Угрозы КоАП РФ

Содержание

Статьи

«Самые плохие законы — в России, но этот недостаток

компенсируется тем, что их никто не выполняет»

(М.Е. Салтыков-Щедрин)

Наверное, Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее КоАП РФ) самый изменяемый в последние годы нормативно-правовой акт (НПА) наряду с НПА жилищного и налогового законодательства РФ. Не вызывают вопросов изменения, которые конкретизируют какие-то процессуальные моменты. Но вот постоянное ужесточение наказаний — не самый положительный момент в этих изменениях.

Как сказал еще в 19 веке М.Е. Салтыков-Щедрин «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». Однако данный афоризм не слишком применим к законодательству об административных правонарушениях. Штрафы нужны государству для пополнения бюджета. И все надзорные органы работают вовсю для этого. Хотя в задачах, целях и принципах законодательства такого и не указано, а провозглашается совсем иное.

Если поступила жалоба — практически 100%, что будет возбуждено производство об административных правонарушениях, если имеется хоть малейшее нарушение и административный состав для него. Административные органы почти никогда сами не выносят постановления о прекращении производства об административном правонарушении по каким-либо реабилитирующим основаниям (за отсутствием вины или состава (события) правонарушения).

У судов бывают решения о прекращении административного производства, но абсолютное большинство судов все-таки выносят постановления о привлечении к административной ответственности по рассматриваемым протоколам. Доля прекращенных производств ничтожно мала для правового государства, которым провозглашена Российская Федерация. Ну не может быть такого, что все надзорные органы и суда работают со 100% эффективностью. Такого просто не бывает, от слова совсем. Тем более, уровень профессионализма во многих сферах, в том числе правовой и юридической, оставляет желать лучшего.

На сайте РИА Новости вышла новость о том, что «… Председатель правительства Михаил Мишустин назвал непосильными предлагаемые новым проектом КоАП штрафы для автомобилистов, так как «власти еще не добились соответствующего роста зарплат в стране. Размеры таких взысканий следует рассматривать с учетом платежеспособности населения и с позиций улучшения качества администрирования». Почему только про автомобильные-то штрафы? Непосильные они и для управляющих организаций, например, и их должностных лиц. Но об этом никто ничего не говорит и не пишет…

В данной статье мы рассмотрим планируемые изменения в КоАП РФ (далее — Кодекс), а именно проект нового Кодекса, кардинально нового, который будет принят взамен действующего сейчас. Проект закона размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов для независимой антикоррупционной экспертизы и публичного обсуждения (ID 02/04/01-20/00099059). Новый КоАП РФ планируется ввести с начала 2021 года в случае его принятия.

Таким образом, со следующего года у нас будет практически новый Кодекс об административных правонарушениях РФ в случае его принятия. Наряду с КоАП РФ будет введен в действие Процессуальный кодекс РФ, который будет регулировать процесс рассмотрения дел об административных правонарушениях. Проект Процессуального кодекса РФ уже разработан и находится на процедуре оценки его регулирующего воздействия. То есть, вместо действующего сейчас КоАП РФ будет принято 2 Кодекса, его заменяющие.

В пояснительной записке к проекту сказано: «…По прошествии 17 лет после вступления КоАП в силу назрела объективная необходимость научного осмысления и анализа сложившейся за эти годы практики его применения, а также критической оценки эффективности его норм с учетом внесенных многочисленных изменений, конституционных требований.

Одним из наглядных подтверждений обоснованности такой критической оценки может служить статистика внесенных в КоАП изменений. Так, за вышеуказанный период принято 654 федеральных закона, которыми в КоАП внесено уже свыше 4 800 изменений.

При этом вносимые в КоАП изменения зачастую не носят системного характера, что приводит к нарушению единства правового регулирования сходных по своему содержанию общественных отношений, неурегулированности ряда ключевых для сферы административной ответственности общественных отношений и, в конечном счете, негативным образом влияет на обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц.

…Все это обуславливает необходимость пересмотра норм действующего законодательства об административных правонарушениях, и главным результатом такой работы должна стать стабильность нового правового регулирования отношений в сфере административной ответственности».

Цель изменений в Кодекс хорошая, главное, чтобы при его толковании эти цели не были искажены, как иногда (и даже часто) происходит на практике. Все последующие изменения в обновленный Кодекс по общему правилу будут вступать в силу не ранее, чем через три месяца с момента их опубликования, а проекты изменений в КоАП РФ могут быть внесены на рассмотрение только после получения официального отзыва Правительства РФ.

В КоАП РФ будут введены понятия грубого административного правонарушения, но решение о признании нарушения грубым также может быть принято судом при наличии определенных оснований. Также вводятся понятия длящегося, продолжаемого, однородного и повторного правонарушения, совокупности правонарушение. Многих этих понятий нет в действующем КоАП РФ. Разъяснения и оценку таким понятиям ранее давали суды в своих решениях по делам, а также Постановлениях Пленума ВС РФ, так как не все из них имелись в Кодексе.

Индивидуальные предприниматели (ИП) будут привлекаться к ответственности независимо от факта регистрации их в этом качестве, если осуществляют предпринимательскую деятельность, в отношении которой осуществляется государственный или муниципальный надзор. То есть, в отношении людей, занимающихся бизнесом и не платящих налоги, наказания будут ужесточены.

К сожалению, «внутреннее убеждение» наших судей в абсолютном большинстве направлены на обвинительный уклон что в уголовном, что в административном производстве. И главный принцип административного наказания «все неустранимые сомнения трактуются в пользу привлекаемого к ответственности» практически забыт и не применяется многими представителями судебной власти и административных органов.

Хорошей новостью для управляющих организаций являются изменения о запрете одновременного привлечения за одно и то же нарушение и юридического и должностного лица. Но исключением будут являться «отдельные случаи» (по усмотрению административного органа или суда). Насколько часто будут такие случаи «исключений» также покажет время. В новом Кодексе исключается возможность назначения нескольких наказаний за несколько однородных нарушений.

Для граждан будет применяться общее правило: за впервые совершенное правонарушение при отсутствии отягчающих обстоятельств будет назначаться предупреждение. А также сокращен предельный срок обязательных работ (с 200 до 60 часов), уточнен перечень лиц, которые не могут быть подвергнуты аресту, в том числе и по состоянию здоровья.

Кстати, если не будет установлено отягчающих обстоятельств, то предупреждением можно будет заменить любой штраф за первое нарушение, которое не считается грубым, а не только субъектам малого бизнеса, как сейчас. В действующем Кодексе есть составы, по которым замена штрафа на предупреждения вообще невозможна, так как это просто не предусмотрено сейчас в нем.

Планируется исключение верхнего и нижнего предела штрафов для большинства составов правонарушений. Будет установлен предельный размер только для региональных штрафов, который составит максимум 5 тыс. рублей для граждан, 50 тыс. рублей — для должностных лиц, 100 тыс. рублей — для предпринимателей и 500 тыс. рублей — для юридических лиц. Этот верхний предел обязателен для законов субъекта РФ об административных правонарушениях, в которых бывают штрафы в размере и до миллиона рублей.

Минимальный размер штрафа, который можно снизить, в новом КоАП составит для должностных лиц — 10 тыс. рублей, для ИП — 20 тыс. рублей. Для юридических лиц (ЮЛ), к сожалению, не поменяется ситуация, снижаемый штраф составит не менее 100 тыс. рублей.

По многим составам увеличились суммы штрафных санкций и даже в 20-30 раз (ну куда же без этого…), особенно в области дорожного движения. Хотя нужно сказать, что имеются и составы, по которым штрафы уменьшены (конечно, их меньшинство). Само количество административных составов также уменьшится, но не слишком значительно.

Еще одним отрицательным нововведением можно назвать нормы о конфискации имущества, не являющегося орудием или предметом совершения правонарушения. Это могут быть теперь автотранспорт, прицепы, маломерные суда. Сомнительные перспективы рисует данная норма, если ее все-таки введут.

Хорошим изменением для юридических лиц является то, что административное приостановление деятельности (в новом КоАП РФ — административный запрет) теперь будет возможно максимум до 30 суток. В действующем Кодексе он составляет 90 суток. Кстати, сейчас в связи с пандемией известного всем вируса, такой рычаг, как административное приостановление деятельности будет активно применяться и уже применяется к тем, кто не исполнил указания о закрытии различных увеселительных, спортивных и иных заведений. Пока до 90 суток — как в действующем законодательстве.

Скидка на оплату штрафов в размере 50% за быструю оплату увеличена для многих составов административных правонарушений. Большая часть составов теперь позволяет заплатить штраф со скидкой. Скидки не будет за грубые административные правонарушения. Количество составов правонарушений, где возможно «скидка», увеличится на порядок. Почти 60% составов дают право на нее в новом Кодексе.

Не очень позитивным изменением будет увеличение минимального срока давности привлечения к административной ответственности до года, а максимально — до 2 лет. Сейчас такой срок при рассмотрении административным органом составляет 2 месяца, судом — 3 месяца, а для должностных лиц — год, по некоторым составам срок давности еще больше. Представляете, сколько за год можно проверить юридических и должностных лиц, а также привлечь к ответственности? Охвачено их будет по максимуму, я думаю.

Особенно мне понравился раздел 5.1. «Расширение, уточнение и конкретизация прав участников осуществляемого органами административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях на всех его стадиях», изложенный в Концепции нового КОАП РФ (далее — Концепция).

В нем говорится в том числе и о необходимости «…Тщательной регламентации требует порядок возбуждения дела об административном правонарушении, подготовки к его рассмотрению и пересмотру, рассмотрения и пересмотра (п. 5.1.1.)…

…Более обстоятельного и обоснованного правового регулирования заслуживают вопросы о доказательствах и распределении бремени доказывания в осуществляемом органом административной юрисдикции производстве по делу об административном правонарушении и о развитии института состязательности в производстве по таким делам (п. 5.1.3.).

…Поступающие в уполномоченный орган материалы (сообщения, заявления), содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а также непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, должны проверяться в процессе контрольно-надзорного производства, и только по его завершении может быть принято решение о возбуждении дела об административном производстве (п. 5.1.5)».

А не как сейчас поступают наши органы ГЖН: предписание автоматически означает протокол и практически 99,999% — штраф. Сейчас не надо даже основания в виде заявления жалобщика, а просто: «мероприятия по контролю», «непосредственное обнаружение», «без взаимодействия с проверяемым лицом» и другие избитые, размытые, но слишком расширенно понимаемые и судами, и надзорными органами, фразы. По факту, сейчас сотрудник органа ГЖН запросто, следуя в гости к друзьям или родне, может «непосредственно обнаружить» в подъезде любого МКД правонарушение. Идеальных управляющих организаций (УО) редко встретишь, как и сотрудников компаний, поэтому нарушения представители надзорного органа могут обнаружить всегда и везде, стоит только захотеть…

По представительству по делам об административных правонарушениях также грядут изменения, будет более конкретизован этот вопрос, а по некоторым составам правонарушений будет обязательное участие адвокатов по аналогии с Уголовным кодексом. Это касается составов с более тяжкими наказаниями, такими, как административный арест, например.

Понятно, что новые составы по этим нарушениям, а именно: нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД (ст. 7.23.3. КоАП РФ), осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД без лицензии или с нарушением лицензионных требований (ст. 14.1.3 КоАП РФ), неразмещение информации, размещение информации не в полном объеме или размещение недостоверной информации в ГИС ЖКХ (ст. 13.19.2 КоАП РФ), неисполнение законного предписания надзорного органа (ст. 19.5 КоАП РФ), будут в новом Кодексе совсем под иными номерами статей.

В Особенной части нового Кодекса имеется Глава 16 «Административные правонарушения в сфере…

Полная версия доступна только подсписчикам

COVID-19: введена уголовная и административная ответственность за нарушения в период действия особых правовых режимов

09.04.2020

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о включении в УК РФ и КоАП РФ специальных видов ответственности за нарушение режимов, которые введены или могут быть введены в условиях пандемии коронавируса.

Поправки включают административные штрафы:

  • за нарушения санитарно-эпидемиологических правил (невыполнение законных предписаний) в периоды ЧС, карантина или угрозы распространения заболевания:

— до 40 тыс. руб. для граждан, до 150 тыс. руб. для предпринимателей и должностных лиц, до 500 тыс. руб. для юридических лиц,

— до 300 тыс. руб. для граждан, до 500 тыс. руб. для должностных лиц, до 1 млн. руб. для предпринимателей и юридических лиц – при наличии последствий в виде вреда здоровью или смерти;

  • за распространение в СМИ или информационных сетях заведомо недостоверной информации, признаваемой общественно значимой:

— до 3 млн. руб. – для юридических лиц,

— до 5 млн. руб. – для юридических лиц, при наличии последствий в виде вреда здоровью, имуществу, нарушения порядка и безопасности,

— до 10 млн. руб. – для юридических лиц при повторном совершении;

  • за невыполнение правил поведения во время режима повышенной готовности в зоне ЧС или при угрозе ЧС:

— до 30 тыс. руб. для граждан, до 50 тыс. руб. для предпринимателей и должностных лиц, до 300 тыс. руб. – для юридических лиц,

— до 50 тыс. руб. для граждан, до 500 тыс. руб. для должностных лиц, до 1 млн. руб. для предпринимателей и юридических лиц – при наличии последствий в виде вреда здоровью или имуществу;

Поправки предусматривают уголовную ответственность:

  • за нарушения санитарно-эпидемиологических правил:

— которые повлекли (или создали угрозу повлечь) массовое заболевание или отравление людей – от штрафа от 700 тыс. руб. до лишения свободы на срок до 2 лет,

— повлекли смерть человека – – от штрафа от 2 млн. руб. до лишения свободы на срок до 5 лет,

— повлекли смерть двух или более лиц – лишение свободы до 7 лет;

  • за публичное распространение заведомо ложной информации, признаваемой общественно значимой:

— от штрафа до 700 тыс. руб. до ограничения свободы на срок до 3 лет, если деяние не имело последствий,

— от штрафа до 1 500 тыс. руб. до лишения свободы на срок до 3 лет, если деяние повлекло причинение вреда здоровью,

— от штрафа до 2 млн. руб. до лишения свободы на срок до 5 лет, если деяние повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия.

Изменения вступили в силу 1 апреля 2020 года. Подробности – ниже.

1. Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил.

1.1. Введена административная ответственность за допущенные в периоды режима чрезвычайной ситуации или карантина или при возникновении угрозы распространения опасного заболевания

— нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических правил и противоэпидемических мероприятий),

— невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Карантин — осуществление на соответствующей территории ограничительных мероприятий (ст. 6.3 КоАП РФ).

Административная санкция

Зависит от последствий в виде причинения вреда здоровью или смерти человека

При отсутствии последствий

При наличии последствий

— для юридических лиц – штраф в размере от 200 000 до 500 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;

— для должностных лиц и предпринимателей – штраф в размере от 50 000 до 150 000 рублей (для предпринимателей также возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток);

— для граждан – штраф в размере от 15 000 до 40 000 рублей.

— для юридических лиц и предпринимателей – штраф в размере от 500 000 до 1 000 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;

— для должностных лиц – штраф в размере от 300 000 до 500 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет;

— для граждан – штраф в размере от 150 000 до 300 000 рублей.

Ответственность по данной статье может наступить за нарушение действующих СанПинов, распоряжений Роспотребнадзора (например, Письмо Роспотребнадзора № 02/3853-2020-27 от 10.03.2020), допущенных во время действия в регионе ограничительных мер (для Москвы установлены Указом мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ)

1.2. В ст. 236 УК РФ, устанавливающую уголовную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей (ч. 1 ст. 236 УК РФ) или смерть человека (ч. 2 ст. 236 УК РФ), внесены следующие изменения:

  • квалифицирующий признак ч. 1 ст. 236 УК РФ дополнен формулировкой «либо создавшее угрозу наступления таких последствий»;
  • статья дополнена частью 3, установившей ответственность за те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц.

Гражданин может быть привлечён к ответственности по данной статье, если, например, нарушил установленный режим самоизоляции при лечении на дому с диагнозом новая коронавирусная инфекция, или после возвращения в Россию из заграничной поездки. Поскольку статья дополнена формулировкой «создавшее угрозу наступления последствий», для привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 236 УК РФ не требуется доказывание причинения фактического вреда.

Уголовное наказание по всем частям статьи увеличено:

  • по ч. 1 ст. 236 УК РФ – от штрафа в размере от 500 000 до 700 000 рублей до лишения свободы на срок до 2 лет;
  • по ч. 2 ст. 236 УК РФ «…повлекшее по неосторожности смерть человека» – от штрафа в размере от 1 000 000 до 2 000 000 рублей до лишения свободы на срок от 3 до 5 лет;
  • по ч. 3 ст. 236 УК РФ «…повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц» – принудительные работы на срок от 4 до 5 лет либо лишение свободы на срок от 5 до 7 лет.

Дела по ч. 3 ст. 236 УК РФ расследуют следователи СКР, по ч. 1 и ч. 2 ст. 236 УК РФ – следователи органов внутренних дел; дела подсудны районному суду.

2. Ответственность за распространение ложной информации.

Федеральные законы дополняют КоАП РФ и УК РФ схожими нормами об ответственности за распространение недостоверной (ложной) информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан.

Обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, признаются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения (примечания к ст. 207.1 УК РФ, к ст. 13.15. КоАП РФ).

2.1. Поправки предусматривают установление частями 10.1 и 10.2 статьи 13.15 КоАП РФ административной ответственности для юридических лиц за распространение недостоверной информации, выразившееся в:

  • распространении в СМИ, информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств;
  • распространении в СМИ, информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной общественно значимой информации, если это повлекло смерть или причинение вреда здоровью или имуществу человека, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

Административная санкция для юридических лиц

зависит от последствий в виде причинения вреда здоровью, имуществу, нарушения общественного порядка и безопасности

При отсутствии последствий – ч. 10.1

При наличии последствий – ч. 10.2

При повторном нарушении – ч. 11

штраф в размере от 1 500 000 до 3 000 000 рублей с возможной конфискацией предмета нарушения.

штраф в размере от 3 000 000 до 5 000 000 рублей с возможной конфискацией предмета нарушения.

штраф в размере от 5 000 000 до 10 000 000 рублей.

Ответственность по данной статье предусмотрена только для юридических лиц и может наступить за публичное размещение (в том числе, в соцсетях или на сайте компании) информации об эпидемиологической ситуации или принимаемых в связи с ней мерах, которые заведомо недостоверны (например, о комендантском часе или продуктовой панике, когда, в действительности, такие обстоятельства отсутствуют).

2.2. Сообразно введённым в КоАП РФ новым нормам УК РФ дополнен статьями об уголовной ответственности за публичное распространение заведомо ложной информации, выразившееся:

  • в публичном распространении под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств (ст. 207.1 УК РФ);
  • в публичном распространении под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшем по неосторожности причинение вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 207.2 УК РФ), смерть или иные тяжкие последствия (ч. 2 т. 207.2 УК РФ).

В отличие от КоАП РФ, диспозиция норм УК РФ не включает указания на размещение в СМИ или информационно-телекоммуникационных сетях. Таким образом, уголовная ответственность может наступить при любом публичном обращении к третьим лицам, вне зависимости от формы такого обращения, которое содержит заведомо ложную ситуацию об эпидемиологической ситуации или принимаемых мерах.

Уголовное наказание зависит от последствий и установлено в следующем размере:

  • по ст. 207.1 УК РФ – от штрафа в размере от 300 000 до 700 000 рублей доя ограничения свободы на срок до 3 лет;
  • по ч. 1 ст. 207.2 УК РФ «…повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью» – от штрафа в размере от 700 000 до 1 500 000 рублей до лишения свободы на срок до 3 лет;
  • по ч. 3 ст. 207.2 УК РФ «…повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия» – от штрафа в размере от 1 500 000 до 2 000 000 рублей до лишения свободы на срок до 5 лет.

Дела данной категории расследуют следователи СКР; дела подсудны районному суду.

3. Административная ответственность за нарушение правил поведения при режиме чрезвычайной ситуации или повышенной готовности.

КоАП РФ дополнен статьёй 20.6.1 – об ответственности за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации (за исключением рассмотренных выше случаев, предусмотренных ст. 6.3 КоАП РФ).

Полномочие введения чрезвычайной ситуации предоставлено Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ Правительству Российской Федерации.

Административная санкция

зависит от последствий в виде причинения вреда здоровью или имуществу

При отсутствии последствий

При наличии последствий или повторном нарушении

— для юридических лиц – штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей;

— для предпринимателей – штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей;

— для должностных лиц – штраф в размере от 10 000 до 50 000 рублей;

— для граждан – штраф в размере от 1 000 до 30 000 рублей.

— для юридических лиц и предпринимателей – штраф в размере от 500 000 до 1 000 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;

— для должностных лиц – штраф в размере от 300 000 до 500 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет;

— для граждан – штраф в размере от 15 000 до 50 000 рублей.

Ответственность по данной статье предусмотрена для случаев, не подпадающих под действие ст. 6.3 КоАП РФ, – например, при нарушениях правил, установленных властью региона (например, Постановления Губернатора Московской области от 12.03.2020 № 108-ПГ о введении режима повышенной готовности).

4. Вступление в силу и иные изменения в административном законодательстве

Принятые Федеральные законы вступают в силу с момента их официального опубликования. Законы опубликованы 1 апреля 2020 года на официальном портале правовой информации: http://publication.pravo.gov.ru

Обращаем ваше внимание, что Федеральным закон от 01.04.2020 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в Кодекс внесены и иные изменения, в частности, в сфере ответственности за нарушение законодательства об обращении лекарственных средств (ст. 14.4.2 КоАП РФ), порядка ценообразования (ст. 14.6 КоАП РФ), незаконную частную детективную или охранную деятельность (ст. 20.16 КоАП РФ).

Помощь консультантов

Юридическая компания «Пепеляев Групп» готова оказать правовую поддержку и защиту по всем правовым вопросам, возникающим в связи с принимаемыми для противодействия распространению коронавирусной инфекции мерами, в том числе по вопросам уголовной или административной ответственности.

Федеральный закон от 01.04.2020 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Изменения в статью 6.3. КоАП РФ.

Изменения в статью 13.15 КоАП РФ.

Новая статья 20.6.1. КоАП РФ.

Федеральный закон от 01.04.2020 № 100-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Изменения в статью 236 УК РФ.

Угроза физической расправы: понятие, суть, мера наказания

Законодательство РФ расценивает в качестве серьезного преступления не только сам факт физической расправы – уже только одно озвучивание угрозы данного действия предусматривает уголовную ответственность для обидчика. Каким образом угроза квалифицируется в качестве преступного деяния и как можно доказать вину – в Уголовном кодексе РФ этим вопросам посвящена отдельная Статья.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

Что такое «угроза физической расправы»?

Угрозой физической расправы в российском праве называются выраженные каким-либо способом сообщения о намерении нанесения тяжелого вреда для здоровья и жизни человека.

Угрозой как преступлением могут считаться лишь те действия, при которых потерпевшая сторона подвергалась опасениям за свою жизнь, иными словами, для выражения физических действий со стороны обидчика имелись объективные основания.

При этом запугивание физической расправой в уголовном законодательстве классифицируется и как отдельное преступление, и как часть состава других незаконных действий. К примеру, угроза физического насилия фигурирует в составе таких преступлений, как:

  • нанесение телесных повреждений;
  • изнасилование и прочие виды посягательств на половую неприкосновенность;
  • вымогательство;
  • разбойные действия;
  • организация хищения физического лица и пр.

Законодательство в вопросах угрозы физической расправы

Основополагающим документом, регулирующим вопросы ответственности за угрозы причинению вреда здоровью и жизни, является Статья 119 Уголовного кодекса РФ, где изложены все условия квалификации данного деяния в качестве преступления, и реальность озвученных угроз – ключевой критерий среди них.

Согласно Статье 119 УК РФ, в установлении факта угрозы причинению вреда здоровью и жизни человека играют роль ряд критериев, среди которых:

  • обстоятельства, подтверждающие намерения применить насилие: наличие в руках обидчика какого-либо предмета, служащего оружием для нанесения ранения (пистолета, ружья, ножа, топора, биты и пр.);
  • присутствие реальной опасности здоровью и жизни жертвы, и, как следствие – нанесение ущерба психическому состоянию (обидчик сообщает о том, что убьет или побьет);
  • проявление действий, которыми будут подтверждаться угрозы: нанесение физических увечий при помощи оружия или без него – в данном случае такие противоправные деяния будут отягощающим фактором при выборе меры наказания.

Какие действия следует предпринимать в ситуациях с угрозами здоровью и жизни?

Одно из самых главных правил, которых следует придерживаться в ситуациях, где имеют место угрозы жизни и здоровью – не отвечать агрессией на агрессию. Во-первых, такие действия могут лишь спровоцировать неблагоприятные последствия для самой жертвы, а во-вторых, при рассмотрении дела в суде эти факты могут сыграть решающую роль и даже оправдать подозреваемого.

Следует действовать максимально рационально и ни в коем случае не проявлять панику.

Следует обратить внимание и на ряд прочих рекомендаций:

  • в случае, если угроза исходит от незнакомца, следует как можно более точно запомнить его подробные приметы: возраст, рост и комплекцию, черты лица, цвет волос, особенности верхней одежды;
  • если есть шанс задокументировать все происходящее, следует произвести аудио-, видеозапись при помощи мобильного телефона – это поможет непосредственно доказать факт опасности;
  • в случае получения увечий (даже незначительных) потерпевшему следует обратиться в медучреждение для фиксации побоев;
  • показания реальных свидетелей инцидента могут играть важную роль в рассмотрении уголовного дела в суде: если есть очевидцы преступления, потерпевшему следует заручиться их поддержкой.

По сути, ключевая задача потерпевшей стороны – предоставить как можно больше доказательств случившегося преступления, которые и станут решающими аргументами в определении меры наказания для виновника.

Привлечение к ответственности обидчика

Заявление в правоохранительные органы о факте угрозы жизни и здоровью – первый и основной шаг потерпевшего в защите собственных прав и интересов. В обращении следует максимально детально изложить суть ситуации, а также аргументы, которыми заявитель подтверждает наличие персональной опасности для него. Здесь должна быть отражена вся необходимая информация, служащая пояснением обстоятельств происшествия: место, время, присутствие свидетелей (если есть, то конкретных лиц), а также ряд других сведений, на которые будет важным обратить внимание.

Заявление, в котором будут изложены достаточные сведения, подтверждающие состав совершенного преступления, является основанием для возбуждения уголовного дела в течение 4-10 дней.

Что касается мер наказания за угрозы, здесь важно понимать следующее: если действия по запугиванию не переходят в физическое насилие, хищение, разбой или денежное вымогательство, то максимальная санкция за такое деяние, относящееся к категории преступлений небольшой тяжести, предполагает ограничение свободы на срок до 2 лет (Статья 119 УК РФ). Кроме того, виновник может быть обязан к выполнению общественных работ (до 480 часов). А вот если запугивание совершалось по мотиву национальной или расовой дискриминации, срок отбывания заключения в местах лишения свободы может составить до 5 лет.

При этом, согласно положениям Гражданского кодекса РФ, потерпевший имеет право взыскать денежную компенсацию за причиненный моральный ущерб, поскольку данное преступление может нанести серьезный вред психическому и душевному состоянию. При этом возмещение нанесенного вреда пострадавшей стороне может произойти не только в ходе судебных разбирательств, но и в процессе примирения – Статья 119 Уголовного кодекса РФ предполагает такую возможность.

В заключение подчеркнем: далеко не все сообщения и высказывания, содержащие угрозы причинению вреда здоровью могут быть квалифицированы как преступные деяния.

Расцениваются в качестве преступлений лишь те действия, в которых действительно прослеживается опасность для жизни и здоровья человека, а обидчик угрожает убийством или нанесением серьезных увечий, имея при этом в руках предмет оружия. Для подтверждения правонарушения потерпевшая сторона в данном случае должна собрать доказательную базу, на основе которой может быть вынесен справедливый вердикт.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

Новая редакция Кодекса РФ об Административных Правонарушениях с изменениями на 2020 год

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП или ФЗ №195) представляет собой юридический документ, в котором перечислены правонарушения в определённых сферах общественных отношений. Эти сферы представлены в статье 1.2, а так же в структуре кодекса.

Кто несёт ответственность по нормам КоАП

Субъектами ФЗ №195 являются:

  • физлица;
  • юрлица;
  • должностные лица.

В этом состоит принципиальное отличие административной ответственности от уголовной. В соответствии с номами уголовного права наказать можно только конкретного человека. По нормам административного права наказанию подлежат и организации.

В качестве должностных лиц к ответственности привлекаются конкретные люди, совершившие противоправные деяния при выполнении служебных обязанностей. В этом случае человек привлекается к ответственности как физлицо, но степень его вины усугубляется в связи со спецификой его положения.

В связи с большой значимостью понятия «должностное лицо», статья 2.4 КоАП РФ содержит подробное описание признаков этого субъекта. К таковым относятся:

  • выполнение властных функций;
  • властно-распорядительные полномочия в отношении людей, не находящихся в служебной зависимости от данного лица;
  • выполнение хозяйственных работ, связанных с управленческими процессами.

При этом, как следует из статьи 2.6, иностранцы и люди без гражданства несут ответственность наравне с гражданами РФ.

Возраст ответственности по КоАП наступает с 16 лет. Это правило носит абсолютный характер и не содержит исключений.

Как и за что наказывают

Кодекс об административных правонарушениях часто сравнивают с Уголовным кодексом. Эти документы действительно имеют немало общих черт. Особенно это касается структуры. Оба кодекса делятся на две части. Первая посвящена общим положениям, в рамках которых раскрываются понятия административных правонарушений, ответственности и наказаний. Вторая часть содержит перечень правонарушений по отдельным категориям.

Наказания, предусмотренные КоАПом, описаны в статье 3.2. Лицо, уличённое в правонарушении, может понести наказание в виде:

  • предупреждений;
  • штрафов;
  • лишения некоторых прав;
  • конфискации орудий и средств совершения правонарушений;
  • ареста;
  • приостановления деятельности юрлица;
  • запрета на посещение мероприятий или общественных мест;
  • обязательных работ.

В особенной части ФЗ №195 содержится перечень административных правонарушений из сфер:

  • защиты прав избирателей;
  • предоставления государственных, муниципальных и образовательных услуг;
  • защита прав на здоровье и санитарно-эпидемиологическую безопасность;
  • охраны собственности;
  • экологической безопасности;
  • строительства и промышленности;
  • сельскохозяйственного производства;
  • передвижений на разных видах транспорта.

Таким образом, КоАП РФ предусматривает наказания за целый комплекс правонарушений. Аналогичные противоправные действия могут рассматриваться и в Уголовным кодексе. Однако в нём предусмотрена только ответственность за поступки, имеющие большую общественную опасность.

Функция Кодекса об административных правонарушениях

Само слово «функция» переводится с латинского языка как совершение или исполнение. В качестве термина это слово используется для обозначения взаимозависимости действий, когда изменения в одном объекте неизменно ведут за собой изменения в другом. Все законы выполняют одну и ту же функцию – обеспечивают такое состояние общества, при котором каждый человек может реализовать свои конституционные права.

Специфическая функция КоАП состоит в том, чтобы обеспечивать защиту прав, которые в той или иной степени связаны с управленческими, то есть административными действиями и решениями. Не зря в нормативах этого документа большое значение имеет рассмотрение дел, связанных с действиями таких субъектов, как должностные лица. За действия, связанные с реализацией управленческих решений чаще всего несут ответственность два субъекта – юридическое и должностное лицо.

Кодекс РФ об административных правонарушениях , несмотря на свою специфику, относится к законам, востребованным самыми широкими слоями населения. Он касается каждого гражданина России, государственных и муниципальных организаций, а так же любого предпринимателя.

  • Раздел 1. Общие положения
    • Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях (Статьи 1.1-1.8)
    • Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность (Статьи 2.1-2.10)
    • Глава 3. Административное наказание (Статьи 3.1-3.14)
    • Глава 4. Назначение административного наказания (Статьи 4.1-4.8)
  • Раздел 2. Особенная часть
    • Глава 5. Административные правонарушения, посягающие на права граждан (Статьи 5.1-5.69)
    • Глава 6. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (Статьи 6.1-6.36)
    • Глава 7. Административные правонарушения в области охраны собственности (Статьи 7.1-7.35)
    • Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (Статьи 8.1-8.49)
    • Глава 9. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике (Статьи 9.1-9.24)
    • Глава 10. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (Статьи 10.1-10.14)
    • Глава 11. Административные правонарушения на транспорте (Статьи 11.1-11.33)
    • Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения (Статьи 12.1-12.37)
    • Глава 13. Административные правонарушения в области связи и информации (Статьи 13.1-13.40)
    • Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций (Статьи 14.1-14.64)
    • Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней (Статьи 15.1-15.47)
    • Глава 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) (Статьи 16.1-16.24)
    • Глава 17. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти (Статьи 17.1-17.17)
    • Глава 18. Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (Статьи 18.1-18.20)
    • Глава 19. Административные правонарушения против порядка управления (Статьи 19.1-19.37)
    • Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (Статьи 20.1-20.35)
    • Глава 21. Административные правонарушения в области воинского учета (Статьи 21.1-21.7)
  • Раздел 3. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
    • Глава 22. Общие положения (Статьи 22.1-22.3)
    • Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (Статьи 23.1-23.89)
  • Раздел 4. Производство по делам об административных правонарушениях
    • Глава 24. Общие положения (Статьи 24.1-24.7)
    • Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности (Статьи 25.1-25.15)
    • Глава 26. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств (Статьи 26.1-26.11)
    • Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (Статьи 27.1-27.20)
    • Глава 28. Возбуждение дела об административном правонарушении (Статьи 28.1-28.9)
    • Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении (Статьи 29.1-29.14)
    • Глава 29.1. Правовая помощь по делам об административных правонарушениях (Статьи 29.1.1-29.1.7)
    • Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (Статьи 30.1-30.19)
  • Раздел 5. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
    • Глава 31. Общие положения (Статьи 31.1-31.11)
    • Глава 32. Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний (Статьи 32.1-32.14)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *