Таможенные уголовные дела

Преступления в таможенной сфере часто называют таможенными преступлениями. В УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за пять видов преступлений: контрабанда (ст.188 УК РФ); незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения и военной техники (ст.189 УК РФ); невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст.190 УК РФ); невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст.193 УК РФ); уклонение от уплаты таможенных платежей (ст.194 УК РФ).

1. Контрабанда (ст.188 УК РФ).Статья 188 УК РФ содержит признаки двух самостоятельных составов преступлений контрабанды, различающихся по предмету посягательства. Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ, являются товары и иные предметы, находящиеся в свободном гражданском обороте. Товары и предметы, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, могут свободно перемещаться через таможенную границу при соблюдении установленных правил в отношении количества и стоимости этих товаров, порядка их оформления и уплаты таможенных платежей в соответствии с нормами таможенного законодательства. Перемещение товаров и предметов для производственной или иной коммерческой деятельности регулируется ФЗ РФ «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами».

Часть 2 ст. 188 УК РФ устанавливает ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу предметов, изъятых из гражданского оборота или имеющих ограниченный оборот, в отношении них установлены специальные правила перемещения через таможенную границу. Закон перечисляет такие предметы: наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные источники, ядерные материалы, огнестрельное оружие, взрывные устройства, боеприпасы, оружие массового поражения, средства его доставки, иное вооружение, иная военная техника, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также стратегически важные сырьевые товары или культурные ценности.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ, характеризуется действиями, выражающимися в незаконном перемещении через таможенную границу товаров и предметов в крупном размере. Закон называет шесть способовнезаконного перемещения: а) помимо таможенного контроля; б) с сокрытием от таможенного контроля; в) с обманным использованием документов; г) с обманным использованием средств таможенной идентификации; д) сопряженного с недекларированием; е) сопряженного с недостоверным декларированием.

Закон определяет место совершения преступления — таможенная граница. Незаконное перемещение свидетельствует о том, что перемещение товаров совершается с нарушением порядка, установленного законом.

Обязательным признаком объективной стороны преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ, является крупный размер. Крупным размером, в соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ, признается стоимость перемещаемых товаров или предметов, превышающая 250 тыс. руб. Незаконное перемещение товаров и предметов на меньшую сумму влечет административную ответственность (ст. ст. 16.1 и 16.2 КоАП РФ).

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет.

Незаконное перемещение предметов, перечисленных в ч. 2 ст. 188 УК РФ, не только нарушает порядок внешнеэкономической деятельности и правила таможенного контроля, но может представлять угрозу для общественной или экономической безопасности. Поэтому перемещение через границу и малых их количеств образует признаки контрабанды.

Субъектом преступления могут быть, кроме частных лиц, должностные лица государственных органов и организаций, лица, осуществляющие управленческие функции в коммерческих организациях, а также индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление внешнеторговой деятельности.

Часть 3 ст. 188 УК РФ содержит два квалифицирующих обстоятельства: а) контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием служебного положения; б) контрабанда, совершенная с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Часть 4 ст. 188 УК предусматривает ответственность за контрабанду, предусмотренную ч. ч. 1, 2 и 3 рассматриваемой статьи, если она совершена организованной группой.

2. Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения и военной техники (ст.189 УК РФ).Опасность преступления, предусмотренного ст. 189 УК РФ, состоит в нарушении норм международного права о нераспространении оружия массового поражения, а также российского законодательства о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами, включающего нормы о запрете, ограничении и порядке оформления указанных в законе предметов для вывоза за пределы страны. Эта деятельность основывается на приоритете интересов страны, государственной монополии, соблюдении международных договоров о нераспространении ядерного оружия, запрещении оружия массового поражения. Дополнительным объектом преступления могут быть мир и безопасность человечества, поэтому преступление отнесено уголовным законом к категории тяжких.

Объективная сторона преступления характеризуется действиями, выражающимися в незаконном экспорте предметов, в отношении которых установлен специальный экспортный контроль.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Мотивы и цели могут быть различными, но чаще всего корыстными. Субъект преступления – специальный: лица, наделенные правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Это руководители юридических лиц, осуществляющие внешнеторговую деятельность в области военно-технического сотрудничества. Часть 2 ст. 189 УК РФ предусматривает ответственность за совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, понятие которой содержится в ч. 2 ст. 35 УК РФ. Часть 3 ст. 189 УК РФ включает два особо отягчающих обстоятельства: а) совершение преступления организованной группой и б) в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для виновного могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки. Экспорт перечисленных в ч. 3 ст. 189 УК предметов в нарушение установленных правил контроля представляет особую опасность, поскольку нарушает нормы международного права и создает угрозу миру и безопасности человечества.

3. Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ). Предметом преступления являются предметы художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран. В Российской Федерации ведется единый государственный реестр культурного наследия как единая информационная система, включающая банк данных. Каждому объекту присваивается номер, определяется категория, собственнику выдается паспорт конкретного объекта. Некоторые особо ценные объекты включаются в Список всемирного наследия, установленный в соответствии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия Комитетом (ЮНЕСКО).

Объективная сторона преступления характеризуется бездействием — невозвращением в установленный срок указанных в законе предметов, вывоз которых запрещен.Обязательному возврату подлежат особо ценные объекты, внесенные в охранные списки и реестры, независимо от времени их создания, культурные ценности, постоянно хранящиеся в музеях, архивах, библиотеках, а также объекты, созданные более 100 лет назад. Временный вывоз осуществляется на основании свидетельства.

Состав по конструкции – формальный. Преступление признается оконченным по истечении срока, обязательного для возврата вывезенных ценностей, при наличии реальных условий для их возврата. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Субъектом преступления может быть любое частное лицо не моложе 16 лет или руководитель организации, ответственный за возвращение указанных ценностей.

4. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ). Дополнительным непосредственным объектом преступления является установленный в РФ порядок обращения валютных ценностей. Предметом преступления являются средства в иностранной валюте. Объективная сторона преступления характеризуется бездействием – невозвращением из-за границы средств в иностранной валюте. Неперечисления в течение установленного срока части валюты из-за рубежа означает невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Обязательным признаком объективной стороны является крупный размер невозвращенной суммы. Таким размером признается сумма невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающая 5 млн руб.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Субъект преступления специальный – руководитель организации. Им может быть должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или другой организации, которое уполномочено на подписание финансовых и банковских документов. При привлечении данных лиц к уголовной ответственности их деяния должны квалифицироваться по совокупности преступлений по ст. ст. 193 и 194 УК РФ – за неуплату налогов и сборов.

5. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ). Общественная опасность преступления заключается в нарушении установленного порядка таможенного контроля при пересечении таможенной границы, а также в уклонении гражданином от выполнения конституционной обязанности платить налоги и различные сборы (ст. 57 Конституции РФ).

Предмет преступления – таможенные платежи. Объективная сторона преступления характеризуется бездействием – неуплатой таможенных платежей в крупном размере. Понятие крупного размера дано в примечании к ст. 194 УК РФ – сумма неуплаченных платежей превышает 500 тыс. руб. Неуплата таможенных платежей на меньшую сумму будет считаться административным правонарушением (ст. 16.22 КоАП РФ).

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Субъект преступления – вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, обязанное уплатить таможенные платежи.

Часть 2 ст. 194 УК РФ содержит два квалифицирующих признака: а) деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 194 УК РФ, совершенное группой лиц по предварительному сговору; б) деяние, совершенное в особо крупном размере. Особо крупный размер – 1 млн 500 тыс. руб.

Уголовная ответственность за правонарушения в таможенной сфере



Основной причиной для привлечения к уголовной ответственности в рамках таможенной деятельности — является контрабанда. Уголовная ответственность за контрабанду предусматривает статьи 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ). При рассмотрении уголовных дел о контрабанде судам необходимо учитывать, что правовое регулирование таможенных отношений в Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

К числу международных договоров, в частности, относится Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Договор и Союз соответственно), а также иные международные договоры, заключенные Российской Федерацией с государствами — членами Союза, другими государствами (например, Соглашение о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года).

Правила перевозки товаров через границу определяют принципы таможенного дела. Товар, как единица потребления самостоятельно, как правило, не является предметом нарушения. То есть обладание товаром не является преступлением, если товар не относится к категориям запрещенных, например, наркотические средства, оружие и т. д. Однако, в контексте передвижения товара через границу можно говорить о наличии состава преступления, когда данное действие не подчиняется определенным регламентам.

Перемещение через границу товаров это двустороннее соглашение стран, порой с абсолютно различными принципами таможенных правил. Если в одних странах ввоз-вывоз определенных товаров карается уголовным преследованием, вплоть до высшей меры, то в иных случаях данные товары будут лишь облагаться пошлиной.

Как правило в большинстве случаев прецеденты с незаконным ввозом на территорию Российской Федерации попадают в две основные категории: запрещенные товары, например, оружие и наркотические средства. Или товары, которые находятся в свободном обороте, например, алкоголь или табачные изделия. Для второй категории нарушением обычно является превышение установленных квот. Существуют как контрабандные, так и контрафактные табачные изделия. Проблема незаконной торговли табачными изделиями имеет глобальный характер и требует комплексного подхода в ее решении. Сигареты — это подакцизный товар, и существенную часть их стоимости составляет акцизный налог, взимаемый в пользу казны.

Развитие нелегальной торговли принесло серьезные негативные последствия. Помимо очевидных потерь для государственного бюджета, развитие теневого рынка влечет рост организованной преступности, в том числе и международной, возрождение и криминализацию нелегальных каналов производства и сбыта, сокращение легальных рабочих мест. В начале 2015 года вступил в силу Федеральный закон № 530, вернувший уголовную ответственность за контрабанду и существенно ужесточивший ответственность за производство и оборот контрафактной табачной продукции.

Профилактика контрабанды, как правило ограничивается насыщением внутреннего рынка товарами как по ассортименту, так и по цене. Закрытость рынка и отсутствие валютного контроля создают почву для развития контрабанды. Основными методами воздействия на контрабандистов является: конфискация контрабандного товара, утрата права пересечения границы и лишение свободы. Единая некогда норма, регламентирующая наступление уголовной ответственности за контрабанду (СССР — ст. 78 УК РСФСР, аналогичные нормы в других союзных республиках, ст. 188 УК РФ), ныне трансформирована в: ст. 200.1 УК РФ — «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов» (введена 28.06.2013); ст. 226.1 УК РФ — «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов» (введена 07.12.2011). Перечень товаров, которые попадают под категорию статьи, определяются правительством РФ. Что значит, что на практике абсолютные любые перемещаемые товары могут быть отнесены к «особо важным».

«Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ» (ст. 229.1 УК РФ — введена 07.12.2011). Экономическая контрабанда как таковая, имеющая формальный состав преступления, не требующая оценки для квалификации, полностью исчезла из УК РФ.

В других случаях, по словам законодателя, контрабанда для полноценного преступления не привлекается, это так называемое административное правонарушение . Однако санкции для некоторых из них представляют собой самое страшное наказание для контрабандиста — конфискация товаров, непосредственно называемая субъектом преступления (например, ст. 16.2, 16.3, 16.5, 16.7 КоАП РФ и др.).

Обоснование конфискации предмета контрабанды — является камнем преткновения в конфликте двух институтов: уголовном наказании и уголовно-процессуальном принуждении. Предметом споров являлось возможность конфисковать вещественные доказательства, которые являлись орудием преступления. Один и тот же товар, инструмент может являться как предметом преступного посягательства, так и предметом контрабанды. Больше всего вопросов возникает, когда дело касается ввозимых-вывозимых денежных средств. Например, «черный» рынок обмена наличной валюты никак не угрожает банковской системе страны. Вне кредитной организации это просто незаконная валютная операция, такая же, как обмен между физическими лицами на улице. Не случайно контрабанда наличной валюты — преступление небольшой тяжести. Суд как правило не считает необходимым искать разницу между конфискацией предмета контрабанды и инструментом, используемым для совершения этого преступления. Согласно ч. 5 ст. 46 УК РФ в случае злостного уклонения от уплаты штрафа в размере, исчисляемом исходя из величины, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки, назначенного в качестве основного наказания, штраф заменяется наказанием в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части УК РФ. Указанный способ (кратное исчисление) определения суммы штрафа применяется при осуждении лица по ст. 200.1 УК РФ «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов», ст. 204 УК РФ «Коммерческий подкуп», ст. 290 УК РФ «Получение взятки», ст. 291 УК РФ «Дача взятки», ст. 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве». Лицо должно быть признано судом виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. 204, 290–291.1 УК РФ. При этом квалификация по конкретной части статей не имеет значения, поскольку во всех случаях, предусмотренных этими статьями, применяется кратный способ исчисления штрафа.

В части 5 ст. 46 УК РФ не оговорено, что данной нормой охватываются и ситуации, когда на основании ст. 200.1 УК РФ штраф назначен в размере, исчисленном исходя из величины, кратной сумме «контрабандных» денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов. Кроме того, ст. 200.1 введена в УК РФ Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ5, и корреспондирующих ей изменений в ч. 5 ст. 46 УК РФ ни этим, ни другими федеральными законами произведено не было. Это явный пробел. Поэтому необходимо внести соответствующие дополнения в ч. 5 ст. 46 УК РФ о замене наказания в отношении осужденных по ст. 200.1 УК РФ к штрафу, исчисленному кратным способом, лишением свободы при злостном уклонении от его уплаты.

Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники также является правонарушением, имеющим основания привлекать к уголовной ответственности.

За неимением в составе преступления контрабанды или государственной измены (ст.275 УК РФ) данное противодействие следует квалифицировать по ст.189 УК РФ.

Изготовление, приобретение, хранение, транспортировка в целях использования или сбыта, а равно сбыт поддельных платежных карт, распоряжений о переводе денежных средств, документов или средств оплаты (за исключением случаев, предусмотренных статьей 186 настоящего Кодекса), а также электронных средств, электронных носителей информации, технических устройств, компьютерных программ, предназначенных для неправомерного осуществления приема, выдачи, перевода денежных средств, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет.

Те же деяния, совершенные организованной группой, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.

Другим основанием для привлечения к уголовной ответственности рассматривается невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей. (ст.190 УК РФ). Основанием преступления являются перемещение или невозвращение художественных исторических ценностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере (ст.94 УК РФ) наказывается в соответствии с Уголовным кодексом РФ, имея под собой неуплату таможенных пошлин, например, изменение таможенной стоимости товара или предоставление необъективной информации о товаре.

Уклонение от уплаты таможенных платежей считается крупной, в случае если сумма неоплаченных платежей перевозимых через границу товаров превышает два миллиона рублей, и, соответственно особо крупной, если сумма превышает шесть миллионов рублей.

В целом, преступления, совершаемые в таможенной сфере, приводят к увеличению экономических преступлений, что негативно отражается на безопасности Российской Федерации. Изменения в законодательстве, которые имеют под собой вступление в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, должны повлечь за собой положительные новшества в правовом регулировании таможенной сферы, что будет способствовать уменьшению правонарушений в сфере таможенного законодательства.

Литература:

Ст. 194 УК РФ определяет уголовный ответ и наказание за нежелание оплачивать пошлину таможне путём перемещения предметов чрез державные кордоны. Это обложение – непременная плата в бюджет государства. Ввозимые и вывозимые товары через границы Российской федерации подлежат обязательному таможенному обложению.

Субъекты используют все варианты, которые позволяют не вносить таможенные выплаты. Такое деяние приводит к суровому наказанию, по которому виновный лишается свободы на длительное время или судебным органом назначается административное взыскание, учитывая тяжесть правонарушения.

Статья 194 УК РФ о чем

Деяние – уклонение от уплаты таможенных платежей со стороны организации, физического лица, совершаемое в значительном объёме, юридически наказуемо.

Назначают:

  1. Оплату штрафа 100 – 500 тыс. руб. с доходов, зависящих от размеров заработка подсудимого за 1-3 года.
  2. Выполнение обязательной трудовой повинности на 480 часов.
  3. Принудительную отработку на 24 месяца.
  4. Заключение под стражу на два года.

За неуплату налогов распространённый вид наказания для физлиц – это оплата штрафов в назначенной судом сумме.

Когда это же правонарушение совершает в крупном размере сговорившаяся группа лиц, за совершённое уклонение от выплаты налогов, пошлин они караются наказанием в виде выплаты денежных средств 300 – 500 тыс. руб., которые высчитываются из заработка или иной прибыли подсудимых.

Назначается наказание:

  1. Трудовая отработка на 60 месяцев с запретом на частный бизнес и занятие руководящих постов на 36 месяцев или запреты не применяют.
  2. Заключение под стражу на 60 месяцев с запретом работать на руководящих постах три года или запреты не применяются.
  3. Заключение под стражу на 60 месяцев с запретом работать на руководящих должностях, заниматься предпринимательством3 года или без запретов.

Предусмотренное в ч. 1 и ч. 2 ст.194 УК РФ действие, которое совершается субъектами, занимающими руководящий пост, использующими должностное преимущество. Если они применяют насильственные действия по отношению к объекту, проводящему проверку таможни, то это правонарушение карается заключением на срок 5 – 10 лет, с выплатой штрафного взыскания 1 млн руб. с суммы заработка, иной прибыли виновного за 60 месяцев. При этом учитывается умысел должностного лица, который действовал из-за корыстного или личного интереса.

Есть случаи, когда отменяется штрафное взыскание, но применяется заключение под стражу на полтора года.

Правонарушения, которые указываются в ч. 1, 2, 3 действующей статьи, совершаемые созданной организованной группировкой, подлежат наказанию. Назначают заключение под стражуна 7 –12 лет и выплату штрафной суммы в 1 млн руб. с заработка, другой прибыли виновных за 5 лет. Также применяют заключение под стражу на 24 месяца.

Неуплата таможенных платежей УК РФ признаётся в крупном размере, если продукция, пересекающая таможню, внезависимости от количества товарной партии составляет сумму больше 2 млн руб., а особенно в крупном размере – это партии продукции на 6 млн руб.

Комментарий к статье 194 УК РФ

Все таможенные обложения указаны в статье 70 ТК и ТС. Таможенным, Налоговым Кодексами Российской республики даётся разъяснение понятий о платежах(гл. 21 – 22 НК, раздел 2 ТК).

В налоговом кодексе указано:

  1. Основание взносов.
  2. Срок.
  3. Плательщик.
  4. Правило выплат.

Гражданами выполняются указанные законодательством правила, чтобы в дальнейшем не попасть под уголовное преследование.

Оплата таможенного налога бывает 5 видов:

  • пошлина на импорт товара;
  • таможенные отчисления при экспорте продукции;
  • выплата НДС при ввозе предметов чрез кордон;
  • акцизное отчисление на доставку изделий чрез таможенную границу;
  • таможенное обложение.

Обязанности по отчислениям таможенного сбора, налога наступают после пересечения товаром таможенного кордона.

Это касается:

  1. Ввоза продукции.
  2. Вывоза изделий после разрешения таможенного органа на убывание с таможенных территорий.

Закон Таможенного кодекса ст. 82 регулирует дату уплат сборов, разрешает вносить платежи с отсрочкой или рассрочкой.

Этим кодексом в ст. 80-81 указывается на возможность прекращения выплат таможенных пошлин, налогов, разъясняется, когдаможно не платить.

Декларант, другие субъекты, декларирующие продукцию, у которых есть законное право на проведение мытных выплат, уголовно отвечают за произведённый своевременно процесс оплаты таможенных обложений.

Объективную сторону уклонений от выплат пошлин, характеризуют юридическим бездействием, связанным с утайкой предметов, подлежащих обложению, но также не исключается неуплата налога при выдаче всех сведений о продукции.

Уклонением выплат таможенного обложения также считают ложную информацию, предоставляемую в документации, декларациях в таможню.

Это касается деталей:

  • мытных процедур;
  • цены;
  • сведений о производителе продукции;
  • сведений об автотранспорте.

Предоставляют неверную информацию для снятия мытной пошлины или чтобы получить её в небольшом размере.

Внесённые обложения, направляемые в таможню, приобретают статус державной собственности. Если возникает желание присвоить их путём предоставления ложной документации, дающей правовые основания на возвращение этой суммы, согласно ст.89 – 90 ТК, то это квалифицируется как мошенничество пост.159 УК.

Уголовная ответственность за неуплату таможенных платежей начинается с превышения на сумму 3 миллиона руб. Когда образовывается невыплата из-за невнесения некоторых видов мытной пошлины, то по ч. 1 ст. 194 УК РФ требуется обоснование неуплаты платежа по единому умыслу.Статья 194 УК РФ состав преступления – неуплату пошлин определяет как вредоносный результат непоступления в державный бюджет мытного сбора в положенную дату, установленную законом.

У правонарушения признак умышленности: гражданин желает и осознаёт невыплату мытного сбора.Субъектом преступных посягательств является физическое лицо, обязанное оплачивать пошлины, а также руководящие лица, главбухи предприятий.

Правонарушение, предусматриваемое ч. 1 комментируемой статьи, относят к правонарушению небольшой тяжести, а ч. 2 относят к средней тяжести.

Другой комментарий к ст. 194 Уголовного кодекса

В ст. 194 УК РФ комментарий указывает, предметом правонарушения может стать таможенный налог:

  1. Мытная пошлина на оплату импорта.
  2. Налог на вывоз.
  3. НДС, взимающийся за экспорт предметов чрез таможенные кордоны.
  4. Обязательный акцизный налог, берущийся на мытной территории.

Собирающиеся суммы относят к таможенным сборам. Исчисление налоговой пошлины происходит от мытной цены и численности продукции.

Сбор и налог оплачивает декларант, другие субъекты с полномочиями. Правонарушение характеризуется невнесением платежей в таможенный орган в больших объёмах, для физлиц сумма составляет 1млн руб., для организаций — 2 млн руб.

Изыскиваются варианты, чтобы избежать выплат по таможенным оплатам:

  1. Снижение цены перемещаемой продукции.
  2. Сокрытие предметов.
  3. Ложные сведения о мытном режиме.
  4. Неправдивые данные о стране-производителе товаров.

Бывают случаи, когда при полной или неполной оплате мытной пошлины, налога в указанную дату таможенная инстанция взыскивает их принудительно.

Данное действие производят не позже 10 дней после выявления факта невыплаты сборов. Соответствующими органами плательщику направляется требование о необходимости положенных выплат.

На исполнение этих требований даётся 20 дней с момента получения требования.

Если не последует добровольное поступление требуемых сумм, мытными органами принимаются радикальные меры:

  • возбуждение уголовного дела;
  • принудительное взыскание.

Правонарушение считается оконченным с даты завершения срока, определённого для выплаты мытного платежа. К ответу за выплаты привлекаются декларанты и лица, декларирующие продукцию самостоятельно. Брокеры также отвечают за неверную оплату таможенной пошлины, налога.

Предусматриваемый ст.194 УК РФ признак преступления – применимо к объекту, контролирующему таможню, – насильственные действия, которые причинили вред здоровью. О полномочиях таможенников рассказано в статье 95 ТК.

Комментарии юристов по ст. 194 УК РФ

Обзор ст. 194 УК РФ характерен тем, что правонарушение и преступление соединены общимипризнаками. К примеру, уголовному ответу подлежат вменяемые люди, достигшие шестнадцатилетия. По прямому умыслу обеими сторонами государственному бюджету наносится урон.

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)разделил виновных граждан на несколько групп:

  • физлица;
  • должностные субъекты;
  • организации.

Эти показатели определяют штрафную сумму. При просроченной таможенной выплате физлицом назначается штраф 500– 2500 руб.

Руководящие и юридические субъекты оплачивают 5, 10, 30 или 50 тыс. руб.

В судебной практике встречаются случаи:

  1. ГражданкаМ. проводила работу с декларированным таможенным объектом – ввозимыми на территорию России вертолётами для проведения ремонта. Сотрудницей авиакомпании составлена «интересная» декларация, что мытные сборы получили изменения с 15 миллионов рублей на 1,5. Правонарушение было установлено и доказано. Но к наступлению судового разбирательства юридическое преследование приобрело срок давности, из-за чего М. признали виноватой, но уголовную ответственность и оплату штрафа в 100 тыс. руб. не применили.
  2. Некий Р.на протяжении нескольких лет покупал автобусы, ввозимые на территорию России нелегально. Правонарушение совмещалось подделкой документации, иными нарушениями закона. Подследственный Р. уже имеющий условный срок, вину признаёт, раскаивается. В итоге вынесен приговор– 11 лет заключения с отбыванием в колонии строгого режима и выплате штрафной суммы в 500 тыс. руб.

В большей степени правонарушения в таможенных сферах касаются ввоза контрабанды и уклонений от выплат таможенного налога.

Если пришлось столкнуться с данным видом преступления, требуется консультация опытного юриста. Он поможет составить жалобу, добиться оправдательного приговора, переквалифицировать обвинение.

Таможенные преступления в Российской Федерации: современное состояние и актуальные проблемы

Библиографическое описание:



В статье рассматривается состояние правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации в отношении возбуждения уголовных дел, связанных с таможенной деятельностью. Представляется четкий перечень таможенных преступлений, разделенных на группы по предмету посягательства, выявляются некоторые спорные положения по содержанию таких преступлений в Уголовном кодексе РФ. Проводится статистический анализ возбужденных уголовных дел таможенными органами РФ за период с 2014 по 2018 годы и указываются отдельные характерные черты таможенных преступлений.

Ключевые слова: таможенные органы, таможенные преступления, преступления в сфере таможенного дела, УК РФ, контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей.

Актуальность выбранной темы обуславливается значительным весом правоохранительной деятельности ФТС России, поскольку, выступая федеральным органом исполнительной власти, является одним из элементов системы обеспечения национальной безопасности. При официально зарегистрированном количестве таможенных преступлений, среди которых есть преступления и экстремисткой направленности (статьи 226 и 229 УК РФ), а также криминализации ВЭД создается реальная угроза национальной безопасности нашей страны.

Задачей исследования является во-первых, представление четкого перечня таможенных преступлений, разделенных на группы по предмету посягательства; во-вторых, выявление отдельных спорных вопросов по содержанию статей таможенных преступлений и предложения по решению таковых; в-третьих, статистический анализ возбужденных уголовных дел таможенными органами РФ за период с 2014 по 2018 годы, в-четвертых, представление отдельных характерных черт таможенных преступлений.

Отечественная уголовно-правовая наука и судебно-следственная практика традиционно называет термином «таможенные преступления» специфическую группу общественно опасных деяний, которые посягают на установленный порядок осуществления ВЭД и относятся по этой причине, в соответствии с УПК РФ к компетенции таможенных органов РФ как органов дознания . Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает 13 видов таможенных преступлений , по которым в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 157 УПК РФ таможенные органы РФ возбуждают уголовные дела и проводят неотложные следственные действия (таблица 1).

Таблица 1

Виды таможенных преступлений

№№

Группы преступлений по предмету посягательства

Наименование преступления всоответствии сУК РФ

Статья УК

РФ

Связанные с образованием юр.лиц

Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица

173¹

Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица

173²

Связанные с денежными средствами и (или) денежными инструментами

Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем

Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления

174¹

Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации

Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов

193¹

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

ч. 3,4

ст. 194

Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов

ч. 2

ст. 200¹

Связанные с сырьем, материалами, опасными веществами, радиационными источниками, взрывными устройствами, оружием массового поражения, оборудованием, технологиями, научно-технической информацией, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники

Незаконный экспорт из РФ или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники

Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов

226¹

Связанные с культурными ценностями РФ

Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей

Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов

226¹

Связанные с алкогольной продукцией и (или) табачными изделиями

Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий

200²

Связанные с наркотическими средствами, психотропными веществами, их прекурсорами или аналогами, растениями, содержащих такие вещества либо их части, а также с инструментами или оборудованием, находящимся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ

Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ

229¹

В соответствии с вышеизложенной авторской классификацией статей УК РФ, касающейся таможенных преступлений и исходя из содержания статей, представляется, что законодатель не совсем корректно внес в статью 226 УК предметы посягательства контрабанды — стратегически важные товары и ресурсы, культурные ценности, а также особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов. Данная статья в своей основе содержит указание на контрабанду веществ, материалов и объектов, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения. Ключевым здесь должно является именно указание на оружие массового поражения. Ввиду этого, автор предлагает отграничить контрабанду того, что может быть использовано при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники от стратегически важных товаров и ресурсов, а также культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов. Целесообразно для упорядочения по предмету посягательства ввести в УК РФ дополнительно статью 226², которая бы касалась контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов, а также конкретизировать на уровне Постановления Правительства перечень стратегически важных товаров и ресурсов, стоимость которых превышает 1 миллион рублей. В настоящее время существует только перечень стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей, утвержденный Постановлением Правительства от 13 сентября 2012 г. N 923 . Что касается контрабанды культурных ценностей, а также особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, полагаем, что это должна быть дополнительная статья УК РФ 190¹, расположенная рядом со статьей 190, состав которой связан с невозвращением на территорию РФ культурных ценностей. Также, учитывая, что с 01.01.2018 вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, существует юридическая некорректность при указании места совершения преступления словосочетаний «таможенная граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» в статье 200¹ и «таможенная граница Таможенного союза» в статье 200² УК РФ. Полагаем, что, несмотря на то, что Пленум Верховного суда РФ в своем Постановлении от 27.04.2017 № 12 высказался о том, что под этими терминами следует понимать таможенную границу Евразийского экономического союза. юридически грамотнее было бы внести соответствующие изменения в указанные статьи УК РФ.

Перейдем непосредственно к данным, которые позволят провести анализ и сделать некоторые выводы по уголовным делам, возбужденным таможенными органами за 2014–2018 гг. Данные представлены в таблице 2 и рис. 1.

Следует отметить, что за исследуемый период наблюдается тенденция к сохранению на достаточно высоком уровне общего числа преступлений, совершенных в РФ. Так, в 2014 году было совершено 2 190 578 преступлений, из них 1 890 явились таможенными, в 2015 году это соотношение было 2 388 476 и 2 031, за 2016 год 2 160 063 и 2 234, и в 2017 соотношение составило 2 058 476 и 2 103 соответственно . Таким образом, таможенные преступления в общем количестве преступлений по РФ составили менее 1 % (от 0,001 до 0, 08 %). Проведенный анализ показывает, что ежегодно количество возбужденных дел таможенными органами РФ в целом, не на много уменьшается, это свидетельствует о том, что криминальная деятельность в сфере внешнеэкономической деятельности не идет на спад. За 2018 год несколько снизились общие показатели относительно 2015 года — 1889 и 2031 соответственно возбужденных уголовных дел по таможенным преступлениям, показатели за 2018 год находятся примерно на уровне 2014 года. Самый большой процент возбужденных уголовных дел приходится на контрабанду по ст. 226 УК РФ — контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ… За исследуемый период количество возбужденных уголовных дел по указанной статье занимало от 23,64 % до 32, 27 % в общем количестве всех таможенных преступлений, варьируюсь в пределах от 528 до 661 случая. Показатели по этому виду преступления увеличились на 8 % в 2017 году по сравнению с 2016 г., а в 2018 наоборот снизились на 12 %. На втором месте находятся уголовные дела по ч. 3,4 ст. 194 УК РФ — уклонение от уплаты таможенных платежей… Надо отметить, что в 2015 году это преступление находилось на первом месте среди всех таможенных преступлений — 691 случай возбуждения уголовных дел. Однако, в 2018 году количество возбужденных дел по данной статье снизилось почти на 40 % по сравнению с 2015 годом (330 случаев). Криминализированы только те случаи, которые совершены в крупном или особо крупном размере. Наиболее распространенным способом является занижение стоимости товара, сокрытие перемещаемого груза, а также предоставление недостоверных сведений. Размер уклонения определяется по сумме таможенных платежей, подлежащих взиманию. Третье место занимает количество возбужденных дел по ст. 229 УК РФ — контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров…. Наблюдается в 2018 году по сравнению с 2014 постепенный спад, возбуждено таких уголовных дел меньше на 51 % (299 и 491 соответственно). На четвертом месте уголовные дела по ст. 193 УК РФ — уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации. За пятилетний период количество таких преступлений постепенно возрастает с 132 в 2014 г. до 195 случаев в 2018 г. Пятое место занимают уголовные дела по статье 193 УК РФ — совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов. Количество возбужденных дел за исследуемый период колеблется, но имеет устойчивую тенденцию к росту и в 2018 г. количество таких преступлений было максимально (159) по сравнению с предыдущими годами.

Таблица 2

Сравнение показателей правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации по возбужденным уголовным делам за 2014–2018гг.

Рис. 1. Сравнение показателей правоохранительной деятельности Таможенных органов РФ по возбужденным уголовным делам за 2014–2018 гг.

Хотелось бы отметить, что стоимость незаконно перемещенных через таможенную границу товаров, сумма неуплаченных таможенных платежей, незаконно перемещенных и переведенных денежных средств чрезвычайно огромна. Так, по данным ФТС РФ за 9 месяцев 2018 года стоимость незаконно перемещенных через таможенную границу ЕАЭС товаров, в том числе стратегически важных товаров и ресурсов (статья 226¹ УК РФ) составила около 3, 6 млрд. рублей. Сумма неуплаченных таможенных платежей (ст. 194 УК РФ) составила 3, 4 млрд. рублей. По статье 193 УК РФ не возвращено из-за границы средств в иностранной валюте или валюте РФ на сумму более 22 млрд. рублей. Сумма переведенных денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов (ст. 193¹ УК РФ) составила 14, 6 млрд. рублей. Около 149 млн. рублей — незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) денежных инструментов по статье 200¹ УК РФ. Что касается незаконно перемещенной через таможенную границу ЕАЭС алкогольной и табачной продукции (ст. 200² УК РФ), то сумма — около 397 млн. рублей . Таким образом, сумма только по денежным средствам в результате таможенных преступлений за 9 месяцев 2018 г., предусмотренных статьями 193, 193¹, 194 составила 40 миллиардов рублей. Если сравнивать этот показатель за 2014 год, то он был больше на 8, 7 миллиардов рублей .

Можно выделить отдельные характерные черты таможенных преступлений: латентность, коррумпированность, транснациональность, высокая общественная опасность, совершение большого количества преступлений группой лиц или организованными преступными сообществами (ОПГ), использование такими сообществами граждан и организаций, имеющих привилегии и льготы при таможенном оформлении, разделение сфер влияния в ВЭД ОПГ, возрастание информированности ОПГ о специфике таможенного дела, создание схем незаконного ухода от таможенных платежей, коррумпированность. Как отмечают авторы М. А. Самерюк и Е. Н. Яковец, «организаторами совершения таможенных преступлений являются в основном представители так называемой «беловоротничковой» криминальной среды — разновидности организованной преступности. Они достаточно редко по визуальным признакам попадают в поле зрения правоохранительных органов, стараясь ничем не особым не выделяться из среды законопослушных граждан. Рядовые же исполнители таможенных преступлений нередко вербуются из общеуголовной среды, и их можно распознать по ряду характерных статических признаков» . В число способов, используемых правонарушителями для сокрытия преступлений, входят различные варианты отмывания доходов, полученных преступным путем, а также имитация хозяйственной деятельности, в т. ч. через создание подставных организаций.

Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы.

  1. Авторами представлена классификация из 6 групп таможенных преступлений, закрепленных в УК РФ исходя из предмета посягательства. Предложено внести изменения в главный нормативно-правовой акт в области уголовного права в части отграничения 3 видов контрабанды, закрепленных в статье 226¹ УК РФ. Смысл изменений в следующем: во-первых, необходимо оставить за статьей 226¹ состав контрабанды сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники; во –вторых, внести в УК РФ новые статьи 226² — контрабанда стратегически важных товаров и ресурсов, 190¹ — контрабанда культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов. Также авторы предлагают внести изменения в статьи 200¹ и 200² УК РФ, заменив слова «таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» и «таможенную границу Таможенного союза» словами «таможенную границу Евразийского экономического союза». Помимо этого, в целях ясности и конкретики автор видит необходимость рекомендовать Правительству РФ принять Постановление об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов, стоимость которых превышает 1 миллион рублей.
  2. Были выделены характерные черты таможенных преступлений, среди которых главными являются латентность, транснациональность, высокая общественная опасность, участие в таких преступлениях организованных преступных сообществ, коррумпированность.
  3. Проведен статистический анализ по возбужденным уголовным делам Таможенными органами РФ за период с 2014 по 2018 годы. В ходе анализа было выявлено, что таможенные преступления в общем количестве преступлений, совершенных в РФ занимают менее 1 %. Однако количество таможенных преступлений снижается незначительными темпами, что свидетельствует о необходимости постоянного анализа и искоренения причин совершения преступлений. На первом месте по количеству среди всех таможенных преступлений находятся преступления по статье 226¹ УК РФ — контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ…, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения.., на втором месте — преступления по ч. 3, 4 ст. 194 РФ — уклонение от уплаты таможенных платежей…, на третьем месте — преступления по статье 229¹ УК РФ — контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов.., на четвертом месте — преступления по статье 193 УК РФ — уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств…, на пятом месте — преступления по статье 193¹ — совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов. Несмотря на малое количество преступлений по ст. 193, 193¹, 194 УК РФ в общем масштабе преступлений по РФ, общая сумма ущерба РФ по таким преступлениям чрезвычайно велика — 40 миллиардов рублей.

Для решения выявленных проблем необходимы давно известные мероприятия, такие как: укрепление кадрового потенциала и повышение уровня профессионализма сотрудников ТО, создание повышенного контроля и ужесточение санкций в области борьбы с коррупцией и должностными преступлениями в ТО, улучшение информационных систем ТО, развитие базы, которая направлена на получение оперативной информации с использованием зарубежных источников.

Литература:

Основные термины (генерируются автоматически): УК РФ, преступление, РФ, Российская Федерация, таможенная граница, массовое поражение, средство, Таможенный орган РФ, иностранная валюта, предмет посягательства.

Таможенные правонарушения

СОСТАВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

(статьи 188, 189, 190, 193, 194 Уголовного кодекса РФ)
Статья 188 УК РФ «Контрабанда»
1. Контрабанда, то есть перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.
2. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием, —
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) утратил силу.
б) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, —
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Статья 189 УК РФ «Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники»
1. Незаконные экспорт или передача лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, иностранной организации или ее представителю сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение этим лицом работ для иностранной организации или ее представителя либо незаконное оказание услуг иностранной организации или ее представителю, которые заведомо для указанного лица могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 188 и 275 настоящего Кодекса), —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —
наказываются лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для лица, наделенного правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль, —
наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Примечание. Под лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, в настоящей статье понимаются руководитель юридического лица, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющего постоянное место нахождения на территории Российской Федерации, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства на территории Российской Федерации и зарегистрированное на территории Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя.
Статья 190 УК РФ «Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран»
Невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, —
наказывается лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Статья 193 УК РФ «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте»
Невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, —
наказывается лишением свободы на срок до трех лет.
Примечание. Деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает пять миллионов рублей.
Статья 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»
1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) утратил силу;
в) утратил силу;
г) в особо крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание.
Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере — один миллион пятьсот тысяч рублей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *