Теоретики и практики

Итоговый тест по разделу «Сознание и познание», 10 класс

Итоговый тест по разделу «Сознание и познание», 10 класс

Вариант 1

1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Наблюдение, эксперимент, метод познания, анкетирование, интервьюирование.

2. Учёные изучают социальную структуру современного общества. Какие методы, отличающие научное познание от других видов познавательной деятельности, могут ими применяться?

1) моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономической неустойчивости

2) выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов

3) сбор статистических данных путём анкетирования

4) разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей

5) описание случаев социальной дифференциации населения

6) оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости

3. Выберите среди предложенного социальные факты, содержащие проявление важнейших социальных потребностей личности.

1) В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела.

2) Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями.

3) Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых учёных.

4) Каждую последнюю субботу месяца профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки.

5) Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы надеваем варежки, тёплые сапоги и куртки.

4. Владимир работает в биологическом исследовательском институте. Какие из приведенных фактов свидетельствуют о том, что он занимается научной деятельностью? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) регулярно посещает библиотеку

2) руководит комиссией по аттестации сотрудников института

3) анализирует публикации по проблемам развития биологии

4) ведет эксперимент в области молекулярной биологии

5) состоит членом профсоюзной организации института

6) выступил с докладом о результатах своей деятельности на симпозиуме ученых

5. Учёный биолог Петров изучает роль ядовитых грибов в жизни леса. Выберите из приведённого перечня эмпирические методы исследования, используемые Петровым. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Выдвинул гипотезу о защитных функциях ядовитых грибов по отношению к некоторым видам растений.

2) Установил в лаборатории химический состав нескольких видов ядовитых грибов Подмосковья.

3) Изготовил модель развития грибницы в различных природных условиях.

4) Подготовил список основной литературы по изучаемой проблеме.

5) Подготовил иллюстрированный атлас с описанием наиболее распространённых видов ядовитых грибов.

6) Зафиксировал с помощью видеозаписи ареал распространения основных видов ядовитых грибов Подмосковья.

6. Группа астрономов-любителей разработала свою теорию происхождения Вселенной. Профессиональные астрономы не признали эту теорию научной. Какие из приведённых ниже оснований могли стать причиной такой профессиональной оценки? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) теорию разработали любители

2) теория не подтверждается практикой

3) выводы разработчиков нелогичны

4) теория опровергает принятые в науке представления

5) основные положения теории не обоснованны

6) разработчики теории рассматривают участие сверхъестественных сил

7. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Список терминов:

2) личность

3) мотивы

4) Я-концепция

5) антропосоциогенез

6) поведенческий комплекс

7) эволюция

8) исследование

9) объект

8. Установите соответствие:

Положение

Вид познания

1.общество – это многоголовая гидра, пожирающая человеческую индивидуальность

А) научное

2. для человека всегда важнее личная жизнь, чем общественная

Б) обыденное

3. общество – это сложная динамичная система, все компоненты которой тесно взаимосвязаны

В) художественное

4. одной из функций семьи является социализация подрастающих поколений

9.Прочитайте текст и вставьте слова из списка :

А) вопрос б) предмет в) проблема г) метод д) схема е) теория ж) язык з) субъект и) причина

10.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием

» истина»: отражение действительности, знание, конкретность, зависимость от человека, процесс. Найдите лишний термин и укажите его.

11. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго.

ВИД ИСТИНЫ

1. Достоверное знание, не зависящее от мнений и пристрастий людей

А. Объективная истина

2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире

Б. Относительная истина

3. Знание, дающее приблизительное и неполное отражение действительности

В. Абсолютная истина

4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент

5. Информация, соответствующая действительному положению вещей

12 .В приведенном списке найдите методы теоретического уровня познания, запишите цифры в порядке возрастания:1.наблюдение 2. аналогия 3. измерение 4.абстрагирование 5.эксперимент 6.фиксация опытных данных моделирование 7. выявление законов и создание научных теорий

13. В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира? Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности этой формы познания.

14. На основе обществоведческих знаний и знания других школьных дисциплин покажите, в чем проявляется сложность познания объективного мира. (Назовите три проявления).

15. Известный конструктор железнодорожных мостов Брант долго искал решение задачи — перебросить мост через достаточно широкую и чрезвычайно глубокую пропасть. О возведении опор на дне пропасти или по её краям не могло быть и речи. Измученный тщетными поисками решения, он вышел во двор подышать свежим воздухом. Была осень, и в воздухе носились тонкие осенние паутинки. Одна из них прилипла на лицо изобретателя. Не переставая думать о своей задаче, он машинально стал снимать прочно зацепившуюся и прилипшую к щеке паутинку. И тут внезапно мелькнула мысль: если паук способен перекинуть паутинку-мост через глубокую и широкую для него пропасть, то посредством подобных же тонких нитей, неизмеримо более прочных (стальных), человек мог бы перебросить мост через пропасть? О каком уровне научного познания идёт речь в данном отрывке? Какие формы научного познания описаны в тексте? Перечислите два метода научного познания, используемые Брантом.

16. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о методах эмпирического познания, и одно предложение, раскрывающее сущность рационального познания.

17. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах представления истины, и одно предложение, раскрывающее объективный характер истины.

18. «Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действиями. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь». (И. Гете) О каком познании ведет речь Гете? Какие методы предлагает автор, которые помогут человеку познавать себя?

19. Назовите два любых отличия учебного познания от научного и проиллюстрируйте каждое на примерах.

20.Составить план по теме: Социальное познание и его специфика.

Итоговый тест по разделу «Сознание и познание», 10 класс

Вариант 2

1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Ощущение, представление, суждение, восприятие, форма познания.

2.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием

» истина»: отражение действительности, знание, конкретность, зависимость от человека, процесс. Найдите лишний термин и укажите его.

3. Члены «Клуба любителей древностей», посетив раскопки ряда древних городищ, выдвинули собственную версию их возникновения. Однако профессиональное сообщество археологов и историков признало данную версию ненаучной. Какие из приведённых ниже оснований могли стать основой такой оценки ученых?

1) версия опровергала положения, принятые в науке

2) выводы членов клуба не имели логических обоснований

3) предположения любителей древностей не получили практического подтверждения

4) версия содержала положения, опирающиеся на веру и не имеющие доказательств

5) участники раскопок, археологи и историки, не являются членами клуба

6) разработчики версии признают вмешательство неземного разума

4. Ученик выполнял проект по биологии. Какие признаки свидетельствуют о том, что он использовал эмпирические методы познания? Выберите из приведённого ниже списка данные методы познания и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) разработал модель экосистемы

2) проводил наблюдения в полевых условиях

3) изучил литературу по проблеме исследования

4) использовал школьную лабораторию для проведения опытов

5) перед началом исследования выдвинул рабочую гипотезу, которая получила подтверждение

6) описал ряд случаев, до этого не фигурировавших в литературе

5. Ученые лаборатории ведут исследования в области физики твердого тела. Какие черты отличают научное познание от других видов познавательной деятельности? Выберите из приведенного перечня нужные позиции и запишите цифры, под которыми указаны.

1) опора на данные наблюдений

2) экспериментальное подтверждение выводов

3) учет накопленного опыта

4) использование форм рационального познания

5) разработка обоснованных теорий

6) применение строго определенных понятий

6. Студент Пётр Иванов готовится к сдаче экзамена. Выберите из предложенного перечня ситуации, в которых он выступал как субъект познавательной деятельности. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Выбрал учебные пособия для подготовки.

2) Сильно волновался в ночь перед экзаменом.

3) Забыл прийти на предэкзаменационную консультацию.

4) Подготовил краткие конспекты по основным вопросам.

5) С одногруппниками вслух проговорил ключевые положения каждого ответа.

6) Чтобы снять стресс, слушал накануне экзамена лёгкую инструментальную музыку.

7. Найдите в приведённом ниже списке признаки искусства как формы (области) духовной культуры. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) познание мира с помощью слова, цвета и звука

2) значимость художественного вымысла

3) образность и наглядность

4) получение достоверной картины мира

5) изучение закономерностей развития мира

6) объективность отражения реального мира

8. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Список терминов:

2) рациональное познание

3) эмоциональное

4) представление

5) познание

6) суждение

7) теоретическое

8) чувственное познание

9) смысл

9.Установите соответствие:

Метод научного познания

Уровень научного познания

А) эксперимент

1.Теоретический

Б) математическое моделирование

2.Эмпирический

В) наблюдение

Г) анализ

10.Соотнесите понятие и определение:

понятие

определение

1. Проблема

А) высшая, самая развитая форма организации научных знаний, систематизированное обобщенное знание

2. Гипотеза

Б) форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать, вопрос,

требующий ответа

3. Теория

В) предполагаемое решение проблемы, предположение, догадка

11. Найдите в приведённом ниже списке отличительные характеристики социального познания и выпишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания:

  1. рациональное

  2. религиозное

  3. мифологическое

  4. научное

  5. чувственное

12.Как-то А. Эйнштейн с женой посетили крупную американскую обсерваторию. Осматривая телескоп, имеющий зеркало диаметром 2,5 метра, жена учёного поинтересовалась предназначением столь грандиозного прибора. Директор пояснил, что этот инструмент необходим, чтобы узнать строение Вселенной. «А мой муж обычно делает это на обороте старого конверта»,- сказала супруга учёного.

О каких методах научного исследования идёт речь в данном фрагменте. Кратко охарактеризуйте их.

13. На основе обществоведческих знаний и знания других школьных дисциплин покажите, в чем проявляется сложность социального познания . (Назовите три проявления).

14. Долгое время люди считали, что Земля плоская. Чем это представление является с точки зрения современных научных взглядов: относительной истиной или заблуждением? Поясните свой ответ и приведите по одному примеру заблуждения и относительной истины в познании мира.

15. Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда он, изучив описания, составленные предшественниками, предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив между материком и архипелагом Огненная Земля. О каких уровнях научного познания идёт речь в данном отрывке? Укажите формы знания в каждом из них. Перечислите три метода научного познания, используемые Магелланом.

16. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного познания, и одно предложение, раскрывающее особенности обыденного познания.

17. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об абсолютной истине, и одно предложение, раскрывающее взаимосвязь абсолютной и относительной истины.

18. В чем состоит специфика социального познания? Ответ аргументируйте на основе трех оснований.

19. «Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действиями. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь». (И. Гете) О каком познании ведет речь Гете? Какие методы предлагает автор, которые помогут человеку познавать себя?

20. Составить план по теме:

Познание – процесс духовного освоения человеком материального мира.

извечный спор

Смотреть что такое «извечный спор» в других словарях:

  • спор — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? спора и спору, чему? спору, (вижу) что? спор, чем? спором, о чём? о споре; мн. что? споры, (нет) чего? споров, чему? спорам, (вижу) что? споры, чем? спорами, о чём? о спорах 1. Спор это взаимное… … Толковый словарь Дмитриева

  • ИЗВЕЧНЫЙ — ИЗВЕЧНЫЙ, извечная, извечное; извечен, извечна, извечно (книжн. устар.). Исконный, стародавний. Извечный вопрос. Извечный спор. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • спор — горячий (Авсеенко); жаркий (П.Я.); злобный (Фруг); мятежный (Фет) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон . А. Л. Зеленецкий. 1913. спор О времени, продолжительности спора.… … Словарь эпитетов

  • ИЗВЕЧНЫЙ — ИЗВЕЧНЫЙ, ая, ое; чен, чна (книжн.). С давних времён существующий. Извечные проблемы. И. спор. | сущ. извечность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • извечный — ая, ое; чен, чна, чно. Существующий с самого начала; существующий всегда. Извечна ли жизнь на земле? Вселенная извечна. // Очень давний; исконный. И. вопрос: для чего мы живём? И. спор. Цыгане и ые кочевники. И ые мечты. ◁ Извечно, нареч. И. так… … Энциклопедический словарь

  • извечный — ая, ое; чен, чна, чно. см. тж. извечно, извечность а) Существующий с самого начала; существующий всегда. Извечна ли жизнь на земле? Вселенная извечна. б) отт. Очень давний; исконный. Изве/чный вопрос: для чего мы живём? … Словарь многих выражений

  • вечный и извечный — Вопрос Как правильно: вечный или извечный вопрос? Прилагательные вечный и извечный паронимы, у них общий корень век. Слово вечный имеет следующие значения: 1) бесконечный во времени, не имеющий ни начала, ни конца. Вечная материя. Вечная… … Словарь трудностей русского языка

  • способный — прил., употр. очень часто Морфология: способен, способна, способно, способны; способнее 1. Если кто либо способен что либо делать, это означает, что он обладает каким либо физиологическим свойством. Кто либо способен прыгать. | Я способен не… … Толковый словарь Дмитриева

  • славянофил — а; м. Сторонник славянофильства. Прослыть славянофилом. Взгляды, воззрения славянофилов. Извечный спор славянофилов и западников. ◁ Славянофилка, и; мн. род. лок, дат. лкам; ж … Энциклопедический словарь

  • славянофил — а; (от сл. славянский и греч. philéō люблю); м. см. тж. славянофилка Сторонник славянофильства. Прослыть славянофилом. Взгляды, воззрения славянофилов. Извечный спор славянофилов и западников … Словарь многих выражений

  • защитные сооружения — от наводнений. Защитные сооружения от наводнений. защитные сооружения (официально — сооружения защиты Ленинграда от наводнений), гидротехнический комплекс, возводимый на границе Невской губы и Финского залива для предотвращения нагонных… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Теория без практики мертва, практика без теории слепа

Хорошо известно, что всякое «новое» – это хорошо забытое «старое». В.И.Вернадский писал: «В истории науки мы постоянно наблюдаем, что та или иная мысль проходит незамеченной более или менее продолжительное время, но затем при новых внешних условиях вдруг раскрывает перед нами неисчерпаемое влияние. Необходимо учитывать условия внешней социальной среды, настроения и привычки мыслящих людей».

Таким «хорошо забытым новым» сегодня являются фундаментальные идеи школы Русского Космизма.

Почему это так?

В начале XXI века Человечество оказалось на Великом Переломе – переходе Планеты Земля в качественно новое космо-геологическое состояние, сопровождаемое сменой мировых цивилизаций. Индустриальная цивилизация переживает фазу заката, что ознаменовалось кластером глобальных циклических кризисов.

Ученые, эксперты, политики и бизнесмены, руководствующиеся во многом устаревшей индустриальной парадигмой, оказались не в состоянии правильно диагностировать пространственно-временные масштабы кризиса и предложить эффективную стратегию их преодоления.

Известно много «диагнозов» – причин мирового кризиса. Среди них, как правило, выделяют:

  • чрезмерную антропогенную нагрузку, ведущую к экологической катастрофе и требующую контроля динамики народонаселения и ресурсопотребления;
  • экспансию транснациональных корпораций, породившую нищету, голод, безработицу.

Однако, эти факторы лишь следствия более глубоких причин.

Глобальный кризис, фундаментальные противоречия и замысел Русской научной школы

Фиксируем, что современный мир переживает системный многомерный кризис. Его проекциями являются космопланетарный, климатический, духовный, экологический, технологический, продовольственный, энергетический, валютно-финансовый, демографический, научно-образовательный, кризис Человека и хрематического мира им созданного. Все они являются следствием определенных противоречий. Что они представляют?

Во-первых, противоречие между пространственной ограниченностью Земли, ее ресурсов и необходимостью сохранения развития Человечества в неограниченной перспективе;

Во-вторых, противоречие между смертностью индивидуума и геологической вечностью Жизни как космопланетарного явления.

Выдающиеся представители Русской научной школы

Что такое мировые философско-научные школы и как они видят будущее Человека и Общее Дело Человечества?

В мире существует много различных философских и научных школ.

И все они по-своему отвечают на волнующие человека вопросы. Среди них можно выделить два принципиальных:

1.Как конкретная школа представляет себе будущее Человека и Человечества в целом?

2.Достижение каких целей школа предлагает в качестве Общего Дела Человечества?

Ответы на эти вопросы служат одним из оснований для выделения мировых школ. Среди них, прежде всего, три:

Рассмотрим, как каждая из них отвечает на фундаментальные вопросы.

Западная научная школа дает свой ответ, опираясь на открытые физикой за последние 300 лет законы сохранения (массы, силы, энергии и др.), справедливые для замкнутых (по потокам энергии) систем, к которым, как известно, живые системы (в том числе Человек и Человечество) не относятся. Опираясь на эти законы, Западная научная школа рассматривает глобальную систему как замкнутую, ресурсы которой по мере роста численности населения истощаются и достигают предела, и поэтому видит будущее Человечества в ограничении пределов роста народонаселения. В качестве Общего Дела Человечества предлагается – контроль динамики роста народонаселения в целях защиты окружающей среды от чрезмерной антропогенной нагрузки. Этот глобальный контроль реализуется стратегией «нулевого» роста, иначе называемой стратегией «золотого» миллиарда или, как теперь стали говорить, – стратегией «600 000», порождающий, на наш взгляд, глобальный пространственно-временной разрыв между «элементами» мировой системы, а значит и глобальный кризис.

Восточная философская школа не накладывает ограничений на пределы роста. Она основана на вере – уверенности в том, что будущее в Вечной Жизни на Земле и в Космосе. При этом в качестве Общего Дела видит всеобщее соблюдение догматов и конкретных «практик», способствующих, по их мнению, Вечной жизни на Земле и Космосе.

Русская философско-научная школа (иначе называемая Русским Космизмом) соединяет в себе лучшие черты Западной и Восточной мировых школ. Она дает свой ответ, соединяя Веру, Знание, Понимание и Умение делать, опираясь на общие законы открытых систем, выделяя среди них законы сохранения развития Жизни как космопланетарного явления. Жизнь – это такая форма организованности, смысл которой в борьбе с возрастанием энтропии (хаоса).

Русская научная школа видит будущее человека и Человечества в разрешении фундаментальных противоречий в пользу Развития Жизни, а Общее Дело Человечества – в борьбе со всеми формами возрастания энтропии посредством формирования Человека, способного и реализующего свою способность к творчеству во имя Развития Жизни во всех формах ее проявления.

Концепция устойчивого развития, остающаяся общепринятой после ее одобрения ООН в 1987 году, является скорее политической, чем научной и создана исключительно на основе представлений Западной научной школы, без учета ключевых идей и результатов других мировых школ, без учета беспрецедентного мирового кризиса, его космопланетарного масштаба, необходимости выработки стратегии преодоления Великого Перелома мысли Человечества, о котором говорили Русские Космисты, с целью перехода Человечества в новое качество – ноосферную цивилизацию устойчивого развития.

Без учета фундаментальных результатов Русской научной школы понятие «устойчивое развитие» превращается в вопрос: это миф или реальность?

В чем смысл этих результатов?

Возникновение школы Русского Космизма было своеобразным ответом русской научной мысли на вызов «о неизбежности тепловой смерти (конце) Вселенной», который был брошен мировому сообществу после рассмотрения Клаузиусом принципов сохранения энергии и роста энтропии. По существу, в поиске ответа на этот глобальный вызов и лежат работы Русского Космизма.

Первой из них была работа выдающегося мыслителя и философа Н.Федорова «Философия Общего Дела» (1875 г.), в которой утверждалось: «Человек только тогда станет Человеком, когда победит Смерть».

По существу, эта работа дала толчок поиску новых, альтернативных идей Развития Жизни как космического явления. В 1880 году выходит знаменитая работа С.А.Подолинского «Труд человека и его отношение к распределению энергии на нашей планете», где С.А.Подолинский показал, что «Человек является единственной известной в науке силой природы, которая определенными волевыми актами, называемыми трудом, способна увеличивать долю энергии Солнца, аккумулируемой на Земле. Умственный труд по природе своей космичен и представляет единственный путь, который с помощью более совершенных машин и технологий делает физический труд более производительным, увеличивает энергетический бюджет Человечества, уменьшает возрастание энтропии и устраняет угрозу конца Вселенной».

Работа С.А.Подолинского привлекла внимание К.Маркса и он попросил Ф.Энгельса подготовить отклик. К сожалению, Ф.Энгельс не имел возможности прочитать полный текст работы (более 100 стр.) и поэтому дал ответ на ее краткое изложение в Итальянской газете LaPlebe. Ф.Энгельс отметил, «что Подолинскому действительно принадлежит крупное открытие, заключающееся в том, что Человек подобно растениям накапливает энергию, а подобно животному – рассеивает». Однако, по словам Ф.Энгельса, «С.А.Подолинский спутал физическое с экономическим». Правда, в работе «Диалектика Природы» Ф.Энгельс пишет о том, что «нужно эту оценку пересмотреть». Мы тщательно проанализировали аргументы Ф.Энгельса и пришли к выводу: С.А.Подолинский был глубоко прав – мерой труда является физическая величина с размерностью энергия , а мерой производительности труда – мощность .

Во времена К.Маркса и Ф.Энгельса эти понятия были недостаточно развиты. Мы не стали бы на этом останавливаться, если бы мнение Ф.Энгельса не затормозило разработку фундаментальной экономической категории «труд» – субстанции стоимости в терминах универсальных величин. До сих пор некоторые известные экономисты, ссылаясь на Ф.Энгельса, считают, что труд нельзя измерять в единицах энергии. И это несмотря на то, что В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, П.Г.Кузнецов восхищались работой С.А.Подолинского.

Генеральный секретарь ООН еще в 1986 году связал определение «устойчивое развитие» с ростом свободной энергии на планете и, тем самым, фактически поддержал открытие С.А.Подолинского, сделанное за 100 лет до принятия в ООН концепции устойчивого развития. По существу, открытие С.А.Подолинского является фундаментальной основой устойчивого инновационного развития. Не принятие этой основы делает проблему устойчивого развития лишенной законных естественнонаучных оснований.

Одним из следствий закона роста энтропии является излучение планет. Естественно поставить вопрос: куда «исчезает» энергия, излучаемая планетами? Как она вновь начинает функционировать?

Без ответа на этот вопрос «не получается кругооборота». Это означает конечность движения, что противоречит постулату о неуничтожимости движения. Выход предложил выдающийся русский физик Н.А.Умов посредством введения в науку третьего закона термодинамики, показавшего существование в Природе процессов, направленных против роста энтропии. К сожалению, этот закон не был принят западными физиками.

Развитие идей вечности движения в Космосе содержатся в философских и научных работах гениального мыслителя К.Э.Циолковского, который, рассматривая взаимодействие диссипативных и антидиссипативных процессов во Вселенной, приходит к выводу об их обратимости и, как следствие, – вечной юности Вселенной в бесконечном Времени – Пространстве. Человечество еще не осознало этой гениальной догадки основателя мировой космонавтики, но каждый раз, сталкиваясь с очередным предсказанием «конца света», весьма полезно еще раз обратиться к наследию Великого ученого. Приведем две поучительные цитаты из работ К.Э.Циолковского:

1.»Первое, что мы можем сказать о Причине – это то, что она не только нечто высшее во Вселенной, но и то, что она не имеет ничего общего с веществом».

2.»Страшная ошибка Человечества – не отдавать половину или треть своих богатств на поддержку изобретателей, мыслителей и науку».

Открытие Великим Д.И.Менделеевым периодической системы химических элементов, по существу, показало, что сосуществует два взаимосвязанных движения – процесс диссипации (распада) и процесс антидиссипации (синтеза) химических элементов, образуя спиральное движение Вечной Жизни вещества во Времени и Пространстве, когда процесс распада сменяется процессом синтеза, образуя химическую основу циклического развития Вечной Жизни вещества во Вселенной.

К сожалению, по непонятным нам причинам в последние годы в западной научной литературе перестали упоминать имя Д.И.Менделеева в качестве автора периодической системы химических элементов.

В тоже время без периодического закона Вещества, открытого Д.И.Менделеевым, очень сложно дать обоснование закона циклического развития Живого Вещества на нашей планете и в Космосе.

По существу, описанию, анализу и синтезу эмпирических обобщений, лежащих в основе закона циклического развития Жизни Вещества, посвящены практически все работы выдающегося ученого, философа и мыслителя В.И.Вернадского. Анализируя и синтезируя биогеофизикохимический материал о явлениях космопланетарной жизни на протяжении всего времени ее существования, В.И.Вернадский делает эмпирические обобщения. Среди них:

1.Живое вещество – это открытая космопланетарная система. Она представляет собой «трансформатор и накопитель» космической (прежде всего солнечной) энергии.

2.Живое вещество – геологически вечный процесс, протекающий на Земле около 4 миллиардов лет. Науке неизвестны в геологической истории Земли факты абиогенеза, несмотря на множество катастроф различного масштаба. Все живое происходит от живого (принцип Рэди).

3.Основное различие Живого и Косного вещества заключается в противоположном направлении их эволюции: «Живое вещество увеличивает свободную энергию биосферы (первый биогеохимический принцип). Все природные процессы в области естественных косных тел – за исключением радиоактивности – уменьшают свободную энергию среды (биосферы)».

4.Взаимодействие Живого и Косного вещества под действием потока лучистой энергии обеспечивает космопланетарный цикл – кругооборот энергетических потоков (мощности), его геологическую вечность.

5.Живое вещество В.И.Вернадского объединяет все многообразие организмов и явлений космопланетарной Жизни, все ее формы на протяжении всей геологической истории нашей Планеты в Космосе. Живое вещество и Жизнь – понятия однопорядковые.

6.Трудность познания органической Жизни заключается в том, что Живое Вещество – это не столько тело, сколько процесс, космогеологический антидиссипативный волновой процесс перехода биосферы в ноосферу.

В этой связи В.И.Вернадский писал: «В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния цивилизационного Человечества на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера постепенно переходит в новое состояние – ноосферу. Это природный процесс, проявляющий себя как Закон Природы».

Существует ли физический принцип, который управляет этим процессом? Возможно ли найти такой закон движения живой системы, который действителен во всех формах ее проявления, как бы многообразны не были эти формы?

Ответ на эти вопросы дал выдающийся ученый Эрвин Бауэр (1890 – 1937 гг.). Он обосновал и предложил принцип существования живых систем, который он определяет как принцип устойчивой неравновесности.

Этот принцип гласит: «Все и только живые системы никогда не бывают в равновесии и исполняют за счет своей свободной энергии постоянную работу против равновесия». В качестве следствий из этого принципа «выводит» основные явления Жизни – обмен веществ, рост, размножение и другие.

Э.Бауэр, как В.И.Вернадский, не стал прибегать к величине энтропии, а выбрал новую существенную переменную, которую назвал «внешней работой».

Принцип устойчивого неравновесия является своеобразным антиэнтропийным постулатом. Живая система должна постоянно усложнять структуру, организованность, определяемую изменением расстояния удаленности от равновесия.

Согласно Э.Бауэра: «Мы имеем дело не с противоречием законам термодинамики, а с другими законами, состоящими в том, что разрешаемое термодинамикой закономерно не наступает «в течение 4-х миллиардов лет».

Естественно задаться вопросом: «Существует ли закон, из которого следуют (как проекции в частные системы координат) два разнонаправленных процесса: рост энтропии Клаузиуса и рост свободной энергии Э.Бауэра, В.И.Вернадского.

Такой закон существует. Его автором является также выдающийся представитель Русского Космизма П.Г.Кузнецов.

В процессе исследований П.Г.Кузнецову удалось установить «пространственно-временной мостик» от И.Канта, Г.Лагранжа, Дж.Максвелла до С.А.Подолинского, В.И.Вернадского, Э.Бауэра и показать, что в непрерывно изменяющемся мире неизменным остается качество с размерностью мощности (потока энергии). П.Г.Кузнецов впервые представил закон сохранения мощности как Общий закон Природы, выраженный на пространственно-временном языке, который соединяет природные, общественные и духовные процессы в единую глобальную систему «природа – общество – человек». Этот закон лежит в основе как процессов роста энтропии Клаузиуса, так и роста свободной энергии Э.Бауэра, В.И.Вернадского, в основе законов изменения неживой и живой природы, включая все ее формы, в том числе и Человечество. П.Г.Кузнецову впервые удалось показать, что в основе законов развития Человечества лежит Общий закон Природы – закон сохранения качества с размерностью мощности. Он впервые показал, что принцип «сохранение развития» В.И.Вернадского, Э.Бауэра является проекцией закона сохранения мощности в частную систему координат «Жизнь как космопланетарное явление» и обеспечивается неубывающим темпом роста полезной мощности общества во взаимодействии с окружающей его средой. Он показал, что это справедливо для любого общественного строя и форм собственности. Ему впервые удалось довести идеи своих Великих предшественников, идеи Русского Космизма до максимальной конструктивности и рассматривать их в терминах целей, достижением которых можно управлять.

Каждый из них внес неоценимый вклад в развитие мировой научной мысли, вклад, который стал достоянием всего Человечества, его научным наследием. Использовать его в решении фундаментальных проблем устойчивого развития крайне необходимо, но недостаточно.

Без учета мирового философско-научного наследия Русской научной школы разрешить фундаментальные противоречия, стоящие перед Человечеством, выйти из мирового кризиса и обеспечить переход к Глобальному устойчивому развитию практически невозможно.

Требуется синтез научных знаний о законах системы «природа – общество – человек».

«Проблема заключается в том, что теперь 25 лет спустя устойчивое развитие по-прежнему является общепринятой концепцией, но не общеобязательной для повседневной реализации в практической жизни». Так считает Группа Верхнего уровня при Генеральном секретаре ООН (руководитель группы – Президент Финляндии Т.Халонен).

Почему концепция устойчивого развития не становится общеобязательной, несмотря на то, что она общепринята?

Общеобязательно — это то, что основано на Законе. Существует два типа законов:

1.Законы Права — это писаные законы, которые можно отменить при определенных обстоятельствах.

2.Законы Природы — это открываемые наукой законы, которые нельзя отменить ни при каких обстоятельствах.

Если нарушается закон Права, то страдает Человек. Если нарушается закон Природы, – страдает Человечество.

Для локализации этих страданий нужно установить связь между законами, выразить их на едином языке и научиться правильно применять.

Накопленный в ходе осмысления и развития идей школы Русского космизма научной школой устойчивого развития им. П.Г.Кузнецова материал позволил создать мощный теоретический фундамент, имеющий общее название «Наука развития Жизни».

Именно этот теоретический фундамент лёг в основу создания в 2017 году Русского Космического Общества. Именно он является надёжным основанием, с опорой на которое можно и нужно формировать нашу организацию, где целью является обеспечение условий для гармонизированного с биосферой планеты перехода России и всей земной человеческой цивилизации в эпоху ее ноосфрно-космической истории.

С материалами Научной школы устойчивого развития можно познакомиться на нашем сайте:

сочетание теории с практикой

Смотреть что такое «сочетание теории с практикой» в других словарях:

  • СОЧЕТАНИЕ — СОЧЕТАНИЕ, сочетания, ср. 1. только ед. Действие по гл. сочетать. «Благодаря умелому сочетанию подпольной работы с легальной работой большевикам удалось стать серьезной силой в открытых рабочих организациях.» История ВКП(б). Сочетание теории с… … Толковый словарь Ушакова

  • МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ — одна из левых, наиболее радикальных версий марксизма, разработка которой принадлежит в первую очередь В.И. Ленину. В Советском Союзе и в др. странах т.н. социалистического лагеря М. л. являлся ядром официальной коммунистической идеологии. М. л.… … Философская энциклопедия

  • Марксизм-ленинизм — научная система философских, экономических и социально политических взглядов, составляющих мировоззрение рабочего класса; наука о познании и революционном преобразовании мира, о законах развития общества, природы и человеческого мышления … Большая советская энциклопедия

  • Марксизм — (Marxism) Определение марксизма, марксизм как идеология, философия марксизма Информация об определении марксизма, марксизм как идеология, философия марксизма Содержание Содержание 1. Биография Карла Маркса 2. Этапы развития 3. Марксизм и… … Энциклопедия инвестора

  • МЕТОД — (от греч. methodos путь, способ исследования, обучения, изложения) совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного М. определяется… … Философская энциклопедия

  • Высшее образование — совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином «В … Большая советская энциклопедия

  • Ф. ИЗИКА в школе — уч. предмет в ср. общеобразоват. школе. Место Ф. в шк. образовании определяется ее положением в системе совр. наук, а также ролью этого предмета в воспитании и развитии детей Ф. , особенно такие ее направления, как физика твердого тела, микро и… … Российская педагогическая энциклопедия

  • ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ — направляют деятельность педагогов, реализуя нормативную функцию дидактики. Поскольку дидактика одновременно теоретическая и нормативно прикладная наука, понятие принципа в ней выступает в разл. аспектах: с логич. точки зрения принцип можно… … Российская педагогическая энциклопедия

  • МАТЕРИАЛИЗМ — (от лат. materialis вещественный) многозначная идея, которой чаще всего придается один или некоторые из следующих смыслов. 1. Утверждение относительно существования или реальности: только материя существует или является реальной; материя является … Философская энциклопедия

  • Лафарг — Поль (1842 1911) теоретик и практик марксизма, один из основателей и вождей французской социалистической партии. Р. в Сант Яго на о ве Куба. По окончании средней школы в Бордо поступил на медицинский факультет в Париже. За участие в международном … Литературная энциклопедия

  • органический — 1. ОРГАНИЧЕСКИЙ, ая, ое. Принадлежащий к растительному или животному миру; характеризующийся жизненными процессами; живой. О. мир. О ая природа. О ая материя. О ая ткань. О ая жизнь. // Образовавшийся в результате разложения животных и… … Энциклопедический словарь

Практики, теоретики и критики

Как правило, людей можно разделить на 3 категории по отношению к тому, как они добиваются поставленных целей. Узнайте, к какой категории относитесь вы, и сделайте надлежащие выводы. Поймите, как использовать свои сильные стороны себе во благо. Это полезно!

Ведь, по сути, это сильно влияет на нас, затрагивая все сферы жизни, а значит имеет смысл разобраться в этом подробнее.

То, как мы действуем, разделяет нас на 3 категории, и все они под микроскопом рассмотрены ниже. Возможно, уважаемые читатели, это покажется вам банальной истиной, но порой полезно задуматься о таких вещах.

Быть может, вы внезапно осознаете наличие тормозящего элемента, что мешает вам развиваться и двигаться дальше. Избавившись от этого тормоза, вы кардинально измените свою жизнь (конечно, в лучшую сторону).

Быть может, вы уже обладаете нужными для достижения цели качествами, в таком случае, прочитав эту статью, вы просто убедитесь в правильности ваших действий и мыслей.

Так или иначе, друзья, давайте рассмотрим, какие категории людей существуют. К какой категории людей вы относите себя

1) Практики.

Это люди, которые страстно хотят сделать свою жизнь как можно лучше, ярче и красивее. И да, они просто берут и делают, как бы банально это не звучало. Не тянут резину, чтобы начать позже. Не выдумывают оправдания, чтобы отложить дело. Не ждут подходящих условий, чтобы начать. Практики просто делают то, что нужно в нужный момент. Они действуют прямо сейчас и не откладывают на потом.

Час работы научит больше, чем день объяснения (c) Жан-Жак Руссо

В начале, конечно, они ищут необходимую информацию, но как только её находят, то сразу же применяют полученные знания на практике, закрепляя и развивая их.

Обучение практиков происходит в процессе действия, они не задают глупых или лишних вопросов, они просто делают, с каждым своим действием неумолимо приближаясь к цели.

Мастерство приходит только с практикой и не может появиться лишь в ходе чтения инструкций. (c) Наполеон Хилл

Если у практиков что-то не получается, то такие люди делают выводы, немного меняют стратегию, но продолжают двигаться в выбранном направлении. Они обладают настойчивостью, верой в успех и собственные силы. Благодаря этим полезным качествам, они преодолевают неизбежные периоды стагнации и проблем, чтобы перейти на следующий уровень и стать ещё ближе к достижению цели. И так продолжается до тех пор, пока не будет достигнут желаемый результат.

Ключевой особенностью действий практиков является нацеленность на результат. Они не загружают себя тем, что может и не понадобиться, тем, что может и не произойти. Они решают проблемы в порядке их поступления, с максимальной эффективностью расходуя свои силы и время.

Теория — важна и нужна, но без практики это лишь бесполезные знания. Никто не говорит, что нужно с головой бросаться в дело, в котором вы ни черта не понимаете. Мы говорим о том, что нужно найти разумный баланс между теорией и практикой. И самое важное — не медлить, когда пора действовать. Просто получайте необходимую информацию и как можно быстрее применяйте её на практике (пока не забыли, и пока эти знания актуальны).

Быть практиком по жизни — это очень ценное качество, друзья. Если вы желаете управлять своей жизнью, а не пускать всё происходящее на самотёк, то умение действовать (то есть просто выполнять необходимые шаги) сильно приблизит вас к вашим целям. Это факт!

2) Теоретики.

Многие из нас относятся к этой категории. Теоретики хотят изменений, но вместо выполнения конкретных действий они зарываются в теорию. Вся энергия тратится на размышления, до действий дело почти никогда не доходит.

Почему же так происходит Причина проста — так проще, так не страшно. Недостаток мотивации и боязнь перемен лишают способности действовать. Мы любим читать книги по саморазвитию, посещать тренинги, смотреть обучающие видео. Читаем, посещаем, смотрим — но ничего не предпринимаем. Полученная информация остаётся на уровне знания. Увы, такая информация не становится личным опытом. А значит пропадает зря! Обидно, не правда ли

Однако, ребята, всегда следует помнить, что знания — это мощное оружие. Когда мы всё-таки просыпаемся и решаем «сейчас или никогда», то желание действовать, помноженное на богатые теоретические знания, часто творит чудеса.

Если вы нашли в себе силы изучить достаточно много материалов по интересующей вас теме, то вы уже сильно продвинулись в этом направлении. Продвинулись и одновременно с этим зарылись глубоко в землю. Фактически, сейчас ваши знания не стоят и гроша, они бесполезны. И таковыми останутся, если вы так ничего и предпримите.

Но стоит сделать лишь маленький шажок в направлении цели, и всё меняется. Бесполезные ранее знания становятся мощным подспорьем в достижении цели, они помогают прокладывать дорогу там, где практик, не знакомый с теорией, может надолго (или даже навсегда) сбиться с пути.

Те, которые отдаются практике без знания, похожи на моряка, отправляющегося в дорогу без руля и компаса… практика всегда должна быть основана на хорошем знании теории (с) Леонардо да Винчи

Друзья, если вам нравится теория — вполне вероятно, что вы уже нашли себе дело по душе или даже определили цель в жизни. Это замечательно! Остаётся лишь начать действовать, прекратив насиловать свой мозг сомнениями и опасениями.

Главное для теоретиков — осознать, что они слишком часто перегибают палку касательно теории. Много знаний, но мало действий — вот основная проблема теоретиков, что отравляет им жизнь. Если помнить об этом, то вы почувствуете, когда пртдёт пора действовать. Не позволяйте своему страху перед действием парализовать вас, иначе всё, что вы изучили — напрасно. Просто делайте то, что нужно, и вы обязательно добьётесь успеха.

3) Критики.

Категория людей, которая критикует практиков. От них можно узнать, что ведущий семинара — идиот, а автор блога или книги — мудак. Критики искренне недоумевают, как такое можно смотреть или читать, ведь практик сам ничего в теме не понимает, а уже кого то учит. «Караул! Что за вселенская несправедливость?» — думают они, и отчаянно бросаются в бой, обличая и выводя на чистую воду тех, с кем они не согласны. Справедливость должна восторжествовать во что бы то ни стало!

Но парадокс состоит в том, что практики в большинстве своём успешны, а вот критики редко чего добиваются в том, что они критикуют. А если добиваются, то перестают быть критиками. Ибо когда ты добиваешься успеха, то уже нет смысла доказывать свою правоту — ведь всё и так очевидно.

Критик — это человек, который знает дорогу, но не может водить машину (c) Кеннет Тайнан

На самом деле, видеть недостатки — это весьма полезная способность критика. Но она не принесёт пользы, пока критик не станет действовать в нужном направлении. Видя чужие недостатки и применяя свои знания на практике, мы можем сделать всё намного лучше и профессиональнее. А признание миром вашего успеха станет лучшим доказательством вашей правоты. Другими словами, критик может стать практиком, используя свои сильные стороны для достижения цели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ну как, друзья, узнали себя? Иногда эти категории сочетаются в одном человеке, но обычно преобладает что-либо одно.

Выгоднее всего быть практиком с небольшим вкраплением теоретика и критика, это поможет нам с лёгкостью достигать поставленных целей. Быть только теоретиком или критиком — значит впустую тратить время, зарывая свои таланты и умения в землю. Но всё меняется, когда вы начинаете применять свои знания и мысли на практике!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *