Уточнение границ ранее учтенного земельного участка

Уточнение границ ранее учтенных земельных участков

Требования современного законодательства в сфере недвижимости сопряжены с необходимостью государственного учета и регистрации прав на объекты недвижимого имущества, в том числе с точки зрения актуализации сведений о характеристиках объекта недвижимости.

Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» установлены правила ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), включающего в себя всю необходимую и достоверную информацию о земле и прочно связанных с ней объектов недвижимости.

Одной из важнейших нерешенных проблем на современном этапе развития земельно-имущественных отношений является отсутствие информации в ЕГРН о границах ранее учтенных земельных участков, которые предоставлялись гражданам для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства в соответствии с законом о частной собственности на землю, принятым в 90-е годы. То есть межевание указанных земельных участков не было проведено.

В настоящее время нет необходимости в обязательном порядке уточнять границы земельных участков. Отсутствие сведений о границах ранее учтенных земельных участков не влечет ограничение прав собственников земельных участков в плане владения, пользования и распоряжения ими, и не влечет приостановление государственной регистрации прав или перехода прав на земельный участок. Уточнение границ земельных участков осуществляются по усмотрению правообладателей земельных участков.

Тем не менее, существуют проблемы, с которыми владелец или собственник такого земельного участка рано или поздно может столкнуться.

Например, возникновение земельных споров с соседями, связанных с пересечением границ уточняемого земельного участка со смежными землепользователями.

Данные споры, как правило, разрешаются в судебном порядке, что вызывает необходимость финансовых затрат на квалифицированного юриста, способного отстоять интересы в суде, а также затрат на проведение судебной землеустроительной экспертизы, по результатам которой будет вынесено соответствующее решение суда.

Самым неприятным может оказаться, что при уточнении границ земельного участка, вновь возведенное строение пересекает границы данного земельного участка, либо не соблюдены отступы от границ земельного участка, установленные действующим законодательством.

Данное обстоятельство может послужить основанием для возникновения судебного спора, в результате которого данное строение необходимо будет снести.

Таким образом, чтобы избежать судебных споров о границах принадлежащего земельного участка, с соседними землепользователями, начать возведение объектов капитального строительства на принадлежащих земельных участках, а также оформить права на уже созданные объекты капитального строительства, в случае отсутствия в ЕГРН сведений о границах земельных участков (как правило, это ранее учтенные земельные участки), рекомендуем провести кадастровые работы в отношении принадлежащего земельного участка с целью внесения в ЕГРН актуальных сведений о границах земельного участка.

Чтобы узнать, имеются ли сведения о границах земельного участка, достаточно заказать выписку из ЕГРН в офисе МФЦ или на сайте Росреестра. В случае отсутствия таких сведений, в выписке будет указано, что границы не установлены в соответствии с действующим законодательством.

На публичной кадастровой карте, которую можно найти на сайте Росреестра, земельные участки с отсутствующими границами не отображаются.

В случае принятия решения об уточнении границ земельного участка, необходимо обратиться к кадастровому инженеру для проведения кадастровых работ, в результате которых будет подготовлен соответствующий межевой план земельного участка.

Следующим этапом необходимо подать заявление о внесении изменений в сведения ЕГРН через МФЦ или путем подачи заявления и документов через электронные сервисы Росреестра.

Отметим также, что за процедуру внесения сведений в ЕГРН о границах земельного участка, государственная пошлина не платится.

Общие положения

Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства

(утв. Росземкадастром 17 февраля 2003 г.)

(с изменениями от 18 апреля 2003 г.)

1. Настоящие Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (далее — Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Положением о проведении территориального землеустройства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 г. № 396*.

2. В настоящих Методических рекомендациях дается описание состава и содержания работ, состава, содержания и оформления землеустроительной документации при межевании объектов землеустройства, а также осуществления контроля за проведением межевания.

* «Собрание законодательства РФ», 10.06.2002, № 23, ст. 2193

Состав и содержание работ при межевании объектов землеустройства

3. Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.

4. Межевание объектов землеустройства проводится:

1) как технический этап реализации утвержденных проектных решений о местоположении границ объектов землеустройства при образовании новых или упорядочении существующих объектов землеустройства (далее — установление на местности проектных границ объекта землеустройства);

2) как мероприятие по уточнению местоположения на местности границ объектов землеустройства при отсутствии достоверных сведений об их местоположении путем согласования границ на местности (далее — упорядочение на местности границ объекта землеустройства);

3) как мероприятие по восстановлению на местности границ объектов землеустройства при наличии в государственном земельном кадастре сведений, позволяющих определить положение границ на местности с точностью межевания объектов землеустройства (далее — восстановление на местности границ объекта землеустройства).

5. Межевание объектов землеустройства проводится в соответствии с заданием на выполнение работ (пример формы задания — приложение 1. Задание подготавливается заказчиком или по его поручению подрядчиком на основе проекта территориального землеустройства или сведений государственного земельного кадастра о земельном участке (участках), предоставляемых в виде выписок в форме кадастровой карты (плана) земельного участка (территории). Задание утверждается заказчиком.

6. Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы:

1) подготовительные работы;

2) составление технического проекта;

3) уведомление лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания;

4) определение границ объекта землеустройства на местности, их согласование и закрепление межевыми знаками;

5) определение координат межевых знаков;

6) определение площади объекта землеустройства;

7) составление карты (плана) объекта землеустройства или карты (плана) границ объекта землеустройства;

8) формирование землеустроительного дела;

9) утверждение землеустроительного дела в установленном порядке.

7. При восстановлении на местности границ объекта землеустройства из состава работ исключаются:

1) согласование границ объекта землеустройства на местности;

2) определение координат межевых знаков;

3) определение площади объекта землеустройства;

4) составление карты (плана) объекта землеустройства или карты (плана) границ объекта землеустройства;

8. Материалы межевания и карта (план) объекта землеустройства (карта (план) границ объекта землеустройства) формируется в землеустроительное дело в количестве не менее двух экземпляров.

Подготовительные работы

9. При проведении подготовительных работ рекомендуется принимать во внимание, что:

9.1. Подготовительные работы включают сбор и (или) изучение:

1) сведений государственного земельного кадастра о земельном участке (участках);

2) документов, удостоверяющих права на землю (при их отсутствии — правоустанавливающих документов);

3) каталогов (списков) координат пунктов опорной межевой сети (ОМС) и иных исходных геодезических пунктов;

4) адресов лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания.

9.2. При установлении на местности проектных границ объекта землеустройства дополнительно к вышеперечисленным документам добавляется проект территориального землеустройства, а при упорядочении на местности границ объекта землеустройства добавляется землеустроительная и градостроительная документация, связанная с перераспределением земель в кадастровом квартале.

9.3. Полевое обследование территории объекта землеустройства при проведении подготовительных работ включает выявление состояния межевых знаков, пунктов опорной межевой сети и иной геодезической основы. Результаты обследования опорной межевой сети и иной геодезической основы отражаются в техническом проекте.

Составление технического проекта

10. При составлении технического проекта рекомендуется принимать во внимание, что:

10.1 При межевании объекта землеустройства технический проект составляется в соответствии с заданием на межевание и включает:

1) текстовую часть;

2) разбивочный чертеж.

10.2. В текстовой части технического проекта отражаются:

1) основание и цель выполнения работ;

2) сведения о пунктах опорной межевой сети и иной геодезической основы;

3) сведения о ранее выполненных работах по межеванию;

4) организация, порядок производства и математической обработки геодезических или фотограмметрических измерений;

5) организация и сроки межевания объекта землеустройства.

10.3. Разбивочный чертеж составляется в удобном для работы масштабе с отображением существующих и проектных границ объекта землеустройства, положения межевых знаков, пунктов опорной межевой сети и иной геодезической основы, надежно опознаваемых контурных точек, угловых и линейных данных для геодезических измерений, кадастровых номеров.

На разбивочном чертеже все проектные элементы показываются красным цветом.

10.4. Технический проект межевания объекта землеустройства утверждается заказчиком.

Подпись утверждающего лица ставится на титульный лист технического проекта. Подписи юридических лиц заверяются печатью.

Уведомление лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания

11. Лица, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления), не позднее чем за 7 календарных дней до начала работ извещаются о времени и месте проведения межевания.

При составлении карты (плана) объекта землеустройства исполнителем работ дополнительно направляются письменные запросы о наличии на территории объекта землеустройства принадлежащих иным лицам инженерных коммуникаций и (или) их охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель.

12. Извещение (приложение 2) передается заинтересованным лицам под расписку (приложение 3) или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (например, регистрируемое почтовое отправление с отметкой «Вручить лично», с заказными уведомлениями о вручении непосредственно адресатам).

Извещения и расписки составляют в двух экземплярах, один из которых приобщают к землеустроительному делу.

13. Извещения, адресованные юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления, вручаются полномочным должностным лицам.

Определение границ объекта землеустройства на местности, их согласование и закрепление межевыми знаками

14. При определении границ объекта землеустройства на местности, их согласовании и закреплении межевыми знаками рекомендуется принимать во внимание, что:

14.1. Определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводится в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей.

14.2. Перед процедурой согласования границ объекта землеустройства они предварительно обозначаются на местности в соответствии с имеющимися сведениями государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной документацией и (или) иными сведениями.

14.3. При неявке на процедуру согласования границ кого-либо из вышеуказанных лиц или отказе от участия в процедуре согласования границ (непредставление мотивированного отказа в согласовании границы) в акте согласования границ фиксируется их отсутствие или отказ от участия в процедуре согласования границ, а по границе объекта землеустройства проводится предварительное межевание.

В течение тридцати календарных дней этим лицам направляются повторные уведомления с указанием срока явки для согласования или предоставления мотивированного отказа в согласовании границ по результатам предварительного межевания. В случае неявки в течение указанного срока или непредставления мотивированного отказа в согласовании границы, границы объекта землеустройства считаются установленными.

Споры, возникшие при согласовании границ, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

14.4. Результаты согласования границ оформляются актом (актами) согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ. Форма акта согласования границ — приложение 4.

14.5. Процедура согласования границ (границы) не проводится при наличии в государственном земельном кадастре сведений (координат поворотных точек границ), позволяющих определить их положение на местности с точностью, которая соответствует техническим условиям и требованиям, установленным Росземкадастром.

14.6. Согласованные границы объекта землеустройства закрепляются межевыми знаками, фиксирующими на местности местоположение поворотных точек границ объекта землеустройства.

14.7. Допускается закрепление границы межевыми знаками в виде естественных или искусственных предметов, обеспечивающих закрепление поворотной точки границы на период проведения работ (временный межевой знак), или в виде искусственного предмета, закрепленного в земле или твердом покрытии и обеспечивающего постоянство местоположения на местности поворотной точки границы объекта землеустройства после проведения землеустройства (долговременный межевой знак).

Необходимость установления долговременных межевых знаков определяет заказчик межевания. Он же утверждает тип межевого знака из числа образцов, рекомендуемых исполнителем работ.

14.8. На межевой знак (знаки), который принадлежит трем и более земельным участкам и при наличии в пределах 40 метров не менее трех четко опознаваемых предметов (элементы зданий, строений, сооружений, опор линий электропередачи и т.п.), составляется абрис.

Определение координат межевых знаков

15. При определении координат межевых знаков рекомендуется принимать во внимание, что:

15.1. Плановое положение на местности границ объекта землеустройства характеризуется плоскими прямоугольными координатами центров межевых знаков, вычисленными в местной системе координат.

15.2. Геодезической основой межевания объектов землеустройства являются пункты опорной межевой сети двух классов ОМС 1 и ОМС 2, создаваемой в соответствии с требованиями Росземкадастра.

Межевание земельных участков различного целевого назначения земель проводится с точностью, не ниже точности приведенной в таблице 1.

Таблица 1

Нормативная точность межевания объектов землеустройства

№№ п.п

Градация земель

Средняя квадратическая ошибка Mt положения межевого знака относительно ближайшего пункта исходной геодезической основы не более, м

Допустимые расхождения при контроле межевания, м

ΔSДОП

fДОП

Земли поселений (города)

0,10

0,2

0,3

Земли поселений (поселки, сельские населенные пункты); земли, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного и индивидуального жилищного строительства

0,20

0,4

0,6

Земли промышленности и иного специального назначения

0,50

1,0

1,5

Земли сельскохозяйственного назначения (кроме земель, указанных в п.2), земли особо охраняемых территорий и объектов

2,50

5,0

7,5

Земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса

5,00

10,0

15,0

Примечание. Предельная ошибка положения межевого знака равна удвоенному значению Mt

15.3. Для определения плоских прямоугольных координат межевых знаков используются спутниковые, геодезические, фотограмметрические и картометрические методы, предусмотренные техническим проектом.

15.4. Высоты межевых знаков определяются в соответствии с требованиями задания на выполнение работ.

15.5. Положение межевых знаков при восстановлении на местности границ объекта землеустройства на основе сведений государственного земельного кадастра определяется с точностью, соответствующей данным, представленным в таблице 1.

15.6. Координаты межевых знаков, вычисленные при ранее проводимых работах по межеванию данного объекта землеустройства или смежных с ним, не переопределяются, если точность их положения соответствует данным, представленным в таблице 1.

15.7. При межевании земельных участков, расположенных в труднодоступных районах и (или) целевое назначение которых не требует высокой точности определения местоположения границ при условии совмещения таких границ с естественными и (или) искусственными рубежами (реками, ручьями, каналами, лесополосами, дорогами, дорожными сооружениями, заборами, изгородями, фасадами зданий и другими природными и созданными трудом человека объектами), допускается для определения положения межевых знаков применять персональные GPS навигаторы и (или) способ описания местоположения границ путем ссылок на вышеуказанные объекты. К таким границам относятся границы земельных участков, предоставленных под оленьи пастбища, охотничьи угодья, сенокосы, пастбища, а также для иных целей, установленных Росземкадастром.

Определение площади объекта землеустройства

16. При определении площади объекта землеустройства рекомендуется принимать во внимание, что:

16.1. Площадь объекта землеустройства вычисляется по координатам поворотных точек границ земельного участка.

16.2. Если объектом землеустройства является земельный участок, то абсолютное расхождение |ΔР|; между вычисленной площадью земельного участка (РВЫЧ) и площадью, указанной в документе, удостоверяющем права на землю, или правоустанавливающем документе (РДОК)

|ΔР| = |РВЫЧ — РДОК| ,

не должно превышать величину допустимого расхождения |ΔРДОП|, равную

га

где Mt средняя квадратическая ошибка положения межевого знака м (таблица 1);

РДОК площадь земельного участка, га;

кв. м

где Mt и РДОК выражены соответственно в метрах и квадратных метрах.

16.3. При |ΔР| > ΔРДОП исполнителем работ проводится анализ причин и подготавливается в письменной форме заключение. Заключение в месте с материалами межевания передаются заказчику для принятия им решения о дальнейшем проведении работ.

16.4. При |ΔР| ≤ ΔРДОП за окончательное значение площади принимается вычисленная площадь с указанием ΔРДОП. Площадь записывается в квадратных метрах с округлением до 1 кв.м и дополнительно может записываться в гектарах с округлением до 0,01 га.

16.5. Площадь муниципального образования или другого административно-территориального образования вычисляется по координатам поворотных точек его границ в случае, если это предусмотрено заданием на выполнение работ. В соответствии с заданием выполняется и оценка точности определения этой площади.

16.6. Площадь объекта землеустройства, границы которого описаны путем ссылок на географические объекты, вычисляется с точностью не ниже графической точности картографического материала, численный масштаб которого равен численному масштабу соответствующей кадастровой карты (плана) земельного участка (территории).

Составление карты (плана) объекта землеустройства или карты (плана) границ объекта землеустройства

17. При составлении карты (плана) объекта землеустройства или карты (плана) границ объекта землеустройства рекомендуется принимать во внимание, что:

17.1. Карта (план) объекта землеустройства составляется, если это предусмотрено заданием на выполнение работ, в противном случае составляется карта (план) границ объекта землеустройства в виде карты (плана) границ земельного участка или карты (плана) границ муниципального образования или другого административно-территориального образования.

17.2. Карта (план) границ земельного участка (приложение 5) составляется в масштабе, удобном для его размещения на одном листе формата А4 или А3.

17.3. Карта (план) границ муниципального образования или другого административно-территориального образования может составляться на листе большего формата. В случае, если карта (план) границ муниципального образования или другого административно-территориального образования не умещается на одном листе, то допускается размещать ее на нескольких листах. В этом случае на каждом листе указываются его номер и схема размещения листов.

17.4. На карте (плане) границ объекта землеустройства показываются:

1) кадастровый номер земельного участка или название муниципального образования или другого административно-территориального образования;

2) границы объекта землеустройства и номера межевых знаков;

3) размеры объекта землеустройства в виде площади, дирекционных углов и горизонтальных проложений;

4) описание границ смежных объектов землеустройства (описание смежеств);

5) выходы координатной сетки;

6) направление «Юг — Север»;

7) численный масштаб.

Дирекционные углы и горизонтальные проложения линий представляются в табличной форме (приложение 5). Дирекционные углы записываются в формате градусы и минуты с округлением до 0,1 минуты. Горизонтальные проложения записываются с округлением до 0,01 м.

Допускается размещение описания смежеств и таблицы геодезических данных на одном или нескольких листах.

17.5. При проведении межевания муниципального образования или другого административно-территориального образования не по всему периметру, а только его части, карта (план) составляется только на этот участок границ. В этом случае площадь объекта землеустройства не вычисляется и на карте (плане) не показывается.

17.6. Карта (план) объекта землеустройства дополнительно к сведениям, которые показываются на карте (плане) границ объекта землеустройства, содержит сведения:

1) о границах частей объекта землеустройства, ограниченных в использовании и обремененных сервитутами;

2) о границах частей объекта землеустройства, занятых объектами недвижимого имущества.

17.7. Сведения о границах частей объекта землеустройства, ограниченных в использовании и обремененных сервитутами, отражаются на карте (плане) объекта землеустройства на основе имеющихся документов и обозначаются на местности только по желанию заинтересованного лица (лиц) и с согласия правообладателя земельного участка;

17.8. Сведения о границах частей объекта землеустройства, занятых объектами недвижимого имущества, отображаются на карте (плане) объекта землеустройства, если это предусмотрено заданием на выполнение работ. В противном случае, сведения о частях земельных участков, занятых объектами недвижимого имущества, отражаются в пояснительной записке в объеме, который удовлетворяет требованиям нормативных правовых актов по ведению государственного земельного кадастра.

17.9 Площади частей объекта землеустройства, занятых объектами недвижимости, ограниченных в использовании и обремененных сервитутами, вычисляются с точностью не ниже графической точности карты (плана) объекта землеустройства.

17.10. Подчистки, приписки, зачеркнутые слова, иные исправления на карте (плане) объекта землеустройства (карте (плане) границ объекта землеустройства) не допускаются. Карта (план) границ объекта землеустройства (карта (план) границ объекта землеустройства) не может быть исполнена карандашом.

Формирование землеустроительного дела

18. При формировании землеустроительного дела рекомендуется принимать во внимание, что:

18.1. В землеустроительное дело включаются материалы межевания в следующей последовательности:

1) титульный лист;

2) оглавление;

3) пояснительная записка;

4) сведения государственного земельного кадастра о земельном участке (участках) в форме кадастровой карты (плана) земельного участка (территории);

5) задание на выполнение работ;

6) копия документа, удостоверяющего права на землю, или правоустанавливающего документа;

7) технический проект;

8) документы, подтверждающие факт извещения (вызова) лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания;

9) доверенности уполномоченных лиц на участие в межевании;

10) акт (акты) согласования границ объекта землеустройства;

11) каталоги (списки) координат межевых знаков объекта землеустройства в местной системе координат;

12) абрисы на межевые знаки;

13) карта (план) границ объекта землеустройства.

18.2. При восстановлении на местности границ объекта землеустройства из состава материалов межевания могут исключаться:

1) документы, подтверждающие факт извещения (вызова) лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания;

2) доверенности уполномоченных лиц на участие в межевании;

3) акт (акты) согласования границ объекта землеустройства;

4) каталоги (списки) координат межевых знаков объекта землеустройства в местной системе координат;

5) абрисы на межевые знаки;

6) карта (план) границ объекта землеустройства.

18.3. Если заданием на выполнение работ предусмотрено составление карты (плана) объекта землеустройства, то вместо карты (плана) границ объекта землеустройства в землеустроительное дело включается карта (план) объекта землеустройства, а землеустроительное дело дополняется:

1) ведомостью вычисления площадей частей объекта землеустройства, занятых объектами недвижимости, ограниченных в использовании и обремененных сервитутами;

2) запросами о наличии и местоположении объектов, принадлежащих иным лицам, и (или) зон с особыми условиями использования земель.

18.4. Допускается карту (план) объекта землеустройства или карту (план) границ объекта землеустройства включать в землеустроительное дело, не брошюруя ее с другими материалами межевания.

При разделе земельного участка карта (план) земельного участка (карта (план) границ земельного участка) составляется на каждый вновь образованный земельный участок.

18.5 Включенные в землеустроительное дело материалы межевания и карта (план) объекта землеустройства (карта (план) границ объекта землеустройства) утверждаются Росземкадастром или его территориальными органами.

Подпись и печать, утверждающие материалы межевания, ставятся на титульном листе землеустроительного дела. Подпись и печать, утверждающие карту (план) объекта землеустройства или карту (план) границ объекта землеустройства, ставятся на самом документе.

18.6. Утверждению подлежат все представленные на утверждение экземпляры землеустроительных дел.

Подлинный экземпляр землеустроительного дела (содержащий подлинные исходные и созданные в процессе землеустройства документы) после утверждения передается в установленном порядке в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Остальные экземпляры землеустроительного дела, сформированные из копий, заверенных исполнителем работ, возвращаются исполнителю работ для передачи заказчику.

Контроль за проведением межевания

19. При контроле за проведением межевания рекомендуется принимать во внимание, что:

19.1. Контроль за проведением межевания объектов землеустройства проводится с целью установления его соответствия техническим условиям и требованиям. Объектами контроля за проведением межевания объектов землеустройства являются:

1) результаты полевых и камеральных работ;

2) материалы межевания объектов землеустройства.

Результаты контроля оформляют актом. Акты контроля за проведением межевания объектов землеустройства в качестве приложений включаются в землеустроительное дело.

19.2. В процессе осуществления контроля осматривают в натуре межевые знаки и выполняются контрольные измерения.

19.3. Контроль геодезических работ может быть осуществлен путем сравнения горизонтального проложения SМ линии между установленными на местности несмежными межевыми знаками, измеренной стальной прокомпарированной лентой (рулеткой) или электронным тахеометром (светодальномером), с ее горизонтальным проложением SК , вычисленным по значениям плоских прямоугольных координат этих же межевых знаков, выписанным из соответствующего каталога. Абсолютное расхождение в длине контролируемой линии |ΔS| = |SМ — SК| не должно превышать значений ΔSДОП , приведенных в таблице 1 настоящего документа.

19.4. Контроль может быть осуществлен выборочно независимым повторным определением положения установленных на местности межевых знаков геодезическими методами с ближайших пунктов ОМС и (или) проложением контрольных полигонометрических (теодолитных) ходов с точностью, обеспечивающей определение положения контролируемых межевых знаков со средней квадратической ошибкой Mt не ниже нормативной (таблица 1). По результатам контроля вычисляют плоские прямоугольные координаты ХМ , YМ межевых знаков и разности

ΔХ = ХМ — ХК и ΔY = YМ — YК ,

где ХК и YК — плоские прямоугольные координаты этих же межевых знаков, выписанные из соответствующего каталога.

Абсолютное расхождение

в положении контролируемого межевого знака не должно превышать допустимых значений fДОП , приведенных в таблице 1.

Руководитель Федеральной службы земельного кадастра России

С.И. Сай

Приложение 1

(должность)

(подпись)

(фамилия и инициалы)

«_____»________ 200_ г.

Приложение 2

(руководитель юридического лица, индивид. предприниматель)

(подпись)

(фамилия и инициалы)

«_____»________ 200_ г.

Приложение 3

(должность)

(подпись)

(фамилия и инициалы)

Извещение вручил: «_____»________ 200_ г.

(должность)

(подпись)

(фамилия и инициалы)

Приложение 4

Кадастровый номер земельного участка или наименование

Фамилия и инициалы правообладателя

Фамилия и инициалы представителя правообладателя

Номер доверенности*

(подпись)

(ФИО)

(дата)

(подпись)

(ФИО)

(дата)

(подпись)

(ФИО)

(дата)

Приложение 5

Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» установил, что местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

По смыслу закона местоположение границ земельных участков, сведения о которых (об участках) содержатся в государственном кадастре недвижимости, должно быть согласовано независимо от наличия в государственном кадастре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на эти земельные участки либо сведений о координатах их границ или иного описания местоположения границ, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ таких земельных участков.

Предметом согласования является определение местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка. Результат согласования местоположения границ оформляется актом согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением следующего случая.

Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не подписали акт согласования местоположения границ либо не представили свои возражения в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным, о чем в акт согласования вносится соответствующая запись.

Законом предусмотрено, что необходимыми для кадастрового учета документами являются межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение ЗЕМЕЛЬНОГО СПОРА О СОГЛАСОВАНИИ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ земельного участка.

Далее в законе сказано, что при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если при уточнении границ нарушен порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными В ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО СПОРА.

Формулировка «земельный спор о согласовании местоположения границ земельного участка», которая используется в законе, не дает возможности сделать точный вывод о том, какие конкретно исковые требования могут быть заявлены в суд в случае возникновения спора.

На практике это приводит к тому, что истцы заявляют самые разные требования, например, о признании незаконным отказа в согласовании границ земельного участка, о признании незаконными и снятии возражений в согласовании границ земельного участка, об обязании согласовать границы участка и т.п.

Между тем действующее законодательство не предусматривает возможность согласования смежным землепользователем границ земельного участка путем принятия судебного акта об обязании согласовать местоположение границ. Согласование местоположения границ земельного участка предполагает совершение его в добровольном порядке и является правом, а не обязанностью.

В практике судов все более четко прослеживается тенденция определения предусмотренного законом надлежащего способа защиты права. А избрание неверного способа защиты своего права является основанием для отказа в иске.

Представляется, что в случае отказа смежного землепользователя от согласования местоположения границ земельного участка правильным будет обращение в суд с иском ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА. Данный вывод подтверждается руководящими разъяснениями высших судебных инстанций.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

Далее в постановлении сказано, что решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.

При рассмотрении указанного иска суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Необходимо также учитывать положения Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» о том, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Нужна помощь по этой теме? Записывайтесь на прием по тел.: +7 906 074 76 14.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *