В кавычках с большой буквы

всех правил не сформулируешь, все тексты не прочтешь, всю правку не внесешь…

  • ГОСТы
  • аббревиатуры
  • адреса
  • антиреклама
  • ахтунг: Word!
  • бди (глазные ошибки)
  • без метки
  • библиографическое
  • буква ё
  • вводные (и не вводные)
  • веб-верстка
  • верстальщик / дизайнер спрашивает
  • виды / марки / сорта
  • грамматика
  • двоеточие
  • деепричастие (оборот)
  • дефис / слитно / раздельно
  • дефис / слитно / раздельно; тире
  • диалектология
  • дискуссия (в смысле: интересная)
  • должности (звания / титулы)
  • единицы измерения
  • единственное / множественное
  • живое слово
  • задачка
  • заимствования
  • запятая + тире
  • запятая / тире
  • запятая / тире / двоеточие
  • из истории: издат. дела / корректуры
  • имена собственные (в узком смысле)
  • истграм
  • история орфографии
  • ищу книгу
  • кавычки
  • как это вышло
  • книги
  • кнопки
  • конкурсы / конференции / события
  • корректор ищет работу
  • латиница
  • маразм креплёный
  • механизация
  • модераторское
  • мракобесие
  • мракобесие работодательское
  • музей
  • н / нн
  • наименования
  • наращения
  • наречия
  • нашли друг друга
  • не / ни
  • нерусский
  • новые слова (значения)
  • норма vs узус
  • о профессии
  • обособлять / не…
  • общекультурное
  • они о нас
  • орфография
  • орфоэпическое
  • оформительское
  • падеж
  • переносы
  • подарки
  • практика печати vs новая орфография
  • придаточные
  • причастия
  • проблемы орфографии
  • прописная / строчная
  • профессионализмы (термины и сленг)
  • прямая речь (цитаты / «чужое слово»)
  • пунктуация
  • рабмоменты
  • работа ищет корректора
  • работа ищет редактора
  • редактор ищет работу
  • род
  • сверим наши словари
  • своды написаний
  • своды написаний (по специализациям)
  • сезон (учебный / фин. год)
  • синонимы
  • синтаксис
  • склоняемость (склонение)
  • скобки
  • сколько стоит
  • словари и справочники
  • словообразование
  • сложные слова
  • сложные союзы
  • смежники
  • сноски
  • сокращения
  • софт
  • сочетаемость
  • стечение знаков
  • стилистика
  • субстантивация
  • таблицы
  • теги
  • текстологическое
  • тенденция?
  • технология
  • типографика
  • топонимы
  • транслитерация
  • убрать под кат!
  • ударение
  • уместность
  • управление
  • флудим…
  • формулы
  • фразеология
  • цельные по смыслу выражения
  • числительные
  • что сказать заказчику
  • эмфаза
  • эпоха / период / событие (историч.)
  • этимология
  • это китайское
  • юмор

Когда в названиях нужны и не нужны кавычки? Все правила

  • 66

В русском языке ряд названий заключается в кавычки. В качестве исключения встречаются собственные наименования, которые не выделяются этим парным знаком препинания. Познакомимся с условиями выбора кавычек.

Кавычки ставятся

В кавычки заключаются названия книг, произведений искусства: роман «Война и мир», балет «Щелкунчик».

Закавычиваются собственные наименования фабричных марок машин, самолетов и т.п. Например: автомобиль «Зил-110», ракета «земля-воздух», трактор «Беларусь».

Названия партий, общественных движений, банков, компаний, организаций выделяются кавычками: партия «Справедливая Россия», информационное агентство «Интерфакс». При этом наименования зарубежных фирм транскрибируются русскими буквами. Нежелательно писать иностранные названия на языке оригинала. Правильное написание: компания «Кока-кола», концерн «Пежо».

Названия медицинских препаратов, продовольственных и парфюмерных товаров заключаются в кавычки, если употребляются в качестве торговых марок: Приобретайте в наших аптеках «Фервекс». Наш магазин предлагает сыр «Моцарелла».

Выделяются кавычками условные наименования автодорог, нефтепроводов: автодорога «Каспий», нефтепровод «Дружба».

Возьмите на заметку!

Если внутри одного названия, заключенного в кавычки, встречаются другие слова, которые надо закавычить, следует использовать кавычки разного рисунка: внешние – «елочки», внутренние – „лапки“.

Когда технически постановка разных кавычек невозможна, допустимо использовать закрывающие кавычки один раз: ООО «Издательский дом «Литера».

Кавычки не ставятся

Не выделяются кавычками сложносокращенные и абрревиатурные названия, если отсутствует родовое слово: посетить штаб КПРФ, купить билет на сайте РЖД, но ОАО «РЖД». Если название составлено из частей слова, оно также употребляется без кавычек: Гознак, Внешэкономбанк.

Названия, в которых присутствуют слова имени, памяти, не заключаются в кавычки: посетите Государственный академический театр драмы имени А. С. Пушкина.

Наименования лекарств, продуктов, алкогольных напитков в бытовом употреблении не выделяются кавычками: принять виагру, приготовить салат оливье, угостить рислингом.

Копирайтеру на заметку!

Не заключаются в кавычки названия, прописанные латиницей: автомобиль Lada Priora, фирма Intel, группа Rolling Stones, поисковая система Yahoo, гель для душа Palmolive, полотенцесушитель Campaver Bains.

Традиционно не ставятся кавычки при написании названий спортивных команд: клуб ЦСКА.

Не закавычиваются названия пород животных, сортов растений: куры кохинхинки, тюльпан Черный принц.

Не забывайте о правилах постановки кавычек.

Добра вам!

⛔️ 10 ОШИБОК: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАВЫЧЕК ⛔️

✔️ ПРОЙТИ ТЕСТ (ПОЯВИТСЯ ЗДЕСЬ ЖЕ)

В каком примере ставятся кавычки:

Таблетки Аспирин Партия Яблоко Аэропорт Шереметьево

Неправильно …

Continue >>

В каком примере не ставятся кавычки:

Рассказ Шинель Спектакль Фигаро Группа Little Big Continue >>

Выберите вариант с ошибкой:

Компания «Microsoft» Компания Microsoft Компания «Майкрософт» Continue >>

Найдите вариант с ошибкой:

Он приехал на черном джипе. Он приехал на черном Jeep. Он приехал на черном Джип Чероки. Continue >>

Выберите правильный вариант:

ООО «Холдинг «Инвест» ООО «Холдинг „Инвест“» Оба варианта Continue >>

В каком примере ставятся кавычки:

Банк Открытие Альфа-Банк Россельхозбанк Continue >>

В каком примере не ставятся кавычки:

Торт Анна Павлова Докторская колбаса Пирожное Картошка Continue >>

В каком примере не ставятся кавычки:

Казанский вокзал Станция метро Охотный ряд Остановка Детская поликлиника Continue >>

В каком примере ставятся кавычки:

Поезд Москва – Самара Поезд Невский экспресс Вагон СВ Continue >>

В каком примере ставятся кавычки:

Пензенский областной драматический театр имени А.В.Луначарского Театр Ленком Большой театр Continue >>

Нажмите «Поделиться», чтобы увидеть ваши результаты!

Share on Facebook

Subscribe to see your results

Тест “Правила использования кавычек”

Ваш результат %%score%% из %%total%%. Расскажите о нем в соцсетях!

%%description%% %%description%% Share on Facebook Share on Twitter Share on VK Попробовать еще раз

Письмовник

Правописание

В каких случаях нужны кавычки?

В современном русском языке кавычки выполняют следующие функции:

  1. Выделение безабзацной прямой речи и цитат.
  2. Выделение условных (собственных) наименований.
  3. Выделение слов, которые употребляются в необычном, ироническом, особом значении.

Отдельные статьи «Письмовника» посвящены рисунку кавычек, оформлению цитат, употреблению кавычек в собственных наименованиях, употреблению кавычек в аббревиатурных названиях.

О кавычках при прямой речи см. в «Правилах русской орфографии и пунктуации».

Ниже будут рассмотрены особенности употребления кавычек при словах, используемых в необычном, ироническом, особом значении.

Кавычки при словах, употребляемых не в своем обычном значении

Кавычки при словах, употребляемых в необычном, особом, условном, ироническом значении, не только помогают автору текста обратить внимание читателя на то или иное слово или выражение, но и дают возможность использовать лексические единицы, принадлежащие к другому стилю, например употребить разговорное слово в публицистическом тексте (часто в таких случаях кавычки используются автором для «перестраховки»).

Первое, что необходимо отметить: кавычки при необычно употребляемых словах рассматриваются как факультативный знак (в отличие от обязательного употребления кавычек при собственных наименованиях и прямой речи).

«Справочник по правописанию и литературной правке» Д. Э. Розенталя указывает, что кавычками выделяются:

1) слова непривычные, малоупотребительные, на которые автор хочет обратить внимание;

2) слова, употребленные в особом, необычном значении;

3) слова, представляющие собой малоизвестные термины;

4) слова устарелые или, наоборот, совсем новые, если подчеркивается эта их особенность;

5) слова, употребленные в ироническом значении;

6) слова, употребленные в условном значении (применительно к ситуации или контексту).

Таким образом, один из основных критериев при употреблении кавычек рассматриваемого типа – «обычность/необычность», или, другими словами, «привычность/непривычность». Но разграничить «привычное» и «непривычное» значения слова зачастую очень трудно: во-первых, для этого необходимо обладать высокоразвитым языковым чутьем, а во-вторых, нередко возникают случаи, когда «привычное» для одного носителя языка является «непривычным» для другого. Наконец, «непривычное» значение слова с течением времени может становиться «привычным». Именно поэтому постановка кавычек при необычно употребляемых словах вызывает столько вопросов.

Чем же все-таки руководствоваться при ответе на вопрос о постановке кавычек? Вот два нехитрых правила:

  • ориентироваться на словарные статьи в толковых словарях русского языка: если слово (словосочетание) в них уже зафиксировано, следовательно, значение не является непривычным и кавычки не нужны;
  • учитывать стиль текста, в котором встречаются подобные лексические единицы. Безусловно, наиболее часто их можно встретить в газетных и журнальных текстах, но при этом в «серьезных» СМИ, предлагающих читателям материалы на общественно-политические и социально значимые темы, постановка кавычек при необычно употребляемых словах более уместна, чем, например, в газетах и журналах, ориентированных на молодежную аудиторию и пишущих на «легкие» темы, поскольку при употреблении слова в «непривычном» значении оно чаще имеет разговорную или просторечную окраску.

Слова и словосочетания, не требующие выделения кавычками

В списке представлены слова и словосочетания, о целесообразности постановки кавычек при которых часто спрашивают посетители «Справочного бюро» «Грамоты.ру».

Следует запомнить, что эти лексические единицы обычно не выделяются кавычками:

звезда (‘известный человек, артист’)

золото (‘награда высшей пробы’)

изюминка (‘прелесть, острота’)

молния (‘быстро задергивающаяся застежка’)

хвост (‘экзаменационная задолженность’)

бархатный сезон

белая зарплата

белое золото

великий немой

голубое топливо

горячая линия

класс люкс

круглый стол

мешки под глазами

под ключ

серая зарплата

сильный пол

слабый пол

телефон доверия

час пик

черное золото

черный ящик

Запомните также:

Не заключаются в кавычки слова, следующие за словосочетанием так называемый. Исключение составляют случаи, когда эти слова употреблены в необычном или ироническом значении.

Сегодня учимся, как написать текст e-mail красиво и по-русски.
Выслали клиенту первый дизайн письма. После этого он внес в текст, в частности, четыре правки (выделены зеленым):
Персонализируем упаковку Вашим логотипом и фирменным стилем.

Добавьте к описанию товара: «Упаковка – 10 шт в пачке, 8 пачек в коробке».


Виноградная Лоза

Натуральный и экологичный
пакет для подарочного алкоголя.
Под одну или (и) две бутылки. (у нас же не один пакет на 1-2 бутылки, а два пакета)
То есть клиент предлагает так и написать: «или (и)»

Мы поможем вам «с нуля» разработать дизайн упаковки для товаров и сувениров.

Такие вот четыре комментария.
Cлово клиента для нас как Конституция. Но, извините, законы природы (в том числе законы красоты и здравого смысла) непреодолимы. Поэтому мы приняли большинство замечаний клиента, но эти отклонили.

Из этого опыта родилось четыре совета.

1. Обращайтесь на вы.
Обращение на Вы с большой буквы пишут все реже.
Во-первых, у нас нет личного обращения по имени.
Во-вторых, мы не знаем, сколько человек прочтут письмо. Его могут прочесть двое, и тогда «Вы» смотрится нелогично.
В-третьих, так демократичнее.
В любом случае мы можем объяснить такое обращение так, что обращаемся не к отдельному человеку, а к какому-либо коллективу. Например, коллегиальному управляющему органу, отделу продаж или маркетинга.
2. Не пишите то, что не влияет на решение о покупке.
Упаковка – 10 шт в пачке, 8 пачек в коробке. — вот что мы ответили дословно:
«Количество писать не будем. Для рассылки это неважно. Если клиенту понравится вид пакета, он зайдет на сайт или позвонит, и уже тогда узнает количество. Если не понравится внешний вид — то информация о количестве в любом случае не заставит его купить».
3. Никогда не пишите в тексте и/или.
Так можно писать только в деловых документах или интерфейсах. Но не в связных текстах на русском языке.

Виноградная Лоза

Натуральный и экологичный
пакет для подарочного алкоголя.

Под одну или две бутылки.
«(и)» мы убрали. Из картинки и так ясно, что есть два разных пакета: под одну или две бутылки. Тем более, (и) смотрится некрасиво.
4. Не надо лишних кавычек.
99% случаев, когда мы ставим кавычки — это либо название, либо цитата, либо наше собственное образное выражение. Поэтому:
Мы поможем вам с нуля…
С нуля — устойчивое выражение. Это не наше с вами изобретение и не цитата. Пишется без кавычек.
В общем, мы всегда очень внимательны к тексту. Когда речь идет о качестве письма, мы готовы настойчиво и подробно описать клиенту свои аргументы.
P.S. По всем четырем пунктам клиент согласился с нашими аргументами и получил хорошее письмо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *