СЗЗ

Описание работ по СЗЗ и перечень необходимых документов

Санитарно-защитные зоны (далее — СЗЗ) устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее — Объекты), в случае формирования за контурами Объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования (п.1 Правил).

В свою очередь источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 предельно-допустимых концентраций (ПДК) и/или предельно допустимых уровней (ПДУ) (п.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).Определить является ли предприятие источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, с уровнем создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки более 0,1 ПДК и/или ПДУ, можно после разработки проекта СЗЗ.

В санитарных правилах «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация…», которыми пользуются инженеры-экологи для расчета размера СЗЗ, предприятия и другие объекты делятся на пять классов.

  • I класс – (производство сероуглерода, производство глинозема, горнообогатительные комбинаты, лесохимические комплексы, свиноводческие комплексы и т.д).
  • II класс — (производство соляной кислоты, производство автомобилей, объекты по добыче гипса, производство древесного угля, фермы крупного рогатого скота от 1200 до 2000 коров и до 6000 ското-мест для молодняка и т.д).
  • III класс — (производство никотина, судоремонтные предприятия, промышленные объекты по добыче торфа фрезерным способом, деревообрабатывающее производство, фермы овцеводческие на 5 — 30 тыс. голов и т.д).
  • IV класс – (производство мыла, типографии с применением свинца, сборка мебели с лакировкой и окраской, тепличные и парниковые хозяйства и т.д).
  • V класс — (производство спичек, производство котлов, промышленные объекты (карьеры) по добыче карбоната калия открытой разработкой, сборка мебели из готовых изделий без лакирования и окраски, хранилища фруктов, овощей, картофеля, зерна и т.д).

Ориентировочную санитарно-защитную зону требуется обосновать расчётами в проекте СЗЗ.

Если вы не нашли типа своего предприятия в классификации промышленных объектов и производств (раздел VII СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03), это означает, что для вашего вида деятельности не установлен ориентировочный размер СЗЗ. В этом случае вам необходимо разработать проект расчётной СЗЗ.

Размеры санитарно-защитной зоны

Размеры ориентировочных санзон для пяти классов промышленных объектов и производств:

  • I класс — 1000 метров;
  • II класс — 500 метров;
  • III класс — 300 метров;
  • IV класс — 100 метров;
  • V класс — 50 метров.

Требования СанПиНа 2.2.1_2.1.1.1200-3 распространяются на юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией вновь строящихся, реконструируемых объектов и производств. Такими объектам являются:

  1. Производственные предприятия.
  2. Транспортные объекты.
  3. Объекты связи.
  4. Энергетики.
  5. Сельскохозяйственные предприятия.
  6. Торговые предприятия.
  7. Опытно-экспериментальные производства.
  8. Объекты коммунального назначения.
  9. Спортивные объекты.
  10. Объекты питания.

Основной целью назначения санитарно-защитной зоны является установление защитного барьера, который обеспечивает должный уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Проект позволит вам:

  • Определить возможность строительства объекта в пределах населенных пунктов.
  • Принять обоснованные решения по строительству объекта с технической, экологической, социальной и экономической точек зрения.
  • Доказать при возникновении жалоб, что строительство вашего здания или производственная деятельность в нём не наносит вреда ни населению соседствующих домов, ни окружающей среде. В случае, если влияние с вашей стороны всё-таки обнаружится, можно работать над устранением проблемы.
  • Вы сбережёте до 100 000 рублей (КоАП ст.6.3). Именно на эту сумму вас оштрафует Роспортебнадзор в случае, если выяснится негативное влияние (возникновение шума, запаха) на жителей соседних домов.
  • Вы сможете избежать остановки или приостановления деятельности предприятия сроком на 90 суток.

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ОРГАНИЗАЦИИ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ

1. Топографический план с линиями градостроительного регулирования в М 1:2000 (представляется ГУП «Мосгоргеотрест»).

2. Генплан предприятия с нанесенными существующими строениями и указанием перспективного строительства в М 1:500 (представляется предприятием).

3. Правоудостоверяющий документ на землепользование (представляется предприятием).

4. Реквизиты предприятия (представляются предприятием).

5. Проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) и результаты последнего ведомственного контроля соблюдения нормативов; в случае отсутствия проекта — данные инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ (предоставляются предприятием). При отсутствии воздухоохранной документации представляются паспорта на вентиляционные системы и газоочистные установки, на генплан предприятия наносятся точки расположения выхлопов вентиляционных систем.

6. Проект нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС); в случае отсутствия проектов — копии договоров с ГУП «Мосводосток», ГУП «Мосводоканал» и соответствующие декларации; разрешение на спецводопользование (представляются предприятием).

7. Шумовые паспорта вентиляционных систем и оборудования (представляются предприятием).

8. Гигиенические паспорта источников ионизирующего излучения, электромагнитного излучения и т.п. (представляются предприятием).

9. Характеристика разрешенного и намечаемого строительства (представляется предприятием).

10. Показатели теплоснабжения — существующее положение и на расчетный срок (представляются предприятием)

11. Данные по транспорту предприятия (представляются предприятием)

12. Характеристика источников сточных вод (представляется предприятием).

13. Количество воды, забранной из водных объектов (водопроводных систем других предприятий), использованной и переданной другим организациям, с указанием на соответствующий договор с ГУП «Мосводоканал» (представляется предприятием).

14. Характеристика отходов, образующихся на предприятии (представляется предприятием).

15. Справка о фоновых концентрациях загрязнения атмосферного воздуха (представляется отделом экологических расчетов и справок Московского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды).

Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании (абзац в редакции, введенной в действие с 15 мая 2008 года Изменением N 1 от 10 апреля 2008 года, — см. предыдущую редакцию):

  1. — предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации;
  2. — действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
  3. — экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями;
  4. — оценки риска здоровью населения;

В случае, если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно (абзац дополнительно включен Изменением N 3 от 9 сентября 2010 года).

Состав проекта СЗЗ

  1. Планировочная ситуация, краткая характеристика объекта.
  2. Описание объекта как источника загрязнения атмосферного воздуха.
  3. Природно-климатическая характеристика и фоновые концентрации загрязняющих веществ.
  4. Краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования.
  5. Перечень источников загрязнения атмосферного воздуха.
  6. Расчет выбросов загрязняющих веществ.
  7. Анализ и оценка воздействия выбросов от источников объекта на состояние воздушной. среды в районе размещения.
  8. Состояние зеленых насаждений на рассматриваемой территории.
  9. Мероприятия по уходу за зелеными насаждениями.

10. Водоснабжение и водопотребление рассматриваемого объекта.

11. Информация об ультразвуковых, электромагнитных и ионизирующих излучениях на территории рассматриваемого объекта.

12. Санитарно-гигиенические ограничения и выбор расчетных точек.

13. Определение шумовых характеристик оборудования действующих очистных сооружений.

14. Оценка влияния шума различных источников на окружающую застройку.

15. Расчет санитарно-защитной зоны по шуму.

16. Мероприятия по снижению шума.

17. Обоснование размера санитарно-защитной зоны.

А также графическая часть (основные графические материалы):

  1. Ситуационный план с нанесением источников выбросов загрязняющих веществ.
  2. План с нанесением точек водовыпусков.
  3. План с организацией движения автотранспорта по территории объекта.
  4. План с нанесением источников шума.
  5. Ситуационный план с нанесением СЗЗ по фактору загрязнения атмосферного воздуха, шума и интегральной СЗЗ.

6. Точки для внесения сведений в ЕГРН в формате *.xml

*Сроки разработки проекта организации (возможности сокращения СЗЗ) – от 15 рабочих дней до нескольких месяцев в зависимости от количества источников выбросов загрязняющих веществ и источников шума на предприятии.

Стоимость проекта СЗЗ

150 тыс. рублей до 3 источников ИЗА, каждый дополнительный увеличивает стоимость на 10 тыс.

Порядок разработки проекта

  • Проведение инвентаризации, передача исходных данных. Инженер-эколог проектной организации проводит на предприятии инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ, источников шума, источников прочего физического воздействия (ЭМИ, вибрация и т.д.).

Предприятие предоставляет проектной организации информацию о деятельности компании, реквизиты, генеральный и ситуационный планы, письмо о координатах привязки объекта и т.д. Если ряда исходных данных у предприятия не достает, документы заказываются.

  • Разработка проекта. После получения всей исчерпывающей информации инженер-эколог приступает к разработке самого проекта. В рамках работы проводится анализ предприятия как источника химического и физического воздействия на окружающую среду; обосновывается размер зоны расчетами; разрабатываются мероприятия по планировочной организации и благоустройству зоны; готовится план мониторинга границы СЗЗ и прилегающей к ней жилой застройки.

Согласование проекта

  • Согласование проекта в ФБУЗ. Далее том проекта направляется в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии». Через 30 рабочих дней ФБУЗ выдает экспертное заключение о соответствии или несоответствии проекта требованиям трем документам: СанПиН 2.1.6.1032-01, ГН 2.1.6.2309-07, ГН 2.1.6.1338-03 РФ от 03.11.2005 N 26.
  • Согласование проекта расчётной СЗЗ в Роспотребнадзоре, получение санэпидзаключения, передача документов на предприятие Проект и экспертное заключение ФБУЗ отправляются на согласование в территориальный Роспортебнадзор. Роспотребнадзор выдает главный документ — санитарно-эпидемиологическое заключение о том, что проект обоснования расчётной СЗЗ соответствует (или не соответствует) санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, СанПин 1.6.1032-01, ГН 2.1.6.1338-03, ГН 2.1.6.2309-07, СН 2.2.4/2.1.8.526-96. Полученный документ и проект передаются в организацию.

После согласования проекта необходимо доказать достаточность размеров сан. зоны натурными лабораторными замерами (исследованиями). В итоге получить письмо из Роспотребнадзора об установлении окончательной границы санзоны.

Сроки разработки и согласования проекта

  • Разработка проекта – от 1 месяца.
  • Согласование проекта в ФБУЗ – 30 рабочих дней.
  • Согласование проекта в Роспотребнадзоре – 30 рабочих дней.

Согласно постановлениям Главного государственного санитарного врача Российской Федерации и решениям Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя об установлении размеров санитарно-защитных зон должны прилагаться сведения о границах санитарно-защитной зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ санитарно-защитной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости;

Для целей внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах зон с особыми условиями использования территорий, документы об установлении СЗЗ должны быть направлены в орган регистрации прав соответственно Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации или Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем.

При этом документы об установлении СЗЗ должны быть направлены в течение шести месяцев с даты принятия указанных документов;

В случае, если документы об установлении СЗЗ не были направлены в орган регистрации прав в течение шести месяцев с даты принятия указанных документов, заинтересованное лицо вправе обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости;

Требования к системе координат, точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории утверждены Приказом Минэкономразвития России от 23 марта 2016 г. № 163.

При этом документы создаются в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных.

В соответствии с ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 342-ФЗ)

При этом собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2019 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов.

До дня установления санитарно-защитной зоны возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования данного Федерального закона ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, выкуп объектов недвижимости, возмещение прав за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются.

При этом согласно ч. 14 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» если зона с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до дня официального опубликования настоящего Федерального закона либо не были установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 1 января 2022 года, за исключением случая, предусмотренного частью 13 данной статьи.

Соответственно до 1 января 2022 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до 4 августа 2018 г. решением исполнительного органа государственной власти, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения.

СЗЗ, которая принята расчетным проектом и не имеет утвержденного решения после наблюдений и подтверждения данных по проекту действует до 1 января 2020 года и СЗЗ определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.

Таким образом для предприятий у кого СЗЗ установлена до 4 августа 2018 г. должны направить сведения о таких зонах в ЕГРН для передачи Росреестр и внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории в Единый государственный реестр недвижимости, в целях обеспечения внесения данных сведений в ЕГРН в срок не позднее 1 января 2022 года.

Так же проводится определение местоположения границы санитарно-защитной зоны осуществляется посредством определения плоских прямоугольных координат характерных точек границ зоны (то есть точек изменения описания границ и деления их на части) в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Ответственность за отсутствие проекта организации (возможности сокращения) СЗЗ:

КоАП РФ, статья 6.3:

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 100 до 500 рублей;
  • на должностных лиц — от 500 до одной 1000 рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей, — от 500 до одной 1000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

КоАП РФ, статья 8.1:

Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей;
  • на должностных лиц — от 2000 до пяти 5000 рублей;
  • на юридических лиц — от 20 000 до 100 000 рублей.

ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ О САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЕ (проект СЗЗ)

  1. Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. N 222;
  2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
  3. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ.
  4. Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554.
  5. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
  6. Положение о порядке разработки, согласования и утверждения проектов организации санитарно-защитных зон в городе Москве. Постановление правительства Москвы от 16.10.2001 N 929-ПП. «Об утверждении Положения о порядке разработки, согласования и утверждения проектов организации санитарно-защитных зон в городе Москве».
  7. Рекомендации по разработке проектов санитарно-защитных зон промышленных предприятий, групп предприятии. — М.: РЭФИА, 1998. — 86 с.

Санитарно-защитные зоны аэропортов, аэродромов, вертодромов и посадочных площадок (стр. 2 )

3.5. Санитарно-защитная зона аэропортов, аэродромов устанавливается с учетом суммарных выбросов всех источников загрязнения атмосферного воздуха и уровней физических воздействий объектов, расположенных на земельном участке аэропортов, аэродромов на основании среднегодовых показателей. При включении в состав проекта расположенных вблизи или по границам землеотвода предприятий обслуживающих деятельность аэропорта, аэродрома разрабатывается единая санитарно-защитная зона промышленного узла аэропорта, аэродрома.

3.6. Границы единой СЗЗ для проектируемых аэропортов, аэродромов устанавливаются от границ выделяемого земельного участка, а для действующего промышленного узла аэропорта, аэродрома устанавливаются от границ оформленного в установленном порядке земельного участка аэропорта, аэродрома и других объектов, входящих в состав промышленного узла.

Допускается разработка проекта обоснования СЗЗ индивидуально для каждого объекта, входящего в состав промышленного узла, использующего или не использующего в производственных целях ВПП, в том числе для организации СЗЗ и проведения защитных мероприятий от деятельности объектов данного предприятия.

3.7. Характер основной деятельности аэропортов, аэродромов связан с наземной и летной эксплуатацией ВС, специфичными источниками загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на окружающую среду, которые подлежат обязательному учету. Границы СЗЗ и зон функционального зонирования приаэродромной территории при летной эксплуатации ВС устанавливаются вдоль стандартных маршрутов полета ВС от проекции на поверхность земли установленной траектории движущегося источника загрязнения атмосферного воздуха и авиационного шума.

3.8. Обоснование размеров СЗЗ для наземных источников, в том числе при наземной эксплуатации ВС, расположенных на территории аэропорта, аэродрома, определяется на основе результатов расчета рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере (с учетом фона) и уровней физических факторов.

К наземным источникам шума, подлежащим учету, относятся: источники авиационного шума в пределах аэродрома (вертодрома, вертолетной или посадочной площадки) при рулении ВС, работе ВСУ, запуске и опробовании двигателей ВС; охлаждении турбовинтового двигателя на местах стоянки; при запуске, прогреве, проверке двигателей на месте стоянки, висении и перемещении (рулении) вертолетов к посадочной площадке и ВПП; при работе тепловых и ветровых машин, оборудованных авиационными двигателями; также подъездной железнодорожный и автомобильный транспорт в пределах территории промышленного узла аэропорта, аэродрома.

К наземным источникам выбросов ЗВ, подлежащим учету, относятся источники, которые могут оказывать значимое воздействие на суммарные поля концентраций за границами землеотвода аэропорта, аэродрома и других объектов, входящих в состав промышленного узла: работа авиадвигателей ВС и спецтехники, автотранспорт, участки смывки, окраски и ГСМ, обработки ПОЖ, аккумуляторные.

3.9. Размер и границы СЗЗ и границы зон функционального зонирования приаэродромной территории вдоль установленных маршрутов полета ВС, а также зоны ограничения застройки, определяются на основании: результатов расчета рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (с учетом фона) и уровней авиационного шума от летных операций ВС (в том числе на посадочных площадках), включающих разбег, взлет, полет по кругу при выполнении тренировочных полетов, заход на посадку и пробег по ВПП с включением реверса авиадвигателей; проведения натурных исследований (наблюдений) и измерений загрязнения атмосферного воздуха и уровней авиационного шума.

3.10. Размер СЗЗ и зоны ограничения застройки от передающих радиотехнических объектов (ПРТО), обеспечивающих работу аэродрома и расположенных на территории земельного участка аэропорта, аэродрома, устанавливается с учетом существующего положения и перспективного развития ПРТО.

3.11. В проекте единой СЗЗ аэропорта, аэродрома определяются и отображаются на графической подоснове местности:

— размер и границы СЗЗ отдельно по каждому фактору на основании расчетов рассеивания загрязнения в атмосферном воздухе и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, электромагнитные поля (ЭМП)), результатов натурных исследований и измерений в контрольных точках с учетом суммарных выбросов всех источников загрязнения атмосферного воздуха и уровней физических воздействий объектов, расположенных на территории землеотвода аэропорта, аэродрома или промышленного узла.

— размер и границы единой СЗЗ по объединенной границе наибольшего пофакторного воздействия наземных и воздушных источников загрязнения атмосферного воздуха и авиационного шума (зона «В» табл. 3.1), ПРТО и ВС при выполнении летных операций;

— границы зон функционального зонирования приаэродромной территории (территории, находящейся за пределами землеотвода аэропорта, аэродрома и подвергающейся неблагоприятному воздействию авиационного шума при эксплуатации ВС) от границ земельного участка аэропорта, аэродрома вдоль установленных маршрутов полетов ВС в виде ранжированной оперативной карты заданного индекса авиационного шума.

3.12. Временное сокращение объема производства (интенсивности полетов) не является основанием к пересмотру принятых размеров и границ санитарно-защитной зоны для максимальной проектной или фактически достигнутой мощности.

3.13. Размеры и границы санитарно-защитной зоны обозначаются на графических материалах (генеральный план города, схема территориального планирования и др.) и за пределами аэропорта, аэродрома, промышленного узла специальными информационными знаками.

3.14. Ответственными за организацию СЗЗ, выполнение предупредительных и защитных мероприятий в границах СЗЗ, являются хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты, являющиеся источниками химического, и физического воздействия на атмосферный воздух населенных мест соответствующих аэропортов, аэродромов (отдельного объекта входящего в состав промышленного узла). Ответственными за выполнение предупредительных и защитных мероприятий при проектировании и строительстве новой и реконструируемой застройки в границах определенных оперативной картой заданного индекса авиационного шума приаэродромной территории за пределами СЗЗ являются уполномоченные должностные лица муниципальных органов власти.

Проектом СЗЗ при реконструкции (удлинении) и строительстве новой ВПП аэропорта, аэродрома должны быть предусмотрены расходы по ее организации, в том числе выселению жителей, до проведения реконструкции (удлинения) существующей и строительства новой ВПП.

3.15. Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации по эксплуатации, новому строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства аэропортов, аэродромов при разработке проектов СЗЗ и зон функционального зонирования приаэродромной территории, определяется Статьей 48 Федерального закона от 01.01.2001 N 190-ФЗ)

3.16. Допустимые значения оценочных эквивалентных среднесуточных уровней звука (Ldn) приведены в таблице 3.1.

Таблица 3.1.

Допустимые значения оценочных уровней звука (Ldn) на приаэродромной территории

Допустимые эквивалентные уровни звука, Ldn, дБА

Зона «А»

Зона «Б»

Зона «В»

46 — 55

56 — 60

> 60

3.17. Зона «В», определяемая по табл. 3.1, имеет статус СЗЗ аэропорта, аэродрома, которая включается в состав единой СЗЗ аэропорта, аэродрома.

Таблица 3.2.

Допустимые значения максимального уровня звука LAmax

на приаэродромной территории

Время

суток

Допустимые уровни звука, LAmax, дБА

Зона «А»

Зона «Б»

Зона «В»

День

71 – 80

81 – 85

Ночь

61 — 70

71 — 80

Примечание. Вне границ зоны «А» таблиц 3.1. и 3.2. не требуется специальных мероприятий по защите людей от шума, находящихся на данной территории и в помещениях жилых и других зданий.

3.18. При реконструкции аэродромных объектов (ВПП, РД, перрона) или изменении условий эксплуатации ВС (изменение маршрутов движения, изменения структуры парка ВС, увеличения интенсивности полетов в ночное время суток, опробование авиадвигателей в местах не оборудованных средствами коллективной защиты от авиационного шума и др.) акустическая обстановка на территориях жилой застройки не должна ухудшаться.

IV. Процедура установления размеров и границ санитарно-защитных зон и зон функционального зонирования приаэродромной территории аэропортов, аэродромов по неблагоприятному внешнему фактору «авиационный шум»

4.1. Для установления размеров и границ санитарно-защитной зоны и границ зон функционального зонирования приаэродромной территории аэропортов, аэродромов должен быть представлен проект СЗЗ и зон функционального зонирования приаэродромной территории при летной эксплуатации ВС в виде оперативной карты заданного индекса авиационного шума аэропортов, аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, утвержденных уполномоченным должностным лицом соответствующих аэропортов, аэродромов

4.2. Проект обоснования СЗЗ и зон функционального зонирования приаэродромной территории при летной эксплуатации ВС в виде оперативной карты заданного индекса авиационного шума аэропортов, аэродромов и вертодромов подлежит экспертизе федеральными бюджетными учреждениями здравоохранения — центрами гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации или иными организациями, компетентность которых на данный вид деятельности признана в установленном законодательством порядке.

4.3. По итогам экспертизы, предусмотренной пунктом 4.2 настоящих санитарных правил, на основании заявления хозяйствующего субъекта выдается санитарно-эпидемиологическое заключение:

а) для аэропортов, аэродромов с аэродромами классов А, Б, В гражданской, государственной и экспериментальной авиации, промышленных узлов с существующей и прогнозируемой годовой интенсивностью полетов более 50 тысяч самолетовылетов и в случае подтверждения размера СЗЗ более 500 м расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух – Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации;

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

Постановление Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222

«Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.

2. Правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.

3. В случае если до дня вступления в силу настоящего постановления выданы разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению или изменению санитарно-защитные зоны, застройщики до ввода объектов в эксплуатацию обязаны представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

Приведение видов разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.

4. Реализация полномочий, установленных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и бюджетных ассигнований, предусматриваемых Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства Российской Федерации

Д. Медведев

Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон

(утв. постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222)

1. Настоящие Правила определяют порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее — объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

2. Настоящие Правила не распространяются на случаи установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, санитарно-защитных зон источников ионизирующего излучения.

3. Решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны:

а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее — санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;

б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в отношении объектов III — V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III — V класса опасности.

3.1. В случае если в отношении аэродрома в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации принято решение об установлении приаэродромной территории с выделенной на ней седьмой подзоной, предусмотренной подпунктом 7 пункта 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, принятие решения об установлении санитарно-защитной зоны в отношении этого аэродрома или аэропорта, в состав которого он входит, не требуется. Указанное решение об установлении приаэродромной территории является основанием для принятия в соответствии с настоящими Правилами решения о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении такого аэродрома или аэропорта, в состав которого он входит, принятого до установления этой приаэродромной территории.

4. Формы заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны утверждаются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

5. В границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях:

а) размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства;

б) размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.

6. При планировании строительства или реконструкции объекта застройщик не позднее чем за 30 дней до дня направления в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заявления о выдаче разрешения на строительство представляет в уполномоченный орган заявление об установлении или изменении санитарно-защитной зоны.

7. В срок не более одного года со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, в отношении которого установлена или изменена санитарно-защитная зона, правообладатель такого объекта обязан обеспечить проведение исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и в случае, если выявится необходимость изменения санитарно-защитной зоны, установленной или измененной исходя из расчетных показателей уровня химического, физического и (или) биологического воздействия объекта на среду обитания человека, представить в уполномоченный орган заявление об изменении санитарно-защитной зоны.

8. Исследования (измерения) химических, физических и биологических факторов, а также экспертизы результатов таких исследований (измерений) осуществляются должностными лицами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, экспертами, имеющими право на их проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. В случае технического перевооружения объекта, изменения применяемых на объекте технологий производства продукции, изменения вида разрешенного использования или назначения объекта, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, а также в случае прекращения эксплуатации или ликвидации (в том числе сноса) объекта, являющегося объектом накопленного вреда окружающей среде, правообладатель объекта обязан в срок не более одного года со дня наступления указанных обстоятельств провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта при его ликвидации) и при выявлении превышения установленных гигиенических нормативов либо изменения такого воздействия объекта на среду обитания человека по сравнению с уровнем воздействия, исходя из которого была установлена санитарно-защитная зона, представить в уполномоченный орган заявление об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны.

10. В случае прекращения эксплуатации, ликвидации (в том числе сноса) объекта, не являющегося объектом накопленного вреда окружающей среде, изменения вида разрешенного использования или назначения такого объекта, предусматривающего осуществление деятельности, в результате которой за контурами объекта его химическое, физическое и (или) биологическое воздействие на среду обитания человека не превышает установленных гигиенических нормативов, правообладатель объекта обязан в срок не более одного месяца со дня наступления указанных обстоятельств представить в уполномоченный орган заявление о прекращении существования санитарно-защитной зоны.

В случае принятия решения об установлении приаэродромной территории, предусмотренного пунктом 3.1 настоящих Правил, правообладатель объекта обязан в срок не более одного месяца со дня наступления указанных обстоятельств представить в уполномоченный орган заявление о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении аэродрома или аэропорта, в состав которого он входит, установленной до принятия решения об установлении этой приаэродромной территории.

11. В целях изменения санитарно-защитной зоны в части уменьшения ее размеров и (или) прекращения действия отдельных ограничений использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны, прекращения существования санитарно-защитной зоны при отсутствии соответствующего заявления правообладателя объекта физические лица, юридические лица, органы государственной власти или органы местного самоуправления, не являющиеся правообладателями объектов, вправе провести исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта) и при наличии оснований для изменения или прекращения существования санитарно-защитной зоны представить в уполномоченный орган соответствующее заявление.

12. В случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и абзацем первым пункта 10 настоящих Правил, исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта) проводятся в контрольных точках и по показателям воздействия, порядок определения которых устанавливается Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Результаты указанных исследований и измерений в срок не более одного месяца со дня их проведения направляются лицом, обеспечившим их проведение, в уполномоченный орган.

13. Заявление об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны и документы, указанные в пункте 14 настоящих Правил, представляются или направляются в уполномоченный орган лицами, указанными в пунктах 6, 7, 9 и 10 настоящих Правил, по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителей или иными лицами на основании заключения договора с заявителями.

14. К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются:

а) проект санитарно-защитной зоны;

б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.

15. К заявлению о прекращении существования санитарно-защитной зоны, за исключением случаев, указанных в пункте 10 настоящих Правил, прилагаются:

а) результаты исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта при его ликвидации);

б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов исследований (измерений), указанных в подпункте «а» настоящего пункта.

16. Проект санитарно-защитной зоны содержит:

а) сведения о размерах санитарно-защитной зоны;

б) сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде);

в) обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;

г) перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил;

д) обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте «б» пункта 5 настоящих Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).

17. Уполномоченный орган в срок не более 15 рабочих дней со дня поступления одного из заявлений, указанных в пункте 3 настоящих Правил, принимает решение об установлении санитарно-защитной зоны, о ее изменении или прекращении ее существования и направляет принятое решение заявителю либо направляет заявителю уведомление об отказе в принятии соответствующего решения с мотивированным обоснованием.

В случаях, указанных в пункте 6 настоящих Правил, уполномоченный орган в течение 2 рабочих дней со дня принятия им соответствующего решения направляет копию такого решения в орган государственной власти, орган местного самоуправления, организацию, уполномоченные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешения на строительство объекта, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

18. В решении об установлении санитарно-защитной зоны указываются:

а) наименование объекта, в отношении которого устанавливается санитарно-защитная зона, адрес такого объекта (в отношении вновь создаваемого объекта указывается наименование объекта в соответствии с проектной документацией такого объекта и адрес (при его отсутствии сведения о местоположении) земельного участка, на котором планируется строительство такого объекта);

б) ограничения использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил;

в) информация о направлении сведений о санитарно-защитной зоне для их внесения в Единый государственный реестр недвижимости после выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства в случае принятия такого решения на основании заявления, указанного в пункте 6 настоящих Правил.

19. В решении об изменении санитарно-защитной зоны указывается информация об изменении границы санитарно-защитной зоны и ограничениях использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны, отличающиеся от ограничений, предусмотренных в решении об установлении санитарно-защитной зоны.

20. К решению об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны прилагаются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать наименование административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек ее границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

21. Сведения об ограничениях использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, указываются в решении об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны или в приложении к указанному решению в соответствии со сведениями, содержащимися в проекте санитарно-защитной зоны, на основании которого принято решение.

22. В решении о прекращении существования санитарно-защитной зоны указываются сведения о прекращении существования такой зоны и прекращении действия ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны.

23. Копия решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны, копия решения о прекращении существования санитарно-защитной зоны направляются уполномоченным органом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и представление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения, а в случаях, указанных в пункте 6 настоящих Правил, — со дня получения копии разрешения на строительство объекта капитального строительства.

24. Орган государственной власти, орган местного самоуправления, организация, выдавшие в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации разрешение на строительство объекта капитального строительства, в отношении которого принято решение об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны, в течение 2 рабочих дней со дня выдачи такого разрешения направляют его копию в уполномоченный орган, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

25. Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

26. В случае перехода прав на объект, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, принятие нового решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны и внесение изменений в ранее принятые решения не требуются.

27. Основаниями для отказа в принятии решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны являются:

а) отсутствие документов, указанных в пункте 14 настоящих Правил, или отсутствие сведений, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил;

б) несоответствие содержащихся в проекте санитарно-защитной зоны размеров и границ санитарно-защитной зоны, обоснований таких размеров и границ требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

в) несоответствие содержащихся в проекте санитарно-защитной зоны ограничений использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны, ограничениям использования земельных участков, установленным пунктом 5 настоящих Правил, или несоответствие обоснований возможности использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, для целей, предусмотренных подпунктом «б» пункта 5 настоящих Правил, требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

г) наличие в экспертном заключении сведений о несоответствии проекта санитарно-защитной зоны санитарно-эпидемиологическим требованиям.

28. Отказ в принятии решения о прекращении существования санитарно-защитной зоны допускается по следующим основаниям:

а) отсутствие документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил;

б) формирование за контурами объектов (за контурами ранее существовавших объектов) химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего установленные гигиенические нормативы согласно результатам исследования (измерения), указанным в подпункте «а» пункта 15 настоящих Правил;

в) наличие в экспертном заключении сведений о несоответствии результатов исследований (измерений), указанных в подпункте «а» пункта 15 настоящих Правил, установленным требованиям.

29. Заявитель в срок не более 3 месяцев со дня направления ему уполномоченным органом уведомления об отказе в принятии решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны обязан устранить основания, указанные в пункте 28 настоящих Правил, и подать или направить в уполномоченные органы повторно соответствующее заявление с приложением к нему необходимых документов.

30. Со дня установления санитарно-защитной зоны на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, разрешенное использование которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, а также использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.

Реконструкция указанных объектов капитального строительства осуществляется только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, предусмотренными решением об установлении санитарно-защитной зоны.

31. Со дня установления или изменения санитарно-защитной зоны планируемых к строительству или реконструкции объектов и до дня ввода их в эксплуатацию независимо от ограничений использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении или изменении санитарно-защитной зоны, допускается использование земельных участков в границах такой зоны для целей, не связанных со строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, за исключением строительства, реконструкции объектов капитального строительства на основании разрешения на строительство, выданного до дня установления или изменения указанной зоны, а также допускается использование зданий и сооружений, расположенных в границах зоны.

32. Компенсация ущерба, причиненного правообладателям земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в связи с установлением (изменением) санитарно-защитной зоны, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *