлении резидентами в уполномоченном банке паспорта сделки, введен порядок постановки контрактов на учет в банках с присвоением им уникальных номеров;

2) отменяется требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях (при этом сохранено требование о представлении ими документов, являющихся основанием для проведения валютных операций);

3) для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов — в течение одного рабочего дня.

Следует отметить, что в настоящее время рассматривается проект Указания ЦБ, предусматривающий перенос срока введения в силу обновленной Инструкции не с 01.01.2018, а с 01.03.2018 (см. Проект Указания Банка России «О внесении изменений в пункт 19.1 Инструкции Банка России от 16 августа 2017 года № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления»).

Федеральным законом от 14.11.2017 г. № 325-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях («Закон № 325-ФЗ»), вступающие в силу с 14 мая 2018 г.

В Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено требование указывать в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности, сроки исполнения сторонами обязательств по соответствующим договорам (контрактам) — в целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты РФ.

Резиденты таким образом, обязаны будут представлять уполномоченным банкам информацию о конкретных сроках:

1) получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов);

2) исполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей, а также сроках возврата указанных авансовых платежей в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов).

Помимо этого, в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» расширен перечень оснований, при наличии которых уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции, включая совершение запрещенных валютных операций между резидентами, а также нарушение любых актов валютного законодательства РФ. Решение об отказе должно быть сообщено лицу в письменной форме не позднее одного рабочего дня со дня его вынесения.

4.2.Расширены случаи отказа банков в проведении валютных операций

В настоящее время банки могут отказать в проведении валютной операции в случаях непредставления лицом запрошенных у него документов либо представления недостоверных документов (ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ). Перечень таких документов установлен ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Отказать в проведении валютной операции банк также вправе при наличии подозрений, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

С 14.05.2018 случаев, когда в проведении валютной операции могут отказать, станет больше. К указанным выше основаниям для отказа добавятся случаи, когда проведение валютной операции нарушит положения ст. 9 «Валютные операции между резидентами», ст. 12 «Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации» или ст. 14 «Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций» Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, положения других актов валютного законодательства РФ.

Сказанное означает, что новые правила позволят банкам обоснованно отказать в проведении валютной операции практически при любом нарушении валютного законодательства. В случае отказа в проведении валютной операции банк выносит соответствующее решение, о чем сообщает лицу не позднее следующего рабочего дня.

4.3.Новое в административной ответственности

В статье 3.5 КоАП корректируются правила исчисления штрафов — в настоящее время штраф может выражаться, в частности, в величине, кратной сумме денежных средств, кратной размеру ставки рефинансирования ЦБ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока. Вместо ставки рефинансирования будет использоваться ключевая.

По­прав­ки в ва­лют­ное за­ко­но­да­тель­ство 2018 за­тро­ну­ли и во­про­сы ад­ми­ни­стра­тив­ной от­вет­ствен­но­сти за на­ру­ше­ния ва­лют­но­го за­ко­но­да­тель­ства. Так, вне­се­ны из­ме­не­ния в ст. 15.25 КоАП РФ «На­ру­ше­ние ва­лют­но­го за­ко­но­да­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и актов ор­га­нов ва­лют­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния».

К при­ме­ру, с 14.05.2018 «ва­лют­ная» ад­ми­ни­стра­тив­ная от­вет­ствен­ность в виде штра­фа для долж­ност­ных лиц во всех слу­ча­ях уста­нав­ли­ва­ет­ся в аб­со­лют­ной сумме. Так, за про­ве­де­ние неза­кон­ных ва­лют­ных опе­ра­ций или невы­пол­не­ние в уста­нов­лен­ный срок обя­зан­но­сти по воз­вра­ту в РФ де­неж­ных средств, упла­чен­ных нере­зи­ден­там за не вве­зен­ные в РФ то­ва­ры, невы­пол­нен­ные ра­бо­ты, неока­зан­ные услу­ги либо за непе­ре­дан­ные ин­фор­ма­цию или ре­зуль­та­ты ин­тел­лек­ту­аль­ной де­я­тель­но­сти – штраф для долж­ност­ных лиц со­ста­вит от 20 000 до 30 000 руб­лей (ч.1, 4 ст. 15.25 КоАП РФ в ред., действ. с 14.05.2018).

С этой же даты за неко­то­рые по­втор­ные на­ру­ше­ния ва­лют­но­го за­ко­но­да­тель­ства РФ и актов ор­га­нов ва­лют­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния преду­смот­ре­на дис­ква­ли­фи­ка­ция долж­ност­но­го лица на срок от 6 ме­ся­цев до 3 лет (ч. 5.1 ст. 15.25 КоАП РФ в ред., действмомент начала календарного года лицо не знает вернется ли оно в РФ или нет. Как следствие, при незапланированном возврате в РФ, физическое лицо может быть под риском совершения незаконных валютных операций по своим иностранным счетам.

5. Комплекс мер по созданию внутрифирменной системы валютного контроля

Во-первых, следует учесть правила переходного периода. В 2018 году для всех сделок будет работать новая инструкция. ЦБ объяснил, что делать в переходный период.

Если паспорт сделки будет оформлен, но не закрыт, в 2018 году его автоматически закроют, а договор поставят на учет.

Если документы на проверке, но паспорт еще не оформили, его и не оформят. Контракт поставят на учет на основании тех же документов. Собирать сведения заново не придется.

Если банк успел оформить паспорт сделки, можно попросить и документ выдадут.

Во-вторых, в связи с изложенным, компаниям и группам компаний для соответствия новым правилам рекомендуется при совершении контрактов в валюте предусматривать следующее:

  • Максимально четко формулировать сроки расчетов и исполнения обязательств в контрактах;
  • Заблаговременно формировать пакет документов для предоставления в банк;
  • Несмотря на сокращение срока постановки на учет контракта банком до 1 рабочего дня, рекомендуется закладывать больше времени, например, 2-3 дня на данный этап.
  • Тщательно формулировать условия сделок на предмет их соответствия п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, ст. 9 ст. 12, ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, прочих положений валютного законодательства РФ.

Кроме того, организации, в частности, следует предпринять следующие шаги:

  • созвониться с сотрудниками обслуживающего банка, уточнить нюансы планируемого перехода в конкретном банке,
  • запросить ведомости банковского контроля.
  • При обнаружении расхождений при переносе из паспортов сделок в реестр контрактов (с учетом свершенных операций за период), подать заявление в банк на внесение корректировок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *