Средства во временном распоряжении

Ответы линии консультаций

Навигация по разделам:

  • ЛК
    • Сервисы 1С:ИТС
      • 1Спарк Риски
      • 1С:Fresh / 1С:Фреш
      • 1С-ЭДО (1С-Такском)
    • Маркировка товаров
      • ИС МОТП (маркировка и мониторинг оборота табачной продукции)
    • Работа с программами 1С для бюджетных организаций
      • 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8
        • БГУ Переход на новый ПСБУ и стандарты
        • БГУ Имущество казны
        • БГУ Учет питания
        • БГУ Администрирование
        • БГУ Услуги
        • БГУ Аренда
        • БГУ. Взаиморасчеты с разными дебиторами/кредиторами
        • БГУ Стандартные отчеты, регистры учета
        • БГУ Банк и Касса
        • БГУ ГСМ
        • БГУ Закрытие года
        • БГУ Материальные запасы
        • БГУ НДС, Прибыль и др. платежи в бюджет
        • БГУ ОС и НМА
        • БГУ Отражение зарплаты
        • БГУ Отчетность
        • БГУ Планирование и санкционирование
        • БГУ Производство
        • БГУ Синхронизация
        • БГУ Справочники, настройки, печатнае формы
        • БГУ СУФД, К-Банк, АЦК-Финансы, Эл. бюджет, Мат.Капитал
      • ИБиБУ
      • 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения. Ред. 3.1
        • ЗКГУ 3 Отчеты
        • ЗКГУ 3 Удержания
        • ЗКГУ 3 Больничный
        • ЗКГУ 3 Взносы
        • ЗКГУ 3 Зарплата
        • ЗКГУ 3 Кадры
        • ЗКГУ 3 Командировки
        • ЗКГУ 3 Начисления
        • ЗКГУ 3 НДФЛ
        • ЗКГУ 3 Отпуск
        • ЗКГУ 3 Отражение в бухучете
        • ЗКГУ 3 Справочники, настройки
      • 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения. Редакция 1.0.
        • ЗКБУ Больничный
        • ЗКБУ Зарплата
        • ЗКБУ Кадры
        • ЗКБУ Начисления
        • ЗКБУ НДФЛ
        • ЗКБУ Отпуск
        • ЗКБУ Отражение в бухучете
        • ЗКБУ Отчеты
        • ЗКБУ удержания
      • Закупки. Дополнение к «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»
      • ЗКБУ ПФР
        • ЗКБУ ПФР Зарплата
        • ЗКБУ ПФР Кадры
        • ЗКБУ ПФР Отпуска
        • ЗКБУ ПФР Расчет удержаний
      • ЗКГУ 3 ПФР
      • 1С:Финконтроль
    • Работа с программами 1С для хозрасчетных организаций
      • 1С-Рарус: Бухгалтерия для некоммерческой организации
      • 1С:Предприятие 8. Управление автотранспортом.
      • 1С:Предприятие 8. Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК.
      • 1С: Предприятие 8. Автосервис
      • 1С:Предприятие 8.ВДГБ: Ломбард
      • 1С:Предприятие 8. ERP Управление предприятием 2.0
        • ERP Подсистема регламентированного учета
        • ERP: Подсистема Зарплата и управление персоналом
        • ERP Подсистема управленческого учета
      • 1C:Бухгалтерия 8
        • БП Отчетность по ЕНВД
        • БП Отчетность по УСН
        • БП Бухгалтерская отчетность
        • БП Отчетность в ФСС
        • БП Транспортный налог
        • БП Отчетность по страховым взносам
        • БП Земельный налог
        • БП Банк и касса
        • БП Склад, покупка, продажа
        • БП Зарплата
        • БП Администрирование
        • БП Декларация по налогу на имущество
        • БП Закрытие месяца
        • БП МЦ
        • БП НДС
        • БП НДФЛ
        • БП пилотный проект ФСС
        • БП Прибыль
        • БП Производство
        • БП Справочники, документы, печатные формы
        • БП УСН
        • БП Учет ОС и НМА
        • БП Отчетность Декларация по налогу на прибыль
        • БП Отчетность по Алко декларации
        • БП Отчетность по НДС
        • БП Отчетность по СТАТ
        • БП Отчетность в Пенсионный Фонд
        • БП Учетная политика, ввод остатков, начальные настройки
      • 1С:Предприятие 8. Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия
        • БПСельхоз Производство
        • БПСельхоз Склад
        • БПСельхоз Зарплата
        • БПСельхоз ЕСХН
        • БПСельхозОбновление программ
        • БПСельхоз Банк и Касса
        • БПСельхоз ПутевыеЛисты
        • БПСельхоз ОС и НМА
        • БПСельхоз Пайщики
        • БПСельхозОтчетность АПК
      • 1С:Предприятие 8. Бухгалтерия строительной организации
      • 1С:Зарплата и Управление Персоналом 8
        • ЗУП-3 Отчетность по страховым взносам
        • ЗУП-3 Кадровый учет
        • ЗУП-3 Отражение зарплаты в бухгалтерском учете
        • ЗУП-3 Налоги и взносы
        • ЗУП-3 РСВ-1
        • ЗУП-3 Администрирование
        • ЗУП-3 Больничный
        • ЗУП-3 Зарплата
        • ЗУП-3 Начальное заполнение, учетная политика, параметры учета
        • ЗУП-3 НДФЛ
        • ЗУП-3 Отпуск
        • ЗУП-3 Отчетность
        • ЗУП-3 Пособия
        • ЗУП-3 Синхронизация
      • 1С Комплексная автоматизация 8. Редакция 2
        • КА Зарплата
        • КА Отчетность
        • КА Продажи
        • КА Администрирование
      • 1С Комплексная автоматизация 8. Редакция 1.1
      • Обмены между типовыми конфигурациями для хозрасчетных организаций
        • Обмен данными между распределенным информационными базами (РИБ)
        • Обмен данными между 1С: Управление торговлей и 1С:Розница 8
        • Обмен данными между 1С:Бухгалтерия 8 и 1С:Розница 8
        • Обмен данными между 1С:Бухгалтерия 8 и 1С:Управление небольшой фирмой 8
        • Обмен данными между 1С:Бухгалтерия 8 и 1С:Зарплата и управление персоналом 8
        • Обмен данными между 1С:Бухгалтерия 8 и 1С:Предприятие 8. Управление торговлей
      • 1С:Предприятие 8. Расчет квартплаты и бухгалтерия ЖКХ
      • 1С:Розница 8
        • Розница. Администрирование
        • Розница. Маркетинг
        • Розница.Закупки и запасы
        • Розница. Нормативно-справочная информация
        • Розница. Продажи
        • Розница. Склад
        • Розница. Торговое оборудование
        • Розница. Финансы
      • 1С:Розница 8. Аптека
      • 1С:Управление небольшой фирмой 8
        • УНФ Заработная плата
        • УНФ Администрирование
        • УНФ Анализ
        • УНФ Компания
        • УНФ Деньги
        • УНФ Покупка, продажа
        • УНФ Производство
        • УНФ Розница
      • УПП Управление производственным предприятием
      • 1С:Предприятие 8. Управление производственным предприятием
      • 1С:Предприятие 8. Управление торговлей, редакция 11
        • УТ-11 Администрирование
        • УТ-11 Подключаемое оборудование
        • УТ-11 Финансовый результат и контроллинг
        • УТ-11 Закупки
        • УТ-11 Маркетинг и планирование
        • УТ-11 Настройка прав доступа
        • УТ-11 Нормативно-справочная информация
        • УТ-11 Оптовая торговля
        • УТ-11 Продажи
        • УТ-11 Розничная торговля
        • УТ-11 Синхронизация
        • УТ-11 Склад
        • УТ-11 Финансы
      • 1С:Предприятие 8. Управление торговлей алкогольной продукцией
    • КРИПТО ПРО
    • Работа с электронной отчетностью и ЭДО
      • ЭО Документооборот
      • Такском
        • Такском Отчетность
      • 1С-Отчетность
        • 1С-Отчетность в ФНС
        • 1С-Отчетность Перенос ключей
        • 1С-Отчетность Статус заявления
        • 1С-Отчетность Технические проблемы
        • 1С-Отчетность Требования
        • 1С-Отчетность Изменение реквизитов
        • 1С-Отчетность Кабинет налогоплательщика
        • 1С-Отчетность в ПФР
        • 1С-Отчетность в ФСС
        • 1С-Отчетность Письма, уведомления, запросы, квитанции
        • 1С-Отчетность Подключение отчетности
        • 1С-Отчетность Продление сертификата или лицензии
        • 1С-Отчетность в Росалкогольрегулирование
        • 1С-Отчетность в Росприроднадзор
        • 1С-Отчетность в Статистику
    • Налоги и взносы — методики в независимости от программ
      • НДФЛ методические вопросы
      • СЗВМ
    • Онлайн кассы ККТ / 54 ФЗ / ОФД — консультации ЛК
    • Администрирование 1С, технологические вопросы
      • Обслуживание БД 1С
      • Ошибки конфигурации
    • ЕГАИС
      • ЕГАИС Ключи электронной подписи
      • ЕГАИС настройка рабочего места (установка панели Рутокен, УТМ)
      • ЕГАИС текущие вопросы
      • ЕГАИС технические сбои оборудования
    • Торговые площадки
      • 1С-ЭТП
  • 1С:ИТС — для сотрудников
    • ИТС заключение договора
  • Общие вопросы
    • Продажи
      • Продажи ПО, Услуг
      • УДалить Консультация по выбору ПО

Статистика ЛК

Отражение средств во временном распоряжении в платежных документах и в учете бюджетного (автономного) учреждения в 2016 г.

Минфин России письмом от 08.10.2014 № 02-07-07/50609 разъяснил вопросы отражения в бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений операций со средствами, поступающими во временное распоряжение. В статье приведен анализ этих разъяснений, а также даны рекомендации по отражению соответствующих операций в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» в 2016 году.

Письмом Минфина России от 08.10.2014 № 02-07-07/50609 доведены рекомендации по отражению в бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений операций со средствами, поступающими во временное распоряжение:

«Согласно Плану счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению, утвержденному приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н, и Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению, утвержденному приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, средства, которые при наступлении определенных условий подлежат возврату владельцу или передаче по назначению в установленном им порядке — денежные залоги, задатки, средства на хранении, относятся к денежным средствам во временном распоряжении автономного (бюджетного) учреждения.

В соответствии с положениями раздела V «Классификация операций сектора государственного управления» Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания 65н), классификация операций сектора государственного управления (Приложение 4 к Указаниям) является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.

Принимая во внимание характер средств, поступающих во временное распоряжение, по своей экономической сущности вышеуказанные поступления не являются доходами учреждения.

В соответствии с положениями раздела V Указаний 65н операции, приводящие к увеличению (уменьшению) денежных средств и не относящиеся к доходам (расходам) учреждений, в том числе поступление (выбытие) денежных средств во временное распоряжение автономного или бюджетного учреждения, отражаются с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (610 «Выбытие со счетов бюджетов») классификации операций сектора государственного управления.»

При этом в бюджетном, казначейском учете органа, осуществляющего кассовое обслуживание, операции с денежными средствами во временном распоряжении бюджетных (автономных) учреждений подлежат отражению в аналогичном порядке.

В соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденным приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 № 24н, далее – Порядок № 24н, движение средств во временном распоряжении отражается в органах казначейства на лицевых счетах:

  • 20 — лицевой счет бюджетного учреждения;
  • 30 — лицевой счет автономного учреждения.

Согласно подпункту а) пункта 5 Порядка № 24н лицевой счет 20 предназначен для учета операций со средствами бюджетных учреждений (за исключением субсидий на иные цели, а также субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

Согласно подпункту а) пункта 6 Порядка № 24н лицевой счет 30 предназначен для учета операций со средствами автономных учреждений (за исключением субсидий на иные цели, а также субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, предоставленных автономным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

Таким образом, на лицевых счетах 20, 30 учитываются средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных и автономных учреждений, (КФО 3) вместе со средствами на выполнение государственного задания (КФО 4) и от приносящей доход деятельности (КФО 2).

Учитывая, что на лицевых счетах 20, 30 движение средств отражается по 20-разрядным кодам бюджетной классификации, в которые в 2016 г. не включаются коды КОСГУ, а вместо них применяются коды видов расходов, аналитических групп подвидов доходов, аналитических групп подвидов источников финансирования дефицита бюджетов (далее – Аналитическая группа КИФ), для оформления платежных документов по средствам во временном распоряжении следует использовать КПС вида «КИФ», в которых указана Аналитическая группа КИФ и нули в остальных разрядах. Подробнее читайте .

Из анализа нормативных документов можно сделать вывод, что в 2016 г. в таком же порядке следует отражать средства во временном распоряжении в учете на забалансовом счете 17.

УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО СРЕДСТВАМ, ПОЛУЧЕННЫМ ВО ВРЕМЕННОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ (счет 0 304 01 000)

На счете 0 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение» отражаются суммы, поступившие во временное распоряжение учреждения и подлежащие при наступлении определенных условий возврату или перечислению по назначению (п.

267 Инструкции N 157н).

К таким средствам относятся:

— залоговые суммы;

— денежные средства, полученные на ответственное хранение.

Аналитический учет средств, поступивших во временное распоряжение учреждения, ведется в Многографной карточке (ф. 0504054) по каждому получателю в разрезе видов поступлений и направлений использования средств (п. 268 Инструкции N 157н).

Внимание! При отражении операций со средствами, находящимися во временном распоряжении, в 18-м разряде номера счета бухгалтерского учета указывается код вида деятельности «3» (п. 21 Инструкции N 157н).

Бухгалтерский учет расчетов по средствам, полученным во временное распоряжение, регламентирован п. п. 135, 136 Инструкции N 174н, п. п. 163, 164 Инструкции N 183н.

Бухгалтерские записи бюджетного учреждения

по учету расчетов по средствам,

полученным во временное распоряжение

┌───┬───────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐

│ N │ Содержание операций │ Номер счета │

│п/п│ ├──────────────────┬──────────────────┤

│ │ │ по дебету │ по кредиту │

├───┼───────────────────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤

│ 1 │Поступление денежных средств во│ │ │

│ │временное распоряжение: │ │ │

│ │- на счет учреждения │ 3 201 11 510 │ 3 304 01 730 │

│ │ │ │ │

│ │- в кассу учреждения │ 3 201 34 510 │ 3 304 01 730 │

├───┼───────────────────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤

│ 2 │Возврат средств, поступивших во│ │ │

│ │временное распоряжение, │ │ │

│ │владельцу или передача их по │ │ │

│ │назначению в установленном │ │ │

│ │порядке: │ │ │

│ │- со счета учреждения │ 3 304 01 830 │ 3 201 11 610 │

│ │ │ │ │

│ │- из кассы учреждения │ 3 304 01 830 │ 3 201 34 610 │

├───┼───────────────────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤

│ 3 │Списание задолженности по │ 3 304 01 830 │ 3 401 10 173 │

│ │по средствам, полученным во │ │ │

│ │временное распоряжение, не │ │ │

│ │востребованной владельцем │ │ │

└───┴───────────────────────────────┴──────────────────┴──────────────────┘

Одновременно производится запись по забалансовому счету 17.

Одновременно производится запись по забалансовому счету 18.

Производится при наличии документов, подтверждающих ликвидацию юридического лица или смерть физического лица — кредитора, а также при отсутствии требований со стороны правопреемников (наследников).

Ситуации из практики:

Корреспонденция счетов: На лицевой счет бюджетного учреждения поступили денежные средства в сумме 75 000 руб. в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, внесенные участником конкурса. По результатам конкурса данный участник признан победителем, но отказался от заключения контракта. Конкурс проводится на поставку материалов в рамках приносящей доход деятельности.

Корреспонденция счетов: Как отражается в учете бюджетного учреждения (заказчика) получение от победителя конкурса денежных средств в качестве обеспечения исполнения им своих обязательств по договору поставки, а также возврат этих средств после исполнения договора? Средства поступили на лицевой счет учреждения.

Корреспонденция счетов: Как отразить в бухгалтерском учете бюджетного учреждения (дома-интерната для престарелых и инвалидов) поступление на его лицевой счет пенсии недееспособного гражданина, проживающего в учреждении?

Другие ситуации из практики:

Корреспонденция счетов: Как отразить в бухгалтерском учете бюджетного учреждения Московской области (дома-интерната для престарелых и инвалидов) расходование денежных средств, находящихся у него во временном распоряжении? Указанные средства принадлежат недееспособному гражданину, проживающему в учреждении, и расходуются на удовлетворение личных потребностей этого гражданина.

Бухгалтерские записи автономного учреждения

по учету расчетов по средствам,

полученным во временное распоряжение

┌───┬───────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐

│ N │ Содержание операций │ Номер счета │

│п/п│ ├──────────────────┬──────────────────┤

│ │ │ по дебету │ по кредиту │

├───┼───────────────────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤

│ 1 │Поступление денежных средств во│ │ │

│ │временное распоряжение: │ │ │

│ │- на счет учреждения │ 3 201 11 000, │ 3 304 01 000 │

│ │ │ │ │

│ │ │ 3 201 21 000 │ │

│ │ │ │ │

│ │- в кассу учреждения │ 3 201 34 000 │ 3 304 01 000 │

├───┼───────────────────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤

│ 2 │Возврат средств, поступивших во│ │ │

│ │временное распоряжение, │ │ │

│ │владельцу или передача их по │ │ │

│ │назначению в установленном │ │ │

│ │порядке: │ │ │

│ │- со счета учреждения │ 3 304 01 000 │ 3 201 11 000, │

│ │ │ │ │

│ │ │ │ 3 201 21 000 │

│ │ │ │ │

│ │- из кассы учреждения │ 3 304 01 000 │ 3 201 34 000 │

├───┼───────────────────────────────┼──────────────────┼──────────────────┤

│ 3 │Списание задолженности по │ 3 304 01 000 │ 3 401 10 173 │

│ │по средствам, полученным во │ │ │

│ │временное распоряжение, не │ │ │

│ │востребованной владельцем │ │ │

└───┴───────────────────────────────┴──────────────────┴──────────────────┘

Одновременно производится запись по забалансовому счету 17.

Одновременно производится запись по забалансовому счету 18.

Производится при наличии документов, подтверждающих ликвидацию юридического лица или смерть физического лица — кредитора, а также при отсутствии требований со стороны правопреемников (наследников).

Ситуации из практики:

Корреспонденция счетов: Автономное учреждение Московской области (психоневрологический интернат) расходует денежные средства проживающего в этом учреждении гражданина на удовлетворение его личных потребностей. Как данные операции отражаются в учете учреждения?

Корреспонденция счетов: На расчетный счет автономного учреждения поступили денежные средства в сумме 10 000 руб. в качестве задатка в обеспечение исполнения обязательств по договору на оказание услуг. По соглашению сторон договор на оказание услуг расторгнут до начала его исполнения, в связи с чем сумма задатка возвращена заказчику.

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете автономного учреждения получение суммы задатка от заказчика по договору на оказание услуг в рамках приносящей доход деятельности? Договор расторгнут по вине заказчика.

Другие ситуации из практики:

Корреспонденция счетов: Как отразить в бухгалтерском учете автономного учреждения (психоневрологического интерната) поступление на его лицевой счет пенсии недееспособного гражданина, проживающего в учреждении?

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете автономного учреждения получение суммы задатка от заказчика по договору на оказание услуг?

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете автономного учреждения получение суммы задатка от заказчика по договору на оказание услуг в рамках приносящей доход деятельности и возврат задатка в связи с расторжением договора? Договор расторгнут по вине автономного учреждения.

Учет средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений

С 2011 г. в бюджетных учреждениях изменился учет средств, поступающих во временное распоряжение. В основном это связано с совершенствованием правового положения учреждений в соответствии с Федеральным законом N 83-ФЗ <1>, а также с изменением методологии ведения бухгалтерского учета. Об отражении в учете операций с указанными средствами подробно рассказано в данной статье.

<1> Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Инструкция N 157н <2>, руководствуясь которой, бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет, трактует понятие «средства, поступающие во временное распоряжение» как денежные средства, которые учреждения не могут использовать в своих целях, так как при наступлении определенных условий они должны быть возвращены их владельцу или направлены по назначению.

<2> Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

Основанием для осуществления операций со средствами, поступающими во временное распоряжение учреждений, являются законодательные, нормативные правовые акты РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Главные из них представлены в таблице.

Нормативно-правовой акт Средства, поступающие во временное
распоряжение
Федеральный закон от 21.07.2005
N 94-ФЗ «О размещении заказов
на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг
для государственных и муниципальных
нужд» (далее — Федеральный закон
N 94-ФЗ)
Денежные средства, вносимые
в качестве обеспечения заявки
на участие в конкурсе или аукционе
участником размещения заказа;
денежные средства, вносимые
в качестве обеспечения исполнения
государственного контракта
Приказ Минюста России N 11, Минфина
России N 15н от 25.01.2008
«Об утверждении Инструкции
о порядке учета средств, поступающих
во временное распоряжение
структурных подразделений
территориальных органов Федеральной
службы судебных приставов»
Денежные средства, изъятые судебными
приставами-исполнителями у должника;
денежные средства, перечисленные
со счета должника; денежные
средства, полученные от реализации
имущества должника; денежные
средства, полученные от продажи
иностранной валюты должника
Инструкция Минфина России
от 30.12.1997 N 95н, ЦБ РФ
от 02.10.1997 N 67 «О порядке
зачисления и выдачи средств
с текущих счетов по учету средств,
поступающих во временное
распоряжение органов
предварительного следствия
и дознания»
Денежные средства в рублях, изъятые
в ходе дознания, предварительного
следствия и не являющиеся
вещественными доказательствами
при наложении ареста на имущество
обвиняемого (подозреваемого),
на которые может быть обращено
взыскание в целях возмещения
причиненного материального ущерба
или исполнения приговора в части
конфискации имущества; залоговые
суммы, вносимые обвиняемым
(подозреваемым) с санкции прокурора
Приказ Минюста России от 08.12.2006
N 356 «Об утверждении Инструкции
по учету личных денег и других
ценностей, принадлежащих осужденным,
подозреваемым и обвиняемым,
находящимся в исправительных
учреждениях и следственных
изоляторах Федеральной службы
исполнения наказаний»
Личные деньги осужденных
Законодательные, нормативные
правовые акты РФ, субъектов РФ,
муниципальных образований (например,
Федеральные законы от 15.12.2001
N 166-ФЗ «О государственном
пенсионном обеспечении в Российской
Федерации», от 10.12.1995 N 195-ФЗ
«Об основах социального обслуживания
населения в Российской Федерации»,
от 02.08.1995 N 122-ФЗ «О социальном
обслуживании граждан пожилого
возраста и инвалидов»; Постановление
ПФР N 15п, Минтруда России N 18
от 16.02.2004 «Об утверждении Правил
выплаты пенсии в соответствии
с Федеральными законами «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации»
и «О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации»;
Распоряжение Минсоцзащиты МО
от 22.02.2008 N 10-р «О порядке
взимания и использования финансовых
средств, предназначенных для выплаты
пенсий недееспособным гражданам,
проживающим в государственных
бюджетных стационарных учреждениях
социального обслуживания Московской
области»)
Денежные средства (пенсии),
выплачиваемые пенсионерам
и инвалидам, проживающим (постоянно
или временно) в государственных
стационарных учреждениях социального
обслуживания, и детям, находящимся
на полном государственном
обеспечении в воспитательных
и лечебных учреждениях, учреждениях
социальной защиты населения и других
аналогичных учреждениях,
в соответствии с законодательством
РФ; денежные средства (пенсии)
пенсионерам, находящимся на лечении
в психиатрических лечебных
учреждениях здравоохранения; иные
денежные средства, если
это предусмотрено нормативными
правовыми актами РФ, субъектами
РФ, муниципальными образованиями

Лицевые счета для осуществления операций со средствами, поступающими во временное распоряжение

Операции со средствами бюджетных учреждений (в том числе поступающими во временное распоряжение) осуществляются на лицевых счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований) (п. 1 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ).

Напомним, в соответствии с п. п. 13, 15, 16 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ до 01.07.2012 установлен переходный период, в течение которого бюджетные учреждения являются получателями бюджетных средств, за исключением учреждений, в отношении которых органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, принято решение о предоставлении им субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

Далее рассмотрим особенности учета средств, поступающих во временное распоряжение, учреждениями — получателями бюджетных средств (далее — ПБС), и учреждениями, финансовое обеспечение которых осуществляется в виде субсидий (далее — новые бюджетные учреждения), на лицевых счетах.

Лицевые счета в органах Федерального казначейства. Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами установлен Приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 N 7н (далее — Приказ N 7н).

Для осуществления операций со средствами, поступающими во временное распоряжение ПБС, в территориальных органах Федерального казначейства открываются отдельные лицевые счета с кодом 05. Указанные операции осуществляются в соответствии с законодательными и нормативными актами РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в соответствии с заключенным соглашением на счете 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений», открытом в установленном порядке в ЦБ РФ либо кредитных организациях (в случаях, предусмотренных законодательством) (пп. 5 п. 2.1 Приказа N 7н, п. 4.14 Положения о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденного ЦБ РФ 26.03.2007 N 302-П).

В силу норм Приказа N 7н отдельный лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение новых бюджетных учреждений, не предусмотрен. Получается, что такие операции осуществляются в соответствии с п. 2.1.2 Приказа N 7н на лицевом счете с кодом 20, предназначенном для учета субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, средств от приносящей доход деятельности и прочих средств, за исключением субсидий на иные цели, и бюджетных инвестиций. Таким образом, новые бюджетные учреждения должны самостоятельно вести раздельный учет средств, поступающих на их лицевой счет (по видам деятельности, целевому назначению и т.д.). Порядок раздельного учета должен быть отражен в учетной политике бюджетного учреждения.

Лицевые счета в финансовом органе открываются и ведутся бюджетным учреждениям субъектов РФ (муниципальным бюджетным учреждениям) в порядке, установленном финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) (п. 3 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ). В основном такой порядок аналогичен утвержденному Приказом N 7н. Однако субъектами РФ (муниципальными образованиями) могут быть установлены порядки открытия и ведения лицевых счетов в финансовых органах, отличающиеся от порядка открытия и ведения лицевых счетов в органах Федерального казначейства. Например, Приказом Департамента финансов г. Москвы от 21.01.2011 N 53 утвержден Порядок открытия и закрытия лицевых счетов финансовым органом г. Москвы. Пунктом 1.1 данного Порядка предусмотрено открытие и ведение лицевого счета, предназначенного для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств бюджета г. Москвы, а также бюджетных (автономных) учреждений, с кодом 21.

Как видим, учет операций на лицевом счете, открытом финансовым органом г. Москвы, со средствами, поступающими во временное распоряжение, осуществляется на отдельном лицевом счете как для ПБС, так и для новых бюджетных учреждений.

Невыясненные поступления. Как правило, в платежном документе для зачисления средств на лицевой счет с целью учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, в поле «Назначение платежа», кроме назначения платежа (обеспечение заявки на участие в конкурсе (аукционе), обеспечение исполнения государственного контракта (договора), задаток, перечисление пенсии), должна быть ссылка на нормативный правовой акт (с указанием его номера и даты принятия), предмет конкурса (аукциона), дату проведения конкурса (аукциона) (в случае проведения торгов), номер лота (в случае проведения торгов по лотам), номер и дату договора о задатке (в случае внесения задатка).

В случае поступления средств во временное распоряжение по платежным документам без указания либо с ошибочно указанным назначением платежа необходимо представление клиентом (бюджетным учреждением) дополнительной информации в письменной форме, подтверждающей обоснованность зачисления. В территориальных органах Федерального казначейства для ПБС предусмотрен следующий порядок: в случае, если в течение 10 рабочих дней клиентом не представлена уточняющая информация, орган Федерального казначейства на основании заявки на возврат возвращает плательщику указанные средства (Письмо Федерального казначейства от 04.09.2009 N 42-7.4-05/8.4-517). Полагаем, что аналогичные правила действуют в отношении новых бюджетных учреждений. В финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований должны быть установлены соответствующие порядки.

Бухгалтерский учет средств, поступивших во временное распоряжение

Как было сказано выше, ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях осуществляется в соответствии с Инструкцией N 157н. Согласно ее нормам при составлении учреждениями рабочих планов счетов следует руководствоваться следующими нормативными актами:

  • учреждениям, являющимся ПБС, — Инструкцией N 162н <3>;
  • учреждениям, получающим субсидии, — Инструкцией N 174н <4>.

<3> Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению».
<4> Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».

Общие принципы бухгалтерского учета средств, поступивших во временное распоряжение бюджетных учреждений независимо от их правового статуса, схожи. Согласно названным выше документам учет таких средств осуществляется на счете 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение» по коду деятельности 3, который указывается в 18-м разряде счета.

Данный счет корреспондирует со следующими счетами:

  • 3 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»;
  • 3 201 27 000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации»;
  • 3 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам»;
  • 3 201 34 000 «Касса»;
  • 3 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» (применяется в отношении бюджетных учреждений, финансовое обеспечение которых осуществляется в виде субсидий).

Обратите внимание! С 2011 г. в Едином плане счетов нет счета 201 02 000 «Денежные средства учреждения, полученные во временное распоряжение», который применялся в бюджетных учреждениях в соответствии с Инструкцией N 148н <5> (утратила силу с 01.01.2011 в связи с изданием Инструкции N 157н).

<5> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

Покажем в таблице, в чем отличие отражения операций по учету средств, поступающих во временное распоряжение, до 2011 г. и начиная с 2011 г.

До 2011 г. Начиная с 2011 г.
Безналичные расчеты (по поступлению,
выбытию) со средствами во временном
распоряжении осуществлялись
в корреспонденции со счетом
3 201 02 000, который применялся
для учета денежных средств
как в валюте РФ, так и в иностранной
валюте
Безналичные расчеты (по поступлению,
выбытию) со средствами во временном
распоряжении отражаются отдельно:
— в валюте РФ — на лицевом счете,
открытом в органе казначейства,
в корреспонденции со счетом
3 201 11 000;
— в иностранной валюте — на счетах
в кредитной организации
в корреспонденции со счетом
3 201 27 000.
Кроме того, для бюджетных
учреждений, получающих субсидии,
предусмотрено списание с балансового
учета задолженности по средствам,
полученным во временное
распоряжение, не востребованной
владельцем, при наличии документов,
подтверждающих ликвидацию (смерть)
кредитора (владельца), а также
при отсутствии требований со стороны
правопреемников (наследников),
активами на счет 3 401 10 173

Аналитический учет средств, поступивших во временное распоряжение учреждения, как и раньше, ведется в многографной карточке (ф. 0504054) по каждому получателю в разрезе видов поступлений и направлений использования средств (п. 268 Инструкции N 157н).

Операции с этими средствами отражаются в Журнале операций с безналичными денежными средствами (ф. 0504071), записи в котором производятся на основании первичных учетных документов, прилагаемых к ежедневным выпискам по счету (лицевому счету) (п. 269 Инструкции N 157н, Приложение 5 к Приказу N 173н <6>).

<6> Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Приведем корреспонденцию счетов типовых операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, отдельные из которых могут быть использованы при формировании учетной политики исходя из особенностей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и делегированных ему в соответствии с законодательством РФ полномочий.

Дебет Кредит
Поступление на счета (лицевые счета)
денежных средств во временное
распоряжение (на основании документов,
приложенных к выписке из счета
(лицевого счета))
3 201 11 510
3 201 21 510 <*>
3 201 27 510
3 304 01 730
Возврат со счетов (лицевых счетов)
средств, находящихся во временном
распоряжении, владельцу или передача
их по назначению в установленном
порядке (при наступлении определенных
условий на основании документов,
приложенных к выписке из счета
(лицевого счета))
3 304 01 830 3 201 11 610
3 201 21 610 <*>
3 201 27 610
Перечисление со счетов (лицевых счетов)
денежных средств, находящихся
во временном распоряжении, для выплаты
их наличными из кассы учреждения
(на основании заявки на выплату
наличных денег учреждению)
3 210 03 560 3 201 11 610
3 201 21 610
Поступление в кассу учреждения наличных
денежных средств
3 201 34 510 3 210 03 660
Выдача из кассы учреждения наличных
денежных средств, находящихся
во временном распоряжении
(при наступлении определенных условий
на основании Расходных кассовых ордеров
(ф. 0310002))
3 304 01 830 3 201 34 610
Поступление в кассу учреждения наличных
денежных средств во временное
распоряжение (на основании Приходного
кассового ордера (ф. 0310001)
и Квитанции (ф. 0504510))
3 201 34 510 3 304 01 730
Возврат неиспользованных денежных
средств, находящихся во временном
распоряжении, из кассы учреждения на
счет (на основании Расходного кассового
ордера, объявления на взнос наличными)
3 210 03 560 3 201 34 510
Зачисление денежных средств на счета
(лицевые счета) (квитанция к объявлению
на взнос наличными)
3 201 11 510
3 201 21 510
3 210 03 660
Списание с балансового учета
задолженности по средствам, полученным
во временное распоряжение, не
востребованной владельцем, при наличии
документов, подтверждающих ликвидацию
(смерть) кредитора (владельца), а также
при отсутствии требований со стороны
правопреемников (наследников) <**>
3 304 01 830 3 401 10 173

<*> Данный счет применяется в отношении учреждений, являющихся ПБС в соответствии с п. п. 45, 106 Инструкции N 162н.
<**> Данная операция применяется в отношении бюджетных учреждений, финансовое обеспечение которых осуществляется в виде субсидий в соответствии с п. 136 Инструкции N 174н. При начислении доходов в сумме кредиторской задолженности, списанной с балансового учета, в связи с отсутствием требований кредитора в период срока исковой давности она отражается на основании справки (ф. 0504833) по кредиту счета 0 401 01 173 с одновременным отражением на забалансовом счете 20 «Списанная задолженность, не востребованная кредитором» (п. 150 Инструкции N 174н).

Руководствуясь корреспонденцией счетов, приведенной в таблице, рассмотрим учет денежных средств, поступивших в качестве залога в соответствии с Федеральным законом N 94-ФЗ. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок на участие в конкурсах или аукционах при размещении государственных (муниципальных) заказов, обеспечения исполнения контракта (гражданско-правового договора) на лицевые счета новых бюджетных учреждений (лицевые счета по учету средств, поступающих во временное распоряжение ПБС), подлежат возврату их владельцу — участнику размещения заказа или в отдельных случаях перечисляются в доход бюджета (если учреждение является ПБС), а также (по решению учредителя) передаются в самостоятельное распоряжение учреждения (если учреждение получает субсидии в рамках норм ст. 78.1 БК РФ).

Для справки. Нормами п. 12 ст. 25, п. 5 ст. 27, п. 12 ст. 35, п. 6 ст. 36 Федерального закона N 94-ФЗ предусмотрен порядок возврата участникам размещения заказа денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (аукционе). Например, перечисление денежных средств, являющихся обеспечением заявки на участие в торгах, с лицевого счета заказчика участнику размещения заказа должно быть осуществлено не позднее пяти рабочих дней с даты принятия решения, являющегося основанием для осуществления такого возврата. Перечисление денежных средств — обеспечения исполнения государственного контракта — с лицевого счета заказчика исполнителю должно быть осуществлено в сроки, определенные условиями соответствующего государственного контракта. В случае уклонения участника размещения заказа от заключения контракта денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (аукционе), не возвращаются.

Каким образом данные средства отражаются в учете, рассмотрим на примере.

Пример 1. На лицевой счет бюджетного учреждения, в соответствии с Федеральным законом N 83-ФЗ являющегося ПБС, который открыт в территориальном органе Федерального казначейства и имеет код 05 (по учету средств, поступающих во временное распоряжение), в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе поступили денежные средства от организации, принявшей в нем участие. Конкурс проводился с целью размещения заказа на поставку оборудования, оплата которого должна была производиться за счет средств, выделенных учредителем. По результатам конкурса организация признана победителем, но уклонилась от заключения контракта. Денежные средства перечислены в доход бюджета.

В бухгалтерском учете на основании Инструкции N 162н отражены следующие операции:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *