Статья право на участие в культурной жизни

Текст Ст. 44 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Содержание

Комментарий к Ст. 44 Конституции Российской Федерации

1. Свобода творчества и преподавания конституционно гарантируется целым рядом более частных прав и обязанностей: правом на охрану интеллектуальной собственности; правом на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры; обязанностью каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Слово «каждый» подразумевает граждан России, иностранных граждан или лиц без гражданства. Однако и группы граждан (соавторы, творческие коллективы) могут быть субъектами данных правоотношений. Авторское право юридических лиц в законодательстве Российской Федерации отсутствует с 1992 г.

В действующем законодательстве не дается понятия «творчество». С точки зрения анализа содержания конституционного права оно может рассматриваться в двух аспектах: как процесс творческой деятельности и как ее результат, облеченный в конкретную форму. Творчество как важнейшая составная часть духовной деятельности человека представляет собой открытие и созидание чего-то нового, оригинального, неповторимого по своей индивидуальности. Творение есть процесс и результат духовно-волевой и разумной работы личности, благодаря которым удовлетворяются ее потребности.

Творчество непосредственно связано со способностями. В статье 10 Основ законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г.*(214) определяется, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.

Свобода творчества — одна из важнейших духовных свобод. Она означает, что государство должно осуществлять минимум вмешательства в творческую деятельность, одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной свободы. В частности, ч. 5 ст. 29 Конституции РФ запрещает цензуру, гарантируя тем самым не только свободу массовой информации, но и свободу другого вида творчества.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам: +7 (499) 653-60-72 — доб. 543 (Москва и МО)
+7 (812) 426-14-07 — доб. 698 (Санкт-Петербург и ЛО)
+8 (800) 500-27-29 — доб. 242 (Регионы РФ)

Свобода творчества гарантируется и тем, что на такой вид деятельности не распространяются ограничения, предъявляемые к занятиям определенного рода. Например, согласно ч. 3 ст. 97 Конституции РФ, депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Свобода творчества не может быть абсолютной, так как возможно злоупотребление этой свободой. С целью защиты интересов и прав других лиц, обеспечения нравственности и безопасности общества российская Конституция и законодательство содержат определенные ограничения этой свободы.

2. Культурная жизнь выражается в разнообразной деятельности в сфере культуры. Широкий спектр форм культурной жизни предопределяет и многообразие способов участия в ней. Участие в культурной жизни предполагает реализацию возможностей каждого человека приобщиться к культуре, получить соответствующее образование, вступить в какую-либо творческую группу, заниматься творческой деятельностью.

Предоставляемое Конституцией РФ право на участие в культурной жизни предполагает возникновение соответствующих обязанностей у субъектов, обеспечивающих приобщение к культуре. Участие в культурной жизни поэтому заключается не только в осуществлении творческого элемента этой жизни, но и в том, что каждый может быть пользователем культурных ценностей: читателем, зрителем, критиком, посетителем институтов и учреждений культуры, хранителем материальных культурных ценностей. В статье 3 Основ законодательства РФ о культуре дан перечень культурных ценностей: нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Доступ к культурным ценностям и пользование учреждениями культуры в ст. 12 Основ определяются как право на приобщение к культурным ценностям. Ограничения такого доступа возможны по соображениям секретности или особого режима пользования ими и устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Понятие «памятники истории и культуры» впервые было раскрыто в ст. 1 и 6 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры»*(215). Понятие культурного наследия было дано в ст. 3 Основ законодательства о культуре.

Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в пределах данных, содержащихся в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России.

Перечень информационных услуг, предоставляемых бесплатно или за плату, не возмещающую в полном объеме расходов на оказание информационных услуг, определяется Положением о Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (ст. 26 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации»).

3. Государство и общество, отдельные организации и учреждения должны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

Отношения в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Гражданским кодексом РФ, Основами законодательства РФ о культуре, Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации» и другими федеральными законами, а в пределах компетенции субъектов РФ — законами субъектов РФ.

Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации» направлен на реализацию конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Обязанность беречь памятники истории и культуры относится ко всем субъектам правоотношений. Она распространяется также на объекты, поступившие из заграницы и находящиеся на территории Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 20 июля 1999 г. «По делу о проверке конституционности положений Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»*(216) указал, что к культурным ценностям, перемещенным в СССР в результате второй мировой войны, относятся только те, которые были перемещены в СССР с территории Германии и ее бывших военных союзников в соответствии с приказами военного командования Советской Армии и распоряжениями других компетентных органов.

В статье 62 Основ законодательства о культуре предусматривается возможность установления гражданско-правовой, уголовной и административной ответственности за нарушения законодательства о культуре. Так, в ст. 240 ГК РФ говорится об изъятии у собственника путем выкупа или продажи с публичных торгов культурных ценностей, отнесенных к особо ценным и охраняемым государством, если он бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения.

Уголовный кодекс РФ за умышленное уничтожение, разрушение или порчу памятников истории и культуры либо природных объектов, взятых под охрану государства, предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, исправительных работ на тот же срок или штрафа.

  • Основы законодательства Российской Федерации о культуре
    • Основы законодательства Российской Федерации о культуре
  • Раздел I. Общие положения
    • Статья 1. Задачи законодательства Российской Федерации о культуре
    • Статья 2. Законодательство Российской Федерации о культуре
    • Статья 3. Основные понятия
    • Статья 4. Область применения Основ законодательства Российской Федерации о культуре
    • Статья 5. Суверенитет Российской Федерации в области культуры
    • Статья 6. Равное достоинство культур народов и иных этнических общностей Российской Федерации, их прав и свобод в области культуры
    • Статья 7. Обязательность культурных аспектов в государственных программах развития
  • Раздел II. Права и свободы человека в области культуры
    • Статья 8. Неотъемлемость права каждого человека на культурную деятельность
    • Статья 9. Приоритетность прав человека по отношению к правам государства, организаций и групп
    • Статья 10. Право на творчество
    • Статья 11. Право на личную культурную самобытность
    • Статья 12. Право на приобщение к культурным ценностям
    • Статья 13. Право на гуманитарное и художественное образование
    • Статья 14. Право собственности в области культуры
    • Статья 15. Право создавать организации, учреждения и предприятия в области культуры
    • Статья 16. Право создавать общественные объединения в области культуры
    • Статья 17. Право вывозить за границу результаты своей творческой деятельности
    • Статья 18. Право на культурную деятельность в зарубежных странах
    • Статья 19. Права иностранных граждан и лиц без гражданства в области культуры
  • Раздел III. Права и свободы народов и иных этнических общностей в области культуры
    • Статья 20. Право на сохранение и развитие культурно- национальной самобытности народов и иных этнических общностей
    • Статья 21. Право на культурно-национальную автономию
    • Статья 22. Протекционизм государства в отношении культур малочисленных этнических общностей
    • Статья 23. Культурно-национальные организации соотечественников за пределами Российской Федерации
    • Статья 24. Культурно-национальные организации иных государств в Российской Федерации
  • Раздел IV. Национальное культурное достояние и культурное наследие народов Российской Федерации
    • Статья 25. Культурное достояние народов Российской Федерации
    • Статья 26. Общероссийские библиотечный, музейный, архивный и иные фонды
  • Раздел V. Положение творческих работников
    • Статья 27. Государство и положение творческих работников
    • Статья 28. Государство и организации творческих работников
  • Раздел VI. Обязанности государства в области культуры
    • Статья 29. Государственные программы сохранения и развития культуры в Российской Федерации
    • Статья 30. Обязанности государства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ
    • Статья 31. Обязанности государства по обеспечению свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности
    • Статья 32. Обязанности государства по преодолению монополии в области культуры
    • Статья 33. Обязанности государства по созданию условий для самореализации талантов
    • Статья 34. Обязанности государства по обеспечению приоритетных условий для национальных культур Российской Федерации
    • Статья 35. Обязанности государства по сохранению памятников истории и культуры
    • Статья 36. Обязанности государства по ведению статистики культуры
  • Раздел VII. Разделение компетенции в области культуры между федеральными органами государственной власти и управления Российской Федерации, органами государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления
    • Статья 37. Компетенция федеральных органов государственной власти и управления Российской Федерации в области культуры
    • Статья 38. Совместная компетенция федеральных органов государственной власти и управления Российской Федерации, органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в области культуры
    • Статья 39. Компетенция органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в области культуры
    • Статья 40. Компетенция в области культуры органов местного самоуправления
  • Раздел VIII. Экономическое регулирование в области культуры
    • Статья 41. Условия и порядок создания, реорганизации и ликвидации организаций культуры
    • Статья 42. Права и обязанности учредителя (учредителей) организации культуры
    • Статья 43. Собственность в области культуры
    • Статья 44. Приватизация в области культуры
    • Статья 45. Финансирование культуры и культурной деятельности
    • Статья 46. Финансовые ресурсы организации культуры
    • Статья 47. Предпринимательская деятельность государственных и муниципальных организаций культуры
    • Статья 48. Инвестиционная политика в области культуры
    • Статья 49. Обеспечение развития культуры в сельской местности, районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях
    • Статья 50. Материально-техническое обеспечение культуры
    • Статья 51. Внешнеэкономическая деятельность в области культуры
    • Статья 52. Цены и ценообразование в области культуры
    • Статья 53. Взаимоотношения организаций культуры с организациями иных областей деятельности
    • Статья 54. Трудовые отношения и принципы оплаты труда работников культуры
    • Статья 55. Социальная защита работников культуры
  • Раздел IX. Культурные обмены российской федерации с зарубежными странами
    • Статья 56. Субъекты международных культурных обменов
    • Статья 57. Политика и приоритеты международных культурных обменов
    • Статья 58. Культурное сотрудничество с соотечественниками за рубежом
    • Статья 59. Российские культурные и исторические ценности за пределами Российской Федерации
    • Статья 60. Культурные центры за рубежом
    • Статья 61. Участие в международных организациях культуры
  • Раздел Х. Ответственность за нарушение законодательства о культуре
    • Статья 62. Ответственность за нарушение законодательства о культуре

Проект закона «О культуре»: «Каждому творцу — по дворцу»

Елена СЕРДЕЧНОВА

Сегодня, в пятницу, в Администрации президента должна собраться рабочая группа по разработке концепции и проекта федерального закона «О культуре». Группа впервые обсудит текст законопроекта и примет решение, можно ли вынести его на более широкое обсуждение. Проект закона, еще не представленный российской публике, оказался в распоряжении газеты «Культура». Документ сохранил многие спорные пункты, за которые критиковали концепцию, заложенную в его основу. Так, власть не сможет назначать и увольнять глав учреждений культуры без согласования с профессиональным сообществом, а также влиять на творческий процесс в государственных учреждениях культуры. Закону, которого ждали десятилетия, готовят «быстрое рождение». В случае успешного прохождения слушаний в Госдуме РФ и одобрения Советом Федерации РФ, он вступит в силу уже 20 марта 2020 года.

В ожидании «культурной конституции»

Полное название полученного редакцией от источника в Администрации президента законопроекта — «О культуре и культурной деятельности в Российской Федерации». Этот документ ждали давно, поскольку российское законодательство в сфере культуры устарело и не отвечает реалиям современной творческой индустрии. Сейчас отношения в сфере культуры регулируют принятые в далеком 1992 году «Основы законодательства о культуре». Есть также «Основы государственной культурной политики в Российской Федерации», утвержденные президентом Владимиром Путиным в 2014 году, однако данный стратегический документ зачастую слишком масштабен и оставляет неотвеченными множество конкретных вопросов. По причине отсутствия профильного законодательства, в результате административной и бюджетной реформ культура была отнесена к сфере услуг. Творческая деятельность оказалась зарегулирована «некультурными» законами, например, печально известными законами о госзакупках (223-ФЗ и 44-ФЗ), которые делали невозможным полноценное функционирование театров, музеев, филармоний.

В марте 2018 года по поручению Владимира Путина была создана упомянутая рабочая группа при Администрации президента, которая занялась разработкой сначала концепции закона «О культуре», а потом и самого закона. 22 марта 2019 года группа представила на слушаниях в Госдуме долгожданный проект концепции. Документ нашел поддержку у большей части присутствовавших тогда в Госдуме творческих деятелей, поскольку выводил культуру из сферы услуг, а самое главное, однозначно запрещал учредителям, а фактически — государству, как-то влиять на творческую деятельность. Но нашлось и немало критиков, которые утверждали, что этот проект отделяет культуру от общества, на благо которого, по идее, и должны работать культурные институции.

Так, по мнению одного из главных критиков концепции, главы Института Наследия имени Д.С. Лихачева Владимира Аристархова, изложенному в отзыве на проект концепции закона, такой подход обессмысливает идею определения приоритетов государственной поддержки. Концепция декларирует обязанность государства по поддержке и финансированию культуры, но практически ничего не говорит об учете коллективных интересов общества.

Также документ «разделил» творчество и религию — концепция предлагала вывести «содержание литературных и музыкальных произведений, театральных постановок, произведений изобразительного искусства, визуальных искусств, экспозиций и выставок в музеях, произведений киноискусства» из-под действия части 1 статьи 148 УК РФ, которая предусматривает ответственность за публичные действия, оскорбляющие чувства верующих. Другими словами, именно «свобода творчества», вне зависимости от последствий для общества, провозглашалась в коцепции главной ценностью.

Долгожданный законопроект готов

«Культура» ознакомилась с изложенным на 55 страницах документом, чтобы понять, насколько он является результатом компромисса. В проекте закона указывается, что он «представлен членом рабочей группы С.Г. Новиковым (Администрация президента. — «Культура») и экспертной группой под руководством Л.Ю. Михеевой (председатель совета Исследовательского центра частного права имени С.С. Алексеева при Президенте Российской Федерации. — «Культура»).

Итак, один из спорных моментов, касающийся «свободы оскорбления прав верующих», из концепции в закон не прошмыгнул. Другими словами, из текста убрали главный раздражитель, способный вызвать неблагоприятную для законопроекта дискуссию в общественном поле — мол, теперь «творцы бросятся спекулировать на тему религии, дабы шокировать граждан и таким образом привлечь их внимание».

С другой стороны, полностью перекочевал из концепции запрет представителям власти вмешиваться в творческую деятельность, при том что за государством закрепляется обязанность финансирования сферы культуры. Так, часть 2 статьи 22 законопроета гласит, что «учредитель не вправе давать учреждению культуры указания, относящиеся к содержанию его культурной деятельности, и иным образом вмешиваться в творческую и иную культурную деятельность этого учреждения». Ранее один из чиновников на условиях анонимности так комментировал данное положение концепции: «Каждому творцу — по дворцу, и никакой ответственности за последствия. Культура — это прежде всего общее благо, а не благо отдельного режиссера, пусть даже весьма талантливого». То есть нас неизбежно ожидают новые баталии, и оптимистичный дедлайн по принятию закона навряд ли удастся соблюсти.

В представленном законе утверждается, что культурные ценности — это «нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения». Они регулируются общепринятыми нравственными нормами и эстетическими требованиями. Однако новый закон в части 4 статьи 5 обозначает границы допустимого только с помощью норм уголовного и административного законодательства, а также запрещает цензуру: «…запрет цензуры и невмешательство в культурную деятельность, за исключением случаев, когда такая деятельность противоречит уголовному законодательству или законодательству об административных правонарушениях». Получается, что актом культуры может быть все, что не обозначено рамками УК и КоАП.

Если вышеперечисленные положения являются предметом для дискуссии, то необходимость единой государственной культурной политики никем не отрицается. В этом документе она признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности. Положительно в целом можно оценить и норму, которая говорит о недопустимости оценки культурной деятельности «преимущественно с использованием количественных критериев». Новацией является появление Российского фонда культурного развития, который будет выдавать гранты на развитие культуры. Правда, он тоже дублирует функции Минкульта и Российского фонда культуры, что создает почву для коллизий. Обоснований для явления этого института в тексте не нашлось.

Представители Министерства культуры отказались комментировать по просьбе «Культуры» законопроект, так как они «его не готовили и документ пока никто не видел». Ректор ГИТИСа Григорий Заславский сообщил «Культуре», что дублирование запрета на цензуру считает бессмысленным, так как он уже содержится в основном законе РФ. Кроме того, считает г-н Заславский, государство имеет право на заказ и на определенные требования к нему.

— Никакой цензуры в России нет, особенно в таком виде, в каком она существует в США и Западной Европе. Что касается невмешательства государства в творческую деятельность госучреждений, то не верю в него. Все, кто дает деньги — государство или меценаты, имеют право на заказ и на определенные требования, связанные с ним. Вмешательством это назвать трудно. Насчет статьи в УК РФ об оскорблении чувств верующих хорошо сказал Владимир Путин на встрече с театральными деятелями — художники и авторы из известного французского журнала были чрезвычайно свободны, но мы сегодня говорим о том, как нам грустно, что их нет в живых, а не о том, как они были свободны. Государство может вывести действия искусства из-под всех возможных статей. Но защитить художника от реакции неадекватных людей не может. Наличие этой статьи в УК ему не очень нравится. Но она выводит эти дискуссии на территорию закона, а не оставляет их в пространстве частных и еще более беззаконных отношений.

Между тем, пока в Администрации обсуждают один проект закона о культуре, в Госдуме готовятся предложить альтернативный вариант. 3 декабря на заседании комитета по культуре Всемирного русского народного собора зампредседателя Собора, бизнесмен и меценат Константин Малофеев заявил о том, что комитет готовит собственные редакции концепции закона «О культуре» и самого закона. Они будут содержать предложения о восстановлении в государственных театрах института худсоветов и, возможно, введение в той или иной форме контроля за содержанием производимого «творческого продукта».

Фото на анонсе: Сергей Савостьянов/ТАСС

17. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе.

Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. Культура общения – это часть культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами и беседе. Культура труда – это совокупность личностных и постепенно выработанных качеств работника, а также устройство предприятия, благодаря которому стимулируется и реализуется трудовая деятельность. Культура учебного труда — система знаний, умений и навыков, позволяющих рационально организовывать обучение, обеспечивать его высокую производительность. Культура поведения — это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре. Этикет — это совокупность правил, которые определяют культурные формы поведения, общения и деятельности людей. К учреждениям культуры относятся театры, кинотеатры, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, планетарии, парки культуры и отдыха, заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. Конституция РФ, статья 44 1.Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. 2.Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. 3.Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *