Сохранение памятников

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 N 73-ФЗ (последняя редакция)

25 июня 2002 года N 73-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 24 мая 2002 года Одобрен Советом Федерации 14 июня 2002 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 03.06.2005 N 57-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ (ред. 18.10.2007), от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 08.11.2007 N 258-ФЗ, от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 18.10.2010 N 277-ФЗ, от 30.11.2010 N 328-ФЗ, от 18.07.2011 N 215-ФЗ, от 16.11.2011 N 316-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 30.11.2011 N 348-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 12.11.2012 N 179-ФЗ, от 22.04.2013 N 63-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ, от 08.03.2015 N 50-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 29.12.2015 N 408-ФЗ, от 30.12.2015 N 459-ФЗ, от 09.03.2016 N 67-ФЗ, от 05.04.2016 N 95-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 07.03.2017 N 29-ФЗ, от 29.07.2017 N 222-ФЗ, от 29.12.2017 N 458-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ, от 18.12.2018 N 469-ФЗ, от 27.12.2018 N 532-ФЗ, от 21.02.2019 N 11-ФЗ, от 18.07.2019 N 186-ФЗ, от 24.04.2020 N 147-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 17.12.2009 N 313-ФЗ, от 13.12.2010 N 358-ФЗ, от 06.11.2011 N 301-ФЗ, от 03.12.2012 N 237-ФЗ, от 14.12.2015 N 366-ФЗ, от 19.12.2016 N 431-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Предметы регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
    • Статья 3. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации
    • Статья 3.1. Территория объекта культурного наследия, границы территории объекта культурного наследия
    • Статья 4. Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия
    • Статья 5. Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия
    • Статья 5.1. Требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия
    • Статья 6. Государственная охрана объектов культурного наследия
    • Статья 7. Права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
    • Статья 8. Содействие общественных и религиозных объединений в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия
  • Глава II. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
    • Статья 9. Полномочия федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
    • Статья 9.1. Полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации
    • Статья 9.2. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
    • Статья 9.3. Полномочия органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
    • Статья 10. Федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
    • Статья 11. Государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия
    • Статья 12. Государственные целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
    • Статья 12.1. Информация о состоянии и государственной охране объектов культурного наследия, содержащаяся в ежегодном государственном докладе о состоянии культуры в Российской Федерации
  • Глава III. Финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия
    • Статья 13. Источники финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия
    • Статья 14. Льготы, предоставляемые физическим или юридическим лицам, вложившим свои средства в работы по сохранению объектов культурного наследия
    • Статья 14.1. Льготы, предоставляемые физическим и юридическим лицам при передаче в аренду объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии
  • Глава IV. Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия
    • Статья 15. Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
    • Статья 16. Формирование реестра
    • Статья 16.1. Порядок выявления объектов культурного наследия
    • Статья 17. Утратила силу
    • Статья 18. Порядок включения объектов культурного наследия в реестр
    • Статья 19. Утратила силу
    • Статья 20. Ведение реестра
    • Статья 20.1. Особенности регистрации в реестре объектов культурного наследия, включенных в реестр в качестве объектов культурного наследия в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона
    • Статья 20.2. Информационное взаимодействие при ведении реестра
    • Статья 21. Паспорт объекта культурного наследия
    • Статья 22. Порядок изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия
    • Статья 23. Исключение объекта культурного наследия из реестра
    • Статья 24. Особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации
    • Статья 25. Основания для включения объекта культурного наследия в Список всемирного наследия и порядок представления соответствующей документации
    • Статья 26. Право на пользование информацией об объекте культурного наследия
    • Статья 27. Информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия
  • Глава V. Государственная историко-культурная экспертиза
    • Статья 28. Государственная историко-культурная экспертиза
    • Статья 29. Принципы проведения историко-культурной экспертизы
    • Статья 30. Объекты историко-культурной экспертизы
    • Статья 31. Финансирование историко-культурной экспертизы, порядок назначения и проведения историко-культурной экспертизы
    • Статья 32. Заключение историко-культурной экспертизы
  • Глава VI. Государственная охрана объектов культурного наследия
    • Статья 33. Цели и задачи государственной охраны объектов культурного наследия
    • Статья 34. Зоны охраны объектов культурного наследия
    • Статья 34.1. Защитные зоны объектов культурного наследия
    • Статья 35. Утратила силу
    • Статья 35.1. Распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях
    • Статья 36. Меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, принимаемые при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ
    • Статья 37. Утратила силу
    • Статья 38. Ограничение движения транспортных средств на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия
    • Статья 39. Утратила силу
  • Глава VII. Сохранение объекта культурного наследия
    • Статья 40. Сохранение объекта культурного наследия
    • Статья 41. Консервация объекта культурного наследия
    • Статья 42. Ремонт памятника
    • Статья 43. Реставрация памятника или ансамбля
    • Статья 44. Приспособление объекта культурного наследия для современного использования
    • Статья 45. Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия
    • Статья 45.1. Порядок проведения археологических полевых работ
    • Статья 45.2. Использование специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин в целях обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов
    • Статья 46. Утратила силу
    • Статья 47. Воссоздание утраченного объекта культурного наследия
  • Глава VIII. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия
    • Статья 47.1. Ограничения (обременения) имущественных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия
    • Статья 47.2. Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия
    • Статья 47.3. Требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия
    • Статья 47.4. Требования к обеспечению доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объекту культурного наследия, включенному в реестр
    • Статья 47.5. Приостановление доступа к объекту культурного наследия, включенному в реестр
    • Статья 47.6. Охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр
    • Статья 48. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия
    • Статья 49. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом археологического наследия и земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия
    • Статья 50. Ограничения в гражданском обороте объектов культурного наследия, находящихся в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 50.1. Особенности распоряжения объектами культурного наследия, включенными в реестр, выявленными объектами культурного наследия, находящимися в государственной или муниципальной собственности
  • Глава IX. Особенности возникновения и прекращения имущественных прав на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия
    • Статья 51. Основания возникновения права пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и права пользования выявленным объектом культурного наследия
    • Статья 52. Утратила силу
    • Статья 52.1. Предоставление объекта культурного наследия, включенного в реестр и находящегося в государственной собственности, в безвозмездное пользование
    • Статья 53. Утратила силу
    • Статья 54. Специальные основания прекращения права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок в границах территории объекта культурного наследия либо земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия
  • Глава X. Существенные условия договора аренды объекта культурного наследия и договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия (статья 55, статья 56). — Утратила силу
  • Глава X.1. Особенности государственной охраны отдельных видов объектов культурного наследия
    • Статья 56.1. Особенности государственной охраны объекта культурного наследия, являющегося жилым помещением или многоквартирным домом
    • Статья 56.2. Особенности государственной охраны памятников, являющихся произведениями монументального искусства
    • Статья 56.3. Особенности государственной охраны объектов культурного наследия, являющихся произведениями ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства
    • Статья 56.4. Особенности государственной охраны достопримечательных мест
    • Статья 56.5. Особенности государственной охраны историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов, включенных в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения
  • Глава XI. Историко-культурные заповедники
    • Статья 57. Историко-культурные заповедники
    • Статья 58. Порядок организации историко-культурного заповедника и определение его границы
  • Глава XII. Исторические поселения
    • Статья 59. Понятие исторического поселения
    • Статья 60. Градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении
  • Глава XIII. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
    • Статья 61. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
  • Глава XIV. Заключительные и переходные положения
    • Статья 62. Приведение нормативных актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
    • Статья 63. Срок и пределы действия нормативных актов об охране и использовании памятников истории и культуры Российской Федерации
    • Статья 64. Отнесение памятников истории и культуры к объектам культурного наследия соответствующей категории и к выявленным объектам культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом
    • Статья 65. Приведение нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом
    • Статья 66. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

чения производства по делам об административных правонарушениях не относится (-ятся) А)Арест транспортных средств Б)Домашний арест В)Доставление Г)Все перечисленные 3.Верны ли следующие суждения о Конституционном суде РФ и конституционных (уставных) судах регионов? А. Конституционный суд РФ и конституционные (уставные) суды регионов образуют единую вертикальную систему. Б. Предназначение Конституционного суда РФ и конституционных (уставных) судов регионов в обеспечении верховенства основного закона. 1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны 4.Верны ли следующие суждения о субъектах административной ответственности? А. Субъектом административной ответственности являются только должностные лица (руководители организаций и т. п. ) Б. Субъектом административной ответственности могут быть граждане не моложе 18 лет. 1) верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны 5.Судья Конституционного суда РФ П. составил заключение о юридических основаниях для рассмотрения обращения гражданина С. в Конституционном суде, которое обсуждалось на пленарном заседании. Это стадия конституционного производства А) Обращение в суд Б) Предварительное рассмотрение обращения секретариатом В) Предварительное рассмотрение обращения судьями Г) Судебное разбирательство 6.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «конституционное производство». Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию. Гласность, уставной суд, мировой судья, контроль, состязательность. 7.Гражданин М. не уплатил в установленный законом срок штраф за парковку автомобиля в неположенном месте. Ему была прислана повестка в суд и предписано явиться для рассмотрения его дела в суде. Найдите в приведённом списке позиции, соответствующие правовой оценке данной ситуации, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1)административный проступок 2)ответчик 3)административное судопроизводство 4)гражданское судопроизводство 5)нарушитель

Организации, занимающиеся охраной памятников культуры. Справка

В настоящее время охраной исторических памятников занимается Государственное управление по делам охраны древних памятников культуры.

В Китае существуют также ассоциации по охране памятников культуры и старины. «Китайская ассоциация по охране Великой китайской стены» занимается проведением исследований Великой китайской стены.

США

Основные задачи сохранения национального культурного наследия решаются в США через Министерство внутренних дел.

С августа 1916 года в системе Министерства внутренних дел США действует Служба национальных парков. В ведении Службы находится обширная сеть национальных парков, памятников (монументов) и исторических ландшафтов.

В 1978 г. при Министерстве внутренних дел была образована Служба охраны и восстановления национального наследия. Она призвана «поощрять и способствовать правительственной и частной деятельности по сохранению, развитию, поддержанию, воссозданию и использованию природных и культурных ресурсов на благо живущего и будущих поколений».

Охраной памятников истории и культуры в США занимается также ряд органов и специализированных организаций. Главную роль в координации мер по сохранению наследия прошлого и привлечению к этой деятельности общественности призван играть Национальный трест охраны памятников истории. Трест получил свой устав от Конгресса США в 1949 году как «благотворительная, филантропическая корпорация общественного участия в сохранении исторических мест, зданий и других объектов национального значения». Правление Национального треста состоит из генерального атторнея (министра юстиции США), министра внутренних дел, директора Национальной художественной галереи и еще шести членов, являющихся гражданами США и избираемых на срок до пяти лет. Основной функцией Национального треста является пропаганда национального наследия. Трест занимается также консультативной и научно-исследовательской деятельностью.

В августе 1955 года было образовано Консультативное управление национальных святынь г. Нью-Йорка, которое консультирует министра внутренних дел, а также способствует участию общественности в реабилитации, развитии и сохранении памятников национального значения, находящихся на территории Нью-Йорка или в его окрестностях.

В 1966 году в соответствии с Законом «Об охране памятников истории, имеющих национальное значение» был образован Консультативный совет по сохранению памятников истории. Члены Консультативного совета назначаются президентом США на четырехлетний срок не более двух раз. Совет консультирует президента и Конгресс США по вопросам, связанным с охраной исторических памятников, рекомендует мероприятия по координации деятельности федеральных, штатных и местных органов, частных организаций и отдельных лиц.

Законом 1985 года «О международной безопасности и развитии сотрудничества» была образована Комиссия по сохранению культурного наследия США за рубежом. Ее целью являются охрана и восстановление кладбищ, монументов и исторических сооружений.

Великобритания

В настоящее время вопросы, связанные с обеспечением сохранности, порядка содержания и использования памятников истории и культуры, находятся в сфере ведения различных государственных органов — Государственного секретаря по вопросам окружающей среды, транспорта и регионов, Государственного секретаря по вопросам культуры, средств массовой информации и спорта и частично Государственного секретаря по делам Уэльса.

В соответствии с Законом о национальном наследии 1983 года была образована независимая организация — Комиссия по историческим строениям и памятникам Англии «Английское наследие» (English Heritage). В Комиссию входят от 8 до 17 членов, назначаемых Государственным секретарем на срок до пяти лет. В состав Комиссии не могут входить депутаты парламента. В рамках Комиссии действуют два консультативных комитета: по памятникам старины и по историческим строениям. К целям и задачам Комиссии относятся: обеспечение охраны памятников старины и исторических строений Англии, содействие доступу общественности к охраняемым объектам, увеличение знаний о памятниках истории и исторических строений Англии. Подобная служба была создана при правительстве Уэльса. В Шотландии функции охраны культурного наследия выполняет Министерство развития.

Роль государственного управления объектами культурного наследия не является определяющей, основное значение имеют общественные организации и местные власти. Так, общеизвестен вклад частной собственности и частных вложений в систему наследия Великобритании, управление которыми осуществляет общественная организация — Национальный трест — крупнейший собственник исторических садов и парков, деревень, поместий, участков относительно девственной природы. Согласно действующему законодательству, продажа собственности треста возможна только с разрешения британского парламента, передача трасту частных поместий оставляет право пожизненного проживания в них бывших владельцев (что предотвращает их продажу случайным лицам), а передача земельных угодий предусматривает поддержку исторических форм фермерства.

Вопросами создания национальных парков и иных охраняемых территорий национального значения занимаются Государственный секретарь и специальные комиссии.

Германия

В ФРГ основные управленческие решения по охране наследия принимаются на уровне отдельных земель (субъектов федерации) и магистратов, которые имеют право принимать собственные законы по охране памятников, создавать соответствующие ведомства и определять полномочия различных органов управления в этой сфере.

Защитой и сохранением памятников истории и культуры занимается целая система органов. Высшим земельным органом защиты памятников является Министерство культуры земли. Подчиненными органами защиты памятников, которым передано право надзора за строительством в городах и общинах, являются общинные правления, а в районах земли — районные комитеты.

Деятельность по защите памятников подчиненные органы осуществляют по распоряжению высшего, земельного органа защиты памятников.

Специальным органом защиты памятников является Высшее ведомство земли по охране памятников. Земельное ведомство охраны памятников содействует популяризации сохранения памятников истории и культуры среди общественности. Министр культуры земли образует Консультативный совет по охране памятников. В данный совет входят по одному представителю от каждой специальной области, занимающейся защитой и сохранением памятников.

Франция

Охраной памятников истории и культуры ведают министр по делам культуры, префекты регионов, департаментов и мэры коммун.

В рамках Министерства культуры при Главном управлении архитектуры функционирует постоянная Комиссия по охране памятников культуры и искусства. В ее функции входит: подготовка мер, направленных на сохранение и реставрацию охраняемых памятников, а также поиски новых ценных исторических и культурных памятников, представляющих исторический или художественный интерес и потому подлежащих включению в список охраняемых. Комиссия, состоящая из четырех отраслевых секций, формируется из чиновников министерства и привлеченных специалистов (историков, архитекторов, искусствоведов).

Под председательством министра культуры функционирует Национальная комиссия по всеобщей инвентаризации памятников и художественных богатств. Комиссия готовит заключения и предложения по организации учетных работ и исследований в области материальной культуры. Она рассматривает вопросы, касающиеся общих задач и методологии этих исследований, а также вопросы издания и распространения научной информации.

Кроме комиссий в рамках Министерства культуры существует Национальная касса по охране памятников культуры и искусства, в задачи которой входит сбор средств, предназначенных для охраны памятников (помимо тех, которые ежегодно выделяются из государственного бюджета), и распоряжение этими средствами.

Помимо национальных органов по охране памятников истории и культуры существует система местных органов, занимающихся вопросами охраны памятников. При префектах регионов действуют региональные комиссии по историческому, археологическому и этнографическому достоянию

В 1970 г. были созданы высшая и департаментские комиссии по охране местностей и пейзажей, имеющих историческое, научное или художественное значение. Высшая комиссия является консультативным органом при министре культуры. Она состоит из представителей Парламента, Государственного совета и ряда ведомств, а также из четырех архитекторов и десяти иных специалистов. Комиссия имеет постоянную секцию, на которую возлагается подготовка вопросов к рассмотрению комиссией. Департаментские комиссии возглавляются префектом и. состоят из представителей ряда центральных и местных органов.

Норвегия

Государственное управление природным и культурным наследием Норвегии осуществляет Министерство окружающей среды. Культурным наследием саамов ведает особая структура — Совет по памятникам культуры саамов. В Норвегии существует достаточно жесткая государственная вертикаль в природоохранных органах, а в отношении культурных объектов наряду с государственными инстанциями большая роль принадлежит региональным властям (губерниям) и органам местного управления (коммунам).

Италия

Руководство деятельностью по охране и использованию археологического, художественного и природного достояния осуществляет Министерство по культурным ценностям и культуре.

На местном уровне органами Министерства по культурным ценностям являются специализированные дирекции по культурным ценностям и культуре, по архитектурным и ландшафтным ценностям, по историческому, художественному и демо-этно-антропологическому наследию, по археологическим ценностям.

В сфере охраны памятников в Италии действует много частных фондов, которые в основном занимаются сбором средств для финансирования проектов и культурных мероприятий.

В 1955 году была основана добровольческая некоммерческая организация «Наша Италия», действующая на территории всей страны. Целью ассоциации является защита исторического, художественного и природного достояния страны. Местонахождение ассоциации — Рим.

Польша

Вопросами культурного наследия в Польше занимаются Министерство культуры и национального наследия и Управление Генерального хранителя памятников, куда входит Служба охраны памятников. Аналогичные подразделения создаются на уровне воеводств под началом воеводы.

Вопросами территориального управления, включая создание охраняемых природных территорий, занимается Министерство окружающей среды и рационального природопользования.

Нидерланды

В Нидерландах существует Государственное управление по охране памятников, в котором есть отдел ветряных мельниц, существует «Голландское общество ветряных мельниц», которое борется с попытками богатых американцев вывозить мельницы в США.

Вышло в свет приложение к журналу «Приход» на компакт-диске «Обустройство, сохранение и строительство храма. Архитектурные, строительные и инженерные решения».

Компакт-диск включает статейные и иллюстративные материалы, посвященные обустройству, сохранению, восстановлению и строительству новых храмов. Материалы предназначены для настоятелей и членов приходов, в круг обязанностей которых входят эти вопросы.

Автором большинства статей и составителем данного издания является архитектор М.Ю. Кеслер, под руководством которого Архитектурно-художественным проектно-реставрационным центром Московского Патриархата АХЦ «Арххрам» разработан Свод правил «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» (СП 31-103-99).

Многие материалы были опубликованы автором на страницах журнала «Приход» и в настоящее время уже стали труднодоступными. В диск также вошли другие статьи, взятые из иных открытых источников и более полно раскрывающие круг обсуждаемых вопросов, в том числе духовные основы и традиции православного храмостроительства. Для желающих получить подробные сведения по рассматриваемым вопросам приводится список рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов.

Богатый иллюстративный материал поможет пользователям диска найти примеры архитектурных решений, элементов обустройства и благоукрашения храмов и часовен. Для подбора готового проекта прилагаются каталожные листы с указанием авторов, к которым можно обратиться для использования проекта.

Полная информация о диске приведена на сайте журнала «Приход» www.vestnik.prihod.ru.

***

Законодательство в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)

Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в ст. 3 говорит об объектах культурного наследия, которые являются недвижимым имуществом особого рода и с особым правовым режимом.

Согласно указанной статье к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, в т.ч. религиозного назначения, относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, эстетики, социальной культуры и являющиеся источниками информации о развитии культуры.

Объекты культурного наследия религиозного назначения в соответствии с указанным законом подразделяются на следующие виды:

  • памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (церкви, колокольни, часовни и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее — объекты археологического наследия);
  • ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений: храмовые комплексы, монастыри, подворья, некрополи;
  • достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе фрагменты градостроительной планировки и застройки; места совершения религиозных обрядов.

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

  • объекты культурного наследия федерального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
  • объекты культурного наследия регионального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
  • объекты культурного наследия местного (муниципального) значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Таким образом, под памятниками истории и культуры понимаются только объекты недвижимого имущества.

Однако многие из зданий и сооружений находятся в разрушенном состоянии, и их трудно назвать памятниками истории и культуры. Возникает вопрос, относятся ли разрушенные здания к памятникам культуры и какой процент разрушения необходим для того, чтобы констатировать их полное физическое уничтожение. Представляется, что этот вопрос должен быть решен в законодательстве более четко.

Объекты, признаваемые памятниками истории и культуры, подчиняются особому правовому режиму и находятся под особой правовой охраной. Для того чтобы тот или иной объект получил особую правовую охрану, необходимо чтобы он был признан таковым в установленном законом порядке. При этом следует иметь в виду, что каких либо объективных признаков для признания их таковыми не существует. Каждый раз этот вопрос решается в индивидуальном порядке на основании заключения специалистов.

Памятники истории и культуры могут находиться в собственности любого субъекта гражданских прав, однако большая часть памятников истории и культуры находится в федеральной государственной собственности. О невозможности государства предоставить адекватную охрану памятникам культуры свидетельствует тот факт, что за последние десять лет Россия по данным Министерства культуры утратила 346 памятников федерального значения.

В связи с этим давно ставился вопрос о необходимости передачи памятников культуры из федеральной собственности в собственность других субъектов гражданского права.

Особый режим был установлен для объектов культурного наследия религиозного назначения. Так, согласно п. 2 ст. 50 Закона об объектах культурного наследия объекты культурного наследия религиозного назначения могут передаваться в собственность только религиозным организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3 декабря 2010 г. вступил в действие Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Каким образом религиозные организации будут осуществлять должную сохранность передаваемых государством церковных ценностей — вопрос, который волнует не только музейных работников, но и сами церковные организации.

Забота о сохранении культурного наследия должна быть осознана как задача всей Церкви.

***

Государственная система охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)

Под государственной охраной объектов культурного наследия в Федеральном законе № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом.

В соответствии со ст. 8 указанного закона религиозные объединения вправе оказывать содействие федеральному органу исполнительной власти, специально уполномоченному в области государственной охраны объектов культурного наследия, в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контроль за сохранностью объектов культурного наследия осуществляет образованная в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 301 Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, которая является федеральным органом исполнительной власти. Она находится в ведении Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Согласно п. 5.1.3 указанного постановления она осуществляет государственный контроль за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются:

  • федеральный бюджет;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации;
  • внебюджетные поступления.

На заседании рабочей группы при Президенте РФ по вопросам восстановления объектов культурного наследия религиозного назначения, прошедшем 17.06.2011 в Кремле, Патриарх Кирилл рассказал о проблеме финансирования реставрации разрушенных святынь России. В рамках федеральной целевой программы «Культура России (2006-2011 годы)» выделяется 1,2-1,4 млрд. руб. в год на более чем тысячу только религиозных объектов, которые необходимо восстанавливать. В реальности на восстановление церквей и монастырей необходимо около 100 млрд. руб. Патриарх Кирилл подчеркнул, что никто не просит выделить такие деньги в ближайшее время, «нужно соотносить финансирование с реальными потребностями», однако если уровень вложений останется таким же, то пока будут восстанавливаться одни памятники, многие другие будут окончательно утрачены. Находящиеся в руинах храмы просто не смогут дождаться своей очереди — примеры можно найти в Ярославской и даже Московской областях.

«Что касается сохранения нашего культурного наследия, то это, конечно, в первую очередь забота государства, хотя не следует снимать ответственность и с Церкви, и с соответствующих институтов гражданского общества», — подчеркнул Предстоятель на заседании в Кремле.

Чтобы сделать программу «Культура России» эффективнее, Патриарх предложил сократить перечень заявок и сконцентрироваться на тех объектах, которые уже начали реставрировать. «Нам лучше довести до конца то, что мы начали, чем брать новые объекты и таким образом подвергать риску всю программу», — подчеркнул он.

Патриарх также не исключил возможности выделения других приоритетов при выборе храмов, требующих реставрации. Например, можно больше внимания уделять восстановлению храмов, история которых привязана к историческим именам, датам, событиям, предложил Патриарх. Также разумно восстанавливать памятники, ставшие центрами паломничества и туризма.

В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.

Реестр представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра.

Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.

В соответствии с законом реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном Федеральным законом.

В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» разработан Свод реставрационных правил (СРП, 2007), включающий рекомендации по всем видам научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, направленных на исследование и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Свод реставрационных правил отвечает требованиям Распоряжений Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры).

Однако наличие подобного документа не дает гарантии профессионального подхода к реставрации культурного наследия. Защитить памятники России от… реставраторов. Такой призыв прозвучал на пресс-конференции, которую провели в Москве ведущие специалисты отечественной реставрационной отрасли. И это не парадокс. Пока государство доверяет восстановление шедевров архитектуры и искусства непрофессионалам — культурное наследие страны находится под угрозой. Причина — в несовершенстве законодательства. Согласно федеральному закону № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», принятому в 2005 г., должен проводиться конкурс среди реставрационных фирм. Выиграть его могут все, у кого есть лицензия, получить которую не так сложно. В результате один и тот же объект реставрируют совершенно разные организации. Есть фирмы, которые специализируются на выигрывании конкурсов и потом продают субподряд исполнителям. Если раньше проблема была в том, что на реставрацию не было денег, и памятники разрушались от времени, то теперь деньги есть, но каждый год достаются разным фирмам. Шедевры древнерусской архитектуры гибнут от слишком частой смены «опекунов», которые ради лакомого кусочка уменьшают сроки работ, занижают цены.

Закон создавался для того, чтобы избежать коррупции в распределении госзаказов. Но на практике привел к появлению фирм-однодневок, которые заинтересованы не в сохранении памятников, а только в освоении бюджетов.

Маршруты туристских путешествий охватывают посещения и ознакомления с памятниками истории и памятными местами соответствии с. Законом об охране и использовании памятников истории и культуры эти объекты и является общенациональным достоянием и должны служить цели развития науки, народного образования и культуры, идейного, интернационального и эстетического воспитанияя.

Виды памятников истории и культуры

К ним относятся: 1) памятники истории (здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями, развитием общества и государства, науки и техники, культуры и быта народ дев, с жизнью известных политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства)

2) памятники искусства (произведения монументального, изобразительного декоративно-прикладного и иных видов искусства);

3) памятники архитектуры и градостроительства (сооружения общественного, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площадь ни, улицы, остатки древних планировок и застроек городов и других населенных пунктов)

4) памятники археологии (городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, места захоронения, каменные отпечатки, наскальные изображения, старинные предметы)

К памятникам истории и культуры в зависимости от конкретных обстоятельств могут относиться и другие объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность

Правила посещения и ознакомления с памятниками истории и культуры

Осматривая памятники истории и культуры, необходимо проявлять высокую сознательность, соблюдать чистоту, тишину и порядок недалеко от памятных мест нельзя устанавливать туристский бивак, проводить гу ученики взлеты, игры, делать на памятниках надписьи.

Достопримечательности (в т ч различные сооружения, памятные места, отдельные предметы) могут находиться в собственности государственных, кооперативных и общественных организаций, а также в личной собственности отдельных граждан. Водноча ас продажа, дарение или отчуждение памятников истории и культуры разрешается при обязательного предварительного согласования с государственными органами памятников. Поэтому присвоение или самовольное передачи даже д ля пополнения экспозиции музея туристского клуба предметов, имеющих историческую или художественную ценность, недопустимтиме.

Собирание старинных документальных памятников, произведений древнего живописи и декоративно-прикладного искусства возможно лишь при наличии специальных разрешений, полученных через архивные органы и органы минис. Министерства культуры. Туристам запрещено своими действиями изменять окружающую среду, ландшафт, которые являются единым целым с архитектурными памятниками.

Самодеятельные раскопки и проведение исследований археологических памятников возможна только по специальным разрешениям (открытыми письмами)

Разведка и учет памятников истории и культуры

В процессе путешествия туристы могут обнаруживать неизвестные специалистам памятники истории и культуры. В условиях туристского похода чаще всего это небольшие сооружения: здания, исторические хутора, лесные замки, партизан. НСК землянки, старые плотины, мельницы, штольни, амбары тощо.

В походе целесообразно организовать опрос местного населения для выявления у него предметов старины, произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, рукописей, коллекций, редких друков ванных изданий и других предметов и документов, которые соответствуют статусу исторических и культурных памятников. При этом вновь открывшиеся объекты, которые могут иметь историческую, научную, художественную ценность, в зьясува ния вопрос об их государственный учет как памятников истории и культуры подлежат регистрацї.

Туристским группам, которые хотят принять участие в поисках древностей, необходимо предварительно проконсультироваться в местных отделениях. Общества охраны памятников истории и культуры. При необходимости мож жна получить консультацию у ведущих научно-исследовательских организациях:. Институте истории и археологии. Академии наук Украины,. Министерства культуры и туризма Украины. При поиске памятников туристы дол. УНИ пользоваться специальной формой описания (паспортом на памятник). При его отсутствии, чтобы зарегистрировать объект, можно ограничиться фотографиями и зарисовками из характерных точек с изображением общего вида и коротким описанием достопримечательности, где указано его состояние, современное использование. В этих документах должны быть помещены сведения о лице, которая нашла место, а также о местных жителях из чьих слов был описан объ’єкт.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *