Университеты в СССР

МВТУ им. Н.Э. Баумана (Московское высшее техническое училище, ныне Московский государственный технический университет, основан в 1830 году) «Бауманка» в советское время считалась одним из лучших технических вузов страны. Здесь можно было обучаться по большому количеству технических специальностей, включая машиностроение, аэромеханику, энергетику, строительство, химические технологии. В 1948 году в МВТУ был создан факультет ракетной техники, с которым тесно связана деятельность Генерального4 конструктора и основоположника советской космонавтики С.П. Королева. В наши дни МГТУ возглавил российскую Ассоциацию технических университетов и является обладателем награды «Европейское качество» за соответствие высоким международным стандартам обучения.

МИФИ (Московский инженерно-физический институт, основан в 1942 году) Сейчас он называется Национальный исследовательский ядерный университет. Московский механический институт боеприпасов (ММИБ) был основан для нужд фронта, первоначальной его задачей была подготовка военных специалистов. В Советском Союзе МИФИ был самым популярным вузом, где давали физическое образование. Там очень серьезно занимались ядерными исследованиями, и выпускники этого вуза впоследствии являлись «невыездными». На его базе действовали филиалы, техникумы и школы в разных городах страны. Хочется подчеркнуть, что эти вузы продолжают входить в пятерку лучших и сейчас, в постсоветскую эпоху, что может служить показателем объективности оценки их высокого уровня.

РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СССР

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

⇐ Предыдущая1234

Советская система образования, как и до 1917 года, базируется вновь на трёх уровнях: среднее школьное образование (в том числе неполное или непосредственно рабочее профессиональное) образование; среднее специальное профессиональное образование, — это ссузы (техникумы); высшее (на базе полного среднего или среднего специального образования) — институты и университеты.

Были проведены мероприятия по преобразованию советской системы высшего образования. Декретом СНК РСФСР от 11 декабря 1917 года все учебные заведения, в том числе вузы, были переданы в ведение Наркомпроса РСФСР, а 4 июля 1918 года все вузы были объявлены государственными учебными заведениями.

3 июля 1918 года в Наркомпросе было проведено совещание по реформе высшей школы, собравшее около 400 делегатов от студентов, профессорско-преподавательского состава и других работников вузов, были приняты важные решения — принцип бесплатности получения высшего образования и демократизация состава студенчества, его пролетаризация.

Решение о строительстве МГУ было дополнено комплексом мер по улучшению всех университетов, в первую очередь в городах, пострадавших от войны. Университетам были переданы крупные здания в Минске, Воронеже, Харькове. Активно начали создаваться и развиваться университеты ряда союзных республик.

В 1958 году в СССР уже было 29 политехнических институтов, 30 машиностроительных, 27 гражданского строительства, 7 авиационных, 27 горно-металлургических, 18 транспортных, 15 электротехнических и институтов связи, 13 рыбной и пищевой промышленности, 10 инженерно-химических, 2 метеоролого- гидротехнических и 2 кораблестроительных.

На 1975 год в СССР действовали 856 вузов (в том числе 65 университетов), в которых обучались более 4,9 млн студентов. По числу студентов на 10 тыс. человек населения СССР значительно превосходил такие страны, как Великобритания, Федеративная Республика Германия, Франция, Япония .

Право граждан СССР на бесплатное образование всех уровней было закреплено в Конституции СССР 1977 года (статья 45).

Государство также через систему распределения гарантировало трудоустройство и работу по специальности каждому выпускнику среднего специального и высшего учебного заведения.

В дальнейшем, после распада СССР, система образования уже независимой России подверглась реформированию в ходе либеральных реформ 1990-х годов.

Вы́сшее образова́ние в Росси́и — часть профессионального образования, имеющая целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

BEK XXI

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

XXI век характеризуется интеграционными процессами в образовании. В России создан Национальный фонд подготовки кадров, на который в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ возложены функции координации по реализации основных задач развития системы высшего профессионального образования в Российской Федерации в соответствии с Болонской декларацией, подписанной министрами образования 29 европейских государств в 1999 году. Российская Федерация в лице министра образования РФ В.М.Филиппова поставила свою подпись под Болонской декларацией в сентябре 2003 года, тем самым обязавшись воплотить в жизнь основные принципы болонского процесса. Это означает, что Россия получает возможность влиять на решения, принимаемые участниками Болонского процесса.

Болонским процессом стали именовать движение, цель которого заключается в гармонизации систем образования, прежде всего, высшего, стран Европы. Единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять всё лучшее, что есть у партнеров — за счет повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепления связей и сотрудничества между вузами Европы и т.д.

Для обеспечения гармонизации системы высшего образования должны стать «прозрачными», максимально сравнимыми, что может быть достигнуто за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов бакалавриат — магистратура), введения еди(ных или легко поддающихся

пересчету систем образовательных кредитов (зачетных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимной признаваемости академических квалификаций, развитых структур обеспечения качества подготовки специалистов и т.д.

Основные пункты Болонского процесса:

1. Переход на двухступенчатую систему высшего образования, состоящую из бакалавриата (3-4 года обучения) и магистратуры (1-2 года), между которыми студенты должны сдавать выпускные и вступительные экзамены.

2. Внедрение в вузах так называемых часовых кредитов: чтобы перевестись с одного курса на другой, студентам необходимо потратить на обучение определенное количество времени, складывающееся из аудиторных занятий и самостоятельной работы.

3. Оценка качества образования по стандартизованным общемировым схемам.
4. Программа мобильности, которая дает возможность продолжать начатое в вузе своей страны образование в высших школах других стран Европы.

5. Содействие изучению общеевропейских проблем

С 2000 года стали приниматься государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования первого поколения (по каждой специальности и каждому направлению подготовки по ступеням образования).

С 2005 года стали приниматься государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования второго поколения, ориентированные на получение студентами знаний, умений и навыков.

С 2007 года шло ещё более существенное изменение структуры высшего образования. В 2009 году были приняты изменения в Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Ступени высшего профессионального образования заменялись его уровнями. Было введено два уровня высшего образования:

· бакалавриат;

· подготовка специалиста, магистратура.

Тем самым бакалавриат, подготовка специалиста и магистратура стали формально самостоятельными видами высшего профессионального образования (срок обучения в магистратуре, например, в связи с этим положением стал 2 года, а не 6). Но при этом (поскольку подготовка специалиста и магистратура стали одним уровнем образования) по получении диплома специалиста поступление на программу магистратуры стало рассматриваться как получение второго высшего образования.

Соответственно, потребовалось изменение системы государственных образовательных стандартов, которые стали федеральными (третьего поколения). Основой для них стал компетентностный подход, согласно которому высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции.

29 декабря 2012 года был принят Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу 1 сентября 2013 года. Система высшего профессионального образования объединилась с послевузовским профессиональным образованием и стала именоваться высшим образованием (по соответствующим уровням).

Этот закон несколько разрешил образовательным организациям создавать на базе промышленных предприятий свои кафедры. в 2013—2016 годах в России только один «корпоративный университет» воспользовался этим правом и стал давать высшее образование — Технический университет УГМК в Верхней Пышме (Свердловская область) . Его создание было профинансировано тремя сторонами: Уральской горно-металлургической компанией, Уральским федеральным университетом им. Б. Н. Ельцина и правительством Свердловской области

Единственный частный вуз России, «корпоративный университет» который дает высшее техническое образование — Технический университет УГМК в Верхней Пышме (Свердловская область)

)

В 2014 году при университете открыт Научно-исследовательский центр. В 2016 году Технический университет УГМК получил государственную аккредитацию по 8 программам бакалавриата, специалитета и магистратуры и набрал на первый курс выпускников средних школ.

Система высшего образования в Российской Федерации включает:

· федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

· организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

· федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

· организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

· объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования[.

К уровням профессионального образования — высшего образования с сентября 2013 года относятся:

· высшее образование — бакалавриат;

· высшее образование — специалитет, магистратура;

· высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

На программы бакалавриата и специалитета можно поступить на базе среднего общего образования, на программы магистратуры и подготовки кадров высшей квалификации — на базе высшего образования других уровней (не обязательно на бюджетной основе), для обучения по программам подготовки кадров высшей квалификации необходимо наличие высшего образования — специалитета, магистратуры.

Уровневая система высшего образования в России строится с учетом отечественных особенностей и традиций.

Подготовка кадров высшей квалификации включает в себя программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, ассистентуры-стажировки.

По программам обучения в аспирантуре (адъюнктуре) одним из основных условий обучения, кроме получения образования, является подготовка диссертации на соискание учёной степени кандидата наук. Адъюнктурой называется аспирантура вузов Вооружённых Сил Российской Федерации, МЧС, МВД, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Также выделяются такие программы подготовки кадров высшей квалификации как:

· ординатура — система повышения квалификации врачей, имеющих высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование, в медицинских вузах, институтах усовершенствования и научно-исследовательских учреждениях.

· ассистентура-стажировка —подготовка творческих и педагогических работников высшей квалификации, имеющих высшее образование в области искусств,[.по творческо-исполнительским специальностям по очной форме обучения в вузах, реализующих основные образовательные программы высшего образования в области искусствв В России существует 3 вида образовательных организаций высшего образования:

· университет —реализует образовательные программы высшего образования всех уровней по широкому спектру направлений подготовки (специальностей), программы подготовки, переподготовки и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников. Университет должен выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук и являться ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

· академия —реализует образовательные программы высшего образования всех ступеней, осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности.

· институт —реализует образовательные программы высшего образования бакалавриата, специалитета, магистратуры (программы аспирантуры не являются обязательными для реализации). Институты, так же как и другие вузы, осуществляют подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников, но уже только для определенной области профессиональной деятельности. Институт ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования, но их широкий спектр не обязателен.

В академический рейтинг мировых университетов (ARWU, Шанхайский рейтинг), оценивающий степень качества мировых университетов исключительно в научно-исследовательской сфере деятельности и рассчитанный на академическое и экспертное сообщество, а также на абитуриентов и их родителей, в 2011 году попали два российских вуза — МГУ, занявший 77-е место, и СПбГУ, находящийся в рейтинге на позиции 301—400.

Кроме того, российские вузы входят в 200 лучших университетов мира по подготовке в следующих областях (согласно рейтингу QS): Физика; Математика; География; Экономика; Статистика; Социология; История; Философия; Лингвистика.

⇐ Предыдущая1234

Где в СССР давали лучшее образование? МГУ, МГИМО, МВТУ и МИФИ.

Принято считать, что советское образование было гораздо лучше нынешнего. А еще есть миф, что оно было лучшим в мире. Разумеется, с этим можно поспорить, но в СССР были вузы, дипломы которых действительно «котировались». И порой не только в нашей стране.


МГУ им. М. В. Ломоносова (Московский государственный университет, основан в 1755 году)
Международные рейтинги вузов были введены только в 2003 году. Но выпускники престижных технических вузов Советского Союза традиционно пользовались спросом за рубежом. После перестройки многие наши ученые и программисты смогли найти работу в крупных западных компаниях. Правда, сначала еще надо было умудриться попасть в «нужный» институт или университет. Даже прекрасные знания тут порой не спасали. И дело не в том, что на престижные факультеты брали по блату. Существовал, например, негласный отбор по национальному признаку. Так, евреев неохотно принимали на мехмат МГУ, в МВТУ им. Баумана, поскольку будущие специальности были связаны с «оборонкой», а евреи считались политически «неблагонадежными». В МГИМО в первую очередь брали выходцев из «пролетарских» семей. Гуманитарное образование котировалось меньше, чем техническое или естественнонаучное, ведь в основе его2 лежала коммунистическая идеология. Например, изучали творчество только тех поэтов и писателей, которые были идеологически «правильными». История преподавалась только в социалистической трактовке. Впрочем, спросом пользовались специальности, связанные с иностранными языками. И неудивительно: ведь знание английского, французского, немецкого позволяло выезжать за рубеж.
Лучшие вузы СССР
Итак, какие же вузы в СССР все же считались самыми лучшими, по критерию уровня знаний?
МГУ им. М. В. Ломоносова (Московский государственный университет, основан в 1755 году)

МГУ всегда был самым престижным высшим учебным заведением в стране. Здесь традиционно были самые высокие проходные баллы для абитуриентов. Из стен Московского университета выходили математики, физики, химики, биологи, программисты, экономисты, юристы, философы, историки, филологи, журналисты, психологи… И диплом МГУ всегда являлся знаком качества – по крайней мере в пределах СССР. ЛГУ (Ленинградский государственный университет, ныне СпбГУ, основан в 1724 году) Это старейший вуз в России, всегда являвшийся одним из центров отечественной науки и культуры. Из его стен вышли такие корифеи науки, как И.П. Павлов, Л.Д. Ландау,3 Г.Я. Перельман. На сегодня СпбГУ является первым и единственным на данный момент российским вузом, вошедшим в престижную Коимбрскую группу, объединяющую наиболее значимые европейские университеты.
МГИМО (Московский государственный Институт международных отношений, основан в 1944 году)

МГИМО как самостоятельное учебное заведение был преобразован из международного факультета МГУ. Поступить сюда всегда было нелегко, ведь тут готовили представителей самых элитных специальностей – дипломатов, атташе, военных переводчиков, журналистов- международников. Кстати, МГИМО вошел в Книгу рекордов Гиннесса как ВУЗ, где преподают больше всего иностранных языков.

МВТУ им. Н.Э. Баумана (Московское высшее техническое училище, ныне Московский государственный технический университет, основан в 1830 году)

«Бауманка» в советское время считалась одним из лучших технических вузов страны. Здесь можно было обучаться по большому количеству технических специальностей, включая машиностроение, аэромеханику, энергетику, строительство, химические технологии. В 1948 году в МВТУ был создан факультет ракетной техники, с которым тесно связана деятельность Генерального4 конструктора и основоположника советской космонавтики С.П. Королева. В наши дни МГТУ возглавил российскую Ассоциацию технических университетов и является обладателем награды «Европейское качество» за соответствие высоким международным стандартам обучения.
МИФИ (Московский инженерно-физический институт, основан в 1942 году)

Сейчас он называется Национальный исследовательский ядерный университет. Московский механический институт боеприпасов (ММИБ) был основан для нужд фронта, первоначальной его задачей была подготовка военных специалистов. В Советском Союзе МИФИ был самым популярным вузом, где давали физическое образование. Там очень серьезно занимались ядерными исследованиями, и выпускники этого вуза впоследствии являлись «невыездными». На его базе действовали филиалы, техникумы и школы в разных городах страны. Хочется подчеркнуть, что эти вузы продолжают входить в пятерку лучших и сейчас, в постсоветскую эпоху, что может служить показателем объективности оценки их высокого уровня.

Юридические услуги

Юриспруденция (от лат. juris-prudentia — правоведение, от лат. jus — право и лат. prudentia — предвидение, благоразумность, мудрость) – наука, изучающая правовую систему государства, а так же – практика юристов и программа их подготовки.

Юриспруденция в Древнем мире

Несмотря на то, что временем и местом зарождения юриспруденции по праву принято считать Древнюю Грецию, первые следы права можно найти ещё в культуре древних египтян, что говорит о том, как сильно человечество оценило значение права. Невозможно представить себе современный мир без мало-мальски чёткой и продуманной правовой системы.

Первые датированные упоминания о «праве и равенстве» мы можем найти в работах древнегреческого мыслителя Пифагора (VI в. до н.э.).

В V-VI в. до н.э. о законах, справедливости правах жителей полиса говорит и Гераклит.
Далее у истоков юриспруденции стоят и такие известные деятели Древней Греции, как Демокрит, Горгий, Гиппий и т.д..

Не стоит упускать из виду и трудов Сократа, продолженных его учеником Платоном – их совместная работа стала первым рационалистским трактатом о праве и законе в государстве.

В конце IV – начале III века до н.э. в форме отдельной самостоятельной науки юриспруденция появилась в Древнем Риме. Это произошло благодаря сыну римского патриция Аппия Клавдия Цека Гнею Флавию, похитившему и опубликовавшему составленный отцом сборник процессуально-правовых формул (на сегодняшний день данный документ назван в честь знатного похитителя – «цивияльное право Флавия»).

Преподавать юриспруденцию начали так же в Древнем Риме – в 253 году до н.э. понтифик Тиберий Корунканий первым начал разбирать правовые вопросы государства и высказывать своё мнение о ситуации в присутствии своих учеников. На этом этапе юридическая наука представляла собой трактовку проблем и юридическую информацию о государстве.

Деятельность мыслителей Древнего Рима имеет поистине большое значение в истории формирования юриспруденции. Научные труды разных времён от первых работ и вплоть до кодификации Юстиниана (VI в. н.э.) сформировали прочную базу для дальнейшего развития правовой науки.

Юриспруденция в Средние века и Новое время

В эпоху Средневековья можно выделить несколько основных вех в развитии юриспруденции.
Во-первых, немалое влияние на процессы, как уже упоминалось, имели труды мыслителей Древнего Рима. Во-вторых, правовых деятелей Средневековья можно разделить на толкователей (глоссаторы) и комментаторов (постглоссаторы). Сформировавшееся в XI-XIII веках течение глоссаторов стремилось переоценить и проанализировать источники римского права, а пришедшие им на смену в XIII-XV веках постглоссаторы большее внимание уделяли самому комментированию законодательных актов. В теоретическом плане оба направления внесли в юридическую науку огромный вклад.

Новое время так же внесло в науку о праве новые течения. Самыми знаменательными работами того времени можно без сомнения считать труды И. Канта, Н. Маккиавелли, Ж. Ж. Руссо, Г. В. Ф. Гегеля и многих других.

Весь исторический путь юриспруденции показывает, что каждая новая мысль идёт лишь на пользу ей, о чём говорит и сам Кант: «…пока юристы ищут своё понятие права и спорят об этом, юриспруденция жива и развивается».

Юриспруденция в дореволюционной России

Во времена Древней Руси наши предки обходились практически без адвокатуры, а основой «юриспруденции» была Божья воля и понятие о справедливости. Только в 1775 году, после подписания Екатериной II Указа о назначении стряпчих в помощники к прокурорам у провинившихся появляется некое подобие юридической защиты.

Огромное влияние на формировании юриспруденции в России оказал Пётр I. Именно его приказ перевести на русский язык теоретическую работу С. Пуфендорфа «Об обязанностях гражданина и человека» и предоставление возможности получать юридическое образование с помощью иностранных преподавателей положили начало формированию в России юриспруденции на немецкой базе. Первыми русскими деятелями в данной области стали С. Е. Десницкий и В. Т. Золотницкий, А. П. Куницын.

Наряду с развитием теоретической юриспруденции, в Дореволюционной России стала развиваться и юридическая практика. Правовая система начала включать не только обвинительные, но и достойные внимания защитные функции. Судебная реформа привела не только к улучшению положения крестьян, но и к появлению акционерных обществ и прочих финансовых учреждений, чья деятельность требовала постоянного присутствия юристов.

Первыми известными адвокатами нашей страны стали такие личности, как: В. Д. Спасович, П. А. Александров, А. И. Урусов, Ф. Н. Плевако и многие другие. Их вклад в практику юриспруденции дал крепкую базу для практики последующих поколений.

Юриспруденция в СССР

Несмотря на то, что в деятелями дореволюционной России была проделана огромная работа и заложены прочные основы для развития демократичной юридической системы, в СССР возможностей для этого не было.

В 1917 году после революции вышли несколько основных законов, лишивших правовую систему каких-либо возможностей достойной защиты подсудимых. Такая ситуация оставалась практически весь советский период и закончился с распадом СССР.

Юриспруденция в современной России

На сегодняшний день в России восстановлена Демократическая правовая система, позволяющая сохранять в государстве чёткий и справедливый порядок. Основным правовым актом с 1993 года является Конституция РФ, опираясь на которую и действует вся правовая система современной России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *