Торговые соглашения

Соглашения ВТО

Всемирная торговая организация была создана в результате многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда, который завершился в декабре 1993 года.

Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994 года Соглашением об учреждении ВТО, известным также как Марракешское соглашение

Помимо основного текста документ содержит 4 приложения:

Приложение 1А: Многосторонние соглашения по торговле товарами

В случае коллизии между положением Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. и положением другого соглашения, содержащегося в Приложении 1А к Соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (указанного в соглашениях, содержащихся в Приложении 1А, как «Соглашение о ВТО»), положение другого соглашения имеет преимущественную силу в отношении указанной коллизии.

Приложение 1B: Генеральное соглашение по торговле услугами

Определяет основы режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере.
Приложение 1С: Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности
Определяет права и обязательства членов ВТО в области защиты интеллектуальной собственности.
Приложение 2: Понимание в отношении правил и процедур разрешения споров
Устанавливает условия и процедуры разрешения споров между членами ВТО в связи с выполнением ими обязательство по всем соглашениям ВТО.
Приложение 3:Механизм обзоров торговой политики

Определяет условия и общие параметры обзоров торговой политики членов ВТО.

Приложение 4:Необязательные для участия всех членов ВТО многосторонние торговые соглашения

Услуги и ВТО

Основным документом, регулирующим торговлю услугами в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) является Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). В соответствии с требованиями этого документа каждая страна, присоединяющаяся к ВТО, в части услуг составляет Перечень специфических обязательств по услугам (т.е. обязательства страны, гарантирующие определенный уровень доступа иностранных поставщиков на отечественный рынок услуг), который является неотъемлемой частью ГАТС. На базе Перечня ведутся переговоры по услугам. Если специфические обязательства по доступу на рынок услуг формируются в результате переговоров с заинтересованными членами ВТО, то ряд общих обязательств, предусмотренных ГАТС, носят безусловный характер и должны выполняться всеми членами ВТО. К основному из таких обязательств относится обязательство предоставления Режима наибольшего благоприятствования (Статья II ГАТС). На основании статьи II ГАТС каждый член ВТО обязан предоставить услугам и поставщикам услуг любого члена ВТО режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет для аналогичных услуг и поставщиков услуг любой другой страны. Такой режим называется Режимом наибольшего благоприятствования (РНБ). Из этого общего правила могут быть исключения. Например, исключением являются случаи, которые член ВТО зафиксировал в своем Списке изъятий из РНБ (с целью сохранения преференциальных отношений в сфере торговли услугами с одной страной или группой стран, с которыми заключены соответствующие отдельные соглашения). Такой Список изъятий из РНБ также подлежит согласованию с другими членами ВТО.

Классификация услуг для целей ВТО

Поскольку выработать исчерпывающее определение услуги затруднительно, но – вместе с тем – предмет обязательств членов ВТО в сфере торговли услугами должен быть четко определен, а сами обязательства должны иметь конкретное содержание и объем, то для целей регулирования торговли услугами в рамках ВТО все услуги были классифицированы в рамках 12 секторов следующим образом:

· деловые услуги (включая профессиональные услуги),

· услуги в области связи (включая почтовые, телекоммуникационные и аудиовизуальные услуги),

· строительные и связанные с ними инженерные услуги,

· дистрибьюторские услуги (включая услуги оптовой и розничной торговли),

· услуги в области образования,

· услуги, связанные с защитой окружающей среды,

· финансовые услуги (страхование, банковские услуги и услуги на рынке ценных бумаг),

· услуги в области здравоохранения и социального обеспечения,

· туризм и услуги, связанные с путешествиями,

· услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий (кроме аудиовизуальных услуг)

· транспортные услуги,

· услуги прочие, не вошедшие в перечисленные (например, бытовые услуги).

Каждый сектор в свою очередь делится на подсектора. Всего классификатор услуг насчитывает 155 подсекторов.

Понятие торговли услугами в Генеральном Соглашении по Торговле Услугами (ГАТС)

Разница в физических характеристиках между товарами и услугами обусловливает и разницу в соответствующих способах торговли ими.

ГАТС определяет торговлю услугами как поставку услуг четырьмя основными способами (статья I , пункт 2):

1. С территории одной страны на территорию другой страны — т.н. «трансграничная поставка», которая предполагает нахождение потребителя и поставщика услуг по разные стороны границы в момент оказания услуги. Например, предоставление по факсу информации или консультаций, грузовые перевозки, осуществление международных расчетов в режиме реального времени; перевод денег из страны в страну;

2. Передвижение потребителя в страну, где предоставляется услуга («потребление за рубежом»;). Например, услуги, оказываемые иностранному туристу в стране его временного пребывания: он пользуется услугами предприятий общественного питания, ему оказываются услуги местных экскурсоводов, предприятий по организации досуга и проч. При этом понимается, что перемещение непосредственно самого потребителя услуги не всегда обязательно: достаточно перемещения собственности потребителя (например, услуга по ремонту судна за рубежом может предполагать только перемещение судна); в этом случае услуга потребляется в месте нахождения собственности, а не в месте нахождения потребителя;

3. Учреждение поставщиком услуги одной страны коммерческого присутствия на территории другой страны, где должна оказываться услуга («коммерческое присутствие»); «коммерческое присутствие» — любая форма делового или профессионального учреждения, включая создание, приобретение или сохранение юридического лица, филиала или представительства (ст. XXVIII, d), т.е. присутствие экспортера в стране-импортере. Например, компания МакДональдс учреждает в Москве дочернюю компанию и открывает сеть своих ресторанов для обслуживания клиентов в России или иностранный банк учреждает отделение в России. В тех случаях, когда услуга поставляется не напрямую юридическим лицом, а через другие формы коммерческого присутствия, такие как филиал или представительство, поставщику услуги (т.е. юридическому лицу) через такое присутствие предоставляется режим, который действует в рамках ГАТС в отношении поставщиков услуг;

4. Оказание услуги поставщиком услуги одной страны через присутствие физических лиц этой страны на территории любой другой страны («перемещение физических лиц»); например, хирург — иностранный гражданин приезжает в Россию для проведения операции российскому гражданину, или инженер – иностранный гражданин приезжает для участия в строительстве в России. При этом, поскольку под поставщиком услуги понимается любое лицо, которое предоставляет услуги (ст.XXVIII, g), то к таким физическим лицам относятся как лица, оказывающие услуги в качестве индивидуальных предпринимателей, так и сотрудники компаний-поставщиков услуг (штатные и нештатные).

Под поставкой услуги понимается производство, распределение, маркетинг, продажа и доставка услуги (статья XXVIII, b).

В соответствии со ст. I ГАТС Соответственно, предметом ГАТС являются меры, затрагивающие торговлю услугами, принятые:

1. центральными, региональными или местными правительствами и властями;

2. неправительственными органами при выполнении полномочий, делегированных им центральными, региональными или местными правительствами или властями.

Под понятием «мера» можно понимать любые действия со стороны участников ГАТС. Мера может выражаться как в виде закона, регламента, правила, таки в виде административного действия. Исходя из этого под мерами, затрагивающими торговлю услугами в РФ, можно понимать все законы и подзаконные акты Российской Федерации, начиная от Кодексов и заканчивая актами, издаваемыми соответствующими органами законодательной и исполнительной власти.

Нужно отметить, что предметом переговоров являются не все меры, затрагивающие торговлю услугами, а только те, которые рассматриваются в качестве ограничения доступа на рынок или ограничений национального режима. Статься XVI ГАТС содержит перечень ограничений доступа на рынок, в который входят шесть основных ограничений для доступа на рынок иностранных поставщиков услуг:

1.Ограничения количества поставщиков услуг в форме количественных квот, монополий, исключительных поставщиков услуг, теста на экономическую целесообразность;

2.Ограничения на общий объем торговли по отдельному виду услуг в форме количественных квот или теста на экономическую целесообразность;

3.Ограничения на общее число операций с услугами или общий объем предоставления услуг в форме квот или теста на экономическую целесообразность;

4.Ограничения на общее число физических лиц, которые могут быть заняты в определенном секторе услуг или числа физических лиц, которых поставщик услуги может нанять и которые необходимы и непосредственно имеют отношение к поставке определенной услуги, в форме количественных квот или теста на экономическую целесообразность;

5.Требования к определенной организационно-правовой форме юридического лица, поставляющего услуги;

6.Ограничения на участие иностранного капитала в форме ограничения максимальной доли иностранного капитала в капитале отдельной компании или общей стоимости совокупных иностранных инвестиций.

Статья XVII ГАТС определяет обязательства членов ВТО по предоставлению национального режима иностранным услугам и поставщикам услуг. Это означает что каждый член ВТО предоставляет услугам и поставщикам услуг любого другого члена ВТО в отношении всех мер, затрагивающих поставку услуг, режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет аналогичным отечественным услугам или поставщикам услуг

При этом в соответствии со статьей VI ГАТС, ГАТС не препятствует странам применять меры внутреннего регулирования – квалификационные требования и процедуры, технические стандарты и лицензионные требования — которые являются основным способом регулирования торговли услугами, однако они должны применяться «разумным способом, объективно и непредвзято и учитывать правила ГАТС».

Доха раунд: новый этап переговоров по услугам

В 2001 году в городе Доха стартовал новый раунд многосторонних торговых переговоров ВТО. В рамках Дохийского раунда в том числе ведутся переговоры по либерализации сферы услуг. Основная цель — расширение секторов услуг, открытых для ведения международной торговли.

Переговоры по услугам ведутся по двум основным направления:

1. По доступу на рынок, которые в свою очередь включают: a) двусторонние переговоры по специфическим обязательствам по услугам членов ВТО; б) предложения по параметрам регулирования торговли услугами, включая РНБ и меры горизонтального регулирования.

2. По правилам ГАТС (внутреннее регулирование, защитные меры, субсидии, правительственные закупки). Наиболее активная работа ведется по разработке правил внутреннего регулирования, которые включают в себя вопросы требований и процедур квалификации, требований и процедур лицензирования, а также вопросы технических стандартов.

В целях максимальной реализации преимуществ, предоставляемых участием в ВТО, России после присоединения к ВТО целесообразно занять активную переговорную позицию. Россия сможет защищать интересы своих поставщиков услуг посредством активного участия в разработке новых правил международной торговли услугами, а также выдвигая запросы к членам ВТО по дальнейшей либерализации их рынков услуг.

Роль ВТО в регулировании международной торговли

(World Trade Organization – WTO) – международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли согласно принципам либерализма. ВТО функционирует с 1 января 1995, решение о ее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре 1993. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением.

Если ГАТТ занималась регулированием только торговли товарами, то сфера деятельности ВТО более широка: помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. ВТО имеет юридический статус специализированного учреждения системы ООН.

Первоначально в ВТО вступило 77 государств, то в настоящее время её участниками являются 153 государства. В ВТО вступили и некоторые экс-советские страны: Литва, Латвия, Эстония, Армения, Грузия, Молдова, Киргизия. Важным событием стало вступление в ВТО в декабре 2001 Китая, считающегося одним из наиболее перспективных участников мировой торговли. На долю входящих в ВТО стран приходится примерно 95% мирового товарооборота – в сущности, практически весь мировой рынок без России. Еще ряд стран официально выразили желание войти в эту организацию и имеют статус государств-наблюдателей. В 2003 таких стран насчитывалось 29, включая Российскую Федерацию и некоторые другие постсоветские государства (Украина, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан и Узбекистан).

Задачи ВТО.Главная задача ВТО – содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.

В настоящее время считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам.

1). Отсутствие дискриминации в торговле.

Ни одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной.

2). Снижение торговых (протекционистских) барьеров.

Торговыми барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны и политика определения обменных курсов валют.

3). Стабильность и предсказуемость условий торговли.

Иностранные компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.

4). Стимулирование соревновательности в международной торговле.

Для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать “несправедливые” приемы конкурентной борьбы – такие как экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.

5). Льготы в международной торговле для менее развитых государств.

Этот принцип отчасти противоречит предыдущим, но он необходим для втягивания в мировое хозяйство слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается “справедливым” представление слаборазвитым странам особых привилегий.

В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров.

Практические принципы работы ВТО.В основе деятельности ВТО лежат три международные соглашения, подписанные большинством государств, активно участвующих в мирохозяйственных отношениях: Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994, Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Основная цель этих соглашений – оказывать помощь фирмам всех стран, занимающимся экспортно-импортными операциями.

Выполнение соглашений ВТО, как правило, приносит не только долгосрочные выгоды, но и сиюминутные трудности. Например, снижение протекционистских таможенных тарифов облегчает покупателям приобретение более дешевых зарубежных товаров, но может привести к разорению отечественных производителей, если они производят товары с высокой себестоимостью. Поэтому по правилам ВТО дозволяется государствам-членам проводить предусмотренные изменения не мгновенно, а поэтапно, по принципу “прогрессирующей либерализации”. При этом обычно развивающимся государствам представляется более длительный период для полной реализации их обязательств.

Обязательства по соблюдению правил свободной торговли, принятые на себя всеми членами ВТО, составляют систему “многосторонней торговли”. Большинство государств планеты, включая все основные страны-импортеры и страны-экспортеры, являются членами этой системы. Однако ряд государств в нее не входит, поэтому систему называют “многосторонней” (а не “всемирной”). В перспективе, по мере расширения числа участников ВТО, система “многосторонней торговли” должна превратиться в подлинно “всемирную торговлю”.

Основные функции ВТО:

– контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;

– создание условий для переговоров между странами-участницами ВТО по поводу внешнеэкономических отношений;

– урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики;

– контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;

– оказание помощи развивающимся странам;

– сотрудничество с другими международными организациями.

Поскольку тексты соглашений составляются и подписываются большим количеством стран, участвующих во внешнеторговых отношениях, они часто вызывают дебаты и споры. Часто стороны, вступающие в переговоры, преследуют разнообразные цели. Кроме того, соглашения и контракты (включая те из них, которые были заключены после длительных переговоров при посредничестве ВТО) часто нуждаются в последующем толковании. Поэтому одна из основных задач ВТО заключается именно в том, чтобы служить своеобразным посредником в торговых переговорах, способствовать урегулированию споров.

Практика международных экономических конфликтов показала, что спорные вопросы лучше всего решать в установленном ВТО порядке, основанном на взаимно согласованной юридической базе и обеспечивающим сторонам равные права и возможности. Именно с этой целью в тексты соглашений, подписанных в рамках ВТО, обязательно включают пункт о правилах урегулирования споров. Как гласит текст договоренности по правилам и процедурам урегулирования споров, “система урегулирования споров в рамках ВТО является ключевым элементом в обеспечении безопасности и предсказуемости мировой системы торговли”.

Члены ВТО берут на себя обязательство не предпринимать в одностороннем порядке действий против возможных нарушений правил торговли. Более того, они обязуются разрешать спорные вопросы в рамках многосторонней системы урегулирования споров и подчиняться ее правилам и решениям. Решения по спорным вопросам принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО.

Организационная структура ВТО.Органы управления ВТО имеют три иерархических уровня.

Стратегические решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция,которая собирается как минимум один раз в два года.

В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей стран-членов ВТО (обычно послов и глав делегаций стран-участниц). В ведении Генерального совета находятся два специальных органа – по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны специальные комитеты: по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

Генеральный совет ВТО действует как орган разрешения споров для урегулирования конфликтов, возникающих в связи с выполнением базовых соглашений. Он обладает исключительными полномочиями создавать третейские группы для рассмотрения конкретных споров, утверждать доклады, которые представляются такими группами, а также апелляционным органом, следить за выполнением решений и рекомендаций и санкционировать применение ответных мер в случае невыполнения рекомендаций.

Генеральный совет частично делегирует свои функции трём советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО, – Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соглашения ТРИПС, также занимается проблемами, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет Генеральный Директор ВТО (с 2002 – Супачаи Панитчпакди). Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает самостоятельных решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам ВТО, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.

Противоречия между странами-членами ВТО.Хотя устав ВТО декларирует равноправие всех стран-участниц, внутри этой организации существуют сильные объективные противоречия между развитыми и развивающимися странами.

Развивающиеся страны обладают дешевой, но не слишком квалифицированной рабочей силой. Поэтому государства “третьего мира” могут импортировать в основном традиционные товары – прежде всего, ткани и одежду, сельскохозяйственную продукцию. Развитые страны, защищая свою текстильную промышленность и агробизнес, ограничивают импорт из развивающихся стран, налагая на импортные товары высокие таможенные пошлины. Свои протекционистские меры они обычно обосновывают тем, будто развивающиеся страны применяют политику демпинга. В свою очередь, развитые страны лидируют на рынках высокотехнологичных товаров, и теперь уже развивающиеся страны используют против них меры протекционистской защиты.

Таким образом, к протекционистской защите прибегают в той или иной степени практически все страны. Поэтому взаимное снижение протекционистских барьеров становится довольно трудным процессом.

Либерализация мировой торговли затрудняется также тем, что развитые и развивающиеся страны сильно различаются по экономической силе. Поэтому страны “бедного Юга” постоянно (и не без оснований) подозревают страны “богатого Севера” в том, что те хотят навязать им такую систему мирохозяйственных отношений, которая более выгодна развитым, чем развивающимся странам. В свою очередь, развитые страны справедливо отмечают, что многие государства откровенно спекулируют на своей слаборазвитости, стремясь вместо осуществления экономической модернизации выпрашивать уступки и льготы в международных торговых отношениях.

Асимметричность взаимоотношений развитых и развивающихся стран наиболее четко прослеживается в вопросе о защите интеллектуальных прав собственности. Речь идет, прежде всего, о борьбе с подделкой – главным образом в странах “третьего мира” – торговых марок известных фирм развитых стран. Естественно, что в этой борьбе страны “богатого Севера” заинтересованы гораздо сильнее, чем государства “бедного Юга”.

Либерализация мировой торговли все же объективно выгодна как развитым, так и развивающимся странам. Известно, например, что вступление развивающихся стран в ВТО резко повышает приток в них иностранных инвестиций. Поэтому страны-члены ВТО ищут и находят компромиссные решения трудных проблем.

Стратегией развития ВТО стало постепенное привлечение в нее все новых и новых стран, но при этом чем менее развитой является экономика страны, тем более длительный период предоставляется ей для полной реализации принципов свободной торговли.

Льготы для новых стран-участниц хорошо заметны, прежде всего, в уровне тарифов на импортные товары. Если сравнить средний уровень тарифов стран-членов ВТО (табл. 1) с теми условиями, на которых в ВТО входили некоторые страны (табл. 2), то заметно привилегированное положение новых членов. Им часто разрешают применять более высокие импортные тарифы, чем в среднем в ВТО; к тому же и эти тарифы они вводят после многолетнего переходного периода. Таким образом, новые участники ВТО могут сразу получать выгоды от снижения пошлин на экспорт своих товаров за рубеж, а трудности от снижения протекционистской защиты ослабляются.

Россия и ВТО.Поскольку экономика России все сильнее интегрируется в мировую торговлю, для нашей страны назрела необходимость включиться в работу международных экономических организаций. Еще в годы существования СССР были установлены контакты с ГАТТ. С 1995 идут переговоры о вступлении России в ВТО, которое прогнозируется реализовать в 2006.

Вступив в ВТО, Россия получит возможность использовать для защиты своих внешнеторговых интересов весь этот механизм. Нужда в нем для российских предпринимателей ощутимо выросла, когда в ответ на серьезное повышение открытости своего внутреннего рынка Россия не увидела ответных шагов западных стран. Вместо этого она, напротив, столкнулась с торговыми барьерами как раз по тем товарам, где Россия обладает сравнительными преимуществами в международной торговле, и с недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм на внешних рынках, а также и на внутреннем рынке России.

Присоединение России к ВТО, несомненно, будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима страны, на недостатки которого приходится слышать жалобы не только со стороны внешнеторговых партнеров Российской Федерации, но и экспортеров и импортеров в самой России.

Присоединяясь к ВТО, России предстоит взять на себя ряд обязательств, содержащихся в договоренностях ВТО. Вместе с обязательствами Россия получит, конечно, и права, которые позволят ей лучше защищать свои внешнеторговые интересы и ускорят ее интеграцию в мировое хозяйство.

Основной предпосылкой успешного преодоления сложностей в области трансформации законодательства и использования его преимуществ в рамках ВТО является эффективное продолжение процесса совершенствования законодательства в рамках либеральных экономических реформ, ибо данный процесс практически полностью совпадает с адаптацией законодательства к нормам и правилам ВТО. Речь идет, прежде всего, об устранении излишнего административного давления на предприятия и о повышении степени прозрачности всего законодательства.

От либерализации и унификации российской системы государственного регулирования ожидаются следующие выгоды:

– упрощение и рационализация процедур подтверждения соответствия производимой продукции международным стандартам, а отсюда – ускорение оборачиваемости средств;

– повышение конкурентоспособности продукции российских фирм за счет более гибкой системы технических требований и гармонизации национальных и международных требований;

– повышение инвестиционной привлекательности экономики России;

– снижение расходов и устранение дублирования в области надзора и контроля за соблюдением требований;

– уменьшение числа документов и повышение степени прозрачности системы регулирования.

Но либерализация внешнеэкономических отношений неизбежно приведет и к некоторым негативным последствиям. Этот процесс коснется всех сфер жизни страны – политической, социальной, производственной и финансово-экономической.

В сфере политики принятие обязательств, налагаемых соглашениями со странами-участниками ВТО, приведет к неизбежному ослаблению национального суверенитета. Ограничения коснутся всех ветвей власти – исполнительной (с нее постоянно будут требовать выполнения международных обязательств, даже в ущерб национальным интересам), законодательной (придется привести нормативные акты в соответствие с требованиями ВТО), судебной (юридические споры за возможные нарушения будут рассматриваться в международных судах).

В области социальных отношений вступление в ВТО также чревато негативными последствиями: многие предприятия, а возможно и целые отрасли, не смогут выдержать конкуренции с наплывом иностранных товаров и услуг. Пока неясно, какими могут быть масштабы сокращения рабочих мест, но, вероятно, речь пойдет о сотнях тысяч безработных (прежде всего, в отраслях легкой и пищевой промышленности). Это потребует крупных затрат на социальную поддержку, переквалификацию, создание новых рабочих мест и т.д. Для этого необходимы огромные средства, которые, правда, частично могут быть получены от партнеров по ВТО.

Поскольку российским производителям придется конкурировать с зарубежными и на внешнем, и на внутреннем рынках по всем товарным группам в очень жестких условиях, то в собственно экономической сфере кризисные явления могут развиваться по двум основным направлениям.

С одной стороны, зарубежными фирмами обязательно будут предъявлены – причем, на вполне законных основаниях – претензии по поводу демпинга, якобы применяемого российскими экспортерами. Дело в том, что структура себестоимости наших конкурентоспособных товаров сильно отличается от мировой (прежде всего, за счет экономии на заработной плате, на энергии и на экологии). Поэтому от России потребуют, например, повысить внутренние цены на энергоносители, приведя их в соответствие с мировыми.

С другой стороны, на внутреннем рынке резко усилится конкуренция с более дешевыми и качественными товарами зарубежных фирм. Согласно некоторым экспертным оценкам, только 25% отечественных предприятий смогут конкурировать на внутреннем рынке с иностранными производителями. Для остальных снижение таможенных барьеров невыгодно, поскольку может привести к разорению. Поэтому, как условие вступления в ВТО, Россия настаивает на сохранении высоких таможенных пошлин для ограждения отечественного рынка от субсидированной продукции из Европы, Азии и других стран.

Поскольку немедленное и полное выполнение условий вступления в ВТО представляется для России невозможным, в нашей стране продолжаются острые споры по поводу целесообразности этого вступления. 16 декабря 2011 г. на заседании Министерской конференции было принято положительное решение о вступлении России в ВТО в мае – июне 2012г.

Тема 4. Международные валютно-расчетные отношения

Марракешское соглашение об учреждении ВТО

Marrakesh Agreement Establishing the WTO

Соглашение состоит из преамбулы, в общей форме повторяющей преамбулу ГАТТ, 16 статей и четырех приложений, содержащих правовые инструменты ВТО.

Соглашение предусматривает создание единой многосторонней структуры для реализации 56 правовых документов, составляющих правовую систему ВТО. Статья II Соглашения устанавливает, что правовые документы, названных в приложениях 1, 2, 3 являются неотъемлемыми частями Соглашения, их положения создают права и обязанности для всех членов ВТО.

Страны, присоединившиеся к ВТО, должны принять их без каких-либо изъятий и исключений и обязаны привести свое национальное законодательство в соответствие с нормами этих документов. Приложение 4 содержит Соглашение о торговле гражданской авиатехникой и Соглашение о правительственных закупках, создающие обязательства только для стран их подписавших.

Функции ВТО определены в статье III Соглашения как содействие выполнению и применению правовых документов ВТО; организация переговоров между ее членами по вопросам многосторонних торговых отношений; обеспечение функционирования механизма периодического обзора торговой политики членов ВТО и выполнение Договоренности о правилах и процедурах разрешения споров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *