Управление государственной и муниципальной собственностью

Тема 6. Учет государственного и муниципального имущества

Тема 6. Учет государственного и муниципального имущества

Условные обозначения:

ГМС -государственная и муниципальная собственность

УГМС -управлениегосударственной и муниципальной собственностью

С -собственность

ЗС -земельная собственность

ГС -государственная собственность

МС -муниципальная собственность

ФОИВ — федеральный орган исполнительной власти

Общие положения об учете государственного имущества

Учет государственного имущества — это получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о имуществе, и внесение указанных сведений в реестр федерального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом(рисунок 6.1).

Рисунок 6.1 – Схема учета государственного имущества

Реестр федерального имущества — федеральная информационная система, представляющая собой организационно упорядоченную совокупность документов и информационных технологий, реализующих процессы учета федерального имущества и предоставления сведений о нем.

Правообладатель — ФОИВ (его территориальный орган) или иной ФОИВ, ФГУ, ФАУ, ФГУП, ФКП или иное юридическое либо физическое лицо, которому федеральное имущество принадлежит на соответствующем вещном праве или в силу закона.

Объектом учета является расположенное на территории РФ или за рубежом следующее федеральное имущество:

æ недвижимое (земельный участок, жилое или нежилое помещение, воздушное или морское судно, судно внутреннего плавания, космический объект или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости);

æ движимое (акции, доля (вклад) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество).

Учет находящихся в федеральной собственности природных ресурсов (объектов), в том числе драгоценных металлов и драгоценных камней, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, а также средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов регулируется соответствующим законодательством о природных ресурсах, драгоценных металлах и драгоценных камнях, музейном фонде и бюджетным законодательством РФ.

Учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества (далее — реестр) осуществляют Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) и территориальные органы Росимущества (рисунок 6.2).

Территориальный орган, осуществляющий учет имущества, составляющего государственную казну РФ и расположенного на территории двух и более субъектов РФ, а также принадлежащего правообладателям, зарегистрированным за рубежом, если иное не установлено указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, определяется Росимуществом.

Учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера федерального имущества, структура и правила формирования которого устанавливаются Росимуществом.

Реестр ведется на бумажных и электронных носителях. В случае несоответствия информации на указанных носителях приоритет имеет информация на бумажных носителях.

Реестр на электронных носителях представляет собой совокупность государственных баз данных о федеральном имуществе и подлежит учету в Государственном регистре баз и банков данных.

Рисунок 6.2 — Органы, осуществляющие учет и ведение реестра

федерального имущества

Реестр состоит из 3 разделов(рисунок 6.3).

Каждый из разделов состоит из подразделов, соответствующих видам недвижимого и движимого имущества и лицам, обладающим правами на объекты учета и сведениями о них.

Сведения об объекте учета и указанных лицах вносятся в карту объекта учета и карты соответствующих лиц, каждая из которых идентифицируется номером, состоящим из номера подраздела и порядкового номера карты в соответствующем подразделе (далее — карты сведений об объекте учета).

Неотъемлемой частью реестра являются:

а) журнал учета документов, поступивших для учета федерального имущества в реестре (далее — журнал учета документов);

б) журнал учета выписок из реестра (далее — журнал учета выписок);

Рисунок 6.3 – Состав разделов реестра федерального имущества

в) дела, в которые помещаются документы, поступившие для учета федерального имущества в реестре и предоставляемые из него, сформированные по признакам отнесения указанного имущества к имуществу, составляющему государственную казну Российской Федерации, или принадлежности правообладателю (далее — дела).

Правила ведения журнала учета документов, журнала учета выписок и дел устанавливаются Росимуществом.

Документы реестра подлежат постоянному хранению. Уничтожение, а также изъятие из реестра каких-либо документов или их частей не допускаются. Правила хранения документов реестра определяются Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, а передача их на постоянное хранение в государственные архивы осуществляется в установленном порядке.

Реестр должен храниться и обрабатываться в местах, недоступных для посторонних лиц, с соблюдением условий, обеспечивающих предотвращение хищения, утраты, искажения и подделки информации.

Ведение реестра осуществляется путем помещения в соответствующие его подразделы заверенных карт сведений об объектах учета, записей об изменениях сведений об объекте учета или о прекращении права собственности РФ на имущество и исключения из карт изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателям на соответствующем вещном праве или составляющем государственную казну РФ.

Технические средства и информационные технологии автоматизированной информационной системы ведения реестра на электронных носителях определяются Росимуществом.

Документом, подтверждающим факт учета федерального имущества в реестре, является выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения временного или постоянного реестрового номера федерального имущества и иные достаточные для идентификации федерального имущества сведения по их состоянию в реестре на дату выдачи выписки из него.

Выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения постоянного реестрового номера федерального имущества, является документом, необходимым при совершении сделок с федеральным имуществом, за исключением сделок с находящимися на территории РФ и относящимися к федеральной собственности земельными участками и иными объектами недвижимого имущества, в случае, когда в соответствии с федеральными законами отсутствие государственной регистрации права собственности РФ не является препятствием для совершения сделок с указанными объектами.

Общие положения об учете муниципального имущества

Учет муниципального имущества — это получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о имуществе, и внесение указанных сведений в реестр муниципального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению муниципальным имуществом.

Под реестром муниципального имущества (РМИ) понимается муниципальная информационная система, представляющая собой совокупность построенных на единых методологических и программно-технических принципах баз данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них (рисунок 6.4).

Объектами учета реестрамуниципального имущества, расположенными как на территории МО, так и за его пределами, представлены на рисунке 6.5.

Рисунок 6.4 – Реестр учета муниципального имущества

Рисунок 6.5 — Объекты учета реестра муниципального имущества

Данными об объектах учета являются сведения, характеризующие эти объекты (место нахождения, стоимость, обременение и т.п.).

Учет МИ включает в себя описание объекта учета с указанием его особенностей, позволяющее однозначно отличить его от других объектов.

Учет государственных природных объектов (ресурсов), находящихся на территории МО, организуется и осуществляется соответствующими ФОИВ и органами исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законодательством РФ, законодательством субъекта РФ.

Для учета МИ, имеющегося у юридических лиц, зарегистрированных на территории МО, юридическое лицо (заявитель) представляет в комитет (отдел) по управлению муниципальным имуществом (КУМИ):

а) заявление за подписью руководителя юрлица на получение свидетельства о внесении в РМИ объекта учета по установленной форме;

б) карту учета муниципального имущества;

в) копии документов, подтверждающих приведенные в карте учета данные об объекте учета.

КУМИ регистрирует заявление в день его представления и в месячный срок проводит экспертизу представленных данных и занесение их в базу данных.

В случае возникновения у КУМИ сомнений в достоверности представленных данных он обязан приостановить проведение учета и немедленно известить об этом заявителя, который вправе в течение месяца представить дополнительные сведения, при этом срок проведения учета продлевается, но не более чем на месяц со дня представления дополнительных сведений.

КУМИ принимает решение об отказе в выдаче свидетельства.

При принятии решения об отказе в выдаче свидетельства заявителю не позднее пяти дней после его принятия направляется сообщение об отказе (с указанием его причины).

Заявитель вправе обжаловать отказ в установленном законодательством порядке.

Объекту учета, прошедшему процедуру учета, присваиваетсяреестровый номер,а заявителю направляетсясвидетельство не позднее пяти дней с даты его присвоения.

В случае отказа в выдаче свидетельства, объекту учета присваивается временный реестровый номер.

Тема 6. Учет государственного и муниципального имущества

Условные обозначения:

ГМС -государственная и муниципальная собственность

УГМС -управлениегосударственной и муниципальной собственностью

С -собственность

ЗС -земельная собственность

ГС -государственная собственность

МС -муниципальная собственность

ФОИВ — федеральный орган исполнительной власти

Общие положения об учете государственного имущества

Учет государственного имущества — это получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о имуществе, и внесение указанных сведений в реестр федерального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом(рисунок 6.1).

Рисунок 6.1 – Схема учета государственного имущества

Реестр федерального имущества — федеральная информационная система, представляющая собой организационно упорядоченную совокупность документов и информационных технологий, реализующих процессы учета федерального имущества и предоставления сведений о нем.

Правообладатель — ФОИВ (его территориальный орган) или иной ФОИВ, ФГУ, ФАУ, ФГУП, ФКП или иное юридическое либо физическое лицо, которому федеральное имущество принадлежит на соответствующем вещном праве или в силу закона.

Объектом учета является расположенное на территории РФ или за рубежом следующее федеральное имущество:

æ недвижимое (земельный участок, жилое или нежилое помещение, воздушное или морское судно, судно внутреннего плавания, космический объект или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости);

æ движимое (акции, доля (вклад) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество).

Учет находящихся в федеральной собственности природных ресурсов (объектов), в том числе драгоценных металлов и драгоценных камней, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, а также средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов регулируется соответствующим законодательством о природных ресурсах, драгоценных металлах и драгоценных камнях, музейном фонде и бюджетным законодательством РФ.

Учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества (далее — реестр) осуществляют Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) и территориальные органы Росимущества (рисунок 6.2).

Территориальный орган, осуществляющий учет имущества, составляющего государственную казну РФ и расположенного на территории двух и более субъектов РФ, а также принадлежащего правообладателям, зарегистрированным за рубежом, если иное не установлено указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, определяется Росимуществом.

Учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера федерального имущества, структура и правила формирования которого устанавливаются Росимуществом.

Реестр ведется на бумажных и электронных носителях. В случае несоответствия информации на указанных носителях приоритет имеет информация на бумажных носителях.

Реестр на электронных носителях представляет собой совокупность государственных баз данных о федеральном имуществе и подлежит учету в Государственном регистре баз и банков данных.

Рисунок 6.2 — Органы, осуществляющие учет и ведение реестра

федерального имущества

Реестр состоит из 3 разделов(рисунок 6.3).

Каждый из разделов состоит из подразделов, соответствующих видам недвижимого и движимого имущества и лицам, обладающим правами на объекты учета и сведениями о них.

Сведения об объекте учета и указанных лицах вносятся в карту объекта учета и карты соответствующих лиц, каждая из которых идентифицируется номером, состоящим из номера подраздела и порядкового номера карты в соответствующем подразделе (далее — карты сведений об объекте учета).

Неотъемлемой частью реестра являются:

а) журнал учета документов, поступивших для учета федерального имущества в реестре (далее — журнал учета документов);

б) журнал учета выписок из реестра (далее — журнал учета выписок);

Рисунок 6.3 – Состав разделов реестра федерального имущества

в) дела, в которые помещаются документы, поступившие для учета федерального имущества в реестре и предоставляемые из него, сформированные по признакам отнесения указанного имущества к имуществу, составляющему государственную казну Российской Федерации, или принадлежности правообладателю (далее — дела).

Правила ведения журнала учета документов, журнала учета выписок и дел устанавливаются Росимуществом.

Документы реестра подлежат постоянному хранению. Уничтожение, а также изъятие из реестра каких-либо документов или их частей не допускаются. Правила хранения документов реестра определяются Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, а передача их на постоянное хранение в государственные архивы осуществляется в установленном порядке.

Реестр должен храниться и обрабатываться в местах, недоступных для посторонних лиц, с соблюдением условий, обеспечивающих предотвращение хищения, утраты, искажения и подделки информации.

Ведение реестра осуществляется путем помещения в соответствующие его подразделы заверенных карт сведений об объектах учета, записей об изменениях сведений об объекте учета или о прекращении права собственности РФ на имущество и исключения из карт изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателям на соответствующем вещном праве или составляющем государственную казну РФ.

Технические средства и информационные технологии автоматизированной информационной системы ведения реестра на электронных носителях определяются Росимуществом.

Документом, подтверждающим факт учета федерального имущества в реестре, является выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения временного или постоянного реестрового номера федерального имущества и иные достаточные для идентификации федерального имущества сведения по их состоянию в реестре на дату выдачи выписки из него.

Выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения постоянного реестрового номера федерального имущества, является документом, необходимым при совершении сделок с федеральным имуществом, за исключением сделок с находящимися на территории РФ и относящимися к федеральной собственности земельными участками и иными объектами недвижимого имущества, в случае, когда в соответствии с федеральными законами отсутствие государственной регистрации права собственности РФ не является препятствием для совершения сделок с указанными объектами.

Общие положения об учете муниципального имущества

Учет муниципального имущества — это получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о имуществе, и внесение указанных сведений в реестр муниципального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению муниципальным имуществом.

Под реестром муниципального имущества (РМИ) понимается муниципальная информационная система, представляющая собой совокупность построенных на единых методологических и программно-технических принципах баз данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них (рисунок 6.4).

Объектами учета реестрамуниципального имущества, расположенными как на территории МО, так и за его пределами, представлены на рисунке 6.5.

Рисунок 6.4 – Реестр учета муниципального имущества

Рисунок 6.5 — Объекты учета реестра муниципального имущества

Данными об объектах учета являются сведения, характеризующие эти объекты (место нахождения, стоимость, обременение и т.п.).

Учет МИ включает в себя описание объекта учета с указанием его особенностей, позволяющее однозначно отличить его от других объектов.

Учет государственных природных объектов (ресурсов), находящихся на территории МО, организуется и осуществляется соответствующими ФОИВ и органами исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законодательством РФ, законодательством субъекта РФ.

Для учета МИ, имеющегося у юридических лиц, зарегистрированных на территории МО, юридическое лицо (заявитель) представляет в комитет (отдел) по управлению муниципальным имуществом (КУМИ):

а) заявление за подписью руководителя юрлица на получение свидетельства о внесении в РМИ объекта учета по установленной форме;

б) карту учета муниципального имущества;

в) копии документов, подтверждающих приведенные в карте учета данные об объекте учета.

КУМИ регистрирует заявление в день его представления и в месячный срок проводит экспертизу представленных данных и занесение их в базу данных.

В случае возникновения у КУМИ сомнений в достоверности представленных данных он обязан приостановить проведение учета и немедленно известить об этом заявителя, который вправе в течение месяца представить дополнительные сведения, при этом срок проведения учета продлевается, но не более чем на месяц со дня представления дополнительных сведений.

КУМИ принимает решение об отказе в выдаче свидетельства.

При принятии решения об отказе в выдаче свидетельства заявителю не позднее пяти дней после его принятия направляется сообщение об отказе (с указанием его причины).

Заявитель вправе обжаловать отказ в установленном законодательством порядке.

Объекту учета, прошедшему процедуру учета, присваиваетсяреестровый номер,а заявителю направляетсясвидетельство не позднее пяти дней с даты его присвоения.

В случае отказа в выдаче свидетельства, объекту учета присваивается временный реестровый номер.

Система управления государственной и муниципальной собственностью: основные элементы, функции, принципы

Исходя из общей теории систем, управление является важнейшей функцией, обеспечивающей целенаправленную деятельность любой социально-экономической системы. Соответственно, система управления государственной и муниципальной собственностью в данном контексте — это система, реализующая функции управления в указанной сфере.

В свою очередь, функции управления выражают психологическую специфику управленческого труда, систему отношений внутри объекта управления, ведь через психологическое содержание функций управления реализуется механизм дифференциации и интеграции труда, а психология функций характеризует процесс управления.

Что касается функций управления в специальной сфере, к которой относится, например, управление органами внутренних дел, то специфические функции управления представляются как системы задач, отражающих способы деятельности по достижению намеченных целей, как создание функциональной структуры, которая выполняет конкретные операции.

Сущность и назначение управленческих функций обусловлены системой социально-экономических, социально-политических и других факторов, существующих в рамках объекта управления.

Функция управления в сфере государственной и муниципальной собственности — часть управленческой деятельности, которая осуществляется на основании закона или иного правового акта органами специальной компетенции присущими им методами для выполнения задач государственного и муниципального управления в рамках деятельности органов специальной компетенции.

К указанным органам принято относить государственные органы, а также органы муниципальной власти, специально уполномоченные выполнять функции управления в сфере государственной и муниципальной собственности.

При этом по функциональному признаку система управления государственной и муниципальной собственностью РФ включает несколько подсистем — планирование и прогнозирование, мониторинг, учет и аудит, контроль и тщ. (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Функциональные подсистемы системы управления государственной и муниципальной собственностью

Одновременно с функциональными подсистемами можно выделить подсистемы обеспечения функционирования системы управления государственной и муниципальной собственностью (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Характеристика основных подсистем обеспечения функционирования системы управления государственной и муниципальной собственностью

В системе управления государственной и муниципальной собственностью важное значение имеют ее задачи, раскрывающие своим содержанием сущность системы управления государственной и муниципальной собственностью. На различных этапах управления государственной и муниципальной собственностью, к его задачам можно относить:

  • — формирование нормативно-правовой базы системы управления государственной и муниципальной собственности;
  • — обеспечение иерархии объектов государственной и муниципальной собственности;
  • — организацию и осуществление статистического и оперативного учета и контроля по управлению объектами указанных видов собственности;
  • — обеспечение контроля за целостностью и сохранностью объектов государственной и муниципальной собственности;
  • — оптимизацию и рационализацию состава структуры объектов государственной и муниципальной собственности;
  • — обеспечение эффективного и рационального использования указанных объектов;

реализацию государственной регуляторной политики и государственной политики в сфере развития экономической конкуренции и ограничения монополизма;

  • — обеспечение защиты экономических прав и законных интересов государства, субъектов федерации, муниципальных органов, отечественных и иностранных субъектов хозяйствования;
  • — обеспечение реализации государственной политики в сфере закупок товаров, работ и услуг за счет государственных средств и средств муниципальных органов;
  • — обеспечение реализации государственной ценовой политики;
  • — обеспечение выполнения задач по приватизации государственного имущества;
  • — обеспечение реализации государственной политики в сфере экономической безопасности и детенизации экономики.

Задание для размышления

Основываясь на приведенном выше материале, укажите:

  • — исходя из каких оснований, на ваш взгляд, необходимо осуществлять постановку задач, которые должны решаться в процессе управления государственной собственностью;
  • — созвучны ли задачи управления государственной собственностью с задачами управления муниципальной собственностью и почему;
  • — какие задачи в управлении государственной собственностью вы бы определили как первоочередные?

Кроме того, в структуру системы управления государственной и муниципальной собственностью принято относить и ее стратегические и тактические цели. В частности, к стратегическим целям можно отнести:

  • — защиту законных интересов общества, государства, муниципального образования;
  • — обеспечение сохранности, рационального использования, капитализации государственного и муниципального имущества;
  • — увеличение уровня доходности использования государственного и муниципального имущества;
  • — оптимизацию использования бюджетных средств на содержание государственного и муниципального имущества;
  • — решение социальных задач, связанных с повышением уровня благосостояния населения.

Тактические цели управления государственной и муниципальной собственности заключаются:

в увеличении доходности государственного или соответствующих муниципальных бюджетов вследствие повышения эффективности использования государственного и муниципального имущества;

  • — оптимизации структуры государственной и муниципальной собственности с ее максимально эффективным распределением на макро-, мезо- и микроуровнях с целью обеспечения устойчивого экономического развития;
  • — оптимизации процесса управления государственной и муниципальной собственностью с вовлечением максимального количества объектов такой собственности;
  • — повышении инвестиционной привлекательности муниципальных образований;
  • — повышении конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшении финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.

Процесс управления государственной и муниципальной собственностью должен включать следующие составляющие:

  • — определение стратегии и разработку программ развития государства и муниципальных образований;
  • — построение системы нормативов и критериев эффективности управления государственной и муниципальной собственностью;
  • — обоснование ожидаемых результатов;
  • — определение и предупреждение рисков в управлении государственной и муниципальной собственностью;
  • — осуществление контроля по использованию объектов государственной и муниципальной собственности;
  • — анализ эффективности полученных результатов и определение путей совершенствования системы управления государственной и муниципальной собственностью;
  • — пересмотр существующих нормативов и критериев эффективности на основе проведенного анализа и с учетом изменений условий хозяйствования.

Эффективная реализация указанных составляющих возможна лишь на основе следующих принципов управления государственной и муниципальной собственностью:

  • — подчиненности общим целям социально-экономического развития государства (муниципального образования);
  • — комплексного подхода к решению поставленных задач;
  • — координации деятельности всех звеньев системы управления государственной и муниципальной собственностью;
  • — децентрализации системы управления указанными видами объектов собственности;
  • — эффективного использования объектов государственной и муниципальной собственности;
  • — превалирования социального и политического эффектов над экономическим;
  • — осуществления контроля по эффективности использования и сохранения государственной и муниципальной собственности.

Все указанные выше элементы (функции, цели, задачи, принципы) составляют структуру управления государственной и муниципальной собственностью в Российской Федерации. Координация взаимодействия между субъектами государственной (муниципальной) собственности и других форм собственности является наиболее важной функцией управления государственной и муниципальной собственностью.

Следовательно, закономерным представляется и применение одновременно целевого, системного, функционального, воспроизводственного подходов при осуществлении такого управления.

Как было установлено ранее, в процессе управления государственной и муниципальной собственностью реализуется система функций, а именно: планирование и прогнозирование, мониторинг, учет и аудит, контроль, при этом могут быть использованы административные, экономические и другие методы.

Контроль муниципального имущества

Контроль за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества осуществляется в целях:

— достоверного установления фактического наличия и состояния муниципального имущества, закрепленного за организациями или переданного им во временное владение, пользование и распоряжение в установленном порядке;

— повышение эффективности использования муниципального имущества, в том числе, за счет повышения доходности от его коммерческого использования;

— определения обоснованности затрат бюджета муниципального образования на содержание муниципального имущества;

— обеспечение законности в деятельности юридических и физических лиц по владению, пользованию и распоряжению, имеющимся у них муниципальным имуществом;

— приведение учетных данных об объектах контроля в соответствие с их фактическими параметрами.

Основными задачами контроля за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества являются:

— выявление отклонений, различий между зафиксированным в документах состоянием имущества на момент контроля и его фактическим состоянием;

— выявление неэффективно используемых, неиспользуемых или используемых не по назначению объектов контроля, а также нарушений установленного порядка их использования;

— определение технического состояния объектов контроля и возможности дальнейшей их эксплуатации;

— установление причинно-следственных связей между выявленными в процессе контроля отклонениями от установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом и факторами, способствующими возникновению этих отклонений.

Контроль за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества, имеющегося у организаций, осуществляет Орган по управлению имуществом, а также отраслевые органы.

Осуществление контроля финансово-хозяйственной деятельности Организаций производится в порядке, установленном Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими порядок осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельности.


Орган по управлению имуществом в целях контроля за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества:

— осуществляет ежегодные документальные проверки данных бухгалтерской отчетности и иных документов, представляемых организациями, имеющими муниципальное имущество, на их соответствие данным, содержащимся в реестре;

— осуществляет проверки фактического наличия, состояния сохранности и использования по назначению муниципального имущества, закрепленного за организациями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, а также переданного организациям на основании договоров аренды, доверительного управления, безвозмездного пользования и по иным основаниям, и соответствия фактических данных об этом имуществе сведениям, содержащимся в документах бухгалтерского учета этих организаций и в реестре;

— проводит экспертизу проектов договоров и иных документов, представляемых в установленном порядке организациями, имеющими муниципальное имущество, при совершении сделок с этим имуществом, на их соответствие законодательству, а также данным, содержащимся в реестре;

— осуществляет проверку деятельности отраслевых органов по организации системы ведомственного контроля за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества, находящегося у подведомственных организаций.

Акты проверок утверждает Глава (управляющий) администрацией муниципального образования.

Внеплановый контроль осуществляется в обязательном порядке:

— при передаче муниципального имущества в аренду, доверительное управление, безвозмездное пользование, залог, при его выкупе, продаже, а также при преобразовании муниципального унитарного предприятия;

— при прекращении срока действия договоров аренды, доверительного управления, безвозмездного пользования муниципальным имуществом, а также в случаях их досрочного расторжения;

— при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи муниципального имущества;

— в случае стихийных бедствий, пожара, аварий и других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, повлекших нанесение ущерба муниципальному имуществу;

— при ликвидации (реорганизации) организации, имеющей муниципальное имущество.

Решение о создании, реорганизации и ликвидации предприятий и учреждений принимает Муниципальный совет по представлению Органа по управлению имуществом.

Создание предприятий осуществляется в случаях, когда социально-значимые цели и задачи, ради которых они создаются, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм.

Решение о создании предприятия может быть принято также тогда, когда на территории муниципального образования отсутствуют необходимые населению коммерческие услуги. После появления на соответствующем рынке услуг частных коммерческих организаций, предприятие подлежит приватизации в установленном порядке.

Участие муниципального образования в хозяйственных обществах и некоммерческих организациях может осуществляться путем:

— внесения имущества или имущественных прав муниципального образования в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;

— приобретения акций открытых акционерных обществ на рынке ценных бумаг;

— внесения муниципального имущества в качестве взноса в некоммерческие организации, преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно-полезные цели.

В РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Гос. собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским Кодексом (статьи 294, 296).

Гос. имущество — государственный сектор – совокупность экономических отношений, связанных с реализацией права государственной собственности. Этот государственный сектор используется для любых задач государственной власти.

Организационная форма управления государственной собственности:

— создание акционерных обществ с участием государства

— создание унитарных предприятий

— создание холдингов

— создание финансово-промышленных групп

— передача государственного имущества в доверительное управление

— специальное право «золотая акция» (ст. 38, 39 З-н «О приватизации» 2001 г.)

Решение об использовании специального права («золотой акции») может быть принято при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий или при принятии решения об исключении открытого акционерного общества из перечня стратегических акционерных обществ независимо от количества акций, находящихся в государственной собственности.

РФ и субъекты РФ не могут одновременно использовать в отношении одного и того же ОАО специальное право («золотую акцию»). Субъекты РФ также не могут использовать специальное право («золотую акцию») в отношении ОАО, созданного путем преобразования федерального ГУП, в период, когда акции этого общества находятся в федеральной собственности.

Специальное право («золотая акция») используется с момента отчуждения из государственной собственности 75 процентов акций соответствующего открытого акционерного общества. Решение о прекращении действия специального права («золотой акции») принимается соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, принявшими решение об использовании специального права («золотой акции»). Специальное право («золотая акция») действует до принятия решения о его прекращении.

Лекции по дисциплине Управление государственной и муниципальной собственностью — файл 1.doc

Лекции по дисциплине Управление государственной и муниципальной собственностью
(749 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc 749kb. 15.12.2011 12:21

  • Движимое и недвижимое имущество
  • Борисенко И.А. Инновационный менеджмент: управление интеллектуальной собственностью
  • Акцизы
  • Чиркин В.Е. Государственное управление
  • по дисциплине социальная политика в регионах
  • Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс
  • Стратегическое управление деятельностью предприятия
  • Аренда государственной собственности и управление арендными отношениями
  • Антикризисное управление
  • прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции
  • Управление качеством
  • по социологии управления

1.doc

1 2 3 4 5 6 7 Реклама MarketGid:
Конспект лекий
По дисциплине
«Управление государственной и муниципальной собственностью»
Целью изучения студентами, обучающимися по специальности «Государственное и муниципальное управление», дисциплины «Управление государственной и муниципальной собственностью» является овладение теоретическими основами и прикладными аспектами управления собственностью в условиях рыночных отношений с учетом особенностей развития экономики России. Дисциплина базируется на общеэкономических знаниях, полученных студентами в результате изучения таких дисциплин, как «Экономическая теория», «Государственное регулирование экономики», «Система государственного и муниципального управления» и др.
Конечной целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов-управленцев современных теоретических знаний и практических навыков по управлению государственной и муниципальной собственностью.
Изучение дисциплины «Управление государственной и муниципальной собственностью» направлено на реализацию требований, установленных государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования к подготовке кадров по специальности «Государственное и муниципальное управление».
В ходе изучения дисциплины ставятся следующие задачи:
— дать теоретические основы, важнейшие понятия, формы и уровни собственности;
— показать основные возможности преобразования форм и отношений собственности;
— сформировать практические навыки решения типовых задач по методам оценки собственности.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
а) знать:
теоретические и методологические основы управления государственной и муниципальной собственностью в рыночной экономике;
сущность, содержание и принципы управления имущественным комплексом организаций и предприятий;
элементы организационных структур по стратегическому управлению имущественным комплексом.
б) уметь:
анализировать методы оценки собственности;
разбираться в формировании государственной политики в отношении собственности в соответствии с поставленными целями и задачами;
проводить контроль за эффективностью использования государственной и муниципальной собственности.
в) иметь представление:
о месте и роли управления государственной и муниципальной собственностью в условиях рыночной экономики;
о практическом применении теоретических подходов к оценке имущества организации;

о возможностях современных информационных технологий и основных направлениях их использования в управлении собственностью;
об операциях аренды, лизинга, доверительного управления и залога.
Основное содержание Конспектов ЛЕКЦИй
Тема 1. Теоретические основы управления государственной и муниципальной собственностью.
Тема 2. Система управления государственной собственностью.
Тема 3. Система управления муниципальной собственностью
Тема 4. Управление имущественными комплексами организаций и предприятий
Тема 5. Оценка недвижимости
Список литературы по дисциплине
Основная литература:
Управление государственной собственностью. Учебник. Под ред. В.И. Кошкина. М., ИКФ «ЭКМОС», 2002.
Дополнительная литература:
Федеральные законы РФ от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. ФЗ от 07.07.2003 г. № 123-ФЗ) и № 131-ФЗ.
Федеральный закон РФ от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Бабич А.М., Павлова Л.П. «Государственные и муниципальные финансы». М., ЮНИТИ, 2002.
Оценка недвижимости (под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой). М., Финансы и статистика, 2002.
Собственность. Словарь-справочник. М., Деловой экспресс, 1999.
Тема № 1 Теоретические основы управления государственной и муниципальной собственностью.
В рыночной экономике управление собственностью является одной из основных и приоритетных задач, стоящих перед любой организацией, независимо от масштабов и сферы её деятельности.
Приоритетность этого направления в системе целей управления хозяйствующим субъектом обусловлена особой ролью, осуществляемой в стране государственной политики в области управления собственностью, объединяющей в себе цели и задачи, связанные с необходимостью увеличения доходов на основе эффективного управления собственностью, повышения конкурентоспособности, улучшения финансово-экономических показателей и создания целевой системы управления государственной и муниципальной собственностью.
Одна из причин низкой результативности экономических преобразований в России, связанных с формированием и развитием рыночной экономики, заключена в недостаточно продуманном и умелом проведении преобразований форм и отношений собственности. Виды и формы собственности, характер отношений собственности служат определяющими признаками экономической системы.
Система управления собственностью – как государственной, так и муниципальной – проходит стадию становления, поэтому необходим системный подход к её созданию и развитию. В настоящее время одни элементы нового организационно-экономического механизма управления государственным и муниципальным недвижимым имуществом уже действуют, другие определены в законодательных и нормативных актах, третьи предстоит ввести в действие в ближайшем будущем.
В своем простейшем толковании собственность означает принадлежность вещей, материальных, духовных, информационных ценностей определённым лицам: индивидам, семьям, организациям, социальным группам, государству, обществу.
Экономическая природа собственности состоит в обладании возможностью извлекать из вещей, имущества полезные свойства, потреблять определённым образом для удовлетворения интересов и желаний, получать выгоду.
Правовая основа собственности заключается в наличии юридически установленных, признанных прав определённых лиц на обладание вещами, ценностями и вытекающих из этого прав, узаконенных возможностей распоряжаться объектом собственности, использовать их по своему усмотрению.
Отношения, возникающие между людьми, органами власти по поводу принадлежности, присвоения, раздела, передела объектов собственности, принято называть отношениями собственности.
Это, с одной стороны, экономические отношения, так как в их основе лежат экономические процессы и интересы, с другой – правовые отношения, так как они регулируются законами, прежде всего – Гражданским Кодексом РФ.
Воздействие, оказываемое собственниками, органами государственной власти и самоуправления, иными уполномоченными лицами на процессы, связанные с принадлежностью вещей, имущества и их использованием, а также на участников этих процессов составляет сущность управления собственностью.
Таким образом, собственность есть одновременно экономическая, правовая, финансовая и управленческая категория.
Общеупотребимое понятие собственности включает три простейших составляющие:
— объект собственности, например, какую-либо вещь;
— субъект собственности, то есть какое-либо лицо;
— отношения между объектом и субъектом, называемое «принадлежностью», которое подразумевает, что субъект собственности может делать с объектом собственности то, что пожелает, или что объект собственности находится в его полной (абсолютной) власти.

Экономические виды собственности

Юридические виды собственности

Собственность как принадлежность означает наличие связи между субъектом (человеком, группой или сообществом людей, хозяйствующими субъектами, организациями, учреждениями, органами власти и управления), с одной стороны, и объектом (любой субстанцией материального мира в виде материально-вещественных объектов и духовных ценностей, информации), с другой стороны, эта связь проявляется в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта субъектом.
Собственность как объект означает все то, что становится предметом, объектом принадлежности определённому субъекту (индивиду, группе, множеству индивидуальных субъектов).
Субъект собственности (собственник) — лицо, которому принадлежит объект собственности, обладатель права собственности на данный объект, представитель активной стороны отношений собственности. Наличие конкретного субъекта собственности, олицетворяющего, реализующего право собственности, есть обязательное условие возникновения и действия отношений собственности.
Согласно Конституции РФ (ст.8 п.3) и ГК РФ (ст.212) в России признаются следующие формы собственности:
— частная;
— государственная;
— муниципальная;
— иные формы.
Число предприятий и организаций по формам собственности (на 1 января* 2005 г.)

Тысяч В процентах к итогу
2000 г. 2002 г. 2004 г. 2000 г. 2002 г. 2004 г.
Всего:
в том числе
3106 3594 4150 100 100 100
по формам собственности:
государственная 150 155 161 4,8 4,3 3,9
муниципальная 198 231 246 6,4 6,4 5,9
частная 2312 2726 3,238 74,4 75,8 78,0
Собственность общественных и религиозных организаций (объединений) 213 237 252 6,9 6,6 6,1
Прочие формы собственности 234 245 253 7,5 6,8 6,1

*) Российский статистический ежегодник 2004 г., М, стр.331
Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республиканским, краевым, областным, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, либо муниципальных образований, является собственностью.
Частной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности гражданам и юридическим лицам, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
Граждане и юридические лица являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущество, приобретённое ими по иным основаниям.
Собственностью отечественных и религиозных организаций (объединений) является имущество, принадлежащее на праве собственности общественных и религиозных организаций (объединений).
Субъектами права собственности на имущество предприятий в Российской Федерации могут быть:
— физические лица;
— юридические лица;
— государственные (федеральные или субъектов Федерации) и муниципального образования.
Право собственности как право конкретных субъектов на определённые объекты (имущество) сводятся, как правило, к трём правомочиям: праву владения, праву пользования и праву распоряжения имуществом.
Право владения – предоставляемая законом возможность фактического обладания вещью и удержания её в собственном владении, то есть фактическое обладание имуществом, содержание его в своем бизнесе (другими словами, возможность числиться на своём балансе).
Право пользования – основанная на законе возможность эксплуатации имущества, извлечение из него полезных свойств и/или получение от него плодов и доходов.
Право распоряжения имуществом – предоставленная собственнику возможность по своему усмотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества путём изменения его принадлежности, состояния или назначения (отчуждение по договору, передача по наследству, дарение, уничтожение и т.д.).
Права владения и пользования собственник может полностью передавать другому лицу (например, в случае аренды), а право распоряжения может передавать частично (например, при передаче в хозяйственное ведение, оперативное управление и доверительное управление).
Передача имущества в доверительное управление другому лицу не влечёт перехода права собственности, т.е. при этом собственник остаётся собственником и сохраняет за собой все юридические рычаги власти над имуществом.
На собственнике лежит бремя содержания его имущества, он сам несёт расходы на эти цели. А в некоторых случаях, у собственника может быть установленная законом обязанность бережно относиться к имуществу (например, к культурным, историческим и другим ценностям).
На собственнике лежит риск случайной гибели или случайного повреждения имущества. На имущество собственника обращается взыскание по его долгам и обязанностям.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение; исключение составляют средства бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями и составляющее государственную Казну РФ, края, области и других субъектов. Некоторые объекты отнесены законом к исключительной собственности РФ: золотой запас, алмазный и валютные фонды, ресурсы континентального шельфа.
Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящиеся в государственной собственности и переданные в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом – иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
В перечень видов объектов, которые могут находиться в государственной собственности, входят:
— унитарные предприятия;
— объекты интеллектуальной собственности;
— финансовые ресурсы, денежные средства, драгоценности;
— имущественные комплексы в виде зданий, сооружений, жилых объектов, оборудования, других имущественных ценностей;
— недра, полезные ископаемые;
— земли сельскохозяйственного и иного назначения;
— водные ресурсы;
— леса и лесные богатства;
— памятники истории и архитектуры.
В состав муниципальной собственности входят:
— средства местного бюджета;
— муниципальные внебюджетные фонды;
— имущество органов местного самоуправления;
— муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;
— муниципальные предприятия и организации;
— муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;
— муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения;
— муниципальные учреждения образования здравоохранения, культуры и спорта;
— другое движимое и недвижимое имущество.
Воздействие, оказываемое собственниками, органами государственной власти и самоуправления, иными уполномоченными лицами, на процессы, связанные с принадлежностью вещей, имущества и их использованием, а также на участников этих процессов составляет сущность управления собственностью.
Государственная собственность не противоречит муниципальной, корпоративной, частной собственности. Возможны переходы из одних форм в другие (они установлены законодательством), существуют объекты общей, совместной собственности.
В последнем случае управление государственной собственностью является частью управления объектами разных форм собственности на территории отдельных регионов, всей страны и даже разных стран, направленного на минимизацию экономического эффекта, получаемого всеми совместными собственниками в целом и государством как одним из участников.
^ Тема 2. Система управления государственной собственностью.
Управление государственной собственностью представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие со стороны государства на все объекты принадлежащей ему собственности. На практике это означает, что государство как собственник устанавливает определенные правила, условия владения, пользования и распоряжения этими объектами.
^ Управление государственной собственностью определяется как совокупность всевозможных отношений между различными субъектами (работниками и менеджерами) по поводу организации воспроизводства и использования объектов государственной собственности с помощью организационно-экономических механизмов и методов для удовлетворения основополагающих социальных и экономических интересов общества и государства.
При управлении государственной собственностью, как и любым сложным объектом, должен быть задействован комплексный подход, т.е. одновременно должны осуществляться целевая, воспроизводственная, организационная и функциональная составляющая управления. Такое управление охватывает управленческие функции, включающие прогнозирование, планирование, организацию, координацию, контроль и т.д., а также администрирование, экономические и другие методы.
Причины управления государственной собственностью включают:

  • целеполагание. Оно предполагает разработку целей государственного управления на всех ее уровнях и направлениях. Это должна быть система взаимосвязанных целей, различающихся во времени и постоянно корректируемых согласно с меняющимися условиями;
  • научность управления;
  • ответственность субъектов управления государственной собственности за результаты ее функционирования;
  • комплексное управление, обеспечивающее единство действий органов представительной и исполнительной власти, всех управляющих структур;
  • постоянное совершенствование управления;
  • профессионализм управления;
  • эффективность управления.

Способы управления государственной собственностью:
а) на базе объектов управления:

  • посредством имеющегося законодательства;
  • через государственные фонды денежных средств, осуществляющие распределение и перераспределение финансовых ресурсов и доходов граждан;
  • через управление государственным имуществом на основе соответствующих государственных программ, в частности, связанных с процессами национализации и приватизации;

б) по управленческим действиям:

  • учетно-регистрационная деятельность государства;
  • порядок учреждения, реорганизации и ликвидации юридических лиц (участников рынка);
  • управления различными формами государственной и негосударственной собственности со стороны государства;
  • решения о приватизации и национализации;
  • порядок структурирования государственной собственности (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях);

в) в зависимости от временной направленности:

  • оперативное, или текущее, управление;
  • перспективное управление, направленное на какие-либо преобразования в собственности в будущем.


Рис. 2.1. Подсистемы обеспечения системы управления государственной собственностью (СУГС).
В процессе управления государственной собственностью осуществляется пять главных функций: планирование, организация, распоряжение, руководство и контроль.
Планирование является средством предварения идей в реальность и заключается в формализации целей и задач, а также средств их достижения. В процессе планирования принимаются решения относительно направления деятельности по управлению государственной собственностью и устанавливается очередность действий (выделяются приоритеты).
Организация подразумевает установление определенной системы взаимоотношений (иерархии) между различными государственными органами, принимающими участие в управлении государственной собственностью, а также связей между ними и другими ресурсами, используемыми для достижения поставленных целей.
Распоряжение обеспечивает функционирование всей системы, созданной в процессе организации. Оно опирается на четкое разделение прав и ответственности во всех звеньях управления. Эта деятельность призвана направлять рабочий процесс управления на региональном и федеральном уровне.
Руководство заключается в том, чтобы побудить отдельные звенья управления действовать в интересах общих целей и задач.
Контроль предполагает принятие мер, необходимых для проведения планирования и решения конкретных задач в процессе достижения целей управления, а также обеспечения соответствия текущих задач конечным целям.
Согласно Конституции государственная власть в РФ организована и функционирует на базе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Применительно к управлению государственной собственностью основной функцией органов законодательной власти является принятие законов о собственности и утверждение бюджета.
При этом органы исполнительной власти обеспечивают организационную и распорядительную деятельность по исполнению законов, органы судебной власти – отправление правосудия.
Важнейшую роль в управлении государственной собственностью принадлежит системе федеральных органов исполнительной власти, в которую входят Министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти, государственные комитеты России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента Российской Федерации.
В целях обеспечения управления государственной собственностью правительство специальным постановлением передало часть своих полномочий в этой области ряду федеральных органов исполнительной власти. При этом ключевую роль в процессе управления государственной собственностью была отведена Министерству имущественных отношений Российской Федерации (Минимущество России), которое осуществляет право собственности от имени Российской Федерации в отношении федеральных предприятий и учреждений как имущественных комплексов и пакетов акций, закрепленных в федеральной собственности.
Рис. 2.2. Важнейшие органы управления государственной собственностью.
Целями управления государственной собственностью является достижение конкретных целей, поставленных перед государственным аппаратом управления. Если, например, эта цель заключается в создании частной собственности, то управление государственной собственностью сводится к ее приватизации в установленные сроки и по установленным правилам. Если эта цель состоит в увеличении доходов государственного бюджета, то управление государственной собственностью должно быть направлено на увеличение ее прибыльности или, наоборот, распродажу по наиболее высоким ценам. Если цель – увеличение регулирования рынка, то управление государственной собственностью сосредотачивается на воздействии на рынок в заданном направлении и т.д.

Проблемы преобразования отношений и структуры собственности – одна из самых важных в любой стране.
В одних странах эти преобразования носит устойчивый системный характер, в других – осуществляются в ходе политических и экономических реформ.
Приватизация, как процедура перераспределения собственности, должна служить решением следующих задач:

  • повысить эффективность использования активов;
  • усовершенствовать систему управления, сделав ее корпоративной;
  • расширить доступ предприятия к капиталам;
  • обеспечить конкурентоспособность предприятий за счет внедрения новых технологий и передового опыта;
  • сформировать новых владельцев, которые стали бы более эффективными собственниками;
  • увеличить поступление средств в казну за счет более эффективной работы предприятий;
  • обеспечить более справедливое распределение прибыли.

В зависимости от конкретной ситуации государство может разными способами передавать свое имущество в частную собственность. Согласно действующему законодательству основными способами могут быть (рис.2.3.):

  • преобразование государственных предприятий в акционерные общества (акционирование) с последующей процедурой отсуждения их акций в частную собственность;
  • продажа акций, находящихся в собственности государства, а также передача иных вкладов в уставный капитал частных юридических лиц;
  • продажа государственного имущества (зданий, сооружений, земельных угодий и т.п.) частным лицам;
  • возвращение государственной собственности ее бывшим частным владельцам и др.

Рис.2.3. Юридические способы приватизации.
Приватизация, являясь процедурой распределения собственности (перераспределение между государственной и частной собственностью), в период создания акционерных обществ, как правило, основывается не на отсуждении имущества путем его купли – продажи или на безвозмездной основе, а опосредуются движением акций или переходом собственности на акции, и только затем может произойти изменение собственности непосредственно на вещное имущество. Существование акции означает, что в собственности государства имеется разных размеров портфель акций различных предприятий страны, отражающих динамику и состояние в каждый момент времени перераспределительных отношений собственности между государством и остальными собственниками.
Способы образования государственного портфеля акций в результате осуществления приватизации представлены на рис.2.5. Ими могут быть :

  • акционирование государственных предприятий (учреждение акционерных обществ на базе государственных предприятий) и нахождение их акций в собственности государства до момента продажи этих акций частным лицам;
  • незавершенность приватизации, выраженная в незавершенности перехода акций, находящихся в собственности государства в собственность частных лиц.

Рис.2.4. Образование государственного портфеля акций при приватизации в России.
Акция – особое экономическое отношение между участниками рынка (эмитентом и инвестором), т.е. отношение по поводу капитала, наряду с многочисленными другими видами взаимоотношений между ними как участниками рынка по поводу капитала, как, например, отношений купли – продажи, отношений кредитования, отношений залога и т.д.
Акция есть связующее отношение между ее эмитентом и инвестором. Она соединяет участников рынка в целое, но при этом сохраняя обособленность каждого из участников.
Для инвестора как владельца акций данное отношение означает, что он отдает свой капитал эмитенту, а взамен получает (на время владения акций) доходы с них (в виде дивидендов) и право на управление эмитентом взамен права управления капиталом как таковым, которым теперь управляет уже непосредственно эмитент.
Для эмитента выпуск акций означает привлечение капитала в свой уставный капитал с передачей власти над собой акционерам и выплатой им части своих доходов в виде дивидендов.
Рис.2.5. Акция как инструмент привлечения инвестиций и управления предприятием.
Управление государственным портфелем акций должно включать основные объекты (блоки) управления, представленные на рис.2.6.
Рис.2.6. Объекты управления государственным портфелям акций.
В условиях рынка стратегический подход к управлению собственностью приобретает исключительно важное значение. Стратегический подход охватывает не только такие сферы деятельности предприятия, как финансы, инвестиции, технологии, менеджмент, но и деятельность по управлению имуществом.
^ Управление имуществом – это комплексная система мероприятий (решений, действий, проектов и т.д.) по воспроизводству, обновлению, совершенствованию и организации наиболее рационального использования имущества предприятия.
Таким образом, управление имуществом включает в себя как операционную деятельность по содержанию, восстановлению и развитию имущественных комплексов, так и управленческую деятельность по учету, контролю, планированию, мотивации и функционированию этой операционной деятельности.
Теория управления имуществом находится в стадии формирования. Большое влияние на ее развитие оказала теория и практика оценок стоимости имущества. Понятно, что оценка имущества и управление имуществом тесно взаимосвязаны. Цель оценки – получить значение конкретного вида стоимости оцениваемого имущества. Но оценка не является самоцелью, она нужна для того, чтобы принять то или иное управленческое решение в отношении имущества. Таким образом, управление имуществом невозможно без результатов оценки этого имущества. Однако, неверно думать, что для управления имуществом нужна только оценка его стоимости. Стоимость, конечно, — важный показатель имущества, но не единственный. Для принятия управленческих решений в отношении имущества нужно привлечь многие другие его характеристики: назначение, качественные свойства, производственная мощность (производительность), эксплуатационные издержки, износ и др.
С развитием рыночных отношений расширился набор методов управления имуществом. Наряду с традиционными методами по восстановлению и обновлению имущества, все большее значение на практике приобретают такие методы, как аренда, финансовый лизинг, страхование, передача в доверительное управление и др.
Рис. 2.7. Виды сделок с объектами недвижимости.
Задачи управления государственной собственностью, стоящие на современном этапе в РФ:

  • классификация объектов государственной собственности, позволяющая усовершенствовать систему их учета и контроля за состоянием объектов и их использованием;
  • инвентаризация объектов государственной собственности, оформление прав на них с целью упорядочения статистического и оперативного учета, использование объектов по назначению;
  • обеспечение контроля за сохранностью государственного имущества, используемого государственными организациями, сдаваемого в аренду, передаваемого в залог и в доверительное управление;
  • рациональная структура и состав объектов государственной собственности с точки зрения возможной приватизации, продажи, выкупа, передачи в муниципальную форму собственности. Создание новых объектов;
  • обеспечение эффективного использования прав государства как участника общей (совместной и долевой) собственности;
  • повышение экономической и социальной эффективности, доходности объектов государственной собственности за счет применения прогрессивных форм, методов, средств управления.

Научно-обоснованная целевая ориентация процессов управления государственной собственностью служит определенной предпосылкой их рациональной организации и результативности.
^ Тема № 3. Система управления муниципальной собственностью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *