Судебная практика по налоговому праву

Налоговый форум России

  • Бесплатные налоговые консультации для физических лиц (не индивидуальных предпринимателей)
  • ↳ Бесплатные налоговые консультации для физических лиц (не ИП)
  • Специальный налоговый режим — налог на профессиональный доход (НПД) | Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ
  • Налоговые консультации для российских индивидуальных предпринимателей (ИП)
  • Форум налоговых консультантов России
  • ↳ Судебная практика по налоговым спорам 2017-2020 годы
  • ↳ Оказание услуг: регистрироваться в качестве ИП или достаточно подавать декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)?!
  • ↳ Правительство Московской области активизировалось в проведении плановой работы по выявлению объектов недвижимости, на которые не начисляется налог
  • ↳ Налоговый контроль в России
  • ↳ Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках
  • ↳ Административная ответственность должностных лиц организаций-налогоплательщиков
  • ↳ Налоговые проверки крупнейших налогоплательщиков
  • ↳ Порядок ликвидации общества с ограниченной ответственностью (ООО)
  • ↳ Взаимозависимые лица, налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
  • ↳ Особенности налогообложения и налогового администрирования в Крыму
  • ↳ Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
  • ↳ Профессия — налоговый консультант (статьи и обсуждение профессии)
  • Форумы работников налоговых органов
  • ↳ Стоит ли идти работать в налоговую инспекцию?
  • ↳ Сделают ли наконец-то налоговикам достойную зарплату!?
  • ↳ В каком отделе налоговой инспекции перспективнее работать начинающему специалисту для своего профессионального развития?
  • Бухгалтерский форум
  • ↳ Наиболее часто используемые счета бухгалтерского учёта в коммерческой организации
  • Использование справочно-правовых систем
  • ↳ Справочно-правовая система (СПС) «Гарант» или СПС «КонсультантПлюс» ?
  • ↳ Другие справочно-правовые системы (СПС)
  • Автоматизация бухгалтерского, управленческого и налогового учёта для ИП и малого бизнеса
  • ↳ Автоматизация учёта с помощью бухгалтерской программы БухСофт
  • Правовые форумы
  • ↳ Форум по земельному праву
  • ↳ Трудовое законодательство Российской Федерации
  • Налоги и налогообложение в странах СНГ
  • О налогах и налогообложении в России для начинающих и непрофессионалов
  • ↳ Основные налоги в России
  • ↳ Иерархия нормативно-правовых актов Российской Федерации в сфере налогов и налогообложения
  • ↳ Преимущества для налогоплательщиков, прописанные в НК РФ
  • ↳ Как изучить Налоговый кодекс РФ (с чего начать, как разбирать сложные формулировки)?
  • Юмор налоговиков, бухгалтеров, налоговых консультантов
  • ↳ Юмор: анекдоты, истории, шаржи на налоговую и бухгалтерскую тематику
  • ↳ Видео с юмором: бухучёт и налоги
  • Общение на свободные темы
  • ↳ Поиск работы / поиск специалистов
  • ↳ Предложения о создании для обсуждения новых подфорумов (тем) на налоговую и бухгалтерскую тематику
  • ↳ Работа форума
  • ↳ Бухгалтер — постепенно исчезающая профессия в будущем?
  • ↳ Разговорная
  • ↳ Экономический подъём или продолжающееся падение!?
  • ↳ Как так получилось, что у нас в России профессия бухгалтера из некогда мужской превратилась преимущественно в женскую?

Налоговая адвокатура

Знать

Законодательную базу правовых, экономических, организационных и информационных основ практики разрешения налоговых споров; типы, формы и методы оптимизации налоговых платежей; специфику налогового сопровождения гражданских договоров на предмет их соответствия налоговому законодательству.
Уметь

Выявлять и формулировать актуальные научные проблемы в сфере налогов, налоговой политики, налогообложения; обеспечивать квалифицированное предоставление правовой помощи налогоплательщикам при решении налоговых вопросов, начиная от частных консультаций и заканчивая защитой их прав и законных интересов в суде и налоговых органах; применять доктринальные положения налогового и гражданского права, судебно-арбитражной практики в практической деятельности при применении согласительной процедуры.
Владеть

Способностью выявлять проблемы налогового характера при анализе конкретных практических ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действующего налогового законодательства, определять форму и содержание сделок, их налоговые и правовые последствия; способностью организации и проведения мероприятий налогового контроля и аудита налоговых платежей, обеспечению юридического сопровождения их итогов; практическими навыками налогового консультирования хозяйствующих субъектов и физических лиц по оптимизации налоговых платежей и управлению налоговыми рисками, в том числе при разрешении налоговых споров.

Программа повышения квалификации «Налоговая адвокатура»:

  1. Эккаунтинг для юристов

  2. Анализ налоговых и финансовых рисков

  3. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

  4. Мероприятия по налоговому контролю. Тактика сопровождения контрольных мероприятий.

  5. Досудебное урегулирование налоговых споров

  6. Контрольные мероприятия полиции, взаимодействие с налоговыми органами

  7. Судебная практика разрешения споров в сфере финансов и налогов

  8. Практические навыки выступления в суде

Судебная практика по налогам. Обзор

В статье на конкретных примерах из арбитражной практики рассматривается применение ими и трактовка положений основных начал законодательства о налогах и сборах при разрешении споров между налогоплательщиками и налоговыми органами по различным вопросам, связанным с налогообложением.

Пример 1. Суть дела.

Решением арбитражного суда субъекта РФ, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, с налогоплательщика в бюджет субъекта РФ взыскан налог на имущество, налог с владельца транспортных средств, не уплаченные за 2001 г., и пени по названным налогам.

Налогоплательщик обратился в арбитражный суд с иском о возмещении вреда за счет администрации субъекта РФ, посчитав, что в соответствии с Постановлением губернатора субъекта РФ «О предоставлении предприятиям автомобильного транспорта, содержащим автоколонны войскового типа, льгот по налогам, перечисляемым в областной бюджет на 2001 год» он правомерно пользовался льготами по региональным налогам и убытки от взыскания денежных средств по решению суда возникли в результате неправомерных действий должностного лица.

Позиция суда.
Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или другому юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению РФ, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

На основании ст. 15 (п. п. 1 и 2) ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Для взыскания убытков необходимо доказать размер убытков, вину лица, нарушившего право заинтересованного лица, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками.

Требование об их взыскании может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех указанных элементов ответственности.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Налогоплательщик не представил доказательств, свидетельствующих о наличии вины ответчика в причинении налогоплательщику убытков и о причинно-следственной связи между возникшими убытками и действиями ответчика.

Согласно ч. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Статья 56 НК РФ предусматривает возможность установления и использования налогоплательщиками льгот по налогам и сборам. При этом в силу п. 3 ст. 56 НК РФ льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ, льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и законами субъектов РФ.

На основании ст. 14 НК РФ налоги на имущество организаций и транспортный налог относятся к региональным налогам, поэтому льготы по этим налогам могут быть установлены законами субъектов РФ. Таким образом, суд сделал вывод о том, что налогоплательщик был не вправе при использовании льгот руководствоваться актом органа исполнительной власти. Возникшие убытки не находятся в причинной связи с действиями губернатора субъекта РФ по изданию Постановления «О предоставлении предприятиям автомобильного транспорта, содержащим автоколонны войскового типа, льгот по налогам, перечисляемым в областной бюджет на 2001 год».
Суд отказал в удовлетворении требований заявителя.

Пример 2. Суть дела.

За несвоевременную уплату страховых взносов организации начислены пени.
ПФР направил страхователю требование, в котором предложил уплатить указанную сумму пеней.

Организация в добровольном порядке требование пенсионного органа не выполнила, поэтому ПФР обратился в арбитражный суд за взысканием названной суммы.

Позиция суда.
В п. 3 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) определено, что исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица может быть подано налоговым органом в соответствующий суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные в ст. 70 НК РФ. Данное положение применяется также при взыскании пеней (п. 11 ст. 48 НК РФ).

Основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ), указанные нормы подлежат применению и при взыскании в судебном порядке недоимок по налогам с юридических лиц (п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой НК РФ»).

Сроки, указанные в п. 3 ст. 48 НК РФ, являются пресекательными и восстановлению не подлежат. При этом пропуск срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления пресекательных сроков на принудительное взыскание налога.

При таких обстоятельствах суд сделал вывод о пропуске пенсионным органом срока для взыскания спорной суммы пеней за указанный период и правомерно отказал ПФР в удовлетворении заявленного требования в обжалуемой части.

Пример 3. Суть дела.

Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка предпринимателя по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в ходе которой выявлены нарушения по исчислению и уплате в бюджет налогов.

На основании материалов проверки налоговым органом принято решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, в соответствии с которым предпринимателю доначислен налог на игорный бизнес.

Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным оспариваемого решения налогового органа. Налоговым органом подано встречное заявление о взыскании с предпринимателя налога, пени, штрафа.

Позиция суда.
Судом отклонен довод предпринимателя, что в проверяемый период действовала иная редакция п. п. 3, 4 ст. 370 НК РФ, позволяющая исчислять налог на игорный бизнес как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая установленный новый объект налогообложения) и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

Согласно ст. 366 НК РФ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) объектами налогообложения по налогу на игорный бизнес являются игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы.

В силу положений п. 1 ст. 370 НК РФ сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.

Порядок исчисления налога в случае установки нового объекта (новых объектов) налогообложения до 15-го числа или после 15-го числа текущего налогового периода предусмотрен п. 3 ст. 370 НК РФ. При этом абз. 1 данного пункта предусмотрен порядок исчисления налога в случае установки нового объекта (новых объектов) до 15-го числа текущего налогового периода, а абз. 2 этого же пункта — порядок исчисления налога при установке нового объекта (новых объектов) после 15-го числа текущего налогового периода. В первом случае налог исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов и полной ставки налога, во втором случае — как произведение общего количества соответствующих объектов и 1/2 ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

Тем самым из содержания приведенной нормы следует, что порядок расчета ставки налога в размере 1/2 от полной ставки налога возможен лишь в отношении количества игровых автоматов, выбывших в первой половине и установленных во второй половине месяца (налогового периода).

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в спорный период выбыло в первой половине налогового периода 11 игровых автоматов, установлено во второй половине — 61 игровой автомат.

Предприниматель распространил установленный п. п. 3 и 4 ст. 370 НК РФ порядок расчета налоговой ставки как произведение общего числа установленных игровых автоматов на 1/2 ставки налога (87 игровых автоматов — за май, 98 — за июнь, 124 — за июль, 174 — за август).

При этом суд указал, что предприниматель не учел, что данную статью НК РФ нельзя применять в отрыве от ст. ст. 366, 367 и п. 1 ст. 370 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 3 НК РФ законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

В связи с этим судом признана ошибочной позиция предпринимателя, поскольку нарушается принцип равенства налогообложения, установленный п. 1 ст. 3 НК РФ, так как при установке хотя бы одного нового объекта налогообложения после 15 числа текущего налогового периода налогоплательщик применяет налоговую ставку в размере 1/2 в отношении всех объектов налогообложения, задействованных в этом периоде, в то время как другой налогоплательщик, не производящий каких-либо изменений количества объектов налогообложения, уплачивает налог в обычном размере, более высоком, чем первый. При этом налогоплательщик, применяющий налоговую ставку в размере 1/2, может использовать по сравнению с другим равное количество объектов налогообложения, что нарушает публичные и частные интересы в сфере налоговых правоотношений и искажает суть обязательств налогоплательщика перед государством.

Суд отказал в удовлетворении требований о признании недействительным оспариваемого решения налогового органа в части доначисления налога на игорный бизнес.

Пример 4. Суть дела.

Постановлением администрации района налогоплательщику предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок.

Судом установлено и налоговым органом не оспаривается, что в спорных периодах налогоплательщик уплачивал земельный налог.

Указанные обязательные платежи осуществлялись налогоплательщиком с учетом решений районного представительного органа субъекта РФ, устанавливающих соответствующие налоговые ставки.

Налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о возврате уплаченного земельного налога. По мнению налогоплательщика, при исчислении земельного налога в спорные периоды следовало применять средние ставки налога, установленные федеральным законодательством.

Налогоплательщик обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в невозврате излишне уплаченного земельного налога.

Позиция суда.
Согласно ст. 8 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю» (Закон N 1738-1 в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению N 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону N 1738-1 (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога). Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.

Решением представительного органа города произведено зонирование территорий города по экономико-планировочным оценочным зонам и установлены дифференцированные ставки земельного налога.

Согласно таблице 1 Приложения N 2 к Закону N 1738-1 (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) средняя ставка земельного налога по городу составляет 2 руб. 02 коп. за кв. м, в то время как решением представительного органа данная ставка установлена в размере 2 руб. 67 коп. за кв. м.

Суд отметил, что установление дифференцированных ставок, рассчитанных с учетом завышенной средней ставки, привело к увеличению налогового бремени (в нарушение п. 1 ст. 3 НК РФ). Таким образом, данные ставки налога не подлежат применению. При определении сумм земельного налога, подлежащих уплате, должны использоваться средние ставки, установленные Законом N 1738-1 (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период).

На основании п. 8 ст. 78 НК РФ суд сделал вывод о невозможности возврата налогоплательщику излишне уплаченных сумм земельного налога в связи с пропуском установленного законодательством трехлетнего срока.

Суд удовлетворил заявленные требования.

Пример 5. Суть дела.

Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка налогоплательщика по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и сборов и других обязательных платежей.

По результатам проверки составлен акт и вынесено решение о привлечении общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату сумм налогов.

Налоговый орган выставил налогоплательщику требование об уплате налоговой санкции.

По мнению налогового органа, налогоплательщик не имел права применять единый сельскохозяйственный налог в 2004 — 2005 гг., поскольку по итогам 2004 г. налогоплательщик не получил доход от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства.

Налогоплательщик в соответствии со ст. ст. 137, 138 НК РФ обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа.

Позиция суда.
Согласно п. 1 ст. 346.2 НК РФ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном настоящей главой.

Пункт 2 ст. 346.2 НК РФ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) предусматривает, что в целях настоящей главы сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем объеме доходов не менее 70 процентов.

Согласно п. 2 ст. 346.3 НК РФ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) вновь созданные организации и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, вправе подать заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговый орган. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в текущем календарном году с момента постановки на учет в налоговом органе.

Пунктом 4 ст. 346.3 НК РФ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) установлено, что, если по итогам налогового периода доля дохода налогоплательщика от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70 процентов, налогоплательщики должны произвести перерасчет налоговых обязательств исходя из общего режима налогообложения за весь указанный налоговый период. Указанные в настоящем пункте налогоплательщики не уплачивают пеней и штрафов за несвоевременную уплату налогов и авансовых платежей по налогам.

Судом установлено, подтверждается налоговой декларацией по единому сельскохозяйственному налогу за 2004 г. и не оспаривается налоговым органом, что за период с 03.11.2004 по 31.12.2004 налогоплательщик никакой производственной деятельности не осуществлял. В течение ноября — декабря 2004 г. выращивание сельскохозяйственной продукции налогоплательщиком не проводилось в силу климатических условий, следовательно, у налогоплательщика отсутствовала объективная возможность в получении сельскохозяйственной продукции в 2004 г. В 2005 г. выручка налогоплательщика от продажи сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки составила 90,74 процента от общей доли дохода.

Таким образом, суд сделал вывод о том, что налогоплательщик в 2004 — 2005 гг. правомерно применял систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога и не обязан исчислять налоги по общей системе налогообложения.

Суд пришел к выводу, что лишение налогоплательщика права на применение специального режима налогообложения в 2005 г. по причине неполучения в течение декабря 2004 г. дохода от реализации сельскохозяйственной продукции не менее 70 процентов ставит налогоплательщика в неравное положение с вновь регистрируемыми субъектами предпринимательской деятельности, начавшими работу позднее, что противоречит п. 1 ст. 3 НК РФ. Суд удовлетворил требования налогоплательщика.

Пример 6. Суть дела.

Налоговым органом проведена камеральная проверка представленной налогоплательщиком уточненной декларации по налогу на прибыль, в ходе которой установлено необоснованное уменьшение налоговой базы текущего отчетного периода на сумму убытка, полученного в период действия льготы, предусмотренной п. 4 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (Закон N 2116-1 в редакции, действовавшей в рассматриваемый период), в связи с чем принято решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Указанным решением налогоплательщику предложено уплатить налог на прибыль и пени по нему.

Полагая, что решение налогового органа не соответствует законодательству о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Позиция суда.
Невозможность учета убытка, понесенного налогоплательщиком в период действия льготы, предусмотренной п. 4 ст. 6 Закона РФ N 2116-1 (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период), при определении налогооблагаемой базы текущего периода ставит его в неравное положение по сравнению с плательщиками, исчисляющими сумму налога в общем порядке, что нарушает принцип всеобщности и равенства налогообложения, установленный п. 1 ст. 3 НК РФ.
Суд удовлетворил заявленные требования.

Пример 7. Суть дела.

Налоговый орган провел выездную налоговую проверку налогового агента, результаты которой оформил актом.

В ходе проверки установлено, что налоговый агент в нарушение п. 9 ст. 217 НК РФ неправомерно не исчислил, не удержал и не перечислил в бюджет налог на доходы физических лиц с дохода своих работников, полученного ими в виде компенсации работодателем стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, при отсутствии у налогового агента прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налога на прибыль. Налоговый агент по итогам налогового периода получил убыток.

Налоговый орган принял решение о привлечении налогового агента к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ за названные правонарушения. Предприятие не согласилось с названным решением Инспекции и обжаловало его в арбитражный суд.

Налоговый агент считает, что доначисление названной суммы налога на доходы физических лиц с дохода работников, полученного ими в качестве компенсации работодателем стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, при отсутствии у налогового агента прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты налога на прибыль, является неправомерным. По его мнению, при применении нормы, содержащейся в п. 9 ст. 217 НК РФ, в зависимости от наличия средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций, физические лица, работающие в организациях, у которых по итогам налогового периода образовался убыток, ставятся в неравное положение по отношению к физическим лицам, работающим в организациях с прибыльной деятельностью, чем нарушается принцип всеобщности и равенства налогообложения, закрепленный в п. 1 ст. 3 НК РФ.

Позиция суда.
Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

В соответствии с п. 9 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемые работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций.

Из приведенной нормы следует, что одним из условий освобождения от налогообложения налогом на доходы физических лиц сумм полной или частичной компенсации путевок, выплачиваемых работодателями, определено наличие у организации прибыли, а средства, необходимые для оплаты названных сумм, должны формироваться после уплаты налога на прибыль. В случае отсутствия у организации нераспределенной прибыли на момент оплаты путевок работникам сумма такой оплаты признается доходом налогоплательщика, полученным от организации-работодателя, и подлежит налогообложению данным налогом.

Судом установлено, что у налогового агента отсутствовала прибыль. Данный факт налоговый агент не отрицает. Следовательно, налоговый агент не располагал средствами, которые могли пойти на компенсацию стоимости путевок, не подлежащей налогообложению налогом на доходы физических лиц.
Суд отказал в удовлетворении требований заявителя.

Пример 8. Суть дела.

Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации налогоплательщика по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. По результатам проверки налоговым органом принято решение, которым налогоплательщику начислен единый налог и применены налоговые санкции за его неполную уплату. Основанием для принятия такого решения явился вывод налогового органа о завышении налогоплательщиком расходов, учитываемых при исчислении налога, на суммы затрат на строительство основных средств, выплат по договорам коммерческой концессии и по договору поручения, чем были нарушены положения п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа.

Позиция суда.
Статья 346.16 НК РФ не уточняет способ приобретения основных средств, поэтому необходимо исходить из положений ст. 218 ГК РФ, устанавливающих в качестве оснований приобретения права собственности на имущество не только гражданско-правовую сделку, но и изготовление либо создание имущества для себя.

Таким образом, статус налогоплательщика как собственника основного средства не зависит от того, по каким основаниям основное средство было приобретено. Соответственно, расходы, понесенные налогоплательщиком в связи с приобретением статуса собственника, должны учитываться единообразно.

В противном случае налогоплательщик, изготовивший объект основных средств для собственных нужд самостоятельно, ставится в неравное положение по сравнению с налогоплательщиком, приобретшим основное средство на основании договора купли-продажи, что противоречит принципу равенства налогообложения, установленному п. 1 ст. 3 НК РФ.
Суд удовлетворил требования заявителя.

Ю.М.Лермонтов

Каждая статья «Налогового кодекса «для чайников»» будет совпадать с главой НК РФ. Даная статья описывает налог на прибыль организаций (глава 25 НК РФ). Статьи предназначены для начинающих бухгалтеров; для бухгалтеров, которые ранее имели узкую специализацию (скажем, расчет зарплаты), а теперь планируют занять более высокую должность (например, заместитель главбуха); для студентов. Задача наших статей — дать человеку общее представление о механизме действия того или иного налога. Разобраться в данном механизме путем чтения Налогового кодекса крайне сложно — утонешь в деталях (вроде перечня расходов), даже не приблизившись к порядку исчисления налога. А представление о сути налога, которое можно получить с помощью наших статей, делает чтение НК РФ легким и приятным. Обратите внимание: наши статьи дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации.

Кто платит

  • Все российские юридические лица (ООО, ЗАО, ОАО и пр.).
  • Иностранные юридические лица, которые работают в России через постоянные представительства или просто получают доход от источника в РФ.

На что начисляется налог

На прибыль, то есть на разницу между доходами и расходами.

Доходы — это выручка по основному виду деятельности (доходы от реализации), а также суммы, полученные от прочих видов деятельности. Например, от сдачи имущества в аренду, проценты по банковским вкладам и пр. (внереализационные доходы). При налогообложении прибыли все доходы учитываются без НДС и акцизов.

Расходы — это обоснованные и документально подтвержденные затраты предприятия. Они делятся на расходы, связанные с производством и реализацией (зарплата сотрудников, покупная стоимость сырья и материалов, амортизация основных средств и пр.) и на внереализационные расходы (отрицательная курсовая разница, судебные и арбитражные сборы и пр.). Кроме того, существует закрытый перечень расходов, которые нельзя учитывать при налогообложении прибыли. Это, в частности, начисленные дивиденды, взносы в уставный капитал, погашение кредитов и др.

При налоговых проверках большинство проблем возникает именно из-за расходов: инспекторы заявляют, что расходы экономически не обоснованы, первичные документы оформлены неверно и т.д. и т.п. Поэтому бухгалтеры, как правило, уделяют повышенное внимание документам, подтверждающим расходы.

На что не начисляется налог

На прибыль от видов деятельности, переведенных на единый налог на вмененный доход (ЕНВД), а также на прибыль предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения или на уплату единого сельскохозяйственного налога.

В какой момент признать доходы и расходы при расчете налога на прибыль

Существует два способа признания доходов и расходов: метод начисления и кассовый метод.

Метод начисления предусматривает, что доходы и расходы в общем случае учитываются в периоде, когда они возникли, независимо от фактического поступления или выплаты денег. Например: организация по договору должна оплатить аренду офиса за август не позднее 31 августа, но арендный платеж перечислен только в октябре. При методе начисления бухгалтер должен отразить данную сумму в расходах в августе, а не в октябре.

При кассовом методе доходы в общем случае признаются в момент поступления денег на расчетный счет или в кассу, а расходы — в момент, когда организация погасила обязательство перед поставщиком. Так, если аренда офиса за август фактически оплачена в октябре, то при кассовом методе бухгалтер покажет расходы в октябре, а не в августе.

Организация вправе сама выбрать, какой из двух методов — начисления или кассовый — она будет применять. Но существует ограничение: метод начисления может использовать любое предприятие, а кассовый метод запрещено применять банкам. К тому же для перехода на кассовый метод должно выполняться условие: выручка от реализации без учета НДС в среднем за предыдущие четыре квартала не может превышать один миллион рублей за каждый квартал. Этот же лимит должен сохраняться и в течение времени, когда компания применяет кассовый метод. В случае превышения предельной выручки организация обязана перейти на метод начисления с начала текущего года. Выбранный метод закрепляют в учетной политике на соответствующий год и применяют в течение этого года.

Налоговые ставки

Основная ставка налога на прибыль составляет 20 процентов (2 процента зачисляется в федеральный бюджет, и 18 процентов — в региональный). Для некоторых видов дохода введены другие значения. Из этих видов дохода на практике бухгалтер чаще всего имеет дело с полученными дивидендами, для которых в общем случае действует ставка 9 процентов (в полном объеме зачисляется в федеральный бюджет).

Как рассчитать налог на прибыль

Нужно определить налоговую базу (то есть прибыль, подлежащую налогообложению) и умножить ее на соответствующую налоговую ставку. По прибыли, подпадающей под разные ставки, базы определяются отдельно.

Налоговая база рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода, который соответствует одному календарному году. Иными словами, базу определяют в течение периода с 1 января по 31 декабря текущего года, затем расчет налоговой базы начинается с нуля.

Если по итогам года оказалась, что расходы превысили доходы, и компания понесла убытки, то налоговая база считается равной нулю. Это значит, что величина налога на прибыль не может быть отрицательной, сумма налога должна быть либо нулевой, либо положительной.

Правильность расчета базы должна подтверждаться записями в регистрах налогового учета. Эти регистры каждое предприятие разрабатывает самостоятельно и закрепляет в учетной налоговой политике. На практике регистры налогового учета аналогичны регистрам бухгалтерского учета. Два вида учета — налоговый и бухгалтерский — нужны, чтобы отразить разные правила формирования доходов и расходов, действующие соответственно в налоговом и бухучете. В некоторых случаях «налоговая» и «бухгалтерская» прибыль могут совпадать.

Как рассчитать авансовые платежи по налогу на прибыль

В течение года бухгалтер должен начислять авансовые платежи по налогу на прибыль. Существует два способа начисления авансовых платежей.

Первый способ устанавливается для всех организаций по умолчанию и предусматривает, что отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев. Авансовые платежи делаются по окончании каждого отчетного периода. Сумма платежа по итогам первого квартала равна налогу от прибыли, полученной в первом квартале. Авансовый платеж по итогам полугодия равен налогу от прибыли, полученной за полугодие, за минусом авансового платежа за первый квартал. Величина платежа по итогам девяти месяцев равна налогу от прибыли за девять месяцев за вычетом авансовых платежей за первый квартал и полугодие.

Плюс к этому в течение каждого отчетного периода делаются ежемесячные авансовые платежи. По окончании отчетного периода бухгалтер выводит авансовый платеж по итогам этого периода (правила расчета мы привели выше), а затем сравнивает его с суммой ежемесячных платежей, сделанных в рамках данного периода. Если ежемесячные платежи в сумме оказались меньше итогового авансового платежа, компания должна доплатить разницу. Если же образовалась переплата, то бухгалтер учтет ее в будущих периодах.

Ежемесячные авансовые платежи рассчитываются по следующим правилам. В первом квартале, то есть в январе, феврале и марте, бухгалтер начисляет такие же ежемесячные авансовые платежи, как в октябре, ноябре и декабре предыдущего года. Во втором квартале бухгалтер берет налог от прибыли, фактически полученной в первом квартале, и эту цифру делит на три. В результате получается сумма ежемесячных авансовых платежей за апрель, май и июнь. В третьем квартале бухгалтер берет налог от фактической прибыли за полугодие, вычитает авансовый платеж первого квартала, и полученную цифру делит на три. Выходит сумма ежемесячных авансовых платежей за июль, август и сентябрь. В четвертом квартале бухгалтер берет налог от прибыли, фактически полученной за девять месяцев, отнимает авансовые платежи за полугодие, и полученную величину делит на три. Это и есть авансовые платежи за октябрь, ноябрь и декабрь.

Второй способ — исходя из фактической прибыли. Данный способ компания может принять для себя добровольно. Для этого нужно уведомить налоговую инспекцию не позднее 31 декабря о том, что в течение будущего года предприятие переходит на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. При этом способе отчетными периодами являются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года. Авансовый платеж за январь равен налогу от прибыли, фактически полученной в январе. Авансовый платеж за январь-февраль равен налогу от прибыли, фактически полученной в январе и феврале за минусом авансового платежа за январь. Авансовый платеж за январь-март равен налогу от прибыли, фактически полученной в январе-марте за вычетом авансовых платежей за январь и февраль. И так далее вплоть до декабря.

Компании, чья выручка от реализации без НДС не превышала в течение четырех предыдущих кварталов в среднем десяти миллионов рублей за квартал, должна начислять только квартальные авансовые платежи. Это правило независимо от суммы выручки распространяется также на бюджетные, некоммерческие и некоторые другие организации.

Вновь созданные организации начисляют не ежемесячные, а квартальные авансовые платежи до тех пор, пока не закончится полный квартал с даты их госрегистрации. Затем бухгалтер должен посмотреть, чему равна выручка от реализации (без НДС). Если она не превышает одного миллиона рублей в месяц или трех миллионов рублей в квартал, компания может продолжать начислять только квартальные авансовые платежи. В случае превышения лимита предприятие со следующего месяца переходит на ежемесячные авансовые платежи.

Когда перечислять деньги в бюджет

Если отчетными периодами являются квартал, полугодие и девять месяцев, то авансовые платежи по итогам отчетных периодов делаются не позднее 28 апреля, 28 июля и 28 октября соответственно. Ежемесячный авансовый платеж за январь следует перечислить не позднее 28 января, за февраль — не позднее 28 февраля и так далее по декабрь включительно.

Если компания делает авансовые платежи исходя из фактической прибыли, то авансовый платеж за январь делается не позднее 28 февраля, за январь-февраль — не позднее 28 марта и так далее, вплоть до 28 января следующего года.

Независимо от выбранного способа начисления авансовых платежей по окончании календарного года бухгалтер выводит итоговую величину налога на прибыль за прошедший год. Затем он сравнивает ее с суммой авансовых платежей, начисленных по итогам отчетных периодов. Если авансовые платежи в сумме оказались меньше итоговой величины налога, предприятие доплачивает разницу в бюджет. Если же образовалась переплата, бухгалтер учтет ее в следующих периодах. Итоговую сумму налога на прибыль необходимо заплатить не позднее 28 марта следующего года.

Как отчитываться по налогу на прибыль

Компании, чья деятельность полностью переведена на один или несколько спецрежимов налогообложения (ЕНВД, упрощенную систему или уплату единого сельхозналога) могут не отчитываться по налогу на прибыль.

Все остальные юридические лица, совершившие хотя бы одну операцию по приходу или расходу наличных, либо безналичных денежных средств, независимо от того, есть ли у них доходы, должны предоставлять в инспекцию декларации по налогу на прибыль по итогам отчетных и налоговых периодов.

Декларацию по налогу на прибыль по итогам налогового периода (года) нужно предоставлять в инспекцию не позднее 28 марта следующего года. Некоммерческие организации, у которых не возникла обязанность по уплате налога, сдают декларацию упрощенной формы. Все прочие предприятия независимо от обязанности по уплате налога сдают по итогам года декларации по полной форме.

Компании, для которых отчетными периодами являются квартал, полугодие и девять месяцев, отчитываются по упрощенной форме не позднее 28 апреля, 28 июля и 28 октября соответственно. Организации, для которых отчетными периодами приняты месяц, два месяца и так далее, отчитываются по упрощенной форме не позднее 28 февраля, 28 марта и так далее вплоть до 28 января следующего года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *