Судебная психология

§ 4. Психологические аспекты организации судебного заседания

Судьи и прежде всего председательствующий судебного заседания реализуют не только процессуальные нормы судопроизводства, но и культуру судебного процесса, обеспечивают социально-ролевое поведение в соответствии с общепринятыми стандартами. Культура судебного процесса — фактор формирования правового сознания, воспитания уважительного отношения к правоприменительным органам. В психологическом отношении существенна сама атмосфера ритуальной торжественности, социальной значимости судебного заседания. Исторически сложившийся процессуальный ритуал несет в себе социально-психологический эффект.

Все участники процесса и присутствующие в зале судебного заседания встают при появлении судей и беспрекословно подчиняются их распоряжениям, обращаются к суду и дают показания стоя. Строгое соблюдение судебного этикета эмоционально воздействует на психику присутствующих, создает определенную морально-психологическую атмосферу судопроизводства, предупреждает возможность недисциплинированного поведения.

Процессуально-ритуальным является порядок разъяснения прав и обязанностей участникам гражданского процесса. Традиционно сложившиеся требования судебного этикета определяют внешнюю форму общения участников судопроизводства: судьи с другими лицами; прокурора и адвоката — с судьей, свидетелями, экспертами. Существенное значение имеет и эстетика обстановки. Еще А. Ф. Кони желал, чтобы в выполнение норм судебного обряда вносились вкус, чувство меры и такт, «ибо суд есть не только судилище, но и школа».

Судьи обязаны проявлять равное отношение ко всем участникам судопроизводства. Недопустимо, например, почтительное отношение к прокурору и пренебрежительное — к адвокату или ответчику.

Суду приличествует спокойствие, уверенность и внешнее достоинство. В репликах судьи неуместны вульгаризмы, малокультурные обороты речи. Во время перерывов судьи не должны общаться с кем бы то ни было из участников процесса, а в процессе судебного заседания — не допускать неформальных обращений к присутствующим. Суд не вправе поддаваться поверхностным впечатлениям и спонтанно возникающим настроениям. Известно, что даже тон голоса, которым задается вопрос, влияет на содержание ответа. Бестактность судьи может заставить замолчать тонко чувствующего свидетеля. Нервозные люди, лица с повышенной впечатлительностью проявляют большую скованность в атмосфере судебного заседания. Это может привести к резкому снижению продуктивности памяти, содействовать актуализации ложных представлений.

Проявляя властные полномочия, суд определяет стратегию своего поведения применительно к типовым ситуациям: бесконфликтного, конструктивного взаимодействия сторон, остроконфликтного взаимодействия, ситуации мнимого конфликта, притворного конфликта.

Ситуация мнимого конфликта возникает в результате недостаточной информированности, ошибочных представлений сторон, а ситуация притворного конфликта имитируется сторонами ради достижения скрытых целей. Ситуация мнимого конфликта означает, по существу, совместное вступление сторон в конфликтное взаимодействие с судом, побуждение его к принятию неправильного решения. Суд должен распознавать такого рода провокации уже в досудебной стадии.

Взаимодействие сторон (взаимный допрос сторон) организуется и регулируется судьей. Он следит за тем, чтобы не задавались наводящие, провокационные и аморальные вопросы или вопросы по хорошо выясненным обстоятельствам.

В случае грубых нарушений процессуального порядка суд проявляет высшую степень своих властных полномочий — отдает приказ, выражает обязательную для адресата свою волю под угрозой применения санкций — удаления нарушителя порядка из зала судебного заседания.

Воля суда в судебном заседании может проявляться также в форме распоряжений (обязательных для адресата под угрозой применения санкций), предложений, разрешений и разъяснений. Суд постоянно воздействует на волевое состояние отдельных участников процесса, активизируя, запрещая или разрешая определенные действия.

Отправление правосудия требует реализации властных полномочий судей. Однако эффективность гражданского процесса в значительной мере зависит от установления между его участниками коммуникативного контакта, элементарного взаимопонимания.

Неадекватность поведения отдельных участников процесса — одно из существенный препятствий для объективного и всестороннего рассмотрения дела. Эта неадекватность может быть обусловлена эмоциональными срывами, личностными деформациями, акцентуациями характера и всевозможными психологическими барьерами: психическое состояние неадекватной пассивности субъекта, коммуникативные, смысловые, эмоциональные и операциональные трудности.

Приверженность к шаблонному, стереотипному мышлению — нередко встречающийся психологический барьер, характерный для самих судей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Содержание

Психология деятельности судьи

Судья является ведущим лицом, формальным руководителем судебного процесса. Он уполномочен выступать как представитель Закона и Государства. Все действия судьи жестко регламентируются, он подчиняется только закону и должен быть независим от всех посторонних влияний, поскольку только такая независимость от различных внешних и внутренних факторов (политических, материально-экономических, личностных) может обеспечить объективность и справедливость решений, принимаемых судьей или судебной коллегией в ходе судебного расследования.

При равенстве прав всех участников судебного процесса судье принадлежит роль лидера, так как он несет основную ответственность за подготовку, организацию, ведение судебного разбирательства как по уголовным, так и по гражданским делам, а также за справедливость и законность выносимого судом решения.

Деятельность судьи сложна, ответственна и многогранна в связи с разнообразием выполняемых им функций и решением комплекса правоприменительных задач.

Для выполнения своей регулирующей роли судья должен обладать такими качествами, как самоконтроль, эмоциональная сдержанность, умение сохранять спокойствие в напряженных ситуациях, требовательность к форме поведения и высказываниям участвующих лиц, и в то же время проявлять терпимость, тактичность, способность к релаксации, снижению чрезмерной эмоциональной возбужденности отдельных участников заседания.

Важен характер взаимоотношений судьи со своими коллегами как членами общей профессиональной группы. Оптимальный стиль поведения судьи – демократический. Выступая в роли формального руководителя, судья должен быть также лидером, которого коллеги уважают за высокий профессионализм. Поэтому он не должен подавлять самостоятельного мнения других членов суда, не нарушать их равноправность.

Суд решает важные социальные проблемы правовых отношений граждан, защиты их чести, достоинства, прав и свобод, применяя закон в условиях гласности и наглядности для населения. Общественность обычно очень внимательно следит за деятельностью суда, оценивая организацию, правовые основы, культуру и результативность действующей в стране правоохранительной системы. Граждане так или иначе связаны с системой судопроизводства, будучи либо в роли участников этого процесса, либо будучи информированы о деятельности суда через средства массовой информации. Поэтому суды, ведущую роль в которых выполняет судья, оказывают непосредственное воздействие на формирование правосознания и правозаконного поведения граждан. При этом суд воздействует на следующие аспекты общественного мнения:

– способствует формированию правосознания граждан;

– создает уверенность в неотвратимости наказания за совершенные правонарушения;

– высокая культура судопроизводства и справедливость приговора формируют атмосферу общественного осуждения преступности и личности преступника;

– судебный процесс привлекает внимание общественности к причинам преступности и проблемам ее профилактики.

В мотивационной сфере деятельности судьи следует выделить такие качества, как уважение к закону, стремление служить правосудию и в соответствии с законом решать гражданские и уголовные дела, использовать результаты судебных процессов для воспитания правосознания граждан и профилактики преступности.

В сфере целеполагания и постановки профессиональных задач судья характеризуется разнообразием выполняемых им функций и решаемых задач, рассмотренных нами выше. К таким профессиональным задачам мы отнесли: подготовку, организацию и проведение судебного разбирательства, контроль и регуляцию действий участников судебного заседания в соответствии с процессуальными нормами, подготовку и оглашение решения суда. В осуществлении всех стадий судебного разбирательства судья сохраняет свою лидирующую роль.

На стадии практического завершения судебного процесса судья составляет и оглашает судебное заключение-приговор, оформляет необходимую документацию. Здесь требуется высокая правовая эрудиция, знание законов, высокая ответственность, умение оформлять документацию в соответствии с процессуальными нормами, требованиями юридической культуры и логики. На этой же стадии судья должен проанализировать и правильно оценить результативную информацию с тем, чтобы учесть ее и творчески использовать в своей дальнейшей практике.

Деятельность судьи имеет высокоинтеллектуальный и творческий характер, поэтому параллельно с выполнением своих служебных функций в суде, судья должен систематически повышать свой профессиональный уровень, профессиональное мастерство. Судья не должен замыкаться только в рамках непосредственного судопроизводства. Он должен поддерживать связи с общественными и учебными организациями с целью формирования правовых знаний у населения, привлечения общественности к борьбе с преступностью, оказанию помощи правосудию. Судья должен получать информацию о результатах поведения и воспитания лиц, осужденных к лишению свободы.

Что касается собственно психограммы судьи, т.е. характеристики тех психических процессов, посредством которых он осуществляет решение теоретических и практических задач в своей деятельности, то к особо важным профессиональным свойствам можно отнести следующие.

В когнитивной (познавательной) сфере особую роль играют такие качества мышления, как аналитичность, критичность, логичность, умение сравнивать, обобщать, классифицировать данные, выделять главное и наиболее существенное.

Среди свойств памяти особую роль играют оперативность в переработке информации, отбор ценной информации и ее передача в долговременную память, точное и полное знание законодательства и процессуальных норм юридической деятельности.

Особо важными для судьи являются такие свойства внимания, как устойчивость при изучении и составлении важной для суда документации, концентрация внимания, распределение и переключение внимания в сложных и динамичных ситуациях судебного процесса.

Среди свойств восприятия особо важными являются объективность, наблюдательность, умение по мимике и пантомимике участвующих в суде лиц определить их состояние, искренность поведения или наносную эмоциональность, камуфляж.

Речь судьи должна отличаться высокой культурой, лаконичностью, четкостью, внятностью, строгостью в формулировке суждений.

Воображение судьи должно совмещать в себе репродуктивные и творческие функции, а также функции прогнозирования (антиципации), т.е. способностью в конкретных образах предвидеть результаты планируемых судебных заседаний и последствий принимаемых судебных решений, что позволяет избежать в деятельности судьи примитивных и непрофессиональных действий методом «проб и ошибок».

В коммуникативной сфере деятельности судьи, посредством которой он реализует социально-психологические аспекты своей деятельности, можно выделить информационный аспект, в котором особенно важны такие свойства, как способность к высказыванию, передаче и приему вербальной информации, вербальная эрудиция, умение вести диалог и монолог; а также интерактивный аспект, посредством которого судья организует взаимодействие с другими участниками судебного процесса – с коллегами и участвующими лицами. Среди интерактивных свойств следует выделить экстравертивность, т.е. направленность действий во-вне, на других людей; общительность; коллективизм; адекватное использование мимики и пантомимики.

В регуляторной сфере деятельности судьи следует выделить эмоциональные качества: ответственность, патриотизм, честность, эмоциональная сдержанность, а также такие волевые качества: принципиальность, лидерство, настойчивость, самоконтроль, дисциплинированность.

Практические советы от практикующих юристов ( субъективное мнение) — как использовать психологию судьи на процессе.

По мнению некоторых опытных юристов суд — это театр (иногда — цирк). И многое зависит не только от того ЧТО вы говорите, но и от того КАК и КОГДА, а также от общего производимого Вами впечатления.
Вопрос необходимо знать как можно детальнее. Очень поможет проанализировать его с другой точки зрения. Если Вы не владеете вопросом , велик вероятность того, что Вас слушать не будут, не воспринимая как юриста. А, как известно, сложившее первое впечатление изменить очень непросто.

Чтобы убедить других в своей правоте необходимо быть прежде всего уверенным в себе и в своей позиции. В суде нужно вести себя тактично, однако не в ущерб своим интересам. Выстройте и структурируйте Вашу позицию, намечая точки разветвления. Уделите внимание подготовке документов, разложите их так, чтоб при необходимости предъявить (или не предъявлять) тот или иной документ. Такие решения нужно принимать быстро, потому что показанный в нужный момент документ поможет достичь максимального эффекта.

Внимательное изучение судебных актов даст Вам прекрасный образец для написания исков/отзывов/объяснений грамотным языком и правильно оформленных.

Немаловажно помнить, что судьи, как и все люди, обладают индивидуальными особенностями, которые нельзя не учитывать. Но каким бы не был судья ( или судьи), некоторые юристы рекомендуют на заседании общаться только с судом, как будто другой стороны просто нет.

Зачастую, тактику поведения приходится выбирать непосредственно на заседании. На выбор может повлиять и психологический портрет оппонента, но в меньшей степени, чем психология конкретного судьи. У одного судьи стоит вести процесс агрессивно, добивать оппонента. Другого судью такое поведение раздражает, агрессию при нем проявлять нельзя, но очень уместно будет при спокойном поведении и ненавязчивых вопросах выставить оппонента не в лучшем виде или вывести его из равновесия. Иногда выбранную тактику приходится менять в процессе. Каждый судья индивидуален. С судейской тройкой (или большим количеством), конечно, сложнее.

Мнения юристов о психологии судей: судьи тоже люди и ничто человеческое им не чуждо.

Ситуация из жизненной практики: судья вернула иск на основании того, что в нем были объединены не объединимые, по мнению судьи, требования. Апелляция обязала судью иск принять. Истец опасается, что судья будет мстить за отмену вынесенного им судебного акта. Мнения же юристов по этому поводу разнятся, в зависимости от практического опыта, хотя, с теоретической точки зрения слову «месть» нет места в психологии деятельности судьи. Точка зрения, что судьи мстят, близка далеко не всем. Замечено, что за отмену определения, часто достигается противоположный эффект. Судья начинает видеть «сильного» представителя и до обычного вредительства не опускается.

Иногда поданная на судью жалоба и обещание обратиться в ККС дисциплинирует судью, заставляя вести себя профессиональнее. Но то не значит , что вынесенное решение будет в вашу пользу.

Материал подготовлен и отредактирован Ольгой Райфшнайдер

Психология — направления, история, описание, области применения

Психология — это научное исследование сознания и поведения. Психология является многогранной дисциплиной и включает в себя множество областей, таких как развитие человека, спорт, здоровье, клиническое, социальное поведение и когнитивные процессы.

Психология — достаточно новая наука, большинство достижений которой произошло за последние 150 лет. Тем не менее, ее происхождение можно проследить до древней Греции, 400 — 500 лет до нашей эры.

Акцент, разумеется, был философский: один великий мыслитель, Сократ, влиял на Платона, который, в свою очередь, влиял на Аристотеля. Философы обычно обсуждали многие темы, которые сейчас изучает современная психология, такие как память, свободная воля, влечение и т. д.

Начало психологии как дисциплины

В первые дни психологии были две доминирующие теоретические школы. Американский психолог по имени Уильям Джеймс (1842-1910) разработал подход, который стал известен как функционализм. Он утверждал, что ум постоянно меняется, и бессмысленно искать фундаментальные блоки. Вместо этого следует сосредоточиться на том, как и почему организм что-то делает. Было предложено, чтобы психологи искали основную причину поведения и происходящих психические процессы. Этот акцент на причинах и последствиях поведения оказал влияние на современную психологию.

Структурализм был названием, данным подходу, впервые предложенному Вильгельмом Вундтом. Термин произошел от Эдварда Титченера, американского психолога, которого обучал Вундт. Структурализм полагался на самоанализ, метод исследования, посредством которого субъекты связывали то, что происходило в их умах, выполняя определенную задачу. Тем не менее, это оказалось ненадежным методом, потому что было слишком много индивидуальных различий в опыте и отчетах субъектов исследования.

Несмотря на провал самоанализа, Вундт является важной фигурой в истории психологии, поскольку он открыл первую лабораторию, посвященную психологии в 1879 году, и ее открытие обычно считается началом современной психологии. Вундт был важен, потому что он отделил психологию от философии, анализируя работу ума, используя более объективные и стандартизированные процедуры.

Поскольку психология является наукой, она пытается исследовать причины поведения, используя систематические и объективные процедуры наблюдения, измерения и анализа, подкрепленные теоретическими интерпретациями, обобщениями, объяснениями и предсказаниями.

История психологии

В философском контексте психология существовала около тысячи лет назад в Древней Греции, Египте, Индии, Персии и Китае.

В 387 г. до н.э. Платон предположил, что в мозгу происходят умственные процессы, а в 335 г. до н. э. Аристотель предположил, что в сердце.

Авиценна, известный мусульманский врач, родившийся в 980 году нашей эры, изучал и лечил эпилепсию, ночные кошмары и плохую память. Утверждалось, что первые больницы для лечения психиатрических заболеваний были созданы исламскими врачами в средневековье.

В 1774 году Франц Месмер предположил, что гипноз, или «месмеризм», может помочь в лечении некоторых видов психических заболеваний.

В 1793 году Филипп Пинель освободил первых пациентов с проблемами психического здоровья из заключения, что стало сигналом к более гуманному обращению.

В 1879 году Вильгельм Вундт, Германия, основал психологию как самостоятельную экспериментальную область исследования. Он создал первую лабораторию, которая проводила психологические исследования исключительно в Лейпцигском университете. Вундт известен сегодня как основатель психологии.

В 1890 году американский философ Уильям Джеймс опубликовал книгу под названием «Основы психологии». Это обсуждалось психологами по всему миру на протяжении многих десятилетий. В том же году штат Нью-Йорк принял Закон о государственной помощи, в соответствии с которым люди с проблемами психического здоровья должны были покинуть свои дома и направиться в больницу для лечения.

Герман Аббингаус, который жил с 1850 по 1909 год и работал в Берлинском университете, был первым психологом, который интенсивно изучал память.

Иван Павлов, живший с 1849 по 1936 год, провел знаменитый эксперимент, который показал, что собаки выделяют слюну в ожидании пищи, вводя понятие условного рефлекса.

Зигмунд Фрейд, живший с 1856 по 1939 год, разработал область психоанализа, типа психотерапии. Он использовал интерпретирующие методы, самоанализ и клинические наблюдения.

Он сосредоточился на разрешении бессознательных конфликтов, психических расстройств и психопатологии. Фрейд утверждал, что бессознательное было причиной большинства мыслей и поведения людей, а также проблем психического здоровья.

Э. Б. Титченер, твердо верил в структурализм, который фокусируется на вопросе: «Что такое сознание?». Уильям Джеймс и Джон Дьюи были убежденными сторонниками функционализма, в котором говорилось: «Для чего нужно сознание?». Дискуссия между функционалистами и структуралистами привела к быстрому росту интереса к психологии.

Бихевиоризм

В 1913 году американский психолог Джон Б. Уотсон основал новое направление, которое изменило всю психологию. Поведение, утверждал он, является не результатом внутренних психических процессов, а результатом того, как мы реагируем на окружающую среду. Бихевиоризм сосредоточен на том, как люди формируют новое поведение из окружающей среды.

Гуманизм

Гуманисты рассматривали бихевиоризм и психоаналитическую теорию как слишком бесчеловечные. Вместо того, чтобы быть жертвами окружающей среды или бессознательного, они предположили, что люди изначально совершенны и что наши собственные психические процессы играют активную роль в нашем поведении. Гуманистическое движение много внимания уделяет эмоциям, свободной воле и субъективной оценке опыта.

Когнитивная теория

Появившаяся в 1970-х годах, она считается самой последней школой в психологии. Когнитивные теоретики полагают, что мы воспринимаем информацию из окружающей среды через наши чувства, а затем обрабатываем данные мысленно, организуя их, манипулируя ими, запоминая их и связывая с информацией, которую мы уже знаем. Когнитивная теория применяется к языку, памяти, обучению, системам восприятия, психическим расстройствам и сновидениям.

В настоящее время психологи изучают все эти подходы и выбирают то, что кажется наилучшим из каждого подхода для конкретной ситуации.

Перспективы психологии

Психологи изучают поведение с разных психологических точек зрения, каждая из которых основана на общем наборе предположений о том, что важно изучать и как это изучать.

Некоторые проводят подробные биологические исследования мозга, другие исследуют, как мы получаем информацию, другие анализируют роль эволюции, а третьи — влияние культуры и общества.

Классическими современными взглядами в психологии на принятие научных стратегий были бихевиористы, которые славились своей зависимостью от контролируемого лабораторного эксперимента и неприятием любых невидимых или подсознательных сил в качестве причин поведения.

Позже когнитивная психология также приняла этот строгий, научный, лабораторный подход в применении к памяти, восприятию, когнитивному развитию, психическим заболеваниям и многому другому.

Критическая оценка

Кун (1962) утверждает, что область исследований может быть признана наукой, только если большинство ее последователей разделяют общую точку зрения или парадигму. Кун считал, что психология все еще до научна, в то время как другие полагают, что она уже пережила научные революции (структурализм Вундта заменяется бихевиоризмом Уотсона). Ключевым моментом здесь является следующий вопрос: можно ли считать психологию наукой, если не все психологи согласны с тем, что и как изучать?

Наука

Психология это разнообразная область. Психологи проводят фундаментальные и прикладные исследования, служат консультантами для сообществ и организаций, диагностируют и лечат людей, обучают будущих психологов и тех, кто будет заниматься другими дисциплинами. Они проверяют интеллект и личность.

Многие психологи работают в качестве медицинских работников. Они оценивают поведенческие и психические функции и благополучие. Другие психологи изучают, как люди связаны друг с другом и с техникой, и работают над улучшением этого взаимодействия.

Применение психологических исследований может уменьшить экономическое бремя болезней для правительства и общества, поскольку люди учатся делать выбор, который улучшает их здоровье и благополучие. Успехи, достигнутые в оценках образования, помогают учащимся с трудностями в обучении. Психологическая наука помогает педагогам понять, как дети думают, воспринимают и запоминают, помогая разрабатывать эффективные методы обучения. Психологическая наука способствует справедливости, помогая судам понять замыслы преступников, истинность доказательств и достоверность определенных видов доказательств или свидетельских показаний.

Психология — это исследование мышления и поведения. Это изучение мышления, как оно работает и как оно влияет на поведение. Наука охватывает все аспекты человеческого опыта, от функций мозга до общения, от развития детей до ухода за престарелыми».

Психологи и психотерапевты работают вместе, чтобы помочь людям с психическими расстройствами, но они не совсем похожи. Психолог лечит пациента с помощью психотерапии, помогая облегчить симптомы путем изменения поведения. Роль психотерапевта, который является врачом, больше сосредоточена на назначении лекарств и других вмешательствах для лечения психических расстройств.

Факты о психологии

  • Психология — это изучение поведения и разума.
  • Существуют различные типы психологии, такие как когнитивная, социальная и психология развития.
  • Человек, находящийся в состоянии, которое влияет на его психическое здоровье, может получить огромную пользу от лечения с психологом.
  • Психолог может предложить лечение, которое фокусируется на поведенческих адаптациях.
  • Психотерапевт — это врач, который, скорее всего, сосредоточится на медицинском лечении проблем психического здоровья.

Направления психологии

Существуют разные типы психологии, которые служат разным целям. Не существует фиксированного способа их классификации, но вот некоторые распространенные типы.

Клиническая психология

Клиническая психология объединяет науку, теорию и практику, чтобы понимать, предсказывать и устранять проблемы с адаптацией, инвалидностью и дискомфортом. Это способствует адаптации и личностному развитию. Клиническая психология может помочь нам понять, предотвратить и облегчить психологически обусловленное расстройство или дисфункцию, а также способствовать благополучию и личностному развитию человека.

Клинический психолог концентрируется на интеллектуальных, эмоциональных, биологических, психологических, социальных и поведенческих аспектах человеческой деятельности на протяжении всей жизни человека, в разных культурах и на разных социально-экономических уровнях.

Психологическая оценка и психотерапия занимают центральное место в практике клинической психологии, но клинические психологи часто также участвуют в исследованиях, обучении, судебных разбирательствах и других сферах жизнедеятельсности.

Когнитивная психология

Когнитивная психология исследует внутренние психические процессы, такие как решение проблем, память, обучение и язык. Она смотрит на то, как люди думают, воспринимают, общаются, запоминают и учатся. Это тесно связано с нейробиологией, философией и лингвистикой.

Когнитивные психологи смотрят на то, как люди получают, обрабатывают и хранят информацию. Практические приложения включают в себя, как улучшить память, повысить точность принятия решений или как создать образовательные программы для ускорения обучения.

Психология развития

Это научное исследование систематических психологических изменений, которые человек испытывает в течение жизни, часто называемых развитием человека. Она ориентировано не только на младенцев и детей младшего возраста, но также на подростков, взрослых и пожилых людей.

Факторы включают моторные навыки, решение проблем, нравственное понимание, овладение языком, эмоциями, самооценку и формирование личности.

В ней также рассматриваются врожденные психические структуры, препятствующие обучению через опыт, или то, как человек взаимодействует с окружающей средой, и как это влияет на развитие. Психология развития пересекается с такими областями, как лингвистика.

Эволюционная психология

Эволюционная психология смотрит на то, как на поведение человека, например язык, влияют психологические изменения в ходе эволюции.

Эволюционный психолог считает, что многие психологические черты человека являются адаптивными в том смысле, что они позволили нам выжить на протяжении тысячелетий.

Судебная психология

Судебная психология предполагает применение психологии к уголовному расследованию и закону. Она включает оценку психологических факторов, которые могут повлиять на дело или поведение, и представление результатов в суде.

Судебный психолог практикует психологию как науку в системе уголовного правосудия и гражданских судах.

Психология здоровья

Психологию здоровья также называют поведенческой медициной или медицинской психологией. Она изучает, как поведенческий, биологический и социальный контекст влияют на болезнь и здоровье.

Врач часто сначала смотрит на биологические причины заболевания, но психолог сосредоточится на человеке в целом и на том, что влияет на состояние его здоровья. Это может включать в себя социально-экономический статус, уровень образования, а также поведение, которое может повлиять на заболевание, например, не соблюдение предписаний и приема лекарств. Медицинские психологи обычно работают вместе с другими медицинскими работниками в клинических условиях.

Нейропсихология

Нейропсихология смотрит на структуру и функцию мозга в отношении поведения и психологических процессов. Нейропсихология может быть применима, когда состояние включает в себя поражения головного мозга.

Нейропсихологическая оценка используется для определения вероятности возникновения у человека проблем с поведением после предполагаемого или диагностированного повреждения головного мозга, такого как инсульт. Результаты могут позволить врачу обеспечить лечение, которое может помочь человеку достичь возможных улучшений при когнитивном повреждении, которое уже произошло.

Психология труда

В корпоративной обстановке психолог может помочь повысить производительность и улучшить отношения между сотрудниками. Профессиональные психологи участвуют в оценке и выработке рекомендаций относительно эффективности работы людей и в процессе обучения. Они помогают компаниям находить более эффективные способы функционирования и понимать, как люди и группы ведут себя на работе. Эта информация может помочь повысить эффективность, результативность, удовлетворенность работой и мотивировать сотрудников.

Социальная психология

Социальная психология использует научные методы, чтобы понять, как социальные явления влияют на поведение человека. Он пытается объяснить, как на чувства, поведение и мысли влияет фактическое, воображаемое или подразумеваемое присутствие других людей.

Социальный психолог рассматривает групповое поведение, социальное восприятие, невербальное поведение, конформность, агрессию, предрассудки и лидерство. Социальное восприятие и социальное взаимодействие рассматриваются как ключ к пониманию социального поведения.

Другие направления включают военную, потребительскую, образовательную, межкультурную и экологическую психологию. Количество направлений постоянно продолжает расти.

Психологи

Работа психолога может варьироваться от консультирования людей с беспокойством до консультирования организаций о том, как создавать лучшие коллективы.

Сознание очень сложно, и состояния, связанные с ним, трудно поддаются лечению. Мыслительные процессы, эмоции, воспоминания, сны, восприятия и т. д. Не могут быть видны физически, как кожная сыпь или порок сердца. Хотя можно наблюдать физические признаки некоторых проблем психического здоровья. Многие теории психологии основаны на наблюдении за поведением человека.

Практикующий психолог встречается с пациентами, проводит оценку, чтобы выяснить, что их беспокоит и что вызывает какие-либо трудности, и рекомендует определенное лечение, например, посредством консультирования и психотерапии.

У психологов могут быть и другие роли. Они могут проводить исследования, чтобы консультировать органы здравоохранения и другие органы по социальным и другим вопросам, оценивать детей, которым трудно учиться в школе, проводить семинары о том, как предотвратить издевательства, работать с группами по подбору персонала в компаниях и многое другое.

Психология — достаточно новая наука, большинство достижений которой произошло за последние 150 лет. Тем не менее, ее происхождение можно проследить до древней Греции, 400 — 500 лет до нашей эры. Кузнецов Денис Владимировичпсихолог высшей категории, гипнотерапевт, медицинский психолог — HypnoLIFE

Продолжительность

от 1 до 2 часов

Эффективность

Результат сразу

Стоимость сеанса

от 5 000 до 10 000 ₽

Количество сеансов

от 1 до 5 Специальное предложение! Скидка 10% на первый прием до конца месяца. Записаться на прием

Отзывы

Отзыв Натальи

Большую часть моего детства я испытывала издевательства со с…

Отзыв Александра

Меня уговаривали пройти гипнотерапию люди, окружающие меня,…

Отзыв Жанны

Я решила посетить гипнолога, чтобы узнать больше о себе и по…

Отзыв Елены

Для меня гипнотерапия кардинально изменила мою жизнь, котора…

Отзыв Оксаны

За эти годы у меня было несколько психологов и гипнологов, и…

Получите бесплатную консультацию

Узнайте как мы вам можем помочь Записаться

ПСИХОЛОГИЯ СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате изучения главы 12 студент должен:

знать

  • • психологическую структуру судебного разбирательства;
  • • виды деятельности судьи (познавательная, организаторская и др.);
  • • профессиональные психологические качества судьи;
  • • психологические приемы ведения допроса в суде;

уметь

  • • организовывать выполнение основных задач психологии судебного разбирательства;
  • • соблюдать принцип независимости судьи;
  • • организовывать последовательность выполнения всех видов судебной деятельности;
  • • своевременно выявлять факторы, влияющие на эффективность всех видов деятельности в суде;
  • • эффективно использовать профессионально необходимые психологические качества судьи;

владеть

  • • познавательными, организаторскими, конструктивными, коммуникативными, воспитательными и удостоверительными видами судебной деятельности;
  • • тактическими и психологическими приемами ведения допроса в суде.

Общая психологическая характеристика судебной деятельности. Психология стадий судебного разбирательства

Психологическая структура судебного разбирательства как вида юридической деятельности представляет собой совокупность познавательного, организационного, коммуникативного, удостоверительного и воспитательного подвидов профессиональной деятельности юриста. В отличие от предварительного расследования, где в основном применяется познавательная деятельность, в судебном процессе определяющей является конструктивная и воспитательная деятельность. Однако это не означает, что познавательная деятельность в суде не играет существенной роли. Ее основная цель – накопление информации для осуществления конструктивной деятельности – вынесения приговора или решения.

Психологические знания используются прежде всего в уголовном процессе, что объясняется спецификой уголовных дел, привлечением подозреваемых к уголовной ответственности, решением вопроса о виновности обвиняемого. Гражданские дела обычно не связаны с общественно опасными деяниями. Поэтому психология в гражданском судопроизводстве используется значительно реже. Однако данное обстоятельство не означает, что использование психологических знаний в гражданском процессе менее значимо, чем в уголовном судопроизводстве.

Судебное исследование обстоятельств дела является самостоятельным элементом осуществления правосудия и проводится с полным соблюдением принципов гласности, устности, непосредственного судебного разбирательства. Статус судьи отличает его от иных профессионалов-юристов, определяет его огромную ответственность.

В соответствии со ст. 29 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», а также со ст. 17 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются в установленном федеральным законом порядке органы судейского сообщества.

Важнейшими задачи психологии судебного разбирательства являются:

  • • профессиональная подготовка юридических кадров;
  • • определение профессиональной пригодности конкретного судьи;
  • • воспитание и обучение судебных работников;
  • • формирование личностных качеств судьи;
  • • своевременное устранение отрицательных явлений в деятельности судьи;
  • • способствовать овладению мастерством, принимать законные и справедливые судебные решения.

Например, квалификационные коллегии рассматривают вопросы отбора кандидатов в судьи, проводят аттестации судей, присваивают им квалификационные классы и т.д. В процессе отбора кандидатов в судьи (при сдаче экзаменов, собеседовании и т.п.), а также при рассмотрении других вопросов, связанных с профессиональной деятельностью, члены коллегий активно применяют собственные психологические познания, используют консультации и заключения специалистов (психологов, педагогов и др.).

Необходимо помнить, что возможность учета социальных и психологических черт судьи всегда остается спорной. В то же время практика показывает, что судьи с негативными качествами (самолюбивые, склонные к бестактному поведению и др.) могут погубить работу любого суда и принести существенный вред обществу.

Познавательная деятельность в суде имеет свою специфику. Процесс познания фактов судом значительно удален по времени от момента совершения преступления. Поэтому следователь на предварительном следствии должен принять все возможные меры к тщательному закреплению полученных доказательств и тем самым облегчить суду восприятие тех фактов, которые имеют значение для объективного рассмотрения дела. В процессе познавательной деятельности необходимо внимательно относиться к результатам предварительного следствия и своевременно предупредить психологическое влияние на суть результатов расследования.

Материалы предварительного следствия предоставляют судье возможность незамедлительно приступить к исследованию события. Однако судья воспринимает данные, полученные следователем, как вероятные. Преобразовать полученные сведения предварительного следствия в достоверные может судья в процессе судебного разбирательства.

Познавательная деятельность судьи есть самостоятельное, практически новое исследование материалов предварительного расследования. В процессе подготовки судебного разбирательства судья создает в своем сознании мысленную модель преступного события и вносит в нее свои знания о деле, возможных вариантах развития событий в суде.

Профессиональными особенностями работы судьи являются независимость, ответственность, формализм.

Независимость судей означает их личную ответственность за осуществляемую ими деятельность. Судья лично принимает решение (совещаясь с коллегами в составе суда), действует в строгом соответствии с законом, поступает ответственно, постепенно преодолевая давление на суд заинтересованных лиц.

Работу судьи усложняет ее формализм. Уголовный, гражданский и арбитражный процессы предусматривают весьма изощренные процедуры, которые трудно освоить, а не только выполнять. В литературе неоднократно высказывались суждения об упрощении судебного процесса. Первый шаг в этом направлении – введение института мировых судей. В настоящее время активно обсуждается проблема медиации в гражданском процессе. Медиация – это альтернативное решение споров с помощью независимых посредников, т.е. медиаторов. В уголовном процессе медиация неприменима, но необходимо искать упрощенные формы рассмотрения уголовных дел в суде.

Процесс познания в форме судебного разбирательства идет при строгом соблюдении принципов его открытости, гласности, коллегиальности, непрерывности и непосредственности.

Принципы судопроизводства существенно влияют на поведение участников процесса, на весь его ход, оценку доказательств по делу. Значительная часть познавательной деятельности судьи осуществляется при сравнительном исследовании им материалов предварительного расследования (модели события) и конкретного закона.

Судья имеет полную свободу в анализе норм закона, квалифицирующих поведение обвиняемого (подсудимого) в конкретной ситуации, материалов дела, а также той информации, которую он получает в процессе. Причем мысленное сравнение обстоятельств происшествия с законом осуществляется на протяжении всего судебного разбирательства и завершается в совещательной комнате. В юридической психологии определены основные факторы, влияющие на эффективность познавательной деятельности в суде:

  • 1) полнота и тщательность сбора всей информации на предварительном следствии;
  • 2) полнота изучения материалов предварительного следствия и наличие плана их проверки в суде (выдвижение судебных версий, объясняющих преступное событие, сомнения, предположения и т.д.);
  • 3) внутренние условия познавательной деятельности (т.е. внутренняя готовность судьи воспринимать, анализировать, сопоставлять информацию, поступающую в суд);
  • 4) внешние условия познавательной деятельности (психологическое состояние всех находящихся в зале судебного заседания, а также участников судебного разбирательства);
  • 5) полнота и правильность использования источников фактов (тщательное изучение в судебном заседании не только фактов, но и их источников: личности свидетеля, обвиняемого, потерпевшего и пр.);
  • 6) полнота и правильность использования судом познавательной деятельности всех участников судебного разбирательства (прокурора, адвоката, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика и др.);
  • 7) полнота использования коллегиальности (обмен судей мнениями – обязательное условие объективного и всестороннего исследования доказательств по делу);
  • 8) стадийность (последовательность) познавательной деятельности (процесс познания истины осуществляется путем прохождения строго определенных этапов).

На процесс познания и установления объективности по делу судом воздействует обстановка в зале судебного заседания, взаимоотношения участников процесса. Определенное активизирующее влияние на мыслительную (познавательную) деятельность членов судебного заседания оказывают прения сторон, участники которого всесторонне исследуют доказательства по делу.

Каждой стадии судебной деятельности присущи психологические особенности, связанные с познанием материалов предварительного расследования, активизацией мыслительной деятельности. Здесь особое значение имеет воображение. Все материалы предварительного расследования должны преобразовываться в мысленное и зрительное представление о событии преступления (времени, пространстве, предметах, действиях участников и т.д.). Основная информация в суде поступает через устные показания потерпевших, свидетелей и т.п. Поэтому очень важно создать такие условия, которые позволили бы с самого начала устранить настороженность, скованность, психологическое напряжение у лиц, участвующих в судебном заседании.

Воздействует на обстановку в суде и общественное мнение, которое создается (особенно по «громким» преступлениям) до слушания дела и становится известно судьям. Оно выражается в форме оценки тех или иных социальных институтов, поступков отдельного человека, деятельности конкретной организации или учреждения, например полиции, прокуратуры и др. Благодаря ему укрепляется законность, своевременно устраняются допущенные ошибки, улучшается деятельность суда и других правоохранительных органов. Одной из существенных ошибок судей является игнорирование общественного мнения и отсутствие грамотного подхода к его формированию.

Внутренние особенности, влияющие на судебное заседание, – это психическое состояние членов суда, взаимоотношения в суде и др.

Организаторская деятельность позволяет судье проводить беседы с гражданами во время их приема и в связи с разрешением дела; готовить необходимые документы, изучать жалобы, руководящей судебной практики и законодательных норм; анализировать информацию, необходимую для принятия решения или вынесения приговора, различные технические процедуры (вызов свидетелей, приглашение народных заседателей, организация встреч с адвокатом и др.), выполнение процессуальных действий в рамках слушания дела и т.д.

Организаторская деятельность суда необходима при исполнении приговора (решения), разрешении возникших в ходе разбирательства процессуальных вопросов, а также осуществлении контроля над соблюдением законности при исполнении его воли.

Определенное психологическое воздействие на участников судебного заседания оказывают помещение, особенно неприспособленное для судебного разбирательства, его пространственная организация. Поэтому судья контролирует подготовку помещения судебного заседания. Представляется целесообразным обсудить размещение участников судебного разбирательства с психологом. Главное, чтобы визуальные контакты участников уголовного процесса способствовали эффективному психологическому общению и получению правдивой информации.

Профессиональная деятельность в суде ограничена временными рамками. Судье необходимо в кратчайший срок воспринять, переработать информацию, отбросить не имеющую отношения к событию (к сожалению, в уголовном деле порой находятся документы, которые с большой натяжкой можно отнести к нему, а иногда и вовсе к нему не относящиеся), своевременно принять по ней решение. В противном случае какие-то факты, детали могут быть судьей или вообще не восприняты, или восприняты не полностью, или ошибочно. В отличие от следователя судья имеет больше возможностей равномерно распределить свои физические и психологические силы путем планомерного регулирования потока информации и скорости ее поступления.

Законодатель не случайно устанавливает порядок судебного следствия (допрос свидетелей, выступление прокурора, защитника и т.д.). Строгая регламентация судебного разбирательства преследует цель облегчить психологическое напряжение в суде путем предоставления суду возможности спокойно воспринимать и осмысливать поступающую информацию. Для того чтобы информация не воспринималась в состоянии крайнего утомления, объявляются перерывы, дается время на наведение порядка в зале судебного заседания и т.д.

Положение судьи характеризуется тем, что закон возлагает на него руководство ходом судебного заседания. Судья должен обладать многими психологическими качествами: высоким чувством долга и ответственности, хладнокровием, тактичностью, вежливостью, сдержанностью, критичностью мышления, спокойствием, беспристрастностью и др.

В коммуникативной деятельности суда отражаются межличностные взаимоотношения судей с работниками того или иного судебного органа. Важнейшим элементом коммуникативной деятельности являются отношения, которые складываются в процессе судебного допроса. При рассмотрении уголовных дел председательствующий должен помнить, что допрашиваемые, как правило, стараются повторить сказанное на следствии. Однако в процессе допроса на них могут отразиться психическая напряженность, скованность, заторможенность и другие негативные особенности поведения и памяти, пока допрашиваемый не привыкнет, не адаптируется к новой обстановке. Публичное разъяснение свидетелю его процессуальных прав и обязанностей – основа установления контакта в суде. Большое значение играют тональность, расстановка пауз, грамотное ударение в обращении к свидетелю, – все это должно подчеркивать ответственность лица за уклонение от своих процессуальных обязанностей. Допрос следует вести спокойно, сдержанно, не перебивая выступающего, вопросы задавать понятные, без смеха и злорадства. При изменениях показаний допрашиваемого нужно обязательно выяснить мотив его поведения. Предупредить подобное положение можно снятием вопросов, не относящихся к рассматриваемому событию, или корректно уточнять поступающие вопросы.

Представляется, что развитие коммуникативных связей на этапе предварительной деятельности судьи затрудняет познание им материалов уголовного дела.

Кроме того, у суда есть обязанность регулировать психологию взаимоотношений участников судопроизводства. Особая роль здесь отводится председательствующему. Он обязан наблюдать за поведением подсудимого, свидетелей, потерпевших, прокурора, адвоката и других участвующих в деле лиц, устанавливать правильные взаимоотношения между ними, т.е. умело воздействовать на ход ведения судебного заседания.

Важнейшей формой процессуального общения являются судебные прения, состоящие из выступлений обвинителя, защитника, других участников процесса. Речи должны быть понятными для присутствующих, легко восприниматься ими, нести серьезную смысловую нагрузку, включать в себя не только правовую оценку события, но и его нравственную характеристику, соответствующую мировоззрению, личностной установке, психологическим качествам произносящего ее.

Коммуникативная деятельность осуществляется и в стадии вынесения приговора или решения, так как эти действия являются результатом коллективного мышления.

На стадии вынесения приговора четко определяется последовательность осуществления различных видов деятельности в совещательной комнате. Судебные психологи (А. Р. Ратинов, А. В. Дулов и др.) выявили здесь психологические закономерности, которые позволяют эффективно провести коллегиальное обсуждение:

  • 1) осуществление деятельности в совещательной комнате согласно четкому плану;
  • 2) возбуждение взаимной заинтересованности всех членов коллегии в решении вопросов; обеспечение активного участия в этом каждого члена коллегии;
  • 3) коллегиальное завершение познавательной деятельности;
  • 4) четкая последовательность в решении вопроса о соотношении результатов познания моделей события, действий с конкретной нормой закона;
  • 5) вынесение обоснованного заключения о виновности или невиновности подсудимого, определение ему меры наказания.

При принятии групповых решений составом суда роль профессиональных качеств судьи значительно возрастает. Закон подробно регламентирует порядок вынесения решения по любым вопросам. Например, ст. 296–313 УПК РФ регулируют вопросы постановки приговора (ст. 301 УПК РФ); принятия решения большинством голосов; нрава на особое мнение судьи, не согласившегося с решением большинства; обязательного отвода судьи, заинтересованного в деле; объявления председательствующим своего мнения последним. Аналогичные правила предусмотрены при разрешении гражданско-правовых споров в суде (ст. 16 ГПК РФ), при рассмотрении дел с участием коллегии присяжных заседателей.

Все основные виды деятельности суда подчинены деятельности по принятию решения относительно возникшего спора или вынесения приговора, т.е. конструктивной деятельности, которая осуществляется каждым судьей в отдельности, но завершается обязательно коллегиально. Конструктивная деятельность суда предполагает серию взаимосвязанных действий:

  • 1) внимательное и тщательное изучение всех фактов, которые отражают истинное положение дел;
  • 2) ответственная работа каждого судьи при принятии конструктивного решения;
  • 3) анализ решений членов суда;
  • 4) анализ всех мнений, высказанных членами коллегии судей и вынесение приговора или решения суда.

Конструктивная деятельность направлена на планирование и обеспечение процесса поступления информации так, чтобы она была всесторонне исследована и оценена составом суда. Судья должен иметь развернутый план восприятия и переработки всей информации в судебном заседании, чтобы определить очередность предстоящего исследования доказательств, проверить выдвинутые предположения. Конструктивная деятельность обеспечивает также исследование дополнительных обстоятельств, выявленных в суде.

Процесс судопроизводства оказывает огромное воспитательное воздействие на всех присутствующих в зале судебного заседания, в том числе на подсудимого. Поэтому воспитательная деятельность в суде играет исключительную роль. Эффективность ее зависит от полного и объективного рассмотрения в судебном процессе всех обстоятельств дела. Именно от того, насколько корректно, скрупулезно, досконально и наглядно исследуются доказательства дела в суде, насколько действия суда соответствуют закону, зависит воспитательное воздействие процесса на присутствующих.

Огромное воспитательное воздействие имеет оглашение приговора. Важно, чтобы он был объективным, отвечающим требованиям закона о соразмерности наказания тяжести содеянного и личности подсудимого, доступным для понимания всеми присутствующими в зале судебного заседания. Иначе говоря, приговор должен отличаться предельной четкостью, ясностью, конкретностью и убедительностью.

Воспитательное воздействие суда осуществляется и в процессе собирания, анализа и направления в исправительно-трудовое учреждение сведений о личности осужденного.

Удостоверительная деятельность в суде связана прежде всего с оформлением профессиональных документов.

Каждая стадия судебной деятельности имеет свои особенности. Так, на стадии предания суду закон специально сужает психологические контакты, коммуникативные связи судьи с другими участниками процесса. Психологи считают, что развитие коммуникативных связей здесь только мешает первичному этапу познавательной деятельности судьи, затрудняет изучение им материалов предварительного следствия, отвлекают от решения профессиональных задач.

Глава XII. ПСИХОЛОГИЯ СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА (ПРИ РАССМОТРЕНИИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ)

Психология рассмотрения уголовного дела в суде исследует закономерности, связанные с психической деятельностью всех лиц, участвующих в рассмотрении дела, а также воспитательное воздействие судебного процесса и приговора на подсудимого и других лиц, роль общественного мнения как фактора, влияющего на судебный процесс, и др. С этим разделом тесно связаны науки: уголовное право, уголовный процесс, социальная психология, судебная этика.

Психологический анализ судебного процесса дает возможность разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности правосудия, культуры процесса, максимального воспитательного воздействия на всех его участников.

Деятельность судьи связана с высоким эмоциональным напряжением и требует от него умения управлять своей и чужой эмоциональной сферой.

Судебное следствие и вынесение приговора по делу является логически неизбежной стадией, следующей за событием преступления и предварительным следствием. Деятельность суда, участников судебного процесса весьма многообразна.

Ряд психологических особенностей судебного разбирательства вытекает из того, что в области судебной деятельности благодаря принципам коллегиальности и состязательности в большей степени, чем при проведении расследования, проявляется действие общих психологических и социально-психологических явлений.

Поэтому психология судебного разбирательства должна строиться на изучении непосредственно проявляющихся в нем общепсихологических и социально-психологических характеристик всех участников процесса и их взаимоотношений.

Правосудие, которое в большей степени, чем многие другие виды деятельности, выступает как сфера общения между людьми, связано с целым рядом социально-психологических явлений, например, эффективностью деятельности социальных групп, особенностями оценочных суждений в группе, восприятием и пониманием людьми друг друга, внушением, авторитетностью, с социально-психологической ролью личности и т.д. При этом в сфере судопроизводства закономерности социальной психологии могут служить и улучшению, и ухудшению результатов деятельности.

Коллегиальное начало при осуществлении правосудия отвечает закономерностям социальной психологии. Согласно этим закономерностям, решению сложных задач, а к таким относятся большинство уголовных дел, благоприятствует взаимодействие при принятии решения группой лиц. В ходе совместной деятельности смягчаются крайности показателей психических процессов всех членов группы, повышается эффективность мышления, сковывается действие тех субъективных факторов, которые могут привести к ошибочному результату. Коллективная оценка доказательств является максимально объективной (особенно в суде присяжных).

Существует ряд социально-психологических факторов, которые могут и отрицательно влиять на формирование коллективного убеждения судей при рассмотрении уголовных дел. Среди таких факторов особо следует выделить влияние мнения большинства в судейской коллегии на мнение личности. Это проявление конформизма в судопроизводстве может в определенной степени снижать положительное значение коллегиальности.

В судебной практике довольно редко встречаются случаи разногласия в судейской коллегии. Вынесение приговора по единогласному мнению состава суда можно рассматривать как дополнительную гарантию законности и. обоснованности приговора, поскольку внутреннее убеждение всех членов судейской коллегии совпадает, что делает его несомненным. Однако такое единогласие нередко имеет место и при вынесении приговора, отмененного впоследствии вышестоящим судом, что может свидетельствовать о давлении неправильного мнения большинства в судейской коллегии на формирование собственного убеждения каждого члена суда. Существует ряд субъективных и объективных условий, которые могут способствовать преодолению конформизма в судейской коллегии. Прежде всего члены суда должны постоянно помнить о тех опасностях, которые подстерегают их npи формировании коллективного мнения при разрешении уголовных дел. Они должны подвергать внутреннему самоконтролю свои выводы по делу, чтобы лишний раз проверить, не формируют ли они их таким образом под влиянием большинства. Существуют и пути преодоления этого психологического фактора с помощью объективных условий. Состав суда действует при такой внутренней обстановке, которая может усиливать проявления конформизма. Эта обстановка характеризуется тем, что судья среди членов судейской коллегии находится в особом положении. От него исходит наибольшее количество информации, связанной с рассмотрением дела, что, согласно началам социальной психологии, обосновывает положение судьи как руководителя — лидера в группе совместно действующих лиц. Кроме того, в судейской коллегии существует неравный социальный статус взаимодействующих лиц. Такой неравный социальный, а не правовой статус выражается в том, что судья выполняет свою профессиональную деятельность, а остальные члены суда — непрофессиональные судьи.

В силу этих обстоятельств мнение члена суда, оставшегося в меньшинстве, чаще подвергается деформации под влиянием авторитетного для него мнения председательствующего в совокупности с давлением «коллектива».

Статья 306 УПК РСФСР, согласно которой председательствующий судья подает свой голос в процессе совещания судей последним, имеет своей целью ограничивать возможность влияния мнения судьи на мнение других членов суда.

В реконструктивной деятельности судьи важны следующие моменты: предварительное изучение и оценка всех обстоятельств дела и квалификации, сопоставление полученной в ходе судебного процесса информации с материалами предварительного следствия, нормами закона, окончательный синтез всей информации при вынесении приговора.

Наличие уже восстановленной модели события в материалах предварительного следствия существенно облегчает познание всех фактов, их всестороннее исследование. Однако эта модель всегда должна восприниматься судом только как вероятная истина, которая обязательно подлежит проверке и исследованию судом в каждом ее отдельном элементе.

Объем информации, которую использует суд, в подавляющем большинстве случаев существенно меньше общего объема информации, собранной в уголовном деле. Объясняется это тем, что процесс удостоверительной деятельности на предварительном следствии включает и факты, в отношении которых позднее будет установлена их неотносимость к рассматриваемому событию. Такое предварительное определение относимости доказательств помогает суду концентрировать свое внимание на более узкой группе обстоятельств и фактов.

Особенность деятельности суда заключается в том, что процесс опосредствованного познания фактов здесь занимает большее место, чем в деятельности следователя. Это определяется еще большим удалением суда по времени от совершения преступления, особыми процессуальными условиями его деятельности, восприятием многих фактов через восприятие следователя. Это приводит к необходимости еще на предварительном следствии принимать меры к тому, чтобы полнее закрепить воспринятое и тем самым существенно облегчить познание фактов судом, построение мысленных моделей исследуемого события.

Имеется существенная разница и во временных отрезках поступления информации к следователю и к суду. На предварительном следствии информация в полном объеме поступает в более значительный период времени. За это время следователь успеет ее полностью воспринять, переработать, отбросить не имеющее отношение к данному делу и т.д. В суде же весь процесс поступления информации предельно сконцентрирован. Вся информация о событии преступления, о личности обвиняемого поступает в период судебного рассмотрения. Краткость времени восприятия информации в суде приводит к необходимости особой дисциплины мыслительной деятельности.

Так, суд сам определяет порядок восприятия информации (последовательность допроса свидетелей и обвиняемых), скорость поступления этой информации (через определенные периоды объявляется перерыв, с тем чтобы информация не воспринималась в состоянии крайнего утомления, когда полнота восприятия существенно снижается).

Сложность познания в суде обусловливается и тем обстоятельством, что в одно и то же время суду необходимо воспринимать факты и источники фактов, сопоставлять факты с общей мысленной моделью, внутренне подготавливать себя к предстоящей конструктивной деятельности — вынесению приговора, решения. Эта мыслительная деятельность постоянно еще усложняется необходимостью принятия частных решений по той или иной совокупности фактов. Так, суду необходимо принимать решения по поводу заявленных ходатайств о вызове дополнительных свидетелей, истребовании документов и т.п.

Наличие исходной модели прошлого события в материалах дела создает возможность осуществления познавательной деятельности суда по четкому, заранее определенному плану. Путем изучения уже собранных данных вновь планируется порядок анализа и синтеза отдельных элементов, фактов, выдвигаются и разрабатываются возможные версии, другие возможные модели того же события, действия. Обязательно построение версий о личности подсудимых, об их участии в событии, о причинах определенного поведения, об условиях поведения, действий и т.д.

Состояние готовности предполагает предельную концентрацию мыслительных процессов судей именно на обстоятельствах, фактах данного дела. Эти условия могут быть созданы только в результате уже проведенной работы по изучению материалов дела, выдвижению версий, составлению плана исследования фактов в судебном заседании.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *