Услуги электросвязи: что это?

Содержание

Осуществление закупок товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ закупку у единственного источника можно осуществлять в том случае, если товары, работы или услуги относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Сферы деятельности субъектов естественных монополий обозначены в статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ (в ред. от 30.12.2012) «О естественных монополиях» <27>:

<27> О естественных монополиях: Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ // Российская газета. N 164. 1995. 24 августа.

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

железнодорожные перевозки;

услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

услуги по передаче электрической энергии;

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

услуги по передаче тепловой энергии;

услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

захоронение радиоактивных отходов;

водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;

ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

Для решения вопроса о том, что представляет собой транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, обратимся к пункту 2 Положения об определении тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам, утвержденного Приказом ФСТ РФ от 17.08.2005 N 380-э/2 <28>, где указано, что процесс перемещения нефти по магистральным трубопроводам (транспортировка нефти) включает в себя следующие основные операции:

<28> Об утверждении Положения об определении тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам: Приказ ФСТ РФ от 17.08.2005 N 380-э/2 (зарегистрирован в Минюсте РФ 25.08.2005 N 6942) // Российская газета. N 203. 2005. 13 сентября.

— перекачку нефти по магистральному трубопроводу;

— выполнение заказа и диспетчеризацию поставок нефти;

— перевалку, слив/налив, прием/сдачу нефти.

Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005 г. N 637 <29>:

— пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей);

— передача внутренней телеграммы;

— предоставление междугородного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных;

— услуга связи для целей эфирной аналоговой и эфирной цифровой наземной трансляции общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов с использованием средств связи, предназначенных для:

приема сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов);

передачи сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов) в эфир;

— услуга по объединению (формированию) цифровых сигналов вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов в единый цифровой сигнал с использованием средств связи, предназначенных для:

соединения сигналов телеканалов и (или) радиоканалов;

разъединения сигналов телеканалов и (или) радиоканалов;

сжатия сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов);

шифрования сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов);

дешифрования сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов);

вставки в сигнал (сигналы) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов) сигналов регионального наполнения;

вставки в сигнал (сигналы) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов) сигналов местного наполнения;

— услуга по доставке аналоговых и цифровых сигналов общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов до радиоэлектронных средств, предназначенных для передачи сигнала в эфир, с использованием:

средств связи, предназначенных для подачи сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов) на космический аппарат;

ресурса космического аппарата;

наземных радиорелейных линий связи;

наземных кабельных линий связи;

наземных волоконно-оптических линий связи;

средств выделения сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов);

— предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи;

— предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов);

— предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа;

— предоставление внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.

Поскольку предоставление доступа к сети Интернет не относится к общедоступным видам связи — услугам естественных монополий, то заключать контракты с интернет-провайдерами по данному основанию нельзя.

В то же время заключение контракта, например, с ФГУП «Почта России» для целей пересылки внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) осуществляется по пункту 1 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.

Как ранее указывалось в главе 1 настоящей работы, новеллой Федерального закона N 44-ФЗ является необходимость предварительного (не менее чем за пять дней) размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 2 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.

Приведем пример такого извещения для заключения контракта по пункту 1 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ на почтовые услуги по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей):

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель

17 января 2014 года

Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по пункту 1 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 (в ред. от 28.12.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика

Заказчик — ___________

Место нахождения совпадает с почтовым адресом: ____________________

Адрес электронной почты контрактной службы — ______________________

Номер контактного телефона — ______________

Ответственное должностное лицо контрактной службы Заказчика — _________________

Краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальную (максимальную) цену контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке

Объект закупки — услуги общедоступной почтовой связи — пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637 (в в ред. от 27.06.2013) «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи»).

Место доставки корреспонденции Заказчику — ______________________

Место приемки корреспонденции от Заказчика — __________________

Сроки оказания услуг — с 23 января 2014 года по 31 декабря 2014 года.

Источник финансирования — _________________

Объем подлежащих оказанию услуг связи точно определить невозможно.

Цена единицы услуги определяется тарифами, утвержденными Приказом ФСТ России от 11.12.2012 N 380-с/10 (в ред. от 26.03.2013) «Об утверждении тарифов на услугу почтовой связи по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), предоставляемую ФГУП «Почта России» (зарегистрирован в Минюсте России 14.02.2013 N 27092):

ТАРИФЫ

НА УСЛУГУ ПО ПЕРЕСЫЛКЕ ВНУТРЕННЕЙ ПИСЬМЕННОЙ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ

(ПОЧТОВЫХ КАРТОЧЕК, ПИСЕМ, БАНДЕРОЛЕЙ), ПРЕДОСТАВЛЯЕМУЮ ФГУП

«ПОЧТА РОССИИ» <*>

<*> Не приводятся.

Оплата оказания услуг будет осуществляться по цене единицы услуги, исходя из объема фактически оказанных услуг, в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, — фактически выделенных Заказчику на указанные услуги средств — _______________________ руб. ____ коп. (с учетом НДС).

Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ

По смыслу пункта 1 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, статей 3 и 4 Федерального закона N 147-ФЗ «О естественных монополиях» контракт может быть заключен только с субъектом естественной монополии — хозяйствующим субъектом, занятым реализацией услуг общедоступной почтовой связи в условиях естественной монополии.

(Ограничение участия определяется способом закупки, при котором заказчик самостоятельно выбирает контрагента.)

Размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению, а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Федерального закона N 44-ФЗ

Требование обеспечения исполнения контракта не установлено. Требование к банковскому сопровождению контракта не установлено.

Для определения конкретных сфер, на которые распространяется действие статьи 4 Федерального закона «О естественных монополиях», необходимо обращаться к соответствующим подзаконным актам.

Например, в целях практического применения нормы о заключении контрактов с единственным исполнителем на оказание услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах нужно уточнить, что представляют собой «услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах».

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. N 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.07.2009 N 599, от 21.04.2010 N 268, от 27.06.2013 N 543) <30> выделяются следующие Перечни услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах:

<30> О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей: Постановление Правительства РФ от 23.04.2008 N 293 (в ред. от 27.06.2013) // Собрание законодательства РФ. 2008. N 17. Ст. 1887; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 01.07.2013.

ПЕРЕЧЕНЬ

УСЛУГ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В МОРСКИХ ПОРТАХ,

ЦЕНЫ (ТАРИФЫ, СБОРЫ) НА КОТОРЫЕ РЕГУЛИРУЮТСЯ

ГОСУДАРСТВОМ <*>

<*> Не приводится.

ПЕРЕЧЕНЬ

УСЛУГ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РЕЧНЫХ ПОРТАХ,

ЦЕНЫ (ТАРИФЫ, СБОРЫ) НА КОТОРЫЕ РЕГУЛИРУЮТСЯ

ГОСУДАРСТВОМ <*>

<*> Не приводится.

ПЕРЕЧЕНЬ

УСЛУГ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

ИНФРАСТРУКТУРЫ ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ, ЦЕНЫ (ТАРИФЫ,

СБОРЫ) НА КОТОРЫЕ РЕГУЛИРУЮТСЯ ГОСУДАРСТВОМ <*>

<*> Не приводится.

ПЕРЕЧЕНЬ

УСЛУГ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

В ТРАНСПОРТНЫХ ТЕРМИНАЛАХ, ЦЕНЫ (ТАРИФЫ, СБОРЫ)

НА КОТОРЫЕ РЕГУЛИРУЮТСЯ ГОСУДАРСТВОМ <*>

<*> Не приводится.

ПЕРЕЧЕНЬ

УСЛУГ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В АЭРОПОРТАХ, ЦЕНЫ

(ТАРИФЫ, СБОРЫ) НА КОТОРЫЕ РЕГУЛИРУЮТСЯ ГОСУДАРСТВОМ <*>

<*> Не приводится.

На практике возникают сложности с заключением контрактов на те услуги, которые не поименованы в соответствующих перечнях, однако, по сути, должны оказываться вполне определенным исполнителем.

Простейший пример — техническое обслуживание (ТО) воздушных судов. Без осуществления определенных форм ТО воздушное судно не может взлететь.

В то же самое время техническое обслуживание не относится ни к одному из перечисленных услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, в частности не относится и к услугам по взлету-посадке воздушного судна.

Так, согласно пункту 3.1.1 Перечня и Правил формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации (утвержденных Приказом Минтранса России от 17 июля 2012 г. N 241 (в ред. Приказа Минтранса России от 22.07.2013 N 254)) <31>, сбор за взлет-посадку устанавливается за обеспечение посадки и вылета воздушных судов на аэродроме и/или посадочной площадке, включая:

<31> Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации (вместе с «Перечнем и правилами формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации», «Правилами взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации») (зарегистрирован в Минюсте России 03.08.2012 N 25099): Приказ Минтранса России от 17.07.2012 N 241 (в ред. от 22.07.2013) // Российская газета. N 186. 2012. 15 августа; Российская газета. N 282. 2013. 13 декабря.

предоставление ВПП, рулежных дорожек, перронов;

светотехническое обеспечение аэродрома;

наземное поисково-спасательное обеспечение в районе аэродрома;

аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение в районе аэродрома;

орнитологическое обеспечение полетов в районе аэродрома;

управление движением воздушных судов на перроне (при наличии специализированного подразделения аэропортового комплекса);

предоставление места стоянки воздушному судну на аэродроме в течение трех часов после посадки для пассажирских и шести часов для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов при наличии грузов (почты), подлежащих обработке (погрузке и/или выгрузке) в аэропорту посадки;

организацию предоставления экипажам воздушных судов аэронавигационной информации при подготовке к полету (брифинг), включая:

предоставление экипажу воздушного судна аэронавигационной информации по аэродромам вылета, назначения, запасным и районам полетной информации (районам ОВД), через которые пролегает маршрут полета;

прием у экипажа воздушного судна или представителя эксплуатанта плана полета и передачу его по каналам связи органу ЕС ОрВД;

рассылку специальных сообщений, связанных с выполнением полета;

согласование переноса времени вылета, задержек рейсов и других оперативных вопросов и передачу соответствующей информации службам аэропорта.

Вместе с тем в Приказе Минтранса России от 17.07.2012 N 241 (в ред. от 22.07.2013) «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» упоминается и о техническом обслуживании:

«Тарифы за техническое обслуживание воздушного судна

4.17. Тарифы за техническое обслуживание воздушного судна по формам регламента

4.17.1. Тариф за обслуживание по форме А-1 (А-транзитной)

Тариф устанавливается за инженерно-авиационное обеспечение полетов воздушных судов по обязательному комплексу услуг, предусмотренных регламентом технического обслуживания по форме А-1 (А-транзитной) или другим формам регламента аналогичного назначения в зависимости от типа обслуживаемого воздушного судна (кроме отдельных (дополнительных) услуг, выполняемых по заявкам экипажей).

Тарифная ставка устанавливается на один нормо-час. Тариф устанавливается по типам воздушных судов на основе тарифной ставки и нормативной трудоемкости (количества нормо-часов) услуг, предусмотренной по указанной форме регламентом технического обслуживания по типам воздушных судов.

Плата определяется по установленному тарифу за каждое обслуживание по форме А-1 (А-транзитной) или другой форме регламента аналогичного назначения в зависимости от типа обслуживаемого воздушного судна.

Тариф за предоставление спецавтотранспорта и цена материалов, установленная отдельно в соответствии с законодательством Российской Федерации, в настоящий тариф не включаются».

Таким образом, наше государство в лице Министерства транспорта РФ фактически соглашается с тем, что раз воздушное судно оказалось в аэропорту, то предполагаются услуги по техническому обслуживанию не где-то, а именно в данном аэропорту.

Вместе с тем, поскольку техническое обслуживание воздушных судов не указано в Постановлении Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. N 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей», то оно не рассматривается как услуга субъектов естественных монополий, поэтому оплачивать эти услуги заказчикам, работающим по Федеральному закону N 44-ФЗ, придется либо закупками «малого объема» (что при ограничениях использования пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ практически нереально), либо путем проведения конкурентных процедур — например, запросов котировок, электронных аукционов. Не удивительно, что в таких электронных аукционах будет, как правило, один участник (значит, федеральным заказчикам нужно будет дополнительно потратить 10 рабочих дней на согласование заключения контракта в Федеральной антимонопольной службе, заказчикам субъектов Федерации — в соответствующих контролирующих органах субъектов Российской Федерации).

Такое правовое регулирование ничего, кроме правового нигилизма, у заказчиков вызвать не может.

Если законодатель не считает сферу технического обслуживания воздушных судов сферой естественных монополий, если невозможно дополнить соответствующие Перечни, указанные в Постановлении Правительства РФ от 23 апреля 2008 г. N 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» указанием на услуги по техническому обслуживанию воздушных судов, то целесообразно внести изменения в статью 93 Федерального закона N 44-ФЗ, указав отдельным (от услуг «естественных монополий») пунктом части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ на возможность закупки у «единственного источника» услуг по техническому обслуживанию воздушных судов.

Но пока соответствующие изменения в Закон не внесены, придется заказчикам проводить электронные аукционы на техническое обслуживание самолетов.

Подобные проблемы были и в период действия Федерального закона N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Автор в период работы начальником юридического отдела ФГБОУ ВПО СПбГУ ГА пыталась (в Санкт-Петербургском УФАС, в судах общей юрисдикции) доказать, что статья 4 Федерального закона «О естественных монополиях» не содержит четкой расшифровки перечня услуг в аэропортах и транспортных терминалах, что нет оснований для ограничительного толкования Постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. N 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей», но убедить контролирующий орган и суды в возможности (законности) заключения контракта на техническое обслуживание воздушных судов с единственным исполнителем не удалось <32>.

<32> Постановление Санкт-Петербургского городского суда от 21.10.2011 N 4А-1872/11.

Поскольку предоставление услуг на техническое обслуживание и сопровождение технической эксплуатации самолетов в перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий не входят, размещение заказа у единственного исполнителя без проведения торгов не соответствует нормам статьи 55 Федерального закона «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», что влечет административную ответственность по части 2 статьи 7.29 КоАП РФ.

Налицо алогизм: заказчик — авиационный вуз (бюджетное учреждение) для организации летной практики студентов может заключить контракт на базирование (стоянку) воздушных судов, обеспечение взлета-посадки самолетов, хранение авиационного топлива, обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом с соответствующей организацией как с единственным исполнителем — субъектом естественной монополии, а на ТО (техническое обслуживание) воздушных судов должен провести конкурентную процедуру, при том что очевидно, что услуги по техническому обслуживанию нужны там же, где и услуги по взлету-посадке.

Говорить, что у нас в стране много организаций, которые оказывают услуги по техническому обслуживанию самолетов, можно. Но от того, что аэропортов в России немало, услуги по взлету-посадке, стоянке воздушных судов не уходят из сферы естественных монополий.

Очевидно, что помочь в этой ситуации может только законодатель путем внесения соответствующих изменений в нормативно-правовые акты.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Федеральный закон «О связи»), тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

Положением о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637, установлено, что государственному регулированию подлежат тарифы на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, предоставляемые операторами связи, являющимися субъектами естественных монополий и включенными в реестр субъектов естественных монополий.

Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи (далее – Перечень), государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная антимонопольная служба, также утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637.

Тарифы на оказание услуг связи в Перечень не включены и устанавливаются оператором связи самостоятельно, исходя из экономической целесообразности, конкурентоспособности и иных факторов.

Тарифы на универсальные услуги связи регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 № 242 «Об утверждении Правил государственного регулирования тарифов на универсальные услуги связи».

Другие вопросы по теме

  • Каков порядок использования радиоэлектронных средств «интернета вещей» в диапазоне 860 МГц?
  • Необходимо ли получать решение ГКРЧ на ввоз стандарта GSM 900/1800 со встроенными приемниками ГЛОНАСС и GPS?
  • Необходимо ли получать решение ГКРЧ на ввоз антенных систем, в составе которых отсутствуют радиопередающие устройства?
  • Какие установлены основания для отказа в перенесении абонентского номера?
  • Как осуществляется идентификация пользователей услугами связи, и кто ее осуществляет?
  • Какие основные типы РЭС можно ввозить без лицензии/заключения (разрешительного документа)?
  • Каков порядок доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в населенных пунктах численностью от 250 до 500 человек?
  • Каков порядок доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в населенных пунктах численностью от 500 человек до 50 тыс. человек?
  • Существуют ли альтернативные варианты подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на труднодоступных территориях?
  • Реализация Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 527-ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 54 Федерального закона «О связи» операторами связи ПАО «Вымпел-Коммуникации», ПАО «МегаФон», ПАО «Мобильные ТелеСистемы» и ООО «Т2 Мобайл» на территориях Республики Крым и Севастополя?
  • 1 мая 2019 г. принят Федеральный закон № 90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», получивший известность как «Закон о рунете». Для чего был принят этот закон, и не ограничит ли он Интернет в России?
  • Что такое технология eSIM и действует ли она на территории Российской Федерации?
  • Каков порядок регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств в Российской Федерации?
  • Каков порядок использования радиочастотного спектра радиомикрофонами?
  • Каков порядок использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами беспроводного доступа в диапазоне радиочастот 2,4 ГГц?
  • Каков порядок использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами беспроводного доступа в диапазоне радиочастот 5 ГГц?
  • На каких частотах в России будет работать 5G?
  • Может ли оператор связи в одностороннем порядке изменять тариф, тарифный план?
  • Куда жаловаться на плохое качество связи?
  • Куда жаловаться на спам и рекламу посредством SMS-сообщений?
  • Установлена ли обязанность подключения системы идентификации пользователей публичных сетей WI-FI?
  • Почему популярные операторы сотовой (подвижной радиотелефонной связи) не работают на территории Республики Крым?
  • Что делать, если в населённом пункте отсутствует телефонная связь и доступ к сети Интернет?
  • Как определяется техническая возможность подключения новых абонентов?
  • Что делать с низким качеством сотовой связи?
  • Как узнать насколько законно установлено сооружение связи; что можно предпринять, если сооружение связи установлено незаконно?
  • Существуют ли правила размещения оборудования для доступа к сети Интернет и кабельного телевидения в помещениях многоквартирных жилых домов?

О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи (с изменениями на 6 августа 2018 года)

О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 октября 2005 года N 637
О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи

(с изменениями на 6 августа 2018 года)

В целях реализации Федерального закона «О связи» Правительство Российской Федерации
постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:
Положение о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная антимонопольная служба.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2015 года N 941. — См. предыдущую редакцию)

2. Пункт утратил силу — постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 913. — См. предыдущую редакцию.

3. Пункт утратил силу — постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 913. — См. предыдущую редакцию.

4. Федеральной службе по тарифам в установленном порядке по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации в 3-месячный срок разработать и утвердить методику расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, подлежащих применению при формировании регулируемых тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.

5. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 года N 715 «О совершенствовании механизма государственного регулирования тарифов на услуги связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 43, ст.4098);
пункт 101 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 7, ст.560);

пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2005 года N 242 «Об утверждении Правил государственного регулирования тарифов на универсальные услуги связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 17, ст.1573).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

Положение о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 октября 2005 года N 637

(с изменениями на 6 августа 2018 года)

1. Настоящее Положение, разработанное в целях реализации Федерального закона «О связи», определяет цели, методы и порядок государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электросвязи (кроме универсальных услуг связи) и общедоступной почтовой связи на внутреннем рынке Российской Федерации (далее — государственное регулирование).
(Пункт дополнен с 11 октября 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 607; в редакции, введенной в действие с 9 июля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543. — См. предыдущую редакцию)

2. Государственному регулированию подлежат тарифы на услуги общедоступной электросвязи, включая услуги связи для целей эфирного телевизионного вещания и (или) радиовещания, и общедоступной почтовой связи (далее — услуги связи), предоставляемые операторами связи, являющимися субъектами естественных монополий и включенными в реестр субъектов естественных монополий (далее — оператор связи), в том числе операторами связи, определенными в соответствии с пунктом 2 статьи 19_2 Федерального закона «О связи» (далее — оператор связи, осуществляющий трансляцию).
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 913 — см. предыдущую редакцию)

2_1. Государственному регулированию подлежат тарифы на услуги общедоступной электросвязи для целей эфирного телевизионного и (или) радиовещания, оказываемые оператором связи оператору связи, осуществляющему трансляцию, и оператором связи, осуществляющим трансляцию, вещателям.
(Пункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 913)

2_2. Государственному регулированию подлежат тарифы на следующие услуги общедоступной электросвязи для целей эфирного телевизионного и (или) радиовещания, оказываемые оператором связи оператору связи, осуществляющему трансляцию:

а) услуги связи для целей эфирной аналоговой и эфирной цифровой наземной трансляции общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов с использованием средств связи, предназначенных для:
приема сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов);
передачи сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов) в эфир;

б) услуги по доставке сигналов общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов до радиоэлектронных средств, предназначенных для передачи сигнала в эфир, с использованием:
средств связи, предназначенных для подачи сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов) на космический аппарат;
ресурса космического аппарата;

наземных радиорелейных, и (или) кабельных, и (или) волоконно-оптических линий связи;
средств выделения сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов).
(Пункт 2_2 дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 913)

2_3. Государственному регулированию подлежат тарифы на следующие услуги общедоступной электросвязи для целей эфирного телевизионного и (или) радиовещания, оказываемые оператором связи, осуществляющим трансляцию, вещателям:

а) услуги связи для целей эфирной аналоговой и эфирной цифровой наземной трансляции общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов с использованием средств связи, предназначенных для:
приема сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов);
передачи сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов) в эфир;

б) услуги по доставке сигналов общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов до радиоэлектронных средств, предназначенных для передачи сигнала в эфир, с использованием:
средств связи, предназначенных для подачи сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов) на космический аппарат;
ресурса космического аппарата;
наземных радиорелейных, и (или) кабельных, и (или) волоконно-оптических линий связи;
средств выделения сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов);

в) услуги по объединению (формированию) цифровых сигналов вещателей этих каналов в единый цифровой сигнал с использованием средств связи, предназначенных для:
соединения и (или) разъединения сигналов телеканалов и (или) радиоканалов;
сжатия сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов);
шифрования и (или) дешифрования сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов);
вставки в сигнал (сигналы) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов) сигналов регионального и (или) местного наполнения.
(Пункт 2_3 дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 913)

3. Государственное регулирование тарифов на услуги связи осуществляется Федеральной антимонопольной службой (далее — регулирующий орган).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 октября 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 607; в редакции, введенной в действи с 9 июля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543; в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2015 года N 941. — См. предыдущую редакцию)

4. Государственное регулирование тарифов на услуги связи осуществляется в следующих целях.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 октября 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 607; в редакции, введенной в действи с 9 июля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543. — См. предыдущую редакцию)

а) защита экономических интересов пользователей услугами связи от необоснованного повышения тарифов на услуги связи;

б) достижение баланса интересов операторов связи и пользователей услугами связи;

в) развитие конкурентной среды на рынке услуг связи;

г) создание экономических стимулов, обеспечивающих снижение себестоимости услуг связи, повышение эффективности деятельности операторов связи, дальнейшее развитие и модернизацию средств и сетей связи, расширение рынка услуг связи и улучшение их качества;

д) создание условий для привлечения инвестиций.

5. При государственном регулировании тарифов на услуги связи применяется метод экономически обоснованных затрат или метод предельного ценообразования, обеспечивающий возможность получения прибыли от эффективного управления издержками.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 августа 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2018 года N 922. — См. предыдущую редакцию)

Выбор метода регулирования в отношении оператора связи осуществляется регулирующим органом на основе анализа его деятельности.
Метод предельного ценообразования, обеспечивающий возможность получения прибыли от эффективного управления издержками (далее — метод предельного ценообразования), применяется регулирующим органом после доведения тарифов на услуги связи до уровня, обеспечивающего компенсацию экономически обоснованных затрат и возмещение обоснованной нормы прибыли (рентабельности) от капитала, используемого при оказании услуг связи.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 августа 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2018 года N 922. — См. предыдущую редакцию)
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 913. — См. предыдущую редакцию)

5_1. Регулирование тарифов на услуги связи с применением метода экономически обоснованных затрат осуществляется путем установления тарифов или их предельных максимальных уровней.
(Пункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 913; в редакции, введенной в действие с 16 августа 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2018 года N 922. — См. предыдущую редакцию)

6. Для определения регулируемых тарифов на услуги связи по методу экономически обоснованных затрат осуществляется расчет необходимой валовой выручки, при котором учитываются:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 августа 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2018 года N 922. — См. предыдущую редакцию)

а) расходы, связанные с оказанием услуг связи:
по обычным видам деятельности, за исключением амортизации;
проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с участием в совместной деятельности и оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 августа 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2018 года N 922. — См. предыдущую редакцию)

б) амортизация основных средств связи, которая определяется с использованием данных бухгалтерского учета оператора связи;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 16 августа 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2018 года N 922. — См. предыдущую редакцию)

в) нормативная прибыль, определяемая для каждого оператора связи исходя из необходимости обеспечения расширенного воспроизводства основных фондов в соответствии с методикой расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, подлежащих применению при формировании регулируемых тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, утверждаемой регулирующим органом;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 16 августа 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2018 года N 922. — См. предыдущую редакцию)

г) налоги (за исключением налога на добавленную стоимость и налога на прибыль) и иные обязательные платежи и сборы, уплачиваемые в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, не включаемые в состав расходов по обычным видам деятельности.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 16 августа 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2018 года N 922. — См. предыдущую редакцию)
6_1. Для определения регулируемых тарифов на услуги связи по методу предельного ценообразования осуществляется расчет коэффициента повышения эффективности деятельности оператора связи, при котором учитываются показатели эффективности деятельности оператора связи и макроэкономические показатели.
(Пункт дополнительно включен с 16 августа 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2018 года N 922)

7. При расчете регулируемых тарифов на услуги связи по методу экономически обоснованных затрат и методу предельного ценообразования регулирующий орган использует данные, полученные в ходе ведения раздельного учета доходов и расходов, осуществляемого оператором связи на базе данных бухгалтерской и статистической отчетности за соответствующий период.

Расчет коэффициента повышения эффективности деятельности оператора связи осуществляется регулирующим органом в соответствии с порядком расчета регулируемых тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи по методу предельного ценообразования, обеспечивающему возможность получения прибыли от эффективного управления издержками.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 августа 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2018 года N 922. — См. предыдущую редакцию)

7_1. Пункт утратил силу с 9 июля 2013 года — постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543. — См. предыдущую редакцию.

8. Регулирование тарифов на услуги связи осуществляется с применением дифференцированного подхода при установлении и изменении тарифов на отдельные услуги связи.

9. Элементы перекрестного субсидирования сохраняются в отношении услуг связи, тарифы на которые подлежат регулированию, до доведения этих тарифов до уровня, позволяющего компенсировать экономически обоснованные затраты и возместить нормативную прибыль.

10. Тарифы или тарифные планы устанавливаются на одну или несколько услуг телефонной связи в зависимости от набора этих услуг и (или) объема оказанных услуг связи. При этом на одни и те же услуги связи могут устанавливаться дифференцированные тарифы.

11. При наличии технической возможности осуществления оператором связи повременного учета продолжительности местных телефонных соединений устанавливаются следующие обязательные тарифные планы, предлагаемые оператором связи:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 октября 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 607; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 913 — см. предыдущую редакцию)

а) тарифный план с повременной системой оплаты, предусматривающий плату за предоставление местного телефонного соединения в зависимости от его продолжительности и стоимости единицы тарификации;
(Подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 913 — см. предыдущую редакцию)

б) тарифный план с абонентской системой оплаты, предусматривающий плату за неограниченный объем местных телефонных соединений, устанавливаемую исходя из максимального объема потребления услуг на соответствующих сетях местной телефонной связи данного оператора связи, функционирующих в пределах территории одного субъекта Российской Федерации, а также с учетом стоимости единицы тарификации, установленной в рамках тарифного плана с повременной системой оплаты;
(Подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 913 — см. предыдущую редакцию)

в) тарифный план с комбинированной системой оплаты, предусматривающий абонентскую плату, устанавливаемую дифференцированно в зависимости от объема местных телефонных соединений в единицах тарификации за расчетный период. При этом базовый объем местных телефонных соединений устанавливается исходя из среднего объема местных телефонных соединений на соответствующих сетях местной телефонной связи данного оператора связи, функционирующих в пределах территории одного субъекта Российской Федерации. В случае превышения базового объема местных телефонных соединений за объем, превышающий базовый, устанавливается дополнительная плата;
(Подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 913 — см. предыдущую редакцию)

г) тарифный план, применяемый в соответствии с договором с физическим лицом, использующим услуги телефонной связи для личных, семейных и домашних нужд, и предусматривающий плату, устанавливаемую дифференцированно в зависимости от объема местных телефонных соединений в единицах тарификации за расчетный период. При этом базовый объем местных телефонных соединений устанавливается исходя из минимального объема местных телефонных соединений на соответствующих сетях местной телефонной связи данного оператора связи, функционирующих в пределах территории одного субъекта Российской Федерации. В случае превышения базового объема местных телефонных соединений дополнительная плата устанавливается за объем, превышающий базовый.
(Подпункт дополнительно включен постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 913)

12. Пункт утратил силу с 11 октября 2007 года — постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 607. — См. предыдущую редакцию.

13. При отсутствии технической возможности осуществления оператором связи повременного учета продолжительности местных телефонных соединений тариф устанавливается с использованием абонентской системы оплаты местных телефонных соединений исходя из среднего объема местных телефонных соединений на соответствующих сетях местной телефонной связи данного оператора связи, функционирующих в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 913 — см. предыдущую редакцию)

13_1. Регулирующим органом устанавливаются следующие обязательные тарифные планы на услуги междугородной и внутризоновой телефонной связи, предлагаемые оператором связи:

а) тарифный план, предусматривающий плату за предоставление междугородного телефонного соединения в зависимости от его продолжительности и стоимости единицы тарификации;

б) тарифный план, предусматривающий плату за предоставление внутризонового телефонного соединения в зависимости от его продолжительности и стоимости единицы тарификации.
(Пункт 13_1 дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 913)

14. Помимо обязательных тарифных планов, указанных в пунктах 11 и 13_1 настоящего Положения, оператор связи вправе предлагать тарифные планы, устанавливаемые им самостоятельно, в том числе тарифные планы, включающие в себя плату за различные виды услуг связи.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 913 — см. предыдущую редакцию)

15. Тарифы на услуги местной, междугородной и внутризоновой телефонной связи могут устанавливаться оператором связи дифференцированно по часам суток, дням недели, объему оказанных услуг связи, способам обслуживания, а также по иным основаниям без превышения тарифа или предельного максимального уровня тарифа (в зависимости от выбранного метода регулирования), установленного регулирующим органом.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 913; в редакции, введенной в действие с 16 августа 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2018 года N 922. — См. предыдущую редакцию)

15_1. При установлении тарифов на услуги связи для целей эфирного телевизионного вещания и (или) радиовещания учитывается состав средств связи, используемых для предоставления этих услуг связи, зависящий от технологии их оказания в субъектах Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 913)

15_2. Тарифы на услуги общедоступной почтовой связи могут устанавливаться оператором почтовой связи дифференцированно в зависимости от количества почтовых отправлений, объема выполненных технологических операций по обработке почтовых отправлений, срока и размера предварительной оплаты таких услуг, расстояния и способа пересылки почтовых отправлений, а также по иным основаниям без превышения тарифа или предельного максимального уровня тарифа, установленного регулирующим органом.
(Пункт дополнительно включен с 19 апреля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2014 года N 277; в редакции, введенной в действие с 16 августа 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2018 года N 922. — См. предыдущую редакцию)

16. Регулирующий орган устанавливает порядок рассмотрения регулируемых тарифов на услуги связи, в том числе проведения проверок экономической обоснованности затрат, и их утверждения, порядки расчета тарифов на эти услуги и соответствующих тарифных планов по методу экономически обоснованных затрат и методу предельного ценообразования.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 августа 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2018 года N 922. — См. предыдущую редакцию)

Изменение регулируемых тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, установленных с применением метода экономически обоснованных затрат и метода предельного ценообразования, осуществляется не реже одного раза в год.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 августа 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2018 года N 922. — См. предыдущую редакцию)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 октября 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 607. — См. предыдущую редакцию)

17. Пункт утратил силу с 16 августа 2018 года — постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 2018 года N 922. — См. предыдущую редакцию.

18. Пункт утратил силу с 9 июля 2013 года — постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543. — См. предыдущую редакцию.

19. Пункт утратил силу с 9 июля 2013 года — постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543. — См. предыдущую редакцию.

20. Пункт утратил силу с 9 июля 2013 года — постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543. — См. предыдущую редакцию.

21. Пункт утратил силу с 9 июля 2013 года — постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543. — См. предыдущую редакцию.

22. Пункт утратил силу с 9 июля 2013 года — постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543. — См. предыдущую редакцию.

23. Пункт утратил силу с 9 июля 2013 года — постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543. — См. предыдущую редакцию.

24. Пункт утратил силу с 9 июля 2013 года — постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543. — См. предыдущую редакцию.

25. Пункт утратил силу с 9 июля 2013 года — постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543. — См. предыдущую редакцию.

26. Пункт утратил силу с 9 июля 2013 года — постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543. — См. предыдущую редакцию.

27. Пункт утратил силу с 9 июля 2013 года — постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543. — См. предыдущую редакцию.

28. Пункт утратил силу с 9 июля 2013 года — постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543. — См. предыдущую редакцию.

29. Пункт утратил силу с 9 июля 2013 года — постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543. — См. предыдущую редакцию.

30. Пункт утратил силу с 9 июля 2013 года — постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543. — См. предыдущую редакцию.

31. Пункт утратил силу с 9 июля 2013 года — постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543. — См. предыдущую редакцию.

Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная антимонопольная служба

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 октября 2005 года N 637

(с изменениями на 4 сентября 2015 года)

1. Пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей).

2. Передача внутренней телеграммы.

3. Предоставление междугородного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.

4. Услуга связи для целей эфирной аналоговой и эфирной цифровой наземной трансляции общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов с использованием средств связи, предназначенных для:
приема сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов);
передачи сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов) в эфир.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 913. — См. предыдущую редакцию)

4_1. Услуга по объединению (формированию) цифровых сигналов вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов в единый цифровой сигнал с использованием средств связи, предназначенных для:
соединения сигналов телеканалов и (или) радиоканалов;

разъединения сигналов телеканалов и (или) радиоканалов;
сжатия сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов);
шифрования сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов);
дешифрования сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов);
вставки в сигнал (сигналы) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов) сигналов регионального наполнения;
вставки в сигнал (сигналы) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов) сигналов местного наполнения.
(Пункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 913)

4_2. Услуга по доставке аналоговых и цифровых сигналов общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов до радиоэлектронных средств, предназначенных для передачи сигнала в эфир, с использованием:
средств связи, предназначенных для подачи сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов) на космический аппарат;
ресурса космического аппарата;
наземных радиорелейных линий связи;
наземных кабельных линий связи;
наземных волоконно-оптических линий связи;
средств выделения сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов).
(Пункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 913)

5. Предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи.

6. Предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов).

7. Предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа.

8. Предоставление внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Особенности закупок отдельных видов услуг связи для учреждений

Лобанова О. Л., консультант-эксперт по закупкам Государственной академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова

Журнал «Руководитель бюджетной организации» № 1/2020

Быть всегда на связи – особенно это актуально в эпоху цифровизации и электронизации системы государственного управления. Как закупить то, к чему все привыкли, – услуги связи, почтовые услуги, услуги по предоставлению доступа к Интернету (далее – услуги связи)? Какие услуги и каким образом можно закупать в условиях действия Закона о контрактной системе – рассмотрим в рамках настоящей статьи.

В зависимости от объема и вида закупаемых услуг связи у заказчиков есть несколько вариантов действий.

Во-первых, если объем таких закупок не превышает 300 тыс. руб., то заказчик имеет право использовать так называемое общее основание для закупки у единственного поставщика (ЕП.

Во-вторых, если объем потребности превышает указанный стоимостный порог, то заказчик осуществляет закупки ряда услуг связи посредством проведения конкурентных процедур (например, аукциона, запроса котировок в электронной форме).

В-третьих, если услуги связи подпадают под монополистический вид деятельности, то вне зависимости от объема закупаемых услуг у заказчика имеется право на заключение контракта непосредственно с поставщиком таких услуг напрямую, как с ЕП.

Особенности закупок отдельных видов услуг связи.

На что заказчикам необходимо обратить внимание при закупке услуг связи рассмотрим далее. И начнем с простого – с основания для закупки у ЕП.

Закупка общедоступных услуг связи.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заказчик имеет право заключить контракт (договор) с единственным поставщиком (исполнителем) в случае закупки услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Законом № 147-ФЗ В свою очередь, в ст. 4 Закона № 147-ФЗ установлено, что услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи относятся к монополизированной сфере, следовательно, их закупка допустима без проведения конкурентных процедур, то есть напрямую с единственным поставщиком. Таким образом, для заказчиков важно понимать, какие виды услуг связи относятся к категории «общедоступные».

В соответствии с Постановлением № 637 к общедоступным услугам связи относятся:

  • предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи;

  • предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа;

  • предоставление междугородного, местного, внутризонового телефонного соединения абоненту сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.

Например, по рассматриваемому основанию заказчики могут заключить контракт (договор) с ПАО «Ростелеком» как с единственным поставщиком на предоставление доступа к сети местной телефонной связи.

К категории «услуги общедоступной почтовой связи» относятся и пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), и передача внутренней телеграммы (Постановление № 637). В данном случае заказчик имеет право заключить контракт (договор) с АО «Почта России» как с единственным поставщиком перечисленных видов услуг.

Подчеркнем: список общедоступных услуг связи является закрытым и исчерпывающим, следовательно, не указанные в нем услуги недопустимо закупать на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (как у единственного поставщика). Например, услуги международной связи, сотовой связи или доступа к Интернету заказчики будут закупать либо путем проведения конкурентных процедур, либо на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (если объем закупки не превышает 300 тыс. руб.).

Закупка исключительных услуг связи.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заказчики имеют право заключать с ЕП контракт на услуги, оказание которых может осуществляться только органами исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, ГУП, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, законодательными актами соответствующего субъекта РФ.

В рамках рассматриваемой в статье темы (и в п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе) речь идет прежде всего о таких видах почтовой связи:

  • федеральная фельдъегерская связь;

  • фельдъегерско-почтовая связь федерального органа исполнительной власти в области обороны;

  • специальная связь федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи.

Например, Указом № 897 утвержден перечень органов, служебные отправления которых доставляются органами федеральной фельдъегерской связи. В этот перечень входят Генпрокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры; Судебный департамент при ВС РФ, управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ; Центризбирком РФ, избирательные комиссии субъектов РФ.

Таким образом, для данной категории заказчиков фельдъегерская служба будет являться единственным исполнителем по передаче служебных отправлений (вне зависимости от цены заключаемого контракта).

В случае закупок услуг связи, которые не подпадают под закупки у ЕП, заказчик вынужден проводить конкурентную процедуру. Из всего многообразия способов закупок в электронной форме заказчик может выбрать две альтернативы:

  • либо запрос котировок в электронной форме (если объем закупок не превышает 500 тыс. руб.);

  • либо вне зависимости от объема закупки – аукцион в электронной форме.

Обратите внимание: при закупке услуг связи, которые по классификатору ОКПД включены в код 61 «Услуги телекоммуникационные», заказчик не вправе выбрать в качестве способа закупки конкурс в электронной форме. Это связано с законодательными ограничениями. Рассматриваемая позиция (код 61 по ОКПД 2) внесена в перечень, утвержденный Распоряжением № 471-р. Им определен перечень товаров, работ, услуг (ТРУ), в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить электронный аукцион. Правда, в ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе предусмотрены исключения из этого правила. В частности, заказчик имеет право закупать ТРУ из перечня, утвержденного Распоряжением № 471-р, путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у ЕП с учетом требований Закона о контрактной системе. Как видим, в перечне исключений конкурс не поименован как допустимый способ закупки услуг связи.

Конкретизируем, какие услуги связи включены в перечень, утвержденный Распоряжением № 471-р:

  • 61.10 – услуги телекоммуникационные проводные (фиксированной телефонной связи; операторов связи в сфере проводных телекоммуникаций; передачи данных по проводным телекоммуникационным сетям; телекоммуникационные проводные в сети «Интернет»; и т. д.);

  • 61.20 – услуги телекоммуникационные беспроводные (подвижной связи; операторов связи в сфере беспроводных телекоммуникаций; передачи данных по беспроводным телекоммуникационным сетям; и т. д.);

  • 61.30 – услуги спутниковой связи;

  • 61.90 – услуги телекоммуникационные прочие.

Установление объема закупаемых услуг.

На подготовительном этапе закупки услуг связи заказчику необходимо определиться с объемом закупок в стоимостном выражении (в рублях), в физическом выражении (количестве), а также понять, как эти величины взаимозависимы. Можно назвать два типичных вопроса, с которыми приходилось сталкиваться автору статьи: как определить, сколько услуг связи потребуется в будущем году, и какие единицы указывать при закупке услуг связи? В отношении первого вопроса – заказчикам необходимо проанализировать закупки аналогичных услуг в предшествующие периоды, например за последние три года, и по аналогии установить объем закупки на текущий срок с учетом доведенных лимитов бюджетных обязательств (или показателей плана финансово-хозяйственной деятельности).

При определении единиц измерения при закупке услуг связи необходимо ориентироваться на порядок формирования цены контракта. Например, если условиями контракта предусматривается абонентская плата, то целесообразнее указывать единицу измерения «месяц»; если абонентской платы нет, а осуществляется тарификация по минутам – единицей измерения будет «минута». Например, при закупке услуг связи на год на 6 абонентских номеров и при наличии абонентской платы порядок формирования цены контракта будет следующим:

Наименование ТРУ

Единица измерения

Количество

Размер платы в месяц с НДС, руб.

Размер оплаты в год с НДС, руб.

Услуги связи (на 6 абонентских номеров)

Месяц

5 256,00

63 072,00

Если по данным видам услуг связи позиции включены в каталог товаров, работ, услуг, размещенный в ЕИС (далее – КТРУ), необходимо оперировать единицами измерения, предусмотренными КТРУ. Напомним: правила использования заказчиками информации, включенной КТРУ при осуществлении закупок, утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145. Например, услуги связи, которые подпадают под код 61.10.11 (ОКПД 2), включены в КТРУ и имеют одинаковые единицы измерения:

Вид услуги

Код позиции КТРУ

Единица измерения

Внутризоновая телефонная связь

Условная единица

Междугородная телефонная связь

Условная единица

Международная телефонная связь

Условная единица

Местная телефонная связь

Условная единица

В частности, видно, что при закупке услуг связи должна устанавливаться в качестве единицы измерения «условная единица». В целях определения и обоснования цены заключаемого контракта заказчик для себя принимает правило, например: «одна условная единица = 12 месяцам оказания услуг на 6 абонентских номеров». То есть заказчик вводит «расшифровку» понятия «условная единица».

При закупке почтовой связи (коды по ОКПД 2 – 53.10.10.000 и 53.20.10.000) у заказчиков есть варианты указания единиц измерения:

Обратите внимание: каждая позиция, включенная в КТРУ, «привязана» к коду по ОКПД 2 (первые 9 цифр).

В завершение разговора об обязательности использования КТРУ отметим, что заказчик должен использовать не только единицы измерения, предусмотренные КТРУ, но и характеристики, включенные в КТРУ по той или иной позиции. Например, при закупке «Услуги по предоставлению внутризоновых, междугородных и международных телефонных соединений» (код по ОКПД 2 – 61.10.11.110) обязательны для применения следующие характеристики:

Наименование характеристики

Вид характеристики

Значение характеристики

Вид тарификации

Не изменяемая заказчиком

Абонентская система оплаты

Повременная система оплаты

Комбинированная система оплаты

Доступ к системе информационно-справочного обслуживания

Не изменяемая заказчиком

Да

Доступ к услугам связи сети связи общего пользования, кроме услуг местной и внутризоновой телефонной связи

Не изменяемая заказчиком

Да

Междугородные соединения по сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и передачи данных

Не изменяемая заказчиком

Да

При закупке почтовых услуг, например по позиции КТРУ 53.10.10.000-00000001 «Услуги почтовой связи общего пользования», характеристики пока не установлены. Рассматриваемая позиция КТРУ обязательна к применению с 01.02.2020, поэтому в дальнейшем в КТРУ могут быть внесены изменения.

При закупках услуг связи заказчикам необходимо: 1) внимательно относиться к специализированной терминологии в отношении классификации тех или иных видов услуг связи; 2) с учетом закупочного законодательства корректно выбрать способ закупки; 3) помнить требования подзаконных актов, которые могут оказать существенное влияние на установление параметров и характеристик закупаемых услуг.

* * *

В следующем номере мы рассмотрим особенности закупок услуг связи и узнаем, как осуществляется планирование закупок, как формировать требования к поставщику услуг связи и какие обязательные условия включать в контракт.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Пункт 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе – при условии, что объем закупок не превышает 5% совокупного годового объема закупок или 2 млн руб. Для отдельной категории заказчиков допустимо применение п. 5 ч. 1 ст. 93 – цена одной сделки не более 600 тыс. руб., а годовой объем не превышает 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не составляет более 20 млн руб.

Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Постановление Правительства РФ от 24.10.2005 № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи».

Статья 9 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи».

Указ Президента РФ от 10.12.2013 № 897 «Об утверждении перечня органов, служебные отправления которых доставляются органами федеральной фельдъегерской связи».

ОК 034-2014 (КПЕС 2008) «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности», утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.

Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)».

Услуги общедоступной электросвязи и услуги общедоступной почтовой связи

Услуги связи также являются особо значимыми для граждан, организаций и государства в целом, появляется все больше и больше видов услуг связи. К примеру, услуги связи бывают различными: универсальными, телеграфной связи, телематические услуги связи, услуги связи для теле- и радиовещания, услуги связи проводного радиовещания, услуги подвижной связи. Государственному регулированию как сфера деятельности естественных монополий, подлежат только услуги общедоступной связи. Кайль А.Н., Цисс Т.А. Комментарий к Федеральному закону от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи». — Система Гарант, 2012.

Под услугами связи Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» понимает деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Таким образом, выделяется два основных вида связи — электросвязь и почтовая связь. «Электросвязь — это любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам» (ст. 3 Федерального закона от 7 июля 2008 г. N 126-ФЗ «О связи»).

Перечень услуг общедоступной связи (как электрической, так и почтовой), которые являются сферой деятельности субъектов естественных монополий и в отношении которых осуществляется государственное регулирование, определяется постановлением Правительства РФ от 24 октября 2005 г. N 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» Постановление Правительства РФ от 24.10.2005 N 637 (ред. от 03.11.2011) «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» // «Собрание законодательства РФ», 31.10.2005, N 44, ст. 4561..

Так к ним отнесены почтовые услуги — пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) и передача внутренней телеграммы.

Услуги электросвязи признанные общедоступными — это предоставление междугородного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных; распространение общероссийских телерадиопрограмм, предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи; предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов); предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа и предоставление внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *