Требования к судебному приставу

Содержание

Статья 17.14 КоАП РФ. Нарушение законодательства об исполнительном производстве

Новая редакция Ст. 17.14 КоАП РФ

1. Нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства, за исключением нарушения, предусмотренного статьей 17.17 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

2. Неисполнение банком или иной кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника —

влечет наложение административного штрафа на банк или иную кредитную организацию в размере половины от денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более одного миллиона рублей.

2.1. Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований о списании с лицевого счета или счета депо должника и зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг при наличии ценных бумаг на соответствующем счете должника эмитентом, самостоятельно осуществляющим деятельность по ведению реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг, профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим учет прав на эмиссионные ценные бумаги, принадлежащие должнику, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере одной трети стоимости эмиссионных ценных бумаг, подлежащих взысканию, но не более одной второй стоимости таких ценных бумаг.

3. Нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Комментарий к Статье 17.14 КоАП РФ

В Федеральном законе от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» закреплены условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

Принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов и службы судебных приставов субъектов Российской Федерации.

Службу судебных приставов возглавляет главный судебный пристав Российской Федерации.

Службы судебных приставов в субъектах Российской Федерации возглавляют главные судебные приставы субъектов Российской Федерации.

Требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории России. Помните, что в случае невыполнения требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные законом. А сопротивление судебному приставу-исполнителю при осуществлении им функций влечет ответственность, предусмотренную российским законодательством.

Напомним, что исполнительными документами являются:

1) исполнительные листы, выдаваемые судами на основании:

принимаемых ими судебных актов;

решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов;

решений иностранных судов и арбитражей;

решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека;

2) судебные приказы;

3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;

4) удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений;

5) оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов;

6) постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

7) постановления судебного пристава-исполнителя;

8) постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для взыскания является его дубликат, выдаваемый судом или другим органом, вынесшим соответствующий акт.

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. Указанное Постановление устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в нем требований, который не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня после дня его вынесения направляется взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ.

В целях обеспечения исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест, о чем указывается в этом постановлении.

У сторон есть 10 дней на обжалование постановления о возбуждении исполнительного производства.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 119-ФЗ исполнительный документ о взыскании денежных средств может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, но при условии, что взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств. Если у него такой информации нет, то исполнительный документ направляется непосредственно судебному приставу-исполнителю.

Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств либо делают отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения заявленных требований.

За «неповиновение» банк или кредитная организация будут наказаны. С 1 января 2008 года им грозит наложение административного штрафа в размере половины от денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более одного миллиона рублей.

Напомним порядок обращения взыскания на денежные средства и иное имущество должника. Так, в соответствии со статьей 46 Федерального закона N 119-ФЗ обращение взыскания на имущество должника состоит из его ареста (описи), изъятия и принудительной реализации. Взыскание по исполнительным документам обращается в первую очередь на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся в банках и иных кредитных организациях. Наличные денежные средства, обнаруженные у должника, изымаются. При наличии сведений об имеющихся у должника денежных средствах и иных ценностях, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, на них налагается арест.

Если сведений о наличии или об отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях не имеется, судебный пристав-исполнитель запрашивает указанные сведения у налоговых органов. Налоговые органы обязаны в трехдневный срок представить судебному приставу-исполнителю необходимую информацию. Такая же информация может быть представлена взыскателю по его заявлению при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности.

При отсутствии у должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, взыскание обращается на иное принадлежащее должнику имущество, за исключением имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание.

Должник вправе указать те виды имущества или предметы, на которые следует обратить взыскание в первую очередь. Окончательно очередность обращения взыскания на денежные средства и иное имущество должника определяется судебным приставом-исполнителем.

Взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства и иные ценности, находящиеся в наличности либо на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, обращается в том размере и объеме, которые необходимы для исполнения исполнительного документа с учетом взыскания исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.

В случае когда должник имеет имущество, принадлежащее ему на праве общей собственности, взыскание обращается на его долю, определяемую в соответствии с федеральным законом.

Обращаем ваше внимание, что с 1 февраля 2008 года вступает в силу новый Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Daewoo Matiz |R14|+|R15| ›
Бортжурнал ›
Законные требования сотрудника полиции

Итак что ж такое ЗАКОННОЕ требования сотрудника полиции: а это… вот оно ЧО…

Статья 13. Права полиции
1. Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей имеет право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих осуществлению законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, общественных объединений;

2) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении, а равно если имеются достаточные основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или на осуществление определенной деятельности, контроль за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также проверять иные документы;

3) вызывать в полицию граждан и должностных лиц в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, получать по таким делам от граждан и должностных лиц, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения; подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову; приглашать в полицию граждан и должностных лиц в целях получения от них сведений, необходимых для рассмотрения материалов, находящихся в полиции, и принятия по ним решений;

4) запрашивать и получать на безвозмездной основе от государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (копии документов), иную необходимую информацию, а также персональные данные лиц, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации и персональных данных; при осуществлении функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; запрашивать и получать от лечебно-профилактических и медицинских учреждений сведения о лицах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о лицах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;

5) беспрепятственно знакомиться в организациях с необходимыми материалами, документами, статистическими данными и иными сведениями, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации;

6) патрулировать общественные места, выставлять при необходимости посты, контрольные и контрольно-пропускные пункты, заслоны, стационарные посты и использовать другие формы охраны общественного порядка;

7) удалять граждан с места совершения преступления, административного правонарушения, иного происшествия либо обязать их оставаться там на период проведения следственных действий или оперативно-разыскных мероприятий; обязать любое лицо покинуть определенное место или удалить его принудительно, если поведение указанного лица свидетельствует о том, что оно может причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб объектам собственности либо представляет реальную угрозу общественному порядку и безопасности граждан; обращаться к группам людей, находящимся в общественных местах, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление людей создает угрозу жизни и здоровью граждан, объектам собственности, нарушает нормальную работу организаций, порядок движения транспорта и пешеходов;

8) составлять протоколы об административных правонарушениях, применять предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и административные наказания;

9) производить в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, следственные и иные процессуальные действия, применять меры принуждения;

10) проводить гласно и негласно оперативно-разыскные мероприятия, осуществлять при решении задач оперативно-разыскной деятельности иные предусмотренные федеральным законом действия;

11) требовать от организаций при наличии признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности этих организаций либо проводить их самостоятельно в сроки и по основаниям, которые установлены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

12) производить в соответствии с федеральным законом изъятие документов, материалов, сообщений и предметов;

13) вносить в соответствии с федеральным законом соответствующим должностным лицам, в соответствующие общественные объединения и организации представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений, административных правонарушений либо иных нарушений федерального закона;

14) применять на срок, не превышающий одного часа, ограничение свободы передвижения граждан на улицах и в других общественных местах для проверки документов, удостоверяющих личность, получения объяснений на месте, решения вопроса о возможности и необходимости применения к гражданам предусмотренных законодательством Российской Федерации мер принуждения, а также для реализации других прав, предоставленных полиции федеральным законом;

15) доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в помещение органа местного самоуправления, в иное служебное помещение в целях: решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывающийся от органов дознания, следствия и суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как без вести пропавший; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, установленных федеральным законом, с составлением протокола в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона;

16) доставлять граждан, находящихся в общественных местах в тяжелой степени опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в лечебно-профилактические и медицинские учреждения; доставлять по письменному заявлению граждан в лечебно-профилактические и медицинские учреждения либо в служебное помещение территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел находящихся совместно с ними в жилище лиц в состоянии опьянения, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц свидетельствует о том, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб объектам собственности; направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие лечебно-профилактические и медицинские учреждения граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта совершения административного правонарушения либо преступления, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, для расследования по уголовному делу, а также проводить освидетельствование указанных лиц на состояние алкогольного опьянения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

17) доставлять в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей или в социально-реабилитационные центры федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо в служебное помещение территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел несовершеннолетних лиц, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных на основаниях и в порядке, установленных Федеральным законом от 24 июня 1999года №120-ФЗ «Обосновах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

18) задерживать и содержать под охраной в специально отведенных для этого помещениях граждан, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона;

19) производить в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также их транспортных средств при наличии достаточных данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на воздушном, водном и железнодорожном транспорте либо производить такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами;

20) изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения, и в зависимости от решения вопроса об ответственности возвращать эти вещи владельцу, уничтожать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо передавать по назначению в установленном порядке;

21) осуществлять в местах массового пребывания людей, при необходимости, в целях обеспечения общественного порядка и безопасности граждан совместно с организаторами спортивных, зрелищных и иных мероприятий досмотр граждан, досмотр их вещей при проходе на территорию сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, применяя в необходимых случаях технические средства, а при отказе гражданина подвергнуться досмотру не допускать его на территорию, где проводится соответствующее мероприятие;

22) производить регистрацию, фотографирование, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом;

23) останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять его организацию на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения, а также на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии; выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);

24) ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения; задерживать транспортные средства и лиц, подлежащих в соответствии с федеральным законом отстранению от управления транспортными средствами, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, транспортных средств, владельцами которых не выполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности, а также транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах, в том числе в случаях, предусмотренных федеральным законом, — со снятием государственных регистрационных знаков, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения; при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений;

25) выдавать и продлевать разрешения (лицензии), действующие в сфере оборота оружия, отказывать в выдаче таких разрешений (лицензий) или аннулировать их при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом; проводить проверки мест производства, хранения, продажи, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, а также проверки объектов, где они обращаются, мест утилизации боеприпасов; давать обязательные предписания гражданам и должностным лицам об устранении нарушений установленных правил, изымать указанные предметы, запрещать деятельность соответствующих объектов и применять иные меры, предусмотренные Федеральным законом от13декабря 1996года
№150-ФЗ «Об оружии»; участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в проведении проверок мест производства, хранения, использования и распространения взрывчатых материалов промышленного назначения и пиротехнических изделий IV и V класса;

26) устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах, необходимых для принятия решения о выдаче лицензий на осуществление частной детективной (сыскной) и охранной деятельности, в том числе путем проведения собеседования с гражданином, претендующим на получение лицензии, а также путем направления запросов в соответствующие правоохранительные, лицензирующие, контролирующие и надзорные органы; выдавать, продлевать и переоформлять лицензии на осуществление частной детективной (сыскной) и охранной деятельности либо отказывать в выдаче лицензии при наличии оснований, установленных федеральным законом; при выявлении нарушений принимать меры по аннулированию выданных лицензий и иные меры, предусмотренные федеральным законом; продлевать срок действия, принимать решение о приостановлении срока действия или об аннулировании удостоверения (дубликата удостоверения) частного охранника;

27) беспрепятственно входить в помещения, занимаемые частными детективами и частными охранными организациями, а также в помещения образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации частных детективов и работников частных охранных организаций; осматривать места хранения специальных средств и огнестрельного оружия; проверять соответствие охраны, осуществляемой частными охранными организациями, установленным правилам и проверять ее организацию; получать письменную и устную информацию о частных детективах, частных охранных организациях, частных охранниках и об образовательных учреждениях, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации частных детективов и работников частных охранных организаций; проверять частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям, связанным с применением огнестрельного оружия и специальных средств; давать обязательные к исполнению предписания об устранении выявленных нарушений правил частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

28) требовать от граждан, работающих на охраняемых объектах (территориях), и от других граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов; производить досмотр транспортных средств при въезде на охраняемые объекты (территории) и выезде с охраняемых объектов (территорий); проверять условия хранения имущества на охраняемых объектах (территориях); обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации при осуществлении охраны объектов с помощью технических средств охраны, подключенных к пультам централизованного наблюдения; при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах (территориях) угрозу безопасности граждан, и условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению указанных нарушений и ликвидации указанных условий; беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов (на охраняемые территории), осматривать их при преследовании лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты (территории), и при задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений; использовать для обнаружения и изъятия незаконно вносимого (выносимого), ввозимого (вывозимого) имущества и для фиксирования противоправных действий технические средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде;

29) давать в ходе инспектирования подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных недостатков в технической укрепленности объектов и по обеспечению сохранности государственной и муниципальной собственности;

30) участвовать совместно со службой авиационной безопасности в предполетном и послеполетном досмотре членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты; принимать совместно со службой авиационной безопасности меры по пресечению массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка, по разблокированию взлетно-посадочных полос и других объектов жизнеобеспечения гражданской авиации; осуществлять сопровождение воздушного судна во время полета при наличии информации о возможности нарушения на нем требований авиационной безопасности; по ходатайству должностных лиц проводить проверку лиц, поступающих на работу в службу авиационной безопасности, для установления возможности их допуска к осуществлению
деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни и здоровья граждан, а также для окружающей среды;

31) участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов Российской Федерации;

32) получать в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения, составляющие налоговую тайну;

33) применять в порядке и на условиях, определенных федеральным законом, меры безопасности для обеспечения защиты жизни, здоровья и имущества судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства;

34) беспрепятственно входить (проникать) в случаях и порядке, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона, в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территории, земельные участки и в помещения, занимаемые общественными объединениями и организациями;

35) производить в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона оцепление (блокирование) участков местности;

36) применять в период проведения контртеррористической операции, во время действия режима чрезвычайного положения или режима военного положения предусмотренные федеральным законом меры и временные ограничения;

37) получать, учитывать, хранить, классифицировать, использовать, передавать, уничтожать и выдавать в соответствии с законодательством Российской Федерации дактилоскопическую информацию; получать, учитывать геномную информацию и проводить геномную регистрацию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

38) использовать для документирования своей деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам полиции; формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, разыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные лиц, если федеральным законом не предусмотрено иное;

39) привлекать граждан с их согласия к внештатному сотрудничеству; устанавливать негласное сотрудничество с лицами, изъявившими желание конфиденциальным образом оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе; объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам и организациям; поощрять граждан, оказавших помощь полиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей; привлекать для консультаций в установленном порядке специалистов государственных органов, органов местного самоуправления и организаций с сохранением за ними заработной платы по месту основной работы;

40) использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации для установления обстоятельств совершения преступлений, лиц, их совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия и суда, и лиц, без вести пропавших;

41) пользоваться беспрепятственно, на безвозмездной основе в служебных целях средствами связи, принадлежащими организациям и гражданам;

42) использовать в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, транспортные средства организаций и граждан, кроме транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, международным организациям, и транспортных средств специального назначения, для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебно-профилактические и медицинские учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в полицию, а также для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств и проезда к месту происшествия или для сбора личного состава полиции по тревоге в случаях, не терпящих отлагательства, с отстранением при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами.

2. Полиция реализует иные права, предоставленные ей федеральным законом.

3. Порядок реализации прав, предоставленных полиции, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

написано на основании… вот этого документа:

Статья 17.14. КоАП РФ. Нарушение законодательства об исполнительном производстве

1. Настоящая статья предусматривает административную ответственность за правонарушения, которые посягают на институты государственной власти. Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определяются условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

В соответствии со ст. 48 указанного выше Закона сторонами исполнительного производства являются взыскатель и должник. Должником, исходя из п. 4 ст. 49 Закона, может быть гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от их совершения.

Стороны при совершении исполнительных действий обладают определенными правами, а также несут обязанности: исполнять требования законодательства РФ об исполнительном производстве.

2. Обязанности по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», возлагаются на судебных приставов-исполнителей, деятельность которых регулируется указанным выше Законом.

В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов судебный пристав-исполнитель имеет право получать необходимую информацию, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов; давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий; входить в помещение и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также ряд других полномочий.

Требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок.

3. Взыскание по исполнительным документам обращается в первую очередь на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся в банках и иных кредитных организациях.

Налоговые органы обязаны в трехдневный срок представить судебному приставу-исполнителю необходимую информацию.

4. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность в виде штрафа, который налагается на банк или иную кредитную организацию, не выполняющих содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника.

Лица, которые не являются должниками, но в силу своих служебных обязанностей должны выполнять законные требования судебного пристава-исполнителя, получать конфискованное имущество, предоставлять достоверные сведения об имущественном положении должника, бережно относиться к исполнительному документу, своевременно отправлять его, могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 3 комментируемой статьи в случаях нарушения перечисленных выше обязанностей.

5. С объективной стороны рассматриваемые правонарушения могут выражаться как в действиях, так и в бездействии, которые влекут нарушение законодательства об исполнительном производстве.

6. В соответствии с ч. 2 ст. 73.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя лицо, осуществляющее учет прав должника на эмиссионные ценные бумаги, исполняет требования исполнительного документа о списании с лицевого счета или со счета депо должника и зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг либо делает отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника эмиссионных ценных бумаг, достаточных для удовлетворения требований взыскателя. Исключения из указанного общего правила и особенности его применения предусмотрены также в ст. 73.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Административная ответственность за неисполнение указанных требований предусмотрена в ч. 2.1 комментируемой статьи.

Объективной стороной административного правонарушения по ч. 2.1 является неисполнение в трехдневный срок, если иной срок не установлен ст. 73.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве», требований исполнительного документа о списании с лицевого счета или со счета депо должника и зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг при их наличии на соответствующем счете должника.

7. Субъектами ответственности по ч. 1 данной статьи являются граждане, должностные лица, юридические лица; по ч. 2 — банки или кредитные организации; по ч. 2.1 — юридические лица, указанные в диспозиции данной части. В ч. 3 данной статьи конкретно обозначены в качестве субъектов ответственности банк или иная кредитная организация, которые не исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника.

8. Субъектами административной ответственности по ч. 2.1 комментируемой статьи являются юридические лица — эмитенты ценных бумаг и профессиональные участники рынка ценных бумаг.

9. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется умыслом или неосторожностью, например, когда речь идет об утрате исполнительного документа.

10. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 и 3 данной статьи, рассматриваются должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функции по принудительному исполнению исполнительных документов (ст. 23.68). Таким органом ныне является Федеральная служба судебных приставов. Рассматривать эти дела от имени указанного органа вправе судебные приставы-исполнители. В случае совершения этих правонарушений протокол об административном правонарушении не составляется (ст. 28.6).

Приставы вручили письменное требование, что делать?

Иван Александрович 20.11.17

Приветствую уважаемы читатели нашего блога. Немного поразмышлял на досуге. Решил, что важно будет знать сторонам исполнительного производства о требованиях судебного пристава. Под сторонами такого производства я подразумеваю должника и взыскателя. Вообще пристав наделен достаточно серьезными и широкими полномочиями по взысканию долга и исполнению решений неимущественного характера (например снос зданий, приостановление деятельности организации).

Давайте немного освежим память. Я напомню вам, что такое исполнительное производство и роль сторон и пристава в нем. Пристав это должностное лицо, задачей которого является правильное и полное исполнение судебных актов. К ним можно отнести решения судов общей юрисдикции, мировых и арбитражных судов. Сторонами исполнительного производства являются должник и взыскатель. Все придельно понятно. На данной стадии они имеют такое название. На стадии судебного разбирательства — истец и ответчик.

Законные требования пристава — как инструмент исполнения исполнительного документа

Для достижения целей стоящих перед сотрудником ФССП применяются определенные инструменты. Напомню, что меры принудительного исполнения пристав может совершать после истечения сроков для добровольного исполнения. Отведенное время — 5 дней. Неисполнение требования данного документа в данный срок влечет вынесение исполнительского сбора. Как отменить такой сбор я рассказывал в этой статье.

После, должника ожидают аресты денежных средств, и имущества (как описывают имущество я рассказывал в данной статье), удержание из заработной платы и пенсии, арест дебиторской задолженности, ограничивать выезд за границу (как отменить ограничение на выезд? ). В общем пристав в исполнительном производстве царь и бог, самостоятельное должностное лицо, никто не вправе указывать приставу что делать, главное чтобы это было законно. Стоит ответить, что некоторые постановления утверждаются старшим судебным приставом. Ближе к делу.

Требование судебного пристава должно быть законным и соразмерным

Одним из инструментов, которые стоят на «вооружении у приставов» — законные требования сотрудника ФССП. Также как и остальные исполнительные действия признаны помочь приставу исполнить решение суда. С большой настороженностью нужно относиться именно должникам к такому исполнительному действию как вручение требования.

В 90% случаев именно к должникам пристав направляет требование. Пристав может направлять требование взыскателю и третьим лицам, не являющихся стороной исполнительного производства. Главное, чтобы оно было законно.

Однажды к нам в офис пришел клиент с испуганным взглядом и сказал, что пристав намеревается оштрафовать его за неисполнение требований. Естественно, мы не бросили клиента в беде и помогли справиться с проблемой. Требование нам исполнять не пришлось, была написана жалоба и должностное лицо в погонах быстро забыло про требование.

Наверное не секрет, что в Федеральной службе судебных приставов работают в основной массе молодые специалисты, недавно закончившие высшее учебное заведение, а то и не совсем высшее. Поэтому профессионализма от таких сотрудников ждать не приходится. Руководство тоже профессионалами не назвать, может быть сказывается большой объем работы и количество производств, находящихся в исполнении.

Мне приходилось оспаривать незаконные требования судебных приставов. Был в нашей практике случай, когда должнику было вручено требование с формулировкой «предоставить доступ в помещение». Требование было не законно, поскольку должник не являлся собственником этого помещения, а лишь проживал в нем. Вопрос допуска в жилое помещение может разрешить никто иной, как собственник. Поэтому у должника отсутствовала законная возможность исполнить требование.

Требование не должно нарушать принципы закрепленные в законе, в частности соотношение мер принудительного исполнения и объема требований взыскателя. Так представим. У Вас задолженность всего в 40-50 тыс. руб. и пристав выставляет требование предоставить автомобиль для ареста. Стоимость автомобиля по рыночным ценам 400 тысяч рублей. Действия должностного лица бессмысленны и никак не соразмерны сумме долга. Незаконные требования исполнять не нужно. В требовании указывается время и дата, к которой оно должно быть исполнено, адрес (вплоть до кабинета должностного лица). Обычно сотрудник ФССП сразу в первичном документе уведомляют о рассмотрении дела об административном правонарушении на случай неисполнения.

Форма только письменная, слово к делу не пришить!

Требование о предоставлении документов, имущества или о выполнении иных действий вручается должнику в письменном виде. Есть даже поговорка на этот счет: «Слова к делу не пришьешь». Пристав не вручил Вам требование под расписку? Значит и не было его вовсе.

Оно должно быть понятным и в дальнейшем выполнимым. Если требуют предоставить автомобиль, то он должен быть детально идентифицирован. Если осуществить платеж, то должны быть прописаны реквизиты. Немаловажно — оно должно быть вручено непосредственно должнику и желательно под роспись. Ни родственника, ни начальнику, ни соседу, а должнику. С извещением о вызове к приставу таких жестких требований нет.

Что делать, если пристав вручил требование?

Постарайтесь не паниковать, внимательно изучите требование на предмет его законности. Тонкая грань между законным и незаконным требованием. Обычный рядовой человек не обладая специальными юридическими познаниями с трудом квалифицирует их. Старайтесь придерживаться вышеуказанных рекомендаций и проблем быть не должно. Вы решили? Требование законно? Исполняйте — это самый лучший вариант, поможет сохранить время и деньги. А почему деньги спросите Вы? Об этом чуть позже! Вы посчитали требование незаконно? Отлично, тогда самое время действовать.

  • Первый и самый простой вариант — написать жалобу по подчиненности вышестоящему должностному лицу, возможно Ваши доводы примут во внимание и будет признано требование незаконным. Главное не пропустить сроки, они не такие большие. Законодатель их ограничил 10 сутками с момента вынесения приставом спорного документа. Но есть оговорка или тогда, когда стало известно о нарушении прав. Пропуск сроков по неуважительной причине равен отказу в удовлетворении жалобы.
  • Жалоба в прокуратуру — сроки не ограничены, можно написать жалобу на любой стадии исполнительного производства. Если нарушения закона были выявлены, то будут приняты меры прокурорского реагирования. Это позволит избежать выполнения незаконного постановления.
  • И последний вариант, оспорить действия пристава в суде. На мой взгляд самый продуктивный способ. Только суд может обеспечить беспристрастное и всестороннее разбирательство, в отличие от вышестоящего руководства должностного лица. Из минусов — посещать судебные заседания и потратить время.

Решать в любом случае нужно исходя из конкретных обстоятельств дела, наличия свободного времени и желания добиться результата. Профессиональные юристы в большей степени выбирают последний способ.

Неисполнение требований судебного пристава: последствия.

Все просто, не исполнил требование, получил наказание. Пристав является должностным лицом и вправе привлекать стороны к административной ответственности. На практике приставы редко привлекают должников к административной ответственности. Некоторые из них, даже не знают как это делается. Но все же, уповать на это не стоит.

Ответственность за невыполнение законного требования судебного пристава предусмотрена статьей 17.14 КоАП РФ. Штраф для физических лиц от 1000 до 2500 рублей. Наказание вынесенное по незаконному требованию можно отменить в судебном порядке. Должностное лицо обязано составить протокол об административном правонарушении, на основании протокола выносится постановление, в нем указывается наказание.

Я проанализировал судебную практику по вопросу отмены постановления о привлечении должника к административной ответственности. Зачастую приставы выносят требование, вручают его должнику. Однако забывают уведомлять лицо, о дате и времени составления протокола об административном правонарушении. В законе четко сказано, что лицо вправе присутствовать при составлении протокола. Таким образом, права виновного лица нарушаются, что в дальнейшем может повлечь отмену наказания. Кстати не существует конкретных сроков, пристав имеет права устанавливать произвольные сроки выполнения.

Пару слов в завершение.

Юридическая компания «Вертум» бесплатно предоставляет юридические консультации. Юристы нашей компании имеют опыт работы в различных отраслях права. Мы готовы помочь на любой стадии процесса. Остались вопросы? Вы можете задать их через форму обратной связи или оставить комментарий к статье.

Прикрепленные документы
Иван Александрович

Автор статьи Понравилась статья? Расскажите о ней другим

Подпишитесь на нашу рассылку!

Один раз в неделю только полезные юридические статьи и никакого спама.

Бесплатная консультация юриста

Не откладывайте решение своей проблемы на потом — позвоните нам прямо сейчас:
+7(351)215-97-00 Задать вопросЗадайте вопрос онлайн или напишите в соцсетях

Статья 6. Обязательность требований судебного пристава-исполнителя

Комментарий к статье 6

1. В ходе принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель имеет право требовать от всех органов, организаций, должностных лиц и граждан совершения отдельных действий, необходимых для эффективного исполнения судебных и иных актов.

Согласно ст. 14 Закона о судебных приставах требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. При этом информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 мая 2003 г. N 8-П п. 2 ст. 14 Закона о судебных приставах 1997 г. признан не противоречащим Конституции РФ в его нормативном единстве с положениями п. 2 ст. 12 названного Федерального закона в той мере, в какой ими предусматривается право судебного пристава-исполнителя в связи с исполнением постановления суда запрашивать и получать в банках, иных кредитных организациях необходимые сведения о вкладах физических лиц в том размере, который требуется для исполнения исполнительного документа, и в пределах, определяемых постановлением суда.

СЗ РФ. 2003. N 21. Ст. 2058.

Невыполнение требований судебного пристава-исполнителя влечет применение последним мер ответственности, предусмотренных Законом об исполнительном производстве и иными федеральными законами.

2. Неправомерная деятельность участников исполнительного производства может повлечь применение мер ответственности личного, имущественного, организационного характера.

В самом общем виде меры ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве могут быть разделены на материально-правовые и процессуально-правовые.

Меры ответственности материально-правового характера предусмотрены нормами гражданского, трудового, уголовного, административного права, некоторых других отраслей права, а процессуально-правового характера — нормами исполнительного производства.

В любом случае для мер ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве характерно:

— закрепление в правовых нормах;

— использование государственного принуждения;

— применение уполномоченными государственными органами;

— возложение новой дополнительной обязанности;

— наступление отрицательных последствий личного, имущественного, организационного характера.

Случаи применения мер юридической ответственности прямо предусмотрены соответствующим

законодательством.

Возможность применения уголовной ответственности предусматривается в некоторых случаях самим законодательством об исполнительном производстве в виде норм отсылочного характера. Так, возможность привлечения к уголовной ответственности предусмотрена:

1) в случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной ст.

315 УК РФ за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению (ч. 18 ст. 30 Закона об исполнительном производстве);

2) в случае злостного уклонения от уплаты алиментов должник может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ (ч. бет. 102 Закона об исполнительном производстве);

3) в постановлении о возбуждении исполнительного производства о взыскании штрафа за преступление, назначенного в качестве основного наказания, судебный пристав-исполнитель уведомляет должника о том, что неуплата штрафа (части штрафа, если его выплата назначена частями) в установленный срок в соответствии с ч. 1 ст. 32 УИК РФ является злостным уклонением от уплаты штрафа и влечет замену штрафа другим видом наказания (ч. бет. 103 Закона об исполнительном производстве);

4) при наличии в действиях лица, нарушающего законодательство РФ об исполнительном производстве, признаков состава преступления судебный пристав-исполнитель вносит в соответствующие органы представление о привлечении указанного лица к уголовной ответственности (ч. 4 ст. 113 Закона об исполнительном производстве).

Уголовное законодательство более детально определяет характер мер ответственности, уголовные санкции, в том числе за нарушение законодательства об исполнительном производстве. Уголовная ответственность в исполнительном производстве возможна в силу ст. 157 УК РФ. В частности, за злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста; за злостное уклонение совершеннолетних трудоспособных детей от уплаты по решению суда средств на содержание нетрудоспособных родителей. Уголовная ответственность предусмотрена за злостное уклонение руководителя организации или гражданина от погашения кредиторской задолженности в крупном размере либо от оплаты ценных бумаг после вступления в законную силу соответствующего судебного акта (ст. 177 УК РФ). Кроме того, возможно применение ст. 315 УК РФ, согласно которой воспрепятствование служащими коммерческой или иной организации исполнению вступившего в законную силу решения суда является преступлением.

Следует согласиться с тем, что ст. 297 УК РФ должна быть подвергнута изменению. В настоящее время применение данной статьи в случае оскорбления судебного пристава невозможно. Однако в дальнейшем необходимо предусмотреть уголовную ответственность не только за неуважение в виде оскорбления судьи, присяжного заседателя, иного лица, участвующего в отправлении правосудия, или участника судебного разбирательства, но и за неуважение к судебному приставу.

Наличие подобной нормы приведет к повышению эффективности принудительного исполнения, дисциплинирует участников исполнительного производства и повысит авторитет судебного пристава как должностного лица.

Возможность применения административной ответственности в исполнительном производстве также в необходимых случаях прямо оговаривается в Законе об исполнительном производстве. Так, можно привести следующие примеры:

1) при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный ст. 17.15 КоАП РФ, и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему Законом об исполнительном производстве (ч. 2 ст. 105 Закона об исполнительном производстве);

2) если в течение трех лет после вселения должник вновь воспрепятствует проживанию (пребыванию) взыскателя в указанном в исполнительном документе жилом помещении, то постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом по заявлению взыскателя. В этом случае судебный пристав-исполнитель вновь производит вселение взыскателя, а также применяет к должнику штраф, предусмотренный ст. 17.15 КоАП РФ (ч. 4 ст. 108 Закона об исполнительном производстве);

3) в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, иного нарушения законодательства РФ об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель налагает на виновное лицо штраф в порядке и размере, которые установлены законодательством РФ об административных правонарушениях, а в случае, предусмотренном ст. 114 Закона об исполнительном производстве, обращается в арбитражный суд с заявлением о привлечении виновного лица к административной ответственности (ч. 1 ст. 113 Закона об исполнительном производстве);

4) в случае неисполнения в установленный Законом об исполнительном производстве срок исполнительного документа, содержащего требования о взыскании денежных средств с должника, банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, при наличии денежных средств на указанных счетах судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении в порядке, установленном ст. 28.2 КоАП РФ (ч. 1 ст. 114 Закона об исполнительном производстве).

В действующем КоАП РФ, соответственно, более детально урегулированы указанные примеры применения мер административной ответственности.

Применение административной ответственности возможно и в иных случаях. В частности, при совершении отдельных процессуальных действий по принудительному исполнению судебного акта, актов иных органов участники исполнительного производства могут быть подвергнуты административным взысканиям за совершение административных проступков. Например, за мелкое хулиганство, выразившееся в нецензурной брани в общественных местах, оскорбительном приставании к гражданам и других подобных действиях, нарушающих общественный порядок и спокойствие граждан ( ст. 20.1 КоАП РФ); за злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции (ст. 19.3 КоАП РФ); за иные проступки.

Привлечение к административной ответственности в исполнительном производстве возможно также с помощью органов милиции, принимающих участие в процессе принудительного исполнения. В соответствии со ст. 62 Закона об исполнительном производстве работники милиции обязаны оказывать содействие судебным приставам-исполнителям при исполнении ими служебных обязанностей в случаях, если судебным приставам-исполнителям препятствуют в совершении исполнительных действий или есть угроза для их жизни или здоровья. На практике необходимость участия в исполнительном производстве работников милиции требуется, например, при исполнении исполнительного документа о выселении должника или о вселении взыскателя.

Следует иметь в виду, что законодательство об административных правонарушениях отнесено, в соответствии с Конституцией РФ, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Поэтому административные взыскания могут быть предусмотрены не только в федеральном законодательстве, но и в законах субъектов РФ об административных правонарушениях. Например, в Республике Татарстан имеется Закон от 18 мая 1993 г. N 1857-ХІІ «Об административной ответственности за нарушение общественного порядка и порядка управления» .

ВВС РТ. 1993. N 5.

Наличие гражданско-правовой ответственности также является стимулом для правомерного поведения участников исполнительного производства. Меры гражданско-правовой ответственности предусматриваются как законодательством об исполнительном производстве, так и иным законодательством.

В Законе об исполнительном производстве можно обнаружить следующие нормы о гражданско-правовой ответственности:

1) при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112);

2) взыскатель вправе предъявить лицам, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, иск о взыскании денежной суммы, удержанной с должника, но не перечисленной взыскателю по их вине (ст. 118);

3) заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных им в результате совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения (ч. 2 ст. 119);

4) в случае неисполнения содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника ущерб, причиненный организации выплатой указанному работнику денежных сумм, может быть взыскан с руководителя или иного работника этой организации, виновных в неисполнении исполнительного документа (ст. 120).

Анализируя гражданское законодательство, можно выявить определенные меры гражданско-правовой ответственности, которые могли бы быть эффективны в исполнительном производстве. Под мерами ответственности гражданское законодательство указывает возмещение убытков (ст. 15 ГК РФ). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Возмещение убытков возможно, в частности, в результате причинения вреда судебным приставом-исполнителем гражданам и организациям во время совершения действий по исполнению исполнительного документа. На основании ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов (в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа либо органа местного самоуправления), подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

Рассмотренный выше пример — не единственный случай реализации гражданско-правовой ответственности в исполнительном производстве.

Существующее законодательство об исполнительном производстве несовершенно и не устанавливает санкций за фактически бесплатное использование чужих средств. Поэтому возникает нео бходимость применения общих положений гражданского права об ответственности за нарушение обязат ельств.

В случае неисполнения исполнительного документа, по которому должник обязан передать взыскателю определенные денежные средства, предусмотрена ответственность за пользование чужими денежными средствами вследствие их неравномерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо необоснованного получения или сбережения за счет другого лица — подлежат уплате проценты на сумму этих средств (ст. 395 ГК РФ). В соответствии с указанной нормой размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо — в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. Взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами осуществляется в судебном порядке (суд общей юрисдикции или арбитражный суд) по общим правилам. Хотя в литературе встречаются высказывания о необходимости установления «упрощенного» порядка взыскания процентов путем вынесения судом (арбитражным судом) по месту нахождения судебного пристава-исполнителя определения и выдачи исполнительного документа на взыскание с должника соответствующих денежных сумм.

Дисциплинарная ответственность наступает в исполнительном производстве вследствие совершения дисциплинарных проступков судебным приставом-исполнителем.

Как уже ранее отмечалось, в соответствии с Законом о судебных приставах судебный пристав-исполнитель является государственным служащим. Поэтому и вопрос о его дисциплинарной ответственности должен рассматриваться с учетом отмеченного выше обстоятельства.

Общим для всех государственных служащих нормативным актом является Закон о государственной гражданской службе.

Согласно ст. 57 Закона о государственной гражданской службе за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим по его вине возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на него могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение.

Кроме того, государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя (п. 7 ст. 59 указанного Закона).

Перечень взысканий, предусмотренных п. 1 ст. 57, является исчерпывающим. Это означает, что применение к государственным служащим каких-либо иных мер взыскания недопустимо.

Не является дисциплинарным взысканием направление на внеочередную переаттестацию (в нашем случае — судебных приставов-исполнителей), так как это мера определения уровня профессиональной подготовки, решения вопроса о соответствии занимаемой государственной должности и применения соответствующих дисциплинарных мер к судебному приставу-исполнителю.

Судебный пристав-исполнитель, привлеченный к дисциплинарной ответственности и считающий ее применение незаконной, вправе обжаловать взыскание в суде. В настоящее время следует руководствоваться ст. 193 ТК РФ и Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в ред. от 14 декабря 1995 г.) .

ВСНД и ВС РФ. 1993. N 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. N 51. Ст. 4970.

Существует в рамках исполнительного производства и специфическая исполнительная процессуальная ответственность, предусмотренная самим законодательством об исполнительном производстве. Наличие исполнительной процессуальной ответственности также способствует надлежащему принудительному исполнению предусмотренных законом юрисдикционных актов.

Отдельные виды ответственности, рассмотренные ранее, реализуются вне рамок исполнительного производства, хотя основанием их применения и являются неправомерные действия (бездействие), связанные с исполнительным производством, которые предусмотрены за нарушение норм «материального» права.

Исполнительная процессуальная ответственность предусмотрена за нарушение процедуры принудительного исполнения, за нарушение процессуальной формы в исполнительном производстве и р еализуется непосредственно в ходе принудительного исполнения, поэтому ее санкции могут быть особе нно эффективными.

В исполнительном производстве следует выделять следующие виды процессуальной ответственности: штрафная ответственность и ответственность в виде неблагоприятных

процессуально-правовых последствий незаконной деятельности.

МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ 6

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 21 ИЮЛЯ 1997 Г. N 118-ФЗ «О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ»

(Извлечение)

Статья 14 — не приводится.

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ ОТ 13 ИЮНЯ 1996 Г. N 63-ФЗ

(Извлечение)

Статья 315 — не приводится.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 14 мая 2003 г. N 8-П

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 2 СТАТЬИ 14 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ» В СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ ЛАНГЕПАССКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

(Извлечение)

…2. В отличие от Федерального закона от 21 июля 1997 года «О судебных приставах» Федеральный закон от 3 февраля 1996 года «О банках и банковской деятельности» не предусматривает возможность предоставления банками, иными кредитными организациями справок о вкладах физических лиц по требованию судебных приставов-исполнителей. Данная коллизия обусловливает различное истолкование соответствующих норм в правоприменительной практике (что подтверждается и материалами настоящего дела) и может приводить к коллизии конституционно значимых целей, которые преследовал законодатель при принятии названных Федеральных законов, а также гарантируемых Конституцией Российской Федерации прав граждан.

…4. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, конкретизирующему и развивающему приведенные положения Конституции Российской Федерации в соответствии с основными началами гражданского законодательства, в том числе равенством, автономией воли и имущественной самостоятельностью участников гражданско-правовых отношений, недопустимостью произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте; сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям; государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом; в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков

Банковская тайна, таким образом, означает защиту банком в силу требования закона сведений, разглашение которых может нарушить права клиента. Предусматривая обязанность банка обеспечить банковскую тайну и определяя ее основные объекты, включая тайну банковского вклада, субъекты права на банковскую тайну, их обязанности и гражданско-правовую ответственность, Гражданский кодекс Российской Федерации одновременно устанавливает, что пределы возложенной на банк обязанности хранить банковскую тайну определяются законом.

Закрепление в законе отступлений от банковской тайны — исходя из конституционного принципа демократического правового государства, обязанности государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность и обеспечивать их баланс в законодательстве и правоприменении, верховенства Конституции Российской Федерации и ее высшей юридической силы, свободы экономической деятельности и свободного предпринимательства (часть 1 статьи 1; статья 2; часть 2 статьи 4; часть 1 статьи 8; части 1 и 2 статьи 15; часть 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации) — не может быть произвольным.

Такие отступления (в частности, предоставление банками, иными кредитными организациями и их служащими сведений о счетах и вкладах и операциях по счету, а также сведений о клиентах государственным органам и их должностным лицам) должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе частных и публичных прав и интересов граждан, не затрагивать существо соответствующих конституционных прав, т.е. не ограничивать пределы и применение основного содержания закрепляющих эти права конституционных положений, и могут быть оправданы лишь необходимостью обеспечения указанных в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целей защиты основ конституционного строя Российской Федерации, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц и общественной безопасности.

Из этого следует, что федеральный законодатель вправе возложить на банк, иную кредитную организацию обязанность по предоставлению государственным органам и их должностным лицам сведений, составляющих банковскую тайну, только в пределах и объеме, необходимых для реализации указанных в Конституции Российской Федерации целей, включая публичные интересы и интересы других лиц. В частности, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» установлено, что справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, а при наличии согласия прокурора — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве (часть третья статьи 26).

Рассматриваемые положения Федерального закона «О судебных приставах» — в отличие от принятого ранее Федерального закона «О банках и банковской деятельности» — в их истолковании правоприменительной практикой относят судебных приставов-исполнителей к числу субъектов, имеющих доступ к банковской тайне, что не только приводит к коллизии соответствующих норм, но и порождает возможность искажения конституционного смысла института банковской тайны и коллизии гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и преследуемых законодателем целей. Устранение такого противоречия требует выявления конституционного смысла этих положений Федерального закона «О судебных приставах».

…Таким образом, взаимосвязанные положения пункта 2 статьи 12 и пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О судебных приставах» в части, касающейся обязательности для банков, иных кредитных организаций и их служащих требований судебного пристава-исполнителя о предоставлении ему — в связи с исполнением им постановления суда — сведений о денежных вкладах физических лиц, в их конституционно-правовом истолковании означают, что судебный пристав-исполнитель, действуя в рамках публичной функции по принудительному исполнению постановления суда, вправе требовать предоставления сведений о банковском вкладе физического лица, а банк, иная кредитная организация обязаны предоставить такие сведения — в пределах задолженности, подлежащей взысканию согласно исполнительному документу.

Вместе с тем с федерального законодателя не снимается обязанность согласовать законодательство Российской Федерации, которым регламентируется режим банковской тайны и устанавливаются обусловленные им взаимные права и обязанности банка, иной кредитной организации и государственных органов и их должностных лиц, с гражданским законодательством, процессуальным законодательством и законодательством об исполнительном производстве, что предполагает принятие соответствующих нормативных решений в целях преодоления коллизии правовых норм и затрагиваемых ими публичных и частных интересов.

Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 71, статьями 72, 74, 75, 79

, 86, 100 и 104 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской

Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

1. Признать не противоречащим Конституции Российской Федерации положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О судебных приставах» в его нормативном единстве с положениями пункта 2 статьи 12 того же Федерального закона в той мере, в какой ими предусматривается право судебного пристава-исполнителя в связи с исполнением постановления суда запрашивать и получать в банках, иных кредитных организациях необходимые сведения о вкладах физических лиц в том размере, который требуется для исполнения исполнительного документа, и в пределах, определяемых постановлением суда.

Конституционно-правовой смысл указанных положений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *