Ст 105 2 НК РФ

О проведении самостоятельных корректировок в соответствии с п. 6 ст. 105.3 НК РФ

Федеральная налоговая служба в целях применения положений п. 6 ст. 105.3 НК РФ (далее — Кодекс) сообщает следующее.

В соответствии с п. 6 ст. 105.3 НК РФ в случае применения налогоплательщиком в сделке между взаимозависимыми лицами цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным ценам, если указанное несоответствие повлекло занижение сумм одного или нескольких налогов (авансовых платежей), указанных в п. 4 ст. 105.3 НК РФ, налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке.

Сумма недоимки, выявленной налогоплательщиком самостоятельно по результатам произведенной самостоятельной корректировки, должна быть погашена в срок не позднее даты уплаты налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц) за соответствующий налоговый период. При этом за период с даты возникновения недоимки до даты истечения установленного срока ее погашения пени на сумму недоимки не начисляются.

До внесения изменений (дополнений) в формы налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций, по налогу на добавленную стоимость, по налогу на добычу полезных ископаемых и по налогу на доходы физических лиц и порядки заполнения указанных налоговых деклараций, налогоплательщикам при отражении самостоя­тельных корректировок следует руководствоваться, соответственно, письмами ФНС России от 11.02.2013 № ЕД-4-3/2113@, 14.03.2013 № ЕД-4-3/4303@, 03.04.2013 № ЕД-4-3/5938@, 15.04.2013 № ЕД-4-3/6824@.

В этой связи Федеральная налоговая служба поручает управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации и межрегио­нальным инспекциям ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам усилить разъяснительную работу с налогоплательщиками, совершившими контролируемые сделки в 2013 году, с целью приведения доходов (прибыли, выручки) по таким сделкам в соответствие с требованиями п. 1 ст. 105.3 НК РФ, и реализации права осуществления налогоплательщиками самостоятельных корректировок налоговой базы, в случае, если сделки осуществлялись по ценам на товары (работы, услуги), не соответствующим рыночным, и если такое несоответствие повлекло занижение сумм налогов, указанных в п. 4 ст. 105.3 НК РФ.

Настоящее письмо следует довес­ти до сведения территориальных налоговых органов и налогоплательщиков.

Статья 105.1 НК РФ. Взаимозависимые лица

Новая редакция Ст. 105.1 НК РФ

1. Если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные в настоящем пункте лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения (далее — взаимозависимые лица).

Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии с настоящей статьей.

2. С учетом пункта 1 настоящей статьи в целях настоящего Кодекса взаимозависимыми лицами признаются:

1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

2) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;

4) организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

5) организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта);

6) организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта;

7) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

8) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;

9) организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;

10) физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

11) физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

3. В целях настоящей статьи долей участия физического лица в организации признается совокупная доля участия этого физического лица и его взаимозависимых лиц, указанных в подпункте 11 пункта 2 настоящей статьи, в указанной организации.

4. Если влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых лицами, и (или) экономические результаты их деятельности оказывается одним или несколькими другими лицами в силу их преимущественного положения на рынке или в силу иных подобных обстоятельств, обусловленных особенностями совершаемых сделок, такое влияние не является основанием для признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения.

5. Прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми.

Указанные в настоящем пункте организации могут быть признаны взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным настоящей статьей.

6. При наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, организации и (или) физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по основаниям, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи.

7. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

Комментарий к Статье 105.1 НК РФ

1 — 2. Норма п. 1 комментируемой статьи вводит понятие взаимозависимых лиц и определяет его содержание. В рамках данной регламентации предусмотрено, что лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения в случае, если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц (при этом в юридико-технических целях для обозначения таких лиц введено сокращенное обозначение «взаимозависимые лица»).

Кроме того, для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. Также установлено, что такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии с данной статьей.

1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%;

2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Содержавшийся в п. 1 ст. 20 НК РФ перечень лиц, признаваемых взаимозависимыми для целей налогообложения, воспроизведен в п. 2 комментируемой статьи, но при этом несколько изменен и значительно расширен. Так, установлено, что с учетом п. 1 комментируемой статьи в целях НК РФ взаимозависимыми лицами признаются:

1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25%;

2) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25%;

3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%;

4) организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подп. 11 данного пункта), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

5) организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подп. 11 данного пункта);

6) организации, в которых более 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в подп. 11 данного пункта;

7) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

8) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;

9) организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%;

10) физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

11) физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

Как видно, минимальный размер доли участия одной организации в другой организации, при котором организации признаются взаимозависимыми лицами, изменен. При этом необходимо иметь в виду, что несколько изменен и порядок определения доли участия одной организации в другой (этот порядок установлен в ст. 105.2 комментируемой главы; см. указанную статью и комментарий к ней).

В положениях п. 2 комментируемой статьи не использовано понятие «отношения свойства» в отношении связи между физическими лицами, причина чего видится в отсутствии законодательного определения данного понятия. Вместе с тем необходимо учитывать, что в Определении КС России от 21 декабря 2011 г. N 1710-О-О <1> по этому поводу отмечено следующее: само по себе отсутствие в семейном законодательстве определения отношений свойства не может рассматриваться как формальное препятствие для правильного разрешения налоговых споров; тем более что данное понятие не имеет специфического правового содержания, которое отличалось бы от общепринятого (отношения свойства — это отношения одного супруга с родственниками другого супруга либо между родственниками супругов), а потому не нуждается в специальном разъяснении законодателя.
———————————
<1> СПС.

налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с акционерного общества штрафа, предусмотренного ст. 123 НК РФ, за невыполнение обязанностей налогового агента. Общество просило суд отказать в удовлетворении требования заявителя, указав на исчисление и удержание им налога на доходы физического лица в полном объеме;

из представленных в суд материалов усматривалось следующее. Общество (ответчик) заключило с гражданином договор купли-продажи 35 квартир на общую сумму 830 тысяч рублей с рассрочкой уплаты выкупной цены на 10 лет. Считая, что данная сделка совершена между взаимозависимыми лицами, налоговый орган (заявитель) на основании подп. 1 п. 2 ст. 40 данного Кодекса проверил правильность применения цен по данной сделке в целях контроля за полнотой исчисления налога на доходы физического лица — покупателя. Согласно полученным заключениям экспертов цена квартир оказалась заниженной в 4 раза, а именно на 2,5 млн. рублей. В связи с этим налоговый орган указал, что общество, будучи налоговым агентом (работодателем) по отношению к гражданину-покупателю, при исчислении налога на доходы последнего должно было включить в налоговую базу доход в виде указанной выше экономической выгоды, исчислить с этой суммы налог, удержать его при осуществлении выплат гражданину в течение налогового периода и перечислить удержанную сумму налога в бюджет. Поскольку эта обязанность обществом не выполнена, налоговый орган вынес решение о привлечении общества к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ;

суд в удовлетворении требования налогового органа отказал, отметив следующее. Налоговый орган (заявитель) проверил правильность применения цен по спорной сделке купли-продажи, признав участников этой сделки взаимозависимыми лицами, так как гражданин-покупатель является директором общества-продавца. Однако, поскольку в рассматриваемой ситуации не усматривается ни один из признаков взаимозависимых лиц, указанных в подп. 1 — 3 п. 1 ст. 20 НК РФ, налоговый орган не вправе был оспаривать цену договора для целей налогообложения;

суд кассационной инстанции решение суда первой инстанции отменил и дело направил на новое рассмотрение по следующим основаниям. Как видно из имеющихся в деле документов, общество (ответчик) продало 35 квартир своему директору. При этом собственниками 100% акций общества являются директор и его сын. Решение о продаже, цене продажи и рассрочке платежа было принято на общем собрании акционеров (в составе двух указанных граждан). Согласно п. 2 ст. 20 данного Кодекса суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п. 1 этой статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг). В данном случае характер взаимосвязи покупателя и продавца свидетельствует о возможном влиянии этой связи на условия и результаты сделки, поэтому они должны быть признаны взаимозависимыми лицами в смысле п. 2 ст. 20 НК РФ и в целях применения положений ст. 40 данного Кодекса. Поскольку суд первой инстанции, не признав продавца и покупателя взаимозависимыми лицами, не исследовал вопрос о соотношении цены сделки и рыночной цены на проданные квартиры и не дал оценки представленным налоговым органом доказательствам, дело подлежит направлению на новое рассмотрение для разрешения указанного вопроса;

в другом случае суд признал взаимозависимыми лицами два общества с ограниченной ответственностью, поскольку руководитель одного из обществ имел долю в размере 25% во втором обществе. Данный вывод был поддержан судами апелляционной и кассационной инстанций.

3. Норма п. 3 комментируемой статьи определяет, что в целях комментируемой статьи (в тексте указано «пункта», но это не более чем редакционная неточность) долей участия физического лица в организации признается совокупная доля участия этого физического лица и его взаимозависимых лиц, указанных в подп. 11 п. 2 данной статьи, в указанной организации. Речь идет о следующих лицах: физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный. Как следует из положения ст. 14 Семейного кодекса России, неполнородные братья и сестры — это братья и сестры, которые имеют общих отца или мать. Порядок определения доли участия физического лица в организации установлен в ст. 105.2 комментируемой главы (см. указанную статью и комментарий к ней).

4. В норме п. 4 комментируемой статьи предусмотрено, что не является основанием для признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения случай, когда влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых лицами, и (или) экономические результаты их деятельности оказывается одним или несколькими другими лицами в силу их преимущественного положения на рынке или в силу иных подобных обстоятельств, обусловленных особенностями совершаемых сделок.

5. Положения п. 5 комментируемой статьи определяют особенности признания российских организаций взаимозависимыми в случае наличия прямого и (или) косвенного участия России, субъектов РФ, муниципальных образований в этих организациях: само по себе такое прямое и (или) косвенное участие в российских организациях основанием для признания таких организаций взаимозависимыми не является; однако такие организации могут быть признаны взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным комментируемой статьей.

Россия, субъекты РФ и муниципальные образования являются публично-правовыми образованиями, возможность участия которых в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) организаций основана на общих нормах ст. 124 части первой ГК РФ о данных образованиях как о субъектах гражданского права: Россия, субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами (п. 1); к указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2).

Порядок определения доли участия в организации установлен в ст. 105.2 комментируемой главы, исходя из норм которой речь идет о доле голосующих акций организации, т.е. акционерного общества, или доле в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации, т.е. полного товарищества, товарищества на вере (коммандитного товарищества), общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, хозяйственного партнерства (см. указанную статью и комментарий к ней). Однако представляется, что в п. 5 комментируемой статьи речь идет о более широком круге российских организаций. В частности, за счет включения в этот круг государственных и муниципальных унитарных предприятий. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В отличие от хозяйственных товариществ и обществ имущество государственного или муниципального унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (п. 1 ст. 113 части первой ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях») <1>.
———————————
<1> СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.

6. В норме п. 6 комментируемой статьи предусмотрено право организаций и (или) физических лиц, являющихся сторонами сделки, самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по основаниям, не предусмотренным п. 2 данной статьи, при наличии обстоятельств, указанных в п. 1 данной статьи, т.е. в случае, если особенности отношений между этими лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.

7. Норма п. 7 комментируемой статьи указывает на возможность признания судом лиц взаимозависимыми по иным основаниям, нежели предусмотренные в п. 2 данной статьи, в том случае, если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в п. 1 данной статьи, т.е. в случае, если особенности отношений между этими лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.

Ранее подобная норма содержалась в п. 2 ст. 20 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ), указывающем, что суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п. 1 данной статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг) (о действии ст. 20 НК РФ см. введение). Как отмечалось в п. 1 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации, направленного информационным письмом Президиума ВАС России от 17 марта 2003 г. N 71, установление факта взаимозависимости лиц по обстоятельствам иным, чем перечислены в п. 1 ст. 20 НК РФ, судом осуществляется с участием налогового органа и налогоплательщика в ходе рассмотрения дела, касающегося обоснованности вынесения решения о доначислении налога и пеней. Эта рекомендация проиллюстрирована следующим:

общество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа (ответчика) о доначислении налогов на прибыль и на добавленную стоимость, а также взыскании пеней в связи с занижением налоговой базы из-за неправильного определения цены для целей налогообложения;

ответчик просил суд отказать в удовлетворении требования заявителя, указав, что доначисление налогов осуществлено им на основании ст. 40 НК РФ в результате проверки правильности применения ответчиком цен по сделкам с взаимозависимым лицом;

рассматривая дело, суд обратил внимание на следующее. В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 40 данного Кодекса налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам между взаимозависимыми лицами. В пункте 1 ст. 20 НК РФ перечислены случаи, когда лица считаются взаимозависимыми для целей налогообложения. Пунктом 2 ст. 20 данного Кодекса суду предоставлено право признавать лица взаимозависимыми по иным основаниям, чем предусмотренные п. 1 указанной статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг);

как видно из материалов дела, налоговый орган посчитал заявителя и его контрагента взаимозависимыми лицами на том основании, что учредителями данных организаций являются одни и те же граждане, которые заинтересованы во взаимодействии своих организаций и установлении выгодных условий купли-продажи;

поскольку приведенное основание не предусмотрено п. 1 ст. 20 НК РФ, заявитель полагал, что проверка ответчиком правильности применения цен могла быть осуществлена только после признания судом факта взаимозависимости лиц по заявлению налогового органа. Несоблюдение данного порядка влечет недействительность решения о доначислении налога и пеней;

суд отклонил эти доводы заявителя по следующему мотиву. Установление факта взаимозависимости лиц по обстоятельствам иным, чем перечисленные в п. 1 ст. 20 НК РФ, осуществляется судом с участием налогового органа и налогоплательщика в ходе рассмотрения дела, касающегося обоснованности вынесения решения о доначислении налога и пеней;

оценив представленные сторонами доказательства, суд признал заявителя и его контрагента взаимозависимыми лицами и рассмотрел по существу вопрос о правильности расчета доначисленных налогов и пеней.

В указанном акте КС России пришел к выводу о том, что нормы п. 2 ст. 20 и п. 12 ст. 40 НК РФ сами по себе не нарушают конституционные права заявителя, поскольку, во-первых, право признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п. 1 ст. 20 данного Кодекса, может быть использовано судом лишь при условии, что эти основания указаны в других правовых актах, а отношения между этими лицами объективно могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг), в том числе в случаях совершения хозяйственным обществом сделок с заинтересованными лицами, признаваемыми таковыми законом; во-вторых, поскольку суд вправе определять рыночную цену товаров и услуг не произвольно, а в соответствии с требованиями п. 4 — 11 ст. 40 НК РФ, а также учитывая любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки.

В отношении реализации положений п. 2 ст. 20 и п. 12 ст. 40 НК РФ КС России в указанном акте сослался на ст. 431 части первой ГК РФ, в которой в отношении толкования договора предусмотрено следующее:

при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом;

Если правила, содержащиеся в ч. 1 данной статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.

Как применять статью 105.3 НК РФ для целей налогового контроля — разъяснения Минфина

Налоговая служба письмом от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615 направила нижестоящим налоговым органам для сведения и использования в работе письмо Минфина, в котором финансовое ведомство разъяснило порядок применения статьи 105.3 НК РФ при проведении мероприятий налогового контроля, в том числе в ходе камеральных и выездных налоговых проверок.

В каких случаях применяется статья 105.3

Статья 105.3 НК РФ содержит общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами. При этом нормы указанной статьи применяются:

1. Для определения в целях налогообложения доходов (прибыли, выручки) по сделкам между взаимозависимыми лицами, которые не получены ими в силу особых коммерческих или финансовых условий сделок.

Как пишет Минфин в своем письме, взаимозависимые лица, устанавливая цены в сделках между собой, для целей налогообложения должны руководствоваться «принципом вытянутой руки». Иными словами, если в указанных сделках установлены цены ниже рыночных, то налогоплательщики при исчислении налоговой базы по отдельным налогам (НДС, налог на прибыль, НДФЛ предпринимателей, НДПИ) должны исходить из рыночных цен. При этом рыночными признаются цены в сделках между лицами, которые не признаются взаимозависимыми.

2. В отдельных случаях, прямо установленных в части 2 НК РФ, налоговая база определяется в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному статьей 105.3 НК РФ, когда применение рыночной цены для целей налогообложения не связано с условиями конкретной сделки. В таблице 1 приведены такие нормы Налогового кодекса.

При этом, как отмечает финансовое ведомство, если главами части 2 НК РФ, регулирующими вопросы исчисления и уплаты отдельных налогов, установлены иные правила определения цены товара (работы, услуги) для целей налогообложения, то применяются именно эти правила.

Две группы сделок между взаимозависимыми лицами

В письме Минфина выделены две группы сделок между взаимозависимыми лицами с точки зрения порядка осуществления налогового контроля:

1. Сделки, признаваемые контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 «Контролируемые сделки». Порядок осуществления контроля над такими сделками зависит от исполнения (неисполнения) налогоплательщиком обязанностей, возложенных на него Налоговым кодексом.

1.1. В отношении контролируемых сделок на налогоплательщиков возложена обязанность:

а) по уведомлению налоговых органов о совершении таких сделок (ст. 105.16)

б) представлению соответствующей документации в целях налогового контроля (ст. 105.15).

При этом проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами на основании полученных уведомлений и документов проводится Центральным аппаратом ФНС России (далее — ЦА ФНС). Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок.

1.2. Территориальным налоговым органом в ходе контрольной работы могут быть выявлены следующие факты:

а) совершена сделки, которая по условиям подпадает под контролируемую сделку, но в представленном в налоговый орган уведомлении налогоплательщиком отражены недостоверные сведения;

б) по условиям договоров сделка не подпадает под контролируемую, но при этом, по предварительной оценке, сделка относится к контролируемой.

В таких случаях территориальным налоговым органом может быть подготовлено информационное письмо в ЦА ФНС, в котором излагаются факты, свидетельствующие о занижении сумм соответствующих налогов.

Указанная информация может служить основанием для повторной налоговой выездной проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, с последующей проверкой полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

2. Сделки между взаимозависимыми лицами, которые не подпадают под критерии контролируемых сделок, установленные в ст. 105.14 НК РФ, но в которых исчисление налоговой базы осуществляется исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ (см. таблицу 1).

Контроль соответствия цен, примененных в таких сделках, рыночным ценам может быть предметом выездных и камеральных проверок. При этом, по мнению Минфина, в целях определения фактической цены сделки, в которой предполагается занижение суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, могут быть применены методы, установленные главой 14.3 НК РФ. К таким методам относятся:

— метод сопоставимых рыночных цен (ст. 105.9);

— метод цены последующей реализации (ст. 105.10);

— затратный метод (ст. 105.11);

— метод сопоставимой рентабельности (ст. 105.12);

— метод распределения прибыли (ст. 105.13).

Другие виды сделок, подлежащие проверке

Минфин рекомендует территориальным налоговым органам в ходе мероприятий налогового контроля выявлять следующие виды сделок:

1. Сделки, в которых налогоплательщиком искусственно создаются условия для того, чтобы сделка не отвечала признакам контролируемой. В этом случае территориальному налоговому органу предписано устанавливать фактическую взаимозависимость лиц в судебном порядке:

а) на основании п. 7 ст. 105.1 НК РФ если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц;

б) на основании п. 10 ст. 105.14 НК РФ при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки.

2. Сделки, заключаемые с целью манипулирования ценами для уклонения от налогообложения. В отношении таких сделок территориальному налоговому органу необходимо в рамках выездных и камеральных проверок доказать получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, в том числе с применением методов, установленных главой 14.3 НК РФ.

Справка «НВ»

Принцип (правило) вытянутой руки

Принцип вытянутой руки (arm’s length principle) сформулирован в Руководстве ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных корпораций и налоговых органов (Transfer pricing Guidelines for multinational enterprises and tax administrations).

В английском языке имеется выражение at arm’s length, которое означает — держать на расстоянии, не допускать фамильярности (буквально — не подпускать ближе чем вытянутая рука). Выражение содержится в Американском словаре «American Heritage Dictionary of Idioms» Кристина Аммера (by Christine Ammer), 1992, где указано, что оно применяется в таком виде с 1600-х годов.

«Принцип вытянутой руки» — совокупность правил, применяемых законодательством некоторых стран, а также некоторыми международными договорами к налогообложению связанных между собой компаний. Связанные компании могут устанавливать в коммерческих отношениях между собой контрактные цены или величину иных выплат (например, роялти или проценты) в сумме, отличной от рыночной с целью снижения общей суммы налоговых выплат. Согласно «принципу вытянутой руки» для целей налогообложения величина цен (выплат) пересчитывается обратно к рыночным значениям, как если бы компании были независимы (находились «на расстоянии вытянутой руки»).

Пример

Себестоимость произведенной продукции составляет 200 руб. за единицу, а ее рыночная стоимость на зарубежных рынках — 400 руб. Прибыль от продажи единицы продукции составляет 200 руб.

Если производитель сначала продаст товар в свою подконтрольную компанию в оффшорной юрисдикции за 201 руб., и уже та организация продаст его покупателю за 400 руб., то в России налогооблагаемая прибыль, с которой уплачивается налог на прибыль, составит 1 рубль. С прибыли подконтрольной компании (199 руб.) будет уплачен минимальный налог в оффшоре.

Во избежание такой манипуляции ценами применяется «правило вытянутой руки». Если в указанном примере применить принцип вытянутой руки, то в России для налогообложения будет принята цена продажи в 400 руб., несмотря на то, что по договору она составила 201 руб.

ОЭСР

ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития (англ. Organisation for Economic Cooperation and Development, OECD) — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. Штаб-квартира организации располагается в Шато де ла Мюетт (фр. Château de la Muette) в Париже. Организация экономического сотрудничества и развития является авторитетной международной организацией, содействующей обсуждению и поиску эффективных решений проблем социально-экономического развития. На сегодняшний день ОЭСР объединяет 34 страны с развитыми демократическими институтами и рыночной экономикой. 70 стран, в том числе Россия, имеют статус партнеров ОЭСР, принимая участие во многих сферах ее деятельности.

Таблица 1

Применение рыночных цен для определения налоговой базы

Норма НК РФ

Глава 21 «Налог на добавленную стоимость»

п. 1

ст. 154

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

п. 2

ст. 154

Налоговая база для целей исчисления НДС определяется в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 НК РФ, в следующих случаях:

— при реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям;

— при реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;

— при передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства;

— при передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме.

п. 3

ст. 154

При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений статьи 105.3 НК РФ, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

п. 4

ст. 154

При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.05.2001 № 383, за исключением подакцизных товаров, налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции.

п. 6

ст. 154

При реализации товаров (работ, услуг) по срочным сделкам (сделкам, предполагающим поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) по истечении установленного договором (контрактом) срока по указанной непосредственно в этом договоре или контракте цене); финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), стоимость базисного актива (для финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке), указанная непосредственно в договоре (контракте), но не ниже их стоимости, исчисленной исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 настоящего Кодекса, действующих на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному статьей 167 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

п. 1

ст. 159

При передаче налогоплательщиком товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления), при исчислении налога на прибыль организаций, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (аналогичных работ, услуг), действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

п. 4

ст. 161

При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением реализации, предусмотренной пунктом 4.1 ст. 161 НК РФ), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений статьи 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

Глава 22 «Акцизы»

пп. 2 п. 2 ст. 187

Налоговая база при реализации подакцизных товаров определяется как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки.

Глава 23 «Налог на доходы на физических лиц»

п. 1

ст. 211

При получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 НК РФ.

Глава 25 «Налог на прибыль организаций»

абз. 2 п. 8

ст. 250

При получении налогоплательщиком имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 105.3 НК РФ.

п. 4

ст. 274

Доходы, полученные в натуральной форме, в результате реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая товарообменные операции), учитываются исходя из цены сделки с учетом положений ст. 105.3 НК РФ

п. 5

ст. 274

Внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются исходя из цены сделки с учетом положений ст. 105.3 НК РФ.

п. 6

ст. 274

Для целей статьи 274 «Налоговая база» рыночные цены определяются в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному ст. 105.3 НК РФ, на момент реализации или совершения внереализационных операций (без включения в них налога на добавленную стоимость, акциза).

п. 6

ст. 301

При проведении налогоплательщиками — участниками срочных сделок операций в рамках форвардных контрактов, предполагающих поставку базисного актива иностранной организации в таможенном режиме экспорта, налоговая база определяется с учетом положений ст. 105.3 НК РФ.

Глава 26 «Налог на добычу полезных ископаемых»

п. 2

ст. 340

Если налогоплательщик производит оценку стоимости полезных ископаемых исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий (пп.1 п. 1 ст. 340), то:

выручка от реализации добытого полезного ископаемого определяется исходя из цен реализации (уменьшенных на суммы субсидий из бюджета), определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, без НДС (при реализации на территории РФ и в государства – участники СНГ) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки.

п. 3

ст. 340

Если налогоплательщик производит оценку стоимости полезных ископаемых

исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации (пп.2 п. 1 ст. 340), то:

оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки от реализации добытых полезных ископаемых, определяемой на основании цен реализации с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, без НДС (при реализации на территории РФ и в государства – участники СНГ) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки.

Глава 26.1. «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)»

п. 3

ст. 346.6

Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цен договора с учетом рыночных цен, определяемых в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному ст. 105.3 НК РФ.

Кто такие взаимозависимые лица и почему их не любит налоговая

Кто такие взаимозависимые лица

В категорию взаимозависимых попадают физические или юридические лица, отношения между которыми определяют результаты их сделок. Взаимозависимость может возникать в разных «комбинациях»: между физлицами, между юрлицами или между теми и другими. И она считается негативным критерием, если в совокупности с другими факторами намекает на признание налоговой необоснованной выгоды. Отношения, характеризуемые как взаимозависимые, могут указывать на то, что налогоплательщик был осведомлен о нарушениях контрагента, но не счел нужным как-то отреагировать и предпринять меры.

Вот почему на такую важную деталь, как взаимозависимость между контрагентами, налоговая при проверках обращает внимание не меньше, чем на анализ денежных и товарных потоков. Инспекторы могут доказать, что налогоплательщик знал о том, что контрагент не платит налоги, так как является взаимозависимым с ним, и, следовательно, признать необоснованную налоговую выгоду.

Большинство сделок между взаимозависимыми лицами являются контролируемыми (для этого они должны соответствовать определенным критериям), и о них надо сообщать в ФНС до 20 мая каждого календарного года.

Критерии взаимозависимости определены в Налоговом кодексе (п. 2 ст. 105 НК РФ):

  • одно физлицо находится в подчинении у другого;
  • родственные связи между физлицами (родственниками считаются не только супруги, родители и дети, но и братья, сестры, опекуны и подопечные);
  • доля участия одной организации в другой превышает 25%;
  • доля участия лица в одной или нескольких организациях превышает 25%;
  • не менее 50% состава исполнительного органа в одной или нескольких организациях избраны по решению одного и того же лица;
  • более 50% состава исполнительного органа организаций составляют одни и те же физлица;
  • лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа в одной или нескольких организациях;
  • доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации превышает 50%.

Лица могут сами признавать себя взаимозависимыми (п. 6 ст. 105.1 НК РФ) или их может признать фактически взаимозависимыми суд, например, если руководителей разных компаний связывают дружеские отношения и они устанавливают нерыночные условия в совместных сделках (п. 7 ст. 105.1 НК РФ).

При этом само по себе участие субъектов РФ или муниципальных образований в организациях не является признаком взаимозависимости (п. 5 ст. 105.1 НК РФ), так же как и влияние более крупных компаний на условия сделки (п. 4 ст. 105.1 НК РФ).

Участие физлица и юрлица в компании определяется по общему вкладу его самого и всех его взаимозависимых лиц. Под итоговой долей понимается сумма долей прямого и косвенного участия. Последнее определяется расчетным путем (пп. 3 п. 3 ст. 105.2 НК РФ).

Перед проведением расчетов нужно вычислить прямую долю в отношении каждого из звеньев каждой последовательности участия. Если последовательностей участия несколько, косвенные доли суммируются.

Как получить одобрение сделки

Один и тот же генеральный директор может управлять неограниченным количеством юридических лиц и заключать неограниченное количество сделок. Налоговые риски несут только нерыночные цены и другие финансовые условия в сделках.

Если гендиректор не единоличный орган управления, он должен сообщить участникам общества информацию о юрлицах, в которых занимает руководящую должность, и сделка должна быть одобрена общим собранием участников, не заинтересованных в сделке.

Если цена сделки не превышает 2% от стоимости имущества компании, сделку может одобрить совет директоров (п. 7 ст. 45 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Сами по себе сделки между взаимозависимыми сторонами не являются незаконными, но при условии если в них соблюдены те же условия, что и в сделках между не связанными друг с другом физическими или юридическими лицами (п. 1 ст. 105.3 НК РФ).

К условиям относится не только цена сделки, но и правила передачи товара, отсрочка или рассрочка платежа, правила страхования. Если в результате нерыночных условий одна из сторон несет лишние расходы и недополучает доходы, эти сделки могут привлечь внимание налоговой, потому что такие доходы должны учитываться для условий налогообложения.

Что такое контролируемые сделки

Налоговая тщательно проверяет сделки между взаимозависимыми лицами. Для нее важно, что суммы выплат между лицами не были уменьшены или завышены с целью искусственного увеличения налогооблагаемой базы и получения большего налогового вычета или искусственного уменьшения налогооблагаемой базы и снижения суммы налога. К сделкам относятся отдельные операции (отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг), в том числе операции по передаче имущественных прав и по выдаче и получению займов.

Сделки между взаимозависимыми лицами относятся к контролируемым (ст. 105.14 НК РФ). Контролируются сделки, которые требуют учета доходов и расходов, что приводит к увеличению или уменьшению налоговой базы на прибыль.

Уведомление о контролируемых сделках за предыдущий год нужно сдавать до 20 мая по форме уведомления, утвержденной Приказом ФНС РФ от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@. Если этого не сделать, то будет выставлен штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Виды операций между взаимозависимыми лицами, о которых надо сообщать в инспекцию, перечислены в ст. 105.14 НК РФ. К ним относят заключение договора между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ, сумма доходов по которым за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб.

Например, если одна компания продала другой компании, использующей упрощенку, недвижимость без НДС стоимостью более 60 млн руб., она обязана подать уведомление в налоговую о контролируемых сделках до 20 мая.

Общую сумму доходов нужно считать, суммируя все сделки с контрагентом за год: покупки, продажи, оказание услуг (Письмо Минфина России от 11.02.16 № 03-01-18/7239).

Считаются контролируемыми (при условии, что суммарный годовой оборот обоих контрагентов по сделкам превышает 60 млн руб.) сделки, в которых один из участников:

  • платит налоги по общей системе налогообложения;
  • платит налог на добычу полезных ископаемых, а предмет договора — добытое полезное ископаемое;
  • не должен платить налог на прибыль;
  • имеет отношение к «Сколково»;
  • является резидентом особой экономической зоны с льготным налогообложением прибыли;
  • один из участников использует ЕНВД или ЕСХН (в этом случае годовой оборот обоих участников должен превысить 100 млн руб.).

Не считаются контролируемыми:

  • сделки между взаимозависимыми лицами, которые не должны платить налог на прибыль организаций. (пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
  • сделки между взаимозависимыми лицами на общую сумму менее 1 млрд руб. за календарный год (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
  • если взаимозависимые лица рассчитываются по УСН.

Приравниваются к контролируемым:

  • внешнеторговые сделки с некоторыми товарами (нефтепродукты, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни). Общегодовой доход по такой операции должен превысить 60 млн руб.;
  • сделки, в которых один из участников — контрагент-резидент государства или территории из Приказа Минфина от 13.11.07 №108н или его постоянный представитель в РФ (Письмо Минфина России от 17.01.2013 № 03-01-18/1-4);
  • когда контрагенты привлекают сторонних посредников между двумя взаимозависимыми лицами без ограничений по сумме дохода (Письмо Минфина России от 14.11.12 № 03-01-18/9-169).

Что грозит за взаимозависимые отношения?

Сделки между взаимозависимыми лицами могут контролироваться ФНС, так как взаимозависимость при заключении сделок считается вероятностью воздействия на действия зависимого лица (п. 1 ст. 105.1 НК РФ).

Взаимная зависимость важна при взыскании у налогоплательщика недоимки по счетам зависимого лица, если подтвердится, что ему передалась доля выручки или активов налогоплательщика с недоимкой, в том числе через цепочку лиц.

Взаимозависимость — это эффективный «инструмент» для налоговой, позволяющий выяснить, уменьшена ли облагаемая база по налогам, например, если налогоплательщик утаил то, что купил недвижимость у взаимозависимого лица или если льгота по налогу на имущество было применена неправомерно.

Если налогоплательщик искусственно пытается сделать сделку неконтролируемой или манипулирует ценами в сделках, чтобы получить необоснованную налоговую выгоду, ФНС может признать лица фактически взаимозависимыми (п. 7 ст. 105.1 НК РФ), а сделку между ними контролируемой (п. 10 ст. 105.14 НК РФ), но для этого ей нужно доказать факт получения необоснованной налоговой выгоды (Письма Минфина от 26.12.2012 № 03-02-07/1-316, от 26.10.2012 № 03-01-18/8-149).

Если стоимость сделки между взаимозависимыми лицами была ниже рыночной, налоговая может начислить дополнительные налоги (гл. 14.2 НК РФ).

ФНС проверяет, правильно ли уплачены налоги (п. 4 ст. 105.3 НК РФ) и, если они были занижены, корректирует налогооблагаемые базы. Все доначисления должны быть симметричными (ст. 105.18 НК РФ), то есть цена по сделке корректируется сразу у обоих сторон и у одной стороны налог может вырасти, а у другой — уменьшиться.

При неполной уплате или неуплате налога из-за нерыночных цен в сделках между взаимозависимыми лицами начисляется штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, не менее 30 000 руб. (ст. 129.3 НК РФ).

При неправомерном непредставлении уведомления о контролируемых сделках и за представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках начисляется штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Налоговая может доначислить НДФЛ по предпринимательской деятельности, налог на добычу полезных ископаемых и НДС, если другая сторона сделки не должна платить НДС. Налоги могут быть доначислены только продавцу.

Налогоплательщик освобождается от ответственности, если докажет, что цены в сделке были рыночными или что он заключил соглашение о ценообразовании.

Какие налоги проверяют

При налоговом контроле проверяют (п. 2 ст. 105.3 НК РФ) полноту начисления и уплаты:

  • налога на прибыль организаций
  • НДФЛ
  • налога на добычу полезных ископаемых
  • НДС

Чтобы проверить добросовестность заключенных сделок, ФНС использует метод сопоставимых рыночных цен, метод цены последующей реализации, затратный метод, метод сопоставимой рентабельности и метод распределения прибыли (ст. 105 НК РФ).

При проверках налоговая может запросить следующие документы:

  • состав участников сделки;
  • описание сделки и ее условий;
  • обоснование причин использования выбранного метода;
  • сумма доходов и расходов в результате сделки;
  • корректировка налоговой базы и суммы налога;
  • сведения об экономической выгоде в результате сделки;
  • факторы, влияющие на цену или рентабельность сделки.

ФНС вправе проверять контролируемые сделки за три года, предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении проверки. По общему правилу срок проверки не должен превышать шести месяцев, но в исключительных случаях допустимо продление.

Сделки, в которых цены автоматически признаются рыночными, нельзя контролировать (ст. 105.3 НК РФ). Этому соответствуют случаи, когда цены определены:

  • антимонопольными органами;
  • биржевыми торгами;
  • оценщиком, если по закону оценка обязательна;
  • соглашением о ценообразовании (гл. 14.6 НК РФ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *