СВХ таможня

При осуществлении внешнеэкономической деятельности практически все участники ВЭД сталкиваются с необходимостью временного хранения товара до его выпуска в обращение таможенным органом, т.е. возникает необходимость воспользоваться услугами склада временного хранения (СВХ) или таможенного склада (ТС).
Процедура временного хранения товаров подразумевает их принудительное размещение на складе временного хранения с последующим выпуском таможенным органом товаров в обращение после соблюдения всех установленных законом таможенных формальностей. Содержание процедуры временного хранения отражено в главе 25 «Временное хранение товаров» Таможенного Кодекса Таможенного Союза.
Содержание таможенной процедуры таможенного склада, условия помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада, его функционирование определены в главе 33 «Таможенная процедура таможенного склада» Таможенного Кодекса Таможенного Союза.
Выбор места временного хранения товара остается за участником ВЭД, однако существуют тонкости, которые необходимо учитывать при выборе места хранения.
Рассмотрим процедуры помещения товаров на данные типы складов.
Склад временного хранения
На СВХ помещаются любые импортируемые товары до их выпуска таможней в обращение в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо других действий таможенных органов, таких как конфискация, утилизация товаров без уплаты таможенных пошлин, налогов.
Для помещения товаров на временное хранение в таможенный орган подаются упрощенный комплект документов: транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения).
Владельцы товара, разместившие свой товар на СВХ, вправе совершать с товарами операции, необходимые для обеспечения их сохранности в неизменном состоянии, в том числе осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах места временного хранения. Однако взятие проб и образцов товаров, исправление поврежденной упаковки, а также операции, необходимые для подготовки товаров к последующей транспортировке, могут совершаться только с разрешения таможенного органа.
Срок хранения товаров на СВХ составляет два месяца и может быть продлен таможенный органом на срок до четырех месяцев.
По истечении срока временного хранения товаров товары, не помещенные под таможенную процедуру, задерживаются таможенными органами.
Таможенный склад
Таможенный склад – таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срока без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
Товар, размещенный на таможенном складе должен поменять таможенную процедуру таможенного склада на любую другую таможенную процедуру (выпуск для внутреннего потребления, экспорт, таможенный транзит; уничтожение и ряд других) до истечения срока хранения товаров на таможенном складе. При этом товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного склада, могут помещаться под иную таможенную процедуру полностью или частями.
После помещения товаров под иную таможенную процедуру эти товары подлежат вывозу с таможенного склада в течение 3 (трех) рабочих дней со дня, следующего за днем их помещения под иную таможенную процедуру.
Срок хранения товаров на таможенном складе не может превышать трех лет со дня помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада, при этом товары, имеющие ограниченный срок годности и (или) реализации, должны быть помещены под иную таможенную процедуру не позднее, чем за 180 (сто восемьдесят) календарных дней до истечения указанного срока.
Следует учесть, что товары, срок хранения которых на таможенном складе истек, задерживаются таможенными органами.
Допускается хранение на таможенном складе товаров таможенного союза, помещенных под таможенную процедуру экспорта, в течение шести месяцев.
Владельцы товара, вправе совершать с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада операции, необходимые для обеспечения их сохранности, в том числе осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах таможенного склада, при условии, что эти операции не повлекут за собой изменения состояния товаров, нарушения их упаковки и (или) средств идентификации.
С разрешения таможенного органа с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада, могут совершаться простые сборочные операции, а также операции по:
— отбору проб и образцов;
— подготовке товаров к продаже и транспортировке, включая дробление партии, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, операции по улучшению товарного вида.
Все операции, совершаемые с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада, не должны изменять характеристики этих товаров, связанные с изменением классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
В отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, могут совершаться сделки, предусматривающие передачу прав владения, пользования и (или) распоряжения этими товарами.
Переход прав на владение товаром к новому владельцу означает, что к новому владельцу переходит обязанность по уплате таможенных платежей при выпуске товара в свободное обращение.
Склад временного хранения или таможенный склад — что выбрать?
Определиться с местом временного хранения товара необходимо до начала внешнеэкономической операции.
Товар, пересёкший границу, выпускается таможенным органом на границе по процедуре таможенного транзита в заявленное место доставки (зону таможенного контроля).
По прибытии товара по назначению, в течение трех часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить таможенные операции, связанные с таможенным декларированием товаров в соответствии с таможенной процедурой.
В случае если в течение трех часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик (или иное заинтересованное лицо) не совершил таможенные операции по таможенному декларированию товаров или не заявил таможенную процедуру таможенного слада, то товары должны быть помещены на склад временного хранения.
В таблице приведены основные различия между таможенными режимами хранения на складе временного хранения и таможенном складе

Склад временного хранения

Таможенный склад

Любая таможенная процедура

Только процедура таможенного склада

Срок хранения товаров на СВХ составляет два месяца и может быть продлен таможенный органом на срок до четырех месяцев

Срок хранения товаров на таможенном складе не может превышать трех лет со дня помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада

Товар находится под полным таможенным контролем

Товар находятся под таможенный контролем, однако товарные партии, помещенные на таможенный склад, по разрешению таможенного органа могут:

  • дробиться,
  • сортироваться,
  • упаковываться и переупаковываться,
  • маркироваться,
  • из них могут формироваться отправки и совершаться прочие операции.

Передача имущественных прав на товары не допускается

В отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, могут совершаться сделки, предусматривающие передачу прав владения, пользования и (или) распоряжения этими товарами.

Заключение
Выбор местом хранения СВХ наиболее простой вариант осуществления внешнеэкономической сделки. Он характеризуется простотой осуществления и характерен для разовых или быстро осуществляемых сделок. Привез товар, растаможил, продал.
На режим таможенного склада стоит обратить внимание если планируется постоянная внешнеэкономическую активность при значительных объемах регулярных поставок. В данном случае невыгодно отвлекать собственные денежные ресурсы на таможенные и налоговые платежи. Достаточно подготовить товар к продаже на внутренний рынок: упаковать, промаркировать и отсортировать товар пока он находится на таможенном складе, а обязанность по уплате таможенных пошлин и налоговых платежей возложить на покупателя.

Таможня и склады временного хранения (СВХ)

Склады временного хранения (СВХ) — специально оборудованные помещения, которые могут располагаться непосредственно на территории таможни или представлять собой открытые площадки, предназначаемые для размещения транспортных средств и товарных групп разных категорий, соответственно проходящие процедуру таможенного контроля.

Вывод: и СВХ, и прилегающие территории попадают в зону таможенного контроля. Разберемся подробнее в термине СВХ – склад временного хранения.

СВХ или обычный склад – в чем разница?

Склад временного хранения с таможенным складом – не одно и то же, поэтому давайте выясним, в чем разница. Главный разделяющий эти две категории складов фактор – таможенный режим. В зависимости от того, действует он или нет в отношении определенных товаров, выбирается способ их размещения – на складе таможни или временного хранения.

На СВХ помещаются товары отечественного и импортного производства, которые на таможенном режиме не находятся. Сюда же входят товары, попадающие под закон о запрете на ввоз. Декларация для временного их размещения на складе не нужна, а список документов быть должен. Обязательные бумаги:

  • перевозочные документы;
  • перечень товарных позиций;
  • грузоместа;
  • способ и тип упаковки;
  • характер маркировки;
  • объем либо вес товара.

Если таможня склад временного хранения включает в состав собственной инфраструктуры, он является открытым и может использоваться для размещения любых товаров желающими лицами. Оформляется договор в соответствии с требованиями законодательства РФ, сделка подтверждается справкой по форме.

Временное хранение оплачивается по фиксированным тарифным ставкам, есть вариант с внесением суммы за временную аренду помещения. Сбор за оформление грузов на таможне взимается в данном случае отдельно.

В сравнении с обычным таможенным складом, СВХ:

  • требует минимально возможного числа документов для размещения груза;
  • сохранность товара гарантирована;
  • ограничений по категориям грузов, размещаемых на хранение, нет.

Недостаток СВХ (также в сравнении) – ограниченное время хранения (до 2-4-х месяцев).

СВХ закрытого типа используются строго для хранения товаров, размещаемых на временное пребывание определенным кругом лиц (пример – федеральные органы). Временные склады СВХ, учреждаются таможенными органами, при этом относятся только к категории складов открытого типа.

Образование СВХ учреждается таможенными органами либо частными лицами гражданами России (подробная информация о порядке действий содержится в 146-й ст. ТК). Чтобы склад начал работу, у него должна быть в наличии соответствующая лицензия, выданная таможенными органами (исключение – если СВХ создается самими органами).

Для чего создаются временные склады

При создании временного склада владелец указывает, помимо прочей информации, цели, с которыми он образовывает СВХ. Как правило, временные склады используются для хранения таких категорий грузов как:

  • собственные товары и транспортные средства;
  • товары и ТС клиентов (если СВХ создается перевозчиком);
  • товары и транспорт определенного круга лиц, список которых обязательно указывается;
  • товары и ТС всех желающих;
  • только отдельные категории товаров (список также прилагается).

При этом таможня услуги склада временного хранения лицензирует в обязательном порядке – если у СВХ нет соответствующих документов, он действует незаконно. Лицензии выдает управление региона, в котором размещается временный склад.

Другие важные моменты

Если это необходимо и технически возможно, товары могут размещаться не только на СВХ, но и на других специализированных базах с соответствующими условиями (требуется разрешение начальника таможни). Как правило, подобные опции применяются к скоропортящимся продуктам, сроки хранения для которых напрямую зависят от условий.

Специальные помещения могут предоставляться и для размещения негабаритных товаров после их осмотра при поступлении на склад.

СВХ организовываются в любых местах, которые пригодны для этих целей. В обязательном порядке временные склады должны быть в тех местах, где принимается товар, погружается-выгружается, проверяется, оформляется (морские порты, аэропорты, грузовые дворы, железнодорожные станции, контейнерные площадки, пр.).

Использование склада временного хранения

Склад временного хранения (СВХ) — это специально оборудованное пространство, где осуществляется хранения грузов, которые впоследствии должны будут пересечь границу РФ и оказаться за рубежом. Это могут быть как открытые типы территорий, так и закрытые помещения со специальным оборудованием. Обычно склады такого типа расположены неподалеку от ведущих транспортных магистралей, которые приводят к крупным логистическим центрам, а также к основным транспортным узлам. Осуществление хранения товаров и изделий на таких складах осуществляет под тщательным контролем работников таможенной службы.

Необходимость складов временного хранения — это вынужденная мера для таможенных служб. Ведь таким образом появляется возможность обеспечить полную защиту грузов, которые идут на импорт. Благодаря тому, что организуется такой тип хранения, все товары проходят через таможенный контроль, исключив возможность увода товаров мимо надзорных органов.

Пока груз хранится на СВХ, можно гарантировать, что до него не доберутся третьи лица. Все изделия полностью проходят все таможенные процедуры. Стоит отметить, что при этом сотрудники таможни имеют полный доступ ко всем перевозимым грузам.

Отличие СВХ от таможенных складов

Несмотря на то, что груз, который находится на СВХ, проходит таможенный контроль, назвать эту площадку таможенным складом будет неправильно. Хотя на обоих видах складов осуществляется прием и хранение перевозимых грузов, между ними все же есть главное различие.

Таможенные склады обычно используются для непродолжительного хранения таких грузов, которые отличаются большими объемами. Такие товары, как правило, необходимо расфасовывать, а затем и промаркировать. На СВХ такте процедуры запрещены.

Прежде чем груз попадает на таможенный склад, он какое-то время хранится на СВХ. После того, как перевозчик оформит необходимые документы, перевозимые им товары будут направлены на таможенный склад.

Помимо вышеназванных отличий есть и другие, главными из которых являются:

  • срок хранения: на СВХ — до 4 месяцев, на таможенном складе — до 4 лет;
  • передача имущественных прав допустима только на таможенных складах при наличии необходимого документа, уведомляющего ведомство таможенной службы;
  • владельцем СВХ выступает юридическое лицо, а таможенный склад принадлежит ведомству.

Типы складов временного хранения

Для того, чтобы оказывать необходимые виды услуг, СВХ обязаны полностью соответствовать действующим нормам и требованиям, а также быть оборудованы соответствующим образом.

Условно все склады рассматриваемого вида можно разделить на несколько групп:

  • склады полностью открытого типа, которые доступны для всех лиц, нуждающиеся в таком виде услуг;
  • склады закрытого типа, в которых обычно хранятся грузы владельца склада, а также товары, требующие особых условий хранения.

Также все СВХ могут быть разделены на иные виды по такому признаку, как возможность хранения различных категорий грузов.

По данному признаку можно выделить:

  • склады, на которых могут быть размещены опасные грузы;
  • склады, на территории которых временно размещают грузы ввозимые или вывозимые по регламенту Карнету АТА;
  • склады, где хранятся те грузы, для которых важным условием является соответствующий температурный режим;
  • склады, которые имеют разрешительные документы на хранение акцизного груза;
  • склады, которые имеют специальные площадки, где можно хранить сыпучие грузы.

Оформление документов для хранения грузов на СВХ

Для оформления груза на отправку и дальнейшее хранение в СВХ лицо, которое наделено соответствующими полномочиями на данный груз, обязано предоставить сотрудникам таможни все сопроводительные документы, в том числе и транспортные, а также коммерческие виды.

В этих документах должна содержаться исчерпывающая информация о перевозимых товарах. В обязательном порядке должна быть указа полная информация об отправителе, о том каким образом он промаркирован, какой вес и объем имеет.

Как только все документы будут переданы таможенной службе, они подлежат регистрации, на которую должно уходить не более 1 часа. Только после законченной процедуры регистрации груз могут допустить на склад.

Приказ ГТК России от 26.09.2003 № 1069 «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации»

; Действует
Дата вступления в силу 26.09.2003 История статусов

Концепция управления рисками

  • Документ полезен? 0 m n 0
  • Поделиться:

Редакции скрыты Приказ ГТК России от 26 сентября 2003 г. N 1069
«Об утверждении Концепции системы управления рисками
в таможенной службе Российской Федерации»

В целях совершенствования процедур таможенного оформления, направленных на формирование благоприятных условий по ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации, сокращение времени таможенного оформления и повышение эффективности таможенного контроля на основании положений статьи 358 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066) ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию системы управления рисками в таможенной службе Российской федерации (далее — Концепция).

2. Начальникам структурных подразделений ГТК России применять положения Концепции при подготовке нормативных правовых актов ГТК России, а также при разработке предложений по вопросам совершенствования процедур таможенного оформления и таможенного контроля.

3. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ГТК России, обеспечить ознакомление личного состава подчиненных таможенных органов с положениями Концепции.

4. Заместителю председателя ГТК России А.А.Каульбарсу осуществлять контроль за исполнением настоящего приказа.

Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.

Председатель Комитета
действительный государственный советник
таможенной службы Российской Федерации
М.В.Ванин
Приложение
к приказу ГТК России
от 26.09.2005 N 1069 Концепция системы управления рисками
в таможенной службе Российской Федерации 1. Общие положения

Российская таможенная служба играет важную роль в регулировании внешней торговли страны. Ее основной задачей является обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу.

Вступление в силу новой редакции Таможенного кодекса, значительные изменения во внешней торговле, усложнение задач, возлагаемых Президентом и Правительством Российской Федерации на таможенную службу, глобализация экономики, возможность применения современных информационных технологий побуждают российскую таможенную службу изменять свои процедуры и правила проведения таможенного контроля с учетом происходящих перемен и определять стратегию таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков.

При проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. При выборе форм таможенного контроля должна использоваться система управления рисками (СУР) *1.

Четырехуровневая система администрирования, созданная в российской таможенной службе (ГТК России, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты), объединенная в единую информационную сеть, создает условия для построения эффективной СУР.

Цель СУР — создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы Российской Федерации на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:

— имеющих устойчивый характер;

— связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

— подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;

— затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

Положительный результат применения в деятельности таможенных органов СУР подтверждает опыт работы таможенных органов зарубежных стран.

Основы и принципы таможенного контроля, предусматривающие использование СУР, закреплены в Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (Киотская конвенция, ред. 1999 г.) *2:

— таможенный контроль ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства;

— при выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками;

— таможенная служба применяет метод анализа рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, подлежащие проверке, и степени такой проверки;

— таможенная служба принимает стратегию, базирующуюся на системе мер оценки вероятности несоблюдения законодательства.

СУР должна стать одной из основных составляющих в работе по приведению процедур таможенного контроля в Российской Федерации в соответствие критериям качества таможенного администрирования, предусмотренными стандартами Всемирной торговой организации ВТО:

— сокращение времени таможенного оформления;

— прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности;

— партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.

*1 «Управление рисками — это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролирован, производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню» Kyoto Convention (1999), General Annex, Chapter 6, Guidelines on Customs Controls, p.36

*2 Kyoto Convention (1999). General Annes, Chapter 6, Guidelines on Customs Controls.

2. Основные понятия, применяемые в системе управления рисками

Риск — вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Анализ риска — систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения причин и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки возможных последствий несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный. Выявленный риск является фактом, т.е. известным риском, когда нарушение законодательства Российской Федерации уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте. Потенциальный риск — это риск который не проявил себя, но условия для его возникновения существуют.

Товары риска — товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации и в отношении которых выявлены риски либо существуют потенциальные риски.

Товары прикрытия — товары, которые с достаточной степенью вероятности могут заявляться (декларироваться) вместо товаров риска.

Объекты анализа:

— товары, находящиеся под таможенным контролем или выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации:

— транспортные средства, используемые в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров;

— сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих и таможенных документах;

— сведения, содержащиеся в договорах международной купли-продажи или других видах договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок — иных документов, выражающих содержание таких сделок;

— деятельность лиц, выступающих в качестве, достаточном в соответствии с гражданским и (или) таможенным законодательством Российской Федерации для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;

— деятельность таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения и таможенных складов, а также перевозчиков, в том числе таможенных;

— результаты применения форм таможенного контроля;

— таможенные органы.

Область риска — отдельные сгруппированные объекты анализа, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также повышение эффективности качества таможенного администрирования.

Индикаторы риска — определенные критерии с заданными заранее параметрами, отклонение от которых позволяет осуществлять выбор объекта контроля.

Оценка риска — систематическое определение вероятности возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства в случае его возникновения.

Профиль риска — совокупность сведений об области риска, индикаторов риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска. В зависимости от региона применения профиль риска по видам делится на общероссийский, региональный и зональный.

Управление риском — систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за применением таможенных процедур и таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации.

3. Основные задачи системы управления рисками

Основные задачи СУР:

— создание единого информационного пространства, обеспечивающего функционирование СУР;

— разработка методик (программ) по выявлению рисков;

— определение потенциальных и фиксирование выявленных рисков;

— выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений;

— оценка возможного ущерба в случае возникновения потенциальных рисков и ущерба при выявленных рисках;

— определение возможности предотвращения или минимизации рисков, а также определение требуемых ресурсов и разработка предложений по их оптимальному распределению;

— разработка и применение методик оценки эффективности применяемых мер;

— разработка и практическая реализация мер по предотвращению или минимизации рисков;

— контроль за практической реализацией мер по предотвращению или минимизации рисков;

— оценка эффективности применяемых мер по управлению рисками и корректировка управленческих решений;

— накопление и анализ информации о результатах применения отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также о причинах и условиях, способствующих совершению таможенных правонарушений, с целью выработки предложений по модернизации стратегии таможенного контроля.

4. Принципы построения системы управления рисками

СУР основывается на следующих базовых принципах, обеспечивающих решение основных задач таможенной службы:

— принцип целевой направленности, заключающийся в подчинении всех задач таможенной службы и способов их решения в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;

— принцип целостности, заключающийся в разработке и использовании структурными подразделениями ГТК России функциональных подсистем управления рисками, как элементов единой системы таможенной службы Российской Федерации;

— принцип информационного единства, заключающийся в совместимости информационных источников и единых подходов к процедурам их обработки и анализа, а также взаимосвязи информации, как по вертикали, так и по горизонтали, на всех уровнях таможенного администрирования (ГТК России, РТУ, таможня, таможенный пост);

— принцип законности, заключающийся в соответствии принимаемых мер по предотвращению или минимизации рисков действующему законодательству Российской Федерации;

— принцип единства управления рисками, заключающийся в определении единых подходов к принятию управленческих решений по принимаемым мерам по предотвращению или минимизации рисков.

Основываясь на указанных принципах, СУР обеспечит организацию эффективного таможенного контроля, осуществляемого на основе выборочности. Это позволит таможенным органам:

— сосредоточить внимание на наиболее важных и приоритетных направлениях работы и, следовательно, обеспечить более эффективное использование имеющихся ресурсов;

— увеличить возможности по выявлению и прогнозированию нарушений таможенного законодательства Российской Федерации;

— оказать благоприятные условия лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность и соблюдающим таможенное законодательство Российской Федерации;

— ускорить перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

— сформировать единое информационное обеспечение функциональных подсистем управления рисками структурных подразделений ГТК России и объединить их в единую систему таможенной службы Российской Федерации.

5. Принципы управления

Стратегическое управление — определение областей риска с наибольшей вероятностью потенциально возможного нарушения таможенного законодательства и наибольшей величиной ущерба в случае возникновения рисков (тенденции, закономерности), а также разработка и внедрение соответствующих мер по их предотвращению или минимизации на уровне всей таможенной службы Российской Федерации;

Оперативное управление — определение локальных областей риска с наибольшей вероятностью потенциально возможного нарушения таможенного законодательства и наибольшей величиной ущерба в случае возникновения рисков, характерных для отдельных лиц, товаров и (или) таможенных органов, в том числе распределение компетенции таможенных органов по принятию решений.

Тактическое управление — определение областей риска, характерных для краткосрочных ситуаций, конкретных лиц, партий товаров.

6. Элементы системы управления рисками *

5.1. Сбор и обработка информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

Данный элемент предусматривает сбор и обработку всей существующей информации из различных источников о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в том числе информации:

— статистической о перемещаемых товарах и транспортных средствах через таможенную границу Российской Федерации, а также сравнение внутренней статистики Российской Федерации со статистикой стран-контрагентов;

— о производственно-экономическом потенциале стран-контрагентов;

— поступающей от иных правоохранительных и контрольных органов Российской Федерации, в том числе от таможенных органов иностранных государств;

— о результатах оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, а также специальной статистики о нарушениях таможенных правил;

— о правонарушениях и преступлениях в сфере таможенного дела;

— о деятельности лиц, выступающих в качестве, достаточном в соответствии с гражданским и (или) таможенным законодательством Российской Федерации для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;

— о деятельности таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения и таможенных складов, а также перевозчиков, в том числе таможенных;

— заявляемой при осуществлении таможенных операций;

— о расчетно-платежных отношениях по совершаемым внешнеэкономическим сделкам;

— о транспортных логистических схемах.

Важнейшим фактором, определяющим обоснованность и эффективность принимаемых управленческих решений, является полнота, оперативность (своевременность) и достоверность информации, которая используется для разработки и реализации мер по предотвращению и минимизации рисков. Таможенные органы должны иметь доступ к надежным, достоверным и актуальным источникам информации и уметь эти сведения оценивать.

Системность и комплексность мероприятий по сбору, обобщению и анализу информации, наличие нескольких независимых источников информации, а также технология сбора информации, регламентирующая источники информации, периодичность обновления, пополнения баз данных и движение (оборот) информации в таможенных органах обеспечит максимальную достоверность и объективность получаемых результатов, а также принятие оптимальных решений для определение необходимых мер по предотвращению и минимизации рисков.

В качестве основных сведений для выявления и определения потенциальных рисков используются информационные ресурсы ГТК России.

5.2. Выявление и анализ рисков.

Основные действия, связанные с анализом рисков, состоят из определения:

— совокупности условий и факторов, влияющих на риски;

— таможенных операций, при осуществлении которых существует вероятность совершения таможенного правонарушения;

— объектов анализа;

— критериев и параметров, характеризующих риски (количество перемещений, номенклатура товаров, получатель товаров и т.д.);

— индикаторов риска (граничных количественных: показателей, определяющих необходимость применения мер по предотвращению или минимизации рисков);

— оценки возможной величины ущерба в случае возникновения рисков.

5.3. Разработка и реализация мер по управлению рисками.

При разработке и реализации мер необходимо учитывать:

— прогноз результатов и определение возможных последствий планируемых мер и вероятности наступления этих последствий;

— анализ возможных мер по предотвращению или минимизации рисков, а по результатам — выбор оптимальных, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

5.4. Обобщение результатов принятых мер и подготовка предложений.

СУР невозможна без отлаженной системы «обратной связи». Наряду с подготовкой и реализацией профилей рисков необходимо на постоянной основе осуществлять контроль за применением соответствующих форм таможенного контроля, анализ их эффективности, а по результатам — их корректировку.

Осуществляемые меры могут принести разный по величине эффект и оказать влияние на различные аспекты таможенной деятельности (совершенствование процедур таможенного контроля, фискальную, правоохранительную):

— пресечение незаконного перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации;

— на эффективность таможенного контроля;

— на полноту взысканных таможенных платежей;

— на ускорение товарооборота;

— на расходы таможенных органов и лиц, перемещающие товары, связанные с проведением таможенного контроля;

— на изменение времени таможенного оформления.

При подготовке и выборе мер необходима сбалансированная оценка их совместного суммарного эффекта.

Должны быть разработаны методики, а также определены критерии, по которым должен осуществляться контроль, в том числе оперативный, хода исполнения вступивших в силу документов и принятых мер, а также их влияние на предотвращение или минимизацию рисков и эффективность качества таможенного контроля.

* Нумерация раздела 6 приведена в соответствии с оригиналом текста документа.

7. Заключение

Внедрение СУР предполагает следующие этапы:

— анализ имеющихся нарушений таможенного законодательства в целях выявления существующих рисков;

— разработка соответствующей нормативной правовой базы, регламентирующей применение в деятельности таможенных органов элементов СУР;

— осуществление систематизации принимаемых мер по минимизации рисков;

— определение критериев для отнесения объектов анализа к областям риска;

— расширение практики избирательности применения форм таможенного контроля таможенными органами;

— внедрение анализа экономической эффективности принимаемых мер по минимизации рисков;

— внедрение новейших информационных технологий, включающих в себя современные каналы передачи данных, международные стандарты передачи данных, соответствующие программные средства, а также средства вычислительной техники и технические средства таможенного контроля;

— создание информационной поддержки системы управления рисками, включающей в себя различные базы данных, программные средства для их обработки.

Реализация данных мероприятий позволит отказаться от неэффективных процедур, перераспределить ресурсы на приоритетные направления работы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *