Территориальная зона земельного участка

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты (п.8 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон.

В соответствии с п.7 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальные зоны – зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Под градостроительными регламентами понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с ч.4 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

Нахождение земельного участка в нескольких территориальных зонах создает неопределенность его правового режима, и является основанием для признания Правил землепользования и застройки в этой части недействующими.

Что такое территориальная зона земельного участка и как ее узнать?

В процессе выбора земельного участка стоит обратить внимание на такой параметр, как территориальная зона земельного участка. Именно на ее основе определяется вид разрешенного использования участка и возможности его застройки конкретными объектами.

Территориальные зоны земельных участков: понятие и законодательство

Согласно Градостроительному кодексу, территориальная зона – это территория, для которой определены границы, и в отношении нее действуют установленные градостроительные регламенты. Каждый участок относится к одной определенной территориальной зоне.

Такие зоны выделяются на основании территориального планирования в целях установки градостроительных регламентов. Именно градостроительными регламентами определяются различные виды разрешенного использования для каждой территориальной зоны, а также строительные нормативы и правила реконструкции капитальных объектов.

В 9 статье Градостроительного кодекса содержатся базовые цели планирования:

  1. Определение территориального планирования на основании комплекса социально-экономических, экологических и прочих факторов.
  2. Устойчивое развитие территории.
  3. Развитие инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры.
  4. Учет интересов жителей.

Ст.85 Земельного кодекса освещает основные отличительные признаки территориальной зоны:

  • необходимость учета ее расположения и развития;
  • четкие границы;
  • возможность сочетания нескольких видов разрешенного использования в пределах одной зоны;
  • установленные градостроительные регламенты являются основой правового режима;
  • отсутствие возможности причинить вред объектам капитального строительства.

Документация в отношении территориальных зон земельных участков оформляется в графическом виде как карта или план объекта землеустройства. Каждый цвет на данной карте соответствует определенной территориальной зоне. Карту всегда дополняет пояснительная записка в виде текстовой формы, которая содержит размер, границы объектов, а также прочие характеристики.

Схема с указанием территориальных зон вносится на публичную кадастровую карту. За подготовку карт отвечают кадастровые инженеры.

Виды зон

В процессе градостроительного зонирования территории специалистами могут выделяться следующие территориальные зоны:

  • жилые;
  • общественно-деловые;
  • производственные;
  • зоны инженерной и транспортной инфраструктуры;
  • сельскохозяйственного использования;
  • рекреационного назначения;
  • зоны особо охраняемых территорий;
  • специального назначения;
  • размещения военных объектов;
  • в муниципалитетах могут выделяться иные виды территориальных зон, исходя из специфики местности.

Выше представлена общая классификация территориальных зон. В свою очередь, в пределах каждой из них могут выделяться подвиды. Так, в составе жилых зон могут находиться зоны под застройку:

  • индивидуальными жилыми домами;
  • малоэтажными домами;
  • среднеэтажными;
  • многоэтажными.

Также в жилых зонах допускается не только строительство домов для проживания, но и объектов социального, коммунально-бытового назначения, здравоохранения (больниц и поликлиник), образования (школ, детских садов и пр.), культовых зданий (церквей), стоянок автотранспорта, гаражей. При этом не разрешается строить промышленные здания и сооружения, которые негативно влияют на окружающую среду.

В Градостроительном кодексе РФ прописаны основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования участков и капитальных объектов. Вспомогательные виды обычно дополняют основные и условно разрешенные виды разрешенного использования участков.

В таблице приведено целевое предназначение различных земельных участков с учетом их территориальной зоны.

Наименование территориальной зоны Код Целевое использование
Жилая Ж для застройки жилыми домами, размещения объектов инфраструктуры, территории СНТ и ДНТ
Общественно-деловые зоны Д для размещения торговых объектов, административных зданий, объектов образования и здравоохранения и пр.
Производственные П для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов
Зоны инженерной и транспортной инфраструктуры И,Т для размещения коммуникаций ж/д, автомобильного, воздушного, речного, морского и трубопроводного транспорта
Рекреационные зоны Р для организации отдыха населения – лесные зоны, сады, парки, лесопарки, пляжи, оздоровительные и спортивные объекты и пр.
Зоны сельскохозяйственного использования С для размещения пашни, виноградников, садов, огородов, сенокосов и пастбищ, питомников, теплиц и прочих объектов для выращивания с/х культур и животноводства
Зоны специального назначения К зоны для размещения кладбищ, свалок, крематориев, мемориальных парков
Зоны военных объектов, иные зоны режимных территорий КЗ зоны для размещения военных и иных режимных объектов: полигонов и пр.

Как узнать территориальную зону земельного участка

Для того чтобы узнать, к какой территориальной зоне отнесен земельный участок, можно воспользоваться несколькими вариантами:

  1. Найти градостроительный план муниципального образования. Территориальные зоны, которые выделены в поселении, должны обозначаться на картах градостроительного зонирования.
  2. Подать официальный запрос в Росреестр для получения необходимой информации. Для этого нужно обратиться в территориальное отделение ведомства либо в МФЦ.
  3. Найти информацию на публичной кадастровой карте от Росреестра, которая общедоступна всем заинтересованным лицам.

Рассмотрим последний вариант более подробно, так он позволяет получить нужные сведения не выходя из дома. Для того, чтобы узнать территориальную зону участка, требуется:

  1. Открыть публичную кадастровую карту, расположенную по адресу https://pkk5.rosreestr.ru/
  2. В поисковой строке прописать кадастровый номер или адрес земельного участка.
  3. На карте появятся официальные границы земельного участка на фоне остальных объектов недвижимости.
  4. Для того, чтобы узнать территориальную зону, требуется в левом верхнем углу поисковой строки изменить критерий поиска с «участки» на «территориальные зоны», а затем кликнуть в пределах границ земельного участка.
  5. В специальном информационном окне появятся сведения о территориальной зоне, в которой находится участок, а также ее код (например, ж – жилая).

Если требуется поменять зону земельного участка

При изменении разрешенного использования земельного участка необходимо внести правки в информацию из реестра. Эту процедуру требуется пройти собственникам участка в том случае, если в реестре ЕГРН содержатся сведения о территориальной зоне, к которой отнесен участок.

Решение о внесении изменений в территориальное зонирование и поправок в разрешенное использование земельных участков сам собственник принимать не вправе. Подобные правки вносятся на основании градостроительного регламента либо акта органа государственной или муниципальной власти.

Для внесения изменений требуется обратиться в территориальное отделение Росреестра с заявлением о государственном кадастровом учете изменений. К заявлению прилагается:

  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • доверенность на представление интересов заявителя, заверенная нотариально;
  • документ, подтверждающий статус собственника (выписка из ЕГРН или ЕГРП, свидетельство о собственности и пр.).

Информация в реестр вносится на бесплатной основе и госпошлину платить не нужно.

Если же в кадастре нет сведений об установленных границах территориальных зон, то к указанному комплекту документов дополнительно прикладывается:

  • выписка из Правил землепользования и застройки, на которой отображены границы участка в границах территориальной зоны и указанным перечнем видов разрешенного использования;
  • заключение от органов местного самоуправления или муниципальных властей об отнесении участка к соответствующей территориальной зоне, содержащее сведения о градостроительном зонировании, в соответствии с которым утверждена данная территориальная зона; документ должен позволять четко идентифицировать земельный участок и содержать его кадастровый номер, адрес и площадь.

Важно! Если собственник земельного участка не предоставит указанные документы, то отказать в предоставлении госуслуги ему не могут. Сотрудники Росреестра обязаны сами запросить недостающую информацию по каналам межведомственного обмена.

Таким образом, территориальная зона земельного участка – это важная характеристика участка, которая определяет его возможное использование и варианты застройки. Она определяется на основании градостроительного плана, который действует на территории муниципального образования. Для того, чтобы узнать, к какой территориальной зоне принадлежит участок, необходимо обратиться в Росреестр с запросом, изучить градостроительный план муниципального образования либо воспользоваться функционалом публичной кадастровой карты. Для изменения территориальной зоны необходимо обратиться с заявлением в Росреестр.

Права землепользователя в споре о зоне

Сегодня во многих муниципальных образованиях приняты правила землепользования и застройки – документ градостроительного зонирования, в котором в соответствии с п. 8 ст. 1 ГрК РФ устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты.

Нередко принятие или изменение этого документа нарушает или существенного ограничивает права землепользователей, что порождает определенные споры, некоторые из которых будут рассмотрены в настоящей статье.

Понятие зонирования.

Разберемся в понятиях. Понятие «зонирование» далеко не новое. Еще в п. 4 ст. 6 ныне не действующего Закона РФ от 14.07.1992 № 3295-1 «Об основах градостроительства в Российской Федерации» было указано, что генеральный план территории является основным юридическим документом, определяющим в интересах населения условия проживания, направления и границы территориального развития, функциональное зонирование, застройку и благоустройство территории, сохранение историко-культурного и природного наследия. В статье 1 прежней редакции ГрК РФ, действовавшей до 01.07.2006, под зонированием понималось деление территории на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование.

В соответствии с действующим ГрК РФ (п. 6 ст. 1) градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Таким образом, результатом зонирования является определение границ территориальных зон, для каждой из которых правилами землепользования и застройки устанавливаются градостроительные регламенты.

В градостроительном регламенте указываются виды разрешенного использования земельных участков, их предельные размеры и параметры разрешенного строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).

Проблема определения границ территориальных зон.

В соответствии с п. 4 ст. 30 ГрК РФ и п. 2 ст. 85 ЗК РФ каждый земельный участок должен принадлежать только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Последствием нахождения образованного земельного участка в нескольких территориальных зонах является отказ в постановке такого участка на кадастровый учет. В качестве примера можно привести Постановление ФАС СЗО от 03.12.2012 по делу № А13-18150/2011, в котором суд указал следующее: два земельных участка, образованные в результате раздела, были расположены в двух территориальных зонах: П-1 (зона размещения производственных объектов I – II класса опасности) и С-3 (зеленые насаждения специального назначения). Поскольку представленный межевой план о земельных участках, образуемых в результате раздела, не соответствовал требованиям ГрК РФ, кадастровая палата на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) правомерно отказала в кадастровом учете названных участков.

В некоторых случаях изначально установить факт того, что образованный земельный участок находится в нескольких территориальных зонах, не представляется возможным, так как далеко не всегда происходит определение границ территориальных зон.

Дело в том, что, принимая правила землепользования и застройки, муниципальные власти забывают, что необходимо также определить местоположение границ территориальных зон и предоставить такие сведения в орган кадастрового учета.

Данная обязанность вытекает из положений ч. 2 ст. 30 ГрК РФ, согласно которым правила землепользования и застройки включают в себя в том числе карту градостроительного зонирования. В соответствии с ч. 4 ст. 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. В силу ч. 2 ст. 1 Закона о кадастре государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений, в том числе о территориальных зонах, в него вносятся сведения о таких зонах, в том числе индивидуальные обозначения и описание местоположения границ территориальных зон (ст. 10 данного закона).

Эти сведения орган местного самоуправления в срок не более десяти рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, которым устанавливается или изменяется территориальная зона, представляет в орган кадастрового учета (ч. 6 ст. 15 Закона о кадастре).

Указанные сведения подаются путем предоставления выписки из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат (п. 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости .)

Таким образом, из указанных выше взаимосвязанных положений действующего законодательства следует, что орган местного самоуправления обязан в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правил землепользования и застройки (изменений в них) представить в орган кадастрового учета выписку из раздела правил землепользования и застройки, содержащую описание местоположения границы территориальной зоны.

Исполнение данной обязанности имеет большое значение для землепользователей, так как в противном случае возникают проблемы с изменением вида разрешенного использования принадлежащих им земельных участков. Приведем в качестве примера Апелляционное определение Тульского областного суда от 26.04.2012 по делу № 33-1082: собственники земельного участка обратились в кадастровую палату с заявлением об изменении разрешенного использования земельного участка, но получили отказ, мотивированный отсутствием документа, устанавливающего вид разрешенного использования земельного участка. Отказ в государственном кадастровом учете был обжалован собственниками земельного участка в суде. Тот решил, что только градострои­тельного регламента с разделением территории на зоны недостаточно для осуществления кадастрового учета недвижимости. Органом местного самоуправления в орган кадастрового учета не передавались сведения о координатах границ территориальных зон, в том числе зоны, в которой был расположен земельный участок. Указанное обстоятельство не позволило органу кадастрового учета определить, в пределах какой территориальной зоны располагался земельный участок, какие виды разрешенного использования были предусмотрены для данной зоны.

Поскольку на орган кадастрового учета не возложена обязанность по сбору необходимых документов, отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка был признан судом обоснованным.

Выходом из сложившийся ситуации является обращение в суд с требованием о признании бездействия органа муниципальной власти незаконным и обязании его передать сведения о координатах территориальных зон в орган кадастрового учета.

Например, из Постановления ФАС ВВО от 28.12.2011 по делу № А39-1025/2011 следует, что организация приняла решение об изменении разрешенного вида использования земельного участка и обратилась в кадастровую палату с соответствующим заявлением. В ответ кадастровая палата сообщила о невозможности внесения изменения в связи с отсутствием сведений о координатах характерных точек границ территориальных зон и обо всех допустимых видах разрешенного использования земельных участков, входящих в состав таких зон, поскольку указанные сведения не были переданы в его распоряжение администрацией.

Суд установил, что администрация, располагая необходимой информацией, не представила сведения в кадастровую палату. В результате бездействие администрации (по неисполнению Закона о кадастре и Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости) было признано незаконным и нарушающим права и законные интересы организации. Суд обязал администрацию в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу предоставить в орган кадастрового учета соответствующие сведения.

Аналогичные выводы содержатся в Апелляционном определении ВС Республики Мордовия от 24.07.2012 по делу № 33-1285/57, Решении Апелляционного суда Пензенской области от 29.10.2012 по делу № А49-7088/2012 и др.

Нарушения прав при установлении и изменении территориальных зон.

Известно, что землепользователи имеют право осуществлять строительство на земельном участке в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием при соблюдении требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (ст. 40 и 41 ЗК РФ). Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков.

В некоторых случаях изменение территориальных зон существенно затрагивает права землепользователей, так как они не могут использовать земельный участок по планируемому ранее назначению. В качестве примера можно привести Постановление ФАС МО от 30.11.2010 № КА-А40/14394-10 по делу № А41-19917/10, в котором заявитель требовал признать решение городской думы не соответствующим Земельному и Градостроительному кодексам и не действующим в части изменения зоны Ц-3 на зону Р-2 в отношении принадлежащего ему земельного участка.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что дума своим решением изменила вид территориального зонирования земельного участка, в границах которого находился участок, предоставленный заявителю для строительства здания. В результате вместо ранее установленной зоны Ц-3 (зона предприятия обслуживания населения местного (районного) значения) спорный земельный участок был определен как зона парков, бульваров, набережных (Р-2).

Суд при разрешении спора исходил из следующего. Согласно ч. 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Аналогичные положения содержатся в п. 3 ст. 209 ГК РФ. Изменение градостроительной документации, включая право на изменение зонирования, не должно вступать в противоречие с требованиями ст. 34 ГрК РФ и нарушать права собственника (землепользователя) земельного участка. Изменив назначение зоны Ц-3 на Р-2, дума не приняла во внимание существующего порядка землепользования и фактически исключила возможность использования спорного земельного участка по назначению (строительство здания), тем самым нарушив указанные положения закона.

Схожий спор рассматривался в Постановлении ФАС ПО от 24.05.2012 по делу № А55-10950/2011. Гордума изменила вид территориального зонирования земельного участка, в границах которого находился участок, предоставленный организации для строительства универсального магазина, – вместо ранее определенных зон Ц-2 (зона деловых и коммерческих предприятий общегородского и регионального значения) и Ц-3 (зона предприятий обслуживания населения местного (районного) значения) часть зон была изменена на зону Р-2 (зона парков, бульваров, набережных). Суд указал, что решение думы привело к нарушению прав организации, связанных с землепользованием, поскольку повлекло невозможность строительства магазина на ранее выделенном земельном участке.

Определением ВАС РФ от 28.09.2012 № ВАС-12092/12 было отказано в передаче дела № А55-10950/2011 в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора постановления ФАС ПО. Коллегия судей ВАС указала, что в данном деле не было установлено нарушений норм права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов.

Однако в свежем Определении от 01.04.2013 № ВАС-136/13 было решено передать схожее дело на рассмотрение Президиума ВАС. В данном случае организации принадлежали земельные участки, в отношении которых была установлена зона Ц-1 (зона деловых и коммерческих предприятий в границах исторической части центрального района). В целях проектирования и строительства на них административно-гостиничного комплекса фирма обратилась в Департамент строительства и архитектуры за выдачей градостроительного плана земельного участка. В соответствии с градостроительным регламентом она разработала инвестиционный проект по строительству административно-гостиничного комплекса, понеся затраты на выполнение инженерно-геологических изысканий, предпроектных работ и т. д.

Решением гордумы зона Ц-1 (зона деловых и коммерческих предприятий в границах исторической части центрального района) была изменена на зону Р-2. Организация, сославшись на изменение разрешенного использования земельных участков (зона Р-2 не предусматривала ни открытых автостоянок, ни жилых и нежилых офисных зданий и гостиниц), настаивала на том, что отдельные положения нормативного правового акта гордумы не соответствуют закону, нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают препятствия для осуществления такой деятельности.

Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил. ФАС ПО (Постановление от 13.11.2012 по делу № А55-23145/2010) поддержал мнение нижестоящей инстанции. А вот коллегия ВАС решила передать указанное дело на рассмотрение в Президиум ВАС.

В Определении от 01.04.2013 № ВАС-136/13 судьи признали, что принятие думой решения после получения организацией генерального плана земельного участка является нарушением прав собственника земельного участка, поскольку лишает его возможности дальнейшего использования земли для строительства объектов недвижимости. Однако в силу ст. 51 ГрК РФ основанием для начала строительства объекта недвижимости служит разрешение на строительство. На момент рассмотрения спора у организации отсутствовало разрешение на строительство административно-гостиничного комплекса. Намерение фирмы осуществить строительство и получение для этого ГПЗУ не являлось основанием для признания решения думы противоречащим ГрК РФ и ЗК РФ и нарушающим права организации.

Ошибочным является и вывод судов о том, что принятие изменений создает препятствия для дальнейшей эксплуатации автостоянок. Положениями п. 8 ст. 36 ГрК РФ предусмотрено, что

земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменено территориальное зонирование и, соответственно, вид разрешенного использования, у собственника земельного участка сохраняется возможность продолжать использование земельного участка, имевшее место до такого изменения.

Согласится ли с такой позицией Президиум ВАС, покажет время. Однако уже сейчас можно сделать вывод, что представленный подход радости землепользователям не доставит, ибо позволяет представительным органам местного самоуправления при принятии (изменении) правил землепользования и застройки не считаться с законными интересами землепользователей на предмет существующего или планируемого (до принятия, изменения указанных правил) использования принадлежащих им земельных участков.

Ссылки

Утверждено Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 618 «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости».

Согласно данным официального сайта ВАС (http://kad.arbitr.ru) это судебное решение вступило в законную силу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *