Транспортная экспедиция

Транспортная экспедиция

Транспортная экспедиция – деятельность, связанная с оказанием услуг грузоотправителям и грузополучателям (клиентам) и организаций доставки грузов каким-либо видом транспорта. Оказанием услуг транспортной экспедиции (экспедиторских услуг) занимаются специальные экспедиторские организации – экспедиторы .

Правовые основы транспортно-экспедиционной деятельности

Понятие «транспортная экспедиция», порядок и условия заключения договора транспортной экспедиции, обязанности сторон, закреплены в Гражданском кодексе РФ. С принятием в 2003 году закона РФ “О транспортно-экспедиционной деятельности”, были законодательно определены порядок деятельности экспедиторских организаций и оформления необходимых для грузоперевозок документов, права и обязанности клиентов и экспедиторов. Вопросы транспортной экспедиции нашли свое отражение и в нормативных документах различных видов транспорта, например, в Уставе железных дорог.

Экспедиторские организации 150 стран объединились в Международную федерацию экспедиторских ассоциаций, в рамках которой выработаны унифицированные правила ведения транспортно-экспедиторской деятельности.

Содержание транспортно-экспедиционной деятельности

При оказании экспедиторских услуг в полном объёме, транспортная экспедиция подразумевает организацию перевозки грузов от двери склада грузоотправителя до двери склада грузополучателя, (используется термин «от двери – до двери»). В этом случае полный комплекс услуг по доставке груза включает:

  • доставку от склада грузоотправителя на грузовую железнодорожную станцию, в порт, в аэропорт;
  • погрузку в транспортное средство (автомобиль, вагон, корабль, самолёт);
  • оплату тарифа на перевозку грузов;
  • выгрузку из транспортного средства, например, вагона на станции назначения;
  • доставку груза автомобильным транспортом до склада грузополучателя.

В перечень транспортно-экспедиторских услуг входит:

  • Разработка по поручению клиента маршрута перевозки груза при перевозках несколькими видами транспорта (смешанные или так называемые мультимодальные и интермодальные перевозки);
  • Заключение договоров с другими экспедиторами и участниками перевозочного процесса для фрахтования морских и речных судов, самолётов, вагонов и автомобилей;
  • Оформление транспортных документов: транспортных накладных, коносаментов и других документов, необходимых для доставки грузов по назначению;
  • Оплата тарифов на перевозку и других платежей и сборов;
  • Страхование грузов, участие в оформлении документов при повреждении, порче или недостачи грузов (так называемые несохранные перевозки);
  • Выполнение обязанностей таможенного брокера при перевозках экспортно-импортных грузов;
  • Информирование грузоотправителей о продвижении грузов, розыск грузов в случае их потери;
  • Организация при необходимости переадресовки грузов в пути следования;
  • Получение разрешений и оформление документов на перевозку опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
  • Другие услуги по поручению клиентов.

Примечания

  1. Договор транспортной экспедиции (рус.). Энциклопедический словарь экономики и права. Архивировано из первоисточника 5 сентября 2012. Проверено 30 ноября 2011.
  2. Что такое транспортная экспедиция?
  3. Транспортная экспедиция. Гава 41. Гражданский кодекс РФ
  4. Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ О транспортно-экспедиционной деятельности
  5. Транспортная экспедиция — Гражданское право (рус.). Архивировано из первоисточника 5 сентября 2012. Проверено 30 ноября 2011.
  6. Мультимодальные, интермодальные перевозки

См. также

  • Международная федерация экспедиторских ассоциаций

Ссылки

  • Ассоциация российских экспедиторов

Гражданско-правовые договоры
Сделка • Недействительность сделки • Договор • Оферта • Акцепт • Квазиконтракт
по передаче имущества
в собственность
купли-продажи (розничной • поставки • поставки для государственных и муниципальных нужд • контрактации • энергоснабжения • продажи недвижимости • продажи предприятия) • мены • дарения • ренты (постоянной • пожизненной • пожизненного содержания с иждивением) • приватизации жилья
по передаче имущества
в пользование
аренды (транспортных средств • предприятия • зданий и сооружений • проката • лизинга) • найма жилого помещения • ссуды
по выполнению работ подряда (бытового • строительного • на выполнение проектных и изыскательских работ • на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд) • участия в долевом строительстве • НИОКР
об оказании услуг
фактические возмездного оказания услуг • хранения • перевозки (фрахтования) • транспортной экспедиции • доверительного управления имуществом
юридические поручения • комиссии • агентский
финансовые факторинга • займа • кредитный • банковского вклада • банковского счёта • страхования • обязательства по безналичным расчётам (платёжное поручение • аккредитив • инкассо • чек)
по реализации результатов
интеллектуальной деятельности
отчуждения исключительных прав • лицензионный • авторский • коммерческой концессии
о совместной деятельности простого товарищества • учредительный • об учреждении общества с ограниченной ответственностью • о создании акционерного общества
иные действие в чужом интересе без поручения • уступки права требования • о залоге (ипотеке) • сделка РЕПО • внешнеторговый • о разделе продукции

Экспедирование грузов — что это такое и кому нужно?

Многие заказчики грузоперевозок не совсем верно представляют себе, что такое экспедирование груза водителем, путая экспедицию с охраной или страхованием автомобильных транспортировок. Грамотное сопровождение грузов основными целями ставит оперативность доставки и транспортную сохранность груза, зависящую от правильной упаковки, размещения тары в кузове или фургоне грузовика.

Что такое экспедирование грузов?

Правильная организация экспедирования грузов у грамотной автотранспортной компании начинается на этапе подготовки товаров к транспортировке. Скорость и безопасность доставки обеспечивается подбором нужного транспортного средства, подходящего по габаритам кузова, грузоподъемности, особенностям хранения груза в пути.

Маршрут грузоперевозки разрабатывается с учетом возможности проезда под эстакадами, мостами, путепроводами. Для хрупких грузов маршруты избегают дорог с поврежденным покрытием. Правильный выбор грузовика учитывает способность транспорта проехать в городской двор или к стесненному складу магазина, товарной базы.

Коллектив логистической компании выбирает нужную тару, правильно упаковывает груз, разрабатывает схему размещения тары в кузове, предусматривающую очередность выгрузки. Ответственные автотранспортные компании большое значение придают подбору персонала для сопровождения грузов. Отбираются только опытные, дисциплинированные водители-экспедиторы, грамотные, сообразительные сопровождающие.

Обязанности экспедитора, совмещение функций водителя и экспедитора

Для небольших партий товаров перевозка и экспедирование грузов осуществляются водителем-экспедитором. В его непосредственные обязанности входят:

  • оформление сопроводительных документов (или проверка правильности документации);
  • проверка маршрута, внесение изменений, связанных с ремонтом, плохим состоянием дорог;
  • обеспечение технического состояния автотранспорта;
  • контроль за правильностью погрузки;
  • проверка груза в пути;
  • надзор за выгрузкой товаров, документальной приемкой.

При перевозке скоропортящихся грузов рефрижераторами водитель-экспедитор отвечает за подготовку холодильного оборудования, соблюдение теплового режима транспортировки.

Для интермодальных, консолидированных, международных перевозок экспедирование грузов проводит специально назначенный сопровождающий. К обычным функциям экспедитора добавляются:

  • участие в таможенных процедурах;
  • контроль за консолидацией груза, условиями хранения;
  • надзор за правильным порядком перевалки, погрузки (обеспечивает оперативность выгрузки нескольким клиентам);
  • регулярная передача заказчику информации о состоянии, местоположении груза;
  • решение всех проблем, возникающих при перевозке.

Спектр обязанностей экспедитора прописывается в основном договоре грузоперевозки или в отдельном приложении.

Выгоды перевозки груза с заказом экспедирования

Правильно организованные услуги экспедирования грузов востребованы не только владельцами дорогостоящих товаров. Экспедицией постоянно пользуются получатели грузов с железной дороги, речных и морских портов. Для заказчиков международных поставок важными моментами транспортировки становятся информация об успешном пересечении границ, прохождении таможен, постоянный мониторинг местоположения груза.

При домашних переездах водитель-экспедитор проконтролирует правильность погрузки мебели, бытовой аппаратуры, ее сохранность в пути. Зная особенности экспедирования грузов, понимая, что эта услуга ускоряет перевозки, таким сопровождением охотно пользуются заказчики автоперевозок скоропортящихся товаров, продуктов питания, хрупкой аппаратуры.

Получить информацию по услуге «Экспедирование грузов»

Для получения дополнительной информации или заказа грузоперевозок свяжитесь с нами: В Москве Адрес:
Москва, ул. Летчика Бабушкина, д. 1, корп. 3 Телефон:

Организация работы транспортно-экспедиционной компании

Итак, как мы писали в предыдущей статье, ТЭК — это траспортно экспедиционная компания, которая предоставляет клиентам услуги по перевозке всех видов грузов по любым направлениям, всем имеющимся транспортом, а так же любые сопутствующие теме перевозке грузов услуги. ТЭК являются наиважнейшими игроками на современном рынке грузоперевозок и логистики, и на их долю приходится основной объем перевозок грузов как в России, так и в странах зарубежья.

При этом в отличии от, например, Транспортных компаний, ТЭК не обязательно иметь в наличии свой транспорт. Как правило такая компания работает с несколькими владельцами транспорта и имеет возможность предлагать различные варианты транспорта для оптимального решения транспортной задачи своих клиентов. Так работает и наша транспортно-экспедиционная компания «ЮЛЭКС».

Классификация ТЭК

В зависимости от возможности, либо позиционирования, ТЭК могут быть классифицированы по 3 основным признакам.

В зависимости от территории доставки грузов ТЭК могут быть:

  • международные;
  • местные (выполняют: а) городские перевозки грузов; б) внутри региональные перевозки; в) городские + внутри региональные перевозки;
  • международные + местные (интермодальные перевозки)

В зависимости от способа перевозки груза (по категориям транспорта) ТЭК могут выполнять:

  • морские;
  • ж/д;
  • авиа;
  • авто;
  • контейнерные перевозки.

Но наиболее часто встречаются ТЭК, совмещающие несколько или все виды подобных перевозок. Те же, которые специализируются только на одном виде, являются по сути узкоспециализированными.

Третий вид классификаций ТЭК можно осуществить по видам перевозимых грузов:

  • стандартные грузы: ТНП, сырье, материалы, инструменты и пр. товары промышленного и коммерческого назначения, не попадающие под нижеприведенные категории;
  • опасные грузы — тут все понятно и без пояснений;
  • наливные грузы — это любые жидкости (за исключением опасных), которые перевозят в специальных емкостях;
  • негабаритные грузы — все, что имеет настандартную форму или размер при перевозке и не может быть упаковано стандартным образом на паллеты, в коробки или контейнеры;
  • автовозы — перевозят автомобили;
  • тяжеловесные грузы — понятно из названия;
  • животные.

И так же как в случае с предыдущей классификацией, наиболее часто встречаются ТЭК, совмещающие перевозку нескольких видов указанных здесь грузов.

Рассматривая данную классификацию на примере ТЭК «ЮЛЭКС» можно сказать, что наша компания выполняет международные и местные грузоперевозки авто, авиа и ж/д транспортом и перевозит как стандартные, так и негабаритные и тяжеловесные грузы.

Логистика транспортно-экспедиционных компаний и их возможности

Возможности ТЭК в сфере перевозки грузов практически не ограничены — от исчерпывающих услуг по перевозке, таможенному оформлению, страхованию и складированию, сопровождению и охране, до единичной отдельной операции (услуги).

При этом основной услугой является, конечно же, непосредственно перевозка груза, которая включает в себя получение груза у отправителя, и его своевременную доставку получателю.
Остальные услуги можно считать дополнительными. Это могут быть:

  • оформление товаросопроводительных документов;
  • таможенное оформление;
  • консолидация и хранение груза на складе;
  • страхование грузов;
  • охрана грузов в пути следования;
  • упаковка груза;
  • отслеживание в пути;
  • представление интересов заказчика на всех этапах перевозки груза;
  • срочная доставка «от двери до двери» и пр.

Практически ТЭК может предоставлять своим клиентам любые услуги, которые он может пожелать, в связи с перевозкой своего груза. Здесь все будет зависит только от профессионализма и опыта перевозчика, имеющихся у него возможностей и умения решать сложные и нестандартные задачи.

Главные действующие лица процесса грузоперевозки ТЭК

Цепочка взаимодействия при перевозке грузов состоит из 4 основных участников: клиент — ТЭК — контрагент (по надобности) — конечный получатель.

Но основные участники (в т.ч. и контрагенты) — это те организации, люди, либо иные ресурсы, которые будут задействованы ТЭК для получения результата — надежной и своевременной доставки груза клиента к месту назначения. Количество этих участников зависит только от сложности и объема задачи стоящей перед ТЭК и может быть не ограничено.

Основной тезис любой профессиональной ТЭК таков: «Задачи клиента должны быть выполнены по наиболее удобной и грамотной схеме (временной) и максимально оптимизированы в затратно-денежной части».

Процесс грузоперевозки «запускается» с момента поступления заявки на перевозку груза от клиента. В «ЮЛЭКС» заявку можно сделать по электронной почте, по факсу, либо устно по телефону. Заявка может быть в свободной форме либо стандартизированной. Наши специалисты потом сформулируют и оформят ее в нужной форме.

Получив Заявку, сотрудник ТЭК делает оценку ситуации, взвешивает возможности компании и принимает решение о привлечении тех или иных партнеров. После этого он (если это не зафиксировано договором, либо оговорено заранее) оценивает данную услугу и озвучивает стоимость, сроки, способы и средства исполнения клиенту. После получения согласия клиента, сотрудник ТЭК вносит и утверждает все эти данные в бланк Заявки. Бланк заявки скрепляется печатью клиента и ТЭК и имеет юридическую силу договора.

Далее в указанные сроки происходит сама услуга (например, грузоперевозка из Москвы в Краснодар). По окончании услуги сотрудник ТЭК уведомляет клиента, что все завершено и зафиксировано в документах (ТТН, акт принятия товара, акт передачи и т.п.), а затем обеспечивает получение клиентом этих документов. Эти документы в оригиналах добавляются к бухгалтерскому пакету документов (акт, с/фактура, счет за услуги) и доставляются в офис клиента.

Сильные и слабые стороны ТЭК

Сильная сторона ТЭК — это в первую очередь ее оперативность реагирования на запрос клиента, способность удовлетворить потребность клиента практически в любом транспорте, гибкость в подходе к нуждам клиентов и возможность предоставлять обширный перечень сопутствующих услуг. Очень существенно — это ценовая политика — она самая оптимальная именно в ТЭК, особенно небольших. Крупные компания зачастую завышают тарифы, потому что и расходы у них значительно больше.

И еще ТЭК в большинстве случаев отвечают за взятые на себя обязательства, а крупные транспортные или логистические операторы по любой спорной ситуации стараются завести проблему в правовое поле, затянуть время и всеми возможными способами откреститься от выплат компенсации. ТЭК напрямую работают и контактируют с транспортом, а крупные операторы в 95% случаев заказывают авто через те же ТЭК, являясь «третьими» руками.

Слабая сторона ТЭК — это тяготение крупных клиентов к брендовым именам и как следствие, отдается предпочтение крупно-важно- дорогим операторам. Кроме этого
не все ТЭК обладают значительными оборотными средствами, и в итоге не могут предоставлять клиентам отсрочки по платежам. Так же не все ТЭК страхуют свою ответственность, что тоже не добавляет им веса в глазах потенциальных клиентов.

И здесь важно отметить, что наше понимание данной ситуации и привело нас в свое время к тому, что сохранность перевозимого груза в «ЮЛЭКС» гарантирована нашей страховкой, а своим клиентам мы предоставляем отсрочку платежа, и они оплачивают перевозку после ее завершения.

Что такое транспортная экспедиция?

Транспортная экспедиция. Задачи транспортно-эспедиционной компании. Организация доставки грузов.

Транспортная экспедиция – это оказание услуг грузоотправителям и грузополучателям (клиентам) и организация доставки грузов каким-либо видом транспорта. В Советские времена долгое время такого понятия не существовало. Была только должность – экспедитор, это человек, который сопровождал груз при перевозке его автомобильным транспортом.

Первые экспедиторские организации были созданы для завоза и вывоза грузов с железнодорожных станций. До 1979 года все грузоотправители и грузополучатели сами договаривались с автотранспортными предприятиями для доставки грузов на железнодорожную станцию или со станции. В 1979 году Совет Министров СССР установил, что только предприятия грузового автотранспорта могут предоставлять транспортно-экспедиторские услуги. Позже был разработан типовой договор на централизованную перевозку грузов автомобильным транспортом с железнодорожных станций, из морских и речных портов, аэропортов и обратно. На протяжении многих лет транспортные компании пользовались этим договором. Но услуги, оказываемые автомобильными предприятиями центровывоза, не были комплексными.
В идеале, транспортная экспедиция подразумевает организацию перевозки грузов от двери склада грузоотправителя до двери склада грузополучателя, сокращенно «от двери – до двери». При этом экспедиторское предприятие оказывает полный комплекс услуг по доставке груза: доставку от склада грузоотправителя на грузовую железнодорожную станцию, погрузку в вагон, оплату железнодорожного тарифа, выгрузку из вагона на станции назначения и доставку груза автомобильным транспортом до склада грузополучателя. Руководство грузовыми перевозками и грузовыми станциями на железных дорогах осуществляют грузовые службы.
Первые экспедиторские компании были организованы именно при грузовых службах, а затем они были преобразованы в государственные унитарные предприятия (ГУП). Самая первая экспедиторская организация была создана на Казахской железной дороге в 1961 году, затем в 1962 году была создана ГУП «Желдорэкспедиция» при Свердловской железной дороге. Потом появились подобные предприятия на других дорогах. Появились многочисленные ЗАО, АО, ООО, которые от посреднических услуг постепенно переходили на более полное экспедиторское обслуживание клиентов, приобретали собственный грузовой автотранспорт, собственный подвижной состав (вагоны, контейнеры) и, даже, собственные погрузочно-рагрузочные средства.
И, наконец, с 1996 года в Гражданском кодексе появилось понятие транспортной экспедиции, и, самое главное, понятие договора транспортной экспедиции и все требования к его содержанию.
В 2003 году был принят закон “О транспортно-экспедиционной деятельности”, в котором определялись права и обязанности клиентов и экспедиторов, порядок деятельности экспедиторских организаций и оформления необходимых для грузоперевозок документов. Вопросы
Транспортной экспедиции нашли свое отражение и в нормативных документах различных видов транспорта, например, в Уставе железных дорог.

Вот краткий перечень транспортно-экспедиционных услуг:
— составление маршрута перевозки груза по поручению клиента при смешанных перевозках (т.е. при перевозках несколькими видами транспорта, эти перевозки также называются интермодальными).
— заключение договоров с другими экспедиторами и участниками перевозочного процесса для фрахтования морских и речных судов, самолетов, вагонов и автомобилей;
— оформление транспортных накладных коносаментов и других документов, необходимых для доставки грузов по назначению;
— оплата транспортных тарифов и других платежей и сборов;
— взаимодействие со страховыми компаниями по страхованию грузов, участие в оформлении документов при несохранных перевозках ( т.е. при прибытия грузов с повреждениями, порчей или недостачей);
— выполнение обязанностей таможенного брокера при перевозках экспортно-импортных грузов;
— передача грузовладельцам информации о продвижении грузов, розыск грузов;
— организация переадресовки грузов в пути следования;
— получение разрешений и оформление документов на перевозку опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
Это далеко не полный перечень услуг, которые могут быть обусловлены договором транспортной экспедиции.

Наиболее сложными экспедиторскими операциями являются так называемые интермодальные (мультимодальные) перевозки.

Приведем пример (из практики десятилетней давности). Российской фирме понадобилось отправить пять 20-футовых контейнеров с деталями для машиностроения из Екатеринбурга в Мадрид (Испания). При разработке маршрута доставки контейнеров были выбраны следующие маршруты: — по железным дорогам России от Екатеринбурга до пограничного перехода с Финляндией Бусловская — Вайниккала и далее 50 км по территории Финляндии до крупного морского порта Котка, далее морским судном в Португалию, где после перегрузки в порту Лиссабона груз перевозится до Мадрида автотранспортом. Оказалось, что это самый дешевый маршрут, несмотря на длинный путь. Более короткий и быстрый путь через Украину, Венгрию и Словению, далее до Мадрида автотранспортом оказался на 6 суток быстрее, но на 30% дороже. Грузоотправитель отправил 2 контейнера более быстрым путем, остальные 3 – более дешевым. Следует отметить, что при перевозке морем через Финляндию транспортно-экспедиционная компания из Екатеринбурга заключила договора с двумя иностранными экспедиторскими фирмами, а для сухопутной перевозки через Европейские страны – с пятью. Организовать такое сам клиент был просто не в состоянии.
Грузоотправителю следует обращаться к экспедиторскому предприятию в следующих случаях:
1. Когда требуется срочно отправить груз. У экспедитора имеются налаженные контакты, с железной дорогой и автотранспортом, на их счетах имеется определенная предоплата, то есть не надо терять время на ожидание поступления денег.
2. При одноразовых отправках. Нет смысла затрачивать время на изучение правил и особенностей работы железнодорожных станций по отправке грузов.
3. При небольших объемах регулярных отправок. Вряд ли оправданно для еженедельной отправки двух-трех контейнеров держать отдельный штат сотрудников.
4. При отправке опасных грузов. Отправка опасных грузов производится по особым правилам и требует особого оформления, кроме этого, требуется наличие специально обученного и аттестованного персонала.
5. При отправке грузов на открытом подвижном составе. Для таких отправок требуются утвержденные в управлении железной дороги чертежи крепления грузов и персонал грузчиков, способных правильно закрепить груз. Особенно это касается отправки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, автотракторной и сельскохозяйственной техники и др.
6. При отправке грузов на экспорт. У экспедитора для этого имеются обученные и аттестованные таможенные декларанты и, если требуется, склады временного хранения таможенных грузов.
7. При отправке грузов, требующих специальных сертификатов, например, при отправке лесоматериалов, требуется карантинный сертификат.
8. При отправке негабаритных грузов. В этом случае кроме чертежей крепления груза, требуется согласование в министерстве маршрута следования груза.
Можно с уверенностью сказать, что работа через экспедитора минимизирует затраты времени и средств. Если вы сами можете организовать процесс перевозки, это еще не значит, что это разумно. Даже если вы крупный отправитель или получатель грузов, всегда полезно сравнить собственные затраты со стоимостью экспедиторских услуг. Вполне вероятно, что заниматься основным видом деятельности, не отвлекаясь на проблемы транспортировки, окажется более эффективно.
Для грузополучателя работа с экспедитором в большинстве случаев позволяет сократить простои вагонов и контейнеров, особенно при получении импортных грузов. Забыть о контроле сотрудников, которые занимаются отгрузкой. Упростить схему движения денег. Их не нужно будет предварительно разносить по разным счетам железной дороги и других участников транспортировки.
Кроме того МПС – государственная структура. Все станции, грузовые службы, диспетчеры, подвижной состав – государственные и в процессе организации перевозки вам придется общаться с чиновниками. Это делает многолетние наработки экспедиторов еще более ценными.
Экспедиционная компания фактически выполняет часть задач логистики. Логистика — это оптимизация при организации процесса перевозки, складирования и учета товара. А оптимизация означает сокращение расходов, издержек и потерь времени.
Но об этом читайте уже в другой статье.

§ 20.3. Организация транспортно-экспедиционной деятельности

Транспортно-экспедиционная деятельность представляет собой вид предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг клиентам при организации перевозок грузов всеми видами транспорта. Она направлена на ускорение продвижения товаров от производителя к потребителю.

В обязанности транспортного экспедитора входит:

П организация выполнения доставки грузов с гарантией их сохранности на условиях и в сроки, обусловленные договором транспортной экспедиции, договором перевозки грузов и другими договорными обязательствами с грузовладельцем;

П координация взаимодействия всех участников доставки грузов;

П составление технологических и экономических обоснований транспортно-технологических маршрутов и схем доставки грузов с учетом пожеланий и требований грузовладельцев;

П организация выполнения услуг по приему грузов, их перевозке и выдаче в установленном порядке;

0 контроль над экспедиторской (отправительской) маркировкой грузов и пломбированием перевозочных средств, контейнеров, холодильных камер, бункеров и других помещений хранения;

?наблюдение за ходом выполнения погрузочно-разгрузочных, перегрузочных, перевалочных, складских и упаковочных работ, контроль над соблюдением сроков и условий хранения, накопления и выдачи грузов;

? оформление товарно-транспортных и других сопроводительных документов на всех этапах реализации транспортнотехнологических маршрутов и схем доставки грузов;

? оформление документов, связанных со страхованием грузов, коммерческих и других актов в соответствии с установленными формами в случаях прибытия грузов и перевозочных средств в поврежденном состоянии (порча или недостача грузов и грузовых мест, поврежденные пломбы, запорно-пломбировочные устройства или их отсутствие);

? расчет провозных платежей и сборов;

? информирование грузовладельцев о движении грузов;

? ведение необходимой коммерческой документации и заполнение форм установленной статистической отчетности о транспортно-экспедиционной деятельности;

? переадресовка в установленном порядке грузов, организация реализации невостребованных грузов, а также при необходимости розыск грузов, транспортных средств и ведение претензионных дел.

Оказание экспедиционных услуг производится в соответствии с договором. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено Федеральным законом от 30 июня2003г. № 87-ФЗ “О транспортноэкспедиционной деятельности”, а также утвержденными Правительством РФ Правилами транспортно-экспедиционной деятельности.

Порядок оказания экспедиционных услуг определен указанным выше законом. Им предусмотрены следующие условия договора транспортной экспедиции: права и обязанности экспедитора и клиента, их ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, порядок предъявления претензий и исков.

Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить его о согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.

В том случае, когда указания клиента неточны или неполны либо не соответствуют договору транспортной экспедиции и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не имел возможности уточнить указание клиента, экспедитор оказывает экспедиционные услуги исходя из интересов клиента.

Если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки его различными видами транспорта исходя из интересов клиента. При этом экспедитор обязан незамедлительно уведомлять клиента в порядке, определенном договором, о произведенных изменениях.

Экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей. В случае представления неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные.

Федеральным законом установлено, что экспедитор обязан:

П оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции;

П в случае, если отсутствует возможность предварительного запроса об отступлении от указаний клиента или если ответ на такой запрос не получен экспедитором в течение суток, уведомить клиента о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным, в порядке, определенном договором;

О при приеме груза выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

Экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

В соответствии с Федеральным законом “О транспортноэкспедиционной деятельности” клиент имеет право:

? выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;

? требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза;

П давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Обязанности клиента состоят в следующем:

О своевременном представлении экспедитору полной, точной и достоверной информации о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также документов, необходимых для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля;

? уплате причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещении понесенных им в интересах клиента расходов.

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и Федеральным законом “О транспортноэкспедиционной деятельности”, несут экспедитор и клиент (по основаниям и в размере, которые определяются указанным Федеральным законом).

Так, например, экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю в следующих размерах:

? за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

? за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;

? за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере объявленной ценности;

? за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

Возмещение ущерба экспедитором производится, если он не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые нельзя было предотвратить и устранение которых от него не зависело.

В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.

Кроме того, экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по его вине.

Груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки, установленного договором транспортной экспедиции, или, если такой срок договором не определен, в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки. Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг.

Если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, что они получили груз неповрежденным.

В случае, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, такое уведомление экспедитору может быть сделано не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления является дата получения экспедитором такого уведомления.

Экспедитор возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено указанным договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

Федеральным законом установлена ответственность клиента за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению ему необходимой информации.

В случае, если будет доказана необоснованность отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, клиент уплачивает экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере десяти процентов суммы этих расходов.

Кроме того, клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение

понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере одной десятой процента вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.

При одностороннем отказе от исполнения договора транспортной экспедиции клиент или экспедитор обязан возместить другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплатить штраф в размере десяти процентов суммы понесенных ею затрат.

Федеральным законом “О транспортно-экспедиционной деятельности” закреплено правило, в соответствии с которым до предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление ему клиентом претензии. Она предъявляется в письменной форме в течение шести месяцев со дня возникновения права на ее предъявление.

К претензии об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на ее предъявление, и документы, удостоверяющие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или их копии, засвидетельствованные в установленном порядке.

Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об ее удовлетворении или отклонении в течение 30 дней со дня получения.

При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии к нему в уведомлении заявителю должны быть указаны основания принятого решения. В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю.

Экспедитор вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленного срока, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана им уважительной.

Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год. Указанный 452

срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *