Участок недр

О границах горных отводов

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ
ПИСЬМО
от 2 декабря 2014 года N ЕШ-01-29/13650
О границах горных отводов

В соответствии с вашим обращением по вопросу определения границ горного отвода Федеральное агентство по недропользованию сообщает следующее.
В соответствии с ч.3 ст.11 Закона Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 «О недрах» (далее — Закон Российской Федерации «О недрах») лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно п.3 ч.1 ст.12 вышеназванного Закона лицензия на право пользования недрами в качестве неотъемлемой составной части содержит указание границ участка недр, предоставляемого в пользование.
Также согласно пп.3, пп.6 п.24 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 29.09.2009 N 315, в виде текстовых и графических приложений к бланку лицензии на пользование недрами в качестве документов, являющихся ее неотъемлемыми частями, прикладываются указание пространственных границ участка недр, предоставленного в пользование, а также пространственных границ геологического и (или) горного отвода (при наличии), схема расположения участка недр, пространственные границы участка недр, предоставляемого в пользование в виде отражения географических координат угловых точек, а также сведения об участке недр.
Согласно ч.1, ч.2 ст.7 Закона Российской Федерации «О недрах» в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
В соответствии со ст.7 Закона Российской Федерации «О недрах» в случае предоставления лицензии на разведку и добычу минерального сырья участок недр предоставляется в виде предварительного горного отвода. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственный экспертизы согласования указанного проекта в соответствии со ст.23.2 Закона Российской Федерации «О недрах», документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 N 429.
В свою очередь, порядок оформления горных отводов установлен Инструкцией по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденной МПР России 07.02.98 N 56, Госгортехнадзором России 31.12.97 N 58 (далее — Инструкция).
Согласно п.13 Инструкции границы горного отвода устанавливаются в целях обеспечения рационального использования и охраны недр при разработке месторождений полезных ископаемых, охраны окружающей среды от вредного влияния горных работ при добыче полезных ископаемых, обеспечения безопасности при ведении горных работ, защиты интересов недропользователя и государства.
В соответствии с п.12 Инструкции уточненные границы горного отвода устанавливаются только на ту часть предоставленного в пользование участка недр, запасы полезного ископаемого которого прошли государственную экспертизу. Если лицензией на пользование недрами в целях разведки и (или) геологического изучения недр предусматривается добыча полезных ископаемых, то границы горного отвода устанавливаются в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами.
При этом согласно п.10 Инструкции в случае необходимости изменения уточненных границ горного отвода, в пределах предоставленного при лицензировании участка недр из-за изменения условий лицензии, ее переоформления (по результатам поиска, разведки, проектных, научно-исследовательских работ и др.) документы, удостоверяющие границы горного отвода, переоформляются в органах Ростехнадзора.
Вместе с тем законодательство о недрах допускает проведение работ пользователем недр строго в границах участка недр. Согласно ч.4 ст.7 Закона Российской Федерации «О недрах» пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
В случае, если пользователю недр предоставлен горный отвод, выходящий за пределы лицензионного участка, у него не возникает права на проведение работ за указанными в лицензии границами участка недр. Осуществление пользования недрами за пределами лицензионного участка недр не допускается.
Процедура уточнения границ горного отвода не является изменением границ участка недр и не влечет за собой расширения границ лицензионного участка.
Согласно п.4 Инструкции при предоставлении в установленном порядке лицензии на пользование недрами устанавливаются предварительные границы горного отвода по согласованию с территориальными органами Ростехнадзора. Уточненные границы горного отвода устанавливаются после рассмотрения технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых (проекта проведения опытно-промышленных или геолого-разведочных работ), прошедшего в установленном порядке согласование, экспертизу и утверждение.
Отмечаем, что горноотводный акт, удостоверяющий уточненные границы горного отвода, может оформляться в качестве дополнения к лицензии на право пользования недрами.
Согласно абз.3 п.37 Административного регламента внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр осуществляется по взаимному согласию пользователя недр и Роснедр или его территориального органа осуществляется при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Согласно абз.2 п.38 вышеназванного Административного регламента основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению внесения изменений и дополнений в лицензию на пользование участками недр является заявка пользователя недр с просьбой о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами.
Отмечаем, что иного порядка для внесения изменений или дополнений в лицензию на право пользования недрами законодательством не предусмотрено. В связи с этим для включения документов, удостоверяющих границы уточненного горного отвода, в качестве неотъемлемой составной части пользователю недр необходимо подать заявку в порядке, установленном Административным регламентом.
Принимая во внимание вышеизложенное, добыча полезных ископаемых допускается только в границах участка недр, предоставленного в пользование в установленном порядке. Уточнение границ горного отвода не связано с изменением границ участка недр, в связи с чем, как до, так и после включения документов, уточняющих горный отвод, в состав лицензии на право пользования недрами, осуществление добычи полезных ископаемых в границах уточненного горного отвода, но за пределами лицензионного участка, не допускается.

Заместитель Руководителя
Е.В.Штейников

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
официальный сайт Управления
Росприроднадзора по Саратовской области
www.rpn-saratov.ru (сканер-копия)
по состоянию на 13.01.2015

Рекомендация Р-Х/2020 — ОК Нефтегаз/ ОК ГДП «Аренда для разведки и добычи»

ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ

РЕГУЛЯТОР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)

На совместное заседание ОК Нефтегаз/ОК ГДП

№1 от 2020-01-20

ПРОЕКТ

РЕКОМЕНДАЦИЯ Р-ХХ/2020-ОК НЕФТЕГАЗ/ОК ГДП
«АРЕНДА ДЛЯ РАЗВЕДКИ И ДОБЫЧИ»

ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Организация является правообладателем лицензионного соглашения на поиск, разведку и добычу полезных ископаемых в пределах выделенных участок недр. Кроме того, организация является арендатором оборудования, зданий, сооружений, земельных участков, объектов инфраструктуры, предназначенных для поиска, разведки и добычи полезных ископаемых.

Приказом Минфина РФ от 16.10.2018 N 208н утвержден ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» (далее – ФСБУ 25). ФСБУ 25 является обязательным к применению начиная с отчетности за 2022 год.

Вместе с тем ФСБУ 25 не применяется при предоставлении в аренду участков недр для геологического изучения, разведки и (или) добычи полезных ископаемых. IFRS 16 «Аренда» также, как и ранее применяемый МСФО (IAS) 17 «Аренда», содержит аналогичные ФСБУ 25 исключения из сферы применения: IFRS 16 не применяется к учету договоров аренды, относящихся к разведке или использованию полезных ископаемых, нефти, природного газа и аналогичных невозобновляемых ресурсов.

В этой связи возникает вопрос: какими нормативными документами следует руководствоваться арендатору в бухгалтерском учете при получении в пользование за плату участков недр, земельных участков, других активов для разведки и (или) добычи полезных ископаемых.

РЕШЕНИЕ

1. Затраты на предоставление участков недр для геологического изучения, разведки и (или) добычи полезных ископаемых до подтверждения КЦД признаются в учете на участках в качестве поисковых активов и в составе нематериальных активов после подтверждения КЦД при условии соблюдения соответствующих критериев признания.

2. В случае получения в пользование от других лиц за плату активов для разведки и (или) добычи полезных ископаемых, не являющихся земельными участками (скважин, оборудования, инфраструктуры и др.), организация учитывает такие активы в порядке, предусмотренном ФСБУ 25 «Бухгалтерский учет аренды».

3. В случае получения в пользование от других лиц за плату земельного участка для разведки и (или) добычи полезных ископаемых организация признает обязательство по оплате пользования таким участком в момент фактического получения доступа к этому участку в соответствии с критериями признания, изложенными в пункте 4 настоящей Рекомендации.

4. Обязательство, указанное в пункте 3 настоящей Рекомендации, оценивается как сумма платежей, которые организация не может избежать, и которые подлежат уплате в течение периода, пока организация не может без существенных издержек прекратить участие в договоре. В случае наличия неопределенностей в оценке такого периода организация руководствуется подходами по оценке срока аренды, изложенными в МСФО (IFRS) 16 «Аренда». Если указанный период превышает один год или установленный организацией меньший срок, платежи принимаются в расчет оценки обязательства в дисконтированной величине.

5. Обязательство, признанное в соответствии с пунктом 3 настоящей Рекомендации, учитывается после признания в обычном порядке учета кредиторской задолженности – путем начисления процентов на остаток задолженности (если обязательство оценивалось при признании по дисконтированной сумме) и списания соответствующих сумм при их фактической уплате.

6. В случае если земельный участок получен в пользование для разведки (поиска, оценки) полезных ископаемых до подтверждения коммерческой целесообразности добычи (КЦД), организация включает обязательство, признанное в соответствии с пунктом 3 настоящей Рекомендации, в соответствующий поисковый актив или в расход, исходя из учетной политики в отношении поисковых затрат, принятой в соответствии с ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов».

7. После подтверждения КЦД организация переквалифицирует поисковый актив, признанный в соответствии с п. 5 настоящей Рекомендации, в состав активов (права аренды) или расходов в соответствии с порядком предусмотренным ФСБУ 25.

ОСНОВА ДЛЯ ВЫВОДОВ

В соответствии со статьей 7 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 03.08.2018) «О недрах» (далее «Закон») участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр — в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья. Законом также определено, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Статьей 261 ГК РФ предусмотрено, что, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. При этом, собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах (прим. — лицензирование прав пользования недрами), об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

При этом ФСБУ 25/2018 содержит закрытый перечень исключений и не применяется при предоставлении:

а) участков недр для геологического изучения, разведки и (или) добычи полезных ископаемых;

б) результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, а также материальных носителей, в которых эти результаты и средства выражены;

в) объектов концессионного соглашения.

Исходя из приведенных выше определений, действующим законодательством определены понятия «участок недр» и «земельный участок», согласно которым земельные участки не относятся к участкам недр, а представляют собой отдельный объект прав.

В соответствии с пунктом 8 ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов»:

8. К нематериальным поисковым активам, как правило, относятся:

а) право на выполнение работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и (или) разведке полезных ископаемых, подтвержденное наличием соответствующей лицензии.

Право, о котором идет речь в пп.а) п.8 ПБУ 24, как правило, является лицензией на поиск, оценку, разведку и включает в себя также право на аренду земельных участков как необходимое условие для геологического изучения, разведки и (или) добычи полезных ископаемых, связанное с лицензией.

Затраты на аренду земельных участков и участков недр подлежат признанию в порядке, аналогичном признанию другим поисковым затратам, формирующим стоимость поискового актива до момента подтверждения КЦД, а после такого подтверждения – подлежат переклассификации в соответствии с п.23 ПБУ 24.

Обязательства, возникающие в связи с арендой земельных участков и иных материальных активов, относящихся к разведке или использованию полезных ископаемых, нефти, природного газа и аналогичных невозобновляемых ресурсов, подлежат признанию в составе пассивов организации.

При разрешении отдельных аспектов вопроса, обозначенного в разделе «описание ситуации» настоящей Рекомендации, следует руководствоваться ASC 930 и ASC 932 в соответствии с п.7 ПБУ 1/2008, а также пунктами 10-12 IAS 8.

В соответствии с ASC 842-10 Leases – Overall — Scope and Scope Exceptions:

15-1 An entity shall apply this Topic to all leases, including subleases. Because a lease is defined as a contract, or part of a contract, that conveys the right to control the use of identified property, plant, or equipment (an identified asset) for a period of time in exchange for consideration, this Topic does not apply to any of the following:

….

b. Leases to explore for or use minerals, oil, natural gas, and similar nonregenerative resources (see Topics 930, Extractive Activities—Mining, and 932, Extractive Activities—Oil and Gas). This includes the intangible right to explore for those natural resources and rights to use the land in which those natural resources are contained (that is, unless those rights of use include more than the right to explore for natural resources), but not equipment used to explore for the natural resources.

15-1 Предприятие должно применять эту тему ко всем договорам аренды, включая субаренду. Поскольку аренда определяется как договор или часть договора, которая содержит право контролировать использование идентифицированного оборудования (идентифицированного актива) в течение определенного периода времени в обмен на вознаграждение, этот Стандарт не применяется ни к одному из следующего:

b. аренда для разведки или добычи полезных ископаемых, нефти, природного газа и аналогичных невозобновляемых ресурсов (см. Стандарт 930 Добыча полезных ископаемых – Горнорудная промышленность, Стандарт 932, Добыча полезных ископаемых – нефтегазовая промышленность). Это включает в себя нематериальное право на разведку природных ресурсов и права на использование земли, в которой содержатся эти природные ресурсы (при условии, что эти права использования не включают в себя больше, чем право на разведку природных ресурсов), но не оборудование, используемое для разведки природных ресурсов.

Анализ финансовых отчетов крупнейших международных нефтегазовых и компаний позволяет сделать вывод о капитализации ими всех затрат, связанных с правами на эксплуатацию земельных участков, в том числе правами аренды данных участков.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ ПРИМЕР

В пояснениях к консолидированной финансовой отчетности американской нефтегазодобывающей компании ConocoPhillips указывается, что капитализированные затраты на приобретение прав аренды отражаются в бухгалтерском балансе в составе основных средств:

“Property Acquisition

Notes to Consolidated Financial Statements ConocoPhillips

Note 1 Accounting Policies (page 91):

Предоставление участков недр в пользование.

Порядок предоставление недр в пользования для целей: геологического изучения недр; для работ, по добыче полезных ископаемых (с проведение и без проведения (конкурсов или аукционов)); для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Порядок предоставления недр в пользования для добычи общераспространенных полезных ископаемых (на примере Кемеровской области)

Предоставление недр в пользование осуществляется в соответствии с единым порядком выдачи лицензий, включающим информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление, то есть государственной системой лицензирования.

Таким образом, основанием возникновения права недропользования яв-ляется сложный юридический состав как совокупность юридических фактов, главное место среди которых занимает лицензия- специальное разрешение компетентного государственного органа по управлению использованием и охраной недр.

Лицензия представляет собой документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах и в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных условий. Лицензия необходима для получения всех видов права недропользования.

Она должна содержать: данные о пользователе, об органе, ее предоставившем, целевом назначении работ, границах участка недр, сроках, условиях платежей, уровне добычи минерального сырья и соглашение о его долевом распределении, требования по охране недр, окружающей среды, безопасного ведения работ, а также сведения о праве собственности на гео-логическую информацию и др.

Порядок и основания предоставления лицензий зависят от вида недропользования (целей использования недр) и подробно урегулированы Положением о порядке лицензирования пользования недрами.

По общему правилу предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется через проведение конкурсов и аукционов. Основные крите-рии, которые при этом учитываются, — это научно-технический уровень представляемых на конкурсы и аукционы программ по геологическому изучению и использованию недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность природоохранных мероприятий.

Законодательство устанавливает антимонопольные требования при пользовании недрами (ст. 17 Закона РФ «О недрах»). Запрещаются действия, направленные на:

  • — ограничение доступа к участию в конкурсе или аукционе юридических лиц и граждан, желающих приобрести право пользования недрами;
  • — уклонение от представления лицензий победителям конкурса или аукциона;
  • — замену конкурсов и аукционов прямыми переговорами;
  • — дискриминацию пользователей недр, создающих конкурирующие структуры;
  • — дискриминацию пользователей недр в предоставлении доступа к объектам транспорта и инфраструктуры.

По результатам конкурса или аукциона принимается совместное решение органа управления государственным фондом недр и органа исполнительной власти субъекта РФ. Данное решение служит основанием для выдачи лицензии.

Выдача, оформление и регистрация лицензий на право пользования недрами осуществляются государственными органами управления фондом недр.

Для пользования недрами континентального шельфа РФ необходимо решение Правительства РФ по результатам конкурса или аукциона.

На бесконкурсной основе предоставляются недра для использования:

  • — в целях захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ (на основании решения Правительства по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ);
  • — в порядке переоформления лицензий (при переходе права пользования к другому лицу, например, в случае реорганизации юридического лица);
  • — в целях геологического изучения недр (на основании решения органа управления фондом недр по согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ).

Особенности порядка предоставления недр в пользование определяются также видами полезных ископаемых, добыча которых производится.

Действующее законодательство подразделяет все полезные ископаемые на два основных вида: общераспространенные и необщераспространенные.

Общераспространенные распределены в недрах относительно равномер-но и их месторождения встречаются повсеместно (например, песок, галька, гравий, глина, мел и др.). К необщераспространенным относятся все прочие полезные ископаемые (нефть, газ, металлические руды и др.). Эта классификация имеет важное юридическое значение.

Порядок пользования общераспространенньми полезными ископаемыми устанавливается субъектами РФ.

Собственники, владельцы земельных участков имеют право, по своему усмотрению (свободно и бесплатно), в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения (ст. 19 Закона РФ «О недрах»).

Таким образом, право недропользования непосредственно вытекает из права на земельный участок. Связь указанных видов прав проявляется и в других случаях: предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами или собственника земель на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. (ст. 11 Закона РФ «О недрах»). Отвод земельного участка и оформление земельных прав недропользователя производятся в общем порядке, предусмотренном земельным законодательством. Земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и использованием недр, временно или постоянно могут отчуждаться для государственных нужд с возмещением собственникам этих земельных участков их стоимости по решению органов исполнительной власти.

Следовательно, право недропользования не создает автоматически права на земельный участок, а лицензия — лишь основание для его получения. Недропользователь выступает субъектом одновременно двух самостоятельных прав — недропользования и землепользования.

Помимо лицензии конкретные условия недропользования могут определяться договором, который заключается уполномоченным на то органом государственной власти и владельцем лицензии. Так, стороны могут заключать соглашение о разделе продукции. Отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения таких соглашений, регламентируются Федеральным Законом «О соглашениях о разделе продукции».

Перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, устанавливаются законодательством.

Сторонами соглашения являются: Российская Федерация — от ее имени выступают Правительство РФ или исполнительный орган субъекта РФ, и инвесторы — граждане РФ и иностранцы, юридические лица и объединения юридических лиц, осуществляющие вложения средств в поиски, разведку и добычу полезных ископаемых.

Соглашения заключаются государством с победителем конкурса или аукциона, проводимых в порядке, установленном законодательством о недрах. Законом предусмотрены случаи без конкурсного заключения соглашений. Соглашения, заключенные без проведения конкурса или аукциона, а также связанные с недропользованием на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне и на участках, отнесенных к особым государственным стратегическим интересам, должны утверждаться федеральным законом.

Соглашения о разделе продукции регулируют вопросы поисков, разведки, добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции между государством и инвестором, а также ее транспортировки, хранения, переработки, использования и реализации.

Особенности приобретения и осуществления права недропользования предусмотрены законодательством также применительно к добыче отдель-ных видов необщераспространенных полезных ископаемых.

В частности, государство сохраняет свою монополию на добычу радиоактивного сырья, захоронение радиоактивных отходов и токсичных веществ. В соответствии с Федеральным Законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» государству (Российской Федерации и ее субъектам) принадлежит преимущественное право на заключение договоров о приобретении в собственность добытых драгоценных металлов и драгоценных камней в целях пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, золотого запаса РФ, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ (п. 5). Отдельные разведанные месторождения драгоценных металлов и драгоценных камней, состоящие на государственном учете, не передаются в пользование или изъяты из пользования и включаются в Федеральный фонд резервных месторождений.

Вопрос теста: На какой срок участки недр предоставляются в пользование для добычи полезных ископаемых? Варианты ответов на тест:

  • Исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр, но не более 5 лет
  • Исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр, но не более 7 лет
  • Исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр, но не более 25 лет
  • На срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр

НАЖМИТЕ, ЧТОБЫ УВИДЕТЬ ОТВЕТ Внимание!
Зелёным цветом выделен правильный ответ
Если выделено несколько вариантов, значит все они являются верными. Варианты ответов на тест:

  • Исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр, но не более 5 лет
  • Исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр, но не более 7 лет
  • Исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр, но не более 25 лет
  • На срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр

Часть 3: «Пользователи участков недр».

Часть 2: «Срочность пользования недр».

Срочность пользования недрами – один из принципов недропользования в РФ.

В соответствии со статьей 11 Закона РФ «О недрах» участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока.

Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок для целей: Участки недр предоставляются в пользование без ограничения срока для целей:
Геологического изучения – на срок до 5 лет или на срок до 10 лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа РФ Строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей ПИ
Добычи ПИ – на срок отработки месторождений ПИ, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения ПИ, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр Строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов
Добычи подземных вод –на срок до 25 лет Строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ
Добычи ПИ на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр –на срок до 1 года Образования особо охраняемых геологических объектов

Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр, при условии отсутствия нарушений условий пользования недрами, установленных в лицензионном соглашении, данным пользователем недр, в случае:

1) Необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения ПИ;

2) Выполнения ликвидационных мероприятий;

Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственно регистрации лицензий на пользование этими участками недр.

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами (статья 9 Закона РФ «О недрах»).

1)Участники недр федерального значения – имеется специфика. Максимально жесткий режим.

2) Участки недр, содержащие ОПИ.Либеральный режим. Специфика устанавливается законодательством субъектов РФ.

3) Участки недр с общим правовым режимом.Специфика устанавливается Законом РФ «О недрах».

Совокупность используемых участков недр и неиспользуемых участков недр в пределах территории РФ и ее континентального шельфа составляет государственный фонд недр.

Участки недр, предоставленные в пользование в установленном порядке составляют распределенный фонд недр, а участки недр не предоставленные в пользование – не распределенный фонд недр.

В Законе «О недрах» выделены следующие виды участков недр:

1) Участки недр федерального значения;

2) Участки недр федерального фонда резервных участков недр;

3) Участки недр местного значения, включая участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые (ОПИ);

4) Иные участки недр.

Каждая из категорий имеет свой правовой режим.

Однако в существующем законодательстве не для всех участков недр сформирован правовой режим: не для всех видов участков недр выработаны критерии отнесения участков к данному виду.

В соответствии со статьей 7 Закона РФ «О недрах» участки недр, предоставленные в пользование в виде горного и геологического отвода.

Горный отвод – геометризованный блок недр Геологический отвод
По видам деятельности 1. Для пользования недрами для добычи ПИ. 2. Для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей ПИ. 3. Для образования особо охраняемых геологических объектов. Для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр. (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи ПИ или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей ПИ.)
По количеству пользователей Один пользователь недр(имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами). (Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществлять только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен). Несколько пользователей недр могут проводить работы на участке одновременно. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование
По глубине Ограниченпо глубине Не ограничен по глубине

При определении границ горного отвода учитываются:

· Пространственные контуры месторождения ПИ;

· Положения участка строительства и эксплуатации подземных сооружений;

· Границы безопасного ведения горных и взрывных работ;

· Зоны охраны от вредного влияния горных разработок;

· Зоны сдвижения горных пород;

· Факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессами геологического изучения использования недр.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *