Стратегия государственной национальной политики

Стратегия государственной национальной политики России на период до 2025 года: новые положения

Президент РФ подписал Указ от 06.12.2018 N 703, которым внесены существенные поправки и дополнения в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента РФ от 19.12.2012 N 1666.
Так, изменено понятие самой Стратегии. Установлено, что Стратегия является документом стратегического планирования в сфере национальной безопасности Российской Федерации, определяющим приоритеты, цели, принципы, задачи, основные направления государственной национальной политики Российской Федерации, а также инструменты и механизмы ее реализации.
Внесены изменения и в положения, касающиеся целей разработки Стратегии. Указано, что Стратегия разработана в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности Российской Федерации, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, обеспечения конституционных прав и свобод граждан, гармонизации общественных и государственных интересов, а также в целях координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации.
Среди прочего, Стратегия дополнена положениями об инструментах реализации государственной национальной политики, каковыми являются:

— законодательство Российской Федерации;

— документы стратегического планирования, разработанные на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

— государственная программа Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики», иные государственные программы, связанные с отдельными направлениями государственной национальной политики Российской Федерации;

— государственная информационная система мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций;

— мониторинг состояния и развития языков народов Российской Федерации;

— этнологическая экспертиза.
Кроме того, Стратегия дополнена двумя новыми разделами. Один раздел устанавливает целевые показатели реализации Стратегии, другой — ожидаемые результаты реализации Стратегии.
Среди ожидаемых результатов:

— укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и общероссийской гражданской идентичности, формирование единого культурного пространства страны;

— предотвращение, мирное разрешение конфликтных ситуаций в сфере межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений;

— создание условий для социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество и др.

Декларируется, что реализация Стратегии должна способствовать укреплению межнациональных (межэтнических) отношений, всестороннему развитию и процветанию народов России, сокращению случаев проявления ксенофобии и радикализма в обществе, развитию духовного и гражданского единства многонационального народа РФ (российской нации), повышению международного авторитета Российской Федерации как государства, гарантирующего равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Концептуальный анализ Указа Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666
"О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года"

Стратегия носит комплексный межотраслевой социально ориентированный рекомендательный характер, призвана развивать потенциал многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и всех составляющих его народов (этнических общностей).

Основными вопросами государственной национальной политики Российской Федерации, требующими особого внимания государственных и муниципальных органов, по-прежнему являются:

1) сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности;

2) обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств;

3) создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

4) поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Россией.

В своем Указе Президент признает, что государственная национальная политика Российской Федерации нуждается в новых концептуальных подходах с учетом необходимости решения вновь возникающих проблем, реального состояния и перспектив развития национальных отношений.

Президент прямо указывает на то, что в сфере межнациональных отношений имеются нерешенные проблемы, вызванные как глубокими общественными преобразованиями при формировании в современной России свободного открытого общества и рыночной экономики, так и некоторыми просчетами в государственной национальной политике Российской Федерации.

Обозначена актуальность проблем, связанных с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма.

В стратегии прямо обозначены негативные факторы, влияющие на развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений, а именно;

а) высокий уровень социального и имущественного неравенства, региональной экономической дифференциации;

б) размывание традиционных нравственных ценностей народов Российской Федерации;

в) правовой нигилизм и высокий уровень преступности, коррумпированность отдельных представителей власти;

г) сохранение проявлений дискриминации по отношению к гражданам различной национальной принадлежности в правоприменительной практике;

д) недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества;

е) распространенность негативных стереотипов в отношении некоторых народов;

ж) недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов в субъектах Российской Федерации;

з) недостаточная урегулированность миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, не позволяющая в должной мере обеспечить текущие и будущие потребности экономического, социального и демографического развития страны, интересы работодателей и российского общества в целом;

Основными принципами концепции являются;

— равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

— предотвращение и искоренение любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

— уважение национального достоинства граждан, предотвращение и пресечение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.

Основными задачами в сфере государственной национальной политики Российской Федерации являются задачи по совершенствованию государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации, а так же объединение усилий государственных и муниципальных органов и институтов гражданского общества для укрепления единства российского народа, достижения межнационального мира и согласия, формирование в обществе обстановки нетерпимости к пропаганде и распространению идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, направленных на подрыв общественно-политической стабильности, национального мира и согласия.

В части конкретной реализации декларируемых задач, Правительством Российской Федерации принята Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 — 2020 годы)»

Общий объем финансирования Программы составляет 7789,7827 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:

— за счет средств федерального бюджета — 6316,6654 млн. рублей;

— за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — 1473,1173 млн. рублей

Реализация Программы должна осуществляться в 2 этапа:

I этап (2014 — 2016 годы). Формирование условий для преодоления сложившихся негативных тенденций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, формирование положительных сдвигов в сфере укрепления единства российской нации.

На I этапе предусмотрена разработка новых и корректировка действующих региональных целевых программ в сфере межнациональных отношений и этнокультурного развития, реализация информационно-пропагандистских и других социально значимых мероприятий в сфере укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов.

II этап (2017 — 2020 годы). Развитие и закрепление положительных тенденций, сформировавшихся на I этапе, включая достижение устойчивых положительных результатов в сфере укрепления гражданского единства российской нации, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, этнокультурного развития народов России.

Отдельно в концепции отмечена роль средств массовой информации в рамках реализации задач по информационному обеспечению реализации государственной национальной политики Российской Федерации.

Президент указывает на необходимость распространение рекламной и промышленной продукции, производство и размещение в теле- и радиоэфире роликов социальной рекламы и иной видеопродукции, поддержка создания тематических радио- и телепередач, газетных и журнальных рубрик, интернет-проектов, направленных на реализацию целей и задач государственной национальной политики Российской Федерации.

Бахром Исмаилов

Новости

Указ Президента России от 19 декабря 2012 года №1666. Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года определены приоритеты, цели, принципы, основные направления, задачи и механизмы реализации государственной национальной политики. Цель Стратегии – укрепление государственного единства и целостности России, сохранение этнокультурной самобытности её народов, сочетание общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечение конституционных прав и свобод граждан.

Указом Президента России утверждена Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Стратегия).

Стратегией определены приоритеты, цели, принципы, основные направления, задачи и механизмы реализации государственной национальной политики.

Цель Стратегии – укрепление государственного единства и целостности России, сохранение этнокультурной самобытности её народов, сочетание общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечение конституционных прав и свобод граждан.

Стратегия разработана с учётом документов государственного стратегического планирования в сферах обеспечения государственной (национальной) безопасности, долгосрочного социально-экономического развития, региональной, внешней, миграционной и молодёжной политики, образования и культуры, других документов, затрагивающих сферу государственной национальной политики.

Стратегия служит основой для координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики.

Стратегия направлена на активизацию всестороннего сотрудничества народов России, развития их национальных языков и культур.

К приоритетным направлениям государственной национальной политики, в частности, относятся:

— совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики;

— обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений;

— создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;

— укрепление единства и духовной общности многонационального народа России (российской нации);

— сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;

— обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков народов России, использования русского языка как государственного языка Российской Федерации;

— совершенствование взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества;

— развитие международного сотрудничества в сфере государственной национальной политики.

Стратегией предусмотрено, что Правительство России разрабатывает и утверждает основные характеристики (индикаторы), позволяющие оценивать состояние межнациональных (межэтнических) отношений в стране, эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по реализации задач государственной национальной политики; контролирует ход реализации Стратегии и представляет Президенту России ежегодные доклады, составленные с учётом докладов субъектов Федерации.

Оригинал.

Национальная политика государства

Национальная политика призвана обеспечить правовое, социальное, культурное, политическое регулирование межнациональных отношений. Российская Федерация – крупное многонациональное государство, где проживает более 100 народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры, поэтому вопросы национальной политики всегда были в центре внимания отечественных политологов.

В дискурс о национальных отношениях вовлечены все российские политологи, мыслящие категориями нации. Одна из центральных проблем дискурса заключается в том, как сегодня интерпретировать понятие «российский» – как этническую или культурологическую категорию? Некоторые авторы настаивают па генетической трактовке, другие предлагают этноплеменную интерпретацию. Большинство отечественных политологов склонны рассматривать «русскость» как культурологическую категорию. Подобная точка зрения представляется наиболее аргументированной, поскольку опирается на широкие социологические исследования последних лет. Так, 41% населения России уверены, что русским можно считать того, кто воспитан в русской культуре и считает ее своей, 37% респондентов убеждены, что русский – тот, кто любит Россию, и только 26% полагают: главное – чтобы родители были русские.

В России пока не сложился консенсус по широкому кругу основных проблем, связанных с национальными отношениями. Во многом это связано с тем, что на развитие межнациональных отношений существенное влияние оказывает наследие прошлого. Тяжелый удар по всем народам страны, включая русский, был нанесен массовыми депортациями и репрессиями в период тоталитаризма. Впоследствии в советский период проводился курс на унификацию национальных отношений, заложивший основу для нынешних противоречий. В постсоветское время начался новый этап в развитии государства, однако достаточно долго (до 1996 г.) в стране отсутствовала концепция государственной национальной политики, что затрудняло процесс становления российского федеративного государства, осуществления реформ и достижения межнационального согласия.

Таким образом, наследие прошлого, последствия распада СССР, социально-экономические и политические трудности переходного периода обусловили ряд кризисных ситуаций и сложных проблем в области межнациональных отношений. Наиболее остро они проявляются в местностях, соседствующих с зонами открытых конфликтов, местах сосредоточения беженцев и вынужденных переселенцев, в регионах с проблемами разделенных народов, на территориях со сложной социально-экономической, экологической и криминогенной обстановкой, в местностях, где ощущается резкая нехватка ресурсов жизнеобеспечения. И хотя принятие Конституции РФ, подписание Федеративного договора и ряда договоров и соглашений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ снизили остроту нерешенных проблем, факторы, ослабляющие государственность России и порождающие межнациональную напряженность, сохраняются и сегодня.

В 1996 г. была принята Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (далее – Концепция), утвержденная указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909. Государственная национальная политика, подчеркивалось в Концепции, призвана обеспечить правовое, социальное, культурное, политическое регулирование межнациональных отношений. При этом государство гарантирует равные права всем гражданам независимо от их социального статуса, расы, национальности, вероисповедания. В выработке и реализации государственной национальной политики должны участвовать основные федеральные органы исполнительной власти. В Концепции в качестве узловых проблем, требующих решения, были названы:

  • – развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов РФ и целостности Российского государства;
  • – развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян;
  • – обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;
  • – достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;
  • – поддержка соотечественников, проживающих в странах СНГ и Балтии, содействие развитию связей с нашими соотечественниками из стран ближнего зарубежья.

Однако за последние 15 лет в обществе произошли большие изменения, в том числе в сфере межнациональных отношений. Вот почему Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 была утверждена Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. В числе ее основных приоритетов названы уход от политической стороны национального вопроса к смещению акцента на культуру каждого народа в составе страны, сохранение коренных этносов и обеспечение единства народов России. Важной составляющей Стратегии является деполитизация этничности и акцент на развитии этнокультурного разнообразия.

Стратегия государственной национальной политики разрабатывалась рабочей группой Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям. Однако в создании документа активно участвовало и общество: во всех регионах России прошло большое количество круглых столов, конференций, брифингов по вопросам национальной политики. Одним из основных пунктов Стратегии стало укрепление гражданского единства общества. Разработчики документа предлагают, говоря о нации и государстве, подразумевать не национальное государство, а полиэтническую государственную цивилизацию.

Основные положения Стратегии государственной национальной политики России
1. Состояние межнациональных (межэтнических) отношений

Российская Федерация – одно из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира. На ее территории проживают представители 193 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., сформированным на основе самоопределения граждан). Большинство народов России на протяжении веков формировались на территории современного Российского государства и внесли свой вклад в развитие российской государственности и культуры. Культурное и языковое многообразие народов России защищено государством. В Российской Федерации используются 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используются 89 языков, из них 30 – в качестве языка обучения, 59 – в качестве предмета изучения.

Российское государство создавалось как единение народов, системообразующим ядром которого исторически выступал русский народ. Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию, на исторической территории Российского государства сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность различных народов. Современное Российское государство объединяет основанный на сохранении и развитии русской культуры и языка, историко-культурного наследия всех народов России единый культурный (цивилизационный) код, который характеризуется особым стремлением к правде и справедливости, уважением самобытных традиций населяющих Россию народов и способностью интегрировать их лучшие достижения в единую российскую культуру.

Многообразие национального (этнического) состава и религиозной принадлежности населения России, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, сохранение и развитие традиций проживающих на ее территории народов являются общим достоянием российской нации, служат фактором укрепления российской государственности, определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации.

Реализация Концепции государственной национальной политики России, принятой в 1996 г., способствовала сохранению единства п целостности страны. В результате мер по укреплению российской государственности, принятых в 2000-е гг., удалось преодолеть дезинтеграционные процессы и создать предпосылки для формирования общероссийского гражданского самосознания на основе общей судьбы народов России, восстановления исторической связи времен, укрепления национального согласия и духовной общности населяющих ее народов. Достигнуты существенные результаты в обеспечении политической стабильности на Северном Кавказе, созданы правовые гарантии прав коренных малочисленных народов, сделаны существенные шаги но развитию национально-культурной автономии, обеспечению прав граждан и национальных (этнических) общностей в сферах образования и развития национальных языков.

Вместе с тем в сфере межнациональных отношений имеются нерешенные проблемы, вызванные как глубокими общественными преобразованиями при формировании в современной России свободного открытого общества и рыночной экономики, так и некоторыми просчетами в государственной национальной политике Российской Федерации. Сохраняют актуальность проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма. На развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений также влияют следующие негативные факторы:

  • – высокий уровень социального и имущественного неравенства, региональной экономической дифференциации;
  • – размывание традиционных нравственных ценностей народов Российской Федерации;
  • – правовой нигилизм и высокий уровень преступности, коррумпированность отдельных представителей власти;
  • – сохранение проявлений дискриминации по отношению к гражданам различной национальной принадлежности в правоприменительной практике;
  • – недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества;
  • – распространенность негативных стереотипов в отношении некоторых народов;
  • – недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов в субъектах РФ;
  • – недостаточная урегулированности миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, не позволяющая в должной мере обеспечить текущие и будущие потребности экономического, социального и демографического развития страны, интересы работодателей и российского общества в целом;
  • – влияние факторов, имеющих глобальный или трансграничный характер, таких как унифицирующее влияние глобализации на локальные культуры, нерешенность проблем беженцев и вынужденных переселенцев, незаконная миграция, экспансия международного терроризма и религиозного экстремизма, международная организованная преступность.

Преодоление указанных негативных факторов связано с возникновением новых задач и приоритетных направлений в сфере государственной национальной политики Российской Федерации, решать которые предполагается, руководствуясь настоящей Стратегией.

2. Цели, принципы, приоритетные направления и задачи государственной национальной политики

Основными вопросами государственной национальной политики, требующими особого внимания государственных и муниципальных органов, являются:

  • – сохранение и развитие культур и языков народов России, укрепление их духовной общности;
  • – обеспечение прав коренных малочисленных народов и нацменьшинств;
  • – создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;
  • – поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с нашей страной.

Целями государственной национальной политики России выступают:

  • – упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
  • – сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;
  • – гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;
  • – обеспечение равенства нрав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;
  • – успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.

Эти цели достигаются совместными действиями общества и государства на основе конституционных принципов демократии и федерализма, принципов единства, патриотизма и социальной справедливости, стабильного и суверенного развития России, уважения национального достоинства ее граждан. Перечисленные цели государственной национальной политики России являются основой для решения долгосрочных задач государственного строительства, успешного развития страны в экономической, социально-культурной и внешнеполитической сферах, обеспечения национальной безопасности.

Основными принципами государственной национальной политики России являются:

  • – государственная целостность, национальная безопасность Российской Федерации, единство системы государственной власти;
  • – равноправие и самоопределение народов Российской Федерации;
  • – равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
  • – предотвращение и искоренение любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
  • – уважение национального достоинства граждан, предотвращение и пресечение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
  • – государственная поддержка и защита культуры и языков народов Российской Федерации;
  • – взаимное уважение традиций и обычаев народов Российской Федерации;
  • – обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов (малочисленных этнических общностей), включая поддержку их экономического, социального и культурного развития, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни;
  • – обеспечение прав национальных меньшинств;
  • – содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также обеспечение поддержки их деятельности по сохранению и развитию родного языка и культуры, укреплению связей с Россией;
  • – обеспечение интеграции в российское общество иностранных граждан и лиц без гражданства, переселившихся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства;
  • – разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти

субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;

  • – комплексность решения задач государственной национальной политики Российской Федерации с учетом ее межотраслевого характера;
  • – недопустимость создания политических партий по признаку расовой, национальной или религиозной принадлежности;
  • – взаимодействие государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
  • – преемственность исторических традиций солидарности и взаимопомощи народов России;
  • – своевременное и мирное разрешение межнациональных (межэтнических) противоречий и конфликтов;
  • – пресечение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, нарушение межнационального мира и согласия, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.

Приоритетными направлениями государственной национальной политики России являются:

  • – совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;
  • – обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений;
  • – обеспечение равноправия граждан, реализации конституционных прав граждан в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;
  • – создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
  • – обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
  • – укрепление единства и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
  • – сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;
  • – создание условий для обеспечения нрав народов России в социально-культурной сфере;
  • – развитие системы образования, гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения;
  • – обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков народов России, использования русского языка как государственного языка Российской Федерации;
  • – информационное обеспечение реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
  • – совершенствование взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества;
  • – развитие международного сотрудничества в сфере государственной национальной политики Российской Федерации.

Эффективность реализации государственной национальной политики России обеспечивается непрерывной и согласованной деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества с комплексным использованием политических, правовых, организационных, социально-экономических, информационных и иных мер, разработанных в соответствии с настоящей Стратегией. Информационная и аналитическая поддержка реализации Стратегии в субъектах РФ и муниципальных образованиях может осуществляться путем привлечения информационных ресурсов заинтересованных государственных органов и органов местного самоуправления, государственных научных учреждений.

Таким образом, в национальной политике России сегодня выделяются два аспекта:

  • а) политический, который реализуется через деятельность государственных и местных органов власти (например, через выделение бюджетных ассигнований, законодательные акты, постановления но конкретным проблемам, в том числе о возвращении культовых зданий, об открытии классов или национальных школ);
  • б) культурный, который реализуется через деятельность национально-культурных центров, средств массовой информации, ассоциаций и национальных школ.

Современная национальная политика России пытается объединить указанные аспекты, консолидируя усилия государства и гражданского общества. Это тем более актуально, поскольку в последнее время наблюдается рост межэтнической и межконфессиональной напряженности. Национализм, религиозная нетерпимость становятся идеологической базой для самых радикальных группировок и течений в условиях постоянно увеличивающихся миграционных потоков.

Главным направлением национальной политики сегодня становится утверждение идеи гражданского патриотизма, идеи России как многонационального государства. Россия исторически сложилась как поликультурная, многонациональная цивилизация, скрепленная русским культурным кодом. Основу этого кода составляет образование, культура. Великая миссия русских состоит в том, чтобы объединять, скреплять цивилизацию – языком, культурой, «всемирной отзывчивостью», по определению Ф. М. Достоевского. Вот почему важно повысить роль таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история, в контексте богатства национальных традиций и культур. Именно в этом видится залог взаимоуважения представителей различных этносов.

Второе ведущее направление национальной политики – интеграция мигрантов. Сегодня миграционные процессы относятся к числу наиболее значимых факторов, определяющих состояние межнациональных отношений в стране. Для улучшения интеграционного потенциала миграции на федеральном уровне рассматривается вопрос перехода на балльную систему отбора мигрантов. Те иностранные граждане, кто желает получить вид на жительство в России, будут проходить через балльную систему отбора по девяти категориям, одна из которых – уровень владения русским языком. От того, знает ли иностранец русский язык, зависят его возможности воспринять российский образ жизни, нормально общаться с окружающими, полноценно работать, поэтому для приобретения или продления миграционного статуса обязательным станет прохождение экзамена по русскому языку, истории России, русской литературе, основам государства и права. В планах Федеральной миграционной службы создание сети центров предвыездной подготовки мигрантов в странах, граждане которых наиболее интенсивно переселяются в Россию. В этих центрах потенциальные граждане России смогут повысить свой уровень владения русским языком, получить представление о российских правовых нормах, об истории и культуре нашей страны. В Таджикистане и Киргизии подобные пилотные проекты уже реализуются.

Важным направлением национальной политики становится активизация особой роли институтов гражданского общества для решения национальных проблем. Непосредственное участие в обсуждении национальных проблем могут принимать национальные общественные объединения в субъектах РФ, которые должны взаимодействовать между собой и с органами государственной власти.

Разумеется, еще не все отмеченные выше проблемы и противоречия, доставшиеся нам в наследство от прошлого, урегулированы, но систематические усилия, которые предпринимаются в последнее время в области национальной политики, должны способствовать их решению. Сегодня в российском обществе, и это очень важно, укрепляется понимание того, что гармонизация межэтнических отношений может быть достигнута в значительной степени через культуру и образование, в силу чего усилия гражданского общества не менее важны, чем действия государства.

* * *

Подводя итоги, следует подчеркнуть, что современная внутренняя политика российского государства направлена на динамичное развитие социально-экономической и политической инфраструктуры общества, призвана защищать институты гражданского общества и обеспечивать их эффективное функционирование.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *