Списание бензина по путевым листам

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ РАСХОДА ТОПЛИВА

Для предприятий, чей доход напрямую зависит от работы транспорта, расход топлива — показатель, важность которого трудно переоценить. Контроль топлива — Вторым моментом, от чего зависит успешность и конкурентоспособность предприятия, является уровень технического обслуживания транспорта. Оба эти показателя, по многочисленным аналитическим и статистическим данным, зачастую бывают неудовлетворительными. С одной стороны, нельзя не учитывать ментальный фактор традиционного отношения к «чужому», «общественному», который выражается в нежелании водителей осуществлять контроль расхода топлива (учет расхода топлива). С другой стороны, руководство крайне редко выплачивает достойную зарплату, заранее предполагая, что водители обманывают, представляя искаженные данные о расходе ГСМ. Пока цены на топливо держались на определенном уровне, то об установке системы контроля расхода топлива (учет расхода топлива) мало кто думал — полученная прибыль обеспечивала устойчивость предприятия и его дальнейшее развитие. Но цены на ГСМ падают и растут вместе с конкуренцией, и для сохранения прочных позиций на рынке возникла необходимость в постоянной системе контроля расхода топлива.

Какие способы применяются для системы контроля расхода топлива сегодня?

За последние годы на отечественном рынке появилось несколько типов систем контроля топлива. Один из распространенных вариантов контроль расхода топлива — использование датчиков проточного типа. В этом случае данные о расходе топлива фиксируются расходомерами — специальными турбинками, которые врезаются в топливопривод автомобиля. Расходомеры считывают величину прямого потока к двигателю и величину потока на линии возврата.

Преимущества — учет расхода топлива, такой системы контроля расхода топлива состоят в том, что объективно контролируется потребленное топливо, при этом обеспечивается высокая точность показателей для бензиновых двигателей. Но если в баке оказывается некачественное горючее, что бывает очень часто, система теряет способность правильно учитывать израсходованный бензин. Дизельное топливо еще труднее учитывать в районах Крайнего Севера. При постоянно низких температурах в топливе образуется фракция парафина, и загустевший состав сокращает ресурс работы «турбинки».

Существенным недостатком датчиков проточного типа в системе контроля расхода топлива (учет расхода топлива) можно считать необходимость вмешательства в конструкцию топливной системы автомобиля, так как необходимо врезание приборов в магистраль, что проблематично сделать на гарантийных автомобилях. Датчики проточного типа имеют высокую цену, к тому же на машинах с дизельным двигателем для точного контроля расхода топлива (учет расхода топлива) необходимо ставить два датчика (второй — на «обратку»). Фактические заправки и сливы топлива при установке датчиков проточного типа контролировать невозможно.

Датчики с импульсным герконовым устройством легко вывести из строя (преднамеренно), но доказать этот факт крайне сложно. Подвижные детали проточной системы контроля расхода топлива имеют ограниченный рабочий ресурс, что уменьшает их надежность. После того, как горючее прошло через датчик, контроль прекращается, и топливо можно сливать. Таким образом, недостатков такой системы контроля расхода топлива (учет расхода топлива) немало, поэтому ее эффективность подтверждается только там, где транспорт работает на высококачественном бензине, и автомобили управляются добросовестными и ответственными водителями.

Другим способом контроля расхода топлива,учет расхода топлива является расчет по нормам за определенный период и контроль расхода топлива, потребленного фактически по пробегу транспорта. Для этого используется простой и дешевый вариант системы спутникового мониторинга транспорта — измеряются все параметры работы транспортного средства, которые влияют на потребление топлива: пробег, парковка, время работы «вхолостую», дополнительное внерабочее время работы. Нормы расхода заносятся или передаются в диспетчерскую программу посредством беспроводного терминала. Фактический контроль осуществляется путем измерения уровня остатка топлива в баке.

Преимущество применение учет расхода топлива (системы контроля расхода топлива по нормам) состоит в ее доступности и отсутствии существенных финансовых затрат. Не нужно покупать и устанавливать счетные датчики контроля расхода топлива и подключатся к бортовому компьютеру транспорта. Учет расхода топлива в самом простом варианте достаточно подключить питание на GPS GSM терминал. Конструкция автомобиля остается целостной — не требуется вмешательство в топливную систему. Предприятие получает возможность объективно и обоснованно проводить списание ГСМ.

К явным недостаткамтакой системы контроля расхода топлива по нормам можно отнести влияние субъективных факторов, искажающих точность данных — качество дороги, загруженность транспорта, особенности вождения.

Как часто списывать бензин не принимая к налоговому учету без путевого листа

Большинство заводских датчиков контроля расхода топлива имеют в комплектации датчики уровня топлива поплавкового типа, что приводит к искажению данных при вибрации, тряске, которые на отечественных дорогах можно отнести к постоянным явлениям. В продаже есть дополнительное оборудование — штатные датчики уровня топлива с высокой точностью фиксации контроль расхода топлива. Данная система контроля расхода топлива (контроль расхода топлива) устанавливается только в сертифицированных сервисных центрах.

Преимущества только в функциональных возможностях датчиков заключаются в достаточно точном определении текущего уровня топлива в баке автомобиля, объема, места, времени заправок и сливов горючего. Врезные датчики уровня топлива можно обрезать под требуемую длину. Данные приборы не оказывают никакого влияния на ходовую часть автомобиля. Существенным преимуществом такого учета расхода топлива (контроля расхода топлива) является отсутствие подвижных деталей у прибора, что увеличивает срок его эксплуатации.

К недостаткамучета контроля топлива можно отнести необходимость сверления отверстия в баке, проведение новой калибровки, если обнаружиться дефект или вмятина на баке. Не все штатные датчики имеют выходной сигнал. Необходимо отметить, что в последнее время в продаже на отечественном рынке появились новые модели датчиков уровня топлива для системы контроля расхода топлива — врезные датчики емкостного типа с цифровым выходным интерфейсом. Существует и услуга преобразования цифрового сигнала в аналоговый. При обрезании такого датчика не уменьшается диапазон выходного сигнала, поэтому погрешность отображения данных не увеличивается. Но для системы контроля расхода топлива (контроль топлива) этого вида необходимо перепрограммирование после его обрезания.

Существует ли оптимальный способ решения проблемы рационального и обоснованного расхода топлива на предприятиях?

Контроль топлива —
Все перечисленные способы системы контроля расхода топлива (учет расхода топлива) являются локальными, и лишь частично помогают решить проблему бережного » контроль расхода топлива » — ГСМ. Оптимальным способом является включение системы контроля расхода топлива (контроль топлива) в комплексную программу спутникового мониторинга автотранспорта, которая заключается в отслеживании и контроле автомобиля на протяжении всего маршрута, с указанием на карте точного местоположения объекта, проведении анализа его технического состояния, учета количества остановок, времени работы на холостом ходу, контроля расхода топлива ГСМ (учет расхода топлива).

Контроль топлива —

Принцип работы комплексной системы контроля расхода топлива (контроль топлива) основан на подключении телематического терминала спутникового мониторинга к бортовому компьютеру транспорта. Только объективная и независимая оценка технического состояния автомобиля, анализ работы всех параметров во время движения транспорта может помочь компании увеличить показатели эффективности работы предприятия, добиться экономии при расходе топлива, повысить дисциплину и ответственность водителей — не только во время выполнения задания, но при послерейсовом обслуживании автомобиля.

Задачи комплексной системы контроля расхода топлива:

  • Определение фактического времени работы автомобиля.
  • Определение местоположения транспорта в любой момент времени.
  • Контроль и учет расхода топлива.
  • Контроль технических параметров во время эксплуатации автомобиля: нагрузка на ось, качество работы тормозной системы, состояние каждого технического узла (всего — более 30 параметров).
  • Отслеживание работы двигательной части: количество оборотов, температура в баке, давление масла.
  • Анализ и выводы о технической исправности автотранспорта и обоснованности расхода топлива в пути.

Контроль топлива —

Система контроля расхода топлива (учет расхода топлива), в составе спутникового мониторинга транспорта разработанная компаней «Высоко-Интеллектуальные Бизнес Системы», предназначена для установки на отечественные и импортные грузовые и легковые автомобили, а также на большинство видов спецтехники, применяемой в строительных, дорожных, коммунальных и сельскохозяйственных работах.

Контроль топлива —

Комплексная система контроля расхода топлива (контроль топлива) помогает своевременно выявить технические неисправности, когда автомобиль функционирует нормально по внешним признакам, а аналитические данные сигнализируют о несбалансированной работе механической или эклектической части транспортного средства. Комплексная система контроль расхода топлива (учет расхода топлива) дает точные данные при широком диапазоне температур: от — 50 до 85 градусов. При установке данной системы контроль расхода топлива (контроль расхода топлива) появляется возможность экспорта данных в несколько видов компьютерных программ. При этом информация считывается легко, не требуется дополнительная расшифровка данных.

Самое главное достоинство системы контроля расхода топлива то, что это часть комплексной системы спутникового мониторинга транспорта , гарантирующая абсолютную защищенность от вмешательства в техническую и электронную схему прибора. Водитель не может «обмануть» систему, она является для него закрытой, и любые попытки вмешательства станут известны руководству. Кроме того, у руководства предприятия, при применении комплексной системы контроля расхода топлива (учет расхода топлива), появляется возможность оценить каждого водителя с точки зрения его профессионализма, который складывается из отношения к автомобилю, стиля вождения, обслуживания, точности выполнения инструкций. В итоге у транспортной компании появляется реальный результат — создание штата добросовестных и ответственных водителей, что сразу же скажется на показателях эффективности работы в целом.

У данной системы контроля расхода топлива (контроль топлива) есть еще несколько важных преимуществ: надежная защита от вандализма (за счет подсоединения и к спутниковой сигнализации), простота монтажа, отсутствие необходимости настраивать оборудование и приборы. Как правило, при установке комплексной системы контроля расхода топлива (контроль расхода топлива) предлагается программное обеспечение и надежное сервисное обслуживание. Информация, получаемая от транспорта благодаря установке данной системы спутникового мониторинга , является абсолютно достоверной и, практически, не имеет погрешностей*, даже при работе в суровых условиях Севера.

Внешне оборудование системы контроля топлива, являющейся составной частью спутникового мониторинга автомобиля в целом, представляет собой небольшой плоский ящик, который подключается к бортовому компьютеру транспорта через CAN -шину. Аналитический учет ведется по всем показателям, записывается и хранится в базе данных на сервере. Экономисты и аналитики транспортной компании могут в любой момент проверить данные системы контроля расхода топлива (контроль расхода топлива) за любой период времени, сравнить показатели и сделать выводы о работе транспорта. Кроме того, система спутникового мониторинга обеспечивает безопасность водителя и транспортного средства, в случае попыток проникновения в автомобиль правонарушителей, срабатывает сигнал тревоги, который сразу же фиксируется диспетчером. Поскольку местонахождения транспорта известно всегда, то адекватные меры принимаются моментально.

Таким образом, можно сделать вывод, что только комплексная система спутникового мониторинга транспорта и одна из ее составляющих частей системы контроля расхода топлива (контроль расхода топлива) может помочь предприятию вести объективный и всесторонний учет работы каждого автомобиля, проводить современно замену запчастей, сократить расходы на ремонты и техническое обслуживание, создать коллектив дисциплинированных и ответственных сотрудников. Система контроля расхода топлива быстро окупается, поскольку происходит существенное снижение себестоимости услуг транспортной компании.

* Касается только тех транспортных средств, которые подключены к комплексной системе спутникового мониторинга транспорта через CAN-шину бортового компьютера транспортного средства.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ РАСХОДА ТОПЛИВА

контроль топлива контроль расхода топлива система контроля расхода топлива учет расхода топлива

>Списание ГСМ при использовании личного автомобиля в служебных целях

Как списать бензин без путевого листа актом

Бензин, как и прочие виды топлива, входит в состав понятия ГСМ (горюче-смазочные материалы). Чтобы списать расходы на ГСМ, необходимо составить соответствующий акт.

Акт на списание составляет комиссия, в составе которой должно быть не менее двух сотрудников предприятия. Законодательство не предусматривает строгих требований по оформлению и содержанию для актов на списание ГСМ.

Организация вправе применять составленный самостоятельно шаблон документа. Возможно и составление акта в произвольной форме каждый раз, когда возникает необходимость. Составляется он, как правило, ежемесячно.

В документе обязательно должны быть следующие реквизиты:

  • название организации;
  • дата составления;
  • ФИО членов комиссии;
  • ФИО водителя (если речь идет об автотранспорте);
  • наименование механизма;
  • вид произведенных работ;
  • инвентарный или государственный номер механизма;
  • вид и стоимость израсходованных материалов;
  • нормированный и фактический расход ГСМ;
  • подписи ответственных лиц и членов комиссии с расшифровками.

Помимо этого, должны быть обозначены рассмотренные документы, на основании которых производится списание. Чаще всего подтверждением расхода топлива служит путевой лист, но не в каждом случае.

Без путевых листов сложно убедить налоговые органы, что эксплуатация транспортного средства является производственной необходимостью. Но это не значит, что нельзя сделать списание. Если организация использует автотранспорт и не ведет путевые листы, то она может не принимать в налоговый учет расходы на топливо. Бухгалтерский учет при этом производится в общем порядке.

Для этого достаточно не заносить стоимость ГСМ в Книгу учета. Но нужно понимать, что такая практика приведет к увеличению налогооблагаемой базы.

Чтобы заносить расходы на топливо в налогооблагаемую базу, не используя путевые листы, предприятие может установить на транспортных средствах электронные системы контроля. В этом случае функцию путевых листов возьмут на себя данные из системы, которые должны быть заверены ответственным лицом.

Если принято решение о начале использования систем электронного контроля, нужно издать соответствующий приказ. При этом дата начала применения системы должна совпадать с датой приказа.

Важно знать, что законодательством обозначены ситуации, когда наличие путевого листа у водителя обязательно. Поэтому наличие систем контроля — не причина отказаться от ведения этих документов.

Нормы законодательства

Если при списании топлива возникают затруднения, можно обратиться к следующим нормам законодательства:

  1. Распоряжение Минтранса РФ от 14.06.2008 №АМ-23-р ввело рекомендации по нормированию расхода ГСМ.
  2. Приказ Минфина РФ от 06.12.2010 №162н утверждает план счетов бюджетного учета и содержит разъяснения по его применению.
  3. Статья 252 НК РФ указывает, что расходы могут учитываться при налогообложении, если они подтверждены и обусловлены производственной необходимостью.
  4. Статья 264 НК РФ подтверждает, что расходы на все виды ГСМ могут учитываться при расчете налога на прибыль.
  5. Ч. 4 ст. 9 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» определяет перечень необходимых документов для списания ГСМ.
  6. Требования к оформлению путевого листа уточняются в Письме Минфина РФ от 06.03.2013 №03-03-06/1/6700.
  7. Для уточнения перечня обязательных реквизитов первичных документов можно обратиться к Приказу Минтранса России №152.
  8. В Письме Минфина РФ от 16.06.2011 №03-03-06/1/354 указывается, что для обоснования затрат на ГСМ могут применяться распечатки данных из электронных систем контроля.
  9. Объяснения, с какой регулярностью надлежит составлять документы, чтобы они могли быть использованы в качестве подтверждающих, содержатся в Письме Минфина РФ от 16.03.2006 №03-03-04/2/77.
  10. К Письму Минфина от 03.08.2010 №03-07-11/335 можно обратиться при проблемах с вычетом НДС.
  11. Постановление Правительства РФ №745 и Письмо УФНС №20-12/29007 могут быть полезны при вопросах об обосновании затрат на топливо.

Стоит пояснить, что нормы, имеющие отношение к списанию материально-производственных запасов, весьма многочисленны. Приведенный перечень не является исчерпывающим.

Правила

Предприятию следует определиться со способом учета, чтобы иметь возможность списать израсходованное топливо.

Как правило, водитель производит заправку автотранспортного средства самостоятельно на выделенные для этих целей средства, после чего сдает авансовый отчет в бухгалтерию предприятия.

К нему он прилагает чек автозаправочной станции, выданный за покупку у него топлива. Материальный бухгалтер оприходует топливо на счет 10 «Материалы».

Не исключается вариант заключения договора с компанией, занимающейся заправкой автотранспорта, об оплате топлива и смазочных материалов безналичным способом по специальным картам.

В конце истекшего месяца АЗС предоставляет полную информацию об объеме топлива, его стоимости, которое было отпущено ею по топливной карте.

Оприходование производиться на счет 10 материальным бухгалтером либо открывает индивидуальный счет второго порядка.

Списывается израсходованный объем ГСМ на счетах:

  • 20 «Основное производство»;
  • 26 «Общехозяйственные расходы»;
  • 44 «Расходы на продажу».

Выбор счета остается за предприятием, который должен учесть особенности производственной деятельности, технические характеристики, марку и модель отдельного автотранспорта. В такой ситуации топливо списывается на основании путевого листа, заполняемого водителем.

Он входит в число первичных документов. В нем указывается маршрут, его общий километраж, объем топлива на начало рабочего дня и на его конец.

Как правило, списывается разница в объемах топлива по его фактической себестоимости. Затраты должны быть обоснованными и не превышать установленные нормы потребления топлива.

Что касается налогового учета на прибыль стоимость ГСМ сообразно статье 254 НК можно включить в материальные затраты.

Но можно отнести их к прочим расходам соответственно предписаний статьи 264 НК. Чтобы не возникли вопросы относительно объема израсходованного топлива нужно применять определенные виды норм.

Путевой лист должен быть оформлен на бланке с типовой формой № 3, которая была утверждена постановлением Госкомстата.

Его публикация была произведена 28 ноября 1997 года под номером 78. Хотя предприятие может разработать собственный бланк, что тоже не возбраняется.

Но следует в нем указать все реквизиты, входящие в число обязательных атрибутов. Они обосновывают экономические затраты.

Порядок

Предприятию следует оприходовать ГСМ отдельным документом на основе приходного ордера — «поступление материалов».

В большинстве случаев оно списывает горюче-смазочные материалы один раз в месяц. Процедуру осуществляет бухгалтерия, вернее материальный бухгалтер, ведущий учет материальных ресурсов.

В его обязанности входит ведение первичных материалов:

  • заполнение ведомости движения ГСМ, содержащей его поступление и использование;
  • получение путевых листов, обработка заключенных в нем сведений и их занесение в вышеуказанную ведомость;
  • принятие авансового отчета, выборка и сверка содержащихся в нем данных;
  • составление журнал с унифицированной формой 0310003 регистрации приходных и расходных ордеров по кассе, если ГСМ закупается по талонам;
  • обработка сведений, содержащихся в приказах руководства об утверждении лимита на пробег автотранспортного средства, о нормах потребления горюче-смазочных материалов и размере надбавок к ним, зимнем и летнем периодах эксплуатации автотранспорта, направлениях в командировки.

ГСМ списываются на основании вышеперечисленных актов материальным бухгалтером и специально сформированной для производства процедуры комиссией в составе трех и более человек.

Первичные документы обосновываются требованием-накладной, заправочными карточками, чеками АЗС по фактическому использованному объему ГСМ.

Как списывать ГСМ без путевых листов?

Если принят результат вычислений как среднее потребление топлива, то за месяц работы автомобиль израсходует для выполнения производственных заданий:Где:

НРд нормативный расход топлива за один рабочий день Т количество рабочих дней в месяце, Т = 21

Итого получаем:

Материальному бухгалтеру следует списать приблизительно 634,27 литра топлива за один месяц, так как за месяц было принято усредненное значение расхода топлива.

Списание смазочного материала, тормозной жидкости, тосола вычисляются сообразно утвержденным нормам потребления.

Норма расхода топлива может быть увеличена на 20%:

  • при производстве капитального ремонта;
  • при эксплуатировании на протяжении пяти лет.

При этом расход смазочного материала при производстве капитального ремонта оборудованных на автомобиле агрегатов, устанавливается от одной заправочной емкости системы смазки.

При этом расход тормозных, охлаждающих, иных видов рабочих жидкостей находится в зависимости от объема заправленного топлива и дозаправки сообразно рекомендациям завода-изготовителя.

Можно ли списывать без путевых листов

Помимо списания по путевым листам существует ряд способов, наиболее распространенными из которых являются:

  • учет по лимитам;
  • компенсация расходов.

При первом случае устанавливается предприятие система контроля ГСМ, то есть лимит на потребление топлива. Под понятием «учет лимита» подразумевается выделение конкретных средств на покупку ГСМ на один месяц работы автотранспорта.

Также применяются топливные карты, по которым АЗС отпускает ГСМ, оформляемые на каждый автотранспорт. Обобщенная сумма денежных средств не должна превысить установленную по лимиту норму.

Данная система оправдала себя при одинаковом маршруте автотранспорта, повторяющегося каждый день. Если образовывается перерасход ГСМ, то материальный бухгалтер составляет официальные бумаги, по которым находится сумма превышения. Она списывается в установленном порядке.

Во втором заключается договор между предприятием и сотрудником на использование личного транспорта.

В основе сделки лежат указания статьи 188 ТК, в которых излагаются условия и порядок выплаты компенсации и возмещения сотруднику.

Договор заключается при обоюдном согласии заинтересованных сторон, но вводятся ограничения по размеру компенсации на транспорт в зависимости от его марки, модели и модификации. Списывается ГСМ, сообразно установленным на предприятии нормативам.

И в заключение следует отметить, что в налоговом учете ГСМ разрешается списывать в размере фактически израсходованных средств. Но обоснованными они считаются, если расходы не превышают нормативные значения.

Предприятие вправе использовать нормы Минтранса, но в тоже время может разработать свои собственные нормативы потребления ГСМ на каждый вид транспорта, имеющийся у него. При этом обосновав их замерами ежедневного расхода топлива.

Видео: Учет ГСМ — Учет путевых листов

Материал предоставлен журналом «Практическая бухгалтерия» /

А. Петухов, аудитор

Транспортные средства, как известно, требуют постоянных «бензиновых вложений». Чтобы обосновать такие расходы, нужно правильно оформить документы. Одним из них является путевой лист.

Ежедневная канитель?

Бланк путевого листа приведен в постановлении Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Здесь также сказано об ответственности за правильное оформление документа. Ее несет директор фирмы, а также сотрудники, которые отвечают за эксплуатацию автомобилей и участвуют в составлении путевого листа.

Для предпринимателей форма путевого листа утверждена приказом Минтранса России от 30 июня 2000 г. № 68.

При оформлении документа нужно заполнить все реквизиты, указать порядковый номер, дату выдачи, поставить печать организации. Кроме того, необходимо записать каждый пункт следования автомобиля (письмо Росстата от 3 февраля 2005 г. № ИУ-09-22/257).

При проверке расчета налога на прибыль инспекторы часто обращают внимание на то, как фирма оформляет путевые листы.

На практике многие фирмы нарушают это правило и составляют путевые листы не каждый день, а, к примеру, за месяц. Тем не менее у них есть шанс доказать в суде, что оформленные таким образом документы могут подтвердить расходы на приобретение ГСМ. В качестве примера можно привести постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 апреля 2004 г. по делу № А56-22408/03. Арбитры заявили, что путевой лист служит основанием для расчета зарплаты водителям, а также для учета перевозки грузов. Поскольку затраты на приобретение ГСМ фирма подтвердила счетами-фактурами, счетами, платежными поручениями, чеками, судьи признали такие расходы обоснованными.

Также на сторону предприятия встали арбитры Московского округа (постановление ФАС от 29 апреля 2003 г. по делу № КА-А41/ 2435-03).

Однако если фирма вообще не составляет путевые листы, то обосновать расходы на бензин будет достаточно сложно. Так, одна питерская фирма проиграла судебное разбирательство (постановление ФАС Северо-Западного округа от 8 июля 2002 г. по делу № А56-8533/02).

Как списать топливо если нет путевых листов

В ходе проверки контролеры выяснили, что организация неправильно оформила путевые листы, а часть вообще уничтожила. Инспекторы сочли затраты на покупку ГСМ неподтвержденными. Арбитры согласились с таким мнением. Кроме того, они заявили, что путевые листы относятся к первичным документам и должны храниться не менее пяти лет. Этот срок установлен пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Нормы Минтранса

Существуют нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте. Они утверждены Минтрансом 29 апреля 2003 года № Р3112194-0366-03. Должна ли организация применять эти нормы при расчете налога на прибыль?

В Налоговом кодексе такого требования нет. Следовательно, фирма не обязана использовать именно эти лимиты. Кроме того, данные нормы утверждены для автотранспортных предприятий. Как пояснили столичные налоговики, их применяют для расчета зарплаты водителей, а также для планирования расходов на покупку ГСМ (письма УМНС по г. Москве от 23 сентября 2002 г. № 26-12/44873 и от 5 февраля 2003 г. № 26-12/ 7430).

В большинстве случаев фирме целесообразно установить собственные нормы. Для этого следует сделать контрольные замеры топлива, результаты оформить актом. Установленные нормативы нужно утвердить приказом директора.

Если разногласия с контролерами по поводу использования собственных норм все же возникли, то вам стоит обратиться в суд. Как показывает практика, арбитры встают на сторону предприятий. В качестве примеров можно привести постановления Федеральных арбитражных судов Уральского (от 10 июня 2002 г. по делу № Ф09-1180/ 02-АК) и Северо-Западного (от 5 марта 2002 г. по делу № А56-23095/01) округов.

Вычет по НДС

Еще одним проблемным моментом является возмещение НДС при покупке горюче-смазочных материалов за наличный расчет на АЗС. Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса, для зачета налога необходим счет-фактура. Обычно водитель на руки получает только чек. Следовательно, возместить НДС нельзя, даже несмотря на то, что в чеке сумма налога может быть выделена отдельной строкой. Такое мнение высказали, в частности, столичные налоговые инспекторы (письмо УМНС по г. Москве от 16 октября 2001 г. № 02-11/ 47100). В этом же доку- менте контролеры пояснили, что НДС можно учесть в стоимости ГСМ.

Чтобы воспользоваться вычетом и избежать споров с проверяющими, фирме целесообразно оплачивать ГСМ через расчетный счет. В этом случае поставщик выпишет счет-фактуру. Кроме того, сумма налога будет выделена в платежном поручении. Еще один плюс такого варианта расчетов – возможность получения скидки. Практика показывает, что поставщики нередко снижают стоимость топлива при безналичной оплате.

внимание

Путевой лист составляют на один день. На более длительный срок его выдают, только когда водитель выполняет задание в течение более одной смены (письмо Росстата от 3 февраля 2005 г. № ИУ-09-22/257).

Как списывать расходы на бензин

9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», все проводимые организацией хозяйственные операции должны оформляться на основании первичных учетных документов.

В настоящее время бухгалтерские нормативные документы не устанавливают предельных норм расходов на ГСМ, которые можно списывать на затраты. В бухгалтерском учете в расходы включается сумма всех фактических затрат организации (п.6 ПБУ 10/99).

При разработке норм расхода топлива организация может исходить из Норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденных Минтрансом России от 29 апреля 2003 года (Руководящий документ №Р3112194-0366-03 согласован с руководителем Департамента материально-технического и социального обеспечения МНС России и применяется с 1 июля 2003 года). Данная позиция также закреплена в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 4 сентября 2007 г. № 03-03-06/1/640.

Но имейте ввиду, что базовые Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте не являются нормативным правовым актом, а носят только рекомендательный характер. Но вероятность того, что налоговые органы все же будут ориентироваться при проверках на эти нормативы, достаточно высока.

Таким образом, организация может разработать обоснованные нормы расхода топлива, отличные от утвержденных Минтрансом России, и принимать согласно этим нормам расходы на ГСМ для целей налогообложения прибыли. Порядок расчета норм расхода ГСМ является элементом учетной политики организации. Нормы разрабатываются техническими службами самой организации, например на основании технической документации, актов контрольных замеров расхода топлива на километры пробега и др.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты налогоплательщика. Форма путевого листа легкового автомобиля утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 года № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» и является типовой унифицированной формой (типовая межотраслевая форма №3 «Путевой лист легкового автомобиля»).

Следовательно, для признания расхода по ГСМ необходимо наличие путевого листа, составленного на бланке унифицированной формы с заполнением всех обязательных реквизитов. При этом в Указаниях по применению и заполнению форм, утвержденных постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 года №78, сказано, что путевой лист действителен на один день (одну смену). На более длительный срок лист выдается в случае командировки, продолжительность которой более суток (смены).

Очень часто путевые листы оформляются не на одну поездку, а на более длительный срок, не указывается маршрут поездки, отсутствуют показания спидометра, что ведет к нарушению требований порядка отражения операций по учету ГСМ. Такие затраты нельзя отражать в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *