Управление муниципальным имуществом

Муниципальное управление. Тест для самопроверки

1. Орган, создаваемый на региональном уровне с целью выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований – фонд …
компенсации
муниципального развития
финансовой поддержки поселений

2. Правовая база местного самоуправления в РФ – это …
система муниципальных правовых актов
система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует
федеральное и региональное законодательство

3. По глубине прогноза и длительности последствий намечаемых действий Стратегический план является …
краткосрочным (1-2 года)
долгосрочным (10-15 лет)
среднесрочным (3-4 года)

4. Решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, получило название …
Закон Субъекта РФ
устав муниципального образования
муниципальный правовой акт

5. Средства, выделяемые местным органам власти для осуществления отдельных государственных полномочий, называются …
дотации
субвенции
субсидии

6. Принцип организации местных финансов — неверный для России
единство законодательной базы
целевая направленность
зависимость от государства
открытость и прозрачность

7. Местный бюджет – это план …
доходов и расходов субъекта РФ
доходов и расходов муниципального образования на очередной период времени
расходов и доходов государства на финансовый год

8. Унитарными могут быть только … предприятия.
государственные и муниципальные
малые и средние
крупные муниципальные

9. Несуществующая модель муниципального хозяйства
муниципально-рентная
рентная
коммунальная

10. В структуру объекта муниципального управления входят:
глава муниципального образования
население
представительный орган
территория
экономика
местная администрация

11. Метод корреляции …
устанавливает взаимосвязи между разными показателями, тенденциями, их взаимное влияние
предполагает, что следующий во времени показатель по своей величине равен средней за последние месяцы (годы) величине, например средней за последние 3 месяца

12. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в состав муниципального имущества входит имущество, предназначенное для …
решения вопросов местного значения
осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления
обеспечения деятельности органов и должностных лиц государственной власти субъекта РФ
обеспечения деятельности немуниципальных хозяйствующих субъектов

13. Основные рабочие структуры, осуществляющие разработку Стратегического плана
Координационный совет (координационный центр)
комитеты представительного органа
рабочие группы
муниципальная избирательная комиссия

14. Вопросы владения, пользования, распоряжения и управления муниципальной собственностью; самостоятельного формирования, утверждения и исполнения местного бюджета…
действительны только для поселений
действительны только для муниципальных районов
общие для всех типов муниципальных образований

15. Важнейший закон, определяющий общие принципы деятельности местного самоуправления, в системе федерального законодательства
Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г.
Федеральный закон №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007г.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (2004г.)

16. По типу исполняемых функций представительный орган местного самоуправления является … органом.
программным
проектным
программно-целевым
линейно-функциональным

17. Коммерческие торги проводятся при … муниципального имущества.
аренде
приватизации
мене

18. Объект планирования в муниципальном образовании
объекты государственной собственности
вся социально-экономическая сфера муниципального образования
муниципальное имущество

19. Если глава муниципального образования возглавляет представительный орган, то местную администрацию возглавляет …
управляющий по контракту
один из депутатов представительного органа
руководитель муниципальной избирательной комиссии

20. Документ, выполняющий конститутивную функцию в муниципальном образовании
постановление губернатора
устав муниципального образования
распоряжение мэра

21. Муниципальная должность, которая не является должностью муниципального служащего
выборный глава муниципального образования
начальник отдела администрации
специалист финансовой службы местной администрации

22. Разделение территории муниципального образования на различные зоны со своими целями использования называется … зонированием.
правовым
ценовым
функциональным

23. Способы приватизации муниципальной собственности
аукцион
запрос заявок
коммерческий конкурс
коммерческие торги

24. Постоянно действующий исполнительный орган местного самоуправления
администрация муниципального образования
ревизионная комиссия
штаб в структуре местной администрации по ликвидации чрезвычайной ситуации

25. Разница между величинами экономического и потребительского потенциалов выражает … эффективность жизни населения.
трудовую
финансовую
экономическую

26. Отдельными государственными полномочиями могут наделяться только органы местного самоуправления …
муниципальных районов и городских округов
городских и сельских поселений
межселенных территорий

27. Город или поселок, а также территории, предназначенные для развития его инфраструктуры, называется …
городской округ
городское поселение
городской населенный пункт

28. Высший уровень двухуровневой системы местного самоуправления в РФ составляют …
муниципальные районы
городские поселения
городские округа
сельские поселения

29. Функциональное структурное подразделение местной администрации
Правовая служба
Департамент здравоохранения
Отдел образования

30. Выделяют критерии общей и специальной социальной эффективности муниципального управления.
нет
да

31. Индикативное планирование представляет собой:
процесс формирования системы параметров, характеризующих состояние и развитие территориальных и отраслевых подсистем
общую направленность развития территории, сконцентрированную на ключевых, наиболее перспективных направлениях
процесс развития территории, основанный на краткосрочном планировании и прогнозировании

32. Если глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава, то он возглавляет …
местную администрацию
представительный орган
аппарат местной администрации
экономический совет

33. Муниципальный долг – это …
совокупность долговых обязательств муниципального образования
выпуск органами местного самоуправления муниципальных ценных бумаг для погашения долгов
долговые обязательства по бюджетным кредитам из бюджетов других уровней

34. Согласно №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. вопросы местного значения являются общими для всех типов муниципальных образований.
нет
да

35. Субъектами права оперативного управления на муниципальное имущество признаются …
государственные предприятия
муниципальные предприятия
муниципальные учреждения
частные предприятия

36. Ресурсы муниципального образования – это совокупность …
финансовых возможностей территории
материальных и нематериальных возможностей субъекта РФ
материальных и нематериальных возможностей муниципального образования

37. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает формирование … системы местного самоуправления.
одноуровневой
двухуровневой
трехуровневой
многоуровневой

38. Эффективность деятельности конкретного должностного лица определяется выполнением в полном объеме требований …
устава муниципального образования
должностной инструкции
Положения о структурном подразделении

39. Лицо, имеющее статус главы муниципального образования, может возглавлять одновременно представительный и исполнительный органы…
во всех типах муниципальных образований
в сельских поселениях
только в малых городах

40. Совокупность заключенных муниципальных контрактов составляет …
муниципальный заказ
муниципальный долг
муниципальный кредит

41. В бюджет капитальных расходов не входят …
расходы на инновационные мероприятия
расходы на управление
капитальное строительство
обслуживание муниципального долга

42. Местный референдум относится к формам … демократии.
непосредственной
представительной

43. Орган, создаваемый на региональном уровне с целью выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований – фонд …
компенсации
муниципального развития
финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов

44. Муниципальной собственностью распоряжаются …
органы местного самоуправления
органы региональной власти
федеральные органы власти

45. Организационные структуры, которые создаются для решения конкретных задач
линейно-функциональные
программно-целевые
проектные
матричные

46. Должностная единица, не являющаяся источником публичной власти
председатель правительства
губернатор
мэр города
председатель комитета территориального органа самоуправления

47. Представительскими функциями в муниципальном образовании наделяется …
глава муниципального образования
местная администрация
муниципальная избирательная комиссия

48. Объектом оценивания прагматического критерия являются …
государственные или муниципальные программы, планы
непосредственные результаты изменения управляемых объектов
социально-политические и экономические концепции, принципы, методы управления

49. В структуру муниципальных финансов входят …
муниципальные внебюджетные фонды
муниципальные ценные бумаги
государственные ценные бумаги
прибыль немуниципальных хозяйствующих субъектов

50. Наиболее предпочтительный способ размещения муниципального заказа
закрытый конкурс
открытый конкурс
бесконкурсное размещение

51. Комитет по управлению муниципальным имуществом является … структурным подразделением местной администрации.
отраслевым
вспомогательным
функциональным
территориальным

52. Экономические методы в муниципальном управлении основаны на использовании законов психологии и социологии.
да
нет

53. Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления в … году.
2000
1995
1998
1997

54. Местное самоуправление шире, чем муниципальное управление.
да
нет

55. Объекты муниципальной собственности, которые целесообразно подвергать первоочередной приватизации
высокодоходные
низкоприбыльные
безнадежно убыточные
задействованные в оказании общественных услуг

56. Градообслуживающая и социальная сферы в совокупности формируют …
городскую инфраструктуру
городскую среду
экономический базис муниципального образования

57. Самоорганизация граждан по месту их жительства получила название …
муниципально-частное партнерство
коллективное общество
территориальное общественное самоуправление

58. Муниципальное управление – это деятельность органов…
местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных потребностей
государственной власти, направленная на удовлетворение общественных интересов
местного самоуправления, направленная на удовлетворение местных интересов

59. Профессиональная подготовка представляет собой:
первоначальное обучение лиц, не имеющих профессии (специальности), желающих приобрести профессию (специальность) и трудиться по ней
обучение специалистов новым профессиям (специальностям), если имеющаяся у них профессия (специальность) не соответствует поручаемой им работе
оценку работников и их перемещение по службе

60. Экономические показатели эффективности управления социально-экономическим развитием территории:
уровень социальной поддержки малоимущего населения
индекс объемов производства
средний доход населения
финансирование текущих расходов бюджета

61. Унитарное предприятие – это …
некоммерческая организация, осуществляющая деятельность по поручению государственных органов власти
коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество
казенное предприятие, находящееся в собственности государственных и муниципальных органов власти

62. Специфические методы муниципального управления
Организационные методы
Метод системного анализа
Экономические методы
Социально-психологические методы
Балансовый метод
Статистические методы

63. Несколько поселений, объединенных общей территорией – это …
внутригородская территория города федерального значения
городской округ
муниципальный район

64. Вопросы образования и здравоохранения вынесены только на уровень …
муниципальных районов и городских округов
городских и сельских поселений
межселенных территорий

65. Аттестация проводится один раз в …
2 года
5-7 лет
3-5 лет

66. Социальная сфера – это совокупность …
отраслей, предприятий, организаций, непосредственно связанных и определяющих здоровье, образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление
финансовых ресурсов муниципального образования
материальных и нематериальных возможностей территории муниципального образования

67. Принятие местного бюджета находится в исключительной компетенции … органа муниципального образования.
исполнительно-распорядительного
контрольного
представительного

68. В бюджет капитальных расходов не входят:
инновационные мероприятия
расходы на управление
капитальный ремонт
обслуживание муниципального долга

69. Согласно федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в муниципальном образовании обязательным стало наличие …
местной администрации
контрольного органа
главы муниципального образования
муниципальной избирательной комиссии

70. Основной нормативный акт муниципального образования
постановление председателя представительного органа муниципального образования
устав муниципального образования
решение, принятое населением на местном референдуме

71. Обобщающий показатель социального развития муниципального образования
уровень жизни населения
финансовое состояние муниципальных предприятий и учреждений
доходная часть местного бюджета

72. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления на основе собственных инициатив:
правотворческая инициатива граждан
опросы
муниципальные выборы
сходы граждан в малых муниципальных образованиях
публичные слушания
местный референдум

73. Объект оценивания прагматического критерия
государственные или муниципальные программы, планы
непосредственные результаты изменения управляемых объектов
социально-политические и экономические концепции, принципы, методы управления

74. Муниципальные предприятия, учреждаемые в расчете на коммерческий успех, создаются в форме унитарных предприятий, основанных на праве …
доверительного управления
оперативного управления
хозяйственного ведения
коммерческого ведения

75. Средства, выделяемые местным органам власти для осуществления отдельных государственных полномочий
дотации
субвенции
субсидии

76. Субъект муниципального управления …
муниципальное образование
органы местного самоуправления
Субъект РФ

77. Не публичный уровень власти
федеральный
региональный
муниципальный
территориальный

78. Согласно федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление – это … вопросов местного значения.
самостоятельное решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления
деятельность населения по решению
право и реальная способность органов местного самоуправления по решению

79. Муниципальная должность, не являющаяся должностью муниципального служащего
депутат представительного органа
начальник отдела администрации
специалист правовой службы местной администрации

80. Сумма денежных, натуральных и косвенных доходов за минусом налогов называется … доходами.
номинальными
реальными
формальными

81. Конкурс представляет собой …
оценку работников и их должностное перемещение
выбор из числа претендентов на занятие должностей в структурах государственной и муниципальной службы наиболее достойных
профессиональную переподготовку работников

82. Несуществующая модель муниципального хозяйства
коммунально-рентная
коммунальная
муниципальная

83. Сумма денежных, натуральных и косвенных доходов называется … доходами.
реальными
номинальными
фактическими

84. Ресурсы муниципального образования – это совокупность …
финансовых возможностей территории
материальных и нематериальных возможностей субъекта РФ
материальных и нематериальных возможностей муниципального образования

85. Для муниципального хозяйствующего субъекта более ограничено право …
оперативного управления
хозяйственного ведения
по уровню предлагаемых полномочий данные права равны

86. Местные налоги
НДС
земельный налог
налог на имущество физических лиц
транспортный налог
налог на имущество юридических лиц

87. По глубине прогноза и длительности последствий намечаемых действий Стратегический план является …
краткосрочным (1 год)
долгосрочным (10-15 лет)
среднесрочным (3-4 года)

88. Объект муниципального управления
муниципальное образование
органы местного самоуправления
домохозяйства

89. Совокупность экономических ресурсов муниципального образования, обеспечивающих удовлетворение жизненных потребностей населения, и отношений по их использованию составляет суть …
муниципальной экономики
муниципальной хозяйственной деятельности
муниципальной политики
муниципальной инвестиционной деятельности

90. Кадровый резерв — это группа …
работников, уволенных с должностей государственной и муниципальной службы
работников, замещающих определенные должности государственной и муниципальной службы
перспективных работников, предназначенных для замещения определенных должностей государственной и муниципальной службы

91. Стратегическое планирование представляет собой …
процесс формирования системы параметров, характеризующих состояние и развитие территориальных и отраслевых подсистем
общую направленность развития территории, сконцентрированную на ключевых, наиболее перспективных направлениях
процесс развития территории, основанный на краткосрочном планировании и прогнозировании

92. Федеральный закон №25-ФЗ от 02.03.2007г. «О муниципальной службе в РФ» разделил муниципальные должности на … категории.
4
3
2
5

93. Миссия муниципального управления
повышение уровня и качества жизни населения муниципального образования
развитие инфраструктуры муниципального образования
формирование кадрового резерва

94. Обобщающий показатель социального развития
уровень жизни населения
финансовое состояние государственных предприятий и учреждений
расходная часть местного бюджета

95. Муниципальное управление – это деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных интересов, осуществляемая в определенных законом формах посредством …
межбюджетных трансфертов
муниципального хозяйства
муниципальных заемных средств

96. Главным органом Стратегического плана является … конференция.
общерегиональная
общемуниципальная
городская

97. К местным налогам относят …
НДС
земельный налог
налог на имущество физических лиц
транспортный налог

98. Средства, выделяемые местным органам власти для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований
дотации
субвенции
субсидии

99. Социальная сфера – это совокупность …
отраслей, предприятий, организаций, непосредственно связанных и определяющих здоровье, образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление
финансовых ресурсов муниципального образования
материальных и нематериальных возможностей территории муниципального образования

100. Муниципальная политика в экономической сфере направлена на …
поддержание объектов производственной сферы
развитие искусства и творчества подрастающего поколения
поддержку политических партий и общественных движений, функционирующих в муниципальном образовании

101. К муниципальным хозяйствующим субъектам относятся муниципальные …
унитарные и казенные предприятия
учреждения
унитарные предприятия и муниципальные учреждения

102. STEP – анализ – это анализ … среды территории.
внутренней
внешней
постоянной

103. В структуру муниципальных финансов полностью входят …
местный бюджет
государственные заемные средства
финансы муниципальных предприятий и учреждений
прибыль немуниципальных хозяйствующих субъектов

104. Местный бюджет – это …
план доходов и расходов субъекта РФ
план расходов и доходов государства на финансовый год
план финансовой деятельности органов местного самоуправления, представленный в форме описи доходов и расходов

105. Результаты деятельности муниципальных предприятий направляются на … нужды.
государственные
хозяйственные
общественные
корпоративные
коммерческие

106. Устав муниципального образования принимается …
представительным органом муниципального образования
главой муниципального образования
населением

107. Субъектом управления процессами здравоохранения выступает …
администрация городского поселения
администрация муниципального района
администрация сельского поселения

108. Муниципальная собственность предназначена для удовлетворения … потребностей.
индивидуальных
групповых
общественных

109. Группы критериев по объектам управления
ценностно-рациональный
прагматический
целеустремленный
ценностно-прагматический

110. Со спецификой субъекта и объекта муниципального управления связаны … функции управления.
универсальные
специальные
общие

111. Основная цель муниципального уровня управления качеством жизни населения является …
устойчивое развитие на основе постоянного совершенствования всех направлений деятельности
повышение качества жизни в обществе
повышение качества жизни в муниципальном образовании
повышение качества жизни в городе

112. По объектам управления различают следующие группы критериев:
ценностно-рациональный
прагматический
целеустремленный
ценностно-прагматический

113. SWOT – анализ – это … среды территории.
анализ внутренней
анализ внешней
анализ постоянной

114. На основе трудового потенциала населения может быть рассчитан его … потенциал.
финансовый
культурный
экономический

115. Миссия муниципального управления
повышение уровня и качества жизни населения муниципального образования
развитие инфраструктуры муниципального образования
формирование кадрового резерва

116. Экономический базис города формируют:
градообразующая база
население
социальная сфера
градообслуживающая сфера
городская среда
территория

117. Органы местного самоуправления входят в систему органов государственной власти.
да
нет

118. В структуру субъекта муниципального управления не входит …
глава муниципального образования
градообслуживающая сфера
представительный орган

119. К территориальным структурным подразделениям местной администрации относится(ятся) …
аппарат администрации
правовая служба
районные администрации в крупном городе

120. Разделение территории муниципального образования на различные зоны со своими целями использования называется … зонированием.
правовым
ценовым
функциональным

121. Муниципальное управление характеризуется наличием органов управления.
нет
да

122. Разновидность унитарного предприятия
муниципальное учреждение
казенное предприятие
коммандитное товарищество

123. Средства, которые обычно не следует относить к категории расходов муниципального образования — расходы, связанные с …
решением вопросов местного значения
исполнением отдельных государственных полномочий
обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам
содержанием высших и среднеспециальных учебных заведений

124. Субъект и объект местного самоуправления в РФ
муниципальное образование
органы местного самоуправления
население

125. По способу образования местная администрация является …
выборным органом
органом на основе назначения
органом на основе кооптации по установленным нормам

126. Субъектом управления образовательными процессами выступает администрация …
городского поселения
муниципального района
сельского поселения

127. ФЗ-№25 «О муниципальной службе в РФ» был принят в … году.
2006
2008
2007

128. Субъект процесса планового развития муниципального образования — … властные структуры.
муниципальные
государственные
частные

129. Муниципалитеты, хозяйственная жизнь которых определяется одним-двумя крупными предприятиями либо несколькими предприятиями одной отрасли называются …
монофункциональными
многофункциональными
однофункциональными

130. Социальные показатели эффективности управления социально-экономическим развитием территории
уровень социальной поддержки малоимущего населения
индекс объемов производства
средний доход населения
финансирование текущих расходов бюджета
создание новых рабочих мест

131. Вопросы местного значения поселений и муниципальных районов закреплены за …
межселенными территориями
городскими округами

132. Средства самообложения граждан
налог на доходы физических лиц
разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения
многократные платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения
разовые платежи граждан, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий

133. Метод морфологического анализа представляет собой …
упорядоченный способ рассмотрения объекта и получения систематизированной информации по всем возможным вариантам его развития
исследование зависимостей определенной величины от других величин

134. Критерий эффективности работы фиксирует результаты, а не величину муниципальных расходов на определенные программы и услуги.
да
нет

135. В структуру объекта муниципального управления входят:
глава муниципального образования
население
представительный орган
территория
экономика
местная администрация

136. Основная цель муниципального уровня управления качеством жизни населения …
устойчивое развитие на основе постоянного совершенствования всех направлений деятельности
повышение качества жизни в обществе
повышение качества жизни в муниципальном образовании

137. Полномочия разграничены по типам муниципальных образований.
да
нет

138. Муниципальный заказ финансируется за счет средств:
частных предприятий и организаций
местного бюджета
привлекаемых администрацией муниципального образования

newinspire

Правовой статус органов местного самоуправления

Рассмотрим особенности, полномочия и правовой статус органов местного самоуправления в России.

В Российской Федерации, говорится в ст. 12 Конституции РФ, признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В Конституции РФ местному самоуправлению посвящена специальная глава 8, в ряде норм которой закреплено, что местное самоуправление в России обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения; осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций, а структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, а также решают иные вопросы местного значения. Эти органы могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, но реализация переданных им полномочий подконтрольна государству.

Местное самоуправление в России, согласно ст. 133 Конституции РФ, гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

В самых общих чертах конституционная модель местного самоуправления — одна из основ конституционного строя Российской Федерации. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории.

Поэтому местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия. Одновременно местное самоуправление признается и гарантируется государством как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом.

Местное самоуправление представляет собой систему форм организации и деятельности жителей соответствующих территорий с целью самостоятельного и под свою ответственность решения непосредственно или через избираемые и иные органы вопросов местного значения для обеспечения жизнедеятельности населения, проживающего на соответствующей территории муниципального образования, — городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория.

Вопросы местного значения — это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ и другим федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации.

В систему органов местного самоуправления входят как представительные, так и исполнительные органы местного самоуправления: советы, собрания, комитеты, главы муниципальных образований, администрации.

Глава муниципального образования всегда является выборным должностным лицом, олицетворяет собой и реализует представительную муниципальную власть, осуществляет как стратегическое руководство развитием муниципального образования, так и вместе со своим административным аппаратом и через него реализует исполнительную власть в муниципальном образовании, осуществляя весь комплекс функций оперативного управления всеми сторонами жизнедеятельности его населения.

Экономическая основа местного самоуправления

Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Муниципальная собственность — это имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Местные финансы — это совокупность денежных средств, мобилизуемых и используемых для осуществления функций органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления имеют право на обладание достаточными собственными средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

Основным элементом эффективного использования экономических ресурсов местного самоуправления является правильно организованный процесс планирования. Это могут быть планы социально-экономического развития, более детальные планы муниципальных работ или оказания определенного рода услуг населению (медицинское обслуживание, образование, транспортное обслуживание и др.). Как показывает практика, оптимальным методом планирования является составление бизнес-плана.

Муниципальная собственность

В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления или население непосредственно. Органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать, а также совершать с имуществом иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или предаваемых в пользование объектов. Органы местного самоуправления могут устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.

Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяется населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Доходы от приватизации поступают в полном объеме в местный бюджет.

Управление и распоряжение муниципальной собственностью

Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью является исключительной компетенцией представительных органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, регулируют цены и тарифы на их продукцию, (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей, заслушивают отчеты об их деятельности. Они вправе также изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе.

Непосредственное управление муниципальным предприятием осуществляет его руководитель, действуя на основании уставных документов. Распоряжение руководителем предприятия закреп за предприятием имуществом осуществляется с учетом подзаконных актов местного самоуправления. Муниципальное предприятие не вправе продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог, а также другим способом распоряжаться недвижимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, без согласия администрации поселения. Продажа недвижимого имущества предприятия гражданам и юридическим лицам осуществляется в порядке приватизации муниципальной собственности и регулируется актами местного самоуправления.

Муниципальная собственность

Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности. Она представляет собой вид публичной собственности наряду с государственной собственностью.

В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное, во-первых, для решения вопросов местного значения; во-вторых, для осуществления переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий; в-третьих, для обеспечения деятельности органов, должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий, учреждений. В случае возникновения у муниципального образования права собственности на имущество, не предназначенное для вышеназванных целей, такое имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

Виды муниципального имущества. Закон от 6 октября 2003 г. устанавливает в общем виде перечень объектов собственности поселений, муниципальных районов, городских округов.

В собственности поселений могут находиться:

  1. имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;
  2. автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;
  3. жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;
  4. пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;
  5. имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
  6. объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;
  7. библиотеки;
  8. имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
  9. объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенные в границах поселения;
  10. имущество, предназначенное для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;
  11. имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;
  12. имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
  13. имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;
  14. имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
  15. земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;
  16. обособленные водные объекты на территории поселения;
  17. леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения.

В собственности муниципальных районов могут находиться:

  1. имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;
  2. автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;
  3. пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;
  4. имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля;
  5. имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
  6. имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;
  7. имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;
  8. имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
  9. имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов:
  10. архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;
  11. имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;
  12. межпоселенческие библиотеки и библиотечные коллекторы;
  13. имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
  14. земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;
  15. обособленные водные объекты на территории муниципального района, расположенные на межселенной территории муниципального района.

В собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные выше.

Субъекты и содержание права муниципальной собственности. Содержание права муниципальной собственности в соответствии со ст. 209 ГК РФ составляют правомочия владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом. Однако собственник — это субъект, который не просто владеет, пользуется, распоряжается определенным имуществом, но делает это по своему усмотрению и в своем интересе.1Толстой Ю. К. К учению о праве собственности // Правоведение. 1992. № С. 21. Можно владеть, пользоваться, даже распоряжаться определенным имуществом, но не по своему усмотрению, не в своем интересе, а по поручению собственника.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, иным актам; не нарушающие права, охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом; отдавать имущество в залог и обременять его другими способами; распоряжаться им иным образом. Собственник может передавать свое имущество в доверительное управление иным лицам.

На отношения муниципальной собственности распространяются общие правила гражданского законодательства. Так, п. 1 ст. 215 ГК РФ в качестве первичного субъекта права муниципальной собственности определяет муниципальные образования, а значит — местные сообщества жителей, чью юридическую личность и персонифицируют муниципальные образования. Местное население в сфере отношений муниципальной собственности выступает первичным собственником. Органы местного самоуправления могут быть определены как публичные собственники, т.е. как органы, которые не только осуществляют полномочия от имени первичного собственника, но и формулируют его интересы, отождествляют свое волевое усмотрение с усмотрением населения. Органы местного самоуправления в пределах собственной компетенции осуществляют все полномочия собственников. Они от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в их развитие нормативными актами органов местного самоуправления. Они вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ, субъектов федерации, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Управление муниципальным имуществом. Органы местного самоуправления осуществляют правомочия собственника в отношении муниципального имущества в рамках своей компетенции. Представительные органы местного самоуправления устанавливают порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, а исполнительные органы местного самоуправления исходя из заданной нормативной программы непосредственно владеют, пользуются, распоряжаются этим имуществом.

Движимое, недвижимое муниципальное имущество находится в местной казне наряду со средствами местных бюджетов или закрепляется за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями. Муниципальные предприятия и учреждения, за которыми закрепляется определенное имущество, осуществляют в его отношении правомочия владения, пользования, распоряжения, но не в качестве собственников, поскольку их действия по управлению вверенным имуществом ограничены усмотрением органов местного самоуправления, продолжающих осуществлять в отношении названного имущества правомочия собственника. Муниципальные предприятия владеют, пользуются, распоряжаются закрепленным за ними имуществом на праве хозяйственного ведения, а муниципальные учреждения — на праве оперативного управления. Оба эти права производны от права муниципальной собственности и представляют собой его содержательно усеченные копии.

Находящееся в составе казны имущество принадлежит на праве собственности непосредственно соответствующему муниципальному образованию. Учет составляющего местную казну имущества и его движения, например, в Екатеринбурге, осуществляется комитетом по управлению городским имуществом путем занесения соответствующих сведений в специальный раздел реестра муниципальной собственности. Выписка из реестра муниципальной собственности является документом, подтверждающим учет недвижимого имущества в составе муниципальной собственности. Документом, удостоверяющим право муниципальной собственности на недвижимое имущество, является свидетельство о государственной регистрации права, выданное учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Документом, подтверждающим право муниципальной собственности на движимое имущество, является выписка из реестра муниципальной собственности.

Сведения о муниципальном имуществе, закрепленном за муниципальными организациями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, так же, как и о казенном имуществе, заносятся в реестр муниципальной собственности.

Органы местного самоуправления, создавая муниципальные предприятия, определяют предмет и цели деятельности данных предприятий, решают вопросы назначения и увольнения руководителей муниципальных предприятий, реорганизации и ликвидации последних, регулируют цены и тарифы на их продукцию (услуги), осуществляют контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятиям имущества, заслушивают отчеты руководителей данных предприятий об их деятельности. Предприятия не вправе продавать принадлежащее им на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия соответствующих органов местного самоуправления. Остальным своим имуществом муниципальные предприятия распоряжаются, по общему правилу, самостоятельно. Муниципальные образования в лице органов местного самоуправления имеют право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятий.

Состоящие на местном бюджете учреждения осуществляют в отношении закрепленного за ними на праве оперативного управления имущества правомочия владения, пользования, распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями органов местного самоуправления и назначением имущества. Органы местного самоуправления, осуществляя полномочия собственника муниципального имущества, вправе изымать закрепленное за учреждениями имущество, если оно оказывается излишним, не используется или используется не по назначению. Органы местного самоуправления вправе распоряжаться таким имуществом по своему усмотрению. Учреждения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом или имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных им по смете. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно (дополнительно) отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение.

Необходимо иметь в виду, что представительные и исполнительные органы местного самоуправления имеют сложную природу, одновременно являясь и органами управления — субъектами публичного права, и учреждениями — субъектами гражданского права, прежде всего имущественного оборота. Следовательно, органы местного самоуправления в качестве органов публично-властного управления осуществляют полномочия собственников муниципального имущества, а в качестве учреждений (юридических лиц) полномочия оперативного управления в отношении имущества, которое они сами за собой закрепляют (либо которое закреплено за ними иным путем). Органы местного самоуправления вправе участвовать в создании предприятий смешанной формы собственности.

Органы местного самоуправления наделены правом предоставлять различные виды муниципального имущества в аренду. Стремясь повысить привлекательность муниципального имущества для реальных и потенциальных арендаторов, увеличить эффективность его использования в интересах жителей, органы местного самоуправления прибегают к практике предоставления льгот арендаторам муниципального имущества. Порядок и условия приватизации муниципального имущества (возмездное отчуждение имущества в собственность физических и юридических лиц) определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Не менее важно, чем эксплуатация и отчуждение муниципального имущества, пополнение муниципального имущества новыми объектами. Одно из направлений этой работы — строительство жилья и социально-экономической инфраструктуры.

Органам местного самоуправления на территории своих муниципальных образований приходится взаимодействовать не только с предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности, но и с немуниципальными предприятиями, учреждениями, организациями. В этом взаимодействии можно выделить две сферы: сферу компетенции муниципальных образований и их органов местного самоуправления и сферу иных аспектов местной жизни и взаимодействия муниципальных и немуниципальных субъектов.

В первой сфере органы местного самоуправления вправе координировать участие любых расположенных на их территории предприятий, учреждений, организаций в комплексном социально-экономическом развитии своих муниципальных образований. В пределах собственной или переданной им в порядке наделения государственными полномочиями компетенции органы местного самоуправления определяют порядок и условия хозяйствования и иной деятельности любых субъектов. Они, например, осуществляют приемку в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского и производственного назначения, отвечают за перевод жилых помещений в нежилые и за перевод нежилых помещений в жилые, определяют правила организации уличной торговли.

Упорядочивая на территории своих муниципальных образований деятельность хозяйствующих и иных субъектов независимо от форм их собственности, органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и законами субъекта РФ. по вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.

15.04.2020 Уведомление об отсрочке арендных платежей

10.02.2020 Министерством Республики Коми имущественных и земельных отношений принято решение о проведении в 2021 году на территории Республики Коми государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2021
Скачать письмо

31.01.2020 Информационное сообщение об установлении публичного сервитута для строительства линейного объекта: «Газопровод высокого давления ГРС Куратово – ГРП-1 пгт.Шудаяг Ухтинского района Республики Коми

16.01.2020 Публичное обсуждение результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органов надзорной деятельности Главного управления за 2019 год.
Скачать уведомление

10.01.2020 Об установлении публичного сервитута и описание местоположения границ
Публикация по публичному сервитуту
Описание местоположения границ

14.10.2019 Продажа государственного и муниципального имущества, подлежащего приватизации, осуществляется исключительно в электронной форме.

Для организации продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 №2488-р утвержден следующий перечень операторов электронных площадок и ссылки на обучающиеся материалы по площадкам:

1. Государственное унитарное предприятие «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан». http://agzrt.tatarstan.ru/.

2. Акционерное общество «Электронные торговые системы». http://www.aetp.ru/etp/list/roseltorg.

3. Закрытое акционерное общество «Сбербанк – Автоматизированная система торгов». https://univer.sberbank-ast.ru.

4. Общество с ограниченной ответственностью «РТС – тендер». https://www.rts-tender.ru, раздел «Имущество».

5. Акционерное общество «Единая электронная торговая площадка». https://www.roseltorg.ru/ecp/set/roseltorg.

6. Открытое акционерное общество «Российский аукционный дом». http://www.aetp.ru/etp/list/lot-online.

Дополнительно информируем, что выбор площадки осуществляется продавцом имущества самостоятельно.

10.10.2019 Извещение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в 2019 году

21.09.2019 Социологический опрос
Скачать документ

18.09.2019 18.09.2019

АДМИНИСТРАЦИЯ МОГО «УХТА» ИЗВЕЩАЕТ О ПРОВЕДЕНИИ ЗАСЕДАНИЯ СОГЛАСИТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО ВОПРОСУ СОГЛАСОВАНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОМПЛЕКСНЫХ КАДАСТРОВЫХ РАБОТ

В отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории кадастровых кварталов 11:20:0202020 – СНТ «Зодчий Севера», 11:20:0202061 – СНТ «Снежок», 11:20:0202032-СНТ «Медик», 11:20:0202063 – СНТ «Строитель», 11:20:0202051 – СНТ «Ромашка», 11:20:0202037 – СНТ «Недра-83» выполняются комплексные кадастровые работы.

«04» октября 2019г. в 18 часов 00 минут по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Бушуева, 11 актовый зал состоится заседание согласительной комиссии по вопросу согласования местоположения границ земельных участков, в отношении которых проводятся комплексные кадастровые работы.

Обоснованные возражения относительно местоположения границ земельных участков, содержащегося в проекте карты-плана территории, можно представить в согласительную комиссию в письменной форме в период с «16» сентября 2019г. по «03» октября 2019г. и с «04» октября 2019г. по «22» ноября 2019г.

Уведомляем всех заинтересованных лиц о завершении подготовки проекта карты-плана территории, с которым можно ознакомиться по адресу работы согласительной комиссии: Республика Коми, г. Ухта, ул. Бушуева, д.7, каб. 5, каб.10 или на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» администрации МОГО «Ухта»: mouhta.ru/directions/kadastr/.

Для участия в согласовании местоположения границ при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, а также документы, подтверждающие права на соответствующий земельный участок.

Возражения оформляются в соответствии с частью 15 статьи 42.10 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и включают в себя сведения о лице, направившем данное возражение, в том числе фамилию, имя и (при наличии) отчество, а также адрес правообладателя и (или) адрес электронной почты правообладателя, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, обоснование причин его несогласия с местоположением границы земельного участка, кадастровый номер земельного участка (при наличии) или обозначение образуемого земельного участка в соответствии с проектом карты-плана территории. К указанным возражениям должны быть приложены копии документов, подтверждающих право лица, направившего данное возражение, на такой земельный участок, или иные документы, устанавливающие или удостоверяющие права на такой земельный участок, а также документы, определяющие (определявшие) местоположение границ при образовании такого земельного участка (при наличии).

В случае отсутствия таких возражений местоположение границ земельных участков считается согласованным.

Не рекомендуется проведения межевания земельных участков в указанных обществах в индивидуальном порядке!

28.08.2019 О праздничных мероприятиях 1 сентября 2019

12.08.2019 Информационное сообщение

29.07.2019 О продаже государственного имущества Республики Коми

23.07.2019 АДМИНИСТРАЦИЯ МОГО «УХТА» ИЗВЕЩАЕТ О НАЧАЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ КАДАСТРОВЫХ РАБОТ

11.07.2019 УВАЖАЕМЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

05.07.2019 ОАО «Ухтинская городская типография» извещает о проведении 08 августа 2019 года открытого аукциона по продаже объекта недвижимого имущества – нежилое помещение типографии, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Губкина, д. 24

21.06.2019 Аукцион по продаже нежилых помещений ОАО «Ухтинская городская типография» признан несостоявшимся

16.05.2019 ОАО «Ухтинская городская типография» извещает о проведении 17 июня 2019 года открытого аукциона по продаже объекта недвижимого имущества – нежилое помещение типографии, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Губкина, д. 24.

15.05.2019 АДМИНИСТРАЦИЯ МОГО «УХТА» ИЗВЕЩАЕТ О НАЧАЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ КАДАСТРОВЫХ РАБОТ

26.04.2019 Пал сухой травы!!!
Видео для просмотра

26.04.2019 Публичное обсуждение проектов доклада по правоприменительной практике


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *