Участник закупки 44 ФЗ

Содержание

Основные отличия законов № 44‑ФЗ и № 223‑ФЗ

Первый закон регулирует закупки бюджетных компаний, которые полностью принадлежат государству. Второй — закупки компаний, которыми государство владеет на 50% и больше. В проведении закупок тех и других есть принципиальные отличия, разобраться в которых поможет наша статья.

Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ?

№ 44-ФЗ

Этот закон действует на закупки всех государственных заказчиков. Они должны планировать торги на 3 года вперед, готовить подробные технические задания для каждой закупки, проводить тендер в определенные сроки и вовремя платить поставщикам, выполнившим контракт. Поставщики, согласно закону, должны денежно подтверждать свои намерения участвовать в аукционе и исполнять контракт, а также не срывать сроки поставки товара или услуг.

44-ФЗ устанавливает сроки для каждого этапа закупки и регулирует детали сделки. Закон гарантирует победителю тендера, что с ним будет заключен контракт, а после его исполнения он получит оплату. При этом отступление от правил грозит поставщикам попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков — в течение двух лет они не смогут участвовать в госзакупках. А заказичкам нарушение закона чревато штрафами и отменой уже состоявшихся тендеров.

Чтобы начать выигрывать и избежать конфликтных ситуаций, компаниям-поставщикам нужно знать свои обязанности и права. Так что без прочтения 44-ФЗ не обойтись.

№ 223-ФЗ

Закон 223-ФЗ устанавливает для заказчиков лишь общие принципы закупок. При этом главное требование закона: госкомпания-заказчик должна самостоятельно разработать собственное положение, где прописывает способы определения поставщика, с помощью которых будет проводить закупки, устанавливает требования к участникам и т.д.

223-ФЗ дает заказчикам определенную свободу. План закупок составляется на один год и может быть изменен в любое время. Не требуется обосновывать в закупке начальную максимальную цену контракта.

Таким образом, первое, с чем следует ознакомиться при участии в торгах по федеральному закону №223-ФЗ, — положение о закупке каждого конкретного заказчика.

Кто заказчики и поставщики?

Заказчики и поставщики по 44-ФЗ

Заказчики — муниципальные и государственные бюджетные учреждения. Поставщиком может стать юридическое лицо, индивидуальные предприниматели (ИП), а также физические лица. Организации-поставщики должны соответствовать нескольким требованиям, например, не быть офшором, не проходить процесс банкротства или ликвидации.

Заказчики и поставщики по 223-ФЗ

  • Государственные компании, у которых доля участия государства более 50%,а также «дочки» и «внучки» таких компаний.
  • Бюджетные учреждения, проводящие закупки за счет собственных средств, средств субподряда или грантов.
  • Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика и водоснабжение.
  • Субъекты естественных монополий (к примеру, РЖД, нефтегазовые компании и т д.).

В торгах по 223-ФЗ так же участвовать могут как организации, так и частные лица. Требования к участникам каждой конкретной закупки устанавливает заказчик.

На каких ЭТП проводят торги?

Заказчики по 44-ФЗ

Для работы по закону № 44-ФЗ выбраны восемь федеральных электронных торговых площадок (ЭТП). Это «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», Национальная электронная площадка (НЭП), Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП), Агентство по государственному заказу Республики Татарстан (Заказ.рф), Российский аукционный дом (lot-online), ТЭК-Торг и торговая площадка Газпромбанка (ЭТП ГПБ).

Чтобы получить аккредитацию на ЭТП госзаказа, нужно зарегистрироваться в Единой информационной системе закупок (ЕИС) на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru. Регистрация бесплатна и действует три года, нужно только предоставить сканы документов организации и подтвердить регистрацию усиленной квалифицированной электронной подписью.

Заказчики по 223-ФЗ

Список площадок для проведения торгов по федеральному закону № 223-ФЗ нигде не зафиксирован. Сейчас таких площадок больше 300, но на государственном уровне сейчас обсуждается унификация требований к ним и сокращение их числа.

На некоторых ЭТП по 223-ФЗ, а также для коммерческих торгов взымается плата за регистрацию или ежемесячная абонентская плата. Читайте регламент каждой площадки и выбирайте оптимальный для себя вариант.

Каждая ЭТП устанавливает свои требования к сертификатам электронной подписи поставщиков. Чаще всего это квалифицированная электронная подпись с дополнительными расширениями, но может быть и неквалифицированная подпись.

Способы закупок

В федеральном законе №44-ФЗ установлено 10 способов закупок и условия выбора победителя, а главное — он ограничивает перечень и случаи закупок у единственного поставщика.

Конкурентные закупки

  • конкурсы (открытые, с ограничением участия, закрытые, многоэтапные, закрытые с ограничением участия);
  • аукционы (электронные, закрытые);
  • запросы предложений;
  • запросы ценовых котировок.

С 2019 года почти все конкурентные госзакупки проводятся в электронном виде. Чтобы участвовать в электронных торгах по госзаказу, поставщику нужна квалифицированная электронная подпись.

Неконкурентные закупки

К данному виду закупок относится только закупка у единственного поставщика. Они могут проводиться

Способы закупок по 223-ФЗ

В положении о закупке у каждого заказчика обязательными являются только два вида процедур — электронный аукцион и конкурс. Все остальное способы закупки заказчик может выбрать по своему усмотрению.

Отметим, что закон № 223-ФЗ никак не ограничивает возможность закупаться у единственного поставщика, но при этом нужно лишь отразить в положении случаи и основания для таких закупок.

Отчетность заказчиков торгов

Отчетность по федеральному закону № 44-ФЗ

Заказчик обязан размещать в ЕИС следующие отчеты:

  • Отчет об исполнении контракта;
  • Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам года;
  • Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Отчетность по федеральному закону № 223-ФЗ

Заказчик размещает на сайте госзакупок zakupki.gov.ru не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, следующий перечень отчетов:

  • отчет об общей стоимости заключенных договоров;
  • отчет об общей стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком;
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну;

Обеспечение исполнения обязательств по контракту

Федеральный закон 44-ФЗ

С победителем аукциона или конкурса (вне зависимости от его цены) заказчик не может заключить контракт, если тот не предоставит финансового обеспечения контракта. Размер обеспечения варьируется от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Если НМЦК превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить обеспечение в размере от 10% до 30% НМЦК.

Как именно предоставить обеспечение, решает сам поставщик. Он может внести деньги на счет заказчика, на спецсчет в банке или предоставить банковскую гарантию. В последнем случае гарантия должна быть выдана банком, из списка одобренных Минфином банков, и внесена в реестр банковских гарантий.

Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО требования к обеспечению контракта мягче. Раззмер обеспечения рассчитывают от итогой цены контракта, а не НМЦК. А поставщикам, которые подтвердят опыт исполнения контрактов (за последние 3 года), можно совсем не предоставлять обеспечение. Главное — сумма предоставленных контрактов должна быть не меньше НМЦК текущего контракта.

Если обеспечение предоставить деньгами, то заказчик вернет его в течение 30 календарных дней с исполнения контракта (в течение 15 дней — для СМП и СОНКО). Если договор исполнялся поэтапно, то и обеспечение вернут по частям — после завершения каждого этапа.

Федеральный закон 223-ФЗ

Обеспечение контракта в торгах по 223-ФЗ остается полностью на усмотрение заказчиков. Требуется ли оно, в каком объеме предоставляется — все эти условия прописаны в документации закупки.

Расторжение контракта и возможность внести изменения

Федеральный закон № 44-ФЗ дает возможность расторгнуть контракт по соглашению сторон или в одностороннем порядке, если такая возможность прописана в контракте. Изменить существенные условия контракта (цену, сроки поставки, характеристиками товара) нельзя. Исключение — строительные закупки, в них можно изменить объем и срок работ не более чем на 30%.
Если в проекте контракта есть ошибки, то поставщик и заказчик могут составить протокол разногласий.

Федеральный закон № 223-ФЗ предоставляет возможность компании-заказчику изменить договор в части сроков, объемов и цен товаров, работ и услуг. В каких именно случаях возможны какие-либо изменения, поставщик может узнать из положения о закупках конкретного заказчика.

Обжалование действий заказчика

Федеральный закон № 44-ФЗ не только закрепляет такое право за поставщиком, но и прописывает алгоритм действий:

  • В первую очередь участник подает заявку в письменном виде в территориальное отделение ФАС. Сделать это нужно не позже 5 рабочих дней со даты размещения в ЕИС протокола о рассмотрении заявок.
  • Затем ФАС публикует на своем сайте жалобу в течение 2-х рабочих дней. Найти жалобу можно по наименованию или номеру закупки, заказчику, участнику или номеру жалобы.
  • Наконец, за следующие 5 рабочих дней комиссия рассматривает жалобу и выносит предписание по ней.

В 2018 году ФАС признала обоснованными 30% всех жалоб (по данным мониторинга Минфина РФ за 2018 год).

Как и по 44-ФЗ, жалобы на заказчиков по 223-ФЗ рассматривает ФАС. Однако в этом случае следует заранее из положения о закупке заказчика выяснить сроки подачи жалобы и иметь в виду, что комиссия по рассмотрению жалоб будет руководствоваться данным положением и Гражданским кодексом.

Можно предварительно ознакомиться с жалобами на конкретного заказчика (по поиску в реестре жалоб на сайте zakupki.gov.ru). Это поможет оценить риски от работы с ним.

Что должна содержать заявка на участие в открытом конкурсе, согласно положениям статьи 51 №44-ФЗ?

Конкурсом по 44-ФЗ называется конкурентный способ отбора поставщика товаров, работ и услуг. В рамках такой закупки побеждает лицо, которым были предложены наилучшие условия выполнения государственного контракта (по ч. 3 ст. 24 44-ФЗ). Конкурс является более сложной формой закупки, чем аукцион, и его проведение оправдано в случае, если заказчику необходимо учесть комплекс факторов при оценке заявки на участие в закупке, а не только ценовые параметры.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

Общие сведения

Конкурсы в рамках 44-ФЗ бывают закрытые и открытые. При открытых конкурсах информация о закупочных мероприятиях сообщается неограниченному кругу лиц, а к участникам процедуры применяют единые требования по ч. 1 ст. 48 44-ФЗ. Стать участником конкурса в открытом формате может любое заинтересованное лицо, которое соответствует требованиям закупки.

Открытый конкурс заказчик может проводить при любых закупках за некоторыми исключениями, которые содержатся в 44-ФЗ. Это, например, товары, работы и услуги, которые допускается закупать только посредством аукциона; если закупаются технически сложные товары; закупаются объекты культурного наследия; если заказчик обязан применять закрытый способ отбора поставщика (например, сведения о закупке составляют государственную тайну).

Открытый конкурс, как закупочная процедура, имеет достоинства и недостатки. Преимуществами конкурса являются:

  1. Возможность учета качественных характеристик товара, помимо цены.
  2. Возможность передачи части функций по организации и проведению закупки в ЕИС специализированной организации по ч. 1 ст. 40 44-ФЗ.
  3. Отсутствие рисков нарушения порядка закупки из-за технических сбоев (при проведении конкурса в бумажном виде).

Недостатками конкурса являются высокая вероятность проверки на правильность выбора формы закупки; длительность процедуры закупки (по сравнению, например, с запросом котировок и предложений); высокая вероятность рисков возникновения претензий к заказчику; расширенные обязанности заказчика по приему и регистрации заявок на участие в закупке (так как заказчик учитывает большее количество критериев по сравнению с электронным аукционом).

Процедура проведения открытого конкурса

Процедура проведения открытого конкурса предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Подготовка к проведению конкурса и организация процедуры.
  2. Подготовка конкурсной документации и ее утверждение. В состав такой документации входят общие положения, информационная карта конкурса, инструкция по заполнению заявки, обоснование НМЦК, проект контракта и пр.
  3. Размещение сведений об открытом конкурсе. На этом этапе в ЕИС размещаются сведения о закупке.
  4. Прием и регистрация заявок на участие в конкурсе в специальном журнале.
  5. Вскрытие поступивших конвертов с заявками на участие в конкурсе или открытие доступа к заявкам, которые были поданы в электронном виде.
  6. Определение участников и победителя закупки в виде открытого конкурса. По результатам готовится протокол оценки заявок на участие. Он размещается в ЕИС, а копия протокола направляется победителю закупки.
  7. Заключение госконтракта с победителем конкурса в открытой форме.

После подачи заявок на участие в открытом конкурсе их рассматривает закупочная комиссия заказчика. По результатам рассмотрения заявок каждой присваивается порядковый номер в порядке уменьшении выгодности предложенных условий выполнения контракта. Побеждает лицо, чьей заявке был присвоен первый номер. Именно ему направляется проект контракта. При его уклонении от подписания контракта заказчик может предложить подписать контракт участнику, который стал вторым.

Если несколько участников закупки предложили одинаковые условия исполнения контракта, то побеждает тот, кто подал заявку первым. Соответствие каждому критерию отбора поставщика в рамках открытого конкурса оценивается по стобалльной шкале, а итоговый рейтинг определяется, как сумма рейтингов по каждому критерию.

Перед подачей заявки на участие в конкурсе участнику следует обратить внимание на следующие условия проведения открытого конкурса:

  1. Требования к участнику конкурентной процедуры. Заказчики предъявляют к поставщикам различные требования и используют разные критерии оценки заявок. Наиболее распространенными критериями оценки заявок являются цена контракта, качественные, количественные, функциональные характеристики объекта. Каждому из критериев оценки заявок может присваиваться коэффициент значимости. В качестве требований к поставщикам могут выступать наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и материалов для выполнения обязательств, наличие дипломированных специалистов с опытом работы, положительная деловая репутация и прочие требования в зависимости от предмета закупки.
  2. Наличие ограничений для участия в закупке. Например, закупка может проводиться только среди субъектов малого предпринимательства, тогда другие категории бизнеса участвовать в ней не смогут.
  3. Сроки подачи заявок на участие. Перед участием в открытом конкурсе стоит оценить, успеет ли поставщик уложиться в отведенные ему сроки. По общему правилу с момента публикации извещения до вскрытия конвертов должно пройти не менее 20 дней.

Что регулирует статья 51 44-ФЗ

Статья 51 44-ФЗ содержит порядок передачи заявок на участие в открытом конкурсе. Она состоит из 13 частей.

В ч. 1 данной статье указывается на форму, сроки и порядок представления заявок на участие в конкурсе.

В ч. 2 дополнительно подчеркивается требование об обязательном письменном формате заявки и на необходимость передачи заявки в запечатанном конверте. Здесь также приведены сведения, которые нужно включить в заявку и перечень прилагаемых документов.

В ч. 4 указана обязанность участника прошить и пронумеровать предоставляемую документацию.

На основании ч. 5 заказчик не вправе запрашивать от участника дополнительные документы, которые не указаны в ч. 2.

В ч. 7 закреплено условие о том, что участник вправе передать только одну заявку на участие в конкурсе.

В ч. 10 указаны сроки подачи заявок на участие.

В ч. 13 44-ФЗ предусмотрены случаи, когда открытый конкурс признается несостоявшимся.

Форма и порядок подачи заявки

Подача заявки на основании ч. 2 ст. 51 44-ФЗ может осуществляться в двух форматах:

  • на бумажном носителе;
  • в электронном формате.

При стандартной форме закупки заказчику передается непрозрачный конверт, содержащий заявку на участие. На конверте не содержатся контактные и персональные данные, но на нем указывается номер закупки, на участие в которой делается предложение участником. Участники закупки не могут указывать на конверте свое наименование, ФИО и адрес.

Все листы заявки на участие нумеруются и сшиваются в тома, а документы из одной заявки включаются в специальную опись. Если страницы не пронумерованы, то отклонить заявку на участие заказчик не вправе (по ч. 5 ст. 51 44-ФЗ).

Заявки на участие в конкурсе подписываются участником конкурса или уполномоченным лицом. Каждый участник может сделать только одно предложение. Если он хочет изменить ранее поданное предложение, то первоначально поставщику нужно отозвать старое предложение, а затем подать новое.

Заявка должна быть подготовлена на русском языке и исключать двоякие толкования закупочной документации. Форма предоставления заявки на участие обычно приведена в составе документации на открытый аукцион.

Обязанность заказчика включить в состав конкурсной документации требования к форме заявки на участие в конкурсе прописаны в п. 4 ч. 1 ст. 50 44-ФЗ.

Форма заявки произвольная, но в ней стоит прописать поля для отражения сведений об участнике закупке и для отражения предложения участника в отношении объекта закупки (его технических, функциональных, качественных и эксплуатационных характеристик). Форму заявки на участие утверждает специалист контрактной службы. Ее утверждает руководитель заказчика не позднее, чем за 20 дней до окончания приема заявок.

Также в состав закупочной документации входят инструкции по заполнению заявок на участие в открытом конкурсе. В эту инструкцию нужно включить требования к изложению сведений в заявке, требования к предоставленному предложению участника и сведениям, которые прилагает участник в составе заявки для оценки его предложения по нестоимостным критериям.

Форма в составе документации является типовой и рекомендованной, но по желанию поставщик может придерживаться свободного формата представления данных. Использование рекомендованного образца может упростить работу поставщику: ему достаточно будет указать свое ценовое предложение, задекларировать свое желание участвовать в закупке и соответствие требованиям. Образец заполнения заявки на участие в открытом конкурсе можно посмотретьздесь.

Доступ к заявкам на участие предоставляется заказчику только после истечения сроков на подачу заявок для участия в закупке. Лица, которые ответственны за сохранность заявок, не могут допустить повреждения конвертов.

На основании ч. 13 ст. 51 44-ФЗ открытый конкурс признается несостоявшимся, если на участие поступила только одна заявка, или только одна заявка была признана соответствующей требованиям документации. Заявки, которые поступили с нарушением сроков, возвращаются участникам.

Что входит в содержание

Заявка на участие, или предложение участника – это условия исполнения им контракта, которые предлагаются участником, сведения о технических, качественных и функциональных характеристиках объекта закупки.

В заявке на участие в открытом конкурсе указывается следующая информация:

  • наименование и реквизиты заказчика открытого конкурса;
  • название участника процедуры, его юридический адрес, ИНН учредителей и контактные сведения, ФИО, паспортные данные, адреса проживания и номер телефона для физлиц;
  • цена госконтракта: она указывается по усмотрению участника, но не может превышать НМЦК. По умолчанию стоимость контракта является твердой и не подлежит пересмотру. Все налоги, пошлины и обязательные сборы в обязательном порядке нужно предусмотреть в составе цены;
  • сведения о количественных, функциональных и качественных характеристиках предмета конкурентной процедуры. В составе закупочной документации предмет закупки обычно сопровождается словами «не более», «не менее» и пр., тогда как участнику следует прописать конкретные значения.

От участника может потребоваться указание сведений о наличии квалифицированных специалистов для выполнения работ, информация об опыте выполнения аналогичных работ, данные о деловой репутации участника конкурса и прочие сведения об открытых конкурсах.

Обязательные документы

Отдельного внимания заслуживает документация, которая подается в составе заявки на участие. Документы, которые нужно приложить участнику открытого конкурса, перечислены в ст. 51 44-ФЗ. Все они подразделяются на обязательные и дополнительные. Последние заказчик может потребовать от поставщика для участия в конкурсе, а может и не запрашивать их.

Всеми участниками открытых конкурсов к заявке на участие прилагаются (по ч. 2 ст. 51 44-ФЗ):

  1. Выписка из ЕГРЮЛ (для юрлиц) и из ЕГРИП (для ИП) со сроком действия до полугода.
  2. Сведения о регистрации по законодательству родной страны (для иностранных лиц), переведенные на русский язык.
  3. Документ, подтверждающий полномочия руководства юрлица, позволяющий действовать без доверенности (копия протокола общего собрания об избрании руководителя или приказа о назначении директора).
  4. Доверенность на представителя (оригинал или его нотариальная копия), если он действует по доверенности.
  5. Декларация о соответствии лица требованиям для участников закупок, прописанных по пп. 3-9 ч. 1 ст. 31.
  6. Копия устава предприятия и прочих учредительных документов (для юрлиц).
  7. Решение об одобрении крупной сделки (если по сумме контракта сделка относится к числу крупной).
  8. Документы, указывающие на право заказчика на преференции по 44-ФЗ. Такие преимущества предоставляются по ст. 28, 29 44-ФЗ для учреждений УИС и организаций инвалидов.
  9. Документы, подтверждающие соответствие товара установленным ограничениям: если закупка проводится в рамках национального режима по ст. 14 44-ФЗ и соответствующим Постановлениям Правительства. Предоставление данных документов не является обязательным, но если заказчик не приложил их в составе заявки, то поставляемая им продукция будет приравнена к иностранной (то есть данную заявку могут отклонить или не предоставить положенные преференции).
  10. Декларация о принадлежности к СМП и социально-ориентированным НКО.
  11. Документы, подтверждающие внесение обеспечение заявки на участие в конкурсе. В качестве таких документов выступает платежное поручение, которое подтверждает перевод обеспечения, либо оформленная должным образом банковская гарантия.
  12. Документы, подтверждающие добросовестность заказчика по требованиям антидемпингового законодательства по ст. 37 44-ФЗ.

На основании ч. 3 ст. 51 44-ФЗ в состав заявки на участие в открытом конкурсе дополнительно допускается включить рисунок, эскиз, чертеж, фотографию, пробник товара.

В некоторых случаях заказчик устанавливает дополнительные требования в части документального сопровождения заявки на участие. Например, он может потребовать документы по наличию финансовых и рабочих ресурсов у поставщика для исполнения контракта.

Перечень дополнительных документов во многом зависит от специфики процедуры. В частности:

  • в строительных закупках от подрядчика запрашивают свидетельство СРО;
  • в закупках с гостайной – копию лицензии на работу с гостайной;
  • для аудиторских организаций – копию выписки из реестра аудиторских организаций;
  • копия лицензии ФСБ в закупках с грифом «секретно».

Отдельный комплект образуют документы, подтверждающие квалификацию участников открытых конкурсов. В состав такой документации можно включить:

  1. Копии исполненных договоров за последние 5 лет или выписка из реестра контрактов по 44-ФЗ.
  2. Акты сдачи-приемки выполненных работ, подтверждающие успешное исполнение условий контракта.
  3. Копии приказов о приеме на работу.
  4. Копии трудовых книжек.
  5. Копии гражданско-правовых договоров.
  6. Копии дипломов о высшем и средне-специальном образовании.
  7. Копия формы КНД 1110018 «Сведения о среднесписочной численности…».

Стоит отметить, что участник прилагает документы, которые подтверждают его должный уровень квалификации только по своему усмотрению, и их отсутствие не является основанием для отклонения заявки на участие.

Отдельного внимания заслуживает декларация о соответствии требованиям. Если конкурс проходит в электронном формате, то такая декларация подается с помощью функционала ЭТП. Лицо в составе предложения на участие в конкурсе в бумажной форме подает декларацию в подтверждение того, что оно не находится на стадиях банкротства или ликвидации, его деятельность не приостановлена по нормам КоАП; отсутствует конфликта интересов с представителем заказчика; у лица отсутствует задолженность по налогам и сборам, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов; руководство юрлица не имеет судимости в экономической сфере (незаконное предпринимательство, дата или получение взятки).

Нередко заказчик прописывает требование об отсутствии сведений об участнике в РНП. Данный факт также следует задекларировать.

Внесение обеспечения и требования к нему

В рассматриваемом 44-ФЗ указано, что заказчики в рамках открытых конкурсов вправе установить требование о необходимости внесения обеспечения заявки на участие. Такое обеспечение призвано подтвердить серьезность намерений поставщика и стимулирует его к подписанию контракта в случае победы: при уклонении от подписания контракта обеспечение не возвращается или переводится заказчику банком, выдавшим гарантию.

Размер обеспечения заказчик устанавливает по своему усмотрению: оно составляет 0,5-5% от НМЦК. Для некоторых категорий поставщиков установлены льготы: если в закупки участвуют СМП, организации инвалидов и учреждения УИС, то предельная сумма обеспечения для них составляет 2% от НМЦК.

Обеспечение может быть внесено в виде денежных средств или банковской гарантии. К гарантии предъявляются дополнительные требования: она должна быть безотзывной, содержать сумму гарантии и предполагать уплату неустойки при просрочке исполнения обязательств перед заказчиком. Гарантия должны быть выдана в одном из банков, утвержденных Правительством (по нормам ст. 74.1 НК, ч. 1 ст. 45 44-ФЗ).

Банковская гарантия должна быть включена в реестр гарантий, которые были размещены в ЕИС по ч. 8 ст. 45 44-ФЗ. Сроки действия гарантии должны на два месяца превышать сроки подачи заявок на реализацию контракта.

Таким образом, заявка на участие в открытом конкурсе составляется с учетом требований, перечисленный в ст. 51 44-ФЗ. Данная статья регулирует состав сведений в заявке на участие и перечень документов, которые участник должен приложить к заявке на участие в конкурсе. Такая заявка может быть подана в запечатанном конверте или в электронном виде посредством функционала ЭТП. Сроки оформления и передачи заявки на участие содержатся в извещении о проведении закупки в форме конкурса в ЕИС. В большинстве закупок заказчик устанавливает требование о наличии обеспечения заявки на участие, которое должно гарантировать подписание участником государственного контракта по результатам закупки.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

44-ФЗ для чайников: участники контрактной системы

20 November 2019

Госзакупки на всех уровнях власти в России регулирует федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Этот документ действует с 1 января 2014 года и за время существования не раз изменялся и дополнялся. Для тех, кто интересуется госфинансами и хочет разобраться в структуре контрактной системы, «ГосЗатраты» разбирают актуальные положения закона. Первую публикацию посвящаем участникам закупок.

Участники контрактной системы определены в третьей статье 44-ФЗ:

  • федеральные, региональные органы, органы МСУ регулирующие и контролирующие сферу госзакупок;
  • заказчики;
  • участники/поставщики;
  • уполномоченные органы и учреждения;
  • специализированные организации;
  • операторы электронных площадок;
  • эксперты.

Заказчики делятся на три группы:

  • государственные: госорганы, органы госвласти, органы управления государственными внебюджетными фондами либо государственные казенные учреждения (ГКУ), действующие от имени РФ или субъекта, уполномоченные принимать бюджетные обязательства, а также Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;
  • муниципальные: муниципальный орган (МО) или казенное учреждение (МКУ), действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства;
  • бюджетные учреждения, государственные, муниципальные унитарные предприятия.

Бюджетные обязательства — это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (Бюджетный кодекс РФ, статья 6).

К участникам закупок относятся любые юридические и физические лица (в том числе, зарегистрированных в качестве ИП). Статус участника возникает при подаче заявки на конкурс, по его итогам участник может быть признан поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Участниками госзакупок не могут быть юрлица, зарегистрированные в государстве или на территории, которые включены в перечень офшорных зон (определен Приказом Министерства финансов РФ от 13 ноября 2007 г. N 108н).

С 1 января 2019 года все без исключения госзакупки проводят в электронной форме. Технологическими посредниками в этом процессе выступают электронные площадки — сайты, на которых проводят конкурентные процедуры определения поставщиков. Для закрытых процедур используются специализированные электронные площадки — информационные системы, доступ к которым осуществляется с использованием защищенных каналов связи. Соответственно, владельцы этих сайтов/информационных систем — операторы электронных площадок — также входят в число участников контрактной системы в сфере госзакупок.

Перечень операторов электронных площадок:

(Утвержден распоряжением правительства РФ от 12 июля 2018 года №1447-р)

  1. АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
  2. АО «Единая электронная торговая площадка»;
  3. АО «Российский аукционный дом»;
  4. АО «ТЭК — Торг»;
  5. АО «Электронные торговые системы»;
  6. ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»;
  7. ООО «РТС — тендер»;
  8. ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».

Специализированная:

  1. ООО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа».

Уполномоченные органы и уполномоченные учреждения — это государственные или муниципальные органы, казенные учреждения, которые проводят централизованные закупки. Уполномоченной организации передаются полномочия по процедурам закупки товаров и услуг для одного или нескольких заказчиков. Пример такой организации — ГКУ «Дирекция единого заказчика Министерства здравоохранения Московской области».

Заказчик может привлечь на основе контракта специализированную организацию, которая будет выполнять часть функций по проведению закупки. Например, разрабатывать аукционную документацию, размещать информацию в единой информационной системе и на электронной площадке. В отличие от уполномоченных органов и учреждений, специализированная организация действует от имени заказчика, госконтракт также подписывается от имени заказчика.

К проведению госзакупок могут привлекать экспертов и экспертные организации. По определению закона, это «обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла» физическое или юридическое лицо, которое осуществляет по договору «деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам».

На высшем уровне госзакупки регулируют два федеральных органа исполнительной власти (Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 №728). Министерство финансов регулирует контрактную систему в целом. Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль и надзора в сфере государственного оборонного заказа и в сфере госзакупок.Кроме того, ФАС согласовывает применение закрытых способов определения поставщиков. Контроль и надзор за процессом закупок осуществляют также уполномоченные органы в субъектах и муниципалитетах.

Нормативно-правовые акты по теме:

  • Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • Бюджетный кодекс РФ;
  • Распоряжение правительства РФ от 12 июля 2018 года №1447-р;
  • Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 №728;
  • Приказ Министерства финансов РФ от 13 ноября 2007 г. N 108н.

Открытый конкурс: его особенности, правила участия, этапы проведения

Что такое открытый конкурс

Для начала определимся с термином «открытый конкурс» — это конкурс, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации. К участникам закупки предъявляются единые требования (ч. 1 ст. 48 Закона 44-ФЗ).

Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта (ч. 3 ст. 24 Закона 44-ФЗ).

В каких случаях не проводится открытый конкурс

Открытый конкурс предпочтительно проводить в том случае, когда заказчику важна не только стоимость закупаемых товаров (работ, услуг), но и их качественные, функциональные, экологические характеристики, а также квалификация участников закупки.

Вместе с тем Закон N 44-ФЗ устанавливает ряд ограничений для проведения открытого конкурса.

Открытый конкурс не проводится в следующих случаях:

  • конкурс с ограниченным участием,
  • двухэтапный конкурс,
  • электронный аукцион,
  • запрос котировок,
  • запрос предложений,
  • закрытые способы определения поставщиков,
  • закупки у единственного поставщика (ч. 2 ст. 48).

В иных случаях заказчик вправе самостоятельно выбрать способ определения поставщика, в том числе открытый конкурс, исходя из анализа преимуществ и недостатков рассматриваемого способа.

Взимание платы за участие в открытом конкурсе с участников такого конкурса не допускается, за исключением платы за предоставление конкурсной документации в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ (ч. 6 ст. 48 Закона 44-ФЗ).

Преимущества и недостатки открытого конкурса

Преимущества данного способа:

  1. при выборе победителя помимо предложенной участниками цены учитываются и иные критерии, например качественные характеристики товара;
  2. часть функций по организации и проведению закупки (например, подготовка документации, размещение информации в единой информационной системе (ЕИС)) может быть передана специализированной организации (ч. 1 ст. 40 Закона N 44-ФЗ);
  3. отсутствуют риски возникновения технических сбоев на электронной площадке.

К недостаткам открытого конкурса относятся:

  1. высокая вероятность проверки на предмет правильности выбора способа определения поставщика (в связи с наличием ограничений на проведение открытого конкурса);
  2. длительность процедуры по сравнению с запросом котировок, запросом предложений, закупкой у единственного поставщика;
  3. высокий риск возникновения претензий к заказчику и конкурсной комиссии в связи с ошибками в ходе проведения открытого конкурса (из-за сложности и многоэтапности процедуры);
  4. расширенный (по сравнению с электронным аукционом) перечень обязанностей заказчика, например по приему и регистрации заявок, обеспечению их сохранности.

Порядок проведения открытого конкурса по Закону 44-ФЗ

Этап №1 — Предварительная подготовка к проведению открытого конкурса

На данном этапе заказчик:

  • принимает решение о проведении закупки и форме её проведения,
  • занимается организацией и планированием предстоящей закупки,
  • формирует конкурсную комиссию (единую комиссию),
  • определяет её состав и порядок функционирования, разрабатывает и утверждает положение о комиссии, привлекает специализированную организацию (в случае необходимости).

Срок: не позднее чем за 20 календарных дней до предполагаемой даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Этап №2 — Подготовка документов для проведения конкурса

Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 3 ст. 48). Для разработки конкурсной документации заказчик вправе привлекать специализированную организацию. Типовая конкурсная документация обязательна для применения заказчиками (ч. 4 ст. 48).

Важно: Правительство РФ вправе установить требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой конкурсной документации.

Этап №3 — Публикация извещения о проведении открытого конкурса

Извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов (ч. 1 ст. 49).

Заказчик вправе опубликовать извещение о проведении открытого конкурса в любых средствах массовой информации или разместить это извещение на сайтах в сети «Интернет» при условии, что такое опубликование или такое размещение осуществляется наряду (а не вместо) с размещением информации в ЕИС (ч. 2 ст. 49).

Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются.

Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов Посмотреть расписание

Этап №4 — Прием и регистрация заявок

Заявки должны поступать в запечатанных конвертах либо в форме электронных документов (если такая форма предусмотрена конкурсной документацией) по тем правилам, которые изложены в конкурсной документации (ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ).

При получении заявки заказчику необходимо осуществить следующие действия:

  1. зарегистрировать заявку в журнале регистрации (ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ);
  2. обеспечить сохранность, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность заявки (ч. 11 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).

Важно: требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст.51 документов и информации, не допускается (ч. 5 ст. 51).

Если по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка или не подано ни одной такой заявки, открытый конкурс признается несостоявшимся. В случае, если конкурсной документацией предусмотрено два и более лота, конкурс признается не состоявшимся только в отношении тех лотов, в отношении которых подана только одна заявка на участие или не подано ни одной такой заявки (ч. 13 ст. 51).

Этап №5 — Вскрытие конвертов с заявками (открытие доступа к заявкам, поданным в электронном виде)

Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к заявкам, поданным в форме электронного документа (далее — вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе), производятся публично после окончания указанного в конкурсной документации срока подачи заявок на участие в конкурсе (ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ).

По итогам этого мероприятия конкурс может быть признан несостоявшимся, если подана всего одна заявка либо не подано ни одной заявки.

Важно: заказчик обязан предоставить возможность всем участникам открытого конкурса, подавшим заявки, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов и (или) открытии доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов.

Протокол вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов ведется конкурсной комиссией, подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия конвертов и открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов. Протокол размещается в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола.

Этап №6 — Рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе заявок и подведение итогов

Срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцати дней с даты вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов. Заказчик вправе продлить этот срок не более чем на 10 рабочих дней при осуществлении закупки в сфере науки, культуры или искусства. Заказчик должен направить соответствующее уведомление всем участникам конкурса, подавшим заявки, и разместить его в ЕИС в течение одного рабочего дня с даты принятия решения о продлении срока (ч. 1 ст. 53 Закона № 44-ФЗ).

В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения (ч. 3.1 ст. 53).

Важно: результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (ч. 4 ст. 53).

Победителем конкурса признается участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке которого присвоен первый номер (ч. 8 ст. 53).

Результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, а также результаты рассмотрения единственной заявки, фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок. Протоколы составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. Один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку, с приложением проекта контракта. Проект контракта составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса или участником конкурса, подавшим единственную заявку.

Протокол рассмотрения и оценки заявок, протокол рассмотрения единственной заявки с указанными приложениями размещаются заказчиком в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов (ч. 12 ст.53).

Этап № 7 — заключение контракта с победителем открытого конкурса

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

По результатам проведения конкурса заключается контракт на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт (ч. 1 ст. 54 Закона N 44-ФЗ).

На данном этапе заказчик вправе отказаться от заключения контракта при наступлении определенных обстоятельств.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *