Требующий вернуть библиотеку шнеерсона 5

ИСТОРИЯ МНОГОСТРАДАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ ШНЕЕРСОНА.
Библиотека Шнеерсона – это коллекция древнееврейских книг и рукописей, собранная хасидскими раввинами, возглавлявшими с конца XVIII века религиозное движение «Хабад» в белорусском местечке Любавичи на территории современной Смоленской области, которое было центром одной из ветвей хасидизма.
Библиотека была основана в начале XX века главой общины любавичских хасидов раввином Иосифом Ицхаком Шнеерсоном на основе коллекции, собиравшейся с 1772 года. Его потомки пополняли собрание, и сегодня оно включает 12 тысяч книг и 50 тысяч редких документов, в том числе 381 манускрипт. Хасиды считают библиотеку религиозной святыней: в ней собраны рукописи и книги о хасидизме с момента появления этого течения, центром которого были Любавичи. Это рукописные философские трактаты XVIII столетия и работы третьего любавичского ребе Менахема Менделя, известного также, как Цемах Цедек.
В 1915 году, во время Первой мировой войны, когда к местечку приблизилась линия фронта, шестой любавический ребе Иосиф Шнеерсон покинул Любавичи и переехал со своим окружением и имуществом в Ростов на Дону, а часть библиотеки (около 12 тыс. книг, в том числе уникальные издания начала XIX века) сдал на хранение в Москву на книжный склад Персица и Полякова.
В 1918 году коллекция была национализирована по декрету о научных фондах РСФСР и передана в Румянцевскую библиотеку, на основе которой была образована Государственная библиотека им. В. И. Ленина (ныне – Российская государственная библиотека).
Другую часть библиотеки (около 25 тыс. страниц рукописей) Шнеерсон в 1927 году вывез при эмиграции за границу – сначала в Ригу, а в 1934 году в Польшу. Там в 1939 году она попала в руки нацистов и была вывезена в Германию. Самому ребе, при помощи американцев, в 1940 году удалось выехать в Нью-Йорк и обосноваться в Бруклине, где сейчас и находится мировой центр движения любавических хасидов.
После крушения Третьего рейха архив Шнеерсона вместе с другими трофейными документами был перевезен в Москву и передан в Центральный государственный архив Красной армии (ныне Российский государственный военный архив).
……
В начале 1990-х зять Ицхака Шнеерсона — Менахем Шнеерсон при поддержке многих других хасидов, которые почитают реббе Шнеерсона святым, а архив его семьи религиозной святыней, потребовал вернуть коллекцию, которая до национализации была личной собственностью его тестя.
…………………………..
18 ноября 1991 года Высший арбитражный суд РСФСР вторично постановил немедленно начать передачу коллекции в фонды специально для этого создаваемой Еврейской национальной библиотеки. Но библиотека вновь ничего не выдала. Тогдашний заведующий отделом рукописей Виктор Дерягин грозился сжечь себя вместе с коллекцией, а затем спрятал ее в стенах библиотеки. А 14 февраля 1992 года пленум Высшего арбитражного суда отменил предыдущие решения и коллекция осталась в Российской государственной библиотеке.
В 1995 году при проверке выяснилось, что некоторые рукописи пропали. В конце 1996 года, по данным СМИ, рукописи были обнаружены на черном рынке в Израиле.
В 1998 году с просьбой о возврате хасидам библиотеки официально обратился к премьер министру России вице президент США Альберт Гор. В 2005 году 100 членов Сената и большинство членов Конгресса США подписали официальное обращение к тогдашнему президенту России Владимиру Путину с просьбой содействовать возвращению книг Шнеерсона «Хабаду». Официально об ответе не сообщалось.
В декабре 2006 года любавические хасиды направили иск с требованием возврата в федеральный окружной суд Вашингтона. Адресатами иска были указаны Российская Федерация, Министерство культуры России, Российская государственная библиотека и Российский государственный военный архив. Расположенная в США головная организация любавических хасидов «Агудас Хасидей Хабад» требует передать архивы и библиотеку Шнеерсонов ей на хранение и направила соответствующий иск в американский суд. Судья Ламберт изначально постановил, что не вправе рассматривать вопрос о судьбе всей библиотеки и может принимать решения лишь по ее части семейному архиву Шнеерсонов, который включает более 25 тысяч страниц рукописей, писем и других материалов династии.
Россия заявила через адвокатов, что это дело не находится в юрисдикции американских судов, однако судья отклонил заявление РФ. В январе 2009 года Ламберт предупредил, что примет решение по делу в пользу истца, если российская сторона не будет принимать участия в слушаниях. В исполнение этой угрозы суд округа Колумбия в октябре 2009 года в связи с неявкой российских представителей решил дело в пользу истца.
В начале августа 2010 года вашингтонский федеральный судья Ройс Ламберт постановил, что хасиды доказали свое право на книги и рукописи, которые, по его определению, хранятся в Российской государственной библиотеке и Российском военном архиве «незаконно».
Решение в пользу «Хабада», принятое судьей Ройсом Ламбертом, основано на законе США 1976 года «Об иностранном суверенном иммунитете» (US Foreign Sovereign Immunities Act), позволяющем американским судам вести дела против других суверенных государств, включая их правительства. Суд счел, что Россия приобрела данную собственность «дискриминационно, не для общественных нужд и без справедливой компенсации».
МИД России прокомментировал решение американского суда, удовлетворившего иск нью йоркской еврейской религиозной организации «Агудас Хасидей Хабад» к Минкультуры России, Росархиву, Российской государственной библиотеке и Российскому государственному военному архиву о передаче ей находящейся в России т.н. «библиотеки Шнеерсона». МИД России считает это грубейшем нарушением общепринятых норм и принципов международного права. В первую очередь это касается принципа юрисдикционного иммунитета государств, согласно которому суды одного государства не могут рассматривать иски против других государств и их собственности без явно выраженного согласия последних. Поэтому, считает МИД РФ, никакого «возврата» книг из этой библиотеки не будет.
По словам Александра Авдеева, занимавшего в то время пост министра культуры, скандал с библиотекой Шнеерсона сильно усложнил культурный обмен между США и Россией, так как среди прочего в ответ на судебное решение суда в Вашингтоне Россия, опасаясь возможных арестов имущества, была вынуждена прекратить выезд выставок на территорию США.
Ряд крупных российских музеев — Третьяковская галерея, Музеи Кремля, Эрмитаж — отказались от участия в выставках на территории США, в ответ некоторые американские музеи приняли аналогичные решения.
В марте 2011 года из-за ситуации с библиотекой Шнеерсона возник конфликт вокруг выставки предметов искусства из Московского музея Рублева, которые должны были экспонироваться в Музее русских икон в американском городе Клинтон (штат Массачусетс) до 25 июля. Минкульт РФ дал указание немедленно вернуть 37 экспонатов музея Рублева в Россию. Американский музей поначалу отказывался выполнить требования российской стороны, однако в итоге принял решение вернуть иконы.
27 июля 2011 года Федеральный суд округа Колумбия разрешил иудейскому религиозному движению «Хабад Любавич» приступить к исполнению решения по ее иску к РФ о возврате приблизительно 12 тысяч книг и 50 тысяч редких документов из библиотеки Шнеерсона. При этом судья отказал организации в просьбе ввести в отношении РФ санкции за неисполнение судебного распоряжения, вынесенного в пользу движения. Суд предоставил России 60 дней, чтобы ответить на уведомление о возможных санкциях.
В августе 2011 года спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой еще раз подтвердил позицию России по «делу библиотеки Шнеерсона», подчеркнув, что решение американского суда о возврате библиотеки не имеет юридической силы для Российской Федерации.
В январе 2012 года Россия заявила, что не намерена вступать в переговоры о судьбе библиотеки Шнеерсона, из-за которой пострадал культурный обмен между РФ и США, до тех пор, пока не будет отменено решение американского суда, постановившего вернуть коллекцию американским хасидам.
Ну и так далее… история с уворованными книгами и рукописями не приблизилась к завершению и в 21ом веке…

Содержание

Библиотека Шнеерсона — яйцо с Кощеевой смертью?

первый рассказ о хасидах ХАБАД
автор — Евгений Лобков

БИБЛИОТЕКА ШНЕЕРСОНА
Уже более 20 лет американские хасиды, члены движения ХАБАД, пытаются любыми путями «вернуть» из России в США так называемую «библиотеку Шнеерсона». В США состоялись два судебных процесса, в 2010 году окружной суд Вашингтона признал библиотеку собственностью Нью-Йоркского центра движения ХАБАД, и потребовал от России незамедлительной ее передачи в США или в Американское посольство. В январе 2013 года, в связи с невыполнением Россией этого решения тот же суд объявил о введении против России штрафных санкций в пользу ХАБАДа в размере 50 тысяч долларов за каждый «просроченный» день. Американский суд, как нас учит демократическая пресса, настолько независим, что управы на него нет. Отменить решение суда не в силах ни президент, ни правительство, ни конгресс…
Вряд ли большинство россиян понимают, что все это значит. Что это за библиотека? Кто такой Шнеерсон? Кто может претендовать на права ее собственника? Ответчик – Российская Федерация. А кто же истцы?
Проще всего разобраться с понятием «вернуть в США». Эта библиотека никогда не находилась на территории США, а большая ее часть никогда не покидала территории России.
Со всем остальным гораздо сложнее.
Прежде всего: это была семейная библиотека, поэтому опись не составлялась, регистрационный учет не велся. Кто и когда положил начало собранию – точно неизвестно. Установленным можно считать факт, что на рубеже 19-20 веков ее владельцем был 5-й Любавичский ребе Шолом Довбер Шнеерсон. Библиотека находилась в его доме в Любавичах (ныне – Смоленская область). В 1915 году, опасаясь военных действий или крестьянских бунтов, Довбер Шнеерсон перевез библиотеку в Москву. Сам он в том же году переселился в Ростов на Дону. Почему он оставил библиотеку в Москве, а не перевез в Ростов – неясно.
В 1918 году собрание книг было национализировано советской властью, тем не менее, оно не подверглось распродаже или раздроблению. Шолом Довбер занимал яростно антибольшевистскую позицию и гражданскую войну прожил в Ростове. Советская власть в Ростове установлена только в феврале 1920 года, а спустя месяц Шолом Довбер умер.
6-м Любавичским ребе стал его единственный сын Йосеф Ицхак. Йосеф Ицхак до июня 1924 года жил в Ростове, а затем – в Ленинграде. Пытался ли он вернуть библиотеку – не установлено. Тогда в принципе не было права наследования. Был ли Йосеф Ицхак единственным биологическим наследником? Не ясно…
В 1927 году Йосеф Ицхак Шнеерсон эмигрировал с семьей. При этом вывез часть библиотеки и личный (семейный) архив. Естественно, библиотека пополнялась и за границей. В 1939-40 году ребе Йосеф Ицхак с помощью германских спецслужб был переправлен в США. Большая часть его библиотеки и часть архива была оставлена в оккупированной Польше. Следует заметить, что нацисты уничтожали еврейские культурные ценности в массовом порядке, но библиотеки Шнеерсона это не коснулось. В 1945 году она была разыскана одной из трофейных команд Красной Армии и вывезена в Москву как боевой трофей. В последнее время в дружественных Хабаду СМИ постоянно высказываются мнения, что трофеи следует вернуть, как захваченные нацистами у жертвы холокоста. Скажем прямо, поведение ребе Шнеерсона как «жертвы холокоста», нисколько не напоминает поведение Януша Корчака. Обстоятельства, при которых ребе Йосеф Ицхак выехал из оккупированной Варшавы, остаются загадочными. Определенно можно сказать, что свою паству он оставил на попечение соответствующих структур Рейха. О его участии в борьбе с нацизмом сведений нет.
После войны 6-й и сменивший его в 1951 году на посту руководителя ХАБАДа 7-й ребе Менахем Мендл занимались в частности, организацией хабадного подполья в СССР.
Конец 1980-х, перестройка. Появилась возможность вывезти библиотеку из СССР в США. Но нужно было установить право собственности. Как у 5-го, так и у 6-го ребе было по нескольку прямых наследников. Завещаний или иных документов о передаче библиотеки и архива американской дирекции ХАБАДа не существовало. Следует отметить, что ХАБАД в каденцию Менахема Мендла невероятно разбогател. Создалась угроза, что после смерти седьмого ребе эти средства поступят в распоряжение биологических наследников. Поэтому в 1987 году группой лиц была проведены мероприятия по отстранению биологических наследников 5-го и 6-го ребе от власти и распоряжения семейным имуществом, ибо в случае передачи библиотеки в США она, естественно, должна быть поделена между наследниками. Американский суд, на котором ребе Менахем Мендл не присутствовал по болезни, а от его имени выступала жена Хая Мушка, признал библиотеку собственностью американской дирекции ХАБАДа.
Наступил 1991 год. В обстановке развала СССР сложились благоприятные условия для захвата библиотеки и ее вывоза в США. Делегацию американских хабадников поддерживали М.С.Горбачев, А.Н. Яковлев и их соратники. Перестроечная пресса пыталась настроить общественное мнение в пользу хабадников. И только благодаря слабости тогдашней власти руководство библиотеки не выполнило решение Росарбитража о передаче библиотеки американской дирекции ХАБАДа. Причем ХАБАД претендовал как на часть, национализированную в 1918 году, так и на трофеи 1945 года.
После поражения на повторном процессе 1992 года ХАБАД занялся более важными делами в России, — открытием десятков центров по всей территории, а с 1999 года фактически установлена монополия ХАБАДА под именем ФЕОР (Федерация еврейских общин России) в еврейских религиозных общинах СНГ. Осуществлен захват зданий синагог, ранее не принадлежавших ХАБАДу. В течение этого времени ХАБАД не обострял отношения с руководством России.
Резкое обострение отношений наступило в 2010 году, когда американский судья вынес решение в отношении российской собственности, находящейся на территории России. К сожалению, отсутствие специалистов и удручающее положение с контрпропагандой привели к разногласиям в обществе по данному вопросу. А среди российских хабадников разногласий нет. Их позиция – библиотека должна быть «возвращена» в США. Власти России в ответ на демонстративно антироссийское поведение ХАБАДа проявляют сдержанность.
Хотя следовало бы задать несколько вопросов.
Первый: кто истцы? Почему, якобы, по их поручению действует комитет из 4-х раввинов, ни один из которых не носит фамилию Шнеерсон и не является наследником кого-либо из ребе. Более того, один из «представителей истцов» — главный раввин московской синагоги на Бронной Ицхак Коган.
Но подлинные «истцы» вовсе не Шнеерсоны, и не американская дирекция ХАБАДА. Откроем №1 журнала «Лехаим» за 2001 год, и прочтем материал Леона Фюрта на интересующую нас тему. Леон Фюрт — не безответственный журналюга, он – советник вице-президента США по вопросам национальной безопасности (курсив мой – Е.Л.). Цитирую: «Начиная с 40-х годов, правительство США настаивает, чтобы Москва вернула эти книги законным владельцам. В начале 90-х годов Альберт Гор активно ратовал в сенате США за последовательную политику в этом направлении. Его поддержала администрация президента Буша. Возглавив кампанию, в результате поддержанную обеими партиями, Гор добился принятия законопроекта о том, что часть американской помощи России будет предоставлена при условии возврата этих книг. Позже он добился решения о возвращении Москве архивов города Смоленска <…> только после возвращения коллекции Шнеерсона». «Перед поездкой в Москву в 1993 году вице-президент Гор подтвердил, что занимает в этом вопросе твердую позицию, и ясно дал понять русской стороне: он надеется на немедленный сдвиг в этом деле». «Американское правительство продолжает настаивать на возвращении всей коллекции, и мне хорошо известно, что в этом мы опираемся на поддержку обеих партий. <…> будучи сенатором, Гор стал инициатором законопроекта, способствующего возвращению русскими всей коллекции. Коспонсором этого законопроекта был сенатор Джозеф Либерман». Вот кто подлинные «истцы», а вовсе не хасиды в черных лапсердаках.
Второй: а где же российский патриотизм российских хабадников? Неужели они согласились с своей второсортностью? Вовсе нет! Просто почти все раввины ФЕОР – это граждане США, Израиля, Канады и др. стран, временно проживающие в России. Естественно, выбирая между Отечеством и местом командировки, они предпочитают Отечество. Движение ХАБАД ведет антироссийскую деятельность не позднее, чем с 1917 года. В перестроечные и последующие годы оно при активной помощи своих «агентов влияния» завоевало в России сильные политические позиции, и практически бесплатно получило большое количество зданий и др. объектов. Тем не менее, его американские «коспонсоры», видимо, не вполне удовлетворены результатами его работы, и решили расходы по его содержанию частично переложить на российский бюджет.
Президент России В.В. Путин предложил передать библиотеку новому еврейскому музею в Москве, но руководство музея солидаризировалось с решением американского суда, продемонстрировав, кого оно считает своим начальством.
Г-жа Гениева, директор библиотеки иностранной литературы, проявила щедрость в распоряжении народным достоянием, выразив готовность передать в США документы из личного архива Шнеерсонов (как раз то, что жаждут захватить американские структуры).
Смысл этой атаки весьма глубок. США – страна закона, Россия – страна беззакония, поэтому на ее территории могут действовать американские законы.
Метафорически можно сравнить «Библиотеку Шнеерсона» с яйцом, в котором заключена смерть Кощеева. И Кощей никогда не прекратит попытку заполучить это «яйцо».
Колумнист газеты «Еврейское слово» Борис Соколов не теряет оптимизма: «Но, согласимся, как-то неудобно считать трофеями Красной армии имущество, которое было изъято у владельца нацистами под угрозой смерти. Проблему этой части коллекции тоже можно было бы решить при наличии доброй воли с обеих сторон. Но, похоже, решать ее будет уже другой российский президент». Я считаю, — едва ли стоит ждать, пока Хабад подберет для России более сговорчивого президента. Следовало бы незамедлительно начать публикацию документов из семейного архива Шнеерсонов, — сделать их достоянием человечества. А чтобы американские партнеры не обижались, — вместо библиотеки отправить им обратно всех «посланников ребе».
Евгений Лобков. Челябинск, март 2013.

В 1922 году, за пять лет до ареста и выдворения из СССР, шестой Любавический ребе рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон обратился к советскому правительству с просьбой вернуть 35 ящиков книг, конфискованных несколькими годами ранее. Эти книги принадлежали нескольким поколениям глав Хабада, начиная с основоположника движения рабби Шнеура-Залмана из Ляд, который начал собирать библиотеку еще в XVIII веке.

В этом собрании можно было увидеть иллюстрированную Пасхальную Агаду, изданную в 1712 году в Амстердаме; на ее страницах остались пятна от вина, пролитого во время пасхального Седера. Другая книга была издана в 1552 году в Венеции; на ее полях остались рукописные пометки, сделанные еврейским курсивом, напоминающим арабскую вязь. Находилось в собрании и Пятикнижие 1631 года с комментариями на латыни, оставленными ученым-христианином, изучавшим еврейскую книгу, и т.д.

Страница Агады (1712 г.), залитая вином

Советское правительство так и не вернуло книги, и почти сто лет они хранились в запасниках Московской публичной библиотеки им. Ленина (сегодня – Российская государственная библиотека). В ближайшее время библиотека должна закончить сканирование и выкладывание в интернет всех 4500 книг собрания Шнеерсона. После этого они станут доступны всем, у кого есть компьютер, подключенный к всемирной паутине.

«Осталось отсканировать порядка 10-20 книг. Через месяц все будет на сайте», – говорит Светлана Хвостова, сотрудница Российской государственной библиотеки, отвечающая за собрание Шнеерсона, переданное московскому Еврейскому музею и центру толерантности.

Светлана Хвостова

Книги глав Хабада неоднократно становились предметом ожесточенных разбирательств. Эта история началась еще в годы I Мировой войны, когда пятый Любавический ребе рабби Дов-Бер Шнеерсон вместе с сыном Йосефом-Ицхаком Шнеерсоном покинул родные Любавичи, к которым приближались немецкие войска. Свои книги он оставил на сохранении в Москве.

В написанном в 1922 письме, хранящемся сегодня в Еврейском музее, рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон объясняет, что оставил книги на складе, поскольку ему негде было их хранить. Однако когда несколько лет спустя он захотел получить их назад, правительство отказалось под предлогом, что все содержимое склада было национализировано. Книги передали в государственную библиотеку.

После распада СССР Хабад подал иск в американский суд, требуя от правительства России вернуть книги. В 2013 году американский судья постановил, что Россия должна платить штраф в 50 тысяч долларов за каждый день, что она не возвращает книги. В свою очередь российское правительство возбудило дело о семи книгах из собрания Шнеерсона, которые в 1990 году были одолжены библиотеке Конгресса США, и так и не вернулись в Москву (книги были переданы Хабаду).

Тем не менее, российские власти сделали шаг к примирению, пригласив в Москву библиотекарей Хабада, чтобы те составили список книг, принадлежавших семье Шнеерсон. Библиотекари отобрали 4651 книгу, которые были переданы недавно открывшемуся Еврейскому музею и центру толерантности. Правда, в американских судебных документах речь идет о 12 тысяч книг, однако, по словам Хвостовой, она понятия не имеет, откуда взялись эти цифры.

Вместе с тем рукописи, письма, документы и семейные фотографии из собрания Шнеерсона не были переданы Еврейскому музею. Эти бумаги шестой Любавический ребе вынужден был оставить в Польше, откуда в начале II Мировой войны смог уехать в Америку. Архив попал в руки нацистов, а после победы над Германией был доставлен в Москву. В настоящее время эти документы хранятся в Российском государственном военно-историческом архиве в Москве. По словам Хвостовой, они тоже отсканированы, но до сих пор не выложены в интернет.

Рукописи любавических ребе по-прежнему остаются в хранилищах Российской государственной библиотеки, поскольку, по словам Хвостовой, еврейская община о них не попросила: «Хасиды написали письмо Путину, в котором потребовали “книги из собрания Шнеерсона”. Поэтому рукописи остались в Государственной библиотеке». Посетители библиотеки могут увидеть эти рукописи, однако для этого необходимо заранее подать просьбу. По словам Хвостовой, этой возможностью пользуются очень немногие.

Таким образом, в настоящее время в свободном доступе находятся только печатные книги из собрания Шнеерсона. Их уже используют иностранные исследователи: например, ученые Колумбийского университета, изучающие перемещение первых еврейских книг. «На полях книг мы все время обнаруживаем что-то новое: детские рисунки, каракули, даже упражнения в чистописании», – говорит Хвостова.

Страница из древней книги в коллекции Шнеерсона с заметками и каракулями

Книги хранятся в специальных картонных коробках, в которых затруднено выживание микроорганизмов. В комнате поддерживается постоянный температурный режим и установлена специальная газовая пожарная система, чтобы бесценные книги не пострадали даже в случае пожара.

Россиян эти книги интересуют мало – даже российских евреев, которые обычно не знают иврит. Библиотечные работники музея тоже не в состоянии читать эти книги: из пяти сотрудников только трое худо-бедно знают иврит, который изучали в Московском университете.

По словам Хвостовой, многие хасиды считают, что книги из собрания Шнеерсона обладают прямо-таки магической силой. «Как-то приехала американская семья с пятью детьми. Так они прямо из аэропорта, не заезжая в гостиницу, поехали смотреть “книги Шнеерсона”. Хасидам, которые к нам приходят, не интересно, что книги отсканированы. Им важно подержать их в руках».

Книги из собрания Шнеерсона доступны на сайте Российской государственной библиотеки http://www.rsl.ru/en (кликнуть на “Digitale Catalogue”, затем “Databases.”)

…Что такое библиотека Шнеерсона?

Кто такой Шнеерсон и что за книги он собирал?

Раввин Йосеф Ицхак Шнеерсон являлся главой общины хасидов, располагавшейся в местечке Любавичи (сейчас это территория Смоленской области). С 1772 года любавические раввины начали собирать коллекцию книг об иудаизме. Раввин Шнеерсон (годы жизни: 1880–1950) и его потомки продолжили их дело, оформив собрание книг в качестве библиотеки.

Во время Первой мировой войны ребе Йосеф Шнеерсон вместе со своим окружением переехал в Ростов-на-Дону, часть библиотечных собраний передав на хранение в Москву, на книжный склад Персица и Полякова. В 1918 году эта часть собраний была национализирована и передана в библиотеку Румянцевского музея (на основе которой была создана Библиотека имени Ленина, с 1992 года – Российская государственная библиотека).

Часть рукописей Шнеерсон вывез за границу. В 1934 году эта часть коллекции оказалась в Польше, где была обнаружена нацистами и отправлена в Германию. После победы СССР собрания Шнеерсона вместе с другими трофеями были перевезены в Москву и переданы в госархив.

Справка

Любавичский хасидизм (также – рациональный хасидизм, или Хабад) – религиозное течение в иудаизме, центром развития которого в XVIII веке стало село Любавичи. Движение Хабад использует основы Каббалы вместе с другими областями иудаизма, призывает к переосмыслению секретов Торы. Сторонники теорий заговора считают, что целью движения Хабад является подчинение правительств стран мира.

В настоящее время часть собрания Шнеерсона хранится в Российской государственной библиотеке (РГБ). Там даже имеется специальная комната, в стенах которой можно работать с книгами вышеназванной коллекции. Известно, что работники РГБ обнаружили в коллекции книг дублирующиеся экземпляры и передали их еврейской общине в Москве. Другая часть собраний Шнеерсона хранится в Российском государственном военном архиве и является частью культурного достояния страны.

Потомку Шнеерсона удалось бежать из оккупированной Польши в Нью-Йорк и обосноваться в Бруклине, где на данный момент и располагается центр движения любавических хасидов.

Сам раввин Йосеф Шнеерсон после смерти не оставил никаких распоряжений относительно фамильной коллекции книг.

Сколько книг в библиотеке?

На данный момент собрание составляет порядка 12 тысяч древнееврейских книг и около 50 тысяч редких документов, среди которых более трёхсот манускриптов. Это собрание содержит рукописи и книги о хасидизме, в том числе священные, с точки зрения этого религиозного течения, философские трактаты и работы.

Дело о «возвращении книг»

В 1988 году Россию посетила делегация американских хасидов с просьбой вернуть им коллекцию семьи Шнеерсона, которая, по их мнению, не представляла никакой ценности для русской культуры.

В начале 1990-х годов любавические хасиды начали добиваться возвращения им «библиотеки Шнеерсона» ещё более активно, они неоднократно проводили пикеты и даже пытались захватить документы силой. Семейный архив Шнеерсона почитается как религиозная святыня среди этой ветки хасидов, и они полагают, что тексты из российских архивов дадут им новые мистические свидетельства и пророчества.

Интересно, что 8 октября 1991 года высший арбитражный суд РСФСР обязал Библиотеку имени Ленина вернуть часть коллекции хасидам, однако библиотека не выполнила этого решения, утверждая, что архивы являются национальным достоянием народа. 18 ноября того же года суд повторно постановил передать собрание книг Шнеерсона в фонды создаваемой Еврейской национальной библиотеки, однако заведующий отделом рукописей Виктор Дерягин не позволил выдать коллекцию, спрятав её в библиотечных стенах. В 1992 году решения арбитражного суда были отменены, и коллекция так и осталась в библиотеке.

В 1998 году к премьер-министру России обратился президент США с просьбой возвратить хасидам собрание Шнеерсона. Уже в 2005 году члены Сената и Конгресса США подписали официальное обращение к Владимиру Путину с просьбой посодействовать возвращению книг «Хабаду». Официального ответа не поступило.

Через год, в 2006 году, хасиды отправились в Федеральный суд Вашингтона, указав в качестве ответчиков Российскую Федерацию, Минкультуры РФ, РГБ и Российский государственный военный архив. Согласно заявленному иску, организация любавических хасидов требует вернуть им «библиотеку Шнеерсона». Российская сторона заявила, что это дело находится вне юрисдикции судов США.

Судья Ламберт, рассматривающий это дело, в начале 2009 года предупредил российских юристов о том, что может принять решение в пользу истца, если россияне не примут участия в слушаниях по делу. В связи с неявкой российских представителей суд, как и было заявлено, в августе 2010 года принял решение в пользу возвращения коллекции книг хасидам. В июле 2011 должен был быть начат процесс возвращения книг и документов этому религиозному движению, а 16 января 2013 года суд округа Колумбия обязал Россию выплачивать хасидам ежедневно 50 тысяч долларов вплоть до даты возврата «библиотеки Шнеерсона».

В МИД России считают, что решение американского суда является нарушением общепринятых норм и принципов международного права, в соответствии с которыми суды одного государства не имеют права рассматривать иски против других государств без явно выраженного их согласия. Представители МИД считают, что возврата «библиотеки Шнеерсона» не произойдёт. Кроме того, МИД потребовал вернуть в Россию семь книг названной коллекции, которые американские хасиды получили в 1994 году на два месяца и незаконно удерживают в течение 16 лет.

Библиотека Шнеерсона

В 1915 году, во время Первой мировой войны, когда приблизилась линия фронта, шестой любавический ребе Иосиф Шнеерсон покинул Любавичи и переехал со своим окружением и имуществом в Ростов-на-Дону, а часть библиотеки (около 12 тысяч книг, в том числе уникальные издания начала XIX века) сдал на хранение в Москву на книжный склад Персица и Полякова.

В 1918 году коллекция была национализирована по декрету о научных фондах РСФСР и передана в Румянцевскую библиотеку, на основе которой была образована Государственная библиотека им. В. И. Ленина (ныне — Российская государственная библиотека).

Другую часть библиотеки (около 25 тысяч страниц рукописей) Шнеерсон в 1927 году вывез при эмиграции за границу — сначала в Ригу, а в 1934 году — в Польшу. После начала Второй мировой войны он был вынужден бежать в США, но не сумел забрать архив, который попал в руки немецких оккупационных властей и был вывезен в Германию. После крушения Третьего рейха архив Шнеерсона вместе с другими трофейными документами был перевезен в Москву и передан в Центральный государственный архив Красной армии (с 1992 года — Российский государственный военный архив).

По информации бывшего генерального директора Российской государственной библиотеки Виктора Федорова, после революции и Гражданской войны, когда выяснилось, что за имуществом никто не обращается, книги, упакованные в ящики, официально были признаны бесхозным имуществом и переданы в библиотеку в соответствии с Декретом о национализации библиотек. Так библиотека Шнеерсона автоматически попала в категорию культурного наследия страны.

В Центре восточной литературы Российской государственной библиотеки (РГБ) выделена специальная комната, где можно работать с литературой из этой коллекции.

Работники библиотеки тщательно исследовали состав коллекции и, обнаружив там ряд дублетных экземпляров, передали в законном порядке около 70 книг еврейской общине в Москве.

В 1950 году Ицхак Шнеерсон умер, не оставив никаких распоряжений насчет библиотеки.

С началом перестройки любавические хасиды начали активно добиваться возвращения им «библиотеки Шнеерсона». В 1988 году отдел рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина (ГБЛ) посетила делегация хасидов из США. Крупнейшие специалисты по хасидскому письменному наследию приехали в СССР вместе с американским предпринимателем Армандом Хаммером. Они просили вернуть им религиозные хасидские книги и рукописи, якобы не представляющие ценности для ГБЛ.

В 1990 году живущий в США зять Шнеерсона Менахем потребовал через суд вернуть собрание хасидам. Возле библиотеки неоднократно проходили пикеты любавических активистов, которые даже пытались захватить документы силой. Дело слушалось в Государственном арбитраже РСФСР в 1991 году, который обязал Ленинскую библиотеку вернуть коллекцию. Та отказалась и заявила, что ее архивы — национальное достояние советского народа, в СССР нет закона о реституции, и принимать подобные решения может только президент. 14 февраля 1992 года пленум Высшего арбитражного суда отменил предыдущие решения, и коллекция осталась в библиотеке.

В 1995 году при проверке выяснилось, что некоторые рукописи пропали. В конце 1996 года, по данным СМИ, рукописи были обнаружены на черном рынке в Израиле.

В 1998 году вице-президент США Альберт Гор официально обратился к премьер-министру России с просьбой о возврате хасидам библиотеки.

В 2005 году сто членов сената и большинство членов конгресса США подписали официальное обращение к президенту России с просьбой содействовать возвращению книг Шнеерсона «Хабаду». Официально об ответе не сообщалось.

Расположенная в США головная организация любавических хасидов «Агудас Хасидей Хабад» потребовала передать архивы и библиотеку Шнеерсона ей на хранение и направила соответствующий иск в американский суд. Федеральный судья Ройс Ламберт изначально постановил, что не вправе рассматривать вопрос о судьбе всей библиотеки и может принимать решения лишь по ее части — семейному архиву Шнеерсонов, который включает более 25 тысяч страниц рукописей, писем и других материалов династии.

Россия заявила через адвокатов, что это дело вовсе не находится в юрисдикции американских судов, однако судья отклонил заявление РФ.

В январе 2009 года Ламберт предупредил, что примет решение по делу в пользу истца, если российская сторона не будет принимать участия в слушаниях. В исполнение этой угрозы суд округа Колумбия в октябре 2009 года в связи с неявкой российских представителей решил дело в пользу истца.

В начале августа 2010 года Ламберт постановил, что хасиды доказали свое право на книги и рукописи, которые, по его определению, хранятся в Российской государственной библиотеке и Российском военном архиве «незаконно».

МИД России посчитал решение американского суда грубейшим нарушением общепринятых норм и принципов международного права. В первую очередь это касается принципа юрисдикционного иммунитета государств, согласно которому суды одного государства не могут рассматривать иски против других государств и их собственности без явно выраженного согласия последних.

27 июля 2011 года Федеральный суд округа Колумбия разрешил иудейскому религиозному движению «Хабад Любавич» приступить к исполнению решения по ее иску к РФ о возврате приблизительно 12 тысяч книг и 50 тысяч редких документов из библиотеки Шнеерсона.

При этом судья отказал организации в просьбе ввести в отношении РФ санкции за неисполнение судебного распоряжения, вынесенного в пользу движения. Суд предоставил России 60 дней, чтобы ответить на уведомление о возможных санкциях.

В августе 2011 года спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой еще раз подтвердил позицию России по «делу библиотеки Шнеерсона», подчеркнув, что решение американского суда о возврате библиотеки не имеет юридической силы для Российской Федерации.

В январе 2012 года Россия заявила, что не намерена вступать в переговоры о судьбе библиотеки Шнеерсона до тех пор, пока не будет отменено решение американского суда, постановившего вернуть коллекцию американским хасидам.

16 января 2013 года суд округа Колумбия обязал российское правительство выплачивать по 50 тысяч долларов ежедневно до даты возврата американским хасидам находящейся в фондах РФ коллекции книг любавического раввина Йосефа Ицхака Шнеерсона.

МИД России, комментирую решение американского суда, назвал его вердикт о выплате ежедневного штрафа юридически неправомерным и провокационным, а вердикт 2010 года — юридически ничтожным. В ведомстве также подчеркнули, что коллекция Шнеерсона «исторически формировалась на территории России, представляет собой национальное достояние всего российского народа и как государственная собственность Российской Федерации пользуется юрисдикционными иммунитетами».

В 2013 году по распоряжению российского президента Владимира Путина часть книг Шнеерсона были переданы из РГБ в безвозмездное пользование московскому Еврейскому музею и центру толерантности, Путин подтвердил при этом собственность российского государства на коллекцию.

В настоящий момент библиотечный отдел Еврейского музея и центра толерантности функционирует как филиал РГБ.

В 2015 году суд в США разрешил хасидам взыскивать с России 43,7 миллиона долларов по делу о библиотеке Шнеерсона — сумма складывается из штрафов по 50 тысяч долларов в день, наложенных за неисполнение решений суда в 2013 году. Возражения правительства США были отклонены. Россия отвергает все обвинения и выдвигает встречные претензии к хасидам.

16 сентября 2015 года стало известно, что российской стороной принято решение о выходе из ведущегося в США судебного процесса о передаче «Агудас Хасидей Хабад», так называемой библиотеки и архива Шнеерсона, со ссылкой на иммунитет Российской Федерации.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *