Требования кредиторов при ликвидации

Содержание

Требования кредиторов при ликвидации

Уведомление о включении в реестр требований кредиторов при ликвидации

Компания в результате прекращения своей хозяйственной деятельности исключается из ЕГРЮЛ, а также снимается с налогового учета. Во время проведения процедуры ликвидации ООО немаловажным этапом является процесс расчетов с контрагентами. Так, для удовлетворения претензий кредиторов необходимо, предпринять определенные действия именно со стороны заимодателей.

В соответствии с нормами действующего законодательства РФ при упразднении ООО ликвидатор должен уведомить всех кредиторов о начале процедуры ликвидации, а также о сроках, установленных для предъявления требований. Таким образом, ликвидируемое юрлицо должно оповестить контрагентов через:

  • специальный журнал − «Вестник государственной регистрации»;
  • письменное уведомление, которое направляется непосредственно каждому заимодавцу.

Контрагенты, в свою очередь, направляют ликвидатору (ликвидационной комиссии) свои претензии, которые будут выполнены после утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Срок предъявления требований кредиторов при ликвидации

Минимальный срок для предъявления претензий со стороны заимодателей составляет 2 месяца со дня публикации сведений о ликвидации ООО в журнале «Вестник государственной регистрации». Ликвидационная комиссия (ликвидатор) вправе установить срок более двух месяцев для приема претензий от контрагентов.

Реестр кредиторов при ликвидации. Образец

Контрагентами, которые согласно действующему законодательству РФ имеют право требовать от ликвидируемого предприятия погасить задолженность, могут быть:

  • банки, а также МФО, перед которыми невыплаченные кредиты;
  • кредиторы юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели перед которыми существуют долги в рамках ведения бизнеса;
  • учредители организации;
  • сотрудники фирмы, которая ликвидируется. Так, долги могут быть по заработной плате, а также иным выплатам;
  • государственные органы − ФНС, ПФР, ФСС.

Удовлетворения требований каждой из названных категорий кредиторов включаются в реестр и погашаются в порядке очереди согласно ст. 64 ГК РФ.

Отметим, что при банкротстве (несостоятельности) юридического лица контрагент должен направить заявление о включение в реестр своих требований арбитражному управляющему, а также в арбитражный суд. В то время как при ликвидации ООО претензии направляются ликвидатору (ликвидационной комиссии).

Заявление о включении в реестр требований кредиторов при банкротстве скачать

Скачать образец требований кредитора при ликвидации ООО

Требование о включении в ликвидационный баланс

Ликвидационная комиссия в специализированном органе печати публикует сообщение о госрегистрации ликвидации юридического лица, о порядке, а также сроках заявления претензий его контрагентов. В тех случаях, когда ликвидационная комиссия откажет удовлетворить требования контрагента, то заимодавец вправе до утверждения ликвидационного баланса обратиться в суд с соответствующим иском к ликвидатору.

Так, согласно решению суда претензии контрагентов могут быть удовлетворены за счет имущества, которое осталось в компании.

Узнать у специалиста

Требование кредитора при добровольной ликвидации. Образец

Одним из этапов процедуры закрытия ООО является погашения требований контрагентов. Так, действующим законодательством РФ предусмотрено, что ликвидатор (ликвидационная комиссия) должен вести реестр кредиторов. Последние имеют законное право направить ликвидируемому предприятия документ, в котором будут обозначены все претензии к заемщику − юридическому лицу, находящемуся в стадии ликвидации.

Форма требования кредитора при ликвидации банка

Скачать образец требований кредитора – юридического лица

Образец требований кредитора – физического лица кредитной организации скачать

Ликвидируемый должник − это

Ликвидируемым должником называют лицо, в отношении которого согласно действующему законодательству РФ принято решение (добровольное или принудительное) о ликвидации.

Банкротство ликвидируемого должника

Согласно ст. 224 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» при невозможности удовлетворить требования кредиторов, если после продажи имущества ликвидируемого юрлица средств будет недостаточно, то в отношении такого юридического лица возможна процедура банкротства.

Кроме того, если будут обнаружены обстоятельства, вследствие которых невозможно будет рассчитаться с контрагентами, ликвидатор (ликвидационная комиссия) обязан обратиться в арбитражный суд, подав заявление о признании должника несостоятельным.

У вас есть вопросы? Напишите нам

Статья 63. Порядок ликвидации юридического лица

1. Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

2. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

3. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

5. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

6. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

7. В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

8. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.
9. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Комментарий к статье 63 ГК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает порядок и содержание действий ликвидационной комиссии по ликвидации юридического лица. Ликвидационная комиссия, завершая текущие дела ликвидируемого юридического лица, помещает в органах печати сообщение о ликвидации юридического лица, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, рассчитывается по обязательствам юридического лица, составляет промежуточный и окончательный ликвидационные балансы, в установленных случаях решает вопрос о передаче оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества учредителям (участникам).

2. Ликвидация юридического лица существенно затрагивает интересы не только учредителей (участников) юридического лица, но и держателей облигаций соответствующего юридического лица, других лиц, так или иначе связанных с ликвидируемым юридическим лицом. Поэтому практическая деятельность ликвидационной комиссии начинается с опубликования сообщения о ликвидации юридического лица, предусмотренного п. 1 комментируемой статьи.

Такое сообщение должно быть помещено в печатном органе, который обычно публикует данные о государственной регистрации юридических лиц. В сообщении о ликвидации юридического лица определяются порядок и срок заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Указанный срок имеет значение, в частности, в том отношении, что требования кредиторов, заявленные после истечения срока, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок (см. п. 5 ст. 64 ГК).

3. Предусмотренные абз. 2 п. 1 комментируемой статьи действия ликвидационной комиссии по выявлению кредиторов и взысканию дебиторской задолженности направлены на получение объективных данных о финансовом состоянии юридического лица. Такие данные необходимы для составления промежуточного ликвидационного баланса и заключения о достаточности либо недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов. При этом предполагается, в частности, проведение инвентаризации имущества и обязательств юридического лица, проверка факта существования конкретного кредитора или должника, его наименования, места нахождения и платежных реквизитов, уточнение размера кредиторской или соответственно дебиторской задолженности, а также истребование последней, в том числе в судебном порядке.

Дополнительной гарантией для кредиторов является обязанность ликвидационной комиссии письменно уведомлять их о ликвидации юридического лица.

4. Промежуточный ликвидационный баланс (п. 2 комментируемой статьи) составляется в соответствии с действующими правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности и характеризует имущественное и финансовое положение юридического лица (активы и пассивы) по состоянию на дату истечения срока для предъявления требований кредиторов, указанного в сообщении о ликвидации юридического лица. В соответствии со ст. 12 Закона о бухучете при ликвидации юридического лица для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности ликвидационная комиссия обязана провести инвентаризацию имущества и обязательств юридического лица, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. К промежуточному ликвидационному балансу прилагаются перечень имущества ликвидируемого юридического лица, а также перечень кредиторов и их требований, учтенных в размере, признанном ликвидационной комиссией.

Требования кредиторов учитываются в размере, признанном ликвидационной комиссией, на основании документов, подтверждающих наличие обязательств юридического лица и их размер. Такими документами являются договор, заключенный данным юридическим лицом, решение судебных органов, иные документы (ценные бумаги, в том числе векселя, платежные поручения и т.п.). В случае несогласия ликвидационной комиссии с суммой требования кредитора в промежуточном ликвидационном балансе отражается сумма требования, принятая ликвидационной комиссией. Обязательства ликвидируемого юридического лица, по которым не предъявлены требования в установленный срок, а также заявленные в установленный срок, но не признанные органом, осуществляющим ликвидацию, также отражаются на соответствующих счетах промежуточного ликвидационного баланса. При решении суда об удовлетворении требования кредитора такое требование учитывается в промежуточном ликвидационном балансе в размере, определенном решением суда.

Если стоимость имущества юридического лица по данным промежуточного ликвидационного баланса недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидация юридического лица должна проводиться в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве). В частности, ликвидационная комиссия должна совершить действия либо по подготовке к применению процедуры добровольной ликвидации, что предусматривает принятие такого решения совместно с кредиторами, либо по подаче в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) юридического лица (см. п. 4 ст. 61, ст. 65 ГК).

Промежуточный ликвидационный баланс выносится ликвидационной комиссией на рассмотрение учредителей (участников) юридического лица или органа, принявших решение о ликвидации юридического лица, и утверждается ими. Законом могут быть предусмотрены случаи, в которых утверждение промежуточного ликвидационного баланса осуществляется по согласованию с уполномоченным государственным органом. Например, ч. 10 ст. 23 Закона о банках предусматривает, что учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию, утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с ЦБ РФ.

5. Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает действия ликвидационной комиссии, если имеющихся у ликвидируемого юридического лица денежных средств недостаточно для расчетов с кредиторами, хотя общая стоимость денежной и неденежной частей имущества свидетельствует о способности юридического лица удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. В этом случае осуществляется продажа неденежной части имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений, т.е. в соответствии с нормами Закона об исполнительном производстве и других правовых актов, регулирующими порядок исполнения судебных решений. Вопросы, касающиеся заключения договора продажи имущества на торгах, проведения торгов и последствий нарушения правил проведения торгов, регулируются ст. ст. 447 — 449 ГК.

В основе требования о проведении публичных торгов лежит стремление предотвратить возможные злоупотребления, связанные с реализацией имущества ликвидируемого юридического лица по цене значительно ниже его реальной стоимости, в ущерб интересам кредиторов и акционеров юридического лица.

6. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи утверждение промежуточного баланса служит основанием для проведения расчетов с кредиторами юридического лица в соответствии с очередностью, установленной ст. 64 ГК.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией начиная со дня утверждения ликвидационного баланса, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. В этом случае речь идет главным образом о кредиторах, состоящих с юридическим лицом в обязательственных отношениях, не обеспеченных залогом.

7. Окончательный ликвидационный баланс юридического лица, о котором говорится в п. 5 комментируемой статьи, отражает имущественное и финансовое положение юридического лица после завершения расчетов с кредиторами.

Ликвидационный баланс и приложения к нему содержат сведения об итогах деятельности ликвидационной комиссии, в том числе о взыскании и реализации имущества юридического лица, об удовлетворенных и неудовлетворенных требованиях кредиторов, об имуществе юридического лица, списанном на убытки вследствие невозможности его взыскания.

Окончательный ликвидационный баланс, как и промежуточный ликвидационный баланс, составляется ликвидационной комиссией и утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

8. Пункт 6 комментируемой статьи содержит специальную норму об удовлетворении требований кредиторов казенных предприятий и финансируемых собственником учреждений.

При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения — денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

Возможность предъявления кредиторами судебных исков об удовлетворении своих требований к собственникам имущества ликвидируемого казенного предприятия или учреждения связана с субсидиарной ответственностью собственников имущества по обязательствам соответственно казенного предприятия или учреждения (см. п. 5 ст. 115, п. 2 ст. 120 ГК).

Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Собственник имущества казенного предприятия — Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование — несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за учреждением.

9. Пункт 7 комментируемой статьи касается имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов юридического лица соответствующего вида. Указанное имущество передается его учредителям (участникам) юридического лица, имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Имущество хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов распределяется между их учредителями (участниками) (согласно абз. 2 п. 2 ст. 48 ГК в отношении этих юридических лиц их участники имеют обязательственные права). Имущество унитарных предприятий, а также финансируемых собственником учреждений передается их учредителям, имеющим на это имущество в соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 48 ГК право собственности или иное вещное право.

Вопросы о судьбе имущества, оставшегося после ликвидации некоммерческих организаций, регулируются в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность этих организаций.

В частности, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства (см. п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях).

10. Юридическим фактом, с которым п. 8 комментируемой статьи связывает завершение ликвидации юридического лица, является внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

С этого момента прекращается правоспособность юридического лица (см. п. 3 ст. 49 ГК), т.е. юридическое лицо как таковое.

Другой комментарий к статье 63 Гражданского Кодекса РФ

1. Формирование гражданской правоспособности юридического лица происходит не одномоментно (т.е. не в момент включения юридического лица в государственный реестр), а постепенно и представляет собой определенный процесс, складывающийся из отдельных стадий.

Ликвидация юридического лица также представляет собой определенный процесс, изложенный в комментируемой статье.

2. Первый, или подготовительный, этап ликвидации заключается в принятии учредителями (участниками) юридического лица или органом юридического лица, уполномоченного учредительными документами, решения о ликвидации юридического лица. На этой же стадии назначается ликвидационная комиссия (ликвидатор) и устанавливаются порядок и сроки ликвидации.

3. Следующей стадией процесса ликвидации следует считать деятельность ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности. В этих целях ликвидационная комиссия публикует извещения в печатном органе, в котором осуществляется публикация сведений о регистрации юридических лиц, о ликвидации, о порядке и сроках заявлений требований кредиторов, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации. Завершением стадии является составление промежуточного ликвидационного баланса.

В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс утверждаются по согласованию с уполномоченным государственным органом; например, в случае ликвидации кредитных организаций (ч. 11 ст. 23 Закона о банках и банковской деятельности), для которых установлены специальные требования по составлению промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов <1>.

Ликвидация юридического лица также представляет собой определенный процесс, изложенный в комментируемой статье.

С момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса начинается стадия расчетов с кредиторами в порядке очередности (см. комментарий к ст. 64 ГК). В этот период возможно обращение кредиторов в суд в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении их требований либо уклонения от рассмотрения таких требований.

4. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации, передает остаток имущества учредителям или участникам юридических лиц, если иное не предусмотрено законом, иными нормативными актами или учредительными документами юридического лица.

В частности, Законом о политических партиях предусмотрено, что в случае ликвидации политической партии ее имущество после завершения расчетов по ее обязательствам передается на цели, предусмотренные уставом и программой политической партии, если ликвидация политической партии осуществлена по решению съезда политической партии или в доход Российской Федерации, если ликвидация политической партии осуществлена по решению суда <1>.

Законом установлено, что «имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объединения, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом общественного объединения, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе общественного объединения, — на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях — решением суда. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общественного объединения, ликвидированного в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», обращается в собственность Российской Федерации» <1>.

———————————
<1> Статья 26 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

5. Завершающим этапом ликвидации следует считать внесение записи о прекращении юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц (о порядке государственной регистрации при ликвидации юридического лица см. также ст. 22 Закона о регистрации юридических лиц).

С момента внесения записи в государственной реестр ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность. Ликвидированное юридическое лицо вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительным акта о ликвидации до момента исключения его из государственного реестра <1>.

В то же время внесение записи в государственный реестр о прекращении юридического лица не исключает возможности обжаловать действия регистрирующего органа по внесению такой записи.

В Обзоре практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц, судам разъясняется, что прокурор вправе заявить иск о признании недействительным акта государственного органа, затрагивающего вопросы ликвидации юридического лица, если такой акт принят с нарушением требований законодательства.

Так, прокурор области обратился в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования о признании недействительным постановления главы администрации об исключении общества с ограниченной ответственностью из Единого государственного реестра юридических лиц. В исковом заявлении прокурора указывалось, что на основании ст. 62 ГК РФ во исполнение решения суда о ликвидации общества должна была быть создана ликвидационная комиссия, в обязанности которой входят размещение в органах печати публикации о ликвидации общества с указанием порядка и сроков заявления требований его кредиторами, составление и представление промежуточного и окончательного ликвидационных балансов. Этого в нарушение закона не было сделано.

Арбитражный суд обоснованно признал иск прокурора правомерным и удовлетворил его.

К какой ответственности могут привлечь директора после ликвидации ООО

Согласно ст. 57 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998г. № 14-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» организация может быть ликвидирована:

  • на основании добровольного решения общего собрания участников.
  • по решению суда в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ, например, если при создании были допущены неустранимые нарушения законодательства или дела велись без наличия должной лицензии.

Также юридическое лицо может быть ликвидировано в соответствии с положениями Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Как известно, директор не несет ответственности, если ликвидация ООО была добровольной процедурой. Статья 61 Гражданского кодекса РФ прямо содержит норму, указывающую на то, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано. А вот субсидиарная ответственность директора может наступить, например, в случаях принудительной ликвидации или банкротства юридического лица (см. Главу III.2 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). О том, как руководителей и собственников компаний ФНС привлекает к субсидиарной ответственности по обязательствам «брошенной» или ликвидированной компании, читайте в статье: «Субсидиарная ответственность директора и учредителя при банкротстве. Почему опасно «бросать» компанию?». В данной статье речь пойдет об ответственности директора после ликвидации юридического лица.

  • Гражданско-правовая ответственность. Ответственность в виде возмещения убытков на основании ст. 15, 1064 Гражданского кодекса РФ. Например, ликвидатор несет ответственность за убытки в случае проведения процедуры с нарушениями требований законодательства (см. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.05.2016г. по делу № Ф46-14515/2012, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21.06.2016г. № Ф09-5770/16).
  • Уголовная ответственность. Наступает за неуплату налогов и сбор организацией, что образовало налоговую недоимку перед бюджетом страны в особо крупном размере (ст. 199 УК РФ); сокрытие денежных средств организации (ст. 199.2 УК РФ); уклонение от выполнения требований кредиторов и оплаты задолженности в крупном размере (ст. 177 УК РФ); фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 195-197 УК РФ).
  • Налоговая ответственность. Несмотря на то, что налогоплательщиком является организация, ответственность за нарушение налогового законодательства несет директор на основании п.1. ст. 27 Налогового кодекса РФ. Поэтому при отсутствии оплаты налогов, налоговые органы начисляют пени за каждый день просрочки, которая рассчитывается по общему правилу в процентах от общей суммы задолженности.
  • Административная ответственность. Данная ответственность наступает за несоблюдение трехдневного срока для извещения налогового органа о принятом решении ликвидировать юридическое лицо (ст. 62 Гражданского кодекса РФ). На основании ч.3 ст. 14.25 КоАП РФ может быть назначен штраф до 5 000 руб.
  • Субсидиарная ответственность. Данный вид ответственности наступает только в рамках процедуры банкротства юридического лица, которая возлагается на тех, кто будет признан судом контролирующими должника лицом. Перечень таких лиц определен в ст. 61.10 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Здесь ответственность также может быть применена и после закрытия юридического лица. Кредиторы имеют право предъявить претензии к контролирующему должника лицу в течение трех лет со дня признания организации банкротом или завершения конкурсного производства. А с момента принятия самого спорного решения и до предъявления претензий может пройти и до 10 лет (см. ст. 61.14 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Вам так же может быть полезна статья: «Уголовная и имущественная ответственность генерального директора и учредителя по долгам Общества».

Важно! Моментом окончания процедуры ликвидации и прекращения ООО деятельности является момент внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Обращаем внимание, что личная ответственность директора, который непосредственно подписывал документы, исключается полностью только по истечении сроков давности, которые служат основанием для освобождения от уголовной ответственности согласно ст.78 Уголовного кодекса РФ. Освобождения от ответственности в случае ликвидации фирмы, как официальной, так и альтернативной, не предусмотрено. То есть пока не истек срок давности, по ч.1 ст. 199 УК РФ – 2 года со дня совершения фиктивной сделки, а по ч.2 ст. 199 УК РФ – 10 лет, директор фирмы может быть в любой момент привлечен к ответственности в случае, если следствием будет установлен факт уклонения от уплаты налогов. Подробнее об ответственности по ст. 199 УК РФ читайте в статье: «Сроки давности привлечения к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ».

Если после прочтения данной статьи у Вас остались вопросы или необходима консультация, Вы можете позвонить или написать нам. Мы поможем разобраться в любой сложной ситуации. «ТЕОРИЯ ПРАВА»
Евгения Булатова
89134323913

Основания для привлечения директора к ответственности после ликвидации ООО

Сразу хочется начать с налоговой ответственности, и напомнить, что с 28 июля 2017 года вступили в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 08.02.1998г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», согласно которым взыскание кредиторской задолженности, в том числе налоговой, теперь возможно с руководителей организаций и иных лиц, ответственных за принятие управленческих решений (участников, бенефициаров), в течение трех лет после ликвидации юридического лица, в том числе, если компания оказалась «брошенной» (см. Федеральный закон от 28.12.2016г. № 488-ФЗ). Об этом мы рассказывали в нашей статье: «Неуплата налогов – ответственность директора и учредителя после закрытия компании». При этом что касается налоговой задолженности ООО, иски по ее взысканию инициируются налоговыми органами.

Важно! Без банкротства долги ликвидированной компании перед бюджетом могут быть взысканы с ответственных лиц, если доказана их вина в уклонении от уплаты налогов (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 08.12.2017г. № 39П).

Так же согласно п.1 ст. 53.1 Гражданского кодекса РФ налоговики могут предъявлять претензии к членам коллегиальных органов юридического лица (совету директоров), за исключением тех членов совета, которые голосовали против решения, которое привело к причинению ущерба юридическому лицу, или действовал добросовестно, не принимая участия в таком голосовании (см. п.2 ст. 53.1 Гражданского кодекса РФ). Все это означает, что в течение трех лет с момента ликвидации юридического лица, отвечать за долги этого юридического лица будет директор.

Что касается субсидиарной ответственности директора компании, в статье 61.11 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» приводятся основания привлечения к субсидиарной ответственности директора юридического лица, при причинении им вреда интересам кредиторов своими действиями или бездействием. Эти действия (бездействие) выражаются в следующем:

  • продажа директором имущества по цене существенно ниже его рыночной стоимости;
  • директором не принято действий, по взысканию дебиторской задолженности, из-за чего прошёл срок исковой давности, и взыскание дебиторской задолженности стало не возможным.

Если факт причинения директором организации вреда кредиторам будет доказан, то будет считаться, что полное погашение требований кредиторов невозможно именно из-за действий директора. Однако для привлечения к субсидиарной ответственности также необходимо установить причинно-следственную связь между действиями директора и причинёнными кредиторам убытками, которые повлекли за собой невозможность удовлетворения их требований. Если же на момент введения банкротства организации у нее будут отсутствовать документы бухгалтерского учёта и отчётности, в таком случае так же будет считаться, что в этом вина директора. Однако для привлечения директора к субсидиарной ответственности по этому основанию необходимо установить причинно-следственную связь между отсутствием документов и невозможностью полностью погасить долги компании.

Еще один немаловажный момент – вред, причинённый кредиторам, должен быть существенным. Существенность причиненного действиями директора ликвидированной организации вреда, безусловно, определяет суд. В Письме ФНС России от 16 августа 2017 года № СА-4-18/16148@ «О применении налоговыми органами положений главы III.2 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» говорится, что существенным вредом признается вред, причинённый сделками с активами на сумму сделки, эквивалентную 20–25 % общей балансовой стоимости имущества компании-должника. Размер существенности может быть и меньше, если доказать, что выведено имущество, отсутствие которого осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность компании-должника. Вместе с тем при очевидной несоразмерности вреда, причинённого недействительной сделкой, размеру субсидиарной ответственности такой размер может быть соответствующим образом уменьшен судом (см. абз. 2 п. 11 ст. 61.11 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», например, по реестру саморегулируемой организации – 100 млн. руб., а по сделке, признанной недействительной (например, отчуждение автомобиля без равноценного встречного предоставления), причинён ущерб в размере 300 тыс. руб., который не мог повлечь банкротство. В данном случае есть основания для взыскания убытков (см. ст. 61.20 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Так же об основаниях привлечения к субсидиарной ответственности директора и учредителя ООО читайте в нашей статье: «Субсидиарная ответственность директора и учредителя при банкротстве. Почему опасно «бросать» компанию».

При ликвидации обычно возникают нарушения в следующих сферах:

Применяемые санкции зависят от тяжести нарушения, т.е. в большинстве случаев – от суммы. Если при банкротстве убытки кредиторов не превысили 2,25 млн. рублей, то применяются ст. 14.12 и 14.13 КоАП. В этом случае максимальный штраф для должностных лиц составляет 50 тыс. рублей, а срок дисквалификации – 3 года. Если же «порог» превышен, то по ст. 195 — 197 УК РФ штраф может достигнуть 500 тыс. рублей, а срок лишения свободы – 6 лет. Административные и уголовные санкции являются персональными. Поэтому их применение не зависит от того, существует ли компания на момент привлечения контролирующего должника лицо к ответственности, или уже ликвидирована.

В завершение рассматриваемой темы еще раз отметим, что на практике, ликвидировать юридическое лицо гораздо сложнее, чем открыть его. В процессе закрытия могут, как обостриться старые проблемы, так и возникнуть новые, например, связанные с налоговой проверкой. И помните, что формальное закрытие компании не освобождает собственника и директора от ответственности, особенно, если это один и тот же человек.

В отдельных случаях претензии и уголовная ответственность могут быть предъявлены в течение десяти лет после допущенного нарушения, вне зависимости от даты ликвидации юридического лица.

Исковое заявление
об обязании включения суммы задолженности
в промежуточный ликвидационный баланс должника

I. Между обществом с ограниченной ответственностью «ВСГ» (далее по тексту также – «подрядчик» и/или «истец») и обществом с ограниченной ответственностью «СКНВ» (далее по тексту также – «субподрядчик» и/или «ответчик № 2») был заключен договор субподряда № ___ от ___ 201__ года (далее по тексту также – «договор № 1», прилагается к настоящему исковому заявлению). В соответствии с указанным договором субподрядчик обязался по заданию подрядчика и в соответствии с договорной сметой выполнить работы по строительству фундамента для модульного сооружения … по адресу: г. Москва, ул. …, д. …

Также между истцом и ответчиком № 2 был заключен договор субподряда № ___ от 14 ___ 201___ года (далее по тексту также – «Договор № 2», прилагается к настоящему исковому заявлению). В соответствии с указанным договором субподрядчик обязался по заданию подрядчика и в соответствии с договорной сметой выполнить работы по строительству фундамента для модульного сооружения … по адресу: г. Москва, ул. …, д. …

II. В целях надлежащего исполнения договора № 1 и договора № 2 (далее по тексту вместе именуемые также – «договоры») Истцом были перечислены ООО «СКНВ»:

В силу ст. 1 ГК РФ юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

— из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

— вследствие неосновательного обогащения.

В соответствии со ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

В силу ст. 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком, и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанном обеими сторонами.

Как было указано выше, подрядчиком были произведены оплаты, не предусмотренные условиями договоров.

Следовательно, у ООО «СКНВ» отсутствуют правовые основания для удержания денежных средств в размере ____________ (___________) рублей ___________ копеек.

Поскольку работы в предусмотренные договорами сроки не выполнены, срок действия договоров закончился, документы, подтверждающие выполнение работ не представлены.

Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

В силу ст. 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

В соответствии с ч. 1 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Как разъяснено в пункте 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2000г. № 49 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении», в случае расторжения договора в одностороннем порядке в связи с ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств, заказчик по своему усмотрению имеет право требовать, как возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 ГК РФ), так и неосновательное обогащение.

Как указано в пункте 4 вышеназванного Информационного письма Президиума ВАС РФ, правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате ошибочно исполненного.

III. ООО «ВСГ», после многочисленных попыток досудебного урегулирования спора (устных переговоров и личных встреч, направлений досудебных претензий), было подано в Арбитражный суд города Москвы 2 (два) исковых заявления о признании договоров расторгнутыми и о взыскании денежных средств. С ___ 201____ года в производстве Арбитражного суда города Москвы находятся 2 (два) дела по исковым заявлениям ООО «ВСГ» к ООО «СКНВ» о признании договоров расторгнутыми и о взыскании денежных средств (2 определения Арбитражного суда г. Москвы о назначении судебного заседания прилагаются):

________________ рублей – сумма неосновательного обогащения;

________________ рублей – сумма процентов за пользование чужими денежными средствами;

________________ рублей – сумма взыскиваемой неустойки.

________________ рублей – сумма неосновательного обогащения;

________________ рублей – сумма процентов за пользование чужими денежными средствами;

________________ рублей – сумма взыскиваемой неустойки.

Таким образом, полная сумма неисполненных ООО «СКНВ» перед ООО «ВСГ» обязательств составляет _________ (___________) рублей ___ копеек.

IV. После получения досудебных претензий истца ответчиком № 2 были предприняты недобросовестные действия в виде добровольной ликвидации ООО «СКНВ», направленные исключительно на возможность уйти от ответственности и от возмещения, причинённого истцу ущерба (убытков), от возврата неосновательного обогащения. О добровольной ликвидации ООО «СКНВ» было опубликовано официальное сообщение №26 (486) от 02.07.2014 года (копия с официального сайта ИФНС России прилагается). В связи с опубликованием ответчиком № 2 сообщения о добровольной ликвидации Истцом были направлены в адрес 1) ответчика № 2, 2) единственного учредителя ООО «СКНВ», 3) ликвидатора (ликвидационной комиссии) – П.Ю.Н. (далее по тексту также – «ответчик № 1») и 4) МИФНС России № 46 по г. Москве нижеуказанные письменные документы, которые были получены данными лицами:

1. Требование в ООО «СКНВ» о включении указанных выше сумм задолженностей в промежуточный ликвидационный баланс и в ликвидационный баланс (копия прилагается).

2. Уведомление в ИФНС России № 46 по г. Москве о необходимости проверки включения ответчиком в промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс указанных выше сумм задолженностей, и в случае их отсутствия отказе в государственной регистрации (внесении записи в ЕГРЮЛ) ликвидации ООО «СКНВ» (копия прилагается).

3. Требование единственному учредителю ООО «СКНВ» (ООО «Т») о включении указанных выше сумм задолженностей в промежуточный ликвидационный баланс и в ликвидационный баланс (копия прилагается).

4. Требование ликвидатору (ликвидационной комиссии) ООО «СКНВ» — П.Ю.Н. (ответчик № 1) о включении указанных выше сумм задолженностей в промежуточный ликвидационный баланс и в ликвидационный баланс. В данном требовании также были указаны сведения о возложении на П.Ю.Н. обязанностей по возмещению убытков, причинённых истцу вследствие невключения П.Ю.Н. сумм задолженностей в промежуточный ликвидационный баланс и в ликвидационный баланс (копия прилагается).

5. Повторное требование в ООО «СКНВ» о включении указанных выше сумм задолженностей в промежуточный ликвидационный баланс и в ликвидационный баланс (копия прилагается).

6. Возражения в ИФНС России № 46 по г. Москве относительно включения данных в ЕГРЮЛ (внесения государственной регистрационной записи) о ликвидации ООО «СКНВ» (копия прилагается).

7. Повторное требование единственному учредителю ООО «СКНВ» (ООО «Т») о включении указанных выше сумм задолженностей в промежуточный ликвидационный баланс и в ликвидационный баланс (копия прилагается).

8. Повторное требование ликвидатору (ликвидационной комиссии) ООО «СКНВ» — П. Ю.Н. (ответчик № 1) о включении указанных выше сумм задолженностей в промежуточный ликвидационный баланс и в ликвидационный баланс. В данном требовании также были указаны сведения о возложении на П.Ю.Н. обязанностей по возмещению убытков, причинённых истцу вследствие невключения П.Ю.Н. сумм задолженностей в промежуточный ликвидационный баланс и в ликвидационный баланс (копия прилагается).

Документы, подтверждающие отправку вышеназванных документов, прилагаются к настоящему исковому заявлению.

Все вышеуказанные требования (полученные ответчиком № 2, единственным учредителем ООО «СКНВ» и ответчиком № 1) оставлены без внимания, мотивированных ответов не представлено. В связи с чем у истца имеются все основания полагать, что ответчиком № 1 и ответчиком № 2 предприняты меры, направленные на возможность уйти от ответственности по возмещению истцу убытков, что создаёт угрозу нарушения прав истца.

Таким образом, ответчик № 1 и ответчик № 2 явно уклоняются от выполнения законных требований Истца. Данные действия указанных лиц направлены на причинение вреда истцу, являются злоупотреблением правом.

Кроме того, Обществу с ограниченной ответственностью «ВСГ» на основании официальных данных ФНС России и официального сайта НП СРО «Объединение инженеров строителей», членом которого является ООО «СКНВ», стало известно о следующем:

1. По состоянию на 01.06.2014 года Общество с ограниченной ответственностью «СКНВ» имеет задолженность по уплате налогов, взыскиваемую судебными приставами на общую сумму свыше девяти миллионов рублей (копия сведения с официального сайта ФНС России прилагается).

2. В отношении Общества с ограниченной ответственностью «СКНВ» Некоммерческим партнерством Саморегулируемой организацией «Объединение инженеров строителей», членом которой является ООО «СКНВ», с 01.03.2014 г. по 01.04.2014 г. была проведена проверка о деятельности ответчика № 2, как члена Партнерства. По итогам проверки Партнерством было принято решение о неудовлетворительных результатах проверки. В дисциплинарный комитет направлен соответствующий акт для принятия решения о применении мер дисциплинарного воздействия по факту не предоставления ООО «СКНВ» документов в рамках плановой документарной проверки (копия с официального сайта Партнерства прилагается).

V. Согласно ч. 3 ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

В силу ч. 1 ст. 63 ГК РФ на ответчика № 1 (П. Ю.Н.) возложена обязанность принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица. После завершения расчетов с кредиторами составляется ликвидационный баланс (ч. 5 ст. 63 ГК РФ).

В соответствии с ч. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а само юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при ликвидации юридического лица в регистрирующий орган представляется, в частности, ликвидационный баланс.

По правилам ст. ст. 61 — 64 ГК РФ ликвидация ООО «СКНВ» по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности указанного юридического лица. При этом такое прекращение деятельности одного лица не должно ставить своей целью причинение вреда другому лицу (ст. ст. 1, 10 ГК РФ). Предусмотренная названными нормами процедура ликвидации юридического лица устанавливает:

— добросовестные действия ликвидационной комиссии (ликвидатора — П.Ю.Н.) по выявлению кредиторов ООО «СКНВ»;

— предоставление кредиторам возможности заявить свои требования;

— составление ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами.

Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.

Следовательно, не включение ликвидатором должника (П.Ю.Н.) в ликвидационный баланс сведений об имеющейся у ООО «СКНВ» задолженности свидетельствует о нарушении норм статей 61 — 64 ГК РФ, а также статей 21, 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В нарушение принципа добросовестности, провозглашенного в качестве основополагающего во взаимоотношениях между субъектами гражданско-правовых отношений, ООО «СКНВ» и ликвидатор ООО «СКНВ» (П.Ю.Н.), находясь в процедуре добровольной ликвидации и зная о неисполненных обязательствах перед ООО «ВСГ», допустили следующие злоупотребления правом:

— не уведомили ООО «ВСГ» в письменной форме о ликвидации ООО «СКНВ»;

— злостно уклоняются от получения кредиторских требований ООО «ВСГ», их рассмотрения и предоставления на них мотивированных ответов;

— не включили денежные требования ООО «ВСГ» в промежуточный ликвидационный баланс;

— представили в налоговый орган недостоверные сведения в отношении кредиторской задолженности ликвидируемого ООО «СКНВ».

Порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным, если ликвидатору (ответчику № 1) было известно о неисполненных обязательствах перед истцом, однако ликвидационные балансы составлены им без учета этих обязательств и расчеты по ним не произведены.

Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В целях пресечения незаконных действий ответчиков, выраженных во внесении в ликвидационные (промежуточный ликвидационный и ликвидационный) балансы явно недостоверных сведений, в частности балансов, составленных без учета обязательств ООО «СКНВ» перед ООО «ВСГ», о наличии которых было доподлинно известно ответчикам, и которые не по вине истца не были отражены в ликвидационных балансах и пресечения утраты истцом возможности получения дебиторской задолженности от ликвидируемого юридического лица, а также сохранения существующего состояния отношений между истцом и ответчиком, руководствуясь ст. ст. 2, 4, 125, 126 АПК РФ

ПРОШУ СУД:

1.3) Взыскать с ООО «СКНВ» в пользу ООО «ВСГ» сумму оплаченной государственной пошлины за рассмотрение искового заявления в Арбитражном суде г. Москвы в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей 00 копеек.

Списание кредиторской задолженности при ликвидации кредитора

Порядок списания задолженности при ликвидации кредитора

Когда списывать кредиторскую задолженность по ликвидированному контрагенту?

Что делать, если кредитор — иностранная организация?

Бухгалтерские проводки списания задолженности при ликвидации кредитора

Итоги

Порядок списания задолженности при ликвидации кредитора

По общему правилу компания вправе списать кредиторскую задолженность (далее — КЗ) по прошествии установленного законом срока давности в 3 года (ст. 195, 196 ГК РФ).

Кроме того, существуют и другие события, с наступлением которых законодатель связывает возникновение у должника возможности списать КЗ. Одним из них, согласно гражданскому законодательству РФ, является ликвидация контрагента (ст. 419 ГК РФ). При этом моментом прекращения существования компании считается дата исключения организации из ЕГРЮЛ (п. 9 ст. 63 ГК РФ).

Аналогичные по смыслу нормы содержит налоговое законодательство, в соответствии с которым организация должна включить КЗ в состав налогооблагаемых доходов не только по причине того, что истек срок давности, но и в связи с другими обстоятельствами (п. 18 ст. 250 НК РФ). К таким обстоятельствам, как отмечает Минфин, относится ликвидация компании (письмо от 25.03.2013 № 03-03-06/1/9152).

Поэтому если кредитор прекратил свою деятельность, то долг организации перед ним необходимо списать, т.е. включить в состав доходов.

Порядок списания КЗ при ликвидации кредитора аналогичен общеустановленному для других оснований. Первым действием организации должно стать проведение инвентаризации расчетов с целью выявления актуальных размеров КЗ, подлежащей списанию. На следующем этапе нужно оформить бухгалтерскую справку, объясняющую причины возникновения и списания такой КЗ. И завершит процедуру подготовленный руководителем соответствующий приказ.

Единственным отличием здесь станет приложение ко всем оформленным при списании документам того, который подтвердит факт ликвидации.

Подробнее о порядке списания, а также о том, как его документально оформить, см. в материале «Списание кредиторской задолженности с истекшим сроком давности».

Когда списывать кредиторскую задолженность по ликвидированному контрагенту?

Ликвидация кредитора — обстоятельство, не зависящее от воли организации-должника. Более того, на практике часто случается так, что должник узнает, что компания, которой он должен определенную сумму, прекратила свою деятельность, только по прошествии какого-то времени, нередко — в следующем налоговом (отчетном) периоде.

Проверить кредитора можно, в частности, на сайте налоговой. Об этом подробнее см. в статье «Проверка контрагента на сайте налоговой (нюансы)».

Налоговым законодательством установлено, что КЗ при ликвидации контрагента следует учесть в составе налогооблагаемых доходов (внереализационных). Однако в НК РФ ничего не говорится о том, когда именно нужно это сделать: в момент, когда кредитор фактически прекратил свое существование (в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись), либо в момент, когда по такой КЗ истек срок давности.

Единственно верного ответа здесь нет.

Контролирующие органы считают, что списывать КЗ нужно строго в том периоде, в котором в ЕГРЮЛ была внесена запись о ликвидации компании-кредитора (письмо Минфина РФ от 11.09.2015 № 03-03-06/2/52381). С ними согласны и многие суды (см., к примеру, постановления Арбитражного суда Центрального округа от 18.06.2015 № Ф10-1759/2015 по делу № А62-3452/2014; Уральского округа от 30.03.2015 № Ф09-1265/15 по делу № А50-8856/2014).

При этом, поскольку списанию КЗ должно предшествовать выявление масштабов задолженности, некоторые компании отражают такую КЗ в доходах только после проведения инвентаризации, что зачастую бывает в следующем налоговом периоде. Суды с таким подходом не соглашаются и отмечают, что в данном случае необходимо подавать уточненные налоговые декларации за период, когда ликвидация контрагента фактически произошла и в ЕГРЮЛ были внесены изменения (постановления ФАС Московского округа от 03.04.2014 № Ф05-1769/2014 по делу № А40-17207/13, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.08.2014 № Ф07-6210/2014 по делу № А56-63712/2013).

Вместе с тем существуют примеры судебной практики, когда арбитры позволили списать КЗ не в периоде, когда кредитор прекратил существование, а в периоде истечения срока исковой давности.

Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 02.07.2013 по делу № А65-23563/2012 суд исходил из того, что ликвидация контрагента автоматически не означает для компании-должника истечения срока давности по соответствующей КЗ. А в НК РФ нет нормы, обязывающей должника списать КЗ перед кредитором, прекратившим свое существование, до окончания трехлетнего срока давности.

В другом случае (постановление ФАС Московского округа от 14.06.2011 № КА-А40/5419-11 по делу № А40-96062/10-114-481) суд указал, что списать можно только безнадежную к взысканию КЗ. А ликвидация контрагента не является основанием, чтобы считать КЗ безнадежной.

Ориентируясь на более поздние разъяснения контролеров, а также судебную практику, целесообразнее списать КЗ в периоде, в котором в ЕГРЮЛ была внесена запись о прекращении существования кредитора. Иной подход для организации сопряжен с высокими рисками налоговых доначислений.

Что делать, если кредитор — иностранная организация?

Если кредитор — российская организация, то узнать о ее ликвидации большого труда не составляет: достаточно обратиться к ЕГРЮЛ. Но как быть, если денежные средства компании предоставила иностранная организация, не зарегистрированная в Российской Федерации. В случае ее ликвидации компания-должник может об этом и не подозревать.

Если у российского предприятия — должника появились сомнения в жизнеспособности кредитора — иностранного юридического лица, целесообразно его проверить. Ведь если такой контрагент был ликвидирован, у российского должника возникнет обязанность включить КЗ в состав доходов на дату завершения ликвидации.

Проверить иностранного кредитора можно 2 способами:

  • подать официальный письменный запрос в соответствующие (регистрационные) органы страны — постоянного места пребывания контрагента;
  • попытаться найти актуальные базы юридических лиц (аналога ЕГРЮЛ) по стране, в которой он был зарегистрирован.

Если выяснится, что контрагент-иностранец был ликвидирован, то КЗ нужно списать в соответствии с порядком, описанным выше.

При этом если российская организация — должник узнала о прекращении существования такого кредитора позднее, в другом налоговом периоде, то, чтобы не возникало рисков потенциального доначисления налогов, следует подать уточненную декларацию за период, когда фактически имела место ликвидация, и доплатить налог (плюс пени за просрочку его уплаты).

Бухгалтерские проводки списания задолженности при ликвидации кредитора

Если для списания просроченной КЗ прошлых лет существует около 10 возможных бухгалтерских проводок (в зависимости от того, кем именно был контрагент), то в случае с ликвидацией все проще: списать по данному основанию можно только КЗ по расчетам с поставщиками (подрядчиками), заказчиками, а также с иными кредиторами — юридическими лицами. Следовательно, для данной операции используются счета 60, 62, а также 76.

В связи с этим типовую проводку списания КЗ в связи с ликвидацией кредитора можно представить в следующем виде:

Дт (60, 62, 76) Кт 91-1.

Подробнее о том, какими проводками в различных случаях оформляется списание КЗ, см. в материале «Списание кредиторской задолженности — проводки и сроки».

А о том, как быть с НДС при списании КЗ, см. в статье «НДС при списании кредиторской задолженности: проблемные ситуации».

Итоги

Списать КЗ и включить ее в налогооблагаемые доходы при ликвидации кредитора организация-должник обязана в общеустановленном порядке (проведение инвентаризации, составление бухгалтерской справки, издание приказа о списании КЗ). Сделать это необходимо в том периоде, в котором контрагент фактически прекратил существование и был исключен из ЕГРЮЛ. Если же организация поздно узнала о его ликвидации (например, если кредитор — иностранец), лучше подать уточненку, чтобы избежать налоговых споров с проверяющими. Особенностей для отражения такой КЗ в бухгалтерском учете не имеется.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *